Критерии стимулирующих выплат учителям
Работа в сфере образования, как известно, никогда не отличалась достойным уровнем зарплаты. В связи с решением исправить эту ситуацию российским правительством была поставлена цель – повысить зарплаты педагогов в 2018 году.
До этого статистика свидетельствовала о том, что выпускники педагогических вузов не стремятся сразу же идти работать в школу, едва получив диплом, что вызвано недостаточно хорошей оплатой труда. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №583 от 05.08.2008 была осуществлена процедура реструктуризации оплаты труда лиц, работающих в бюджетной сфере. Появились новые критерии и нюансы выплат.
Что такое стимулирующие выплаты
Выплаты стимулирующего характера, адресованные учителям, представляют финансовые надбавки, которые назначаются представителям образовательной сфере в качестве вознаграждений и поощрений за профессиональные успехи и достижения.
Прямого списка пособий в законодательстве не имеется, однако его необходимо разработать и принять в виде нормативного документа каждому заведению образования в отдельности.
В чем заключается данная поддержка
Целевая задача, с которой формируются поощрительные финансовые выплаты в адрес учителей – побуждение педагогов к повышению качественных и количественных параметров работы. Материальные надбавки выступают в качестве вспомогательной мотивации для сотрудников, занятых в сфере образования.
Назначение такого рода вознаграждение может быть описано в рамках нескольких базовых пунктов:
- премирование педагогов, представляющих особую ценность;
- снижение текучки кадров;
- привлечение и набор внушительного количества специалистов, имеющих высокий уровень квалификации;
- создание программы обучения и воспитательного процесса в таком ключе, чтобы они были интересными для всех детей;
- отнесение к графику занятий различного рода внеклассных мероприятий – викторин, кружков, конкурсов, факультативов.
С 1 декабря 2008 г. ФОТ в отношении работников, занятых в сфере образовательных учреждений, состоит из трех частей – базовой, компенсационной, стимулирующей. Критерии, в рамках которых происходит назначение и определение размерных показателей материальных выплат, подлежат закреплению в документах каждого учебного заведения в отдельности – садика, школы, гимназии, лицея, университета, техникума, колледжа, академии, института.
Российское законодательство в целом в настоящее время рекомендует осуществлять перераспределение финансовых ресурсов, предназначенных для оплаты труда таким образом, чтобы размерный показатель базовой части оклада работников, занятых в вузах, был не менее 65-70% общей величины ЗП.
Объем не может составлять свыше 30-35%, а параметр соотношения долей заработной платы преподавателей общеобразовательных учреждений отличен. Получается, что базовая часть оклада должна составлять не меньше 60%, а стимулирующая – порядка 40%.
Нормативная база
Регулирование нормативно-правового характера, в соответствии с которым учреждения образования формируют порядки и критерии назначения мат. выплат, включает в себя несколько документов.
- Единые рекомендации, связанные с установлением систем трудовой оплаты бюджетных работников, которые подлежали утверждению в рамках решения российской трехсторонней комиссии по регулированию отношений в социально-трудовой сфере.
- Протокол №11, связанный с определением соотношения между базовой и стимулирующей частью заработной платы работников, а также с принципами формирования окладной части.
- Приказ Минздравсоцразвития РФ №818 от 29.12.2007 содержит данные о перечне фундаментальных параметров, согласно которым осуществляется расчет материальных вознаграждений в адрес педагогов.
- Постановление Минтруда РФ от 26.04.2013 №167н включает в себя перечень подсказок и рекомендаций в отношении установления личных требований к каждому преподавателю.
- Письмо Минобрнауки России №АП-1073/02.
- Перечень методичек и рекомендаций в отношении разработки параметров эффективности трудящихся.
- Ст. 129 Трудового кодекса РФ, в рамках которой определяется право любого сотрудника на получение компенсационных и стимулирующих денежных величин.
- Ст. 135 ТК РФ включает набор правил касательно составления и порядка действия в отношении коллективного договора, в котором имеются критерии оценки для каждого учебного учреждения.
Новостной сюжет представлен ниже.
Порядок начисления
В процессе определения выплат стимулирующего характера – порядков их предоставления, сроков, величин, в качестве базы применяется оценочный лист. Немаловажную роль играет и бюджет, установленный для выплат зарплат в каждом конкретном учреждении. Распределение стимулирующих выплат осуществляется по одному из двух способов:
- рассмотрение поступивших от руководителя предложений со стороны профсоюза и последующее принятие решения, согласно заявленному ходатайству;
- формирование специальной комиссионной группы во главе с директором заведения, именно ее силами и принимается решение в отношении конкретного сотрудника.
Образец приказа
По итогам проведения комиссионного заседания происходит создание специального документа – приказа. В нем прописываются все описания и размеры выплат, причитающихся конкретному педагогу.
Таким образом, надбавки поощряющего характера в адрес учителей – эффективная мера стимулирования для повышения количественных и качественных параметров их работы.
Стимулирующие выплаты для учителей в 2021-2021 году
Сфера образования является одной из самых важных для развития любого государства. А качество обучения в России напрямую связано с уровнем заработков педагогических работников. Правительство РФ заявило целью повышение доходов учителей в 2021-2021 году до среднего уровня по региону.
Помочь в ее достижении призвана оптимизация структуры начисления зарплаты, важной частью которой являются стимулирующие выплаты педагогам (СВ).
Скачать для просмотра и печати:
Законодательство о структуре дохода педагога
Доход тружеников бюджетной сферы в целом регулируется общероссийскими и региональными законами и подзаконными актами. Эта методика не вполне отвечает условиям рыночных отношений. Потому в основном кадровом законе — Трудовом кодексе — содержится правило о передаче части полномочий по формированию выплат предприятиям, в том числе в сфере образования. То есть коллективы получают возможность влиять на суммы к выдаче.
Суть денежного стимулирования деятельности педагогов состоит в формировании условий для повышения интереса:
- к квалификационному росту в рамках одного образовательного учреждения;
- профессиональному развитию;
- улучшению качества обучения;
- развитию творческого потенциала молодежи.
Сумма к получению в ведомости каждого учителя формируется индивидуально. Она состоит из нескольких частей, расшифрованных в 129-м параграфе ТК . Они таковы:
- базовая ставка;
- компенсации;
- стимулирующие.
Скачать для просмотра и печати:
Каждая составляющая формируется отдельно и регулируется постановлениями Правительства РФ и региональных властей. Причем на величину части влияют определенные факторы. Основные приведены в таблице:
Составляющая зарплаты | Факторы, влияющие на индивидуальные начисления |
Базовая ставка | Квалификация учителя;
количество занятых часов в неделю (норма 18) |
Компенсации | Сверхурочная деятельность;
индивидуальная работа с учениками льготных категорий в домашних условиях; применение компьютерной техники в образовательном процессе; ответственность за кабинет; участие в организации:
|
Стимулирующие | Утверждаются локальным нормативным актом на основании рекомендаций Минобрнауки РФ |
Важно: каждая позиция из перечня составляющих должна иметь документальное подтверждение.
Порядок формирования заработка бюджетников
Учителя и педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) получают средства из бюджета. А это требует нормативного регулирования порядка их распределения. Процесс начислений основывается на перечне взаимосвязанных актов. А именно:
Получается довольно сложная нормативная структура, призванная урегулировать вопросы начисления зарплат. Однако на практике она оказалась удобной и жизнеспособной.
Логика процесса формирования размеров бюджетных трансфертов на доходы работников данной сферы такова:
- правила начисления сумм установлены в законодательстве;
- конкретизируются они Правительством РФ вместе с профсоюзными организациями и представителями профсообщества (трехсторонняя комиссия) в ходе совещаний и переговоров;
- по результатам выше обозначенной работы издается нормативный акт;
- последним руководствуются:
- бухгалтера и комиссии, действующие в ОУ ;
- местные советы для выделения средств из соответствующих бюджетов.
Подсказка: норма о необходимости участия представителей трудовых коллективов и профсообществ в начислении зарплаты приведена в 135-м параграфе ТК. Скачать для просмотра и печати:
Порядок стимулирования бюджетников
Общая методика начисления СВ приведена в законодательстве (те же параграфы ТК ) и расшифрована в документах трехсторонней комиссии. К примеру, на 2017 год нормы приведены в протоколе № 11 от 23.12.16. На основании рекомендаций каждое профильное министерство издает регулирующий документ для подведомственных организаций. Так, СД в сфере образования начисляются по рекомендациям Минобрнауки РФ, изложенным в письме № АП-1073/02 от 20.06.13.
В частности, структура начисления стимулирующих приведена в приказе Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.07.Она такова:
- доплаты за:
- непрерывный стаж и выслугу;
- качество работы;
- премирование:
- по результатам трудовой деятельности;
- за интенсивность и достижения.
Скачать для просмотра и печати:
О критериях оценивания достижений в профессиональном труде
Порядок разработки критериев в ОУ также регулируется ведомственными актами. Так, в Приказе Минтруда содержится рекомендация об установлении перечня требований каждому специалисту индивидуально (№ 167 от 26.04.13). А примерный список для педагогов приведен в разъяснении Минобрнауки (реквизиты указаны выше).
- Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит:
- разработка критериев;
- применение их на практике для установления СВ каждому педагогу.
- Проведение заседаний комиссии ежемесячно.
- Оформление работы коллегиального органа протоколами.
Скачать для просмотра и печати:
Деятельность комиссий рекомендуется обеспечивать на таких принципах:
- равноправного взаимодействия трудовых коллективов с руководителями и профсоюзными органами;
- общедоступности информации о критериях оценивания;
- оповещения коллектива и широкого круга общественности о результатах деятельности (итогах оценивания).
Подсказка: выдержки из протоколов заседания комиссии, касающиеся СВ , рекомендуется публиковать на официальных сайтах ОУ в интернете.
Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Особенности начисления СВ педагогам
Сутью начисления допвыплат учителям является улучшение качества работы всего учреждения в целом. Достигается это путем повышения заинтересованности каждого члена трудового коллектива в результатах работы (общей и индивидуальной).
Поэтому на членов комиссии возлагаются такие задачи:
- определение перечня показателей эффективности;
- утверждение количественной системы их оценки;
- выработка общего алгоритма учета показателей в системе начислений.
Внимание: при разработке принципов стимулирования необходимо учесть:
- категории работников;
- разнообразие задач, стоящих перед педагогами;
- условия трудовой деятельности каждого.
Самим труженикам необходимо обеспечить:
- доступность информации о работе коллегиального органа;
- возможность вносить предложения, касающиеся критериев;
- понятность и объективность предъявляемых требований.
Подсказка: критерии оценивания необходимо довести до каждого учителя под подпись. Причем закон требует получения его согласия на исполнение выдвинутых требований.
Поощрение учителей и воспитателей ДОУ
Минобрнауки РФ рекомендовал проводить оценивание педработников при помощи создания специального документа — оценочного листа. В него включаются индивидуальные критерии и количественные показатели. Итоги подводятся с помощью балльной системы. То есть каждый труженик наглядно видит:
- что от него требуется со стороны руководства и коллектива;
- способен планировать свои действия по достижению целей;
- понимает объективность оценки, влияющей на его заработок.
В рекомендациях министерства содержится приблизительный перечень требований к педработникам. Он таков:
- инициирование и ведение дополнительных проектов, влияющих на развитие кругозора учеников;
- создание:
- комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
- наглядных пособий;
- условий для выявления способностей детей;
- организация полноценного сотрудничества с родителями;
- внесение предложений, способствующих совершенствованию образовательного процесса;
- индивидуальная работа с учениками из неблагополучных семейств;
- популяризация здорового образа жизни;
- отслеживание положительной динамики успеваемости;
- участие педагога и учеников в общешкольных мероприятиях.
Подсказка: немаловажным показателем деятельности учителя является участие подопечных во внешних мероприятиях, позволяющих выявить уровень достижений учеников (в олимпиадах, соревнованиях и других).
На практике каждый показатель оценивается определенным количеством баллов (устанавливает комиссия). Перед окончанием отчетного периода (раз в месяц) производится их подсчет путем простого суммирования. Количество баллов влияет на начисление СВ в отчетном месяце.
Кто стимулирует руководителей образовательных учреждений
Директора ОУ являются работниками местного подразделения образования. Они принимаются на службу муниципальным органом, его специалисты ведут персональные дела руководителей ОУ . Следовательно, премирование директоров осуществляется отделом образования.
Величина поощрения устанавливается по следующим критериям (из рекомендаций Минобрнауки):
Подсказка! Критичными для руководителя школы являются показатели:
- работы с неблагополучными семьями;
- результатов ЕГЭ;
- выбытия учеников из учреждения до окончания курса и другие.
Тонкости начисления премиальных
Существенным фактором, влияющим на суммы к выплате, является размер фонда оплаты труда учреждения. Большинство школ и лицеев принимает сходные критерии оценивания, используя рекомендации профильного министерства. То есть для педагогов одной направленности они могут практически не отличаться. Однако в зарплатной ведомости у этих людей оказываются различные цифры. Разница может измеряться порядком:
- учитель физики в школе А получает 1000,0 руб. в месяц;
- а специалист того же уровня профессионализма из лицея С — всего 100,0 руб.
Это объективный показатель. Он не зависит от решения комиссии или придирок руководства. Каждому УО устанавливается фонд оплаты труда. Делается это в конце отчетного года на следующий. Величина фонда зависит:
- от наличия средств в бюджете;
- количества охваченных услугами детей;
- профессиональной подготовки директора и бухгалтера.
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
В 2021 году методика стимулирования опять подверглось изменениям. Правительство анонсировало планы на повышение уровня обеспеченности педработников за счет увеличения СВ . С этой целью будут пересматривать как методику расчета бюджетных трансфертов, так и критерии оценки деятельности педагогов.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Образец приказа о стимулирующих выплатах
Наталия Черногорцева
Образец приказа о стимулирующих выплатах
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Василёк» с. Енотаевка
муниципального образования «Енотаевский район»
ПРИКАЗ
О стимулирующих выплатах
Во исполнение приказа от ___ № ___ по МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Василек» с. Енотаевка» МО «Енотаевский район» и на основании Положения о стимулирующих выплатах работникам МБДОУ, рассмотрев документы, представленные комиссией по распределению выплат стимулирующего характера:
– протокол заседания комиссии по рассмотрению и распределению стимулирующей части ФОТ (приложение на 5 л.);
– самоанализ профессиональной деятельности педагогических работников (приложение на 19 л.);
– сведения о посещаемости и заболеваемости воспитанников за ___ 20___ г. (приложение на 1 л.);
– аналитическую информацию о показателях деятельности педагогических работников для определения размера стимулирующих выплат (приложение на 1 л. ,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Установить стимулирующие выплаты педагогам за ___ 20___ года в размере ___ рублей, денежный вес 1 балла – ___ рубля согласно сведениям о количестве набранных баллов (таблица расчета прилагается).
2. Согласно критериям оценки результативности профессиональной деятельности:
2.1. Утвердить следующие результаты профессиональной деятельности педагогов учреждения по итогам работы за ___ 20___ года:
№ п/п Ф. И. О. педагога Количество баллов Размер стимулирующей части (в рублях)
3. Довести настоящий приказ до сведения всех педагогических работников.
4. Ответственность за выполнение мероприятий и исполнение данного приказа оставляю за собой.
Заведующий МБДОУ Ф. И. О.
С приказом ознакомлены:
Давайте познакомимся… Здравствуйте уважаемые коллеги!Свою первую запись в блоге хочу начать с презентации своей любимой группы раннего развития “Солнышко”.В.
Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2018-2021 годах
Структура зарплаты по ТК РФ
Согласно ТК РФ (ст. 129 и 135) одной из составных частей заработной платы являются дополнительные выплаты стимулирующего характера, призванные поощрять работника за имеющиеся достижения в труде. Это могут быть:
Они могут быть установлены:
- Законодательно – доплаты и надбавки за звание, степень или категорию.
- Руководителем на основании его приказов – премии за трудовые достижения.
- Работодателем, разработавшим и утвердившим положение о премировании – годовая премия, доплата за стаж. Либо это может быть иной внутренний документ по стимулирующим выплатам за качество, интенсивность труда или конкретные достижения.
О том, как эти выплаты будут учтены в составе расходов на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль, читайте в статье «Ст. 255 НК РФ (2017): вопросы и ответы».
Основные положения системы оплаты за труд каждый работодатель устанавливает самостоятельно, описывая их во внутреннем нормативном документе – положении об оплате труда. Эта система может быть как самой простой, когда зарплата состоит только из оклада, так и включать все возможные составляющие.
Законодательство никак не ограничивает возможности работодателя при разработке системы поощрения работника, требуя только:
- участия в этом процессе членов трудового коллектива;
- недопущения ухудшения условий оплаты труда каждого конкретного работника по сравнению с трудовым законодательством в результате выполнения условий, включенных во внутренний нормативный акт (ст. 135 ТК РФ).
Зарплата в бюджетных учреждениях
Формирование системы оплаты за труд в бюджетных учреждениях подчиняется правилам, установленным ТК РФ. Однако поскольку на зарплату в данном случае выделяются бюджетные средства, эта система для ГУП и МУП регулируется на правительственном уровне с соблюдением требования об участии в этом представителей трудового коллектива (профсоюзов) и работодателей (ст. 135 ТК РФ).
Из представителей высших органов данных 3 сторон ежегодно формируется комиссия, целью которой является системная разработка документов, направленных на создание единого для всех уровней бюджета подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях. На 2018-2021 годы трехсторонняя комиссия утвердила Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол № 11), ознакомиться с которыми вы можете по ссылке.
Последние несколько лет комиссия занята развитием положений новой системы оплаты за труд в ГУП и МУП, введенной постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Новая система, в частности, учитывает возможность существенного увеличения дохода за счет стимулирующих доплат.
Виды стимулирующих выплат, возможных в бюджетных учреждениях, установлены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818:
- доплаты за непрерывность стажа и выслугу лет;
- премии, относящиеся к результатам работы;
- поощрения за интенсивный труд и какие-либо достижения в работе;
- доплаты за качество труда.
Если для первых 2 видов выплат, которые имеют или могут иметь количественную привязку, может быть достаточно наличия положения о премировании, то вторые 2 вида (качественные) требуют разработки специальной системы оценки и, соответственно, отдельного документа. Этот специальный документ может представлять собой единый нормативный акт, объединяющий правила начисления всех возможных видов стимулирующих выплат.
Критерии стимулирования
Смыслом системы стимулирования за качественные достижения является повышение:
- заинтересованности каждого работника в увеличении собственного вклада в деятельность учреждения;
- качества работы учреждения в целом.
В основу системы оценки показателей качества, интенсивности и достижений должны быть заложены:
- разработка их перечня;
- создание количественной системы их оценки – баллов;
- разработка алгоритма их учета в общей сумме зарплаты.
Обязательными условиями системы являются:
- наличие у работника четкого понимания своих трудовых обязанностей и тех критериев, которые повлияют на оценку эффективности их выполнения;
- влияние вклада конкретного работника на итоги работы учреждения в целом;
- абсолютная понятность и прозрачность критериев качественной оценки.
Учитывая разнообразие сфер деятельности бюджетных учреждений, законодатель дает им большую самостоятельность в разработке собственных систем поощрения. Однако при их создании нужно руководствоваться не только едиными рекомендациями 3-сторонней комиссии по регулированию трудовых отношений, но и законодательными актами регионов и отраслевыми методическими разработками по данному вопросу.
Все составляющие разработанной бюджетным учреждением системы поощрения за качественные достижения отражаются в специальном внутреннем нормативном акте — положении о стимулирующих выплатах.
Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендовано указывать оценочные критерии, относящиеся к каждому конкретному работнику, непосредственно в трудовом договоре (эффективном контракте) с ним. Если давно работающий сотрудник переводится на новую систему оплаты труда, это может быть отражено в допсоглашении к трудовому договору.
О бланке, который можно использовать для оформления трудового договора, читайте в статье «Унифицированная форма № ТД-1 – Трудовой договор».
В процессе оценки результатов труда каждого работника учитывается мнение:
- самого работника;
- профсоюзной организации;
- руководителей непосредственно работника и учреждения в целом.
Результаты этой оценки отражаются в специальном оценочном листе, формируемом по каждому работнику за соответствующий период. В ткой лист вносятся критерии эффективности работника, которые оцениваются определенным количеством баллов. Расчет стимулирующей выплаты пед.работнику определяется следующим образом:
- рассчитывается общее количество баллов по всем сотрудникам;
- бюджетные средства, выделенные на стимулирующие выплаты учителям, делятся на общее количество баллов;
- величина 1 балла умножается на количество набранных каждым специалистом баллов.
Вклад руководителя бюджетного учреждения в его работу оценивает вышестоящий орган, в котором для этих целей разрабатывается свое положение о стимулировании. Типовая форма трудового договора с руководителем бюджетного учреждения, в которой предусмотрено, в частности, место для указания перечня критериев стимулирующих доплат к его зарплате, приведена в постановлении Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.
Особенности стимулирования педагогических работников
Система-2018 стимулирующих выплат учителям и воспитателям базируется на методических рекомендациях, утвержденных Минобрнауки РФ (письмо от 20.06.2013 № АП-1073/02). Эти рекомендации разработаны на основе распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, приказа Минтруда РФ от 13.05.2013 № 202, письма Минтруда РФ от 13.06.2013 № 14-1/10/2-3236 и предназначены для бюджетных учреждений, работающих по программам образования:
- дошкольного;
- общего;
- начального и среднего профессионального.
В рекомендациях Минобрнауки РФ регионам при разработке критериев для стимулирующих выплат учителям и обработке результатов их оценки предлагается обеспечить:
- привлечение к процессу представителей региональных организаций, являющихся управляющими в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных органов;
- общедоступность критериев оценки;
- размещение в интернете результатов оценки труда руководителей образовательных организаций и педагогов.
Стимулирование руководителей
В рекомендациях Минобрнауки РФ предусмотрены следующие направления оценки труда руководителей:
- соблюдение учреждением требований законодательства;
- взаимодействие с органами государственно-общественного управления;
- соответствие качества предоставляемых услуг запросам их потребителей;
- доступность информации об учреждении;
- наличие дополнительных культурных и социальных проектов;
- увеличение числа молодых педагогов;
- выявление одаренных детей и работа с ними;
- наличие оздоровительных программ;
- организация спортивной работы;
- наличие программ дополнительного образования.
Для учреждений общего и профессионального образования дополнительно значимы:
- профилактика правонарушений;
- возможность учебы по индивидуальным планам;
- положительная динамика результатов проверки уровня подготовки;
- результаты аттестации учреждения.
Для руководителей общеобразовательных учреждений также будут важны:
- проведение мероприятий по профориентации и предварительной подготовке по выбранному профилю;
- процент выбытия обучающихся;
- результаты сдачи ЕГЭ выпускниками учреждения в сравнении с данными по стране.
Стимулирующие выплаты учителям и воспитателям ДОУ
В качестве критериев стимулированных выплат — 2017 учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в рекомендациях Минобрнауки РФ приведены следующие:
- наличие дополнительных проектов, расширяющих кругозор детей;
- отслеживание особых достижений подопечных;
- взаимодействие с родителями;
- внесение предложений по совершенствованию программы обучения;
- организация и проведение оздоровительных мероприятий;
- работа с детьми из неблагополучных семей;
- участие в создании наглядных образовательных элементов и др.
Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь:
- положительная динамика результатов контроля полученных знаний;
- участие в общих проектах учреждения.
Для педагогов общеобразовательных учреждений в качестве критерия дополнительно указано участие во внешних мероприятиях, связанных с демонстрацией уровня подготовки учеников.
Размер выплаты формируется на основании балльной системы. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.
В конечном счете стимулирующая доплата каждого педработника определяется путем суммирования заработанных баллов и умножения стоимости одного балла на их количество. Стоимость балла определяется как результат деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.
Информация о результатах деятельности руководителей образовательных организаций и педагогических работников в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности должна быть размещена в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в интернете.
Итоги
Стимулирующие доплаты, включенные в систему оплаты труда педагогических работников бюджетных учреждений, не только позволяют увеличить доход педагогов, но и способствуют росту эффективности их работы и улучшению показателей учреждения в целом.
Стимулирующие выплаты педагогам
Статьи по теме
Повышение престижности педагогического труда, названное одним из приоритетных направлений государственной политики, преимущественно проводится посредством систематического повышения оплаты труда работников образования. Стимулирующие выплаты учителям — особые доплаты, которые начисляются учителям и воспитателям за профессиональные успехи и достижения, отраженные в нормах действующего законодательства и трудовых договорах.
Начисление стимулирующих выплат способствует:
- обеспечение справедливой оплаты труда педагогам, проявляющим усердие и находящихся в постоянном поиске путей самосовершенствования;
- повышению социальной значимости педработников;
- популяризации карьеры школьного учителя среди выпускников педагогических вузов.
ПРОФОБУЧЕНИЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ
Станьте профессионалом в вопросах оплаты труда и взаимодействия с сотрудниками! Приходите на курс повышения квалификации “Трудовые отношения и кадровый документооборот” в Школе Менеджера образования. На курсе вы узнаете:
- как и сколько платить педагогам, чтобы избежать штрафа в 100 000 руб.;
- как стимулировать учителей, чтобы они с удовольствием работали и не хотели уволиться;
- как работать с персональными данными сотрудников, чтобы избежать претензий Роскомнадзора.
…и многое другое.
Узнать подробнее о программе обучения и забронировать место на курсе можно здесь.
Стимулирующие выплаты учителям: нормативная база
Идея мотивации лучших сотрудников посредством начисления дополнительных материальных вознаграждений не нова: она много лет практикуется в частных организациях, но в сфере государственного регулирования образовательной сферы понятие стимулирующих выплат педагогам было введено относительно недавно, в соответствии с постановлением Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда. » от 05.08.2008 No 583. С целью реструктуризации оплаты педагогического труда и согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ новая правительственная инициатива предусматривала:
- Формирование зарплаты учителя из трех частей: ставки, компенсационных и стимулирующих доплат (с 01.01.2018 г.).
- Начисление денежного поощрения лучшим учителям со строгим соблюдением их трудовых прав (стимулирующие проплаты не могут быть впоследствии вычтены из общей суммы заработной платы).
- Выплату компенсаций с учетом трудовых условий и локальных нормативных постановлений образовательных учреждений.
Чтобы вырастить учителей-профессионалов, которых будет, за что премировать, регулярно повышайте уровень их компетентности. Для этого отправляйте учителей на курсы повышения квалификации. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе Менеджера образования, где собраны онлайн-курсы для педагогов по самой разной тематике. Зайдите сюда, чтобы подобрать подходящий курс, записаться и начать обучение.
Критерии начисления мотивационных выплат и порядок их выплаты определяется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера. », при этом актуальными законодательными нормами предусмотрена необходимость указания этой информации в индивидуальных трудовых договорах во избежание возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.
Критерии начисления стимулирующих выплат учителям
С целью оптимизации педагогической работы и реализации правительственной инициативы, направленной на повешение престижности трудоустройства в сфере образования, были разработаны критерии, определяющие порядок расчета стимулирующих выплат для учителей (см. таблицу), в т.ч. и за дополнительную педагогическую работу. В письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 No АП-1073/02 представлен полный список показателей эффективности профессиональной деятельности педагогических работников, который рекомендуется принимать за основу при разработке принципов распределения поощрительных финансовых начислений сотрудникам образовательной организации.
Критерии оценивания эффективности педагогического труда | Особенности работы по направлению |
Реализация дополнительных проектов. | Разработка и организация экспедиционных, экскурсионных, развлекательно-познавательных программ для школьников, консультативное сопровождение научных проектов учащихся, вовлечение детей в социально полезную деятельность. |
Проведение системных исследований. | Мониторинг индивидуальных достижений учащихся. |
Контроль динамики образовательных результатов в классах. | Анализ учебных достижений, выявленных в ходе промежуточного и итогового оценивания. |
Взаимодействие с родителями. | Организация мероприятий, способствующих налаживанию продуктивного сотрудничества с представителями семей. |
Результаты участия учеников в конкурсах, олимпиадах, научных ярмарках, соревнованиях. | Ведение комплексной деятельности, направленной на выявление одаренных детей и оказания им посильной помощи в совершенствовании талантов. |
Взаимодействие с педагогами. | Сотрудничество в рамках создания «команды вокруг класса» для повешения общих показателей успеваемости школьников. |
Участие в проектировании программных документов. | Оказание консультативной помощи коллегам при проектировании рабочих программ курсов. |
Организация оздоровительной и спортивной активности. | Подготовка мероприятий оздоровительной направленности, проведение физкульт-минуток. |
Работа с детьми «группы риска». | Проведение консультаций и бесед, мониторинг актуальной ситуации в семье, взаимодействие со школьным психологом и представителями органов опеки. |
Участие в обновлении образовательной среды учреждения. | Оформление кабинета, разработка пособий, создание стендов, плакатов, выставочных комплексов. |
Важно отметить, что при начислении стимулирующих выплат первоочередно принимается во внимание не уровень занятости педагога в дополнительной образовательной деятельность, а эффективность реализуемых инициатив, которая определяется уровнем посещаемости (заинтересованностью) учеников и полученными результатами. Данные по результатам педагогического труда, влияющего на объем материального вознаграждения, отражается в оценочном листе учителя, которые разрабатываются в образовательной организации. Примеры карт, используемых для расчета стимулирующих выплат учителям, доступны для скачивания по ссылке.
Стимулирующие выплаты педагогу-организатору, педагогу дополнительного образования
Специфика деятельности педработников, ответственных за выполнение вспомогательных учебно-воспитательных задач, обусловила необходимость разработки отдельных критериев для начисления стимулирующих выплат педагогам-организаторам и педагогам дополнительного образования. Особенность реализации трудовых функций по данному направлению заключается в многозадачности и размытости целей, что усложняет процесс дифференцированного расчета заработной платы.
Критерии оценивания эффективности профессиональной деятельности педагога-организатора для начисления стимулирующих вознаграждений:
- Создание условий, способствующих реализации возрастных и индивидуальных образовательных потребностей учащихся, их творческих талантов, а также организация двигательной активности.
- Осуществление методической и инновационной деятельности (участие в реализации программы развития школы по конкретному направлению, создание и применение эффективных методических разработок, выступление на семинарах, творческих собраниях, сотрудничество с представителями организаций дополнительного образования).
При оценивании результативности труда педагога-организатора с целью начисления стимулирующих надбавок принимаются во внимание следующие критерии:
- Обеспечение высокого уровня организации социально-культурных мероприятий в школе (наличие программных разработок, проведение аналитической работы по выявлению уровня удовлетворенности содержанием мероприятия педагогов и учащихся, отслеживание актуальных социальных запросов, использование при организации досуговых видов активности ИКТ).
- Совершенствование уровня профессионального мастерства (разработка методических материалов и авторских техник организации мероприятий, участие в экспериментальной педагогической деятельности, распространение передового опыта, повышение квалификации в ходе реализации программ самообразования, активное взаимодействие с коллегами).
- Соблюдение правил исполнительной дисциплины (отсутствие жалоб со стороны педагогического состава и родителей, поступление положительных отзывов о работе со стороны незаинтересованных лиц).
В каком случае возможна отмена стимулирующих выплат учителям
Механизм начисления финансовых вознаграждений мотивационного характера вызывает вопросы, в том числе и о возможности отмены стимулирующих выплат учителям. Напомним, что объем и частота выплат денежных вознаграждений, насчитываемых педагогам за эффективную профессиональную деятельность, корректируются каждой образовательной организацией в индивидуальном порядке. Заполнение оценочных листов является обязательным, а вот распределение денежных начислений такого типа может осуществляться различными способами:
- Директор школы по итогам анализа оценочных бланков сотрудников за отчетный период вносит предложение по распределению стимулирующих выплат на собрании профсоюза, представители которого либо принимают предложенный вариант распределения целевых бюджетных средств, либо вносят коррективы.
- Для регуляции данного вопроса создается специальная комиссия, возглавляемая руководителем ОУ. Оценочные листы рассматриваются представителями комиссии, после чего составляется расчетная смета.
Непосредственный расчет суммы выплат производится следующим образом. Объем целевого бюджета, выделенного под реализацию права сотрудников на получение стимулирующих надбавок, делят на суммарное количество баллов, набранное всеми работниками школы в рамках отчетного периода. На основании финпоказателя, соответствующего одному баллу, просчитывают сумму надбавки для каждого представителя педколлектива, на основании чего составляется приказ.
Порядок начисления и выплаты стимулирующих премий определяется содержанием трудовых договоров (раздел «Оплата труда»). В случае наличия в контрактах обобщенной формулировки, указывающей на возможность начисления дополнительных выплат при наличии возможностей у организации, выплата стимулирующих доплат остается правом, а не обязанностью работодателя. Но если в трудовом договоре закреплен тот факт, что зарплата состоит из должностного оклада, суммы компенсации и стимулирующих начислений, а также прописаны критерии оценивания эффективности педагогического труда, то отмену денежных дотаций за результативность можно расценивать как нарушение условий трудового договора со стороны работодателя с последующим применением санкций.
Стимулирующие выплаты учителям: обеспечение гласности и прозрачности
Внедрение новых стандартов системы оплаты труда в системе образования спровоцировало возникновение множества вопросов, некоторые из которых до сих пор остаются предметом спора. Наиболее значимым нюансом обеспечения стимулирующих выплат учителям является следование принципам гласности и прозрачности, что в условиях фактической формализации показателей учебно-воспитательного процесса гарантировать сложно. Так, руководители многих школ столкнулись с рядом объективных и субъективных факторов, препятствующих эффективному оцениванию педагогического труда, среди которых первоочередно следует выделить:
- Риск переориентации образовательного процесса в пользу достижения количественных, а не качественных критериев («натаскивание» учеников на выполнение типовых заданий вместо развития универсальных компетенций).
- Сложность внедрения справедливой оценки педагогического труда ввиду отсутствия методологической базы и сохранения субъективного фактора восприятия.
- Практически полная невозможность выделения личного вклада работника ОУ в результат коллективного труда, особенно если речь идет о вопросах обеспечения учебно-воспитательного процесса.
- Получение ошибочных мониторинговых данных о повышение показателей результативности системы обучения ввиду оценивания сложного процесса по его отдельным показателям.
Решение существующих проблем на данном этапе в каждой образовательной организации осуществляется в индивидуальном порядке, что не отменяет необходимости пересмотра отдельных инициатив государственной политики в сфере образования, ведении непрерывного методологического поиска по вопросам оценивания эффективности педагогической деятельности. Вместе с тем многие исследователи считают применение формального подхода к учительскому труду циничным ввиду того, что главной наградой для педагога во все времена остается успех учащихся, а не финансовое вознаграждение. И все же массовое привлечение к преподаванию в школах по-настоящему ответственных и компетентных специалистов не представляется возможным без значительного повышения уровня зарплат в сфере образования.
Больше информации об оплате труда педагогических работников и начислениии стимулирующих выплат ищите в этих статьях:
Стимулирующие выплаты педагогам
Повышение престижности педагогического труда, названное одним из приоритетных направлений государственной политики, преимущественно проводится посредством систематического повышения оплаты труда работников образования.
Стимулирующие выплаты педагогам — особые доплаты, которые начисляются учителям и воспитателям за профессиональные успехи и достижения, отраженные в нормах действующего законодательства и трудовых договорах.
Начисление стимулирующих выплат способствует:
- обеспечение справедливой оплаты труда педагогам, проявляющим усердие и находящихся в постоянном поиске путей самосовершенствования;
- повышению социальной значимости педработников;
- популяризации карьеры школьного учителя среди выпускников педагогических вузов.
Стимулирующие выплаты педагогам: нормативная база
Идея мотивации лучших сотрудников посредством начисления дополнительных материальных вознаграждений не нова: она много лет практикуется в частных организациях, но в сфере государственного регулирования образовательной сферы понятие стимулирующих выплат педагогам было введено относительно недавно, в соответствии с постановлением Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда. » от 05.08.2008 No 583. С целью реструктуризации оплаты педагогического труда и согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ новая правительственная инициатива предусматривала:
- Формирование зарплаты учителя из трех частей: ставки, компенсационных и стимулирующих доплат (с 01.01.2018 г.).
- Начисление денежного поощрения лучшим учителям со строгим соблюдением их трудовых прав (стимулирующие проплаты не могут быть впоследствии вычтены из общей суммы заработной платы).
- Выплату компенсаций с учетом трудовых условий и локальных нормативных постановлений образовательных учреждений.
Критерии начисления мотивационных выплат и порядок их выплаты определяется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера. », при этом актуальными законодательными нормами предусмотрена необходимость указания этой информации в индивидуальных трудовых договорах во избежание возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.
Критерии начисления стимулирующих выплат учителям
С целью оптимизации педагогической работы и реализации правительственной инициативы, направленной на повешение престижности трудоустройства в сфере образования, были разработаны критерии, определяющие порядок расчета стимулирующих выплат для учителей (см. таблицу), в т.ч. и за дополнительную педагогическую работу. В письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 No АП-1073/02 представлен полный список показателей эффективности профессиональной деятельности педагогических работников, который рекомендуется принимать за основу при разработке принципов распределения поощрительных финансовых начислений сотрудникам образовательной организации.
Критерии оценивания эффективности педагогического труда | Особенности работы по направлению |
Реализация дополнительных проектов. | Разработка и организация экспедиционных, экскурсионных, развлекательно-познавательных программ для школьников, консультативное сопровождение научных проектов учащихся, вовлечение детей в социально полезную деятельность. |
Проведение системных исследований. | Мониторинг индивидуальных достижений учащихся. |
Контроль динамики образовательных результатов в классах. | Анализ учебных достижений, выявленных в ходе промежуточного и итогового оценивания. |
Взаимодействие с родителями. | Организация мероприятий, способствующих налаживанию продуктивного сотрудничества с представителями семей. |
Результаты участия учеников в конкурсах, олимпиадах, научных ярмарках, соревнованиях. | Ведение комплексной деятельности, направленной на выявление одаренных детей и оказания им посильной помощи в совершенствовании талантов. |
Взаимодействие с педагогами. | Сотрудничество в рамках создания «команды вокруг класса» для повешения общих показателей успеваемости школьников. |
Участие в проектировании программных документов. | Оказание консультативной помощи коллегам при проектировании рабочих программ курсов. |
Организация оздоровительной и спортивной активности. | Подготовка мероприятий оздоровительной направленности, проведение физкульт-минуток. |
Работа с детьми «группы риска». | Проведение консультаций и бесед, мониторинг актуальной ситуации в семье, взаимодействие со школьным психологом и представителями органов опеки. |
Участие в обновлении образовательной среды учреждения. | Оформление кабинета, разработка пособий, создание стендов, плакатов, выставочных комплексов. |
Важно отметить, что при начислении стимулирующих выплат первоочередно принимается во внимание не уровень занятости педагога в дополнительной образовательной деятельность, а эффективность реализуемых инициатив, которая определяется уровнем посещаемости (заинтересованностью) учеников и полученными результатами. Данные по результатам педагогического труда, влияющего на объем материального вознаграждения, отражается в оценочном листе учителя, которые разрабатываются в образовательной организации. Примеры карт, используемых для расчета стимулирующих выплат учителям, доступны для скачивания по ссылке.
Стимулирующие выплаты педагогу-организатору, педагогу дополнительного образования
Специфика деятельности педработников, ответственных за выполнение вспомогательных учебно-воспитательных задач, обусловила необходимость разработки отдельных критериев для начисления стимулирующих выплат педагогам-организаторам и педагогам дополнительного образования. Особенность реализации трудовых функций по данному направлению заключается в многозадачности и размытости целей, что усложняет процесс дифференцированного расчета заработной платы.
Критерии оценивания эффективности профессиональной деятельности педагога-организатора для начисления стимулирующих вознаграждений:
- Создание условий, способствующих реализации возрастных и индивидуальных образовательных потребностей учащихся, их творческих талантов, а также организация двигательной активности.
- Осуществление методической и инновационной деятельности (участие в реализации программы развития школы по конкретному направлению, создание и применение эффективных методических разработок, выступление на семинарах, творческих собраниях, сотрудничество с представителями организаций дополнительного образования).
При оценивании результативности труда педагога-организатора с целью начисления стимулирующих надбавок принимаются во внимание следующие критерии:
- Обеспечение высокого уровня организации социально-культурных мероприятий в школе (наличие программных разработок, проведение аналитической работы по выявлению уровня удовлетворенности содержанием мероприятия педагогов и учащихся, отслеживание актуальных социальных запросов, использование при организации досуговых видов активности ИКТ).
- Совершенствование уровня профессионального мастерства (разработка методических материалов и авторских техник организации мероприятий, участие в экспериментальной педагогической деятельности, распространение передового опыта, повышение квалификации в ходе реализации программ самообразования, активное взаимодействие с коллегами).
- Соблюдение правил исполнительной дисциплины (отсутствие жалоб со стороны педагогического состава и родителей, поступление положительных отзывов о работе со стороны незаинтересованных лиц).
Институт новых технологий в образовании предлагает пройти обучение по самым популярным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации за первую половину 2018 года!
Также вас смогут заинтересовать такие Программы профессиональной переподготовки как:
Программы повышения квалификации:
В каком случае возможна отмена стимулирующих выплат учителям
Механизм начисления финансовых вознаграждений мотивационного характера вызывает вопросы, в том числе и о возможности отмены стимулирующих выплат учителям. Напомним, что объем и частота выплат денежных вознаграждений, насчитываемых педагогам за эффективную профессиональную деятельность, корректируются каждой образовательной организацией в индивидуальном порядке. Заполнение оценочных листов является обязательным, а вот распределение денежных начислений такого типа может осуществляться различными способами:
- Директор школы по итогам анализа оценочных бланков сотрудников за отчетный период вносит предложение по распределению стимулирующих выплат на собрании профсоюза, представители которого либо принимают предложенный вариант распределения целевых бюджетных средств, либо вносят коррективы.
- Для регуляции данного вопроса создается специальная комиссия, возглавляемая руководителем ОУ. Оценочные листы рассматриваются представителями комиссии, после чего составляется расчетная смета.
Непосредственный расчет суммы выплат производится следующим образом. Объем целевого бюджета, выделенного под реализацию права сотрудников на получение стимулирующих надбавок, делят на суммарное количество баллов, набранное всеми работниками школы в рамках отчетного периода. На основании финпоказателя, соответствующего одному баллу, просчитывают сумму надбавки для каждого представителя педколлектива, на основании чего составляется приказ.
Порядок начисления и выплаты стимулирующих премий определяется содержанием трудовых договоров (раздел «Оплата труда»). В случае наличия в контрактах обобщенной формулировки, указывающей на возможность начисления дополнительных выплат при наличии возможностей у организации, выплата стимулирующих доплат остается правом, а не обязанностью работодателя. Но если в трудовом договоре закреплен тот факт, что зарплата состоит из должностного оклада, суммы компенсации и стимулирующих начислений, а также прописаны критерии оценивания эффективности педагогического труда, то отмену денежных дотаций за результативность можно расценивать как нарушение условий трудового договора со стороны работодателя с последующим применением санкций.
Стимулирующие выплаты учителям: обеспечение гласности и прозрачности
Внедрение новых стандартов системы оплаты труда в системе образования спровоцировало возникновение множества вопросов, некоторые из которых до сих пор остаются предметом спора. Наиболее значимым нюансом обеспечения стимулирующих выплат учителям является следование принципам гласности и прозрачности, что в условиях фактической формализации показателей учебно-воспитательного процесса гарантировать сложно. Так, руководители многих школ столкнулись с рядом объективных и субъективных факторов, препятствующих эффективному оцениванию педагогического труда, среди которых первоочередно следует выделить:
- Риск переориентации образовательного процесса в пользу достижения количественных, а не качественных критериев («натаскивание» учеников на выполнение типовых заданий вместо развития универсальных компетенций).
- Сложность внедрения справедливой оценки педагогического труда ввиду отсутствия методологической базы и сохранения субъективного фактора восприятия.
- Практически полная невозможность выделения личного вклада работника ОУ в результат коллективного труда, особенно если речь идет о вопросах обеспечения учебно-воспитательного процесса.
- Получение ошибочных мониторинговых данных о повышение показателей результативности системы обучения ввиду оценивания сложного процесса по его отдельным показателям.
Решение существующих проблем на данном этапе в каждой образовательной организации осуществляется в индивидуальном порядке, что не отменяет необходимости пересмотра отдельных инициатив государственной политики в сфере образования, ведении непрерывного методологического поиска по вопросам оценивания эффективности педагогической деятельности. Вместе с тем многие исследователи считают применение формального подхода к учительскому труду циничным ввиду того, что главной наградой для педагога во все времена остается успех учащихся, а не финансовое вознаграждение. И все же массовое привлечение к преподаванию в школах по-настоящему ответственных и компетентных специалистов не представляется возможным без значительного повышения уровня зарплат в сфере образования.
Для руководителей образовательных организаций разработаны пакетные предложения. На нашем сайте вы можете самостоятельно выбрать любые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации и включить их в выбранный вами пакет.
На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения:
- 10 человек — скидка 10% каждому обучающемуся;
- 20 человек — скидка 20% каждому обучающемуся;
- 30 человек и более — скидка 30% .
По программам повышения квалификации можно пройти Экспресс-обучение за 3 дня, 7 дней или 10 дней (практические семинары, факультативы, удобная форма обучения, индивидуальные сроки обучения и экспресс-доставка диплома сразу после окончания обучения).
Источники:
http://lgoty-vsem.ru/posobie/stimuliruyushhie-vyplaty-dlya-uchitelej.html
http://www.maam.ru/detskijsad/obrazec-prikaza-o-stimuliruyuschih-yplatah.html
http://nalog-nalog.ru/oplata_truda/kriterii_dlya_stimuliruyuwih_vyplat_uchitelyam/
http://www.menobr.ru/article/60262-qqe-16-m8-kompensacionnie-i-stimyliryychei-viplati-pedagogicheskim-rabotnikam
http://in-texno.ru/about/blog-eksperta/stimuliruyushchie-vyplaty-pedagogam
http://assistentus.ru/oplata-truda/koefficient-trudovogo-uchastiya/