Кабмин уточнил, как бюджетные кредиты будут выдаваться регионам с большими долгами

Кабмин уточнил, как бюджетные кредиты будут выдаваться регионам с большими долгами

Российским правительством для регионов, которые отличаются высоким уровнем долговой нагрузки, были установлены дополнительные условия, связанные с получением кредитов из бюджета федерального уровня на текущий год. С соответствующим постановлением можно ознакомиться на кабминовском сайте.

Подчеркивается, что условия дополнительного порядка устанавливаются для регионов, у которых нет права на получение дотации, чтобы выровнять обеспеченность бюджетного типа. Властями таких регионов должен быть утвержден план, связанный с устранением до начала будущего года льгот неэффективного порядка. Речь идет о налоговых ставках, которые были понижены. Кроме этого, требуется план по отмене с начала будущего года «расходных обязательств, которые не имеют связи с вопросным решением того, что по законодательству не причисляется к полномочиям органов госвласти федеративных субъектов. Дополнительно требуется программа, в которой будет прописано, как на ближайшие два года будет оптимизирована бюджетная расходная статья. Регионам предлагаются дополнительные обязательства, связанные с достижением определенных показателей, связанных с экономическим развитием.

Речь также идет об условиях, по которым будут предоставляться кредиты бюджетной направленности регионам, которые имеют большие долги по заимствованиям рыночного типа, или же в рамках которых сменилось высшее должностное лицо. Таким федеративным субъектам придется каждый год сокращать объем госдолга как минимум на пять процентов. А уже к 2021 году доля задолженности по обязательствам рыночной направленности должна быть снижена до уровня не более чем в половину от доходов бюджета региона. Учитываться безвозмездные поступления за 2021 год не будут. Регионам потребуется передавать органу Федерального казначейства полномочия, связанные с учетом обязательств бюджетного уровня и санкционированием оплаты обязательств получателей средств из регионального бюджета.

«С помощью принятых решений можно будет усилить ответственность органов государственной власти субъектов Федерации в связи с управлением государственным долгом регионального уровня с учетом финансовой помощи, которая оказывается в виде кредитов бюджетной направленности из бюджета федерального уровня. Кроме этого, можно будет снизить риски, чтобы в дальнейшем не был увеличен объем таких региональных долгов», — подчеркивается в документальной справке.

Кабмин ужесточил условия по бюджетным кредитам

Москва, 27 сентября – “Вести.Экономика”. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, устанавливающее дополнительные условия для предоставления кредитов из федерального бюджета. Соответствующий документ размещен на сайте кабмина.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Фото: EPA/IGOR KOVALENKO

Действие документа распространяется на субъекты Российской Федерации, которые не являются получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, но имеют высокий уровень долговой нагрузки.

Согласно постановлению теперь такие регионы обязаны утвердить план по устранению с 1 января 2018 г. неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам), а также план по отмене установленных регионом расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, относящихся к полномочиям органов государственной власти субъектов федерации.

Кроме того, регионы должны будут утвердить программу оптимизации расходов бюджета на 2017-2021 гг.

“Одновременно для таких регионов устанавливаются дополнительные обязательства по обеспечению достижения показателей экономического развития субъектов федерации”, – следует из постановления правительства.

В документе уточняются условия предоставления бюджетных кредитов регионам с высоким уровнем задолженности по рыночным обязательствам, а также регионам, где произошла смена высшего должностного лица. В частности, таким регионам потребуется сократить объем госдолга субъекта федерации в номинальном выражении не менее чем на 5% ежегодно. Регионы также должны сократить долю общего объема задолженности по рыночным обязательствам до уровня не более 50% суммы доходов регионального бюджета (без учета безвозмездных поступлений за 2021 год) к 1 января 2021 г.

Ожидается, что принятые решения “позволят усилить ответственность органов государственной власти субъектов федерации за управление государственным региональным долгом с учетом оказываемой финансовой помощи в виде бюджетных кредитов из федерального бюджета”. Кроме того, как отмечается в постановлении, это поможет снизить риски дальнейшего увеличения долгов регионов и неполного финансирования первоочередных расходов.

Как сообщали “Вести.Экономика”, долговая нагрузка регионов в целом снижается: сейчас госдолг регионов составляет 2,2 трлн, и он упал с начала года на 6% по состоянию на 1 сентября. При этом ожидается его дальнейшее снижение.

Программа бюджетных кредитов была запущена 10 лет назад, но теперь она сворачивается. Регионы будут получать не кредиты, а реструктуризацию новых долгов. Реструктуризация будет проводиться на 7-12 лет, а выплаты в первые два года будут минимальными.

Министр финансов Антон Силуанов заявил на правительственной комиссии по развитию регионов, что общий объем погашения бюджетных кредитов регионами в следующие три года составит 736 млрд руб.

Реструктуризация позволит гасить кредиты в размере не более 5% объема основного долга в 2018-2021 годах, в 2021 г. сумма увеличится до 10%, а затем вырастет до 20%.

В результате общая сумма высвобожденных ресурсов за счет снижения бюджетной нагрузки за два года составит 428 млрд руб., в том числе в 2018 г. – 250 млрд руб., в 2021 г. – 177 млрд руб.

Такие привлекательные условия призваны существенно снизить долговую нагрузку на регионы в ближайшие годы. В начале 2016 г. доля бюджетных кредитов составляла 35%, тогда как сейчас она увеличилась до 49%.

В основном эти изменения связаны с падение доли кредитов банков с 41% в начале 2016 г. до 25% в настоящее время.

Бюджетные кредиты выгодны региональным властям, так как фактически являются недорогим источником финансирования.

Общий долг сильнее всего растет у тех регионов, кто более активно размещает облигации: Якутия, Самарская область, Красноярский край. Но даже здесь замещение имеет очевидную тенденцию.

Наиболее высокие доли бюджетных кредитов у Рязанской области, Адыгеи и Дагестана.

Регионы с долей бюджетных кредитов более 70%

Регион Объем бюджетных кредитов, млрд рублей Доля бюджетых кредитов, %
Ставропольский край 22,6 72%
Волгоградская область 21,7 72,30%
Амурская область 20,6 74,80%
Рязанская область 18 77,10%
Дагестан 13,7 76,60%
Новгородская область 11,4 73,70%
Калининградская область 11,35 71,40%
Брянская область 8,7 73,90%
Калмыкия 2,8 76,50%
Адыгея 2,3 76,70%

Ставка по бюджетному кредиту менее 1%, поэтому отказ от такого кредитования ударил бы по экономически слабым, дотационным и дефицитным регионам. В первую очередь речь идет о Мордовии, Хакасии, Карелии, Костромской области. Им было бы очень сложно перейти к рыночным ставкам, которые в 7-10 раз выше, а размещать облигации, учитывая их экономическое и финансовое состояние, также мало реально. То есть бюджетные кредиты для них – единственный выход, но даже дешевые кредиты оказываются неподъемными.

Большая часть бюджетных кредитов должна быть погашена до 2021 г.

Особенно это важно для проблемных с точки зрения экономики регионов, так как в 2018-2021 гг. им будет значительно проще. Высвобожденные ресурсы будут направлять на важные расходы: создание рабочие мест, модернизацию инфраструктуры. Кроме того, можно дальше сокращать долю “дорогих” банковских кредитов, дополнительно снижая долговую нагрузку.

При этом у правительства появляется больше возможностей по работе с бюджетной дисциплиной регионов, предъявлять более жесткие требования. С другой стороны, сейчас очевидна тенденция к снижению рыночных ставок, поэтому в перспективе 7-12 лет, которые может длиться реструктуризация, она может оказаться не такой уж выгодной. Но в настоящее время альтернативы этому нет, особенно для слабых субъектов РФ.

Остальные вполне могут обратиться к долговому рынку, что они и делают. За 8 месяцев 2017 г. регионы разместили облигации на 64,5 млрд руб. Ставки снижаются, поэтому условия для размещения в будущем будут еще лучше.

Для проблемных регионов, где налоговая база и неналоговые платежи не будут расти быстрее инфляции в 2018-210 гг., реструктуризация будет еще более выгодной и длительной: она растянется до 2029 г.

Весьма актуальное решение, учитывая проблемы у некоторых регионов, связанные с доходами. Впрочем, в среднем в первом полугодии рост доходов от налога на прибыль составил 12,4%, от НДФЛ – 8%. К 2021 г. ситуация должна стать позитивнее, так как регионы постепенно выходят из кризиса.

Очевидно, что практически всем регионам реструктуризация будет выгодна. Без этой реструктуризации регионам бы пришлось еще сильнее наращивать долг, для того чтобы просто погасить старые бюджетные кредиты.

Одновременно это важный сигнал для губернаторов и глав субъектов, предполагающий, что постоянная бюджетная подпитка не бесконечна и больше дешевых кредитов не будет. Активное кредитование из бюджета привело к тому, что в регионах снизилась важность и эффективность долговой политики, так как всегда была возможность обратиться за этими бюджетными кредитами. Теперь же, наряду с реструктуризацией, регионам предстоит тщательнее взвешивать все свои решения по привлекаемому финансированию.

Программа реструктуризации долга регионов. Общий эффект

Совсем другой вопрос в том, что высвобожденные объемы сами по себе никак не снимают необходимости привлечения финансирования. Калужская область, например, дополнительно сможет использовать 15,7 млрд в 2018-2021 гг., Смоленская область — 12 млрд руб., Краснодарский край — 10,7 млрд руб., Ульяновская область — 3,8 млрд руб.

Этого, например, недостаточно для финансирования относительно крупных инфраструктурных проектов, чья стоимость в среднем начинается от $200 млн. Скорее речь будет идти о том, что латать небольшие дыры в расходной части бюджетов, давая возможность регионам не экономить на важных расходах, стимулирующих экономику и потребление.

За счет чего будет расти экономика?

С 1 января 2018 г. будет запущена программа реструктуризации накопленных бюджетных кредитов регионов на 7-12 лет. Об этом заявил Владимир Путин на заседании президиума Госсовета.

На прошлой неделе перед правительством президент Владимир Путин поставил непростую задачу – создать новый двигатель российской экономики, выраженный в привлечении финансирования для инфраструктурного строительства. Но это не должны быть бюджетные деньги или деньги на рыночных условиях.

А в декабре прошлого года глава государства заявил о необходимости разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 г. По его мнению, этот план должен способствовать темпам роста ВВП выше мировых уже к 2021-2021 гг.

Но из-за неясных перспектив на нефтяном рынке, западных санкций и общей ситуации в экономике рост не может быть достигнут за счет привлечения масштабных инвестиций, как внешних, так и внутренних.

Путин сам назвал главным инструментом развитие инструментов государственно-частного партнерства, особенно в сегменте строительства и инфраструктуры, а также проектное финансирование.

Понятно, что в бюджете нет средств для финансирования инфраструктурных проектов, поэтому было принято решение применять так называемую инфраструктурную ипотеку. Фактически это аналог частно-государственного партнерства, где государство гарантирует поддержку при строительстве этой инфраструктуры, а оплата поступает вместе с ее использованием.

Оплачиваться эта “инфраструктурная ипотека” будет как раз из бюджетов разных уровней и инфраструктурных монополий.

Примечательно, что согласно проекту бюджета на 2018 г. и на плановый период 2021 и 2021 гг., подготовленный Минфином, внешний долг России за эти годы вырастет на $20 млрд.

К 1 января 2021 г. верхний предел внешнего долга составит 72 млрд, тогда как в бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2021 гг. этот предел был установлен на уровне $53,6 млрд.

Но это не так критично, так как даже при таком росте общий размер госдолга на выйдет за пределы 20% ВВП, в том числе за счет сокращения внутреннего долга. По предварительным оценкам, к концу 2017 г. госдолг достигнет 12,6 трлн руб., или 13,6% ВВП.

Проект бюджета призван решить сейчас две задачи, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева. Речь идет о выполнении социальных обязательств и экономическом росте, однако именно по этим статья наблюдается самое большое сокращение.

По социальной политике сокращение планируется на 7,8% по сравнению с текущим годом – с 5,071 трлн до 4,703 трлн руб., при этом расходы на выплату пенсий снизятся на 12,9% с 3,651 трлн до 3,233 трлн руб.

На поддержку российской экономики будет потрачено на 13% меньше: всего 2,263 трлн руб. вместо 2,558 трлн.

При этом финансирование армии (“национальная оборона”) и полиции (“национальная безопасность и правоохранительная деятельность”) усиливается. На эти цели будет потрачено 5,121 трлн руб., или на 5,5% больше.

Расходы на образование и здравоохранение остаются практически на прежнем уровне.

Госдолг будет наращиваться, как и будут расти расходы на его обслуживание. Увеличение на 17,5% предполагает, что на оплату процентов Минфин отдает 845 млрд руб., или каждый двадцатый рубль. Наращивать госдолг же придется из-за необходимости финансирования дефицита.

Резервный фонд будет исчерпан в 2017 г., остается только Фонд национального благосостояния и займы. В результате дефицит бюджета на 2018 г. запланирован в размере 1,37% ВВП (1,332 трлн руб.), что почти вдвое меньше, чем в 2017 г., при объеме доходов бюджета в 15 трлн 182 млрд руб., расходов — 16 трлн 514 млрд руб.

Фактически весь рост экономики должен обеспечиваться этой “инфраструктурной ипотекой”, так как на ближайшие годы правительство планирует тратить даже меньше, чем раньше. В такой ситуации стремление сократить зависимость регионов от бюджетных кредитов понятно, как и необходимость стимулирования наращивания их инвестиционной привлекательности и бюджетной дисциплины.

Источники:
http://www.vestifinance.ru/articles/91580
http://neftegaz.ru/news/gosreg/209275-v-gosdumu-rf-vnesen-zakonoproekt-o-prodlenii-povyshennoy-stavki-ndpi-i-indeksatsii-aktsizov/pr/mr/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: