Стандарты работы медицинских сестер

Стандарты работы медицинских сестер

Здоровье – самое ценное, что есть у человека. На медицинских работников ложится огромная ответственность при осуществлении профессиональной деятельности. От уровня их квалификации зависят жизни людей. Это касается не только врачей, но и других работников сферы здравоохранения. В статье рассмотрены стандарты профессиональной деятельности младшего медицинского персонала, и в том числе медицинской сестры.

Нормативная база

Минимальный перечень необходимых требований для работы по определенной специальности определяется профессиональными стандартами. Действующим законодательством утвержден ряд норм, регулирующих требования к указанным документам. Основные:

  1. Трудовой кодекс РФ;
  2. Постановление Правительства от 22.01.2013 за номером 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
  3. Приказ Минтруда от 29.04.2013 за номером 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».

Для рядовой медицинской сестры (в т.ч. сестры-хозяйки) профессиональный стандарт регулируется Приказом Минтруда от 12.01.2016 за № 2н «Об утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал». Для специалиста, руководящего младшим медперсоналом отделения или всей больницы, разработан свой документ (Приказ Минтруда №768н от 07.11.2017г.)

Назначение профстандартов

Справочники, содержащие квалификационные требования к профессионалам из различных областей, были разработаны в советские времена и уже несколько утратили актуальность. Профстандарты же помогают привести в соответствие обязанности работников и реалии современной жизни.

Кроме того, разработка указанных документов направлена на совершенствование отношений между работником и работодателем. Они конкретизируют, кто и чем должен заниматься, какими знаниями и навыками обязан обладать подчиненный, какое образование должен иметь. Таким образом, работодателю становится понятнее, кого именно он должен принимать на работу.

Также профессиональные стандарты направлены на повышение уровня жизни населения. Например, за счет выдвижения более жестких требований к работникам сферы здравоохранения, повышается уровень медицинского обслуживания в целом.

Сфера применения и обязательность использования

На законодательном уровне отсутствует обязанность организаций и предприятий всех форм собственности поголовно придерживаться при осуществлении деятельности профстандартом. Но есть отдельные категории организаций, которые должны их придерживаться. А именно:

  1. Образовательные организации.
  2. Учреждения здравоохранения.
  3. Органы государственного и муниципального управления.
  4. Суды.
  5. Адвокаты.
  6. Организации, эксплуатирующие воздушные суда.
  7. Бухгалтерские и аудиторские компании.
  8. Предприятия, ведущие подземные работы.

Трудовые обязанности и практический список должностей

С целью оказания медицинских услуг должного уровня, поддержания здоровья человека, оказания содействия сохранению его нормальной жизнедеятельности медицинская сестра обязана выполнять следующие трудовые функции:

  1. Просветительская работа. Распространение, пропаганда информации о профилактических и оздоровительных мероприятиях, пользе лечебной физкультуры, необходимости вести здоровый образ жизни.
  2. Участие в мероприятиях по диспансеризации.
  3. Выполнение прививочных мероприятий.
  4. Осуществление мониторинга в местах, подверженных инфекционным заболеваниям.
  5. Проведение мероприятий по обеспечению стерильности медицинских инструментов.
  6. Неотложная доврачебная помощь.
  7. Высококвалифицированный уход за стационарными больными.
  8. Выполнение поручений врача, касающихся исполнения трудовых функций.
  9. Оказание содействия врачу при осуществлении оперативных вмешательств и хирургических манипуляций.
  10. Контроль за оптимальным протеканием реабилитационного и профилактического периодов.
  11. Оказание психологической поддержки людям, страдающим особо тяжелыми заболеваниями, угрожающими жизни.
  12. Участие в обучающем процессе в отношении молодых специалистов и учащихся медицинских вузов.
  13. Планирование оптимального трудового процесса, содействующего эффективному исполнению трудовых обязанностей подчиненным персоналом. Содействие повышению его мастерства, улучшению качества знаний и применения их на практике.
  14. Самообразование, постоянное повышение квалификации путем прохождения дополнительных курсов, обучающих семинаров, участия в специализированных конференциях и круглых столах.
  15. При необходимости, обеспечение индивидуального ухода за тяжелыми пациентами, нуждающимися в повышенной медицинской поддержке.
  16. Обеспечение всем необходимым операционной комнаты перед операциями, содействие оптимальному протеканию хирургического вмешательства.
  17. Содействие в предупреждении развития детских заболеваний и болезней кормящих матерей.
  18. Мониторинг больничного рациона, контроль за сбалансированностью лечебного меню в учреждении.
  19. Ведение делопроизводства по своему направлению. Заполнение, хранение и сдача в установленные сроки в контролирующие органы отчетной документации.

Под стандарт для младшего медперсонала подходит ряд должностей, а именно:

  • профессионалы по медуходу;
  • специалисты в области правильного питания;
  • медсестры;
  • фельдшеры;
  • ассистенты врачей;
  • медсестры врачей общей практики;
  • статистики в области здравоохранения.

Должность старшей (главной) медицинской сестры требует от работника наличия высшего образования по специальности «Сестринское дело» и регулируется профстандартом № 1093.

Трудовые обязанности и практический список профессий

К работникам медицинской сферы существуют определенные профессиональные требования, касающиеся знаний, навыков и допуска к осуществлению трудовой деятельности:

  1. Диплом о наличии соответствующего среднего профессионального образования.
  2. Постоянное обучение, повышений квалификационного уровня не реже, чем один раз в пять лет.
  3. Прохождение специального медосмотра для установления факта отсутствия заболеваний, препятствующих выполнению функций по занимаемой должности.
  4. Знание пофстандарта и должностных обязанностей, их выполнение в полном объеме.
  5. Знание здравоохранительных программ всех уровней.
  6. Соблюдение норм трудовой этики, толерантности по отношению к коллегам и пациентам.
  7. Умение применять полученные знания в практической работе.
  8. Умение определять индивидуальные рекомендации по поддержанию и восстановлению здоровья.
  9. Навыки работы на автоматизированных средствах обработки информации, грамотное заполнение документов и отчетных форм.
  10. Умение выявить наличие патологий при проведении предварительного осмотра.
  11. Знание санитарных норм и контроль за надлежащим состоянием мест общего пользования, палат и подсобных помещений.

В ходе рабочего процесса медсестра сталкивается с вредными факторами, влияющими на здоровье. Например, контакт с сильнодействующими препаратами, нахождение в зоне деятельности специального облучающего оборудования, шумовая нагрузка, контакт с больными людьми. Для наиболее эффективной деятельности должны быть обеспечены следующие условия:

  • рабочее место должно быть хорошо освещено;
  • обеспечение достаточного пространства во время профессиональной деятельности;
  • оснащение современным оборудованием, с минимальным воздействие на организм человека;
  • постоянная диспансеризация и вакцинация сотрудников;
  • обеспечение санитарно-гигиенических требований к медицинским учреждениям, хорошая вентиляция;
  • проведение регулярных профилактических осмотров.

Повышение квалификации и аттестация

Профессия медицинской сестры влечет за собой огромную ответственность. От оказания грамотной высококвалифицированной и своевременной помощи может зависеть жизнь человека. Поэтому, помимо наличия документа об образовании необходимо периодически проходить курсы повышения квалификации.

Кроме того, повышать уровень знаний требуется только в специализированном учебном заведении. Не возбраняется участие в дополнительных обучающих мероприятиях.

Ответственность за неприменение

За нарушение профстандарта в отношении медицинских работников ответственность накладывается только на работодателя. Причем при добросовестном исполнении работником своих функций и отсутствия нареканий со стороны руководства, на усмотрение последнего может быть сделано снисхождение. Например, если у медсестры недостаточный уровень образования, не обязательно ее увольнять. Руководитель вправе принять решение о направлении ее на курсы повышения квалификации или на дополнительное обучение.

Увольнение из-за несоответствия стандарту

Но лучше расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон, чтобы не создавать основу для будущего судебного спора. Если не удастся договориться, работника могут уволить за несоответствие занимаемой должности после провала аттестации и переаттестации. Вот только времени и сил на это потребуется довольно много.

В то же время, медицинская сестра сама должна понимать уровень возложенной на нее ответственности и сделать все, чтобы соответствовать установленному профессиональному стандарту.

О том, как происходит оценивание профессиональных качеств в процессе непрерывного обучения для медработников, рассказано ниже.

Стандарты сестринского дела

Понятие «Стандарт» означает образец, норма, эталон, модель единая и обязательная, принимаемая за исходное для сопоставления с ней других подобных объектов, действий и т. д.

Различают несколько видов стандартов:

Стандарты профессиональной деятельности. Они описывают обязанности практикующих медицинских се­стер, определяют собой базу оценки практической деятельности, описывают ответственность медицинских сестер перед обществом и пациентом.

Стандартом поведения медицинских сестер является «Этический кодекс медицинской сестры», отражающий основные принципы сестринской деонтологии и философии сестринского дела.

В соответствии с приказом МЗ РБ № 509 от 26 июня 2006г. «О стандартизации обучения технике выполнения лечебных манипуляций в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля» утверждены и доведены до сведения инструкции по технике выполнения лечебных и диагностических процедур по специальностям 2-79 01 31 «Сестринское дело» и 2-79 01 01 «Лечебное дело».

К стандартам профессиональной деятельности относятся:

стандарты процедур, которые должны содержать цели, показания, противопоказания, оснащение, обязательные условия выполнения процедур, должны описывать этапы процедуры – подготовку, выполнение, завершение процедуры;

стандарты плана по уходу за пациентом – отражают базовый уровень качественного сестринского ухода по определенной проблеме пациента вне зависимости от конкретной клинической ситуации.

стандартны оказания скорой и неотложной помощи на догоспитальном этапе – это перечень своевременных, последовательных, минимально достаточных мероприятий (диагностических, лечебных, а также мероприятий по уходу), применяемых в типичной клинической ситуации.

Одним из обязательных условий применения стандартов является их соответствие клинической ситуации.

Для этого составляется индивидуальный план ухода – письменное руководство по уходу. Подробное перечисление действий медицинской сестры, необходимое для достижения целей ухода по определенной проблеме пациента.

Основные принципы стандартизации могут быть сведены к следующим 4 пунктам:

стандарты должны быть дифференцированы с учетом возможностей ЛПУ;

при разработке стандартов следует учитывать существующие рекомендации (местные, территориальные, национальные);

утверждение стандартов следует проводить после клинических испытаний, стандарты необходимо периодически обновлять;

при применении стандартов необходимо соблюдение ряда обязательных условий.

Обязательные условия применения стандартов.

Выбор стандарта должен соответствовать клинической ситуации.

Уровень оказания помощи должен соответствовать квалификации персонала и возможностям ЛПУ.

Медицинская сестра обязана знать и понимать стандарт в целом (включая примечания).

Стандарт может изменяться с учетом специфики состояния пациента, его индивидуальных особенностей и преобразуется в индивидуальный план ухода.

Уход, согласно стандарту, оказывается в максимально ранние сроки в минимально достаточном объеме.

Своевременный вызов врача, организация консультирования.

Следует учитывать, что попытки стандартизовать лечебный процесс, сестринский процесс вызывают определенный негативизм у многих врачей; сестринского персонала. Слово «стандарт» подразумевает наличие стандартных ситуаций, заболеваний, пациентов, которых, как известно, не бывает.

Совершенно очевидно, что стандарты в большей степени нужны молодым специалистам, администрации ЛПУ, так как «стандарты» являются инструментом управлен­ческой деятельности, благодаря стандартам сокращается время оказания помощи и ухода, улучшается качество оказываемой помощи, объективно оценивается труд медицинской сестры.

Источники:
http://studfile.net/preview/7233967/page:38/
http://hr-portal.ru/article/raschet-stazha-gossluzhashchih

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: