Подсанкционные компании могут получить обратный акциз

Подсанкционные компании могут получить обратный акциз

Российским Минфином предлагается в рамках маневра налоговой направленности выполнить предоставление обратного акциза НПЗ для компаний подсанкционного списка. Предоставляться он будет даже в том случае, если выпуск бензина не ведется. Такие данные сообщаются Алексеем Сазановым, директором департамента, занимающегося в Минфине таможенной и налоговой политикой.

При этом Сазанов подчеркнул, что обратный акциз будет получаться не всеми НПЗ страны, а теми, которые бензин производят. Он обратил внимание на то, что предлагается делать исключение для НПЗ компаний подсанкционного списка. В частности, речь идет о «Роснефти» и «Новатэке». При этом, они не соответствуют бензиновым критериям, но Сазанов указал на их другие плюсы.

«У них присутствует ограниченный доступ к ресурсу финансового порядка. При этом, такие компании продолжают предлагать инвестиции российской экономике. Возможно, речь идет не о тех секторах, но инвестирование продолжается. Им важно иметь денежный поток для этого. Если у вас отсутствуют источники финансирования внешнего порядка, остаются внутренние. Если этих внутренних источников не станет, то не станет и крупных проектов, ими заявленных, которыми двигаются другие экономические отрасли», — заявил Сазанов.

Акциз отрицательного типа начал обсуждаться в виде одной из мер поддержки НПЗ в рамках проведения налогового маневра в нефтяной отрасли. Предполагалось, что проведение его будет выполняться с 2015 года. Его суть заключается в постепенном снижении пошлины экспортного типа на нефть и одновременном с этим увеличением НДПИ. Однако на данный момент маневр находится в приостановленном состоянии. В 2018 году пошлину сохранили на прошлогоднем уровне 30 процентов.

Ранее сообщалось, что властями и нефтяниками были установлены основные параметры маневра. В частности, в течение шести лет планируется снизить экспортные полшины на пять процентных пунктов в год, при этом рост НДПИ будет таким же. Были также достигнуты договоренности по введению обратного акциза на тонну нефти после переработки. Пока что нет конкретных данных по поводу плавающего акциза, который будет частично или полностью компенсировать рост netback экспортного типа.

Обратный акциз на нефть с демпфером – не идеальная, но вполне рабочая модель

Система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой на фоне завершения налогового маневра к 2024 году не универсальная и не идеальная, но она будет работать и станет основой налогового регулирования нефтеперерабатывающей отрасли на среднесрочную перспективу, сошлись во мнении эксперты и чиновники Минэнерго и Минфина на пресс-конференции в “Интерфаксе” на тему “Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли: каких последствий ждать?”.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

В 2021 году в России стартует новая налоговая реформа нефтяной отрасли, которая предполагает постепенную отмену экспортной пошлины на нефть при соизмеримом повышении налога на добычу полезных ископаемых. Одновременно предполагается введение обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой. Обратный акциз на нефть будет выплачиваться нефтеперерабатывающим заводам при условии: 1) если их материнские компании находятся под санкциями, 2) если они переработали в 2017 году более 600 тыс. тонн нефти и 3) если в течение квартала производство бензина или нафты для нефтехимии составляет не менее 10% от переработанной на НПЗ нефти, а общий объем поставок этих продуктов на внутренний рынок достигает не менее 5 тыс. тонн. При этом государство может предоставить независимым НПЗ, которые не выходят на объемы необходимого производства бензина, шанс на получение обратного акциза на нефть, если они заключат с Минэнерго соглашение о модернизации с 2015 по 2024 год на сумму не менее чем 60 млрд рублей.

Обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии , а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента.

Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и целевой цены внутреннего рынка на бензин Аи-92 и дизельное топливо. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть внутренний рынок. Главным условием демпфера является не повышение на 10% цен на топливо от уровней, установленных государством.

В целом, государство компенсирует НПЗ потери от продажи топлива на рынке, если внутренние цены оказываются ниже экспортного паритета при росте цены на нефть выше $55 за баррель. При снижении цены ниже $55 за баррель обратный акциз на нефть начинает действовать как обыкновенный налог, который уже выплачивают компании государству.

Новая система налогообложения с обратным акцизом на нефть является отечественной разработкой, и аналогов в мире ей нет, отмечают ее разработчики. Поэтому на текущий момент не существует практики ее применения, на основе которой будут выявлены риски и недостатки данной системы. Теоретические исследования указывают на необходимость ее дальнейшей доработки.

