Планирование и финансирование мероприятий по ОТ
Контроль за состоянием охраны труда на предприятии и в организации
Предусматривает следующие виды контроля:
2) административно – общественный (производственный)
4) контроль проводимый службой ОТ
Ведомственный – осуществляют отделы ОТ и вышестоящие хозорганы.
Административно – общественный (производственный) контроль выполняется в 3 ступени.
На 1-й ступени контроль осуществляет непосредственный руководитель работ с уполномоченным по ОТ, ежедневно перед началом работ и при необходимости в течение рабочего дня.
На 2-й ступени контроль осуществляет руководитель структурного подразделения с уполномоченным по ОТ и ответственным за оборудование, 1 раз в неделю.
На 3-й ступени контроль осуществляет руководитель организации совместно с руководителем службы ОТ, председателем профкома или другими органами трудового коллектива и специалистами, по необходимости. Проводится 1 раз в месяц.
Все нарушения, сроки устранения и ответственность за устранение заносятся в журнал 3-х ступенчатого контроля.
Общественный контроль осуществляет профсоюзная организация или другой представительный орган трудового коллектива через уполномоченных к комиссии по ОТ.
Планирование мероприятий выполняется на основе анализа существующих условий труда.
Планирование мероприятий может быть:
1) Перспективное, на несколько лет.
2) Текущее, на 1 год.
3) Оперативное, на месяц/квартал.
Перспективное – осуществляется в форме комплексного плана мероприятий по улучшению условий труда.
Текущее – выполняется на основе перспективного с учетом состояния условий труда на данный момент.
План мероприятий составляет служба ОТ на основе планов руководителей структурных подразделений, предложений работников трудового коллектива, рекомендаций органов госнадзора, вышестоящих органов.
Отдел ОТ составляет общий план и согласовывает его с другими службами и руководителем организации, затем оформляют разделы в коллективном договоре и соглашение по ОТ.
Оперативное планирование выполняют руководители структурных подразделений по мере необходимости: в соответствии с приказом руководящей организации, вышестоящих органов, в соответствии с предписаниями инспектора госнадзора, и в соответствии с материалами расследования несчастного случая.
Выполнение планов обеспечивают руководители организации, руководители структурных подразделений, служба ОТ, технические службы и другие службы.
Контроль осуществляет профсоюзная организация или другой представительный орган трудового коллектива, вышестоящего хозоргана, и организации госнадзора по ОТ.
Для выполнения мероприятий необходимы материальные и финансовые ресурсы, поэтому они должны быть определены и учтены в планах материально-технического снабжения, финансирования и сметах расходов.
В соответствии со ст. 226 ТК РФ источниками финансирования могут быть:
1) Федеральный бюджет
2) Бюджет субъектов РФ и органов местного самоуправления
3) Бюджет организации. Финансирование мероприятий по улучшению условий труда работодателями должно осуществляться в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции, выполнения каких либо видов работ или услуг
4) Фонды ОТ – за счет спонсорской помощи и штрафов
5) Внебюджетные средства
6) Добровольные взносы организаций и физических лиц
Средства выделенные на выполнение мероприятий по ОТ не должны использоваться для других целей.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9466 – | 7449 – или читать все.
188.163.64.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации.
Основными правовыми формами планирования мероприятий по охране труда являются коллективный договор и соглашение по охране труда. Условия коллективного договора или соглашения не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством.
Планирование охраны труда – это определение целей и задач по решению проблем охраны труда на предприятии на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Различают перспективное, годовое и оперативное планирование.
Вопросы перспективного планирования по охране труда отражаются в плане социального и экономического развития предприятия. В социальных разделах этого плана должно предусматриваться строительство или долевое участие в сооружении жилья, детских садов, яслей, профилакториев и т.п. Технико-экономическое направление плана развития предприятия должно предусматривать реконструкцию цехов, участков, модернизацию оборудования, использование новой техники и технологии с целью улучшения условий и безопасности труда.
Вопросы годового планирования по охране труда отражаются в коллективном договоре и в соглашении об охране труда. Коллективные договоры заключаются сроком от одного года до трех лет. В объединениях договоры заключаются во всех структурных единицах и на самостоятельных предприятиях, наделенных правами юридического лица. В этом случае коллективный договор в целом по объединению, как правило, не заключается.
На основе соглашения по охране труда составляются оперативные (квартальные, месячные) планы по отдельным подразделениям предприятия.
Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач, например, для выполнения предписания технического инспектора, реализации мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастного случая, и т.п.
Рекомендуется разрабатывать программы на три года с предварительным обсуждением их на собрании трудового коллектива, на совместном комитете (комиссии) или на другом представительном органе, уполномоченном коллективом. Для разработки и реализации программы приказом по организации назначается ее директор (руководитель). Им может быть работодатель или один из его заместителей (технический директор, главный инженер и т.д.). Определяются сроки подготовки программы и ответственные за ее реализацию. Планируемые мероприятия должны быть конкретными и увязаны с объемами и источниками финансирования.
Целью программы является сокращение производственного травматизма, снижение профессиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда работникам.
1. Выявление причин и факторов, которые приводят или могут привести к ухудшению условий труда работников.
2. Выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки, с наименьшими затратами обеспечить максимально возможное улучшение условий безопасности.
3. Разработка и реализация соответствующих организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических мер. Информационной базой для разработки программы служат, во-первых, законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Во-вторых при разработке программы следует исходить из конкретной информации о положении дел в организации, которую содержат акты формы Н-1, статистическая форма № 7 – травматизм – с приложением, данные аттестации рабочих мест, результаты экспертиз условий труда, проверок, предписания органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, органов, осуществляющих управление соответствующей отраслью экономики, приказы и распоряжения собственно организации, материалы работы комитета (комиссии) по охране труда, предложения общественных организаций и работников. Используя имеющуюся информацию, следует провести анализ состояния условий труда, приводящих к травматизму и заболеваниям и оценить уровень работы по охране труда. Особое внимание должно уделяться анализу травматизма. Объем статистических данных при допустимой относительной погрешности 0,2 и степени достоверности 0,95 должен составлять не менее 73 несчастных случаев. Этот объем может набираться за год или несколько предшествующих лет. Практика показывает, что в актах формы Н-1 могут быть указаны причины, не соответствующие истинным обстоятельствам. Необходимо проанализировать каждый акт с целью выявления настоящих причин несчастных случаев.
При выборе мероприятий, закладываемых в программу, приоритетными являются те, что направлены на устранение опасностей, грозящих смертельным исходом или увечьем.
В программе, могут содержаться следующие мероприятия:
– мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактическая работа;
– мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ (НИР).
В число организационных мероприятий включают:
– определение прав и обязанностей в области охраны труда всех работников в должностных инструкциях;
– создание системы управления охраной труда;
– утверждение положения о службе охраны труда;
– организацию обучения и инструктажей;
– организацию кабинета и уголков по охране труда;
– обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и аптечками;
– организация контроля параметров вредных и опасных факторов и т.д.
Среди технических мероприятий могут быть предусмотрены:
– внедрение систем сигнализации и защиты от воздействия вредных и опасных факторов;
– внедрение систем автоматического, полуавтоматического и дистанционного управления технологическими процессами, систем автоматического управления технологическими режимами;
– частичное изменение технологии работ ;
– мероприятия по снижению уровней опасных и вредных факторов;
– перепланировка размещения производственного оборудования;
– устройство новых дверных проемов, перегородок, тамбуров и т.п.;
– механизация складирования, транспортирования сырья, продукции и т.п.
В число мероприятий по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактической работе включают:
– ввод в эксплуатацию новых или расширение существующих помещений, гардеробных, душевых, умывальных, помещений для личной гигиены женщин, комнат отдыха, уголков отдыха, помещений для обогрева работников, стационарных или передвижных столовых, комнат приема пищи, комнат по чистке и ремонту СИЗ, сушилок, тепловых переходов, тамбуров, бань и т.п.;
– организация медицинских осмотров;
– внедрение оптимальных режимов труда и отдыха;
– строительство новых или реконструкция существующих помещений фельдшерских или врачебных здравпунктов, комнат психологической разгрузки, ингаляториев, фотариев, диетических залов и т.п.;
– организацию горячего питания для работающих в ночные смены;
– установку различного медицинского процедурного оборудования, оборудования спортивных залов и площадок;
– внедрение производственной гимнастики;
– организацию питьевого снабжения;
– оборудование домов и баз отдыха, поликлиник при организации и т.д.
В программе могут быть предусмотрены следующие социально-экономические мероприятия:
– организация бесплатных обедов;
– стимулирование работы без травм и нарушений техники безопасности;
– обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания,а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.
Для получения независимой объективной оценки состояния условий и охраны труда, разработки рекомендаций и решений следует привлекать научно-исследовательские организации, лаборатории и т.п.
Тематика исследований может включать в себя:
– изучение условий труда;
– проведение аттестации рабочих мест;
– экспертизу условий труда;
– разработку различных рекомендаций, инструкций по охране труда и других документов;
– решение конкретных задач;
– обоснование параметров безопасности;
– анализ альтернативных вариантов и т.п.
Эти мероприятия проводятся на договорной основе.
Результатами, которых можно ожидать от реализации программы, являются:
– число лиц, которым будут улучшены условия труда;
– сокращение числа несчастных случаев;
– оздоровительный эффект от лечебно-профилактических мероприятий;
– величина предотвращенного экономического ущерба от несчастных случаев и заболеваемости.
Вся информация о ходе внедрения запланированных мероприятий должна поступать к директору программы, который осуществляет повседневный контроль ее выполнения.
Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации.
Основными правовыми формами планирования мероприятий по охране труда являются коллективный договор и соглашение по охране труда. Условия коллективного договора или соглашения не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством.
Планирование охраны труда – это определение целей и задач по решению проблем охраны труда на предприятии на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Различают перспективное, годовое и оперативное планирование.
Вопросы перспективного планирования по охране труда отражаются в плане социального и экономического развития предприятия. В социальных разделах этого плана должно предусматриваться строительство или долевое участие в сооружении жилья, детских садов, яслей, профилакториев и т.п. Технико-экономическое направление плана развития предприятия должно предусматривать реконструкцию цехов, участков, модернизацию оборудования, использование новой техники и технологии с целью улучшения условий и безопасности труда.
Вопросы годового планирования по охране труда отражаются в коллективном договоре и в соглашении об охране труда. Коллективные договоры заключаются сроком от одного года до трех лет. В объединениях договоры заключаются во всех структурных единицах и на самостоятельных предприятиях, наделенных правами юридического лица. В этом случае коллективный договор в целом по объединению, как правило, не заключается.
На основе соглашения по охране труда составляются оперативные (квартальные, месячные) планы по отдельным подразделениям предприятия.
Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач, например, для выполнения предписания технического инспектора, реализации мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастного случая, и т.п.
Рекомендуется разрабатывать программы на три года с предварительным обсуждением их на собрании трудового коллектива, на совместном комитете (комиссии) или на другом представительном органе, уполномоченном коллективом. Для разработки и реализации программы приказом по организации назначается ее директор (руководитель). Им может быть работодатель или один из его заместителей (технический директор, главный инженер и т.д.). Определяются сроки подготовки программы и ответственные за ее реализацию. Планируемые мероприятия должны быть конкретными и увязаны с объемами и источниками финансирования.
Целью программы является сокращение производственного травматизма, снижение профессиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда работникам.
1. Выявление причин и факторов, которые приводят или могут привести к ухудшению условий труда работников.
2. Выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки, с наименьшими затратами обеспечить максимально возможное улучшение условий безопасности.
3. Разработка и реализация соответствующих организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических мер. Информационной базой для разработки программы служат, во-первых, законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Во-вторых при разработке программы следует исходить из конкретной информации о положении дел в организации, которую содержат акты формы Н-1, статистическая форма № 7 – травматизм – с приложением, данные аттестации рабочих мест, результаты экспертиз условий труда, проверок, предписания органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, органов, осуществляющих управление соответствующей отраслью экономики, приказы и распоряжения собственно организации, материалы работы комитета (комиссии) по охране труда, предложения общественных организаций и работников. Используя имеющуюся информацию, следует провести анализ состояния условий труда, приводящих к травматизму и заболеваниям и оценить уровень работы по охране труда. Особое внимание должно уделяться анализу травматизма. Объем статистических данных при допустимой относительной погрешности 0,2 и степени достоверности 0,95 должен составлять не менее 73 несчастных случаев. Этот объем может набираться за год или несколько предшествующих лет. Практика показывает, что в актах формы Н-1 могут быть указаны причины, не соответствующие истинным обстоятельствам. Необходимо проанализировать каждый акт с целью выявления настоящих причин несчастных случаев.
При выборе мероприятий, закладываемых в программу, приоритетными являются те, что направлены на устранение опасностей, грозящих смертельным исходом или увечьем.
В программе, могут содержаться следующие мероприятия:
– мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактическая работа;
– мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ (НИР).
В число организационных мероприятий включают:
– определение прав и обязанностей в области охраны труда всех работников в должностных инструкциях;
– создание системы управления охраной труда;
– утверждение положения о службе охраны труда;
– организацию обучения и инструктажей;
– организацию кабинета и уголков по охране труда;
– обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и аптечками;
– организация контроля параметров вредных и опасных факторов и т.д.
Среди технических мероприятий могут быть предусмотрены:
– внедрение систем сигнализации и защиты от воздействия вредных и опасных факторов;
– внедрение систем автоматического, полуавтоматического и дистанционного управления технологическими процессами, систем автоматического управления технологическими режимами;
– частичное изменение технологии работ ;
– мероприятия по снижению уровней опасных и вредных факторов;
– перепланировка размещения производственного оборудования;
– устройство новых дверных проемов, перегородок, тамбуров и т.п.;
– механизация складирования, транспортирования сырья, продукции и т.п.
В число мероприятий по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактической работе включают:
– ввод в эксплуатацию новых или расширение существующих помещений, гардеробных, душевых, умывальных, помещений для личной гигиены женщин, комнат отдыха, уголков отдыха, помещений для обогрева работников, стационарных или передвижных столовых, комнат приема пищи, комнат по чистке и ремонту СИЗ, сушилок, тепловых переходов, тамбуров, бань и т.п.;
– организация медицинских осмотров;
– внедрение оптимальных режимов труда и отдыха;
– строительство новых или реконструкция существующих помещений фельдшерских или врачебных здравпунктов, комнат психологической разгрузки, ингаляториев, фотариев, диетических залов и т.п.;
– организацию горячего питания для работающих в ночные смены;
– установку различного медицинского процедурного оборудования, оборудования спортивных залов и площадок;
– внедрение производственной гимнастики;
– организацию питьевого снабжения;
– оборудование домов и баз отдыха, поликлиник при организации и т.д.
В программе могут быть предусмотрены следующие социально-экономические мероприятия:
– организация бесплатных обедов;
– стимулирование работы без травм и нарушений техники безопасности;
– обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания,а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.
Для получения независимой объективной оценки состояния условий и охраны труда, разработки рекомендаций и решений следует привлекать научно-исследовательские организации, лаборатории и т.п.
Тематика исследований может включать в себя:
– изучение условий труда;
– проведение аттестации рабочих мест;
– экспертизу условий труда;
– разработку различных рекомендаций, инструкций по охране труда и других документов;
– решение конкретных задач;
– обоснование параметров безопасности;
– анализ альтернативных вариантов и т.п.
Эти мероприятия проводятся на договорной основе.
Результатами, которых можно ожидать от реализации программы, являются:
– число лиц, которым будут улучшены условия труда;
– сокращение числа несчастных случаев;
– оздоровительный эффект от лечебно-профилактических мероприятий;
– величина предотвращенного экономического ущерба от несчастных случаев и заболеваемости.
Вся информация о ходе внедрения запланированных мероприятий должна поступать к директору программы, который осуществляет повседневный контроль ее выполнения.
Планирование и финансирование мероприятий по охране труда
Мероприятия по охране труда – основа деятельности организации.
Правовая база
Более детально вопросы предприятия, связанные с охранными мероприятиями, освещены в рамках действующего законодательства. Вот основные акты и положения, на которые стоит обратить внимание.
- Ст. 226 ТК РФ. Общие нормативы, связанные с финансированием затрат. Затрагиваются вопросы планирования. В ч. 3 есть отсылка к типовому перечню мероприятий, установленных Минздравсоцразвития России.
- Приказ Минздравсоцразвития России №181н. Включен перечень мероприятий, которые необходимо в обязательном порядке запланировать. Так, выделение денег на прочие меры, не указанные в рамках приказа, будут считаться нецелевым расходованием средств.
Обращают внимание на перечень нормативных актов, которые не предполагают прямое регулирование, однако включают отдельные нормы.
Посредством всех источников происходит регламентирование деятельности службы, связанной с охраной труда, которая предполагает непосредственное планирование тематических мер в фирме.
Все документы следует принимать во внимание, т. к. в каждом из них содержатся актуальные позиции и положения.
Порядок разработки
Разрабатывается перечень мер в специальном отделе организации, который ответственен за охрану труда. Порядок разработки:
- Устанавливается перечень актуальных мероприятий, который подлежит утверждению со стороны ответственного лица.
- Организация разрабатывает варианты реализации принятых мер. Они вступают в силу, что подтверждается в документальном порядке.
Особенности финансирования
Ст. 226 ТК РФ свидетельствует о том, что организация обязуется выделять на мероприятия по охране труда не меньше 0,2% от величины общих затрат на производственные нужды в годовой период. Это обязательство распространяется на всех частных работодателей.
Речь идет о добровольной инициативе работодателя по выделению дополнительных средств на улучшение трудовых условий. Частичное финансирование проводится с применением ресурсов социального страхования. В компетенции организации ФСС – направление порядка 20% средств от оплаченных взносов на финансирование мероприятий, связанных с предупреждением профессионального травматизма.
Работодатели, обеспечивающие постоянное улучшение трудовых условий, могут рассчитывать на предоставление льгот налогового характера. Работники никак не должны задействоваться в процессе финансирования. В ст. 226, ч. 5 сказано, что работодателю запрещено привлекать средства работников.
Разновидности мероприятий
Существует перечень мер, которые администрация организации обязуется реализовать. Конкретный план может содержать в себе лишь какую-то часть из предложенных пунктов, а его составление происходит с обязательным учетом специфики функционирования фирмы.
Все процедуры выступают в качестве перечня из 32 пунктов. В соответствии со ст. 209 ТК РФ для удобства классификации их соотносят с группами.
- Правовые. Предполагают меры, связанные с организацией обучающих курсов, инструктажей, занятий, семинаров. Издание специальных инструкций по ОТ на предприятии.
- Организационные. Внедрение дистанционных вариаций управленческого решения в рамках производственной практики. Внимание уделяется и модернизации средств сигнализации, сбоям в рабочей деятельности, проблемам с оборудованием.
- Санитарно-гигиенические. Модернизация, механизация мер по уборке помещений, вентиляции и кондиционировании. Обновление оборудования до современных требований, предъявляемых к шуму, уровню излучения, вибрации, света и прочим параметрам. Необходимо обеспечить сотрудникам должный питьевой режим.
- Социально-экономические. Направлены на улучшение мест, в которых персонал отдыхает, а также на развитие физкультуры и спорта.
- Лечебно-профилактические. Медицинские осмотры, оборудование для медицинских кабинетов, обеспечение сотрудников, работающих в особо опасных условиях, аптечками, средствами индивидуальной защиты.
Все это – обязательные меры, нацеленные на улучшение состояния охраны труда.
Образец плана
Строгих регламентов касательно планирования не существует. Планирование и финансирование проводятся фирмой в самостоятельном порядке. Однако ключевую роль играет соблюдение общих норм трудового законодательства по ОТ.
Составляет и реализует все идеи специальная служба или лицо, ответственное за процесс ОТ. Утверждением готовой документации занимается непосредственно руководитель фирмы, издающий одноименный приказ.
Планы имеют свою классификацию:
- Годовые. Наиболее стратегические, предполагают описание тактики развития мер по ОТ в течение ближайшего года. Сводная схема, к которой относится комплекс мероприятий, подготавливаемых всеми подразделениями организации.
- Квартальные. Составляются на 3 месяца и направлены на решение вопросов, которые необходимо решить именно в ближайшие месяцы.
- Текущие. Решение вопросов на повестке дня. Грубо говоря, это планерки на ближайшие дни, максимум – неделю.
Два последних плана подлежат разработке на основании итогов проведения различных проверок, происшествий, ситуаций. Таким образом, меры по охране труда – комплекс работ, нацеленных на улучшение состояния данного аспекта, а также на обеспечение безопасности и защищенности всех сотрудников фирмы.
Именно они способствуют отлаженному рабочему процессу и содействуют продуктивной работе и дальнейшему повышению производительности фирмы.
Обязательные требования по охране труда представлены на видео.
Источники:
http://studfile.net/preview/5226337/page:5/
http://studfile.net/preview/5226337/page:5/
http://znaybiz.ru/kadry/oxrana-truda/ob-ohrane/planirovanie-i-finansirovanie-meropriyatij.html
http://vsr63.ru/blog/planirovanie-meropriyatij-po-oxrane-truda-nachinaem-rabotu-pravilno/admin