Трудовой кодекс РФ: охрана труда на предприятии, содержание и вопросы

Раздел X. Охрана труда (ст.ст. 209 – 231)

Раздел X. Охрана труда

ГАРАНТ:

См. схему “Охрана труда”

См. комментарии к разделу X

  • Глава 33. Общие положения (ст.ст. 209 – 210)
    • Статья 209. Основные понятия
    • Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  • Глава 34. Требования охраны труда (ст.ст.211 – 215)
    • Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
    • Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
    • Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
    • Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Глава 35. Организация охраны труда (ст.ст. 216 – 218)
    • Статья 216. Государственное управление охраной труда
    • Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
    • Статья 217. Служба охраны труда в организации
    • Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
  • Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда (ст.ст. 219 – 231)
    • Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
    • Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
    • Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания
    • Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
    • Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников
    • Статья 225. Обучение в области охраны труда
    • Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
    • Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
    • Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае
    • Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях
    • Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
    • Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев
    • Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев
    • Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда
    • Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
    • Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве
    • Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев
>
Общие положения (ст.ст. 209 – 210)
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Понятие охраны труда на предприятии по ТК РФ

Современный уровень охраны труда – это результат многолетней борьбы рабочих за свои права. Нынешнее законодательство активно защищает интересы трудящихся, доказательством является многообразие законов и подзаконных актов внутреннего и международного права.

Общие положения и основные принципы

Защита трудящихся состоит в правильной организации рабочего процесса, через установление санитарных, организационно-технических норм, путем внедрения реабилитационных и лечебно-профилактических мероприятий, через развитие социально-экономических отношений.

Предприятия, руководствуясь законами, самостоятельно принимают внутренние положения по технике безопасности, правилам работы с оборудованием. Все внутренние правила не могут противоречить нормам действующего трудового законодательства.

Основные положения содержатся в разделе 10 Трудового кодекса РФ. Для сохранения здоровья и жизни человека на рабочем месте законодатель установил следующие принципы:

  • формирование основ и нормативов условий труда на производстве берет на себя государство;
  • контрольные проверки и надзор обязаны осуществлять государственные органы, наделенные полномочиями для проведения данной деятельности;
  • приоритетным направлением является профилактика от повреждений здоровья и несчастных случаев с участием работников;
  • обязательность проведения расследований при наступлении аварийных ситуаций, несчастных случаев или завышении показателей профессиональных заболеваний;
  • гарантирование защиты прав и государственной помощи при необходимости;
  • приведение внутреннего трудового законодательства к требованиям международных правил труда;
  • обеспечение условий для деятельности правозащитных организаций, профсоюзов, уполномоченных лиц на представительство трудовых коллективов по вопросам соблюдения условий.

Определение и составляющие

Охрана труда – правила предосторожности, закрепленные в законодательстве и локальных нормативных актах, направленные на сохранение жизни и здоровья работников.

Место считается рабочим, если на нем происходит трудовой процесс, куда работник обязан пребывать в соответствии с внутренним штатным распорядком. Чтобы человек мог выполнять работу, работодатель обязан организовать оборудованное место.

Условия труда – это обстановка, которая способствует сохранению жизни и здоровья работника при выполнении трудовых обязанностей. Безопасными считаются условиями, которые не превышают установленных нормативов.

Производство товаров, оборудования, сфера машиностроения, должности, связанные с тяжелой эмоциональной нагрузкой и множество других сфер деятельности, имеют негативное влияние на организм человека. В связи с этим законодатель разграничивает и дает характеристику двум понятиям:

  1. Производственный фактор – влияет на здоровье работника.
  2. Опасный производственный фактор – характеризуется возможностью получения травм.

Трудовой кодекс содержит определение профессионального риска – возможность получения травм, которая рассчитывается государственной комиссией. Мероприятия по оценке обстановки и снижении рисков на производстве называются управлением профессиональными рисками.

Каждый гражданин имеет право на безопасные условия. Средства защиты –оборудование, спецодежда, которые используются с целью предотвратить или полностью обезопасить трудовые коллективы от наступления вредных и опасных факторов. Выполнение предписаний реализуется при помощи установленных государственных требований и стандартов безопасности.

Если во время рабочего процесса происходят несчастные случаи, тогда проводится экспертиза, которая позволяет установить соответствие условий на производстве требованиям закона.

Надзор исполнения требований

Выполнение предписаний, установленных законом, возлагается на органы государственной власти и общественные организации, уполномоченные проводить такую деятельность.

Осуществлять надзор от лица государства уполномочены:

  • федеральная инспекция труда;
  • государственный пожарный надзор;
  • федеральный государственный энергетический надзор;
  • государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • государственный инспектор труда;
  • органы прокуратуры.

Контролем выполнения требований занимаются профессиональные союзы. Это общественные организации, которые требуют от работодателя устранения нарушений в сфере безопасности условий, в случае необходимости активно участвуют в защите прав работников.

Права и обязанности сторон

Работодатель обеспечивает микроклимат на рабочем месте. На его плечи возлагается обязанность предоставить трудовому коллективу безопасное сооружение, подходящие для работы здания, наполненные необходимым оборудованием. Сырьем, материалами для осуществления рабочего процесса, сопутствующими моющими средствами, защитным оборудованием также обеспечивает собственник.

На работодателе лежит обязанность разработать и внедрить:

  • систему управления;
  • требования к организации и выполнению охраны труда на каждом рабочем месте;
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • необходимые средства защиты.

Каждый участок рабочей территории должен быть доступным для уполномоченных надзорных органов и общественных организаций.

Охрана труда, прежде всего, предназначена для защиты рядовых работников, в связи с этим они имеют больше прав, чем работодатели. К правам трудящихся относятся:

  • оформление страхования от несчастных случаев на работе;
  • получение безопасного рабочего места и всех необходимых средств защиты;
  • медицинский осмотр с сохранением средней заработной платы за время прохождения осмотра;
  • возможность отказаться выполнять трудовые обязанности при наличии реальной опасности для жизни и здоровья;
  • через профсоюзы удостоверяться в соблюдении всех правил;
  • получать молочные продукты и другое лечебно-профилактическое питание при вредных или сложных видах работ;
  • иметь фактическую возможность приема пищи и отдыха в специально оборудованных помещениях;
  • рассчитывать на гарантии и компенсации при несчастных случаях, а также знать результаты служебных расследований.

Работник обязан неуклонно соблюдать установленные правила. При трудоустройстве человек проходит медицинский осмотр, далее необходимо выполнять ежегодные плановые осмотры, предусмотренные внутренним распорядком. На работнике лежит обязанность добросовестно изучать технику безопасности и неуклонно ее выполнять, а в случае выявления опасности, поломки или аварии оперативно сообщать об этом руководству.

Нормативные акты

Вопросы организации безопасности и обустройства рабочих мест регулируют множество Федеральных законов, Приказов и Постановлений. Основополагающим нормативно-правовым актом охраны труда является раздел 10 Трудового кодекса РФ.

К Федеральным законам относятся:

К Приказам и Постановлениям относятся:

Международные конвенции МОТ относительно охраны труда, ратифицированные государственной думой РФ:

  • №162 от 1986 года «Об охране труда в случае использования асбеста»;
  • №155 от 1981 года «О безопасности труда и гигиене»;
  • №134 от 1970 года «О предупреждении несчастных случаев с участием моряков»;
  • №115 от 1960 года «О гарантиях работникам на радиационных предприятиях».

Дополнительная информация по охране труда на предприятии представлена на видео.

Охрана труда в новой редакции Трудового кодекса

Автор: Елена Гетьман | Источник: В курсе дела

Противоречия и неточности, неоднозначное толкование целого ряда правовых норм остаются в прошлом (Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ») с вступлением в действие Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

Среди новшеств вступившего в действие Закона, пожалуй, самое существенное – организация службы охраны труда: должность специалиста по охране труда вводится, если численность работников более 50 человек (раньше – 100 человек). Одновременно в ст. 217 ТК РФ введено право руководителя организации или индивидуального предпринимателя самостоятельно (лично) осуществлять охрану труда. Как и ранее, работодатель может привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию, но теперь установлено, что она должна иметь аккредитацию.

Из наиболее значимых изменений в разделе охраны труда, в ст. 209 ТК РФ, введены новые понятия: Требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест, которые ранее содержались в Федеральном законе от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда в РФ». В этой статье требования охраны труда определяются как «государственные нормативные требования» и уточняется, что они должны быть установлены правилами и инструкциями по охране труда. Эти определения в сравнении с прежней редакцией Кодекса четко устанавливают и юридически закрепляют позицию государства и обязывают работодателей разрабатывать локальные акты в соответствии с государственными нормативами требований охраны труда, в связи с чем они становятся обязательными как для работодателей, так и для работников. За неисполнение правовых норм по соблюдению технических и технологических правил безопасности труда, санитарно-гигиенических норм виновные могут быть привлечены к ответственности. В новой редакции ст. 212 ТК РФ более четко указаны Требования к выдаче специальной одежды. Если ранее оговаривалось, что спец-одежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), смывающие и обезвреживающие средства выдаются за счет средств работодателя, то теперь СИЗ должны быть сертифицированы, то есть отвечать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. В этой же статье для работодателя закреплено такое положение, как доставка работника, заболевшего на рабочем месте, в медицинское учреждение, а также оказание ему первой помощи.

В разделе охраны труда ТК РФ появилась новая ст. 216.1. Ее нормы частично взяты из ст. 21 Закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда», который утрачивает силу по истечении 90 дней после официального опубликования Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда проводится федеральными органами исполнительной власти, а на региональном уровне – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Согласно данной статье основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:

    контроль над условиями и охраной труда, над качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях; проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при производстве и внедрении новых технологий и техники, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

На органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, возложены функции: контроля условий и охраны труда, качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве.

Работникам подразделений государственной экспертизы условий труда предоставляются права:

    беспрепятственно посещать при наличии удостоверения установленного образца предприятия всех организационно-правовых форм, притом допуск означенных работников в режимные организации должен осуществляется в установленном порядке; запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию; проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны.

Тем самым государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Государ-ственное управление охраной труда осуществляется Федеральными органами исполнительной власти. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244.

Претерпела изменения ст. 217 ТК РФ. Теперь на должность специалиста по охране труда принимаются или (назначаются) лица с квалификацией инженера по охране труда, подтвержденной соответствующим удостоверением. В случае отсутствия у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста эти функции должен осуществлять руководитель организации или индивидуальный предприниматель (лично). Эта норма появилась с введением Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Руководитель может также заключить гражданско-правовой договор с организаций или специалистом по охране труда. Причем работодатель не может привлекать к осуществлению работ любые организации по охране, а только специализированные и прошедшие государственную аккредитацию. Поскольку за последнее время участились несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями, а также со смертельными исходами, возможно, из-за недостаточной квалификации руководящих специалистов охраны труда, законодательством введена специальная норма по аккредитации организаций, оказывающих услуги охраны труда. Государство усиливает роль службы охраны труда и тех мероприятий, которые она должна проводить на предприятии (например, вводный первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой и внеплановый инструктажи по охране труда и др.). Помимо Трудового кодекса, который устанавливает требования к службе охраны труда, действует ГОСТ Р12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» и «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 № 290 «Об организации мероприятий по проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2005 году», Постановление Минтруда РФ от 13.01.2003 № 1, Минобразования РФ №29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний и требований охраны труда работников организации».

Статья 218 ТК РФ практически не изменилась в сравнении с прежней ее редакцией. В ней указывается, что по инициативе работников и (или) по инициативе работодателя могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда. Однако в Кодексе идет отсылочная норма на типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти. Обращаем внимание на то, что прежнее положение признано утратившим силу (Постановление Минтруда РФ от 12.10.1994 № 64 «О рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек»). Взамен этого документа принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. В новом Типовом положении содержатся более подробные рекомендации по созданию комитетов по охране. Тем самым законодатель устанавливает выбор для руководителя и работников предприятия самостоятельно решать вопрос о необходимости создания комитетов (комиссий).

В ст. 219 ТК РФ добавлена норма о размерах компенсаций при работе с вредными и (или) опасными условиями труда. Она устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Под компенсацией следует понимать преимущества и льготы, предоставляемые работникам с тем, чтобы предотвратить и нейтрализовать неблагоприятные последствия тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда. К компенсации относятся повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска. В то же время, на наш взгляд, к ней можно отнести обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, бесплатным молоком и лечебно-профилактическим питанием, а также льготы санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. В ст. 212 ТК РФ указано, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных аттестацией или государственной экспертизой, компенсация работникам не устанавливается. Эта норма действовала и до введения Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Она аналогично регулировалась: 1. Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12. 2. Распоряжением вице-мэра от 23.06.2004 № 10-РВМ «Об утверждении рекомендаций по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы».

На данный момент действует список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Этот документ был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22. Согласно Списку производств, профессий и должностей к вредным условиям труда относятся: пищевая промышленность, различные химические предприятия, микробиология, сварочные, малярные работы, радиотехника, ювелирное производство и так далее. Опасной была признана работа со стеклом, алмазами, фарфором и работа по строительству метрополитена, туннелей и подземок. Транспорт, связь, полиграфия, нефтяная и газовая промышленность также попали в этот список. В общем, практически во всех сферах деятельности есть опасные и вредные факторы. С 1974 г. Список не раз дополняли, в нем есть и существенные поправки – они связаны с появлением новой техники и технологий. Например, позже в него вошли работы с кино – и фотопленкой, синтетическими красителями, химическими реактивами, медикаментами, витаминами, биологическими препаратами. Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест в соответствии со ст. 212, 219 Трудового кодекса и обязан информировать работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске для здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. А работник имеет право на получение достоверной информации (ст. 21 ТК РФ). Государственный контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на Комитет общественных связей города Москвы, ведающий вопросами охраны труда и осуществляющий государственную экспертизу условий труда.

Для того чтобы установить, имеет ли работник право на льготы, фирма может самостоятельно провести аттестацию рабочих мест. Контроль над проведением аттестации рабочих мест возлагается на Государственную экспертизу условий труда. Если у самой фирмы нет технических возможностей, чтобы определить степень тяжести рабочего процесса, то она может привлечь специалистов из центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лабораторий Государственной экспертизы условий труда и др., аккредитованных на право проведения таких мероприятий. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается (ст. 219 ТК РФ). Так что, если в организации устранены вредные и (или) опасные производственные факторы, например, в связи с совершенствованием техники и технологии, и это подтверждено результатами аттестации, то компенсация не выплачивается. Хотелось бы обратить внимание на то, что вредные факторы во многих отраслях экономики при современном техническом уровне производства и организации труда устранить практически невозможно (например, при подземных работах в шахтах, при добыче нефти и газа, в химической промышленности и. т. д.).

Согласно ст. 226 ТК РФ увеличился процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений). Такое финансирование осуществляется в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Ранее было не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. Порядок расследования и учет несчастных случаев на производстве определяется ст. 227–231 ТК РФ, причем эти статьи претерпели некоторые изменения. Законодатель более четко сгруппировал имевшиеся нормы, что облегчает их прочтение. Расследование несчастных случаев на производстве является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Результаты расследования, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, являются основанием для защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, принимая данные поправки, государство обеспечивает работникам их конституционное право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Притом конкретизируя данное право, государство одновременно устанавливает его гарантии и возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает необходимость надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, допускающих самозащиту работниками трудовых прав, и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда.

Охрана труда

Что такое техника безопасности на предприятии

Это правила, соблюдение которых гарантирует жизнь и здоровье трудящихся на конкретном производственном объекте. Охрана труда на производстве — это обязанность работодателя, которая возложена на него целым рядом нормативных актов, среди которых:

Охрана труда (ОТ) связана с профилактикой и предотвращением травм и производственных заболеваний. По итогам 2018 года в России зафиксировано 4479 тяжелых несчастных случаев, 1158 человек погибли. Минтруд в своем сообщении не уточнил, кто виновен в гибели работников, но, как правило, основной причиной гибели выступает человеческий фактор. Безопасность труда на производстве игнорируется отдельными работниками, что в итоге приводит к трагичным последствиям. Выполнение норм и правил производственной безопасности, безусловное соблюдение регламентов на рабочих местах позволяют:

  • сохранить жизнь себе и другим работникам;
  • не нарушать законодательство и не причинять вред здоровью людей с последующей административной (ст. 5.27 КоАП) или уголовной ответственностью (ст. 143 УК РФ);
  • не нарушать трудовую дисциплину и сохранить все льготы и доплаты на рабочем месте;
  • сохранить работу, так как за нарушение техники безопасности ТК РФ предусмотрено расторжение трудового договора ( ст. 81 и ст. 192 ТК РФ ).

Обязанности работодателя

Требования, какая должна быть производственная среда, охрана труда и техника безопасности у каждого конкретного работодателя, установлены в ст. 212 ТК РФ , среди них:

  • обеспечение защиты работников при выполнении ими трудовых обязанностей;
  • организация управления системой ОТ;
  • приобретение и обеспечение сотрудников за счет средств работодателя необходимыми средствами защиты здоровья и жизни (СИЗ);
  • разработка и внедрение инструкций по охране труда и промышленной безопасности для каждой профессии с учетом специфики предприятия;
  • обучение, проведение инструктажей и проверки знаний персонала в области производственных процессов;
  • контроль правильности использования, эту функцию иногда перекладывают на отдел промышленной безопасности и охраны труда;
  • предупреждение несчастных случаев;
  • участие в программах обязательного страхования от несчастных случаев и профзаболеваний и т. д.

Кроме указанных обязанностей, работодателю предписано организовать и провести мероприятия по специальной оценке рабочих мест своего персонала. Необходимость проведения этого мероприятия установлена Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ и призвана обеспечить безопасность труда в промышленности. В ходе оценки рабочих мест будут проведены контрольные замеры в соответствии с Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Результатом замеров является установление класса опасности для каждого конкретного рабочего места.

Как организовать

В процесс организации и управления охраной труда вовлечены абсолютно все руководители и специалисты организации. Но обязанность иметь целую структуру в штате предусмотрена только для крупных предприятий. В соответствии со ст. 217 ТК РФ , собственное подразделение или служба ОТ формируется при численности персонала свыше 50 человек. Производства с меньшей численностью реализовывают ее силами одного специалиста, привлеченного по совместительству.

Если на предприятии создается специализированная служба охраны труда и промышленной безопасности, для ее нормальной работы необходимо разработать регламент. Обычно он прописан в Положении и содержит информацию об организационной структуре, подчиненности, ответственности, видах деятельности, контролирующих подразделениях. Перечислим основные документы, которые должны иметься в организации:

  • приказы о создании подразделения, целью которого является обеспечение охраны труда и техники безопасности на производстве;
  • приказы о назначении ответственных, создании комиссии о проверке знаний техники безопасности;
  • инструкции, графики проведения инструктажей, журналы их регистрации;
  • программы вводного и первичного инструктажей;
  • должностные инструкции, в которых конкретизированы обязанности руководителей по охране труда, промышленной безопасности;
  • перечни профессий и должностей, освобожденных от инструктажа;
  • прочие документы (положения, правила, должностные инструкции, учебные программы, протоколы экзаменов, удостоверения и др.).

Если вы столкнулись с вопросами обеспечения техносферной безопасности впервые, то в качестве схемы используйте пошаговую инструкцию «охрана труда с нуля».

Шаг 1. Определение потребности

Здесь речь про штатную численность на конкретном предприятии. Если она больше 50 единиц, то создается отдельная служба. Если финансы позволяют и есть необходимость, то организовывается служба и при условии, что штат менее 50 рабочих. Подчиняться эта структура должна непосредственно руководителю, потому что работники этого подразделения наделены правом выдавать предписания по устранению выявленных недостатков. Получателями предписаний бывают заместители руководителя предприятия и начальники структурных подразделений. Кроме того, предписание специалиста службы отменяется только должностным лицом, которому он подчиняется, и только в письменном виде. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью имеет свою иерархию, которая не имеет отношения к штатной расстановке. По этой причине работники по ОТ подчиняются первому лицу предприятия.

Служба ОТ должна решать следующие задачи:

  • непосредственное обеспечение безопасности всех стадий производственного процесса;
  • профессиональная подготовка и повышение квалификации, пропаганда и наглядная агитация;
  • участие в выборе оптимальных режимов труда и отдыха;
  • профессиональный отбор исполнителей на опасные и вредные участки производства.

Шаг 2. Назначение ответственных

Специалисты по охране труда обязаны соответствовать профессиональному стандарту, утвержденному Приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н. Это требование необходимо, чтобы обеспечивать безопасность технологических процессов и производств. Специалист обязан иметь профильное образование и опыт, назначить на эту работу «своего» человека не получится. Если своего специалиста нет, то его приглашают работать по совместительству.

Ответственные на местах не обязаны иметь специального образования по техносферной безопасности, но обязаны пройти обучение в рамках программы, предусмотренной Постановлением Минтруда от 13.01.2003 № 1/29. Все ответственные лица на местах назначаются локальными нормативными актами работодателя, потому что производственная безопасность и охрана труда требуют четкого разграничения и делегирования полномочий.

Шаг 3. Подготовка нормативной документации

После выбора и утверждения ответственных необходимо разработать нормативную базу, куда входят:

  • инструкции и положения, например, инструкция по охране труда и промышленной безопасности при работе с оборудованием под давлением;
  • схемы взаимодействия служб и подразделений;
  • положение (типовое положение о СУОТ утверждено Приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Обучение

Охрана труда и промышленная безопасность на предприятии, уровень ее состояния зависят от соблюдения графиков обучения руководителей, инженеров, специалистов по охране труда, рабочих. Периодичность регулируется Постановлением Минтруда от 13.01.2003 № 1/29:

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ организуется в первый месяц с даты приема на работу для всех;
  • раз в год рабочие обучаются правилам оказания первой помощи;
  • периодичность повторного обучения для рабочих работодатель устанавливает сам, для руководителей — не реже одного раза в три года.

Программы обучения разрабатываются самостоятельно или специализированными учебными центрами и образовательными организациями, имеющими лицензии или отраслевую аккредитацию по программам в области охраны труда.

Ответственность за нарушения

Контроль за состоянием техносферной безопасности постоянно осуществляется со стороны государства. Охрана труда и техника безопасности на производстве являются объектом надзора различных министерств и ведомств, главным из которых является Федеральная служба по труду и занятости. Основные направления мониторинга:

  • надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
  • надзор и контроль за применением нормативных актов о возмещении причиненного вреда на производстве;
  • исполнение коллективных договоров и обязательств по социальному страхованию работников.

За нарушения в области охраны труда работники, должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности по 5.27.1 КоАП в форме предупреждения или штрафа до 200 000 рублей. За нарушения техники безопасности, выявленные контролирующими органами, организацию вправе закрыть на срок до 90 суток.

За нарушения, которые привели к гибели работников, отвечать придется по статье 143 УК РФ, санкции которой предполагают штрафы от 400 000 рублей или лишение свободы на срок до 4 лет.

Источники:
http://znaybiz.ru/kadry/oxrana-truda/ob-ohrane/ponyatie-po-tk-rf.html
http://hr-portal.ru/article/ohrana-truda-v-novoy-redakcii-trudovogo-kodeksa
http://clubtk.ru/rubrika/okhrana-truda
http://www.libfox.ru/636886-a-melamed-pravila-po-ohrane-truda-pri-ekspluatatsii-elektroustanovok-v-voprosah-i-otvetah-posobie-dlya-izucheniya-i-podgotovki-k-proverke-znaniy.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: