После поездки Медведева в ХМАО правительство готовит новый налог. Он упростит жизнь нефтяникам, но ударит по бюджету
Правительство России одобрило проект нового налога для нефтяной промышленности. Речь идет о налоге на дополнительный доход (НДД), который будет взиматься с доходов от продажи нефти с вычетом расходов на добычу и транспортировку. С учетом низкой цены нефти и ежегодного падения добычи нововведение более выгодно для недропользователей, нежели традиционный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Как передает «Газета.ру», о принятии проекта налога сообщил министр России по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. «Был одобрен с учетом дополнительных поручений в соответствии с результатами совещания, которое в Ханты-Мансийске проводил председатель правительства», — сообщил он.
Перед заседанием новый налог прокомментировал российский премьер Дмитрий Медведев, накануне обсуждавший этот вопрос с нефтегазовыми топ-менеджерами в Ханты-Мансийске.
По словам премьер-министра, важно соблюдать баланс между интересами нефтяного бизнеса и бюджетными задачами. Льготы неизбежно приведут к выпадающим доходам для федерального бюджета.
«Уже сейчас ставка налога на добычу полезных ископаемых зависит от географических и климатических условий, от сложности разработки месторождения, от качества нефти. Тем не менее, работы на целом ряде месторождений не ведутся именно потому, что там непривлекательная экономика, — пояснил глава правительства. — Мы считаем, что налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья будет гибким механизмом, который позволит запустить эти перспективные проекты. По сути, предлагается до момента окупаемости сделать налоговую нагрузку существенно ниже, чем сейчас. Это позволит сократить объёмы и сроки кредитов под каждый проект, повысить рентабельность и быстрее выйти на самоокупаемость».
Сначала НДД будет опробован лишь на нескольких месторождениях в Западной и Восточной Сибири. В зависимости от результатов эксперимента будет принято решение о дальнейшей судьбе налога.
Минфин исправляет ошибку резидента
Что хочет изменить минфин? Сейчас, чтобы не платить налоги в России, надо находиться в стране менее 183 дней в году. Минфин предлагает ограничить время, которое “делает” человека налоговым нерезидентом, до 90 дней. Таким образом, уже 91 день пребывания в России придает статус налогового резидента с необходимостью уплаты налогов.
Вторая новация – налоговым резидентам и нерезидентам минфин намерен установить одинаковую ставку налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13 процентов. Сейчас люди со статусом налогового нерезидента (это могут быть как иностранцы, так и граждане РФ, живущие здесь меньше 183 дней в год), платят НДФЛ по ставке 30 процентов.
Эти предложения содержатся в проекте “Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2021 и 2022 годов”, который минфин внес в Госдуму. О планах ужесточить условия нерезидентства говорил первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов. Цель изменений, по его словам, была такой: “Чтобы проще было работать и чтобы наши бизнесмены, которые в одно время убежали на Запад, сюда к нам возвращались”.
Для определения резидентства планируется ввести и критерий “центра жизненных интересов”. Условно он означает, что если гражданин надолго уезжает за границу, но у него здесь остаются активы, недвижимость или семья, то и платить налоги он должен в России.
Таким образом, власти планируют пойти по пути иностранных юрисдикций. Критерий “центра жизненных интересов” давно работает во Франции и Великобритании, говорит юрист Forward Legal Федор Закабуня. По его мнению, одна из основных целей таких поправок – способствовать увеличению доходов бюджета за счет роста налоговой нагрузки на состоятельных граждан и вернуть выведенные капиталы в Россию для их налогообложения.
Что касается предложения уравнять ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов, то такой ход должен облегчить администрирование налога. Теоретически он может привлечь зарубежных инвесторов. Платить НДФЛ в 13 процентов может оказаться для них выгоднее, чем в других развивающихся странах. Но сможет ли Россия конкурировать с другими юрисдикциями в этом ключе, можно будет оценить только в перспективе, полагает руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев.
По мнению управляющего директора рейтингового агентства НКР Андрея Пискунова, ожидать массового возвращения налогоплательщиков-нерезидентов в российскую юрисдикцию не следует. “Нужно учитывать первопричины, заставившие налогоплательщиков сменить юрисдикцию. Ужесточение требований к налоговому резидентству вряд ли послужит стимулом для возвращения домой”, – полагает он.
Но определенную роль может сыграть выравнивание НДФЛ, признает аналитик. Налоговые режимы в странах Евросоюза более жесткие, чем в России, но российские налогоплательщики рассматривают это как необходимую плату за возможность ведения бизнеса и доступа к правовой системе, предоставляющей необходимую защиту интересов собственника, говорит Пискунов. Если разрыв в ставках будет столь существенным (13 процентов вместо 30 процентов), то, возможно, кто-то и передумает, допускает аналитик.
Помимо новаций для возвращения капитала, минфин предложил освободить индивидуальных предпринимателей, установивших онлайн-кассы, от подачи налоговых деклараций. Это действительно позитивное изменение, снижающее затраты предпринимателя на администрацию и документооборот, указывает партнер юридической компании “НАФКО” Павел Иккерт.
Еще одно предложение минфина – послабления для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения (УСН). Сейчас если они превышают ограничения “упрощенки” (уровень дохода 150 миллионов рублей в год и/или численность сотрудников в 100 человек), то к 6 процентам налога от доходов вынуждены доплачивать НДС за тот квартал, когда они вышли за ограничения. Такие резкие всплески налоговой нагрузки приводят к дроблению бизнеса. Минфин предлагает платить НДС не ретроспективно, а начислять его либо с нового квартала, либо с нового года.
Однако изменения не сократят налоговое бремя для малого бизнеса, а лишь позволят отсрочить платеж, констатирует Федор Закабуня. Также они вряд ли уменьшат количество споров по дроблению бизнеса, поскольку основная цель дробления – именно сохранить право на применение УСН, а не воспользоваться предложенным льготным периодом, подчеркивает он.
По мнению Дениса Зайцева, предложенные минфином изменения для бизнеса в целом все же можно назвать положительными – государство старается создать более комфортные условия перехода из одного режима налогообложения в другой. “Но с декларациями все не так однозначно. При использовании кассы действительно нет смысла дублировать информацию в декларации. В то же время оплата может приходить на расчетный счет и не отражаться в кассе – тогда эти доходы должны быть отражены в декларации”, – говорит Зайцев.
В налоговом законодательстве Бразилии прописано, что если иностранец находится на территории страны более 183 дней в течение 12 месяцев, то его считают резидентом и он обязан подавать декларацию о доходах. Причем неважно, находился ли иностранец в стране безвыездно – счет дней идет вне зависимости от количества въездов и выездов. Для тех иностранцев, кто пробыл на бразильской территории указанный срок, налог варьируется таким образом: доход до 17 тысяч рублей по местному курсу в месяц не облагается налогом; от 17 до 44 тыс. – 7,5%; до 59 тыс. – 15%; до 73 тыс. – 22,5%, и все, что выше этой суммы – 27,5%. С 2021 года в Китае начали действовать новые правила налогообложения для физических лиц, в том числе для иностранцев. Ранее налоговым резидентом признавали тех, кто не имел жилища в КНР и находился в стране минимум год, а также лиц, имеющих постоянное место проживания на территории республики. Теперь же срок пребывания установлен в 183 дня, а с иностранцев резидентов взимается налог как с доходов, полученных внутри Китая, так и за границей. Нерезиденты помимо того, что в отношении них не действует правило по срокам пребывания, должны платить процент только с дохода, полученного в Китае. Процентная ставка будет варьироваться от 3%, если годовая прибыль не превысила 327 тысяч рублей, и до 45% – при доходах выше 8,7 миллиона рублей.
В Португалии иностранцы, задекларировавшие годовой доход в сумме примерно до 500 тысяч рублей, должны заплатить португальской казне налог в размере 14,5%. Те же, чей заработок находился в диапазоне от 1,4 до 1,8 миллиона рублей, заплатят уже 35%. Самый большой налог, в размере 48%, выплатят те, чьи доходы превысят 5,7 миллиона рублей.
Источники:
http://rg.ru/2019/10/01/kak-izmenitsia-nalogooblozhenie-bogatyh-rossiian.html
http://rg.ru/2016/06/09/medvedev-ozvuchil-srok-priniatiia-resheniia-po-indeksacii-pensij.html