Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица
Как и на основании каких законодательных актов проводится процедура наблюдения при банкротстве юридического лица? Какие цели и задачи преследуются введением этого обязательного этапа? Как долго осуществляется наблюдение и кем именно? Обо всех юридических нюансах рассказано далее.
Что такое процедура наблюдения при банкротстве
Глобальные кризисы в экономике страны, а также неправильная управленческая политика зачастую приводят к тому, что предприятие нарушает сроки исполнения обязательств по платежам перед кредиторами, включая государство. Если долги просрочены в течение более 3 мес., а их совокупный размер превышает 300000 руб., собственники предприятия (кредиторы или уполномоченные органы) вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании должника банкротом, то есть неплатежеспособным.
Нормативное регулирование процедуры банкротства в РФ осуществляется посредством федерального Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Именно здесь определены основные признаки несостоятельности, обязательные этапы банкротства юрлиц и прочие основополагающие моменты. Независимо от причин, повлиявших на финансовое состояние компании, рассмотрением дел о неплатежеспособности занимается арбитражный суд.
Процедура внешнего наблюдения вводится в случае, если требования заявителя признаются обоснованными (п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ). При этом представленные доводы и доказательства считаются достаточно вескими для инициирования процесса несостоятельности. Само название первого и важнейшего этапа признания неплатежеспособности указывает на суть мероприятия.
Предварительное наблюдение при банкротстве осуществляется в целях сохранения активов организации-должника, проведения тщательного анализа его материального положения, информирования заинтересованных лиц и подготовки всех обязательных документов по кредиторским требованиям. Эта процедура является неизбежной, помогает выявить скрытые потенциалы предприятия (без необходимости осуществления незамедлительных расчетов по обязательствам) и дает шанс на восстановление нормальной коммерческой деятельности.
Обратите внимание! В процессе наблюдения фирма продолжает функционировать в текущем режиме, за исключением проведения следующих действий. Запрещается перепродавать акции и выпускать ценные бумаги; осуществлять реорганизацию правовой структуры; открывать филиалы и ОП; изменять состав учредителей; расплачиваться по дивидендам с акционерами/участниками; проводить крупные имущественные сделки (на сумму более 5 % от стоимости активов по балансу).
Как происходит введение процедуры наблюдения
Если в отношении должника введена процедура наблюдения, прежде всего, в соответствии со ст. 2 № 127-ФЗ назначается арбитражным судом временный управляющий для оценки финсостояния должника и проведения первого собрания непосредственных кредиторов. Внутренний порядок работы фирмы не меняется: директора и собственники бизнеса от исполнения своих обязанностей не отстраняются, но ограничиваются права ответственных руководящих лиц и учредителей. В некоторых ситуациях придется согласовывать ряд решений с временным управляющим.
Итак, как вводится процедура наблюдения? В результате признания арбитражем заявления обоснованным (п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ) выносится решение о применении наблюдательного этапа. Продолжительность устанавливается с учетом требований ст. 51, то есть не дольше срока рассмотрения дел о неплатежеспособности, а именно 7 мес. со дня поступления в суд соответствующего заявления. В судебном документе (решении) о применении наблюдения обозначаются следующие сведения:
- Назначение кандидатуры управляющего.
- Объем жалования арбитражного (временного) управляющего и конкретные источники финансирования зарплаты.
- Подтверждение целесообразности инициирования банкротства в связи с правомерностью кредиторских требований.
Обратите внимание! Если суд не может найти подходящую кандидатуру для назначения временного управляющего, может вводиться отсрочка, но не дольше, чем на 15 дн. Если же кандидатура не представлена более 3 мес., арбитражным судом производство прекращается (п. 9 ст. 45 № 127-ФЗ).
Из чего состоят права и обязанности независимого внешнего управляющего:
- Направлять в арбитраж требования о недействительности сделок, заключенных компанией-должником с нарушениями.
- Выявлять кредиторские требования и оспаривать их, в т.ч. по причине пропуска искового срока.
- Уведомлять всех кредиторов о принятии наблюдения.
- Вести документальный реестр требований в части общей суммы долгов и отдельно взятых обязательств с определением доли каждого.
- Участвовать в судебных заседаниях.
- Принимать все возможные для сохранности активов должника меры.
- Ходатайствовать об отстранении от занимаемых должностей руководящих лиц должника.
- Получать любые сведения, включая конфиденциальные, о финансово-хозяйственной деятельности должника и осуществлять предоставленные Законом № 127-ФЗ федеральные полномочия.
