Россия получит возврат капитала с помощью калининградского «офшора»

Россия получит возврат капитала с помощью калининградского «офшора»

Минэкономразвития России внес поправки в закон о Специальных административных районах (САР) на островах Октябрьский в Калининградской области и Русский во Владивостоке. Об этом сообщает «Коммерсант».

Третий пакет поправок разрешает редомициляцию (смену резидентства — прим. ред.) в САР для компаний с Британских Виргинских Островов. Изменения будут интересны компаниям, на которые зарегистрированы морские суда и самолеты, отмечает издание. В том числе, нововведения предусматривают обнуление НДС по авиатранспорту и авиакомпонентам и ставке налога на прибыль от продажи судов и авиалайнеров, а также создание на островах открытого морского реестра. Кроме того, поправки облегчат резидентам САР наем судовых команд.

Среди прочих изменений: ограниченные возможности работы с криптовалютами только в режиме регуляторной «песочницы». При этом, сохранится «табу» на перерегистрацию компаний, созданных после 2017 года и запрет на смену юрисдикции для банков.

На данный момент готовится четвертый пакет поправок к закону о САР, которые коснутся налогообложения «бумажных» курсовых разниц, поскольку сейчас резиденты российских офшор отчитываются в рублях, а до редомициляции практически всегда имели кредиты в долларах и евро. В частности, будет обсуждаться отсутствие льгот по налогу на прибыль при налогообложении дивидендов «у источника» — в общем случае действует стандартная ставка в 15%, на Кипре — 0%. До 2029 года ставка в 5% применима лишь к дивидендам публичных международных компаний, зарегистрированных в САР, но пока их нет в числе резидентов.

Всего в российских офшорах зарегистрировано 12 юрлиц. Из них десять на острове Октябрьском, два — на острове Русском. Заместитель главы Минэкономразвития РФ Илья Торосов подчеркнул, что массовая смена юрисдикции компаний не является приоритетом. Кроме того, по словам партнера компании PwC, оказывающей услуги в области консалтинга и аудита, Галины Науменко, для компаний с Кипра редомициляция не может занимать менее полугода (срок финальной налоговой проверки после разрешения), а для компаний из Нидерландов смена налогового резидентства может длиться два года.

Причиной отсутствия большого числа резидентов также могут стать опасения предпринимателей, связанные с отсутствием опыта работы в САР и санкционными рисками.

Первой на острове Октябрьском зарегистрировалась «Аданимов Трейдинг Лимитед», деятельность которой связана с розничной торговлей автомоторным топливом, продажей и арендой недвижимости. В мае 2021 года в регионе переригистрировались сразу семь международных компаний. Десятым резидентом стал один из крупнейших мировых производителей алюминия En+ Group, ранее находившийся под контролем российского предпринимателя Олега Дерипаски.

В интервью РБК Калининград руководитель представительства Калининградской области в Москве Денис Салий рассказал, что информационный вакуум в период, когда бизнесмены присматривались к новому режиму уже прошел и сейчас САР на острове Октябрьский вызывает большой интерес у компаний. Он отметил, что число заявок на перерегистрацию в регионе существенно выросло.

Спецрайон: кому и зачем нужен офшор в Калининграде

В пятницу, 15 июня, два депутата Госдумы и три сенатора внесли в нижнюю палату парламента пакет законопроектов о создании специальных административных районов (САР) в Калининграде на острове Октябрьском и во Владивостоке на острове Русском. Идея эта обсуждалась давно, но была взята Правительством РФ на вооружение, только когда несколько крупных российских предпринимателей, включая Олега Дерипаску, попали под санкции. «Новый Калининград» объясняет, зачем нужен создаваемый калининградский офшор бизнесу и калининградцам.

Раньше на территории России не было офшоров, так как это противоречило государственной политике. Создание САРов должно облегчить жизнь попавшему под санкции бизнесу и тем, кто начал испытывать давление по национальному признаку в традиционных офшорных юрисдикциях типа Кипра. По словам областного правительства Александра , отдельные калининградские предприниматели могут испытывать дискомфорт от того, что финансовые власти офшоров начали интересоваться бенефициарами их компаний и происхождением доходов.

Зачем вообще нужен офшор?

Офшор — это территория или небольшое государство, предоставляющее иностранцам облегченные условия регистрации и ведения бизнеса. Как правило, речь идет о низких налогах, незначительном внимании властей к роду деятельности компаний и возможности держать в тайне собственников бизнеса. Традиционно офшорные юрисдикции зарабатывают скорее не на налогах, а факте регистрации бизнеса у себя на территории. Созданные в офшорах компании в основном не ведут деятельности на территории данных государств. Например, калининградский бизнесмен может создать компанию на Кипре, а она, в свою очередь, станет учредителем российской компании в Калининградской области. От такой схемы владения калининградский бизнесмен получит относительную секретность (впрочем, в последнее время структура владения бизнесом на Кипре стала более прозрачной) и судебную защиту на правах иностранного инвестора на случай рейдерства или экспроприации его собственности чиновниками. Вероятно поэтому, кипрские компании являются одним из основных поставщиков иностранных инвестиций в калининградскую экономику.

Также в отдельных офшорных юрисдикциях удобно проводить крупные финансовые сделки облегченного финансового законодательства.

Что даст Калининграду создание офшора?

С учетом того, что пока закон не принят даже в первом чтении, этот вопрос можно считать открытым. Все зависит от того, какие требования к резидентам САРов предъявят законодатель и контролирующие органы. Зачастую владельцу компании в офшоре нужен только сам факт регистрации там, то есть, по сути, адрес и почтовый ящик. Реально скрывающиеся за офшорными компаниями люди ведут деятельность и содержат наемных работников там, откуда они или куда она инвестируют.

Региональные власти считают, что владельцы резидентов калининградского офшора будут обязаны здесь проявляться лично и осуществлять управление компанией отсюда. Физическое нахождение здесь состоятельных людей стимулирует развитие отрасли гостеприимства и девелопмент. В какой мере произойдет данное стимулирование, также неясно. Понадобится ли, например, Олегу Дерипаске сюда реально приезжать? Можно ли будет зарегистрировать в одном небольшом домике сотню иностранных компаний или потребуется строительство крупного офисного центра? Ответов на эти вопросы сегодня нет.

Пока региональные власти могут точно сказать, что резиденты офшора будут платить ежегодные сборы в региональный бюджет. Однако даже примерно назвать размер сбора Александр не смог.

К калининградскому офшору действительно есть интерес?

СМИ сообщали, что к идее создания офшоров в Калининграде и Владивостоке есть интерес у алюминиевого гиганта «Русал», связанного с попавшим под санкции Олегом Дерипаской. На вопрос ведут ли областные власти переговоры с данной компанией, отвечать не стал. При этом чиновник отмечает, что идеей офшора интересовались несколько местных предпринимателей, которым, вероятно, неприятен интерес международных финансовых властей к бенефициарам их офшорных компаний и происхождению капитала.

В Калининграде они могут получить конфиденциальность — данные о владельцах бизнеса калининградский регистратор сможет раскрыть только с их согласия. Это в корне отличается от действующей системы данных о владельцах бизнеса в РФ. Сейчас любой гражданин на сайте ФНС может узнать, кому принадлежит та или иная компания (если она в форме общества с ограниченной ответственностью). Поэтому иногда в числе учредителей российских компаний можно встретить офшорное юрлицо, отмечают в региональном правительстве.

Международные финансовые власти стараются бороться с анонимностью владения бизнесом в офшорах. Инициатива по конфиденциальности калининградского офшора по духу идет вразрез с данной политикой. Однако в областном правительстве утверждают, что в Калининграде планируют соблюдать все международные нормы по противодействию легализации незаконно полученных доходов.

Также в на острове Октябрьском планируется облегчить валютное регулирование, что актуально для российских компаний, ведущих бизнес за рубежом. Например, недавно калининградская «Битрикс» жаловалась на то, что ей очень сложно покупать рекламу за рубежом специфики российского валютного законодательства. Резидентство в калининградском офшоре позволит эту проблему решить, отмечает Александр .

Еще одной идеей Минэкономразвития, которое разрабатывало законопроект о калининградском офшоре, является облегченная регистрация водных судов на острове Октябрьском.

Наконец, в Калининграде предлагается повысить уровень судебной защиты инвестиций по определенному кругу вопросов, включая налоговые и таможенные. Речь идет о передаче споров по данной тематике в третейский, то есть частный суд. Состав этого суда может формироваться с привлечением международных арбитров. Кроме того, предполагается отказ от практики обязательного утверждения решения третейского суда российским арбитражным судом, которая существует сейчас. Тем не менее третейский суд должен быть именно российским.

Кого заинтересуют офшоры на островах Русский и Октябрьский

В течение всего десяти дней был был принят и одобрен пакет законов о создании специальных административных районов (САР) на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде. Законопроект был принят в рекордные сроки: в первом чтении: в первом чтении — 18 июля, во втором – 25 июля, а в третьем — 26 июля. В субботу, 28 июля, Совет Федерации его утвердил, хотя ранее депутаты предполагали перенести рассмотрение документа на осень.

При этом принятая в итоге редакция законопроекта удивила экспертов: во втором чтении в законопроекте появилась норма о том, что заявку на регистрацию в специальные зоны смогут подать только иностранные юрлица.

Таким образом, в САР решили не допускать российские юрлица.

По данным источника «Интерфакс», решение о недопуске в САР российских юрлиц было принято еще на совещании у президента в первой половине июля по настоянию экспертных управлений Кремля и Центробанка.

Перерегистрироваться в САР не смогут банки, некредитные финансовые организации, операторы платежных систем и другие поднадзорные Центробанку структуры.

Как пояснил «Газете.Ru» глава финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков, «надо посмотреть, как будет работать законопроект» и только потом можно будет дополнительно предусмотреть возможность для других юрлиц зарегистрироваться на этих территориях.

Если бы такая возможность осталась (возможность регистрации российским компаниям — «Газета.Ru»), то был бы открыт «ящик Пандоры»: бизнес из других российских регионов массово мигрировал бы в САР. Это создало бы риски с точки зрения валютного контроля, объясняет депутат.

Кого ждут в российских офшорах

При этом, согласно законопроекту, зарегистрироваться в специальных административных районах смогут компании при выполнении ряда условий. Они должны инвестировать в России от 50 млн руб. за полгода и быть зарегистрированными в странах, которые придерживаются правил группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) или состоят в комитете экспертов Совета Европы по оценке антиотмывочных мер (Манивэл). Также это не могут быть вновь созданные компании: они должны быть созданы до 1 января 2018 года.

Взамен российские власти им пообещали низкие налоговые ставки и мягкий контроль. Так, доступ к информации о бенефициарах резидентов территорий смогут получить только управляющая компания, контролирующие органы и суды.

«Стандарты раскрытия информации будут минимальными – в полном соответствии с целями нового инструмента», — говорит председатель комитета по налогам и бюджету «Деловой России» Кирилл Никитин.

При этом бизнесу не придется платить налоги с прибыли от продажи активов и с полученных дивидендов, а с выплаченных дивидендов ставка составит всего 5%.

Также такие компании будут освобождены от валютного контроля: они смогут без ограничения проводить валютные операции.

Зачем России офшоры?

Внутренние офшоры создаются в России на фоне политического противостояния с западом. Российский бизнес гонят по всему миру, и наши власти придумывают, как вернуть его назад, а заодно и привлечь по возможности международные инвестиции в Россию. Последней такой инициативой российских властей была идея о создании офшора в Крыму, однако, поскольку статус резидента Крыма автоматически навлекает американские санкции на компанию, от идеи создания там специальной территории на полуострове отказались.

Нынешний закон преследует две цели, поясняет управляющий партнер УК «Право и Бизнес» Александр Пахомов. Во-первых, продемонстрировать инвестиционную привлекательность России, предложив налоговые льготы по налогу на дивиденды и налогу на прирост капитала. Кроме того, создать условия для перерегистрации компаний, которые попали или находятся под риском наложения санкций со стороны США и европейских государств. Хотя санкции с них никто не снимет, однако, учитывая гонения на офшоры по всему миру, они смогут перерегистрироваться на родине и продолжить экономить на налогах, поясняют эксперты.

Попавшие под американские санкции российские компании – En+, «Ренова» и «Русал» на вопрос «Газеты.Ru», интересно ли им будет зарегистрироваться в отечественных офшорах, не ответили.

Между тем UC Rusal Олега Дерипаски может стать резидентом специальных административных районов с особым налоговым и валютным режимом, рассказал ранее агентству «Интерфакс» источник в финансово-экономическом блоке правительства.

Как поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, компания «Русал» числится в двух офшорах – на Кипре и Британском Виргинском острове Джерси. Так что теоретически эти компании вполне могут перегистрироваться в российском офшоре.

Международные инвесторы не придут

«Черными дырами» по выводу капитала российские офшоры не станут, надеются эксперты.

«Тот факт, например, что статус международной компании не могут получить финансовые организации и банки свидетельствует о том, что возможности по выводу капитала законом ограничены, что в принципе соответствует основной цели законопроекта — репатриации капитала и прав собственности под юрисдикцию российского права и налогового контроля», — поясняет Александр Пахомов.

В то же время со стандартными офшорами Россия не сможет потягаться по привлекательности.

Если представить, что российскими офшорами будут пользоваться иностранные бизнесы, то нам предстояло бы конкурировать с десятками юрисдикций. Перед многими у нас нет никаких преимуществ, говорит директор московского офиса компании в области анализа рисков Urus Advisory Алексей Панин.

«В этом случае инициатива так и останется в одном ряду с международным финансовым центром, который в свое время планировалось делать в Москве, но сейчас инициатива существует исключительно на бумаге», — считает он

Многомиллионные состояния инвесторов, зарегистрированы в офшорах, под защитой английского права и судебной системы с относительно высокой репутацией, и вряд ли владельцы бизнеса захотят доверять их судьбу судам Калининграда и острова Русский, при условии, что экономических выгод особо нет, отмечает Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс».

Тем не менее Сергей Суверов, старший аналитик БКС, предполагает, что,

например, в Приморье могли бы зарегистрироваться японские компании, которые осуществляют деятельность в России.

Теоретически от создания офшоров могут выиграть бюджеты Приморского края и Калининграда. Как пояснил «Газете.Ru» Анатолий Аксаков, регистрация компаний на островах может принести в местные бюджеты несколько миллионов рублей в виде налогов. По словам председателя калининградского отделения «Деловой России» Георгия Дыханова, помимо прямого эффекта в виде налогов, создание специальных зон имеет также косвенный эффект: будет развиваться инфраструктура, бизнес-туризм, зарплаты управленцев, сопутствующие услуги могут также переводиться в эти регионы.

Впрочем, по мнению Кирилла Никитина, в целом для территорий и субъектов «эффект будет минимальным, поскольку разработчики думали явно не о них и никаких специальных условий, предполагающих инвестиции в территорию, офис, местных сотрудников» не предусмотрели.

Партнер «ФБК Право» Александр Ермоленко также считает, что эффект для бюджетов островов Русский и Октябрьский, хотя и будет, но минимальный. По его словам, в целом нет никаких расчетов, как и когда мы рассчитываем привлечь международных инвесторов в наши офшоры.

Это не первые инициативы по созданию такого рода зон в России, предыдущие не дали никакого ощутимого эффекта, и вряд ли эти дадут, отмечает он.

Источники:
http://www.newkaliningrad.ru/news/economy/19063142-spetsrayon-komu-nuzhen-ofshore-v-kaliningrade.html
http://www.gazeta.ru/business/2018/07/25/11869543.shtml
http://www.rbc.ru/economics/02/04/2017/58e026879a79471d6c8aef30

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: