Условия поставки на базисе цены FOB Инкотермс: что это такое

Условия поставки FOB Инкотермс 2010

Что означает поставка FOB, как расшифровывается?

Условия поставки FOB Инкотермс 2010 – расшифровка «Free On Board» named port of shipment переводится «Свободно на борту» указанный порт отгрузки означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки.
Термин FOB может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

Распределение рисков и ответственности по условию FOB

Риск утраты или повреждения товара по условию FOB переходит от продавца, когда товар находится полностью на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы. Основная ответственность продавца – в транспортировке груза в указанный порт и погрузкой его на зафрахтованное покупателем судно.

Обязанности по базисным условиям поставки FOB (ФОБ)

Базис поставки FOB Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.

Покупатель обязан оплатить фрахт судна, разгрузить в порту прибытия, выполнить импортное таможенное оформление с оплатой импортных таможенных пошлин и сборов, и доставить товар до места назначения.

Условия поставки FOB актуальны для грузов, перевозимых навалом или в таре. При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара перевозчику на терминале, а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать термин FCA.

Цена FOB, условия оплаты и переход права собственности

Цена FOB (FOB price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки в порт отгрузки и загрузки груза на борт судна без стоимости перевозки (фрахта) в порт назначения.

Условия поставки FOB Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин FOB указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

Пример термина FOB в договоре поставки

Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 долларов США на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2010.
По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2010.
Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.

Отличия условий поставок FOB и CIF

Разница между условиями поставки FOB и CIF – в обязанности перевозки товара на судне до порта назначения и страхования.
Простыми словами по условиям поставки FOB: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и загружается на борт судна зафрахтованного покупателем.
По базису поставки CIF: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до порта назначения, а также должен быть застрахован в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки до порта разгрузки.
Отличия условия поставки FOB от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.

Актуальность использования базиса FOB в 2021 году

На сегодняшний день условия поставки FOB Инкотермс действуют в редакции 2010 года, которые являются самым последним изданием правил и актуальны в 2021 году. Преполагается, что новые правила Инкотермс 2021 вступят в силу 1 января 2021 года.

Термин Инкотермс FOB: когда выгодно погрузить товар на корабль заказчика

Перейти на список всех условий Инкотермс

Международная торговля основывается на терминах Инкотермс. До 1 января 2011 г. действовали правила 2000 года. С указанного периода при ведении внешнеэкономической деятельности необходимо руководствоваться терминами 2010 года. Они актуальны и для 2017, и для 2018 годов.

Всего есть 11 терминов, на основе которых составляется внешнеторговый контракт. Разделены они на 4 группы. К группе F, регулирующей правоотношения между контрагентами при неоплате основной перевозки, относится один из терминов – FOB. Его мы и раскроем в этой статье.

Что означает FOB: расшифровка

Термин FOB расшифровывается дословно как «Free On Board», что в переводе означает дословно «Свободно на борту». Если выразить простыми словами, продавец может считать выполнившим свои обязательства после того, как товар перешел поручни судна и оказался на корабле. С этого момента расходы по надежному размещению груза на борту, его разгрузке по прибытии в порт назначения, дальнейшей транспортировке до склада или магазина несет покупатель.

Базис и условия поставки FOB

Согласно Инкотермс 2010, экспортер должен подготовить товар для экспорта, получить на него все необходимые документы и выполнить доставку на борт судна.

После этого в соответствии с условиями доставки права и риски за груз переходят импортеру, в том числе и получение разрешения на ввоз, уплата таможенных пошлин в стране прибытия.

Отличие FOB от FCA

Хотя оба термина входят в группу F, когда основная перевозка не оплачивается продавцом, FOB отличается от FCA, прежде всего, тем, что в первом случае правило применимо только при перевозке морским или внутренним водным транспортом. Контракт на условиях FCA по Incoterms заключается и для других видов транспорта: наземных и воздушных.

Второе основное отличие – в переходе рисков. Если при поставке на основе FOB только после загрузки на судно с продавца снимается ответственность за груз, то в случае ведения внешнеэкономической деятельности на условиях FCA это происходит уже при передаче товара со склада экспортера.

Отличие FOB от EXW

EXW, как и FCA, применяется при транспортировке любым видом транспорта. Но даже не в этом заключается основная разница между FOB от EXW. EXW можно выразить понятным русским словом «самовывоз». Термин применяется и для внутренней, и для международной торговли.

Перед продавцом возникают минимальные обязательства. Покупатель должен найти транспорт, грузчиков/погрузчик, приехать на склад экспортера и самостоятельно выполнить погрузку товара.

Оформление таможенной документации (для ввоза и вывоза), уплата пошлины – все это забота покупателя.

В этом отношении поставка продукции по условиям договора, основанного на FOB, примерно равномерно и справедливо распределяет обязанности импортера и экспортера.

Когда лучше использовать условия FOB

Так как FOB предполагает поставку на борт судна, то целесообразно использовать этот термин в следующих случаях:

  • Продавец имеет возможность с минимальным риском и затратами выполнить транспортировку товара и его загрузку на судно. Например, выгодно реализовывать продукцию таким образом организациям, расположенным в непосредственной близости к портовым городам или наладившим эффективную логистику до порта.
  • Товар реализуется насыпью, в мешках и в другой упаковке, не требующей его заключения в контейнер, т.к. удобнее, чтобы в последней ситуации ответственность и риски за продукцию переводились на покупателя уже в момент загрузки контейнера для доставки в порт.
  • Покупатель арендует целое судно либо заказывает чартерный рейс. При больших объемах внешнеторгового оборота выгодно осуществлять поставку на условиях FOB.

Так, например, на юге России крупные аграрные предприятия на условиях FOB экспортируют зерновые, крупы в мешках или насыпью. В объявлениях о реализации товаров такие предприятия часто указывают местом погрузки на борт судна порты Новороссийска и Астрахани.

На условиях FOB экспортируется регулярно из России за рубеж уголь, древесина, металлолом и другая продукция.

Важно в договоре обозначить сроки загрузки на судно и ответственность сторон при неисполнении обязательств. Так, поставщик несет убытки, если покупатель своевременно не обеспечил транспорт, а груз уже прибыл в порт. Нужно платить за его хранение. Бывает и обратная ситуация: судно в условленном месте, а груз не прибыл. Если не обозначить в договоре этот момент – покупателю придется нести лишние расходы.

Продавец тоже заинтересован в скорейшей загрузке и отправке экспорта до места назначения. В противном случае, пока товар не перейдет границу и не будет документов, подтверждающих экспорт, нельзя рассчитывать на возмещение НДС.

Обязанности и риски сторон

Как уже отметили выше, обязанности при поставках товара на условиях FOB распределяются примерно равномерно, и продавец, и покупатель занимают одинаковые позиции.

Обязанности и риски продавца

К общим обязательствам продавца относится представление товара и сопроводительной документации на него:

  • Коносамента;
  • Коммерческого счета-инвойса;
  • Лицензии и сертификатов на груз при необходимости.

Получение экспортной лицензии, свидетельства о качестве – прерогатива продавца. Расходы в этом направлении также несет он.

Также к обязанностям и рискам продавца относится поставка груза в порт и его погрузка на судно. До этого момента на нем лежит ответственность за целостность и сохранность груза.

Что касается расходов, то продавец:

  • Уплачивает экспортную госпошлину и сборы;
  • Несет расходы по упаковке продукции, его инспектированию, маркировке;
  • Транспортирует груз до порта.

По прибытии на место назначения продавец извещает об этом покупателя. Форму и способ этой операции также следует прописать в договоре.

Обязанности и риски покупателя

К основной обязанности покупателя относится оплата за товар в полном объеме, согласно договору купли-продажи. Помимо этого, ему необходимо:

  • Получить импортную лицензию, сертификат и пр. при необходимости;
  • Уплатить госпошлину, налоги сборы, предусмотренные страной, куда ввозится груз;
  • Вовремя фрахтовать судно;
  • Своевременно принять поставку товара на борт;
  • Обеспечить размещение груза в трюме корабля или в ином месте, предназначенном для транспортировки;
  • Страхование при FOB – зона ответственности покупателя, если он считает, что это нужно.

Покупатель полностью отвечает за товар не только тогда, когда выполнена его загрузка на судно, но и в некоторых других случаях:

  • По прибытии груза в порт, если покупатель не сообщил продавцу, на какое судно предстоит погрузка;
  • Зафрахтованный им корабль не прибыл в пункт погрузки вовремя, в указанный в договоре день или период. По истечении срока продавец снимает с себя риски и обязательства за товар;
  • Прекращен прием груза раньше времени, указанного в контракте.

Переход права собственности и рисков

Переход рисков и переход права собственности по правилам Инкотермс и Гражданскому кодексу РФ – это не равнозначные понятия.

Согласно первому нормативному акту, риски переходят от продавца к покупателю с момента поставки товара на судно или по истечении времени, когда должен был прибыть корабль в порт, например.

ГК РФ трактует это положение по-иному: право собственности у покупателя возникает тогда, когда ему передается товар по контракту. На практике положение значит, что если приобретатель несвоевременно зафрахтовал корабль и в связи с этим продавец не смог выполнить погрузку, то у покупателя не возникает право собственности на товар.

Вы также можете написать нам на почту info@cc-customs.ru или позвонить по бесплатному номеру:

Договор поставки на условиях FOB

Образец контракта в формате Word представлен на этой странице. Документ можно скачать для распечатки или редактирования согласно особенностям вашей поставки. Примерная форма договора сэкономит время при составлении внешнеторгового контракта.

Цена на условиях FOB

При расчете окончательной стоимости товара рекомендуется учитывать, как складывается цена при поставке на условиях FOB, например, когда нужно перевезти груз из Китая в Россию. Итак, составные суммы следующее:

  • Закупочная цена товара;
  • Упаковка, маркировка;
  • Получение лицензий и разрешений;
  • Госпошлина и другие таможенные сборы, налоги (импортные и экспортные);
  • Расходы на транспортировку в порт отправления;
  • Фрахт судна;
  • Загрузка и размещение товара на корабле;
  • Разгрузка в порту прибытия;
  • Оплата перевозчику при транспортировке до склада или магазина.

При импорте могут возникнуть и другие расходы. Поэтому нужно внимательно просчитать бюджет, чтобы, в конечном счете, поставка на условиях FOB была выгодна и прибыльна и для продавца, и для покупателя.

Вы также можете написать нам на почту info@cc-customs.ru или позвонить:

Может быть полезно

О нас

Сайт не является публичной офертой

© Customs Cargo Clearance 2007-2019

Вы также можете написать нам на почту info@cc-customs.ru или позвонить по бесплатному номеру:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие правила регулируют отношения между Посетителем/Пользователем/Заказчиком и Исполнителем по предоставлению Услуг.
1.2. Исполнитель осуществляет размещение на Сайте информации о предлагаемых Услугах, иной информации, связанной с деятельностью Исполнителя. Внесение изменений, в том числе в сведения об оказании Услуг на Сайте и их стоимости, осуществляется Исполнителем в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя. Информация действительна до внесения Исполнителем соответствующих изменений, если иной срок не указан Исполнителем дополнительно.
1.3. Полным и безоговорочным согласием и принятием настоящих Правил является размещение Заказчиком Заявки в порядке, установленном на Сайте.

2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ

2.1. Посетитель Сайта — лицо, пришедшее на Сайт без цели размещения Заявки. 2.2. Пользователь — посетитель Сайта, принимающий условия настоящего Соглашения и желающий разместить Заявку на Сайте.
2.3. Заказчик — Пользователь, разместивший Заявку на Сайте.
2.4. Исполнитель — Юридическое лицо, описание Услуг которого размещено на Сайте. Сведения о юридическом лице: ООО «Квазар» ( ОГРН 1142536007790, ИНН 2536276283, КПП 253601001, место нахождения: г. Владивосток, ул. Дальзаводская, 2а. Офис 218.)
2.5. Сайт — Интернет-сайт, принадлежащий Исполнителю, расположенный в сети интернет по адресу http://cc-customs.ru, где представлены Услуги.
2.6. Услуги — информационные услуги, оказываемые Исполнителем и доступные для Заявки на Сайте.
2.7. Заявка — должным образом оформленный запрос Заказчика на оказание Услуги, выбранной на Сайте.

3. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

3.1. Предоставляя свои персональные данные при отправке формы заявки на Сайте, Заказчик даёт Исполнителю своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в бессрочном порядке и в целях, указанных в настоящем Соглашении.
3.2. Исполнитель использует персональные данные Заказчика в целях:
— оформления Заказчиком Заявки на Сайте;
— обратной связи с Заказчиком.
3.3. Персональные данные, которые собирает Исполнитель:
— Номер телефона Заказчика;
— Адрес электронной почты Заказчика;
— ФИО Заказчика.
3.4. Исполнитель обязуется не разглашать полученную от Заказчика информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
3.5. Заказчик может отозвать свое согласие на обработку персональных данных после личного обращения к Исполнителю.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Исполнитель оставляет за собой право вносить изменения в одностороннем порядке в настоящие правила. Изменения условий настоящих правил вступают в силу после их публикации на Сайте.

FOB условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010

Расшифровка и классификация

виды перевозок — внутренние водные и международные морские

FOB (Free On Board) — дословный перевод «Свободно на борту», или «Франко борт»

В международной практике ВЭД одной из основных проблем является неоднозначная, нередко противоположная интерпретация различных торговых терминов сторонами внешнеэкономического договора. Чаще всего это обусловлено различиями в законодательной базе государств и нередко вызывает споры, разногласия, судебные разбирательства и финансовые расходы, которые несут обе или одна из сторон. Чтобы разрешить эту проблему, Международная торговая палата издала стандартизированные термины и понятия – базисные условия поставки, или Инкотермс. С их помощью все участники внешнеэкономической деятельности могут значительно упростить себе задачу по формулировке своих прав и обязательств, а также выбор транспортных условий.

Одним из популярных и часто встречающихся в договорах терминов Инкотермс является FOB. Наряду с CIF, условия поставки FOB по всем правилам указываются исключительно для морского и речного транспорта, т.е. когда груз переходит от продавца к покупателю на борту судна. Понятие FOB расшифровывается как «free on board» («свободно на борту»). Краткое описание этого термина заключается в том, что отправитель груза несет ответственность за него до того момента, как он будет перевален за борт в порту отправления. В момент пересечения им борта судна ответственность за груз переходит к покупателю.

Под ответственностью подразумеваются все расходы по перевозке, декларированию и возмещению ущерба при порче или уничтожении товара. Базис поставки FOB прописывает конкретные права и обязанности экспортера и импортера в ходе выполнения договора поставки.

Обязанности экспортера

  1. Произвести погрузку груза на борт судна, указанного второй стороной коммерческого договора в обозначенном ей заранее порту.
  2. Обеспечить все условия для прохождения экспортной таможенной очистки груза.
  3. Взять на себя все расходы по таможенному декларированию – оплатить пошлины, налоги и другие сборы.
  4. Выполнить все экспортные формальности: получить лицензии, разрешения, сертификаты и прочие документы, разрешающие экспорт товара.
  5. Предоставить второй стороне договора пакет документов, сопровождающих договор: счет-фактуру (инвойс), спецификации, коносамент или прочие документальные подтверждения факта отгрузки товара на судно.
  6. Известить получателя заранее согласованным способом о фактической погрузке товара.
  7. Обеспечить соответствие условиям контракта количества товара, его качества, а также упаковку и маркировку для идентификации груза в порту.
  8. Предоставить по просьбе импортера всю информацию о товаре, нужную для получения груза в стране импорта (оплачивает получатель).

Обязанности покупателя

  1. Произвести оплату товара согласно с коммерческим договором.
  2. Выполнить все импортные таможенные формальности.
  3. Оформить договор на перевозку груза.
  4. Сообщить второй стороне договора название судна, дату его прибытия в порт или временной промежуток, в который должна быть произведена погрузка груза.
  5. Принять у экспортера или его агента документы о фактической отгрузке товара.
  6. Взять на себя расходы поставщика, связанные с поиском и предоставлением информации о товаре для ввоза в страну импорта / транзита.

Итак, торговый термин FOB в наиболее упрощенной расшифровке обозначает, что ответственность за товар до момента его перевалки на борт лежит на экспортере, тогда как импортер начинает отвечать за груз в момент его перехода через линию борта. Главным различием между популярными морскими торговыми терминами CIF и FOB является финансовая нагрузка за транспортные расходы: если при CIF за доставку груза платит продавец, то условия поставки FOB предполагают оплату доставки покупателем.

Как и другие базисные термины поставки, условия FOB в договоре прописываются с указанием порта погрузки товара при экспорте, например: «FOB Shanghai (Инкотермс 2010)» в любой части договора (единой формы договора для внешнеэкономических контрактов не существует, поэтому используются приемлемые для обеих сторон формы договора).

Проблемы при использовании базисного термина FOB

Основной проблемой использования термина FOB при экспорте является его уместность. Существует ряд случаев, когда вместо FOB целесообразнее выбрать другой морской термин. Например, при контейнерных или паромных грузоперевозках, где груз прибывает к месту накопления судовой партии на причале порта, ответственность за него де-факто переходит от продавца к перевозчику. Груз некоторое время находится на стадии ожидания отправки, и если в этот момент с ним что-либо случится, то согласно договору ответственность за ущерб все равно несет продавец. Последний не имеет права предъявить претензию за порчу товара перевозчику, т.к. он не является стороной договора доставки груза импортеру.

В то же время страховка груза, которую оформляет импортер, действует с момента перевалки груза через борт судна, а за потерю или порчу груза до этого момента страховая компания не обязана нести ответственность. Следовательно, применение термина FOB в этом случае будет неуместным, лучше будет использовать торговый термин FCA, в котором фигурирует основной перевозчик, а экспортные пошлины оплачиваются продавцом.

Когда уместно использовать торговый термин FOB?

Есть также ряд случаев, где использование «франко борт» является уместным. Например, для покупателя термин FOB при импорте можно будет использовать при отправке сыпучих товаров, например, зерна, железной руды, угля и других массовых насыпных грузов, которые попадают на борт конвейерным способом. Дело в том, что такой способ погрузки товара предполагает, что в трюме судна образуется конусообразная насыпь, которая смещает центр тяжести судна. Из-за этого отправка будет невозможна технически. Поэтому для поставки насыпных грузов в документах указывается торговый термин FOB, к которому приписывается уточнение «stowed & trimmed», т.е. «укладка и разравнивание». Последняя почти всегда осуществляется вручную силами экипажа или докеров, и во избежание разногласий желательно уточнить, кто будет ее оплачивать.

Следует помнить, что не во всех странах термин FOB Инкотермс 2010 предусматривает оплату услуг погрузки продавцом. Например, в портах США, Японии, Ирана, а также в Новороссийском порту и порту Оля (Астраханская область, Россия) услуги погрузки товара и другие манипуляции с грузом на борту прописываются отдельно, и часто становятся причиной споров между сторонами договора. Поэтому использование термина FOB с укладкой и разравниванием будет уместным.

Условия поставки FOB ИНКОТЕРМС 2010, базис и обязанности сторон

Успешные продажи подразумевают слаженное взаимодействие продавца и покупателя, чёткое соблюдение ими всех обязанностей. В таком случае сделка будет выгодна для обеих сторон. Для регулирования отношений между покупателем и продавцом были созданы особые правила торговли ИНКОТЕРМС 2010. Они являются общепринятыми и котируются во многих странах. При использовании водных перевозок груза в рамках этих правил используется термин FOB. Что обозначают этот термин? Каковы условия поставки, правила и обязанности для всех участников сделки? Стоит подробно ответить на эти вопросы.

Значение термина и условия FOB по ИНКОТЕРМС 2010

Что означает термин FOB по ИНКОТЕРМС 2010? Сначала разберёмся с понятием ИНКОТЕРМС. Как уже было сказано выше, это особый перечень правил для ведения успешной торговли.

Они охватывают большой спектр обязанностей, регламентируют распределение всех расходов и момент перехода права собственности и возможных рисков от одного участника сделки к другому. Эти правила являются на сегодняшний день действующими и общепринятыми.

FOB — определение, которое используется в рамках ИНКОТЕРМС 2010 только в том случае, когда для перевозок товара используется водный транспорт. Как правило, это определение используется при международной торговле. Но и для внутренних водных перевозок он вполне подходит.

FOB — аббревиатура выражения «Free On Board». Существует несколько вариантов его перевода:

  • Дословный перевод. Можно интерпретировать, как «свободно на борту». В рамках этого выражения под бортом подразумевается непосредственно само транспортное средство, то есть судно. «Свободно» же обозначает освобождение продавца от ответственности и рисков при погружении товара на борт.
  • Франко борт. Это определение чаще всего встречается в обиходе.

Почему такое большое внимание уделяется освобождению продавца от ответственности после загрузки груза на судно? Этот момент на прямую влияет на распределение расходов сторон.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Базис постановки ФОБ ИНКОТЕРМС 2010

В чем же заключается базис постановки FOB ИНКОТЕРМС 2010? Первое положение заключается в том, что поставщик берёт на себя ответственность за таможенные операции по экспорту продукта. Иными словами, он занимается погрузкой товара на судно. Все расходы и риски берёт на себя.

Второе же положение заключается в том, что за доставку и ввоз товара отвечает непосредственно покупатель. Импортные таможенные пошлины, расходы и риски перекладываются на него.

Обязанности продавца по FOB

Как уже было сказано выше, FOB ИНКОТЕРМС 2010 вводит некие обязанности для обеих сторон сделки и следит за их выполнением. Рассмотрим обязанности продавца. Их можно разделить на некоторые категории.

Общие обязанности

В общие обязанности входит предоставление покупателю следующих необходимых вещей:

  • товар;
  • счёт-фактуру (в бумажной или электронной форме) на покупку продукта.
  • Документы, которые подтверждают соблюдение поставщиком всех условий договора о купле-продаже товара.

Всё перечисленное выше предоставляется продавцом по заявке его партнёра. Расходы на оформление документов и предоставление товара берёт на себя не продавец, а покупатель.

Лицензии и разрешения на продажу, контроль безопасности

Поставщик обязан гарантировать законность всех процедур в рамках договора купли-продажи. Для этого за свой счёт он должен оформить все необходимые для транспортировки и проверки на таможне товара документы.

Продавец отвечает за получение:

  • лицензии на экспорт товара;
  • разрешений на продажу;
  • любых документов, подтверждающих выполнение всех таможенных формальностей.

Договор перевозки

Продавец не имеет обязанностей, которые так или иначе связаны с оформлением такого документа, как договор перевозки. Но здесь существуют некоторые нюансы.

Между участниками сделки может быть заключена договоренность. Поставщик по этой договоренности самостоятельно оформляет документ по всем стандартам торговли. Все расходы и риски за эту процедуру берёт на себя его партнёр.

Если такой договоренности нет или она не закреплена официально, лицо, ответственное за предоставление товара, может отказать своему партнёру в оформлении договора перевозки без указания причин.

Договор страхования

У продавца нет обязанностей по подготовке договора страхования. Но по договоренности он может предоставить всю необходимую информацию для осуществления процедуры страхования своему партнёру.

Поставка товара

Продавец должен осуществить поставку в указанные в договоре место и время. Если же покупатель не установил конкретный пункт отправки, его выбор остаётся за продавцом.

Переход рисков

Этот участник сделки ответственен за состояние товара только до того момента, пока он ещё не погружен на судно. После погружения груза на судно все риски переходят его партнёру.

Распределение расходов

Лицо отвечает за оплату следующих операций:

  • Расходы, которые, так или иначе, касаются производства и поставки товара на судно.
  • Таможенные сборы, которые связаны с вывозом товара.

Извещение

Лицо должно оповестить соответствующим извещением своего партнёра о прибытии продукта в указанное место или, наоборот, о его непринятии на судно.

Документ поставки

Лицо должно предоставить партнёру документ, подтверждающий соблюдение всех условий поставки, которые были указаны в договоре о купле-продаже.

Проверка товара

Продавец должен гарантировать соответствие товара всем условиям, прописанным в договоре. Проверку соответствия и качества товара он осуществляет за свой счёт.

Упаковка товара и маркировка

Лицо обеспечивает должную упаковку и маркировку продукта для избегания его повреждения во время транспортировки при соблюдении всех правил перевозки. Исключением являются те товары, которые могут перевозиться без специальной упаковки.

Содействие в получении информации

Покупатель может запросить у продавца ту или иную информацию или документацию, которая может понадобиться для транспортировки и таможенного оформление продукции.

Обязанности покупателя по FOB

Покупатель также имеет определенный перечень обязанностей. Их соблюдение необходимо для успешного ведения сделки.

Общие обязанности

Лицо обязано оплатить товар в полном объёме. Стоимость товара регламентируется договором купли-продажи.

Лицензии и разрешения на продажу, контроль безопасности

При необходимости лицо может получить всю необходимую документацию (лицензии, разрешения, бумаги о контроле безопасности), которая может понадобиться при транспортировке товара через границу, в том числе третьих стран. Все расходы в таком случае покупатель берёт на себя.

Договор перевозки

Лицо, которое приобретает товар, должно заключить договор о его перевозке из указанного в официальном документе порта.

Договор страхования

Покупатель не имеет никаких обязанностей, связанным с подготовкой и оформлением договора страхования.

Переход рисков

Все риски и расходы после погрузки на судно продукта переходят к лицу, которое его приобретает. Риски и расходы могут быть связаны с потерей груза или его повреждением.

Для транспортировки товара нередко используется FAS ИНКОТЕРМС 2010. Но нужно учитывать. что данный термин подходит для морской и внутренней водной доставки товара.
Особенности поставки на условиях EXW ИНКОТЕРМС 2010 вот тут. Покупателю следует быть осторожнее с данным термином.

Распределение расходов

Лицо ответственно за оплату следующих пунктов:

  • Процедуры, которые, так или иначе, связаны с транспортировкой или потерей качества товара после его погрузки на судно.
  • Расходы, связанные с отсутствием отправки извещения партнёру или её задержкой.
  • Оплата таможенных сборов и иных расходов, связанных с перевозкой товара за границу.

Извещение продавцу

Лицо должно направить извещение своему партнёру со всей необходимой ему информацией (время отправления, наименование порта и т. д.).

Доказательство поставки

Лицо должно принять от своего партнёра документы, которые доказывают факт поставки товара в нужные время и место.

Инспектирование товара

Непосредственно инспектирование товара и погашение всех расходов, связанных с этой процедурой, — обязанность самого покупателя.

Дополнительная полезная информация об условиях поставки в термине ФОБ в этом видео:

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

INCOTERMS 2010 – FOB: знакомимся с основными правилами и выстраиваем схему поставки

В данной статье будет дано определение правилам INCOTERMS и рассмотрены основные моменты взаимоотношений продавец-покупатель в разрезе поставки, осуществляемой на условиях FOB.

Моделируя различные ситуации, мы расскажем не только о наиболее значимых моментах международного контракта, но и дадим небольшие прикладные советы, которые облегчат поиски нужной информации начинающими участниками ВЭД и дадут им возможность избежать наиболее распространённых ошибок новичков.

Что подразумевают условия FOB по ИНКОТЕРМС 2010

Начнём с того, что представляет собой ИНКОТЕРМС 2010. Это действительные на сегодняшний день правила торговли, призванные упорядочить существующие схемы поставок. Они охватывают распределение транспортных расходов и фиксируют момент перехода рисков от продавца к покупателю.

Термин FOB применяется только для водных перевозок. В нашем регионе внутренние водные перевозки практикуются редко, поэтому далее будем рассматривать только международный вариант, хотя к речной перевозке внутри страны тоже корректно применять данный базис.

FOB — аббревиатура от английского «Free On Board», в обиходе «Франко борт», дословный перевод «Свободно на борту». Формулировка не очень понятная, поэтому сделаем небольшой лингво-семантический анализ:

  • «борт» — имеется в виду борт судна,
  • «свободно» — с точки зрения поставщика, он свободен от своих обязательств после того, как груз пересечёт поручни судна, то есть попадёт на его борт.

Почему последнему моменту уделяется такое внимание? — Отчасти потому, что услуга погрузки контейнера на борт недешёвая, в среднем составляет порядка 400 долларов США за 40-футовый контейнер.

  • Если поставщик указывает в контракте цену FOB, то он обязан погрузить товар на борт за свой счёт.
  • Также на продавца возлагаются расходы по экспортной таможенной очистке груза.

Как и любой базис поставки INCOTERMS 2010, например CIP или DAP, FOB не сводится только к трёхбуквенной аббревиатуре, а дополняется указанием определённого места поставки.

Для условий FOB это место всегда является портовым терминалом, нельзя указать любой населённый пункт — в таком случае используется термин — FCA.

Итак, поставщик оформляет экспортные формальности и грузит товар на борт судна, после чего ответственность за него переходит к покупателю. Все последующие расходы, связанные с доставкой товара до конечного места назначения, тоже ложатся на покупателя.

  • На практике, кроме расходов по погрузке на борт и брокерских платежей по экспортной очистке (если продавец не самодекларируется), поставщик ещё несёт расходы, связанные с доставкой груза в порт.
  • Как правило, агент Покупателя связывается с агентом Продавца, и они согласовывают дату загрузки, после чего порожний контейнер, забукированной Покупателем контейнерной линии, подаётся под загрузку на склад Поставщика, привозит контейнер транспорт (контейнеровоз) агента Продавца.
  • Вторая по популярности схема (если поставщиков несколько, или один поставщик совершает поставку с разных адресов) — поставка товара транспортом Продавца на консолидационный склад/терминал агента, в который впоследствии подается контейнер под загрузку.
    В этом случае продавец оплатит еще и услугу стаффировки контейнера, то есть погрузки товара в контейнер оборудованием и силами агента Продавца.

Если речь заходит о расходах, составляющих морскую контейнерную перевозку, то, не углубляясь в термины, их можно разбить на следующие статьи:

  1. Доставка груза в порт экспорта (оплачивает Продавец)
  2. Портовое экспедирование и погрузка в порту экспорта (оплачивает Продавец)
  3. Морской фрахт (оплачивает Покупатель)
  4. Выгрузка и портовое экспедирование в порту импорта (оплачивает Покупатель)
  5. Доставка и экспедирование до места таможенной очистки и последующей выгрузки (оплачивает Покупатель)

Возможно, в следующей редакции Incoterms эти исключительные условия найдут отдельное отображение, а пока лучше лишний раз переспросить у своего шиппингового агента, за чей счёт происходит погрузка.

Итак, мы ознакомились с нюансами базиса поставки FOB и пришли к выводу, что он нас устраивает.

Теперь нужно продумать все механизмы взаимодействия со своим, даже самым надёжным, партнёром и очень скрупулёзно изложить их в международном контракте. Пройдёмся по основным его пунктам.

Общие обязанности

  • Вы покупаете: Ваша обязанность своевременно оплатить приобретаемый товар.
  • Вы продаёте: Ваша обязанность своевременно предоставить товар в распоряжение Покупателя и обеспечить необходимые коммерческие и сопроводительные документы.

Разрешительные документы, лицензии, контроль безопасности и прочие формальности

  • Вы покупаете: На вас возлагается ответственность и расходы, связанные с таможенным оформлением груза в стране импорта, а также в странах транзита, если такие подразумеваются маршрутом международной мультимодальной перевозки.
  • Вы продаёте: Вы обязаны обеспечить экспортное оформление товара за свой счёт и в период, предусмотренный сроком поставки товара.
    Все разрешительные документы и прочие возможные формальности, требующиеся для экспортного оформления груза, возлагаются исключительно на вас.
    Если последними занимается третье лицо, то такие отношения никак не влияют на ваши обязательства перед Покупателем.

Договоры перевозки и страхования

  • Вы покупаете: Поскольку ответственность Продавца за товар заканчивается, как только он оказался на борту судна, то Вам необходимо заключить договор и оплатить услуги дальнейшей перевозки груза.
    Непосредственно перед Продавцом у вас нет обязательств по выбору судоходной линии или агента. Вы не обязаны осуществлять дополнительное страхование груза.
    Во время таможенного оформления груза в стране импорта вы обязаны предоставить таможенным органам документ, подтверждающий стоимость транспортировки до таможенной границы государства импорта. Как правило, контракт с шиппинговым агентом и справка-счёт.
    При условиях FOB и выгрузкой на таможенной территории РФ достаточно показать только оплату фрахта. Выгрузка, портовое экспедирование и прочие манипуляции с грузом в порту импорта не имеют отношения к таможенной стоимости товара и не являются основой для начисления таможенных платежей.
  • Вы продаёте: Вы не страхуете груз и не несёте обязательств перед Покупателем по выбору шиппингового агента.
    На практике Продавец часто пользуется услугами того же агента, у которого Покупатель заказывает морскую перевозку.
    Такая схема имеет право на существование, если сумма платежей и агентских вознаграждений устраивает всех участников сделки. В противном случае вы можете пользоваться услугами любого другого агента.

Поставка товаров (для продавца), принятие поставки (для покупателя)

  • Вы покупаете: Покупатель обязан принять поставку. Факт принятия носит номинальный характер и сводится к обмену документов между агентами.
  • Вы продаёте: Вы обязаны поставить товар на борт судна в условленное время, то есть передать товар в распоряжение перевозчика Покупателя.
    Перевозчиком, в данной ситуации, выступает либо непосредственно судоходная линия, либо шиппинговый агент/логистическая компания, выкупающая у линии и перепродающая далее эти услуги конечным потребителям, в нашем случае — Покупателю товара.

Для покупателя важно получение документа коносамента, который ему понадобится для забора груза в порту назначения. Данные, которые следует указывать в коносаменте, согласовываются с Покупателем, о чём необходимо упоминать в международном договоре. Коносамент может быть как оригинальный, так и телекс (EDI).

Как правило, агент издаёт коносамент и отдаёт его Продавцу после оплаты последним всех расходов по доставке и погрузке (так называемых FOB платежей). После чего Продавец отправляет коносаменты Продавцу вместе с оригиналами коммерческих документов.

Если по срокам процедура затягивается, то Покупатель совместно с Продавцом отдаёт распоряжение осуществить телекс-релиз, сэкономив при этом время и курьерские расходы.

Распределение расходов и рисков

Ранее было указано, как распределяются транспортные и таможенные расходы на условиях FOB, то же самое касается и перехода рисков — до момента перехода товара через поручни борта судна ответственность за него несёт Продавец, после перехода — Покупатель.

Теоретически, если во время погрузки товара/контейнера с ним что-то случается в портовой части, то судно вправе не принимать на борт такой контейнер. Тогда за порчу груза будет отвечать Продавец. Если товар был принят на борт — за порчу отвечает шиппинговый агент перед Покупателем.

Извещения продавцу и покупателю

  • Вы покупаете: Вы, или представляющий вас агент, обязаны своевременно известить Продавца о своём намерении осуществить отгрузку тем или иным судном, чтобы Продавец мог, ознакомившись с графиком судовыходов, заблаговременно подготовить товар и осуществить его экспортную очистку.
  • Вы продаёте: Вы обязаны уведомить Покупателя о передаче груза в такой форме, которая указана в контракте.
    Если на этот счёт нет никаких отметок, то Продавец вправе известить Покупателя в любой удобной для него форме.

Документы поставки (для продавца), доказательства поставки (для покупателя)

  • Вы покупаете: Вы обязаны принять от Продавца документы, подтверждающие поставку и выполнить действия, следующие после получения такого подтверждения.
    В международной практике частыми условиями балансовых платежей за товар является предоставление Продавцом коносамента, как документа подтверждающим поставку.
    Вы вправе не принимать коносамент, если указанные в нём данные не соответствуют коммерческим документам и могут послужить для вас прецедентом во время таможенной очистки.
    Просите своего поставщика согласовывать вами с вами данные, указывающиеся в коносаменте заранее.
  • Вы продаёте: Вы обязаны предоставить покупателю транспортные документы, необходимые для получения груза в порту прибытия и прохождения таможенной очитки в стране импорта.
    Традиционно это коносамент (B/L — Bill of Lading). Способ и условия передачи коносамента следует указывать в международном контракте.

Упаковка, маркировка, проверка, инспектирование товара

  • Вы продаёте: Вы обязаны упаковать товар таким образом, чтобы обеспечить его целостность во время транспортировки.
    Представитель транспортной компании должен проследить за тем, чтобы товар был закреплён надёжным способом. Если для закрепления товара понадобятся дополнительные средства, то вы обязаны их предоставить.
  • Вы покупаете: Вы вправе попросить Покупателя предъявить товар для инспекции до момента погрузки его в контейнер и опломбирования, что необходимо дополнительно указать в контракте.
    Если не указано иначе, то все расходы, связанные с инспекцией товара на производственных площадях Продавца или на складе консолидации несёт Покупатель.

Предоставление информации и связанные с ней расходы

  • Вы покупаете: В случае запроса от Продавца вы обязаны предоставить в его распоряжение информацию и документы, не являющиеся коммерческой или государственной тайной.
    Правилом хорошего тона считается возвращать за свой счёт Продавцу его вариант контракта, спецификации и прочих документов, подразумевающих их наличие у обеих сторон.
  • Вы продаете: Вы обязаны оказывать содействие Покупателю в получении дополнительных документов и информации. Все связанные с этим расходы несёт Покупатель. Это не касается документов, необходимых для экспортной очистки в стране Продавца.

Ставя подпись и печать под условиями контракта, убедитесь, что лично вам всё ясно. Документ должен быть простым и понятным.

Не стремитесь усложнить трактовки и запутать своего партнёра и не позволяйте ему проделать то же самое с вами. Прозрачность отношений залог успеха любой сделки.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Условия поставки FOB

В последней редакции Инкотермс имеется 13 разделов, описывающих условия поставки. Без торговых терминов, которые определены в этом документе, трудно представить заключение сделок купли-продажи.

В некоторых случаях использование таких условий является обязательным.

На практике, данные условия пересматривают примерно один раз за десятки лет. Последняя редакция вышла в 2010 году.

Что такое «FOB»

Этот термин в буквальном смысле расшифровывается как Free on Board. Ещё одним названием является: «Франко борт». Это один из терминов, которые определяются Инкотермс. Этот документ точно определяет общепринятые термины международной торговли, относящиеся к моменту перехода прав на поставку от продавца к покупателю. Они широко применяются в международной практике.

Этот документ впервые был принят в 1936 году. С тех пор были приняты новые редакции документа, самая поздняя из которых датируется 2010 годом.

Обычно, когда стороны договариваются об условиях поставок, указывается буквенный код, порт, где товар будет погружен на судно и иногда указывается, какая именно редакция Инкотермс применяется в данной сделке.

Если для поставки приняты условия FOB, то это говорит о том, что продавец поставку полностью со своей стороны выполнил, как только в порту поставки товар пересёк борт судна.

Условия FOB применяются только в тех случаях, когда товарная партия поставляется морским транспортом.

Условия и цена на базисе FOB

Поставщик при данных условиях обязан погрузить партию на борт корабля за свой счёт. Проведение таможенной очистки при экспорте также входит в его обязанности.

При указании условий недостаточно просто указать данную аббревиатуру. Дополнительно надо указать порт, в который нужно доставить его для погрузки. При этом в рассматриваемом случае речь может идти только о портовом терминале.

После погрузки на борт, права на груз и вся ответственность за него будут у покупателя.

Все дальнейшие расходы, согласно условиям заключенного контракта, лежат также на покупателе. В частности, это относится к проведению брокерской очистки, стоимости доставки груза в порт назначения.

Продавец не только выполняет погрузку на борт, но и оплачивает заполнение контейнеров, в которых будут товары при погрузке на борт.

Общие условия сделки

В условиях Incoterms рассматриваются обязанности двух сторон: продавца и покупателя. У покупателя есть обязанность вовремя произвести оплату получаемого товара. При продаже необходимо предоставить товар с оформленными на него документами точно в срок, предусмотренный договором.

Документальное оформление

Если речь идёт о покупателе, то в его обязанности входит обеспечение таможенной импортной очистки партии. Он не только несёт связанные с этим расходы, но и принимает на себя возможные связанные с этим риски. Если имеются расходы, относящиеся к транспортировке через страны транзита, то они делаются также за его счёт.

Продавец полностью самостоятельно отвечает за экспортное оформление груза и доставку к определённому сроку. Любые вопросы оформления, в том числе получение разрешительных документов также относятся к его компетенции.

Оформление перевозки, страхования

Покупатель получает все права сразу после погрузки. Оплата транспортировки, страховки дальнейших рисков при доставке груза лежат с указанного момента на нём.

Другая сторона в этот период рисков не несёт и дополнительно на этом этапе ничего не оплачивает.

Выдача извещений

Получатель товара обязан заблаговременно известить продавца о том, на какое именно судно он хотел бы загрузить получаемый товар и какая дата для этого предусмотрена.

Если это будет сделано, продавец будет знать срок, когда требуется доставить его в порт и к какой дате нужно будет закончить проведение оформления.

Отправитель обязан уведомить покупателя о точной дате и месте, где на борт корабля будет отгружен товар.

Документы поставки

Продавец передаёт, а покупатель принимает коносамент, который потребуется для выгрузки товара в порту очистки и последующей таможенной очистки.

Обязанности по принятию или передаче товара

В порту покупатель должен произвести принятие груза. На практике всё в этот момент сводится к получению соответствующих подписей на документах. Здесь важно получение коносамента — документа, который позволит принять товар в порту выгрузки.

На другой стороне лежит обязанность транспортировки товарной партии в порт и передача её стороне покупателя к определённому сроку.

Формирование цены

Продавец оплачивает:

  1. Доставку партии товара на территорию порта;
  2. Пребывание на портовом складе;
  3. Погрузку в контейнеры;
  4. Загрузку заполненных контейнеров на борт судна.

На покупателя ложатся расходы по:

  1. Оплате фрахта судна, перевозящего товар;
  2. Выгрузке контейнеров с товаром и внутрипортовому экспедированию полученного груза;
  3. Доставка в место, где будет выполнена таможенная очистка;
  4. Проведение таможенного оформления;
  5. Доставка товара на свой склад и выгрузка его.

При оформлении договора с рассматриваемыми условиями нужно обратить внимание на данный вопрос и уточнить этот вопрос при оформлении сделки.

Чем отличается от CIF и FCA

Наиболее часто на практике используются FOB и CIF. При их сравнении в первую очередь нужно обратить на следующие особенности.

  • в них по разному определяется момент перехода прав на товар.
  • риски и затраты между продавцом и покупателем распределены различным образом.

В первом случае все права на партию товара после погрузки на корабль в порту отправки, в том числе все риски и право собственности, переходят к покупателю.

Во втором случае в указанной ситуации он отвечает только за риски повреждения или утери товара. При этом право собственности переходит к покупателю после подачи погрузочных документов.

Когда используют условия FOB, в качестве места поставки указывают всегда только терминал. При этом нельзя говорить только о городе в данном смысле.

Если есть необходимость указать, что поставка выполняется в определённый город, а не в конкретный терминал, пользуются другими условиями — FCA.

Дополнительно об условиях поставки FOB — смотрите в видео:

INCOTERMS 2010: поставка по условию FOB

Что же такое INCOTERMS 2010: каковы его правила перевозки, и сможет ли помочь сэкономить в рамках FOB? При грамотном обращении с базисом, зная условия FOB и подробно составляя договор, можно избежать многих неприятностей в доставке и оплате. Статья поможет в нюансах оформления договора и соблюдения всех условий FOB в деталях, это позволит заранее узнать об ошибках, которые можно совершить, если не углубляться в базис. Давайте рассмотрим подробнее.

Определение

Что же представляет собой данная система? Первое, что нужно узнать, это значение термина INCOTERMS 2010. INCOTERMS – это базис, представляющий собой правила внешнеэкономической торговли, помогающие продающей и покупающей стороне договориться об условиях ответственности, оплаты и поставки товара внутри и между странами.

Что касается FOB – то это понятие применимо в отношении перевозок по воде. Внутри нашей страны такой способ почти не используется. Поэтому, говоря о FOB, здесь будут подразумеваться перевозки между разными государствами, хотя использовать базис можно и в отношении внутренней экономики. Сокращение FOB произошло от английского “Free on board”, то есть “свободно на борту”.

В этом варианте местом франко является судно. “Свободен на борту” можно понимать как освобождение от своих обязательств согласно FOB поставщика после того, как груз появится на борту судна. Для него это весьма недешево: в зарубежных странах погрузка на борт судна стоит довольно дорого, во всяком случае, по сравнению с ж/д или автоперевозками. Поэтому если в договоре от продавца фигурирует цена FOB, то Покупатель может смело выдохнуть – самостоятельно погружать товар на борт ему не придется.

Кроме погрузки, Продавец обязан очистить товар от экспортных пошлин и предоставить Покупателю соответствующие бумаги.

Стоит учесть, что при пользовании условиями FOB, необходимо четко прописать “место встречи” поставщика с основным перевозчиком.

Важное условие базиса FOB – франко-местом не может выступать какой-либо населенный пункт или ж/д станция. Для поставки по базису FOB франко – это непременно портовый терминал. Во избежание недоразумений в договоре должен быть прописан и сам терминал, и номер пирса, и перевозчик, берущий на себя обязанности транспортировки.

После того, как поставщик оплатил вывоз товара с соответствующими документами и выполнил свое обязательство по погрузке транспорта на борт судна, ответственность за товар переходит на Покупателя, Продавец к грузу более никакого отношения не имеет. Хотя доставка сама по себе этого не предполагает, но поставщик оплачивает и выбранный им способ доставки товара до франко-места. Однако после пересечения грузом борта судна, все риски и расходы переходят на Покупателя.

Обычно доверенные лица с обеих сторон – продающей и покупающей – обговаривают дату и время погрузки товара на судно, после чего пустые контейнеры отправляются обратно поставщику под оплату Покупателя.

Есть и другой вариант: Продавец поставляет товар на склад или терминал своего доверенного лица, туда же поставляется нужное количество контейнеров. Но в таком случае поставщик платит еще и за загрузку товара в контейнеры. Вообще, этот способ подойдет, если поставку осуществляют несколько продавцов или если товар поступает, например, с нескольких складов.

Если говорить об оплате перевозки контейнеров морскими путями, то тут существует несколько этапов:

  • доставка до экспортного порта, которая ложится на Продавца;
  • экспедирование и погрузка в экспортном порту, также на Продавце;
  • оплата за морскую перевозку на Покупателе;
  • разгрузка в импортном порту на Покупателе;
  • доставка и сопровождение груза до таможни, оплаты пошлин и следующая за этим разгрузка на Покупателе.

Это типичная схема распределения расходов и ответственности между продающей и покупающей стороной, но бывают и случаи, когда, обсуждая условия ФОБ, погрузка товара на борт судна предполагается как статья расходов Покупателя. В Соединенных Штатах на всех терминалах морских путей действует именно такая схема. Поэтому обязательно стоит уточнить у поставщика, кто будет оплачивать погрузку – ведь от этого пункта статья расходов может очень увеличиться.

Возможно, когда-нибудь INCOTERMS FOB выпустит новую редакцию, где такие условия будут учтены и пересмотрены, но пока что этот пункт остается довольно размытым, и не обговорить его нельзя. Теперь, когда самые главные моменты для базиса FOB рассмотрены и понятны, нужно подумать – подойдет ли такой способ поставки? Если ответ утвердительный, то нужно еще раз задуматься о том, как подробно составить договор и предложить его иностранному поставщику, изложив весь процесс доставки и задокументировав все подробности.

Обязанности продающей и покупающей стороны

Со стороны Покупателя необходимо оплатить покупаемый товар, со стороны поставщика этот товар необходимо предоставить в обговоренное время и место, не забыв про все сопутствующие товару документы, коммерческие и сопроводительные.

Соблюдение формальностей и предоставление документации

Соблюдая условия поставки ФОБ, Покупатель понимает, что на нем лежат расходы за перевозку товара от франко-места да собственного склада. Это предполагает оплату пошлин на ввоз, но если маршрут перевозки составлен таким образом, что пересекает границы не одной страны, то таможенное оформление необходимо и в странах транзита.

Продавец в свою очередь предоставляет Покупателю коммерческие и сопроводительные документы, а также он обязан соблюсти формальности экспорта, оплатить пошлины, оформить вывоз товара в срок и совершить сопутствующие расходы. Даже если оформлением поручено заняться брокеру, ответственность за экспорт все равно лежит на Продавце, а за импорт – на Покупателе.

Договоры на перевозку, страховка

Так как условия доставки FOB предполагают, что продавец забывает о товаре после доставки его на борт, а основная перевозка ложится на Покупателя, то с транспортной компанией должен быть заключен договор и оплачены ее услуги.

Транспортная компания может быть выбрана любая, нужно только сообщить Продавцу о своем выборе перед осуществлением погрузки на судно. Если в этом нет надобности, то страховку оформлять не обязательно. При ввозе товара в страну, чтобы его оформили на таможне, будет нужна подтверждающая стоимость перевозки до точки импорта бумага. Это может быть контракт с судоходным агентством или выставленный им счет.

При использовании ИНКОТЕРМС 2010 условий поставки FOB на таможне РФ проблем не возникает, достаточно предъявить документ, подтверждающий оплату за перевезенный груз. Таможня не вправе начислять платежи при каких-либо иных действиях с грузом в порту импорта.

Продающая сторона также не обязана страховать груз и узнавать мнение Покупателя о выбранном способе транспортировки груза к месту франко. Часто бывает, что продающая и покупающая сторона прибегают к услугам одного и того же транспортного агентства. Это не является необходимым условием, однако если оплата и агентские вознаграждения устраивают обе стороны, то схема вполне допустима.

Поставка и принятие груза

Покупатель принимает доставку, когда обменивается документами с поставщиком. Поставщик согласно ФОБ ИНКОТЕРМС вовремя доставляет товар, который оплачен покупателем, до франко-места и передает перевозчику.

Перевозчиком может быть выбрана любая компания, судоходная линия или агентство. Несмотря на то, что последние покупают судоходные линии у владельца и перепродают их конечным заказчикам, это не говорит о том, что услуги шипперинговых агентств дороже. Экономия заключается в том, что агентства предлагают весь спектр услуг: погрузку, перевозку и сопровождение до конечной точки. Кроме того, судоходные линии делают скидки именно агентским компаниям, а не единичным заказчикам.

Покупателю будет необходим коносамент, без которого он не сможет принять груз. Содержание коносамента обговаривается между сторонами, и это также должно быть упомянуто в договоре.

Торговые условия FOB предполагают передачу Продавцу коносамента после оплаты им погрузки и перевозки товара, а потом коносамент отправляется к Покупателю с остальными коммерческими бумагами.

В качестве коносамента может использоваться EDI, то есть телекс или оригинальный документ. Если процедура его получения по срокам выходит слишком долгой, то продающая и покупающая сторона совместно осуществляют телекс-релиз.

Распределение расходов и ответственности согласно FOB

Расходы на погрузку и перевозку, а также на импорт и экспорт отталкиваются от франко-места. Все, что до доставки на эту точку, осуществляется Продавцом, а после погрузки на судно все обязанности берет на себя Покупатель. С возможными рисками также: до поступления груза на борт они принадлежат продающей стороне, а после – Покупателю.

Если с грузом что-то случается во время погрузки, то судно может не принимать на борт такой груз. В этом случае ответственность остается на Продавце. Если поврежденный груз принят, то ответственность переходит на Покупателя, который теперь будет вынужден сам разбираться с транспортной компанией.

Извещения

Для того чтобы погрузка и отправка груза произошли вовремя, нужно заранее предупредить Продавца о том, когда и где будет осуществляться прием груза. Продавец подготавливает товар к поставке, осуществляет очистку от налогов до срока, заданного Покупателем.

Также Продавец обязан известить Покупателя о передаче груза перевозчику согласно договору. Если в международном договоре нет указаний о форме извещения, то Продавец может выбрать ее по своему усмотрению.

Документы для поставки

Покупателю необходимо принять документы, которые смогут подтвердить поставку груза Продавцом, после чего уже выполнять дальнейшие действия. Продавец, как правило, предоставляет коносамент. Но если данные, которые в нем указаны, не верны, можно не принимать такую бумагу, поскольку это с большой долей вероятности осложнит прохождение через таможню.

Если Продавец желает в качестве документа о принятии груза предложить коносамент, то содержание документа необходимо согласовать.

Со стороны Продавца потребуются корректные транспортные документы. Они понадобятся Покупателю в порту по прибытии груза и при прохождении через таможню. Как будет передаваться коносамент, следует согласовать еще в международном договоре.

Подготовка товара

Все обязанности, касающиеся упаковки и маркировки товара, ложатся на Продавца. Причем, упаковка товара должна помешать ему испортиться во время грузоперевозки. Отследить, насколько качественна упаковка груза, должен перевозчик, принимая товар. Если для его закрепления будут нужны еще какие-либо средства, то Продавец должен будет их предоставить.

До того, как груз будет закреплен в контейнере и опломбирован, Покупатель может потребовать проверку товара. Это нужно будет указать в договоре. Если в договоре об этом ничего не сказано, то расходы на инспекцию будет оплачивать Покупатель.

Оплата по предоставлению информации

По запросу Продавца Покупатель должен предоставить ему информацию и документы, если это не коммерческая тайна. Для сотрудничества будет полезно отправить оплаченные Покупателем копии документов, если предполагается, что эти документы должны иметься у обеих сторон.

Со стороны Продавца должна быть предоставлена помощь в получении документов и информации, но расходы на это несет покупатель, кроме экспортной очистки и соответствующих документов. INCOTERMS FOB – отличный базис, служащий помощью в организации международных перевозок. Но, несмотря на это, контракт все равно должен быть подробно и просто прописан.

Стоит избегать запутанных формулировок. Любая попытка усложнить договор не идет в пользу ни одной стороне, а скорее вызывает недоверие.

Сделка благополучно состоится, если договор будет грамотно составлен, и ни одна сторона не будет и не сможет использовать уловки, омрачающие сотрудничество.

Видео

Предлагаем видео материал по тематике статьи.

Источники:
http://cc-customs.ru/stati/usloviya-fob/
http://ru.icterms.com/fob/
http://ved.center/incoterms/2010-fob
http://vedinform.com/business/incoterms-2010/fob.html
http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/inostrannye/usloviya-postavki-fob.html
http://www.vtk-trade.ru/informatsiya/199-incoterms-2010-postavka-po-usloviyu-fob
http://ved.center/platezhi/vidy

Ссылка на основную публикацию