- Созывать и проводить кредиторское собрание.
- Предоставлять суду по установленной форме отчетность о работе, включая протоколы собрания кредиторов со всеми приложениями.
- Обосновывать вероятность восстановления нормальной платежеспособности должника и необходимость проведения последующих этапов процедуры банкротства.
Какие ограничения действуют для должника при проведении наблюдения:
- По любым сделкам с имущественными объектами должника совокупной стоимостью от 5 % от балансовой величины активов на день введения наблюдательного этапа (п. 2 ст. 64).
- По сделкам, целью которых является предоставление или получение займов, гарантий, поручительств, доверительное управление имуществом, уступка прав требования, перевод долговых обязательств (п. 2 ст. 64).
- По юридическим изменениям правовой формы бизнеса в связи с любыми реорганизационными или ликвидационными мероприятиями (п. 3 ст. 64).
- По созданию других юрлиц, представительств должника и/или филиалов (п.3 ст. 64).
- По распределению чистой прибыли или выплате дивидендов участникам должника или его учредителям (п. 3 ст. 64).
- По размещению эмиссионных ценных бумаг и облигаций, кроме акций (п. 3 ст. 64).
- По выкупу уже размещенных акций и выходу учредителей/участников из собрания (п. 3 ст. 64).
- По заключению договоров типа простого товарищества (п. 3 ст. 64).
- По участию в различных объединениях юрлиц типа ассоциаций, холдингов, союзов и др. (п. 3 ст. 64).
Обратите внимание! Согласно ст. 68 № 127-ФЗ опубликование сообщения о введении этапа наблюдения проводится временным управляющим, но уведомление работников должника, его учредителей и собственников УП выполняется непосредственно руководителем. При этом дата созыва первого кредиторского собрания (минимально назначается за 10 дн. до завершения наблюдения) назначается также управляющим с одновременной рассылкой оповещений заимодателям.
По итогам первого собрания и на основании представленных отчетов управляющего в арбитраж передаются все документы, после рассмотрения которых суд принимает окончательное решение. Вариантов существует два – прекращение процедуры неплатежеспособности или переход к следующему возможному этапу. В любой момент допускается заключение мирового соглашения по взаимному согласию сторон.
Главные плюсы и минусы наблюдения
Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки. Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании. В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.
В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации. Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.
Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения
Процедура признания компании финансово несостоятельной начинается с подачи заявления. Если суд признает заявление обоснованным, то он выносит постановление о введении наблюдения.
Какими правовыми нормами регулируется
Регулирование процедуры наблюдения в рамках признания финансовой несостоятельности опирается на положения 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года. В этом законе определены базовые признаки несостоятельности, ключевые этапы процедуры с указанием на обязательные, последствия введения отдельных этапов банкротства и остальные ключевые аспекты.
В частности, в ст. 62 ФЗ-127 регламентируется введение наблюдения при банкротстве юридических лиц. В ст. 63 указываются последствия вынесения судом определения о переходе к процедуре наблюдения.
Также проведение наблюдения опирается на нормы Гражданского кодекса. При возникновении спорных ситуаций стоит учитывать обзоры судебной практики от ВС.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Что такое наблюдение, и когда оно вводится арбитражным судом
После того как арбитражный суд принимает заявление, он выносит определение о принятии заявления и указывает в нем дату заседания, на котором подлежит рассмотрению вопрос обоснованности претензий к должнику (на основании положений п. 1-3 ст. 42 127-ФЗ).
По итогам первого заседания судья может принять определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдательной процедуры по п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 127-ФЗ.
Решение о применении наблюдательного этапа по отношению к должнику, вынесенное арбитражным судом, содержит указание на следующее:
- Продолжительность процедуры с учетом положений ст. 51 127-ФЗ.
- Кандидатуру арбитражного управляющего.
- Источники финансирования вознаграждения управляющего.
- Целесообразность инициирования банкротства из-за правомерности требований кредиторов.
При вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения оно подлежит незамедлительному исполнению по нормам п. 4 ст. 49 127-ФЗ.
Несмотря на предварительный характер, наблюдение является обязательной процедурой в процессе банкротства. В этом ее отличие, например, от финансового оздоровления или внешнего управления, которые вовсе можно не вводить при банкротстве. Процесс далеко не всегда доходит до стадии конкурсного производства или заканчивается примирением сторон в рамках мирового соглашения.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Цели введения
Наблюдение как этап банкротства имеет следующие целевые задачи:
- Сохранить статус компании как самостоятельного экономического субъекта, чтобы она смогла продолжить работу на рынке и рассчитаться с кредиторами по долгам.
- Ответить на вопрос, обладает ли должник резервами для восстановления финансовой динамики, или он подлежит ликвидации.
Процедура наблюдения применяется по отношению к юридическому лицу для решения следующих задач:
- Обеспечение сохранности имущества должника.
- Проведение анализа финансового состояния компании.
- Подготовка реестра требований кредиторов.
- Подготовка к проведению первого собрания кредиторов.
На основании ст. 74 127-ФЗ первое собрание кредиторов должно принять важнейшие решения относительно будущей судьбы должника. Это могут быть решения:
- о введении финансового оздоровления;
- о введении внешнего управления;
- о признании компании банкротом и открытии конкурсного производства;
- о подписании мирового соглашения по ст. 151 127-ФЗ.
Таким образом, признание компании-должника банкротом является одним из вариантов развития процесса.
Постановление КС РФ от 2001 года №4-П указывает на такое важное предназначение процедуры наблюдения, как предупреждение злоупотребления правами со стороны должника или его кредиторов.
Между тем нередко можно встретить позицию юристов о неэффективности процедуры наблюдения из-за увеличения временных затрат и стоимости процесса банкротства компании. Ссылаясь на подобные аргументы, они считают целесообразным упразднение этого этапа банкротства.
Временный управляющий и его обязанности
Процедура наблюдения предполагает назначение арбитражного управляющего. Согласно ст. 2 127-ФЗ, отвечает за нее временный управляющий. Он наделен следующими полномочиями в процессе наблюдения:
- Направление в арбитражный суд требования о признании недействительности сделок, которые нарушили имущественные права кредиторов (в частности, безвозмездные операции по передаче основных средств должника в пользу других юрлиц или гражданско-правовые договоры, которые были подписаны на нерыночных условиях).
- Выявление требований кредиторов и их оспаривание, в частности, из-за их необоснованности или по причине пропуска месячного срока.
- Уведомление всех выявленных кредиторов о введении в отношении юрлица процесса наблюдения.
- Ведение реестра требований кредиторов с указанием на сумму задолженности перед каждым кредитором, его доли в общем объеме требований (если не было принято решение о передаче данных полномочий к реестродержателю, либо подобная передача является по закону обязательным условием).
- Участие в заседаниях арбитражного суда.
- Принятие комплекса мер для обеспечения сохранности имущества должника, которое в дальнейшем может быть направлено на погашение требований кредиторов.
- Получение сведений о финансово-хозяйственной деятельности компании и анализ указанных данных.
- Ходатайство об устранении руководства должника от занимаемых должностей.
- Созыв и проведение собрания кредиторов.
- Предоставление суду отчетности по установленной форме, включая протоколы собрания кредиторов и все приложения. В отчетности по результатам анализа финансовой документации должника управляющий обязан указать на выявленные факты преднамеренного или фиктивного банкротства.
- Обоснование возможности восстановления нормального платежного баланса и необходимости введения реабилитационных этапов банкротства.
Таким образом, временный управляющий наделен важными полномочиями в деле о банкротстве, которые дают ему возможность существенно влиять на ход процедуры.
Этапы проведения
Процедура наблюдения предполагает прохождение следующих шагов:
- Арбитражный суд выносит определение о старте этапа наблюдения.
- На должность назначается временный управляющий.
- Управляющий публикует сообщения о начале процедуры в газете «Коммерсант» и ЕФРСБ.
- В обязанности управляющего входит также оповещение всех кредиторов должника.
- Контрагенты в указанные в извещении сроки могут заявить о своих требованиях к должнику. На подачу заявления о включении в реестр у них будет месяц с момента введения наблюдения. Кредиторы, которые не успели заявить о своих требованиях в положенные законом сроки, могут подать их на других этапах банкротства, но права на участие в первом собрании кредиторов они лишаются.
- Судом выносится определение о включении претензий кредиторов в реестр, если он сочтет их обоснованными.
- Помимо контрагентов, о банкротстве управляющему предстоит уведомить банки, в которых у должника открыт расчетный счет, налоговую инспекцию, судебных приставов и прочие инстанции, осуществляющие контроль над деятельностью должника.
- Погашаются требования по обязательным платежам.
- Проводится первое кредиторское собрание. На повестку дня выносятся вопросы о дальнейших перспективах должника. Вопросы принимаются открытым голосованием.
Стоит учитывать, что по нормам ст. 68 127-ФЗ за публикацию сообщения о введении этапа наблюдения и отправку уведомлений кредиторам отвечает временный управляющий, тогда как уведомление работников должника, его учредителей и собственников выполняется непосредственным руководителем.
Именно после проведения первого собрания кредиторов и принятия судом определения о дальнейшем ходе дела процедура наблюдения считается завершенной.
По результатам рассмотрения всех представленных документов арбитражный суд может принять решение о прекращении процедуры банкротства или о переходе к следующему этапу. В любой момент наблюдения допустимо его прекращение из-за подписания мирового соглашения.
Срок процедуры
На основании положений ст. 51 127-ФЗ этап наблюдения может длиться не более 7 месяцев с даты подачи официального заявления о признании компании банкротом.
Если кандидатура управляющего не была представлена в СРО в течение 3 месяцев и более, то производство по делу о банкротстве по п. 9 ст. 45 127-ФЗ прекращается.
Права и обязанности сторон
После того как устанавливается этап наблюдения, руководство компании сохраняет свои полномочия и не утрачивает менеджерской позиции, но оно ведет свою деятельность с учетом некоторых ограничений.
Руководитель компании должен согласовывать с управляющим и получать от него предварительное одобрение на следующее:
- заключение договоров, предполагающих отчуждение имущественных объектов с совокупной стоимостью 5% от величины активов должника на дату введения наблюдения по п. 2 ст. 64 127-ФЗ;
- сделки, предполагающие предоставление гарантий, доверительное управление имуществом, поручительства, уступку права требования, перевод долговых обязательств по п. 2 ст. 64 127-ФЗ;
- действия по созданию филиалов, реорганизации, ликвидационным мероприятиям и иным юридическим изменениям формы бизнеса по п. 3 ст. 64 127-ФЗ;
- привлечение капитала через выпуск облигаций и эмиссионных ценных бумаг (кроме акций) по п. 3 ст. 64 127-ФЗ;
- по выкупу акций и выходу из состава учредителей, по заключению договора товарищества по п. 3 ст. 64;
- по участию в объединениях юрлиц по типу холдингов, ассоциаций и пр.
Также руководство компании не вправе препятствовать процессу банкротства, а непредоставление информации приравнивается к ее сокрытию и может в дальнейшем выступать против руководителей при решении вопроса о привлечении их к субсидиарной ответственности.
Участники компании-должника наделены правами знакомиться с отчетностью управляющего, передавать запросы к арбитражному суду, выдвигать свою кандидатуру на должность управляющего и передавать ходатайства о его отстранении от должности из-за неправовых действий или бездействия.
Кредиторы также являются полноправными участниками дела о банкротстве, и их права в обязательном порядке учитываются при наблюдении.
Кредиторы обязаны передавать суду подтверждение своего статуса, а именно документы относительно сформированной задолженности, соблюдать предписания закона ФЗ-127 и передавать только достоверные данные в деле о банкротстве.
Последствия введения процедуры наблюдения
На период действия наблюдательной процедуры в отношении должника действуют следующие гражданско-правовые последствия (с учетом положений ст. 63 127-ФЗ):
- С имущества снимается арест и действие исполнительных документов приостанавливается.
- Приостанавливается начисление штрафов и неустоек за просроченную задолженность.
- Требования кредиторов к должнику направляются только по условиям законодательства о банкротстве.
- Не допускается прекращение обязательных платежей через зачет встречного требования.
- Запрещено изъятие имущества и пр.
К кому не может применяться наблюдение
Процедура наблюдения по закону не применяется к отдельным категориям должников. В частности, эти те юрлица, которым гарантировано прохождение процедуры в упрощенном порядке:
- Компании, находящиеся в процессе ликвидации.
- Отсутствующие должники.
Данное положение обусловлено тем, что в отношении указанных юрлиц нецелесообразно устанавливать реабилитационные процедуры, так как восстановление их платежеспособности не имеет смысла. В отношении таких компаний сразу вводится этап конкурсного производства.
Таким образом, процедура наблюдения при банкротстве юридического лица представляет первый предварительный этап признания финансовой несостоятельности. Особенностью его является тот факт, что оно позволяет окончательно решить дальнейшую судьбу должника – предполагается ли его исключение из реестра и ликвидация, либо допустимо также финансовое оздоровление.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источники:
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/procedura-nabludenia.html
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/ocerednost-trebovanij.html