Дочерние предприятия — это что такое: понятие, примеры
Такой вариант расширения бизнеса как дочерняя компания — это создание нового юридического лица с передачей ему части имущества главной компании. Её особенность в том, что учредителем выступает не человек или группа лиц, а другое юридическое лицо, от которого она в будущем будет зависеть. Рассказываем, каковы основные характеристики дочерних компаний, их плюсы и минусы, чем они отличаются от филиалов и представительств, а также приводим примеры успешных известных организаций такого типа.
Что такое дочерняя компания
Дочерней компанией называется организация, которая создана другим юридическим лицом (основным или материнским обществом) и получила часть его имущества. Дочерние предприятия — это один из вариантов расширения или развития бизнеса, способ обойти конкурентов, занять доминирующее положение в отрасли. Этой форме хозяйствования посвящена статья 67.3 Гражданского кодекса РФ.
Основная организация может решить передать часть функций и обязанностей отдельному юридическому лицу, чтобы эффективнее справляться с ними. Для этого новая компания получит недвижимость, оборудование, технику, средства производства или сырьё от материнского общества, в том объёме, который, по мнению руководителей, необходим для начала работы.
Путём создания «дочек» крупные организации решают несколько задач:
- расширение ассортимента продукции, диверсификация производства;
- повышение конкурентоспособности;
- развитие сбытовой деятельности, формирование производственно-сбытовых точек;
- выход на новые рынки;
- управление рисками — экономическими или имущественными;
- рационализация управления;
- обслуживание собственных потребностей — транспортные, страховые, строительные, финансовые и другие услуги;
- развитие франчайзинговой сети;
- обособление лицензируемых видов деятельности;
- оптимизация уплаты налогов, страховых выплат, таможенных сборов;
- обеспечение конфиденциальности контроля;
- улучшение делового имиджа, репутации, повышение статуса и доверия для деловых партнёров (сеть компаний воспринимается более надёжным контрагентом, чем одиночное юридическое лицо).
У дочерней фирмы будет свой устав, свой директор, свой штат сотрудников и даже права собственника — всё это предоставит, выберет и оформит материнская компания. Основная организация будет контролировать её на всех этапах работы, а младшая компания будет регулярно докладывать о достигнутых успехах. Тем не менее «дочка» является в определённой степени независимым юридическим лицом, может принимать решения в отведённых границах ответственности.
Пути создания «дочек» различны. Основная организация может создать новое юридическое лицо и привлечь новых специалистов, может обособить одно из своих структурных подразделений в новую фирму или «поглотить»другую компанию. Число младших зависимых ООО и ОАО не ограничивается: если ресурсы позволяют, основная организация может создавать десятки подконтрольных юридических лиц.
Отличие от филиала и представительства
Создание «дочек» не единственный вариант расширения бизнеса. Основная организация может пойти по другому пути и зарегистрировать филиал или представительство. Эти понятия часто путают между собой, хотя это весьма грубая ошибка. Данные формы хозяйствования отличаются функциями, задачами, полномочиями и масштабом деятельности.
Основное отличие дочерних компаний от филиалов и представительств в том, что они являются пусть и подконтрольным, но отдельным юридическим лицом. Филиал и представительство — это структурные подразделения, не имеющие права действовать от собственного имени. Также у филиалов нет собственной учредительной документации, в то время как у «дочки» обязательно есть собственный устав (пусть и разработанный основной фирмой). Дочернее предприятие может быть свободно в вопросах производства, сбыта, маркетинга, кадров (за исключением назначения топ-менеджеров).
Филиалы, как правило, располагаются на значительном географическом отдалении от материнской компании. Например, в другом городе, регионе, стране. Дочернюю компанию можно открыть даже в том же здании, где располагается основная — их задачи и направления работы не дублируют друг друга.
Информация о филиалах фиксируется в учредительных документах материнской организации. У них есть закреплённое имущество, но нет прав собственности. Собственность филиала можно использовать для обеспечения долгов основателя. То есть, если основная фирма вынуждена будет для расплаты по долгам продавать имущество, она может продать «собственность» филиала.
Чтобы нагляднее продемонстрировать, чем схожи и чем отличаются филиалы и дочерние компании, представим их характеристики в виде сравнительной таблицы:
Филиал | Дочерняя организация |