Минэнерго не хочет завершать налоговый маневр в нефтянке

Минэнерго не хочет завершать налоговый маневр в нефтянке

Российским энергетическим Министерством была высказана негативная позиция в вопросе о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли до 2025 года. Об этом заявил Алексей Текслер, первый замминистра энергетики. Он также подчеркнул, что отсутствие стабильности фискального типа приводит к основным проблемам для нефтеперерабатывающего рынка.

«Наша идея связана с отказом от проведения каких-либо маневров. Рынку требуется понятный стабильный фискальный режим на перспективу ближайших семи лет, когда нам требуется запуск единого нефтяного и газового рынка для ЕАЭС. Нужно сохранить пошлину на экспорт и стабилизировать акцизы. Это будет выступать как мера поддержки рынка нефтепереработки, а также улучшит инвестиционный климат», — рассказывает Текслер.

Он также добавил, что если говорить о поддержке отдельных проектов, которым требуется помощь или содействие, то такую помощь можно организовать, используя возвратную основу по тем механизмам, которые пока не обсуждались.

Напомним, что российским правительством на протяжении уже нескольких лет ведется обсуждение проведения налогового маневра в нефтяной сфере. В его рамках предполагается в несколько этапов снизить пошлину на экспорт, вплоть до ее обнуления, и одновременно с этим повысить налогообложение на добычу. Это позволит обзавестись дополнительными ресурсами для бюджета, однако приведет к увеличению нагрузки на НПЗ, которые, как уверяет Минэнерго, не успевают завершать свои модернизационные планы.

На данный момент, если верить оценкам профильного министерства, на российской территории проведена модернизация чуть более половины НПЗ. Действующая пошлина на экспорт, по большому счету воспринимается в качестве субсидии, с помощью которой можно сделать маржинальность их работы минимальной. Минфин настаивает на том, что маневр должен быть завершен, при этом предоставляться будет поддержка только для переработчиков эффективного порядка, а не для тех, кто пользуется общей льготной системой и вывозит едва переработанную нефть как нефтепродукт.

Напомним, что в начале года министерствами по правительственному поручению были представлены свои предложения, которые, по их мнению, могут стимулировать дальнейшую модернизацию НПЗ. Кирилл Молодцов, занимающий пост замминистра энергетики, отметил, что Минэнерго предлагается комплексная проработка четырех направлений в рамках поддержки нефтепереработки. Минфином указывается, что в минэнергетических предложениях отсутствуют финансовый источник. В свою очередь им предлагается использовать для НПЗ модернизации частично дополнительные доходы, которые появятся в бюджете после того, как налоговый маневр подойдет к концу. Но это в свою очередь опасно убытками для нефтепереработки.

Минэнерго не хочет завершать налоговый маневр в нефтянке

Нефтяные компании попросили премьер-министра Дмитрия Медведева отложить налоговый маневр в отрасли. Письмо с предложениями компаний подписал гендиректор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор Рябов, оно было отправлено 26 марта (копия есть у РБК). В Ассоциацию входят более 200 НПЗ, включая заводы «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза», пояснил РБК сам Рябов, подтвердив, что такое письмо отправлено. Получить комментарий в пресс-службе премьер-министра не удалось.

В 2015–2017 годах в России случился «неоправданный обвал инвестиций» в нефтепереработку и нефтехимию, вложения снизились в два раза, пишет Рябов, утверждая, что из-за «постоянного изменения налоговой нагрузки работать и привлекать инвестиции в модернизацию НПЗ невозможно». ​

Ассоциация просит Медведева снизить налоговую нагрузку на переработку, отказаться от ежегодного повышения ставки НДПИ и сохранить экспортную пошлину на нефть минимум на пять лет. Налоговая нагрузка на моторное топливо сейчас составляет 65%, нефтепереработка убыточна, и изменение пошлин усугубит ситуацию, объяснил Рябов РБК.

Представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» не ответили на запросы РБК.

Минфин несколько лет готовит налоговый маневр в нефтяной отрасли. Он предполагает обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ. В конце декабря замминистра финансов Илья Трунин говорил, что решение должно быть принято «как можно скорее», возможно, с 2021 года (цитата по «Интерфаксу»).

Обнулив экспортные пошлины, Минфин лишит российские НПЗ так называемой таможенной субсидии — разницы между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты. Эту субсидию Минфин оценивает в 600 млрд руб. в год, заявил 22 марта директор департамента Минфина Алексей Сазанов.

Размер поддержки всем российским НПЗ в 2005–2016 годах более чем в пять раз превысил инвестиции в модернизацию в это время, а значит, механизм такой поддержки неэффективен, нужно поддерживать заводы адресно, говорил Сазанов. По данным аналитиков Vygon Consulting, в 2011–2017 годах нефтяники инвестировали в модернизацию заводов 2 трлн руб. (то есть в среднем по 300 млрд руб. в год). Минфин предлагает ввести отрицательный акциз на нефть (государство будет возвращать нефтяникам часть стоимости нефти), но только для заводов, которые поставляют на внутренний рынок топливо класса Евро-5. В качестве стимулов для модернизации Минфин предлагает предоставить заводам, которые построили установки глубокой переработки нефти (гидрокрекинг, каталитический крекинг, замедленное коксование), дополнительные вычеты на нефть. Для того чтобы не допустить роста цен на топливо на внутреннем рынке, нужно снизить акцизы на топливо на 2–3 руб. на литр, объяснял Сазанов. Сейчас например, акциз на бензин Аи-95 составляет 8,4 руб. за литр.

Минэнерго против предложений Минфина: по словам министра энергетики Александра Новака, маневр нужно завершать не раньше 2023 года, после окончания модернизации заводов. 22 марта опасения по поводу завершения маневра выразил и глава Общественного совета Минэнерго и предправления Сбербанка Герман Греф. «Практически все заводы реконструировались на наши деньги. И у нас есть большой шанс стать владельцами большого количества НПЗ, потому что первый маневр (проводился в 2015–2017 году​, пошлины на светлые нефтепродукты снизились, а НДПИ вырос) привел к тому, что у них рентабельность в два раза упала. И все бизнес-планы, под которые брались деньги, улетели просто в тартарары», — объяснил Греф. По его словам, модернизация каждого завода стоила от $1,5 млрд, и «сегодня так подвести инвесторов — это большая проблема».

Пока дискуссия между Минфином, Минэнерго и нефтяниками продолжается, решений нет, говорит федеральный чиновник.

В 2017 году маржа переработки российского НПЗ в среднем составляла $3 за баррель, примерно в два раза ниже, чем в Европе, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Привлекательность реализации новых инвестпроектов упала, и нужны дополнительные стимулы для модернизации, считает он. Но пересмотр налоговой системы требует безупречной настройки новых параметров, которых слишком много (цены на нефть, курс рубля по отношению к доллару, величина премий/дисконтов внутреннего рынка и т.д.), между собой они не связаны, и предсказать их сложно, говорит Борисов. Решения нужно детально проработать и внедрять постепенно, заключает эксперт. Изменение валютных курсов, внешних цен и т.д. даже по отдельности дают погрешность для отрасли более 100 млрд руб. в год, говорил в начале февраля директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов (цитата по «Интерфаксу»).

Представители Минфина и Минэнерго не ответили на запросы РБК.

Минэнерго и Минфин продолжают спор о налоговом маневре в нефтянке

МОСКВА (Рейтер) – Минэнерго и Минфин продолжают спор о налоговом маневре в нефтянке, который предполагает обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение НДПИ.

Министр энергетики РФ Александр Новак сказал в среду, что его ведомство против предложений Минфина.

“Мы не предлагаем, как министерство энергетики, никаких налоговых маневров, связанных со снижением экспортной пошлины и увеличением НДПИ с механизмом обратного акциза. Мы, наоборот, в данном случае выступаем оппонентом предложения министерства финансов”, – сказал Новак в Общественной палате.

“Мы считаем, что такой налоговый маневр может быть после того, как закончится модернизация всех нефтеперерабатывающих заводов и не ранее 2023 года”, – добавил он.

Аргументы Минфина – сейчас нефтепереработка фактически субсидируется бюджетом.

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов оценивает ущерб от промедления с нефтяным налоговым маневром в 1 триллион рублей. Основная часть субсидии, по его словам, приходится на НПЗ, которые получили 600 миллиардов рублей, 140 миллиардов рублей бюджет потерял из-за поставок в Белоруссию, которая получает нефть по внутрироссийским ценам без пошлин, а 300 миллиардов рублей – из-за сдерживания цен на внутреннем рынке.

“Размер предоставленной поддержки всем НПЗ России за 2005-2016 годы более чем в 5 раз превышает инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли за этот же период. Это говорит о неэффективности применяемого механизма государственной поддержки отрасли”, – сказал Сазанов в среду.

“. Несправедлива и ситуация при которой коллеги по ЕврАзЭс получают нашу нефть и нефтепродукты без пошлин, реэкспортируют их, и пошлины с них уже отправляют в свой бюджет. Поддерживать коллег надо, но нужно использовать явные, счетные формы поддержки – займы, кредиты, покупку финансовых активов” – добавил чиновник.

Избавиться от неэффективных субсидий можно, завершив налоговый маневр – полностью обнулив пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, которые компенсирует рост НДПИ, считает Минфин. По мнению финансового ведомства, это можно было бы сделать уже в следующем году.

По словам Сазанова, чтобы минимизировать риск роста цен на внутреннем рынке, Минфин предлагает понизить акцизы на нефтепродукты на 2-3 рубля на литр, а также ввести отрицательный акциз на тонну переработанной нефти для заводов, которые поставляют на внутренний рынок нефтепродукты, соответствующие требованиям технического регламента на моторные топлива.

Правительство начало проводить налоговый маневр в нефтянке в 2015 году, постепенно снизив пошлину до 30 процентов от цены на нефть и увеличив ставку НДПИ на нефть. Минфин хотел закончить его в 2017 году, но против отмены пошлин выступили Минэнерго и нефтяники.

В среду премьер Дмитрий Медведев сказал, что правительству предстоит решить вопрос о завершении налогового маневра в отрасли, сообщили российские агентства.

Параллельно Минфин и Минэнерго уже много лет обсуждают новый налоговый режим в нефтяном секторе – налог на добавленный доход.

Российские власти хотели запустить пилотные проекты с переходом на НДД с января 2018 года, но дискуссия вокруг нового налога, который будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку, затянулась.

Новая система налогообложения нефтяной отрасли первоначально задумывалась как избавление от безсистемного распределения льгот нефтяникам. Она стала предметом долгих споров Минфина и Минэнерго о сроках и параметрах перехода, и о параллельных льготах для обводненных месторождений.

(Олеся Астахова. Текст Дарьи Корсунской и Андрея Кузьмина)

Источники:
http://www.rbc.ru/business/02/04/2018/5abb89ea9a79473d7ffa00de
http://ru.investing.com/news/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0/article-537240
http://cod34.ru/v-rossii/v-minenergo-ne-soglasny-s-protivopostavleniem-interesov-neftyanikov-i-gosudarstva-67868.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: