Определение и порядок эксплуатации опасного производственного объекта (ОПО)

Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2021 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности и атомной энергии

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Абзац 7 утратил силу с 1 января 2021 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ

Эксплуатация ОПО организацией, не имеющей в штате квалифицированных и аттестованных работников, лицензии тоже нет.

Вопрос :

Организация “Х” имеет зарегистрированные за собой в государственном реестре опасные производственные объекты (далее ОПО). Лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на данных ОПО организация “Х” не имеет. Достаточного штата работников для осуществления данной деятельности организация “Х” также не имеет.

На каком законном основании (если можно со ссылкой на пункты конкретных законодательных актов) организация, не имеющая в своем штате квалифицированных и аттестованных работников, может эксплуатировать ОПО силами квалифицированного и аттестованного персонала подрядной организации, без риска лишиться лицензии на эксплуатацию ОПО?

Ответ :

В соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, организация-владелец ОПО обязана соблюдать обязательные требования:

– иметь лицензию на эксплуатацию;

– иметь штат работников в соответствии с установленными требованиями;

– обеспечивать подготовку и аттестацию работников;

– организовывать и осуществлять производственный контроль;

– заключать договор обязательного страхования ОПО;

– осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации аварий;

– заключать договора с профессиональными аварийно-спасательными службами;

– заключать договора с аварийно-диспетчерскими газовыми службами;

– заключать договора с организациями по техническому обслуживанию – организовывать резерв финансовых средств и материальных ресурсов.

Эксплуатация ОПО силами организации, которая удовлетворяется требованиям 116-ФЗ, возможна, только в случае сдачи своего ОПО в аренду организации, которая удовлетворяет необходимым требованиям.

При сдаче в аренду ОПО, эксплуатирующей организацией будет уже арендатор, а не владелец.

Также, при сдаче ОПО в аренду, необходимо пройти процедуру регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, результатом чего будет внесение изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, о заявителе, собственнике и (или) составе ОПО (п.11 пп.5 Приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494).

Заявление о регистрации ОПО в Реестре, внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, исключении ОПО из Реестра заполняется заявителем в соответствии с формой, установленной приложением N 3 к Приказу Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494, где в пункте 1.10 “Сведения о правах владения ОПО” указывается вид права на ОПО (право собственности, аренда, хозяйственное ведение и т.д.).

Только в случае сдачи в аренду ОПО, может происходить эксплуатация ОПО другой организацией.

Опасные производственные объекты и обеспечение промышленной безопасности

Понятие и виды опасных производственных объектов (ОПО)

Понятие и виды опасных производственных объектов закреплены в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности ОПО).

В соответствии с указанным Законом к опасным производственным объектам (далее – ОПО) относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

1. Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении к Закону количествах опасные вещества следующих видов:

а) воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества – жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

  • средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
  • средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
  • средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

  • средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
  • средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
  • средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, – вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

  • средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
  • средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
  • средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2. Используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

  • пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
  • воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
  • иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;

3. Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;

4. Получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

5. Ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;

6. Осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

К опасным производственным объектам НЕ относятся:

  1. Объекты электросетевого хозяйства;
  2. Работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.

Классы опасности опасных производственных объектов

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к Закону о промышленной безопасности ОПО, на четыре класса опасности:

  • I класс опасности – опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности;
  • III класс опасности – опасные производственные объекты средней опасности;
  • IV класс опасности – опасные производственные объекты низкой опасности.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные понятия Закона о промышленной безопасности ОПО

  • Промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
  • Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
  • Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.
  • Обоснование безопасности опасного производственного объекта – документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
  • Система управления промышленной безопасностью – комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий.

Требования промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности – это условия, запреты, огра­ничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе о промышленной безопасности опасных производственных объектов, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нор­мативных правовых актах Президента и Правительства РФ, а также фе­деральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным российским законодательством о техническом регулировании.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопас­ности устанавливают обязательные требования:

  • к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе к работникам ОПО;
  • к безопасности технологических процессов на ОПО, в том числе
  • к порядку действий в случае аварии или инцидента на ОНО;
  • к обоснованию безопасности ОПО.

Обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект

Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

  1. Соблюдать требования промышленной безопасности и требования обоснования безопасности ОПО;
  2. Обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств; укомплектованность штата работников; проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; наличие и функционирование необходимых приборов и сис­тем контроля за производственными процессами; проведение экспертизы промышленной безопасности зда­ний, сооружений и технических устройств, а также диагно­стики, испытаний и освидетельствований их в установленные сроки или по предъявляемому предписанию Ростехнадзора либо его территориального органа; выполнение требований промышленной безопасное тик хра­нению опасных веществ;
  3. Иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятель­ности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензи­рованию;
  4. Уведомлять Ростехнадзор или его территориальный орган о на­чале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с российским законодательством о защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  5. Допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противо­показаний к указанной работе;
  6. Иметь нормативные правовые акты, устанавливающие требо­вания промышленной безопасности, а также правила ведения работ на ОПО;
  7. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  8. Предотвращать проникновение на ОПО посторонних лиц;
  9. Разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
  10. Заключать договор обязательного страхования гражданской от­ветственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии;
  11. Выполнять указания, распоряжения и предписания Ростехнадзора, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
  12. Приостанавливать эксплуатацию ОПО самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на про­мышленную безопасность;
  13. Осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, оказывать содействие государственным органам в рассмотрении причин аварий;
  14. Принимать участие в техническом расследовании причин аварии, принимать меры по устранению указанных причин и профи­лактики подобных аварий;
  15. Анализировать причины возникновения инцидента, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
  16. Своевременно информировать в установленном порядке Ростехнадзор, его территориальные органы, а также иные органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на ОПО;
  17. Принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО;
  18. Вести учет аварий и инцидентов на ОПО;
  19. Представлять в Ростехнадзор или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возник­новения и принятых мерах.

Обязанности работников опасных промышленных объектов

Работники ОПО обязаны:

  • соблюдать положения нормативных правовых актов, устанав­ливающих требования промышленной безопасности, а также правиле ведения работ на ОПО и порядок действий в случае аварий или инци­дента;
  • проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
  • незамедлительно ставить в известность своего непосредствен­ного руководителя или других должностных лиц об аварии или инци­денте на ОПО;
  • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на ОПО;
  • в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на ОПО.

Определение и порядок эксплуатации опасного производственного объекта (ОПО)

Опасный производственный объект (ОПО) – ключевой термин, применяемый в сфере промышленной безопасности. Если промышленный объект относится к ОПО, к нему выдвигаются соответствующие требования безопасности, предусмотренные нормой федерального законодательства.

Что это такое

ОПО – производственный объект, в процессе эксплуатации которого могут возникать различные аварийные ситуации либо негативные обстоятельства. В соответствии с нормами федерального законодательства под критерии объекта может попасть:

  • цех;
  • производственный участок;
  • площади;
  • иные помещения.

Признаки и классы опасности

Чтобы отнести объект к одной из категорий ОПО, уполномоченными лицами предприятия осуществляется идентификация опасного производственного объекта. Полученные результаты берутся в учет во время регистрации в Росреестре и при подписании договора о страховании рисков ответственности.

Процедура считается обязательной и несет за собой необходимость в заполнении многочисленных бланков с последующей передачей в уполномоченные регистрирующие органы. Завершительным этапом считается занесение в базу данных Росреестра информации об эксплуатируемых объектах и получение:

  • свидетельства о регистрации;
  • идентификационного заключения;
  • карточки учета объектов.

Следовательно, каждое крупное предприятие может насчитывать множество опасных производственных опасных объектов, каждый из которых нуждается в регистрации. При возможности доказать регистрирующему органу эксплуатацию вредных компонентов в объеме не более 2% от допустимого значения, что не может повлечь за собой возникновение аварийной ситуации, процедура постановки на учет не обязательна.

В зависимости от уровня опасности, опасные производственные объекты разделяются на следующие классы опасности:

  • первый – максимально высокий уровень;
  • второй – высокий уровень;
  • третий – средний уровень;
  • четвертый – наименьший уровень опасности.

Присвоение одного из перечисленных классов осуществляется в период регистрации в Государственном реестре.

Руководство компании, где эксплуатируется опасный производственный объект, несет полную ответственность за предоставление достоверных данных в Росреестр в установленном нормами федерального законодательства порядке.

Государственный реестр опасных производственных объектов

В качестве заявителей, которые должны регистрировать ОПО, могут выступать:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Ключевым условием является наличие прав собственности на ОПО.

Заявление должно быть передано на рассмотрение в местное отделение Ростехнадзора, согласно установленным правилам своего месторасположения в течение 10 дней с начала производственной эксплуатации.

Перечень наименований ОПО

В январе 2018 году получил юридическую значимость новый перечень наименований ОПО, которые присваиваются по результатам проведенной идентификации, учитывая имеющиеся особенности, предусмотренные Приказом Ростехнадзора №495 от 25 ноября 2016 года.

Ранее используемый Перечень, который был закреплен Приказом Ростехнадзора №168, утратил силу.

Одновременно с перечнем было установлено:

  1. По итогам идентификации используемого компаниями ОПО определятся ряд конкретных требований.
  2. Наименование определяется в четком соответствии с нормами федерального законодательства.
  3. Класс опасности определяется по признакам и критериям, которые установлены законодательством РФ.
  4. Идентификации в обязательном порядке отображает все имеющиеся риски.

Административный регламент по регистрации

В феврале 2017 году Ростехнадзор разместил регламент относительно предоставления государственных услуг по ведению Единого реестра ОПО. В соответствии с разработанным регламентом, процедура считается обязательной для всех без исключения компаний, используемых в своей деятельности объекты повышенной опасности.

Регламент является сводом основных правил, чем утверждается:

  1. Перечень заявителей, в отношении которых регистрация в Едином реестре считается обязательной.
  2. Правило информирования потенциальных заявителей.
  3. Основные причины для принятия решения об отказе во внесении данных в реестр.
  4. Ответственность, которая наступает в отношении должностных лиц Ростехнадзора за их совершенные деяния либо наоборот, включая принятые решения в тех вопросах, которые напрямую связаны с предоставлением тех или иных услуг.
  5. Установленный порядок обжалования действий/бездействий либо же решений уполномоченных должностных лиц в сфере ведения реестра.

В соответствии с регламентом, заявителями могут выступать предприятия любой формы собственности. В разработанном приложении можно найти данные относительно:

  • месторасположения;
  • зарегистрированного юридического адреса;
  • актуального адреса электронной почты уполномоченного государственного органа — Ростехнадзора.

Информация дублируется на официальном портале Ростехнадзора. Также можно найти перечень документации, которая необходима с целью регистрации в утвержденном реестре ОПО, включая рекомендации по заполнению.

Основанием для проверки поданного заявления выступает утверждение структурными подразделениями, которые несут персональную ответственность за выполняемую работу с запросом. Сформированное заключение должно быть предоставлено в уполномоченное территориальное представительство Ростехнадзора в течение 10-ти дневного периода. Отказ может последовать по причине выявленного несоответствия заявки с предоставленными на проверку документами требований Регламента.

Дополнительная информация по ОПО и промышленной безопасности представлена ниже на видео.

Законодательная база

В основной перечень нормативно-правовой базы принято относить:

Указанная законодательная база включает в себя ключевые особенности, о которых нужно знать, чтобы исключить вероятность привлечения к ответственности.

Требования и правила промышленной безопасности к эксплуатации ОПО и охрана труда

Под требованиями промышленной безопасности принять понимать условия, ограничения и ряд многочисленных обязанностей, которые закреплены нормами федерального законодательства в сфере обеспечения промышленной безопасности на территории России.

В обязательном порядке требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в сфере обеспечения защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия и возникновения аварийных ситуаций, включая:

  • санитарно-эпидемиологическое положительное воздействие на население;
  • обеспечение охраны окружающей среды;
  • экологическую и пожарную безопасность;
  • охрану труда в сфере строительства.

Дополнительно обязательные требования закреплены нормами федерального законодательства относительно технического урегулирования.

Нормы федерального законодательства и установленные правила в сфере промышленной безопасности определяют следующие ключевые требования в отношении:

  • занятости в сфере промышленной безопасности, включая наемных сотрудников, занятых на ОПО;
  • обеспечения максимального уровня безопасности технологического процесса, организованного на ОПО, включая правила работы и меры на случай возникновения аварийных ситуаций;
  • подтверждения безопасности производственных объектов.

Кроме того, требуется обеспечивать:

  1. Максимальный уровень безопасности квалифицированного использования технического оборудования.
  2. Достаточную численность наемного штата сотрудников.
  3. Организацию подготовки и аттестации наемных рабочих в сфере обеспечения промышленной безопасности.
  4. Достаточное количество и работоспособность приборов и систем надзора за текущими производственными процессами.
  5. Организацию экспертизы в сфере промышленной безопасности сооружений и технического оборудования, включая исследование, испытания и документальное подтверждение в строго оговоренные периоды либо же на основании сформированного запроса уполномоченными лицами Ростехнадзора либо территориального представительства.
  6. Соблюдение и исполнение требования в отношении хранения опасных веществ на производстве.

Среди прочих немаловажных обязанностей, которые предусмотрены нормами федерального законодательства, принято выделять:

  1. Наличие соответствующей лицензии, которая допускает ведение деятельности в сфере промышленности при условии ее оформления.
  2. Своевременное уведомление Ростехнадзора либо территориального представительства о начале своей деятельности в четком соответствии с установленными нормами федерального законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в период государственного надзора и муниципального в частности.
  3. Предоставление допуска к занятости тех сотрудников, которые в полной мере удовлетворяют требованиям занимаемой должности и не обладают медицинскими противопоказаниями к исполнению должностных обязанностей.
  4. Наличие нормативно-правовых актов, определяющих критерии в сфере промышленной безопасности, включая порядок осуществления работ на производстве.
  5. Организация и проведение производственного надзора на предмет соответствия промышленным нормам.
  6. Исключение вероятности попадания на опасные производственные территории сторонних лиц.
  7. Формирование и утверждение декларации в сфере повышения уровня безопасности.
  8. Подписание соглашения об обязательном страховании гражданской ответственности на предмет причинения вреда при авариях.
  9. Четкое выполнение предписаний, распоряжений и приказов Ростехнадзора, включая его региональных представительств и уполномоченных должностных лиц.
  10. Принимать решение о приостановке производственной деятельности на свое усмотрение либо по требованию судебных органов по причине возникновения аварии либо выявленных обстоятельств, оказывающих негативное воздействие.
  11. Выполнять разработанный комплекс мер по локализации и ликвидации последствий возникшей аварии, включая оказание всяческого содействия уполномоченным государственным органам в расследовании обстоятельств.
  12. Принимать активное участие в организованном техническом расследовании причин аварии, а также участвовать в действиях, которые были предприняты с целью устранения последствий.
  13. Проводить комплексное исследование обстоятельств, которым было место на предприятии, устранять причины в максимально сжатые сроки.
  14. В случае возникновения чрезвычайной ситуации своевременно информировать местный орган самоуправления, Ростехнадзор и прочие контролирующие органы с целью устранения последствий и снижения вероятности повторения.
  15. Разрабатывать и выполнять комплекс мер с целью повышения уровня безопасности наемного штата сотрудников, проводить в оговоренные сроки инструктаж на случай возникновения аварий.

Соблюдение рекомендаций и предписаний позволяет обеспечить максимальный уровень безопасности ОПО. При игнорировании возможно привлечение к административной ответственности, что чревато существенными последствиями.

Лекция по промышленной безопасности опасных производственных объектов представлена ниже.

Требования промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО)

Требования промышленной безопасности— это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Рассмотрим подробнее источники требований промышленной безопасности согласно определению:

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

В ФЗ устанавливаются общие требования промышленной безопасности:

  • к деятельности в области промышленной безопасности (ст.6 ФЗ №116);
  • к техническим устройствам, применяемых на опасном производственном объекте (ст.7 ФЗ №116);
  • к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта (ст.8 ФЗ №116);
  • к эксплуатации опасного производственного объекта ( ст.9 ФЗ №116 );
  • к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте ( ст.10 ФЗ №116 );
  • к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью ( ст.11 ФЗ №116 );
  • к техническому расследованию причин аварии ( ст.12 ФЗ №116 );
  • к экспертизе промышленной безопасности ( ст.13 ФЗ №116 );
  • к разработке декларации промышленной безопасности ( ст.14 ФЗ №116 );
  • к подготовке и аттестации работников в области промышленной безопасности ( ст.15 ФЗ №116 );
  • к надзору в области промышленной безопасности ( ст.16 ФЗ №116 );
  • по ответственности за нарушение законодательства в области промышленной безопасности ( ст.17 ФЗ №116 ).

Многие требования промышленной безопасности в ФЗ №116 зависят от класса опасности опасного производственного объекта (ОПО).

Пример требований, зависящих от класса опасности ОПО:

Требования промышленной безопасности I класс II класс III класс IV класс
Система управления промбезопасностью (части 3, 4, 5 ст. 11 ФЗ №116) Да Да Нет Нет
План мероприятий по локализации и ликвидации аварий (ст. 10 ФЗ №116) Да Да Да Нет
Декларация промышленной безопасности (ст. 14 ФЗ №116) Да Да Нет Нет
Лицензия на эксплуатация ОПО (часть 1 ст. 9 ФЗ № 116) Да Да Да Нет
Уведомление РТН о начале деятельности на ОПО (часть 1 ст. 9 ФЗ № 116) Нет Нет Нет Да
Плановые проверки Ростехнадзора (ст. 16 ФЗ №116) Да Да Да Нет

Пример требований, независящих от класса опасности ОПО:

Ваши предложения по дополнению этого списка, можете оставить в комментариях.

Нормативно правовые акты Правительства Российской Федерации

Примерный перечень правовых актов:

Ваши предложения по дополнению этого списка, можете оставить в комментариях.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности

На сайте реализована онлайн версия перечня — ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РТН (ПРИКАЗ РТН ОТ 10 ИЮЛЯ 2017 ГОДА N 254 ) В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. В сервисе предпринята попытка привязать перечень к общей классификацией опасных производственных объектов (ОПО).

Штрафы за нарушения требований промышленной безопасности

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах -влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет;
  • на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
  • на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.

Какая организация признается организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект (кому регистрировать ОПО, получать лицензию на эксплуатацию ОПО)

Вопрос: На участке буровых работ при строительстве скважины работают одновременно несколько организаций, обычно это: Заказчик (Недропользователь), Генеральный подрядчик, Субподрядчики (на раздельные сервисы). В соответствии с п. 15 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 г. N 606), при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, Заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (далее – эксплуатирующая организация).

В связи с чем, прошу Вас разъяснить, какая организация в данном случае признается организацией, эксплуатирующей участок буровых работ? Также прошу разъяснить, необходима ли нашей организации, как генеральному подрядчику, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, при работе на участке буровых работ, относящемуся к III классу опасности?

Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса по вопросам в обращении от 25.08.2014 № 17/03-2014 сообщает.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасные производственные объекты (далее-ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре.

Согласно п. 15 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по регистрации ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 (далее – Регламент), регистрировать опасные производственные объекты в государственном реестре должны организации (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие их эксплуатацию на правах собственности, аренды или ином законном праве в соответствии с положениями «Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 г. № 168, зарегистрированным в Минюсте России от 03.08.2011,рег.№ 21545.

Таким образом, заявителем на оказание государственной услуги по регистрации опасного производственного объекта является эксплуатирующая организация, которая владеет и пользуется опасным производственным объектом.

Организации, оказывающие услуги на основании договора, который подразумевает предоставление персонала, имеющего соответствующую квалификацию для оказания договорных услуг, в том числе по бурению скважин, не могут зарегистрировать в своем составе опасный производственный объект. Такие объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в составе организации-владельца объекта.

На основании изложенного, договор, предметом которого является только оказание услуг, сопутствующих эксплуатации, или услуг, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, заключенный между собственником опасного производственного объекта и юридическим лицом, соблюдающим требования промышленной безопасности по эксплуатации опасного производственного объекта, не будет являться «иным законным правом» по смыслу п. 15 Регламента.

При регистрации «Участка ведения буровых работ» в качестве «иного законного права» может учитываться договор между недропользователем и буровым подрядчиком, положения которого устанавливают правовую ответственность бурового подрядчика при ведении буровых работ на земельном участке недропользователя. Вопросы прав владения или пользования ОПО, а также безопасных условий выполнения работ, связанных с пользованием недрами необходимо регулировать в рамках договорных отношений между подрядными организациями с недропользователем.

Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с п. 12 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», допускается при наличии полученной лицензии.

Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями устанавливается, «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее-Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 г. № 492.

Лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности обязаны получить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с п.п. 1, 2 и 4 Положения, имеют на праве собственности, аренды или ином законном основании, устанавливающем юридическую ответственность эксплуатирующей организации, взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре.

Требования промышленной безопасности по классам опасности ОПО

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» содержит общие требования к ОПО и к организациям, которые их эксплуатируют.

Требования промышленной безопасности (далее – требования ПБ) раскрываются в подзаконных актах, к которым можно отнести:

1. Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 «Об утверждении требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО».

2. Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению ФСЭТАН государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре ОПО».

3. Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО».

4. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО».

5. Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных ФСЭТАН».

6. Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» и т.д.

Требования ПБ могут отличаться для разных типов и классов опасности ОПО. В статье мы наглядно покажем, какие требования актуальны для каждого класса ОПО по степени опасности.

Основные требования ПБ

Для наглядности даем информацию в виде таблицы:

Требования промышленной безопасности I класс II класс III класс IV класс
Проектная документация на ОПО (объекты кап. строительства) Регистрация ОПО в госреестре (часть 2 ст. 2 ФЗ № 116) Постановка на учет оборудования в составе ОПО (краны, сосуды)
Требования ПБ
I класс II класс III класс IV класс
Проектная документация на ОПО (объекты кап. строительства) Да Да Да Да
Регистрация ОПО в госреестре (часть 2 ст. 2 ФЗ № 116) Да Да Да Да
Постановка на учет оборудования в составе ОПО (краны, сосуды) Да Да Да Да
Техническая документация на оборудование (паспорта, руководства и т.д.) Да Да Да Да
Нормативные акты и ФНП в печатном виде на ОПО (часть 1 ст. 9 ФЗ № 116) Да Да Да Да
Страхование ответственности владельца ОПО (ОСОПО, ФЗ №225) Да Да Да Да
Производственный контроль, разработка ППК (часть 1 ст. 9 ФЗ № 116) Да Да Да Да
Отчет о производственном контроле (часть 2 ст. 11 ФЗ № 116) Да Да Да Да
Система управления промбезопасностью (части 3, 4, 5 ст. 11 ФЗ №116) Да Да Нет Нет
Учет и расследование инцидентов, разработка ПРИ (часть 2 ст. 2 ФЗ № 116) Да Да Да Да
План мероприятий по локализации и ликвидации аварий (ст. 10 ФЗ №116) Да Да Да Нет
Договор с аварийно-спасательным формированием (ст. 10 ФЗ №116) Да Да Да Да
Декларация промышленной безопасности (ст. 14 ФЗ №116) Да Да Нет Нет
Обучение и аттестация ИТР на ОПО (ст. 14.1 ФЗ №116) Да Да Да Да
Обучение рабочих, занятых на ОПО + проверка знаний 1 раз в год Да Да Да Да
Лицензия на эксплуатация ОПО (часть 1 ст. 9 ФЗ № 116) Да Да Да Нет
Уведомление РТН о начале деятельности на ОПО (часть 1 ст. 9 ФЗ № 116) Нет Нет Нет Да
Экспертиза промышленной безопасности (ст. 13 ФЗ №116) Да Да Да Да
Плановые проверки Ростехнадзора (ст. 16 ФЗ №116) Да Да Да Нет
Внеплановые проверки Ростехнадзора (ст. 16 ФЗ №116) Да Да Да Да
Санкции (штрафы) по результатам проверок Ростехнадзора Да Да Да Да

Скачать таблицу – в формате PDF || в формате JPG

Специальные требования ПБ

Специальные или дополнительные требования ПБ закреплены в профильных федеральных нормах и правилах (ФНП), которые:

  • содержат требования к конкретным типам (видам) ОПО;
  • расширяют, уточняют и дополняют основные требования ПБ.

Например:

1) Газовые сети (II-III класс опасности – сеть газопотребления, участок газопровода и т.д.):

  • ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утв. Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542);
  • ФНП «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы» (утв. Приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 558) и т.д.

2) Подъемные сооружения (IV класс опасности – краны, автовышки, фасадные подъемники и т.д.):

  • ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533).

3) Оборудование, работающее под избыточным давлением (III-IV класс опасности – котлы, сосуды, трубопроводы и т.д.)

  • ФНП «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116).

4) Объекты хранения и переработки растительного сырья (III-IV класс опасности – элеватор, склад силосного типа, склад бестарного хранения муки, цехи, участки и т.д.):

  • ФНП «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» (утв. Приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 560).

5) Объекты химии, нефтехимии и нефтепереработки (I, II, III, IV класс опасности):

  • ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (утв. Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96).
  • ФНП «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» (утв. Приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 559).
  • ФНП «Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред» (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.11.2013 № 554).
  • ФНП «Правила безопасности аммиачных холодильных установок и систем» (утв. Приказом Ростехнадзора от 08.11.2018 № 539, вступают в силу – 25 июля 2021 года) и т.д.

6) ОПО металлургической промышленности (II-III класс опасности):

  • ФНП «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов» (утв. Приказом Ростехнадзора от 30.12.2013 № 656).

ФНП по другим типам ОПО можно найти в справочно-правовых системах и на сайтах Ростехнадзора.

Источники:
http://www.fsetan.ru/qa-library/8059/
http://websot.jimdo.com/%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/
http://znaybiz.ru/ecology/prombezopasnost/opo.html
http://gidrotgv.ru/trebovaniya-promyshlennoj-bezopasnosti/
http://expertvr.ru/letters/77/
http://mtk-exp.ru/trebovaniya_promyshlennoi_bezopasnosti_po_klassam_opasnosti_opo/
http://znaybiz.ru/ecology/prombezopasnost/pasport-ventilyacionnoj-sistemy.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: