Тара и упаковка: ГОСТ 15846 2002, знаки, учет и маркировка

Виды тары и упаковки

Само понятие упаковка можно разделить на два основных определения. Это своего рода комплекс, который состоит из тары, упаковки (как материала и разных укупорочных средств). Все в совокупности они могут определять как потребительские, так и технологические свойства упаковываемого продукта.

Также упаковка — это средство для защиты помещенной в него продукции от воздействия окружающей среды. Находясь в ней, товар предохраняется от воздействий внешней среды (солнечных лучей, влаги) от механических повреждений (хрупкий и ломкий материал), от возможных факторов порчи, которые могут действовать на продукцию в процессе ее хранения, транспортировки и реализации.

ГОСТ и другие требования

Основным стандартом, согласно которому предъявляются требования к упаковке и таре, является государственный стандарт – ГОСТ 18106-72 – именно на основании него выполняется производство (изготовление).

При отступлении от него могут возникнуть обстоятельства, способные повредить находящийся в нем товар. Кроме того, соблюдение стандарта также косвенно влияет и на бухгалтерский учет – при невозможности отнести ту или иную упаковку к определенной группе или виду, возникают вопросы по ее проводке, а также двоякое толкование необходимости ее учета.

Основными требованиями, каким должна отвечать упаковка, следующие:

  • предохранение товара от повреждений и порчи;
  • обеспечение создания рациональных единиц при комплектации партий для перемещения товара, погрузки в транспорт и выгрузки на складе, торговой точке;
  • создание удобных единиц для хранения товара – конфигурация ее должна позволять устанавливать продукцию с учетом наибольшей экономии места при хранении, но, в то же время, располагаться с учетом требований к складированию (доступ воздуха, нагрузка на продукцию и т.д.);
  • по возможности быть достаточно легкой – при перевозке единиц товара вес отгружаемого имеет значение (как погрузчиком или тележкой на складе, так и транспортом);
  • является носителем рекламы (такая функция более присуща упаковке).

Отдельно стоит выделить специальные требования, предъявляемые к таре и упаковке в зависимости от вида транспорта, при помощи которого планируется транспортировка товара (если транспорт будет нескольких видов, учитываются все из них):

  1. При перевозке морским транспортом – учитывают давление, которое оказывается сбоку (воздействие друг на друга), размеры люков для возможности осуществления погрузки и разгрузки.
  2. Перевозка по железной дороге – принимают во внимание размеры тоннелей по пути следования и мостов, также учитывается возможность частых и сильных толчков в процессе самой перевозки (при сбрасывании скорости и ее наборе).
  3. При перевозке автомобилем – учитывают требования к погрузке товара и его разгрузке (он может существенно отличаться в зависимости от типа транспорта).
  4. При перевозке самолетом или другим видом авиатранспорта – особое значение придается минимальному весу тары, поскольку грузовые тарифы при такой транспортировке велики, также усиленные требования безопасности имеют легковоспламеняющиеся грузы.

Классификация тары и упаковки осуществляется по таким основным признакам:

  • по назначению;
  • по материалу, из которого она изготовлена (принимается во внимание основной);
  • состав (компоненты, определенные вещества, как отдельно, так и в комбинации друг с другом);
  • конструкция;
  • технология изготовления или производства.

Наиболее часто используемым типом классификации является ее разделение по основному назначению:

  1. Потребительская – та, в которую упакована единица товара и в которой она находится на полках торговых магазинов и других торговых точек.
  2. Транспортная – может как быть первичной (без потребительской), так и содержать в себе конкретное количество продукции, помещенной в первичную упаковку. Используется для перевозки продукции на большие и малые расстояния.
  3. Производственная, применяется исключительно в пределах процесса изготовления (на любых этапах производства). Она не может использоваться для расположения продукции в точках ее продажи.
  4. Специальная (или консервирующая) – применяется при необходимости долгосрочного хранения как сырья, полуфабриката, так и готовой продукции.

Брутто и нетто

При производстве, хранении, транспортировке и дальнейшей реализации товара широко используют такие понятия, определяющие вес продукции, как нетто и брутто. ГОСТом, определяющим их отличия, четко прописываются понятия:

  • нетто – чистый вес товара, который не берет во внимание вес его упаковки;
  • брутто – вес товара вместе с тарой (не имеет значения, является она возвратной или нет).

Такое различие необходимо по следующим причинам:

  • чистый вес продукции используется для определения количества (производимого, реализуемого, приобретаемого), для определения цены произведенных единиц;
  • вес продукции с тарой имеет определяющее значение для его транспортировки, поскольку она предполагает перемещение определенных партий товара, где даже маленький вес тары одной единицы в совокупности может давать большое значение;
  • сведения о весе товара нетто и брутто помогает определить объем тары, которую в дальнейшем нужно подвергнуть утилизации либо же списать, переместить, вернуть.

Определенного допустимого норматива по соотношению веса нетто и брутто нет, но по некоторым видам товара имеются нормативы, выражающиеся в процентах. В основном такие нормы применяются таможенными службами, которые пропускают продукцию через границу.

Маркировка

Касаемо маркировки тары и упаковки существуют такие требования:

  • маркировка тары должна содержать как манипуляционные знаки (международного обозначения), так и основные, дополнительные и информационные надписи;
  • основная надпись содержит название получателя всего назначенного ему груза, пункта, в который он направляется, грузовые места в партии, количество мест в партии и номер его места в конкретной партии;
  • дополнительные надписи содержат название отправителя груза, пункта, из которого его отправили, надписи транспортных организаций;
  • информационная надпись служит для определения массы брутто груза и нетто в килограммах (вместо массы можно предоставлять информацию в штуках);
  • габаритные размеры не указываются в том случае, если они не превышают размеров, отдельно установленных для каждого вида транспорта.

Проводки для операций

Бухгалтерская проводка осуществляемых с тарой операций имеет следующие особенности:

  • наличие и движение любых видов тары (вместе с товаром и без него) осуществляется по счету 41 на субсчете «тара порожняя и под товаром»;
  • тара, относящаяся к оборудованию, относится к внеоборотным активам и учитывается на счете 01 как основные средства, на которые может начисляться амортизация;
  • прием тары осуществляется по своей фактической себестоимости, которая состоит из расходов на покупку, доставку и затрат на изготовление;
  • имеющаяся разница между себестоимостью тары и ее ценой по учету списывается в составе операционных расходов;
  • тара, которая поступила от поставщика с товаром, должна приходоваться одновременно с ним и проводка зависит от того, оплачивается ли она сразу или нет;
  • при возврате тары поставщикам оформляется соответствующая возвратная накладная;
  • стоимость тары, которая списывается за ненадобностью, включается в состав издержек по статье «расходы на тару»;
  • списание тары-оборудования, которая учитывается по счету основных средств, происходит способом, надлежащим для их списания.

Упаковка грузов по ГОСТ 15846 2002 для районов Крайнего Севера

Отправка грузов в зоны холодного арктического климата требует создания условий для их максимальной сохранности под воздействием морозов. ГОСТ 15846 2002 тара и упаковка груза описывает требования к материалам и методам упаковки, при соблюдении которых товары и техника не будут повреждены, утрачены, а сама перевозка не возрастет в цене настолько, чтобы значительно увеличить стоимость ТМЦ. Упаковка грузов для отправки в районы Крайнего Севера должна быть выполнена так, чтобы риски повреждения товаров и техники были сведены к минимуму при оптимальных затратах на материалы и работы. Как этого добиться?

Особенности упаковки для перевозок на Север

Отправитель груза должен понимать, что не существует возможности постоянно содержать товары или технику в тепле – для этого нужны специальные средства перевозки, дорогостоящее оборудование и огромные затраты. Задача и цель упаковки – сделать перепады температуры менее интенсивными, резкими, поскольку именно этот фактор в сочетании с изменениями влажности может нанести ТМЦ наибольший вред.

Для решения подобных задач используется набор проверенных материалов и приемов:

  • использование упаковочных материалов, создающих или имеющих в своей структуре воздушные прослойки и полости, ограничивающие теплообмен;
  • применение средств поглощения влаги из воздуха для предотвращения ее конденсации и намерзания льда на поверхностях;
  • укрепление упаковки, поскольку при значительном охлаждении снижается прочность многих материалов, растет риск растрескивания стекла, а при температурах ниже -50 С металл становится хрупким, не переносящим ударных воздействий;
  • создание многослойной упаковки, способной повысить тепловую инерционность грузового места и предотвратить ударные воздействия.

В зависимости от конечного пункта, меняется и характер требований со стороны перевозчика, так как в районы Крайнего Севера грузы доставляются по морю, по воздуху или автомобилями от ближайшей железной дороги. Это создает особые условия – морская упаковка груза должна сочетаться с утеплением, иммобилизацией ТМЦ внутри грузовых мест, применением дополнительных защитных средств.

Упаковочные материалы для утепления и защиты грузов

При проведении подготовки к отправке грузов в районы Крайнего Севера используются материалы, дающие комплексный эффект – защиту от быстрого охлаждения и нагрева в сочетании с защитой от ударных и деформирующих нагрузок. Эти материалы доступны для любого отправителя, но проблема заключается в том, что их необходимо правильно использовать в комплексе, избегая перерасхода средств. Принцип упаковки остается актуальным – она должна быть достаточной, но не переизбыточной. Увлечение защитой может привести к тому, что вес и габариты грузового места выйдут за рамки стандартов, а затраты с учетом перевозки вырастут до грани рентабельности. Если при обычной отправке ТМЦ доля расходов на упаковку и перевозку может составить 15 – 20 % от себестоимости, то для северных районов она не должна превысить 25 %.

Наибольшую эффективность демонстрируют следующие материалы при условии их комплексного применения:

  • пузырьковые пленки, создающие одновременно и воздушную прослойку и антиударный эффект, особенно при упаковке в несколько слоев;
  • гофрокартон – средство для снижения интенсивности теплообмена;
  • паллеты и поддоны, которые при необходимости можно утеплить вместе с грузом и надежно закрепить на месте;
  • пенопласт и пенополиуретан в плитах для утепления и снижения рисков повреждений от ударов;
  • деревянная обрешетка грузового места после утепления – таким образом можно ограничить вес и габариты, не теряя в прочности и эффективности упаковки.

При размещении грузов в контейнерах принимаются те же меры, поскольку металлическая конструкция даже с утеплением пеной не может в полной мере защитить товары от холода.

При необходимости создания многослойной упаковки и надежной компактной укладки товаров решение заказать деревянный ящик может быть оптимальным – габариты и вес будут находиться в пределах стандарта, укладку можно спланировать так, чтобы слои утеплителя располагались вдоль стен контейнера. В любом случае эффект будет достигнут при профессиональном подходе, который гарантирует компания Барьер-Пак при упаковке грузов перед отправкой в сложные по климатическим условиям районы.

Источники:
http://barrierpack.ru/stati/upakovka-gruzov-po-gost-15846-2002.html
http://assistentus.ru/forma/torg-29-tovarnyj-otchet/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: