Положение о проведении СОУТ в организации
Специальная оценка условий труда — это мероприятие, которое направлено на выявление состояния рабочих мест персонала с оценкой наличия и степени серьезности опасных или вредоносных для здоровья факторов.
Непосредственно процедура СОУТ состоит в изучении рабочего места, сборе анализов из его зоны и их исследовании. Все эти действия производит группа специалистов, присланных компанией, специализирующейся на данной деятельности.
При этом мероприятие проводится силами двух структур, так как подготовку к нему осуществляет комиссия, формируемая в самой компании из ее сотрудников, она же наблюдает за работой внешней группы и делает практические выводы на основе полученных от результатов.
Для проведения процедуры в компании может быть принят специальный акт — положение о специальной оценке условий труда, хотя он и не является обязательным, поскольку можно ориентироваться на нормы соответствующего Федерального закона №426.
Что такое система оценки условий труда в организации
Система оценки условий труда (СОУТ, специальная оценка условий труда) — это процедура, устраиваемая в организации, чтобы выяснить, каковы качественные параметры рабочих мест, то есть тех зон, в которых персонал данного предприятия проводит большую часть времени. В ходе такого исследования производится определение, насколько существенны в зоне, где располагается данное место, факторы, оказывающие вредоносное воздействие на здоровье сотрудников.
Проведение такой процедуры предполагает исследование не всех рабочих мест, поскольку многие из них однородны, т.е. на них действуют сходные факторы. Из таких однородных рабочих мест достаточно изучить одну четверть (25%), но не менее двух.
Организация СОУТ необходима, если в компании появились новые рабочие места, для которых наличие опасных факторов неизвестно. Также данная процедура требуется при обновлении технологического процесса, введении в эксплуатацию нового оборудования, в случае начала применения новых видов сырья.
После несчастного случая на производстве у компании также существует обязанность устроить СОУТ. Срок, в течение которого процедуру нужно провести, составляет шесть месяцев. Равным образом данное действие может быть инициировано и профсоюзным комитетом предприятия либо аналогичным ему органом, представляющим трудовой коллектив.
Проведением СОУТ занимается соответствующая комиссия, образуемая в компании, а исследование рабочих мест выполняется силами сотрудников специализированной организации (см. раздел «Кто проводит оценку»).
Утверждение положения о СОУТ
Положение о специальной оценке условий труда — это локальный правовой акт, которым регламентируется порядок проведения данной процедуры на предприятии, где он принимается. Этот документ базируется на Федеральном законе №426.
При этом в то время как данная процедура является обязательной для всех предприятий (кроме тех, на которых персонал трудится удаленно), принимать положение о СОУТ не обязательно. Без его утверждения можно обойтись, если в компании полагают, что норм, содержащихся в законе №426-ФЗ, достаточно для регулирования данного процесса.
Однако в некоторых компаниях он носит настолько сложный характер, что становится целесообразным все же принять положение о СОУТ.
Типовой формы для документа не существует, поэтому компании имеют право составлять его самостоятельно. В то же время имеет смысл ориентироваться на образцы, представленные в интернете. Непосредственно разработкой положения занимается юридический отдел предприятия.
Его структура обычно включает ряд разделов.
Первый раздел содержит общие положения. В нем определяется понятие СОУТ в целом, также там приводятся взаимные права и обязанности работодателя и сотрудников в процессе проведения данной процедуры. Также в этом разделе указывается, что проведением СОУТ занимаются совместно само предприятие, в котором образуется соответствующая комиссия и сторонняя специализированная организация.
Второй раздел содержит описание процесса подготовки к СОУТ на предприятии. В этой части положения регламентируется процесс образования комиссии по проведению СОУТ в данной организации. Устанавливается количество участников данной структуры, кто ее возглавляет, в каком порядке она собирается, регламент принятия данным органом решений.
Также перечисляются возложенные на комиссию задачи и выполняемые этим органом функции. Устанавливаются полномочия, предоставляемые комиссии от имени организации.
Третий раздел описывается непосредственное проведение специальной оценки. Ее проводит сторонняя организация, и в данном разделе перечисляются основные этапы ее работы.
Наконец, последний раздел посвящен интерпретации результатов СОУТ, которую уже берет на себя комиссия самого предприятия. В той части документа приводятся те действия, который этот орган имеет право предпринять по результатам проведенной процедуры.
Особенности СОУТ в школах
Специальная оценка условий труда в школе проводится на таких же основаниях, что и в любом другом учреждении. В то же время здесь эта процедура имеет целый ряд особенностей, которые вытекают из характера работы сотрудников данного учреждения.
В частности, во многих случаях учителя ведут занятия в разных кабинетах, переходя из одного в другой, это предполагает, что все учительские рабочие места можно рассматривать как аналогичные, таким образом существует необходимость проверить всего одну четверть от общего количества.
Аналогичным образом рабочие места, занимаемые школьными поварами, которые работают в столовой, в стандартном случае не различаются, поэтому и в их отношении можно ограничиться проверкой только определенной части.
Кто проводит оценку
Специальная оценка условий труда на предприятии производится в ходе совместной работы двух организаций, а именно, комиссии по СОУТ, которая создается на предприятии, и экспертной группы внешнего характера.
Первая из них — это комиссия компании по СОУТ, которая подготавливает данную процедуру, наблюдает за ее выполнением, подводит ее итоги и предпринимает надлежащие действия на основе ее результатов.
Комиссия по СОУТ включает в свой состав сотрудников предприятия. Она создается приказом руководителя компании. В этом документе он определяет состав этого органа.
Возглавляет структуру часто сам руководитель компании (генеральный директор). Альтернативная возможность — это замещение поста председателя другим высокопоставленным сотрудником компании, которого руководитель назначает на данную должность.
В качестве заместителя главы комиссии выступает штатный специалист по охране труда, который прошел подготовку по соответствующей дисциплине в обучающем центре. Присутствие такого сотрудника в комиссии считается обязательным, без него ее решения могут не иметь силы. Если в самой компании такой сотрудник отсутствует, то допускается его привлечение извне.
Поэтому для данных организаций небольших размеров допускается, чтобы в состав формируемого органа вошел специалист, который курирует в ней охрану труда, не занимая соответствующей штатной единицы.
Кроме того, в комиссию включается целый ряд других участников. В частности, при наличии в организации профсоюзного органа его представитель входит в данную структуру. Если же вместо профсоюза имеется иной орган, представляющий интересы персонала, то в комиссию включается лицо от него.
Также в эту группу назначают руководителей структурных подразделений юридического лица. Наконец, в нее входят специалисты отдела персонала и медицинские работники. Определено, что комиссия по СОУТ должна включать нечетное число сотрудников, что позволяет легко прийти к решению в ходе голосования.
Второй субъект, принимающий участие в СОУТ на предприятии — внешний. Это экспертная группа, которая состоит из представителей специализированной компании. Последняя обязана иметь в своем распоряжении лабораторию, которая аккредитована государством.
Предприятие, желающее оценить состояние рабочих мест сотрудников, обращается к такой компании и заключает с ней контракт о проведении СОУТ. После этого в назначенное время компания направляет группу своих специалистов по указанному адресу. Они проводят практические работы по изучению условий и передают результаты анализа комиссии самого предприятия, которая и принимает решения на их основе.
Сами представители специализированной компании решать ничего не могут, их компетенция ограничивается исключительно проведением специализированных исследований.
Дополнительно о специальной оценки условий труда — смотрите в видео:
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
racorn / Depositphotos.com |
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, “несписочных” рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 “О специальной оценке условий труда”).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в “Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2021 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
БЛАНКИ
- Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
- Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
- Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Договор на проведение специальной оценки условий труда
- Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
- тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
- об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
- о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.
Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).
Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
Положение о СОУТ в организации (образец)
Положения о СОУТ – внутренняя инструкция, которая разрабатывается каждым работодателем самостоятельно и регулируется локальными нормативными актами. Обязательство по СОУТ не устанавливается федеральным законодательством, однако наличие существенно упрощает проведение процедуры специальной оценки, поскольку включает в себя подробную инструкцию.
Требования закона о СОУТ
Согласно нормам трудового законодательства Положение о проведении специальной оценки условий труда предусматривает проведение процедуры во всех организациях. Исключения предусматриваются для:
- удаленных рабочих;
- физических лиц, у которых отсутствует статус индивидуального предпринимателя.
Положение о СОУТ является внутренней инструкцией предприятия
Срок проведения СОУТ для вновь созданной организации и порядок регулируются нормами Федерального закона № 426-ФЗ. Законом не предусматривается обязанность каждого работодателя издавать Положения, однако сама процедура несет за собой определенные сложности, из-за чего во многих организациях они существуют, что является целесообразным.
СОУТ регулируется Федеральным законом № 426-ФЗ
Обязательно ли разрабатывать положение
Положение о специальной оценке условий труда предусматривает его внедрение на всех предприятиях. Необходимость в использовании отсутствует исключительно в случае, если в организации имеются удаленные или надомные сотрудники, либо же в качестве непосредственного работодателя выступают физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Справка! Индивидуальные предприниматели как юридические лица возлагают на себя обязанность по проведению специальной оценки условий труда.
Положения об организации и проведении СОУТ предусматривают необходимость в организации оценки с периодичностью не реже одного раза в 5 лет. В некоторых ситуациях проведение процедуры предусматривается досрочно, к примеру, при условии:
- установки нового производственного оборудования;
- внедрения новой технологии.
Кроме того, Положения о СОУТ предусматривают досрочное проведение при условии:
- оборудования дополнительных рабочих мест;
- эксплуатации нового оборудования.
Проведение СОУТ для новых организаций и уже работающих может быть инициировано по сформированному запросу профсоюзов либо трудовой инспекции.
Досрочная оценка может быть затребована в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе при наличии пострадавших.
СОУТ рекомендуется использовать для эффективной работы
Не стоит забывать, что далеко не все рабочие места подлежат рассматриваемому виду проверки. Как правило, многие из них находятся в так называемых смежных зонах либо обладают идентичными параметрами. Именно по этой причине отсутствует необходимость в проведении процедуры по специальной оценке. Допускается возможность проведения только в ¼ части всех имеющихся рабочих мест на предприятии (не меньше 25%), причем суммарное количество мест не может быть менее 2.
Содержание разделов положения о СОУТ
Сформированная надлежащим образом внутренняя комиссия берет на себя обязанность по проведению практически всех этапов оценивания. Исключением является только процедура анализа имеющихся рабочих мест.
Комиссия на основании полученных данных принимает соответствующее конечное решение, а также определяет, какие именно рабочие места подлежат оценке. По завершении процедуры подготовки рассматривается вопрос о допуске команды специализированных экспертов, и приступают к этапу обеспечения их работой.
По итогам проведенной проверки уполномоченные эксперты дают персональную оценку и формируют соответствующий отчет, причем в это время созданная и утвержденная комиссия принимает решение относительно того, каким именно зонам присвоить определенный класс опасности.
Справка! Специалистов сторонних организаций приглашают на предприятия с целью проведения непосредственного анализа.
При подборе специалистов требуется отталкиваться от определенных критериев: обязательное наличие своей лаборатории с государственной аккредитацией, где можно проводить всевозможные исследования по образцам, которые были взяты с рабочих мест. Полученные результаты подлежат обязательной передаче внутренней комиссии на предприятии для последующих принятий соответствующих мер. Сторонние эксперты не имеют законного права на принятие окончательного решения.
Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что в соответствии с нормами российского законодательства, организациям и предприятиям при условии игнорирования правил проведения оценивания условий труда предусматривается административная ответственность, влекущая за собой штрафы в установленном размере:
- для должностных лиц варьируется от 5 до 10 тыс. рублей*;
- для юридических лиц – от 60 до 80 тыс. руб.
Кроме того, непосредственным работодателям может грозить административная ответственность в случае отсутствия аттестации рабочих мест. При наличии каких-либо существенных последствий, к примеру, нанесения вреда здоровью сотрудников либо сторонних лиц, можно говорить о вероятности привлечения к уголовной ответственности.
Согласно нормам Уголовного Кодекса РФ, нарушителям грозит:
- штраф в размере до 400 тыс. руб.;
- ограничение свободны на определенное время – максимальная мера наказания до 1 года.
Чтобы избежать штрафа нужно соблюдать требования
Положение о СОУТ в организации, образец которого не утвержден нормами федерального законодательства, возможно создать самостоятельно (создание не влечет сложностей). Несмотря на это, типичная структура для документа включает в себя:
- Общие Положения;
- терминологию и определения, которые используются в содержании для обеспечения полного понимания содержащейся информации;
- подробный порядок действий во время проведения специальной оценки;
- права и обязанности, которые требуется неукоснительно соблюдать;
- установленные правила взаимодействия во время проведения процедуры специального оценивания;
- заключительные Положения.
В общем понимании, в качестве типичного примера во время подготовительного процесса по формированию СОУТ, настоятельно рекомендуется использовать установленные правила, которые изложены в нормах Постановления Правительства № 1009. Благодаря этому можно исключить вероятность допущения ошибок со всеми вытекающими последствиями.
Общие положения
Название раздела говорит о том, что в нем должна содержаться обобщенная информация, с помощью которой определяются основные принципы проведения процедуры оценивания рабочих мест, постановленные цели и задачи. Дополнительно в нем должны содержаться сведения относительно прав и обязанностей, которые обязательны к соблюдению, причем как самим работодателем, так и наемными рабочими во время проведения рассматриваемой процедуры.
Общие Положения указывают на поставленные цели
Поимо этого рекомендуется указать, что порядок оценивания проводится не только силами самой организации, но и с привлечением квалифицированных независимых экспертов со стороны. Речь идет о совместной работе комиссии предприятия и сторонней фирмы, имеющей соответствующую аккредитацию.
Организация и подготовка к СОУТ
Раздел включает в себя исчерпывающие данные относительно процедуры подготовки будущей оценки рабочих мест на предприятии. Под процессом подразумевается:
- утверждение правил формирования внутренней комиссии, на которую возлагается прямая ответственность по проведению процедуры СОУТ (не имеет значения учебный центр это или общеобразовательное учреждение);
- определяется суммарное количество участников процесса;
- утверждается глава создаваемой комиссии.
Рассматриваемый раздел может включать и иные немаловажные данные, с помощью которых можно обеспечить максимальную открытость во время проведения процедуры оценивания.
Проведение СОУТ
Считается третьим разделом, в котором составитель должен обязательно указать исчерпывающие данные относительно самой процедуры оценивания рабочих мест.
Поскольку этот процесс возложен на квалифицированных специалистов сторонней организации, необходимо указывать в разделе все без исключения этапы поочередно. Дополнительно определяются требования к исполнителю: наличие собственной оборудованной лаборатории, государственная аккредитация и пр.
Подведение итогов СОУТ
В разделе, согласно общепринятым нормам российского федерального законодательства, должны содержаться исчерпывающие сведения относительно правил интерпретации полученных результатов оценивания, ответственность за проведение которой ложится в полном объеме на внутреннюю комиссию предприятия. Обязательно в разделе требуется отобразить те действия, которые согласно предписаниям имеют право предпринимать члены сформированной комиссии.
Образец карты СОУТ
Необходимо помнить, что рассматриваемую разновидность формы инструкции берет на себя по разработке уполномоченный специалист по охране труда. В случае отсутствия такой штатной единицы на предприятии, возложить обязанности работодателя в лице руководства компании можно на сотрудника отдела кадров либо того, кто несет ответственность за данное направление.
Инструкцию по спецоценке рабочего места должен обязательно утверждать директор компании либо, к примеру, школы или ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) – в зависимости от того в каком учреждении инициируется проверка. Решение должно быть закреплено изданием соответствующего Приказа либо же визой. После того как локальная нормативная документации будет официально утверждена, настоятельно рекомендуется обеспечить максимальный доступ к той информации, которая содержится в СОУТ либо же к корпоративной сети – для возможности ознакомиться с ним любым желающим.
В случае игнорирования рассматриваемых предписаний, нарушители привлекаются к уголовной либо административной ответственности со всеми вытекающими последствиями.
* Суммы штрафов актуальны на июль 2021 года.
Источники:
http://www.garant.ru/actual/usloviy-truda/
http://ohranatryda.ru/dokumentatsyja/polozenie-o-sout-v-organizacii-obrazec.html
http://www.garant.ru/actual/usloviy-truda/