Greenpeace просит Минприроды запретить одноразовый пластик
В России до сих пор ничего не делается для предотвращения образования отходов и максимального использования сырья и материалов, пишет Greenpeace в письме министру природы Дмитрию Кобылкину. При этом использование пластмассовых изделий постоянно растет – к 2030 г. их число вырастет с 32,3 до 89,8 кг на человека в год, прогнозирует Greenpeace.
Пластиковые отходы со временем фрагментируются и становятся микропластиком, изъять который из окружающей среды невозможно, объясняет Greenpeace. Каждый литр воды Ладожского озера и его притоков уже содержит одну частицу микропластика, показала в 2018 г. оценка Института озероведения РАН.
Для решения проблемы необходимо запретить производство, продажу и использование одноразовых неизвлекаемых и трудноперерабатываемых товаров и упаковки немедицинского назначения, предлагает Greenpeace. Это пластиковые пакеты, контейнеры и посуда, ватные пластиковые палочки, влажные салфетки, трубочки и т. д. Greenpeace предлагает правительству определить и утвердить перечень рекомендуемых к использованию многоразовых товаров, установить целевые показатели по доле многоразовой упаковки на рынке и разработать стимулы, в том числе налоговые, чтобы ее производили и пользовались ею.
Государство уже предусмотрело льготы (нулевой коэффициент при расчете экологического сбора) для производителей и импортеров упаковки из биоразлагаемых материалов, замечает председатель правления, научный руководитель АНО «Равноправие» Наталья Соколова. Но сегодня в России основная часть пакетов – псевдобиоразлагаемые, предупреждает она. Часто они распадаются – попадая под прямые солнечные лучи или под длительное воздействие влаги – на мелкие частицы пластика. Такой микропластик продолжает жить на легальном полигоне, несанкционированной свалке или в канализации, и его потом уже никак не отобрать при сортировке и не переработать. Выход – производить товары и упаковку из дерева, хлопка, льна, бамбука, предлагает Соколова. Бамбук вообще уникален колоссальной скоростью роста, из его волокон можно изготовить любую упаковку, посуду, ткани и многое другое, говорит она.
Минприроды уже выступало за ограничение пластика, а весной Кобылкин говорил о готовящемся законопроекте. Но позже министр стал более осторожен. «Можно постепенно, например по 10% в год, вводить какие-то ограничения, – говорил он в интервью РБК. – Если мы сейчас запретим пластиковую посуду, оставим без работы заводы, – и люди выйдут на улицу. Этого делать точно нельзя». Необходимо предложить варианты плавного замещения, чтобы производители понимали, что, например, от одноразовой посуды надо уйти в производство пластиковых ведер или биоразлагаемого пластика, предлагал он.
Представитель Минприроды заявил «Ведомостям», что запрет на производство продукции может установить Минпромторг. А Минприроды намерено сокращать вред от пластика через механизм расширенной ответственности производителей (РОП), по которому производитель или импортер товаров и упаковки должен оплатить их утилизацию.
За использование одноразового пластика придется заплатить
Лента новостей
Все новости »
В России предлагают ввести так называемый экологический сбор. Такая практика существует во многих странах. Станет ли она эффективной для России?
Фото: depositphotos.com –>
Правительство хочет ввести экологический сбор на одноразовую посуду в 2021 году. Об этом сегодня заявил специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
«Люди покупают одноразовые мангалы, едут на природу и оставляют их. Надо вводить экологический сбор с производителей на подобные одноразовые вещи. В следующем году он будет введен», — сказал Иванов.
В субботу, 5 мая, он участвовал в сборе мусора в Ленинградской области на берегу Ладожского озера вместе с министром МЧС Владимиром Пучковым. Он поддержал идею экологического сбора.
Эта практика не новая и применяется во многих странах. Вопрос, будет ли она эффективной и не проще ли запретить оборот одноразовой посуды? Вот что говорит руководитель токсической программы «Гринпис России» Алексей Киселев:
Алексей Киселев руководитель токсической программы «Гринпис России» «Эффективно, неэффективно — это достаточно широко употребимая мировая практика, когда производитель за кредиты как бы платит, берет на себя обязательства нести ответственность за свою продукцию после истечения полезного срока службы. Прямые запреты работают не очень хорошо, на мой взгляд. Мне кажется, это разные работы над регулированием обращения тех или иных товаров. Например, пусть мангал будет одноразовый, а пусть этот мангал облагается сбором, соизмеримым по стоимости ущерба, который нам необходимо будет потом ликвидировать и какие-то деньги на него затратить. Пожалуйста, люби сколько угодно одноразовое, но просто справедливо за это плати. Сейчас получается как? Возьмем одноразовую тарелку: за счет достаточно дешевой рабочей силы, несправедливо налогооблагаемых ресурсов она стоит копейки, намного дешевле, чем любое многоразовое, поэтому ее покупают и поэтому ее выбрасывают. Да, после этого общество тратит достаточно большие деньги, чтобы устранить тот экологический ущерб, который одна тарелка, выброшенная в неправильном месте, может причинить: корова погибнет, микропластиковое загрязнение, еще чего-то будет, пожар и так далее. Было бы справедливо, когда вещь одноразовая и человек ею воспользовался и унес собою, он ничего не платит за потенциальные последствия. Если человек выбросил это, не вопрос, просто она должна стоить столько, чтобы ее не было разумным покупать либо выбрасывать».
По словам эксперта, экологический сбор будет наверняка крайне низким и посильным для производителей. Будет ли мера работать, уже вопрос эффективного регулирования.
Начинать нужно не с одноразовой посуды. Утилизация пластика — проблема гораздо более широкая, говорит генеральный директор компании «Эко Минус», генеральный директор Центра экологических инициатив Владимир Кузнецов:
Владимир Кузнецов генеральный директор Центра экологических инициатив «Не с этого, наверное, надо было начинать, не с разовой посуды вообще. Соберете вы там деньги с кого? Где вы будете собирать эти деньги? С того, кто завозит сюда разовую посуду? Я не думаю, что они соберут эти деньги. То, что сейчас Иванов провозгласил, это больше похоже на какую-то PR-акцию, как не надо делать, что разовая посуда — это плохо. Действительно, эту тару мы не можем никак утилизировать, никто за нее не берется, она действительно очень плохо перерабатывается и довольно опасна сама по себе со временем. У нас гораздо страшнее есть загрязнители, с которых можно было очевидно собрать деньги. Это все, что касается сетевиков, это Coca Cola, это Tetra Pack. У них своего производства нет по утилизации, и сколько они завозят, легко все считается. Он должен бы был сейчас урегулировать вопросы полигонов, мусоросжигания, раздельного сбора и довольно системно должен был бы поговорить на эту тему и отрегулировать некоторые вопросы. До сих пор мы не услышали ответа — нужен ли отдельный сбор в законодательстве как таковой и нужен ли он мусоросжигательным заводам? Вопрос как раз тарифов ЖКХ: то, что будет у нас в коммунальном платеже услуга за обращение с отходами».
В начале 2017 года Сергей Иванов предлагал ввести сбор с производителей пластиковых пакетов, обязав их платить за будущую утилизацию отработавшей свое продукции, однако эта идея до сих пор так и не реализована.
С одноразовой посуды придется платить экологический сбор
Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин предложил постепенно отказываться от пластиковой посуды в России в целях охраны окружающей среды. «Я против революционных движений, я — за эволюцию. Можно постепенно, например по 10% в год, вводить какие-либо ограничения», — заявил в интервью РБК.
По словам министра, в Минприроды созданы комиссии и рабочие группы, которые просчитают варианты отказа, чтобы не навредить бизнесу, занимающемуся производством сырья и самой посуды. «Если мы сейчас возьмем и просто запретим пластиковую посуду, то оставим без работы заводы, которые это все производят, и люди выйдут на улицу. Этого делать точно нельзя», — предупредил Кобылкин.
Чиновник выступает за плавное замещение такой посуды на менее экологически вредную. По его словам, это можно сделать за пять-десять лет. «Можно постепенно, например по 10% в год, вводить какие-либо ограничения. Если вводить ограничения по 20% в год и это будет безболезненно, можно попробовать за пять лет [отказаться от пластиковой посуды]. От использования пластика нужно уходить, не нужно делать из этого трагедии», — заключил глава Минприроды.
Кобылкин пока не выносил этот вопрос на уровень премьера Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина. «Президент и председатель правительства — это конечные точки, куда мы выносим только хорошо продуманные и взвешенные решения. Нет смысла прийти и переложить ответственность на их плечи. Нужно все просчитать», — пояснил чиновник.
Глава Минприроды в начале мая рассказал, что ведомство готовит запрет на продажу одноразовой пластиковой посуды. «Поддерживаем мировую тенденцию за сокращение использования пластика. И, уверен, к этому идем. И мы готовимся к ограничению. Нужно время, чтобы осознать и принять», — сообщил он. Министр тогда отметил, что уже многие крупные торговые сети поддерживают эту инициативу.
Еврокомиссия еще год назад предложила запретить посуду из пластика или ограничить ее производство из-за загрязнения пластиковым мусором мирового океана. В ЕК также высказались о необходимости обязать предпринимателей перерабатывать подобные изделия. В конце октября 2018 года Европарламент большинством голосов одобрил запрет на одноразовую пластиковую продукцию — коктейльные трубочки, ватные палочки, тарелки, столовые приборы и т.п.
В Госдуме опровергли разработку законопроекта о запрете пластиковой посуды
О том, что полиэтиленовые емкости заменят чем-то другим, сообщил глава ведомства Дмитрий Кобылкин . «Мы за сокращение загрязнения окружающей среды вм ес те с разными странами. Поддерживаем мировую тенденцию на отказ от пластика. И, уверен, к этому идем», – сказал он. Под разными странами министр, очевидно, подразумевал страны ЕС, которые приняли решение запретить пластмассовые стаканчики и бутылочки к 2021 году.
Пластиковое загрязнение стало официальным экологическим термином с начала нового века. Обычный целлофановый пакет, если он окажется на земле, лишает растительность воздуха, и она погибает. На этом месте может ничего не расти до 400 лет — пластик очень долго разлагается.
Но это – полбеды. Пластик, как ни странно, едят птицы, рыбы и животные. Но потом он блокирует их пищеварительный тракт, что приводит к гибели. Было подсчитано, что более 400 тысяч морских млекопитающих дохнут ежегодно в результате пластикового загрязнения в океанах. Ведется подсчет, сколько от этого гибнет чаек, но данные пока не обнародаованы.
Первыми стали бороться с пластиковым загрязнением наиболее замусоренные страны.
В Шри-Ланке битва с пластиковым мусором началась, когда пакеты полностью забили канализацию Коломбо и это привело к затоплению города, погибло 32 человека, а десятки домов были разрушены. С 2018 года за пользование пакетами и пластиковыми стаканчиками в этой стране можно получить два года тюрьмы.
В Кении годом ранее ввели уголовную ответственность за продажу полиэтиленовых пакетов: до 4 лет тюрьмы и 40 тысяч долларов штрафа.
В более развитых странах, где хорошо работают дворники и муниципальные службы, такой беды нет, поэтому в тюрьму за пакеты и одноразовые стаканчики сажать никто не собирается. Там идут другим путем. В Великобритании при покупке одноразового пакета человек платит дополнительные пять пенсов экологического налога. В странах ЕС долго искали новый рецепт целлофана, который бы разлагался не 400 лет, а хотя бы четыре, а когда выяснилось, что такой целлофан еще вреднее, потому что выделяет хлориды и бисфенол, стали заменять целлофановые изделия бумажными. Тут тоже есть проблема: рост производства бумажных изделий очевидно связан с ростом вырубки леса. А это не менее вредно для природы.
Но у них свой путь, а у России свой. Какой мы выберем – « КП » спросила у председателя комитета Госдумы по природным ресурсам Николая Николаева .
– Никакого законопроекта о запрете пластиковой посуды еще не существует. Его не готовят депутаты, его не готовит правительство. Министр Кобылкин просто озвучил очень важную проблему, которую нужно решать. Но ее нельзя решить запретительными мерами: с завтрашнего дня пластик — до свиданья. Нельзя забывать о том, что это — большая индустрия, рабочие места. Речь идет о том, что нам нужно учиться собирать и перерабатывать упаковку и одноразовую посуду, которая наносит вред окружающей среде. Нужно людям объяснять, что мусорить не хорошо. Нужно стимулировать тех, кто собирает этот мусор. Проблема же не только в пластике, а вообще в мусоре. Это — вопрос культуры.
По мнению депутата, нужно организовать возможность сдавать мусор и утилизировать его.
Кстати, в нашей стране есть предприятия, которые покупают у населения пластиковую тару на переработку, и цена вполне нормальная: 30 рублей за килограмм. В США существует пластиковый депозит: если ты возвращаешь тару после упортебления напитка — тебе возвращается часть суммы. В общем мировой опыт достаточно обширен, и придется ли нам запрещать пластиковую посуду — большой вопрос.
ЧТО ДЕЛАЮТ ИЗ СТАРОГО ПЛАСТИКА
В России разработан способ получения алмазов и графита из использованных полиэтиленовых изделий. Пока этот способ является лабораторным и не внедрялся в промышленную эксплуатацию.
В Японии при помощи пластика проводится селекция бактерии, которая его поедает. Она может оказаться полезной для медицинских целей.
В Германии строят электростанции, которые работают на пластиковых отходах.
Источники:
http://www.bfm.ru/news/384091
http://www.rbc.ru/business/06/06/2019/5cf7f5ce9a79476820f14567
http://www.kp.ru/daily/26974/4032061/
http://feed.xn----7sbabalf0fh7h4b.xn--p1ai/news/4173571504