Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 “Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изменениями и дополнениями)
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14
“Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
С изменениями и дополнениями от:
17 марта 2016 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 “О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг” (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.05.2011, N 22, ст. 3169) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок информация, подлежащая размещению в указанной системе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
3. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 24.07.2012 N 498 “Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2012 N 25073).
4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36262
Обновлен административный регламент по рассмотрению жалоб при размещении государственных (муниципальных) заказов.
Это обусловлено в т. ч. принятием нового Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Данную госфункцию, как и прежде, исполняют ФАС России и ее территориальные органы (далее – контрольные органы).
Срок рассмотрения жалобы также не изменился и составляет не более 5 рабочих дней с даты ее поступления. Иные действия, связанные с этим, осуществляются в сроки, установленные Законом.
Информация о поступлении жалобы, ее текст, данные о месте, дате и времени ее рассмотрения, вынесенные решения, предписания публикуются в единой информационной системе в сфере закупок (до ее ввода в эксплуатацию – на официальном сайте Российской Федерации для раскрытия информации о размещении заказов).
Жалоба рассматривается по существу на заседании специальной комиссии. На нем выступают заявитель, лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также те, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением жалобы. Кроме того, могут привлекаться эксперты, представители органов госвласти, свидетели. Проводится внеплановая проверка. По результатам заседания выносится решение, предписание об устранении выявленных нарушений. При необходимости материалы жалобы передаются для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, дела об административном правонарушении. Принимаются другие меры по устранению нарушений, в т. ч. обращение с иском в суд, направление материалов в правоохранительные органы, органы контроля в сфере закупок и т. д.
Жалоба не рассматривается в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений по отдельным критериям. Речь идет о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки, а также о квалификации участников закупки, в т. ч. наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Прежний административный регламент признан утратившим силу.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 “Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36262
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 3 марта 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ФАС России от 17 марта 2016 г. N 263/16
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Реестр жалоб в ФАС по 44-ФЗ
Что такое реестр жалоб
ФАС России по 44-ФЗ является органом, уполномоченным контролировать осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд. Именно это ведомство и его территориальные подразделения отвечают за формирование и ведение реестра жалоб участников торгов.
Сам реестр представляет собой совокупность записей, по которым можно узнать данные о заявителе и причинах его обращения, а также о результатах рассмотрения претензии контролирующими органами.
Основополагающим документом, регулирующим ведение учета жалоб, является Постановление Правительства от 27 октября 2015 г. N 1148 . В нем указано, что доступ к реестру неограничен и бесплатен, а сам он размещается в ЕИС госзакупок. Заинтересованные лица могут найти его по ссылке.
ФАС Москвы (официальный сайт) реестр жалоб не дублирует. Но на официальной странице всей антимонопольной службы сервис по проверкам рекламаций имеется. В нем содержатся те же самые материалы, что и в ЕИС, поскольку подборка формируется из сведений по всем регионам.
Правила ведения
Реестр ведется на русском языке. Если есть необходимость, наименования иностранных компаний и физических лиц записывают буквами латинского алфавита. В бумажном варианте такого списка нет, он создается исключительно в электронной форме. При этом и информация, которая в него попадает, формируется с помощью специальных веб-форм, а все бумажные документы сначала сканируются и только потом загружаются в систему.
Заявители могут подавать претензии и в форме электронных документов. В таком случае данные нельзя шифровать или каким-то образом защищать, чтобы любой желающий смог ознакомиться с содержанием претензии или ее частью без дополнительного программного или технологического обеспечения.
Поскольку ФАС обязана следить за соблюдением закона о защите государственной тайны, некоторые записи в реестре не делаются. Речь идет о спорных моментах при определении поставщиков закрытыми способами и при проведении закупок, в документации которых имеются секретные данные.
Какие сведения доступны
Правительственное постановление четко регламентирует перечень данных, которые должны указать представители ФАС. В частности, контролирующий орган в течение 2 рабочих дней со дня получения обращения размещает в системе:
- текст обращения в электронном виде;
- дату поступления заявления;
- сформированный автоматически номер реестровой записи;
- сведения о заявителе и закупке, включая идентификационный код и номер извещения в ЕИС;
- данные об органе контроля;
- уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, включая дату и время занесения данных в реестровую запись. Из опубликованного должно быть понятно, где, когда и в какое время будет рассматриваться обращение, если оно принято к рассмотрению;
- информация об отзыве жалобы (в случае ее отзыва заявителем).
Один рабочий день дается на размещение решения о возвращении жалобы без рассмотрения, а также на публикацию уведомления о передаче заявления в иную инстанцию по принадлежности (подведомственности). В обоих случаях документы должны сопровождаться разъяснением причин и оснований для вынесения соответствующих решений. Кроме того, в ЕИС заносится информация о результатах рассмотрения обращений заявителей. Это может быть тексты решений или предписаний самой ФАС либо тексты судебных постановлений (определений), вынесенных по итогам оспаривания предписаний и ненормативных актов ведомства.
Реестр жалоб в ФАС по 44 ФЗ
Реестр жалоб ФАС
Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность контрольного органа в сфере закупок (ФАС России и ее территориальные органы) вести реестр. Он представляет собой совокупность реестровых записей о поступивших в антимонопольный орган так называемых рекламациях различного рода (к примеру, на действия заказчика или на положения конкурсной документации). Вы также можете прочитать наши статьи о том, как составить такое обращении, и как его подать в ФАС.
Реестр жалоб ФАС России по 44 ФЗ ведется на официальном сайте ЕИС. Региональные представительства ФАС России (официальный сайт), включая Управление ФАС Москвы (официальный сайт), реестр жалоб не содержат. Для его просмотра необходимо зайти на сайт ЕИС, на боковой панели перейти в раздел «Мониторинг…», далее «Реестр жалоб…», «Жалобы».
Порядок опубликования указанной информации в реестре утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148. Информация, которая содержится в своде, общедоступна для ознакомления бесплатно.
В 2016 году по данным Единой информационной системы в сфере закупок поступило всего 73 816 жалоб, из них было рассмотрено 77,87%, остальной процент — возращенные, а также отозванные рекламации. За период с 01.01.2017 по 13.06.2017 согласно статистике по всей стране подано 32 346 претензий. Из данного числа процент рассмотренных возражений составляет 71,45, отозванных – 7,01, возвращенных – 11,06, остальные 10,48% – находятся на этапе рассмотрения.
Правила ведения
В соответствии со ст. 105 ФЗ № 44 информация об обращении, а также принятых по ним решениях и выданных предписаниях размещаются в ЕИС. Информация о новом возражении публикуется в течение двух рабочих дней с даты его поступления. Публикует сведения должностное лицо контрольного органа, у которого есть полномочиями на размещение подобного рода сведений и цифровая подпись. В случае, если ФАС перенаправляет прерензию другому органу исполнительной власти, то информация об этом публикуются в течение одного рабочего дня.
В целом, ведение подобного перечня позволяет проанализировать жалобы, поданные другими участниками госзакупок, а также принятые по результатам их рассмотрения решения, определить направление практики антимонопольного ведомства по тому или иному вопросу, и не только. Ввиду того, что в реестровую запись включается также информация о судебных актах, принятых по причине обжалования решений контрольного органа, то существует возможность анализа судебной практики по интересующему вопросу.
Какие сведения содержатся в реестре
Итак, рассмотрим, какие же сведения обязательны к включению в указанный перечень:
- уникальный номер реестровой записи;
- наименование контрольного органа;
- содержание поступившего обращения (его текст);
- дата поступления;
- кто подал возражения;
- информация о заказчике (заказчиках), его наименование;
- данные о закупке (номер извещения, идентификационный код);
- в случае принятия обращения — данные об уведомлении, а также место и время рассмотрения комиссией контрольного органа;
- в случае отзыва обращения — данные об отзыве;
- информация о возврате обращения с обязательным указанием оснований;
- сведения об уведомлении лица о передаче обращения по принадлежности;
- данные о результатах рассмотрения возражения (размещается и текст самого решения, и предписания, если оно было выдано);
- данные о судебном акте, принятом по причине обжалования решения антимонопольного ведомства.
Практика по контролю за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в2017 году
В соответствии с предоставленными полномочиями в рамках контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг территориальные органы ФАС России осуществляют плановые и внеплановые проверки, рассмотрение поступивших жалоб и обращений заказчиков о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, а также привлекают к административной ответственности за выявленные нарушения в сфере законодательства о контрактной системе в рамках предоставленных полномочий.
В 2017 году (по ноябрь 2017 г.) в Тюменское УФАС России поступило 411 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Из поступивших жалоб:
81 поданы в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд (рассмотрено 63, из них 34 признаны необоснованными),
122 – для нужд субъектов Российской Федерации (рассмотрено 86, из них 62 признаны необоснованными),
208 для муниципальных нужд (рассмотрено 145, из них 114 признаны необоснованными)
По результатам рассмотрения таких жалоб были выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе, которые в большинстве своем касаются порядка отбора участников закупки; описания объекта закупки; содержания документации о закупке, а также размещения информации на официальном сайте закупок.
В результате рассмотрения жалоб выдано 60 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые были исполнены подконтрольными субъектами в полном объеме и в установленные сроки.
Также в указанный период на основании обращений, содержащих признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольным органом осуществлено 7 внеплановых проверок, во всех случаях выявлены нарушения, выдано 5 предписаний.
В 2017 году в отношении должностных лиц заказчиков, в том числе членов комиссий, работников контрактных служб, контрактных управляющих вынесено 169 постановлений о назначении административных наказаний за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по статьям 7.29.-7.32. КоАП РФ. Всего наложено административных штрафов на сумму 2 054 600 рублей.
Наиболее частыми нарушениями, допускаемыми заказчиками (уполномоченными органами), их комиссиями по осуществлению закупок по-прежнему являются следующие:
– составление документации (в частности, проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации) с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
К таковым следует отнести, отсутствие в проекте контракта обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
– неверное (необъективное) описание объекта закупки, в т.ч. установление избыточных требований к работам (услугам);
В качестве примера следует указать случаи установления в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе своих заявок, помимо конкретных показателей товаров, конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, химического состава товаров. Требование об указании сведений о материалах, используемых при изготовлении товара, вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителем необходимого товара.
В итоге данные требования вызывают трудности по оформлению участниками заявок на участие в закупках, способствуют формированию формальных ошибок в подаваемых участниками заявках и как следствие, нежелание участников принимать участие в таких закупках, появлению обоснованных или необоснованных подозрений об умысле заказчиков ограничить круг участников в процедуре закупки;
– отсутствие надлежащим образом проработанных инструкций по заполнению заявок на участие в закупках;
– не применение ограничений, запретов и условий, установленных подзаконными актами (в части несоблюдения запретов, ограничений в отношении товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств);
– действия заказчика, связанные с не допуском участников к участию в электронных аукционах (отклонение первых частей заявок). В большинстве случаев такая ситуация провоцируется самим заказчиком, когда в документации о закупке не указываются необходимые требования к поставляемым товарам или отсутствует надлежащая инструкция по составлению (оформлению) заявок на участие в закупке.
Кроме того, практика рассмотрения жалоб позволяет выделить определенные типичные нарушения требований действующего законодательства о контрактной системе, которые допускаются участниками закупок, и, как следствие, исключают их возможность конкурировать с остальными участниками за право заключить контракт.
Так, например, при подаче заявки на участие в закупке допускаются следующие нарушения, которые влекут последующее отклонение заявки:
1) отсутствие в составе заявки страны происхождения товара; показателей, требующихся заказчику в соответствии с документацией о закупке, или их несоответствие заявленным требованиям или национальным стандартам, техническим регламентам;
2) отсутствие в составе заявки декларации о соответствии участника закупки единым требованиям, предусмотренным пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) отсутствие с составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, устанавливаемых заказчиками в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, а также представление документов не в полном объеме (например, контракты (договора) без приложений);
4) отсутствие в составе заявки выписки, выданной саморегулируемой организацией, подтверждающей членство участника закупки в такой организации, за исключением случаях, указанных в статьях 48,52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5) отсутствие в составе заявки документов (или их копий), подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ.
Кроме того, ФАС России осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».
За текущий период(с 01.01.2017 по 01.12.2017 г.) Тюменским УФАС России рассмотрено всего 114 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам их рассмотрения Тюменским УФАС России, в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения о 83 участниках закупок (подрядчиков, исполнителей, поставщиков).
В отношении 24 хозяйствующих субъектов принято решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи расторжением с ним контрактов по решению суда.
По результатам рассмотрения Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок 39 фактов уклонения от заключения контрактов в 19 случаях приняты решения о признании факта уклонения участников закупок от заключения контрактаподтвердившимся, в остальных случаях достаточных оснований для включения сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков не имелось.
Кроме того, рассмотрено 51 обращение заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении тех участников закупок, с которой контракты были расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, при этом по 40 таким обращениям было принято решение о включении сведений в отношении таких хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков,
Необходимо отметить, что в 5 случаях основанием для отказа о включении сведений в отношении участников закупок являлось, в том числе, нарушение заказчиками процедуры расторжения контракта, установленной Законом о контрактной системе.
Всего по состоянию на 01.12.2017 г. в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) находится 143 лиц, включенных территориальным антимонопольным органом по обращениям государственных и муниципальных заказчиков Тюменской области.
- практики ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) позволяет выделить типичные нарушения порядка заключения контрактов, допускаемые поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые приводят признанию участников закупок уклонившимися от заключения контрактов.
1) не подписание контракта в установленные сроки;
2) не представление заказчику надлежащего обеспечения исполнения контракта в установленный Законом о контрактной системе срок (например, отсутствие денежных средств на счёте для предоставления обеспечения исполнения контракта; представление обеспечения исполнения контракта без учета антидемпинговых мер и (или) части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе;
3) предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям статей 45,96 Закона о контрактной системе (срок действия банковской гарантии составляет менее срока действия контракта, отсутствие банковской гарантии в Реестре банковских гарантий);
4) отсутствие электронной подписи, необходимой для заключения контракта (поломка, утрата подписи);
5) направление протокола разногласий по истечении тринадцати дней с даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок протокола рассмотрения заявок на аукционе.
Как подать жалобу на действия заказчика в процессе проведения госзакупки в ФАС по 44-ФЗ?
В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6. Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ
Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой участник закупки.
До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и организации, осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.
Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, комиссии по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Куда можно подать жалобу
Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок. Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде.
Жалобу допускается подать в следующие инстанции:
- Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и ее территориальные подразделения (их контакты можно найти на официальном сайте ФАС или в Приложении к административному регламенту, где содержатся данные обо всех 82 подразделениях). Именно за этой инстанцией закреплены контролирующие функции в сфере госзакупок, и сюда поступает основной массив жалоб от участников торгов (связано это с тем, что решения ФАС имеют большую юридическую силу).
- Контрольный орган в сфере оборонзаказа в отношении закупок из указанной сферы – такие полномочия также переданы в ФАС.
- Региональный орган исполнительной власти, который наделен функциями контроля за закупками. Такие организации определяются местными нормативно-правовыми актами (например, в Тульской области это Областной контрольный комитет).
- Орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки. Например, в г. Глазов Удмуртской Республики такие полномочия исполняет Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы.
Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ. Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти.
На что можно жаловаться
Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:
- Нарушены положения ФЗ-44 в отношении предоставляемого обеспечения по контракту (например, предъявлены необоснованно высокие требования к размеру обеспечения, или установлено требование о внесении обеспечения, если таковое не предусмотрено в ФЗ-44).
- Заказчик в нарушение норм закона отказал компании в допуске к торгам или препятствовал исполнению договора.
- Заказчиком были созданы искусственные условия, создающие ограничения для участия в закупке (например, через формирование требований, включенных в закупочную документацию).
- Заказчиком были включены требования в закупочную документацию о предоставлении документов и сведений, которые не являются обязательными по закону. В ФЗ-44 содержится исчерпывающий перечень документов, которые может запрашивать заказчик. Например, заказчик запросил сведения о среднесписочной численности, выручке, балансовой стоимости активов и пр.
Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.
Регламент подачи жалобы
Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов.
Этап 1. Подготовительный этап. На этом этапе изучается ФЗ-44, определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.
Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ.
Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).
Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику.
Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.
Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения.
Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.
Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней
Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:
- в Главе 6 44-ФЗ, а именно в ст. 105-106;
- в Информации от ФАС от 2014 года «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
- в Приказе ФАС от 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:
- Данные заказчика: наименование, адрес нахождения и контактные сведения.
- Сведения об отправителе жалобы.
- Указание на государственную закупку и ее номер (не допускается подавать одну жалобу на несколько закупок, иначе ее вернут без рассмотрения).
- Указание на конкретные действия заказчика, которые участник хочет обжаловать, а также доводы со ссылкой на конкретные пункты ФЗ-44, которые были нарушены. Без ссылки на законодательство жалобу могут оставить без рассмотрения.
Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:
- Приостановление процедуры выбора победителя торгов до рассмотрения жалобы по существу или аннулирования результатов торгов (если они к моменту подачи документа были завершены).
- Выдать предписание, обязательное для исполнения заказчиком. Например, отменить решение о несоответствии подаваемой заявки через внесение изменений в закупочную документацию, устанавливающую необоснованные требования к участникам.
- Провести внеплановую проверку деятельности организации.
К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной. Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:
- К жалобе нужно приложить, как минимум, доверенность, подтверждающую полномочия составителя.
- Документацию о закупке, на которую ссылаются в жалобе: протоколы, приказы, решения, конкурсная документация и пр.
Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются.
Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде. В последнем случае ее необходимо подписать с помощью ЭЦП. Печатный документ подлежит прошивке и нумерации.
Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения
Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:
- Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
- Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в ЕИС или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
- Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения контракта.
- Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.
После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.
Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:
- На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
- На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.
- На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
- На изготовление решения – 3 дня после оглашения результативной части.
Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам. Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции. При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.
Правила ведения реестра жалоб в ФАС по закону о госзакупках № 44-ФЗ
Участники закупочной процедуры имеют возможность обжаловать торги на любом этапе их проведения. С помощью интерактивного реестра жалоб, который ведется антимонопольным органом на портале ЕИС в электронной форме, можно получить информацию о стадии и результатах рассмотрения обращения.
- Правила регистрации жалоб в ФАС по закону 44-ФЗ
- Кто может пожаловаться в ФАС на действия заказчика?
- Сроки обжалования и правила подачи жалобы
- Регистрация жалобы и размещение документа в реестре
- Информация, содержащаяся в реестре
- Порядок рассмотрения жалобы
- Отображение результата рассмотрения в реестре жалоб в ФАС
Правила регистрации жалоб в ФАС по закону 44-ФЗ
Реестр жалоб в ФАС – это перечень обращений, поступивших в антимонопольный орган от субъектов закупочной деятельности, по поводу нарушений их прав и законных интересов в процессе процедуры определения поставщика.
Перечень жалоб составляется в электронной форме на интернет-ресурсе Единой информационной системы в сфере закупок. Правила и сроки внесения информации в реестр устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 года № 1148. Записи делаются органом контроля в сфере закупок.
Процедура подачи и разбирательства претензий определяется законами:
- о контрактной системе от 05.04.2013 года № 44-ФЗ;
- о закупках отдельными видами юридических лиц от 18.07.2001 года № 223-ФЗ;
- о защите конкуренции от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.
Подразделения Федеральной антимонопольной службы при разборе обращений субъектов закупочной деятельности руководствуются административным регламентом, утвержденным приказом ФАС от 19.11.2014 года № 727/14. Данный документ устанавливает сроки и необходимые действия специалистов органа контроля в процессе административной процедуры.
Кто может пожаловаться в ФАС на действия заказчика?
Направление претензии в антимонопольный орган – один из вариантов защиты интересов, которым вправе воспользоваться участник закупки.
Согласно закону № ФЗ-44 в круг лиц, имеющих право подать претензию в отношении заказчика, входят:
- любой участник торгов;
- общественные объединения, которые осуществляют контроль;
- ассоциации компаний.
Направить обращения в ФАС вправе любое лицо, в том числе планирующее стать участником конкретных торгов. Если закупка уже прошла, то таким правом обладают только те фирмы и предприниматели, которые зарегистрировали заявки.
Бывает, что в один лот объединяются не связанные друг с другом по однородным свойствам товары, работы и услуги. Участник отстраняется от процедуры закупки либо ему отказывают в подписании контракта и т.д.
Поэтому, прежде чем составить обращение, нужно определить его предмет, изучить практику обжалования по аналогичному вопросу и собрать доказательственную базу.
Обращение составляется в письменной форме с принятием во внимание требований статьи 105 закона № 44-ФЗ. В нем должна содержаться следующая информация:
- название и реквизиты заказчика;
- указание на номер закупки;
- описание обжалуемых фактов и доводов;
- список документов, предъявленных в качестве доказательств.
В документе перечисляются действия заказчика, которые противоречат нормативным актам и доказывают его вину. В конце нужно изложить просьбу провести проверочные мероприятия и приостановить торги или выдать предписание в целях устранения нарушений.
Для обоснования своей позиции следует приложить подтверждающие бумаги: протоколы, приказы, решения, конкурсную документацию, доверенность представителя и т.д. Копия претензии направляется заказчику.
- Жалоба в ФАС (образец)
Сроки обжалования и правила подачи жалобы
Бумаги направляются в антимонопольный орган до истечения 10 дней с момента регистрации в ЕИС протокола о рассмотрении и оценке заявок по конкретной закупочной процедуре. Если исполнитель контракта определялся способом закрытых торгов, то срок начинает отсчитываться от даты составления протокола.
В зависимости от предмета торгов, бумаги направляются непосредственно в ФАС или в его подразделения в конкретном субъекте РФ. Административный регламент от 19.11.2014 года № 727/14 предусматривает соответствующие правила подведомственности (пункты 3.9-3.14).
Сроки подачи бумаг в зависимости от этапа торгов:
- закупочная документация обжалуется до завершения прописанного в ней срока рассмотрения заявок;
- обращения по поводу действий заказчика регистрируются в контролирующем органе не позднее 10 дней с момента появления протокола в ЕИС;
- если претензия поступила после начала рассмотрения вторых частей заявок, то документы в ФАС можно отправлять вплоть до подписания контракта.
После истечения установленных сроков допускается обращаться с иском в суд.
Претензия в большинстве случаев подается в электронном виде. Необходимо удостоверить ее электронной подписью. Также можно отправить по почте письменный документ или зарегистрировать его у специалистов контролирующего органа при личной явке.
Регистрация жалобы и размещение документа в реестре
После поступления в ФАС документация регистрируется в специальном реестре. Материал должен быть размещен в течение двух рабочих дней. Затем она становится общедоступной на бесплатной основе. Сведения структурируются путем внесения информации в специальные бланки веб-интерфейса ЕИС. Документы загружаются в виде электронного образа бумажного аналога.
Информация, содержащаяся в реестре
В реестровую запись заносятся следующие сведения:
- номер, время, дата;
- название органа контроля;
- файл с жалобой;
- когда поступила;
- кто является заявителем и субъектом претензии;
- номер закупки;
- когда и где будут рассматриваться документы;
- об отзыве бумаг, если подано соответствующее заявление;
- если обращение возвращено, по какой причине это сделано;
- если бумаги переданы по подведомственности, куда направлены и почему;
- какое решение (предписание) вынесено, его текст;
- в каком суде обжаловано решение контролирующего органа и текст судебного акта.
Если обратившийся просит провести внеплановые мероприятия контроля, то указывается информация:
- о том, что проверка внеплановая;
- называются вид и предмет мероприятия;
- пишется, кто является субъектом контроля;
- когда и где будет проведена проверка;
- если возникла необходимость передать документы по подведомственности, в какой орган они направлены.
В случае плановой проверки указывается, когда и где она будет проводиться, что будет проверяться и за какой период, а также кто является субъектом контроля.
Порядок рассмотрения жалобы
Участники слушания по рассмотрению претензии вправе направлять свои возражения и присутствовать на заседании лично или через своих представителей. Отзыв на обращение нужно подать в ФАС за 48 часов до начала заседания комиссии.
Для принятия объективного решения у заказчика, участников и компетентных органов запрашиваются дополнительные сведения. После подготовки бумаг дело изучается специальной комиссией на коллегиальной основе.
До принятия окончательного решения закупочная процедура приостанавливается, т.е. торги не проводятся, договор не заключается. При этом продлеваются сроки проведения торгов и выполнения обязательств по договорам.
По итогам слушания принимается одно из решений:
- признать обращение обоснованным;
- считать необоснованным.
В определенных ситуациях выдается предписание об устранении нарушений или понуждении совершить другие необходимые действия. Проверяющий орган вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и передавать документы на рассмотрение арбитражного суда.
Отображение результата рассмотрения в реестре жалоб в ФАС
В реестре отображается следующая информация:
- текст с решением о возврате материалов;
- уведомление о направлении документов по подведомственности;
- результат разбирательства претензии: «обоснована», «обоснована в части», «не обоснована»;
- итоги проведения проверки: «выдано предписание», «нарушений не выявлено».
Указываются полные сведения о номере и дате распоряжения органа контроля. Также прикрепляется текст документа в форме электронного образа.
Если итоги разбирательства претензии или проверки обжаловались в судебной инстанции, то в реестр заносится информация о судебном акте с указанием даты, номера и наименования органа.
Распоряжение судьи в отношении ненормативного акта может быть следующим:
- отменен;
- частично отменен;
- оставлен в силе.
Таким образом, реестр жалоб, содержащийся на портале ЕИС, позволяет отследить судьбу конкретной закупочной процедуры. Заказчики могут ознакомиться с ними и воспользоваться сложившейся практикой в целях проведения торгов в строгом соответствии с законом.
О правах сторон конкурсной закупки при ее обжаловании рассказано ниже.
Письмо ФАС России от 18.06.2021 № ИА/50880/19 “О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения”
1. По вопросу об уменьшении цены контракта на сумму налога на добавленную стоимость (далее – НДС), если победитель закупки применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки.
При формировании своего ценового предложения победитель закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Лицо, применяющее УСН, не является плательщиком НДС, но при этом оплачивает налог в соответствии с НК РФ, который рассчитывается в зависимости от выбранного объекта налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ.
При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность корректировки (вычитания) заказчиком из цены контракта, предложенной победителем закупки, применяющим УСН, размер НДС.
Таким образом, в связи с отсутствием в Законе о контрактной системе положений, позволяющих заказчику в одностороннем порядке корректировать (уменьшать) цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, контракт заключается по цене, предложенной победителем.
2. По вопросу об установлении заказчиком в проекте контракта условия о цене контракта “включая НДС” ФАС России сообщает следующее.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) от 27.12.2017 N 24-03-08/87276 при установлении начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.
На основании изложенного, учитывая, что победителем закупки может быть лицо, которое не является плательщиком НДС и применяет УСН, заказчику в проекте контракта необходимо установить вариативное условие о цене контракта “включая НДС/НДС не облагается”.
ФАС России обращает внимание, что указанное вариативное условие о цене контракта используется в типовых контрактах, утвержденных в том числе приказом Минпромторга России от 12.03.2018 N 716 “Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о признании утратившими силу приказов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20 февраля 2016 г. N 467 и от 19 мая 2017 г. N 1598”, приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н “Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий”.
Таким образом, указание в проекте контракта вариативного условия о цене контракта “включая НДС/НДС не облагается” является обязательным и не зависит от волеизъявления заказчика.
3. По вопросу об отказе заказчика исключать условие о включении НДС в цену контракта на стадии подписания контракта с лицом, применяющим УСН, ФАС России сообщает следующее.
Как следует из письма Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, пунктом 3 статьи 169 НК РФ установлено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения указанным налогом в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ).
В связи с этим, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.
Вместе с тем, в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет.
Также, как следует из письма Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана “включая НДС” и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего УСН, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 НК РФ не возникает.
Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного (муниципального) контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС.
Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставлять счет-фактуру и уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению прав таких лиц.
Учитывая, что участником закупки может быть любое лицо, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, отказ заказчика исключать из проекта контракта на стадии подписания контракта условие о цене контракта “включая НДС”, в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим УСН, приводит к ущемлению прав такого участника закупки, поскольку такое лицо обязано будет уплатить НДС.
На основании изложенного, ФАС России сообщает, что при направлении победителем закупки, применяющим УСН, протокола разногласий по вопросу исключения из проекта контракта условия о включении НДС в цену контракта с приложением документов, подтверждающих факт применения таким участником закупки УСН, заказчику необходимо исключить указанное условие и внести изменения в проект контракта в части дополнения условием “НДС не облагается” с указанием основания.
Дополнительно ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также на необходимость доведения указанной позиции до сведения всех сотрудников территориальных органов ФАС России.
Источники:
http://ppt.ru/art/44-fz/reestr-fas
http://goscontract.info/kontrakt/reyestr-zhalob-v-fas-po-44-fz
http://fas.gov.ru/documents/613135
http://zakonguru.com/goszakupki/44/zaloba-v-fas.html
http://www.socasist.ru/pravila-vedeniya-reestra-zhalob-v-fas-po-zakonu-o-goszakupkah-44-fz/
http://zakupki-inform.ru/44-fz/pisma-i-raz-yasneniya-po-44-fz/pismo-fas-rossii-ot-18-06-2019-ia-50880-19.html
http://www.rbc.ru/society/03/10/2019/5d9591009a79476eb3ce6740