ПЛЮСЫ НОВОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Как говорится в исследовании группы “Петромаркет”, новая реформа позволит увеличить доходы государства примерно на 9,3%, или 631 млрд рублей за счет средств, которые ранее оседали у НПЗ и потребителей нефтепродуктов, а также за счет прекращения субсидирования экономик стран СНГ. Новая налоговая система позволит обеспечить надежное снабжение внутреннего рынка топливом при минимальных поставках сырья. При этом государство может обеспечить полный контроль над ценами на такой социально значимый продукт как бензин. Реформа позволит стимулировать инвестиции в модернизацию независимых НПЗ и прекратить работу примитивных в технологическом отношении НПЗ.

По оценке “Петромаркет” обратный акциз не получают 8 нефтеперерабатывающих заводов России: Анжерский НГК, “ВПК-ОЙЛ”, “Краснодарэконефть”, “Новошахтинский НПЗ”, “Первый завод”, “Славянск Эко”, “Томскнефтепереработка” и “Трансбункер” с общим суммарным объемом переработки – 17,1 млн тонн.

Остальные НПЗ, так или иначе, имеют право на получение обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. При этом для большинства собственников НПЗ налоговый маневр останется нейтральным с точки зрения получаемых от государства субсидий.

МИНУСЫ СИСТЕМЫ В РАСЧЕТАХ АНАЛИТИКОВ

В тоже время новая налоговая система имеет ряд недостатков и недоработок, отмечают эксперты “Петромаркета”.

Налоговый маневр не сможет решить одну из главных задач – снижение объема переработки нефти. “По завершении налогового маневра в 2024 году объем переработки в стране не только не упадет до целевого уровня, но и заметно превзойдет его, достигнув 303,9 млн тонн”, – отмечается в исследовании. При этом профицит производства бензина будет достигать 10 млн тонн. Причины этого кроятся, с одной стороны, в реализации программ модернизации НПЗ, а с другой – в продолжении работы технологически отсталых НПЗ. В 2017 году эти заводы суммарно переработали 17,5 млн тонн, а в 2024 они будут производить 8,6 млн тонн низкокачественного суррогатного топлива, за который не будут уплачивать акциз.

Адресное субсидирование работы НПЗ может привести к тому, что заводы крупнейших вертикально интегрированных компаний, находящихся под санкциями, могут проводить “незатейливые” программы модернизации с минимальным объемом инвестиций, тогда как небольшие независимые НПЗ для получения субсидии вынуждены будут инвестировать не менее 60 млрд рублей.

Крупные потребители нефтепродуктов, в свою очередь, либо ничего не получают от новой налоговой системы, либо теряют часть своей маржи. Так, судовладельцы, использующие темное бункеровочное топливо, могут потерять до 89% государственных субсидий, а авиакомпании – до 32%.

Кроме того, демпфирующая надбавка имеет характер коллективной ответственности. Она будет применяться к обратному акцизу только, если средние оптовые цены не росли больше базовых на 10%. Таким образом, если один НПЗ не повышал цены, а рост происходил за счет другого завода без надбавки останутся оба. Кроме того, надбавка действует в целом на весь объем производства НПЗ вне зависимости от того, по каким именно видам нефтепродуктов удалось сдержать цены, а по каким они выросли более чем на 10%.

Аналитики также отмечают, что обратный акциз на нефть с демпфером работает только в строго определенном диапазоне цен на нефть. Так, для бензинов демпфирующая надбавка будет работать при номинальном курсе рубля в 60-70 рублей и цене нефти в $55-$76 за баррель. Если цена опускается ниже $55 за баррель, обратный акциз становится обыкновенным налогом, и нефтеперерабатывающим заводам придется делиться с государством своей премией, а при цене выше $76 за баррель производителям топлива выгоднее будет отказаться от демпферной надбавки и продавать бензин на внутреннем рынке по экспортной цене. Для дизельного топлива интервал цены нефти составляет $61-80 за баррель.

“Например, если бы демпфирующий механизм был введен в текущем году, то к сентябрю, когда цена на нефть на Brent держалась на уровне $79 за баррель, а курс доллара был 68 рублей, он не смог бы остановить рост цен на топливо до уровня экспортных”, – отмечается в исследовании.

МИНУСЫ СТАНОВЯТСЯ ПЛЮСАМИ В ОЖИДАНИЯХ ЧИНОВНИКОВ

Впрочем, Минфин и Минэнерго отмечают, что выявленные недостатки не являются существенными. Так, отказ от субсидирования бункеровочного топлива ударит в основном по иностранным судам, которые заправлялись в России дешевым топливом.

Отмеченный рост переработки нефти до 304 млн тонн и профицит бензина в 10 млн тонн необходим для обеспечения энергетической безопасности на случае, если возникнут незапланированные остановки действующих заводов.

“Нужно понимать, что объем производства и мощность НПЗ это разные вещи. Мы даем такие стимулы, чтобы у заводов была возможность в случае необходимости дать в рынок продукт. Как они им будут распоряжаться, будут ли ставить на внутренний рынок или экспортировать, будут ли уменьшать загрузку, чтобы работать не на 100%, а на оптимальном режиме в 80%”, – сказал на пресс-конференции директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов.

Кроме того, по его словам, количество НПЗ – “лишенцев” акциза на нефть – может быть иным, так как ряд из перечисленных заводов собираются заключить с Минэнерго соглашения о модернизации.

По словам директора департамента Минфина по налоговой и таможенной политике Алексея Сазанова, указанный в исследовании диапазон работы демпфирующей надбавки по расчетам министерства значительно шире.

“Влияние демпфера ограничено, но не при $76 за баррель, а как минимум, при $90 за баррель, а при оптимистичном прогнозе по курсу и при $100 за баррель он будет работать. Но при этом необходимы меры административного характера, чтобы полностью изолировать наш рынок от внешнего воздействия. Это позволит сбалансировать ситуацию на внутреннем рынке при самом широком колебании цен на нефть”, – отметил он.

Кроме того, Минэнерго и Минфин подчеркивают, что налоговый маневр имеет еще ряд плюсов, незатронутых в исследовании. Например, он позволяет прекратить непрозрачную систему предоставления адресных льгот в нефтедобыче, и постепенно вводить налогообложение с дополнительного дохода.

Какие НПЗ смогут получить обратный акциз до 2024 года?

Правительство РФ определило перечень модернизуемых установок вторичной нефтепереработки.

С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1725 «О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей». Документом утвержден перечень промышленных установок вторичной переработки нефти на НПЗ, которые позволят предприятиям претендовать на получение возвратного акциза в рамках завершения “налогового маневра”. К их числу относятся установки риформинга, изомеризации, крекинга, гидрокрекинга, алкилирования, производства высокооктановых компонентов, УЗК, гидроочистки, висбрекинга, переработки прямогонных остатков, гидроконверсии.

Постановление определяет обязанности сторон – инвесторов и контролирующих госорганов. В частности, совокупная первоначальная стоимость объектов модернизации, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2015 г. по 1 января 2024 г., должна составлять не менее 60 млрд. рублей. Инвестор обязуется по итогам каждого года доводить после модернизации НПЗ отношение объема производства автобензинов класса Евро-5, к объему перерабатываемого нефтяного сырья не менее 0,1. Соглашениями о модернизации мощностей НПЗ определяется также график проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию установок вторичной переработки нефти.

Постановление было принято в связи с тем, что Федеральным законом от 3 августа 2018 года №301-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс. Этим законом введён механизм «возвратного (отрицательного) акциза» для нефтяного сырья, направляемого на переработку на отечественные нефтеперерабатывающие заводы.

В рамках завершения “налогового маневра” в нефтяной отрасли для нефтеперерабатывающих заводов вводится механизм отрицательного (возвратного) акциза на нефть, поступающую для переработки. Данная мера будет распространяться на те НПЗ, у которых более 10 % в структуре переработки приходится на производство бензина пятого экологического класса.

НПЗ, не производящие бензин в объеме 10% от переработки, будут иметь право на отрицательный акциз на нефть до 2024 года, если вложения в модернизацию составляют не менее 60 млрд рублей в период с 1 января 2015 года. Для получения такого вычета каждый НПЗ должен подписать соглашение с правительством о проведении такой модернизации. Соглашение вправе заключить российская организация, направившая на переработку в 2017 году нефтяное сырье в объеме более 600 тысяч тонн.

Напомним, нефтепереработка в результате постоянных реформ в налоговой сфере («налогового маневра») подверглась двойному удару — выросли цены на сырье и одновременно увеличились таможенные пошлины на темные нефтепродукты и акцизы на светлые нефтепродукты.

Возвратный акциз фактически означает снижение налоговой нагрузки для завода: на нефть, которая поставляется на определенные НПЗ, вводится акциз, но затем заводы получат налоговый вычет, который этот акциз превышает. Минэнерго рассматривает эту меру в качестве одного из стимулов для производства светлых нефтепродуктов (бензина, керосина).

Минфин же считает, что возвратными акцизами нужно стимулировать заводы, которые достигли уровня выхода светлых нефтепродуктов в 80%. К показателю 80% ближе всего три НПЗ — это ТАНЕКО «Татнефти», Уфимский НПЗ «Башнефти» и Омский НПЗ «Газпром нефти», Другие заводы смогут достичь этого уровня, построив не меньше 20 установок замедленного коксования или гидрокрекинга остатков, для этого в ближайшие пять лет им нужно будет потратить $20–25 млрд, пишет РБК. Сейчас средний уровень выхода светлых нефтепродуктов в России не достиг и 65%

О том, как повлияют на нефтепереработку отрицательный и плавающий акцизы, читайте здесь.

НПЗ предлагают модернизироваться за льготы

Государство готово в условиях налогового маневра поддержать падающую маржу НПЗ за счет «обратного акциза» — налогового вычета на отдельные виды нефтепродуктов, которые предполагается давать заводам, исправно инвестирующим в модернизацию. Это не новая идея, ее рассматривают более года, но теперь готов поддержать и Минфин. Однако использовать льготу может оказаться непросто: при низкой цене на нефть компаниям все сложнее находить средства на инвестиции.

Правительство вернулось к обсуждению «обратного» акциза как способа компенсировать нефтекомпаниям потерю маржи на НПЗ в рамках налогового маневра. Как заявил заместитель главы Минэнерго Кирилл Молодцов, рассматривается возврат владельцам НПЗ части акциза на нефть, если она ушла на производство конкретных нефтепродуктов, например керосина или бензина. Он считает, что это поддержит маржу переработки в моменты, когда доходность на внутреннем рынке будет существенно ниже ожиданий компаний, притормозив экспорт продукции.

Эта тема отражена как поручение Дмитрия Медведева в протоколе (есть у “Ъ”) по итогам заседания 21 ноября в Ханты-Мансийске с главами крупнейших нефтекомпаний. Минфин и Минэнерго должны до 15 января представить предложения по стимулированию дальнейшей модернизации НПЗ, в том числе через введение возвратного акциза на нефть для заводов, которые достигли «опережающего уровня технологического развития». В эти же сроки ведомства должны отчитаться по срокам действия повышенных ставок НДПИ для нефтяных месторождений. Пока повышающие коэффициенты, с помощью которых предполагалось получить с отрасли в 2017 году лишние 200 млрд руб., включены в бюджет до 2021 года.

Ввести обратный акциз Минэнерго предлагало еще в апреле по инициативе «Роснефти». Тогда Кирилл Молодцов говорил о том, что обратный акциз могут получить компании, поставляющие нефтепродукты на внутренний рынок. Министерство предлагало также давать НПЗ отсрочку от уплаты акцизов на срок модернизации. Минфин еще в 2016 году предлагал отрицательные акцизы на нефть: при ее продаже компании должны выставлять НПЗ акциз, а затем заводы смогут получить налоговый вычет на его сумму с повышающим коэффициентом (на уровне 1 тыс. руб. на тонну). Это помогло бы НПЗ вернуть примерно половину от 600 млрд руб. в год, потерянных на налоговом маневре (резко снизил пошлину на экспорт нефти и светлых нефтепродуктов и повысил НДПИ). Но потом Минфин заявил, что отрицательные акцизы уже не нужны, так как эта мера будет дестимулировать модернизацию. Там поясняли, что и сейчас компании могут получать высокую маржу, повышая глубину переработки, а с введением обратных акцизов поддержку получат и НПЗ, которые модернизировались в более сложных фискальных условиях, и неэффективные заводы, которые не проводили ремонтов.

Как пояснил вчера “Ъ” замминистра финансов Илья Трунин, налоговый маневр подразумевает дальнейший перенос фискальной нагрузки с экспорта нефти на добычу. По его словам, сейчас приоритетом правительства является создание стабильной фискальной системы в отрасли, которая должна быть построена как на налогообложении чистого дохода от добычи нефти, так и на отказе от вывозных пошлин. «Нам представляется, что в силу особенностей экономики РФ подобная реформа невозможна без элементов поддержки нефтепереработки,— сказал господин Трунин.— Дискуссии о сроках и параметрах налогового маневра еще идут, поэтому сейчас рано говорить об окончательной конструкции режима, но отрицательный акциз на нефть для НПЗ, производящих бензин и дизтопливо для рынка РФ, при отмене вывозной пошлины (может быть, дифференцированный с учетом логистических особенностей НПЗ) — одно из возможных решений». В нефтекомпаниях на запросы “Ъ” не ответили или отказались от комментариев.

Как отмечает эксперт энергетического центра бизнес-школы Сколково Екатерина Грушевенко, с учетом новой формулировки на обратные акцизы могли бы рассчитывать высококомплексные НПЗ — Омский «Газпром нефти», НОРСИ ЛУКОЙЛа, Уфимская группа «Башнефти». Важно понимать, что конкретных бенефициаров среди компаний не будет, поскольку все они имеют и хорошие по технологическим показателям заводы, и сравнительно отсталые производства, говорит эксперт. По ее словам, выгоду получит тот, кто будет выполнять планы по модернизации, говорит госпожа Грушевенко, но для этого нужны и инвестиции, делать которые сложно в период низких цен на нефть, и необходимость вкладывать средства в разработку все более «трудной» ресурсной базы. Эксперт не исключила, что обратный акциз может снизить цены на те виды нефтепродуктов, к которым будет применяться.

Минфин предложил давать обратный акциз подсанкционным компаниям

МОСКВА, 14 июн. Минфин РФ предлагает в рамках налогового маневра предоставлять обратный акциз НПЗ подсанкционных компаний, даже если они не выпускают бензин, сообщил журналистам директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

“Нет, те, которые производят бензин”, — ответил Сазанов на вопрос, будут ли получать обратный акциз фактически все НПЗ в России.

При этом он отметил, что исключение предлагается сделать для НПЗ подсанкционных компаний. К ним, например, относятся “Роснефть” и “Новатэк”. Притом, что они не соответствуют критериям по бензину, “зато они строят “Арктик СПГ-2”, сказал Сазанов.

“У них есть ограниченный доступ к финансовому ресурсу, при этом эти компании продолжают инвестировать в экономику Российской Федерации. Может быть, не в тех секторах. Но они продолжают инвестировать, им нужен для этого денежный поток. Если у вас нет внешних источников финансирования, у вас остаются внутренние источники. Если мы придем, бичом махнем и эти внутренние источники заберем, тоже надо понимать, что они заявили крупные проекты, которые на самом деле двигают другие отрасли экономики”, — прокомментировал ситуацию Сазанов.

Отрицательный акциз обсуждается как одна из мер поддержки НПЗ при проведении налогового маневра в нефтяной отрасли. Маневр предполагалось проводить с 2015 года. В его рамках должно было идти постепенное снижение экспортной пошлины на нефть с одновременным ростом НДПИ. Но маневр сейчас приостановлен: в 2018 году пошлина была сохранена на уровне 2017 года — 30%.

Как сообщил в четверг Сазанов, нефтяники и власти договорились об основных параметрах налогового маневра: снижении экспортных пошлин за шесть лет на пять процентных пунктов в год при эквивалентном росте НДПИ. Достигнуты договоренности также о введении обратного акциза на тонну переработанной нефти, но продолжается обсуждение по дополнительному плавающему акцизу (так называемая демпфирующая надбавка). Плавающий акциз должен частично или полностью (это обсуждается министерствами) компенсировать рост экспортного netback (доход компании от продажи нефти или нефтепродуктов на экспорт минус расходы на транспорт).

Минфин РФ предлагает при налоговом маневре давать обратный акциз подсанкционным компаниям

МОСКВА, 14 июн – РИА Новости/Прайм. Минфин РФ предлагает в рамках налогового маневра предоставлять обратный акциз НПЗ подсанкционных компаний, даже если они не выпускают бензин, сообщил журналистам директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

“Нет, те, которые производят бензин”, – ответил Сазанов на вопрос, будут ли получать обратный акциз фактически все НПЗ в России​​​.

При этом он отметил, что исключение предлагается сделать для НПЗ подсанкционных компаний. К ним, например, относятся “Роснефть” и “Новатэк”. Притом, что они не соответствуют критериям по бензину, “зато они строят “Арктик СПГ-2”, сказал Сазанов.

“У них есть ограниченный доступ к финансовому ресурсу, при этом эти компании продолжают инвестировать в экономику Российской Федерации. Может быть, не в тех секторах. Но они продолжают инвестировать, им нужен для этого денежный поток. Если у вас нет внешних источников финансирования, у вас остаются внутренние источники. Если мы придем, бичом махнем и эти внутренние источники заберем, тоже надо понимать, что они заявили крупные проекты, которые на самом деле двигают другие отрасли экономики”, – прокомментировал ситуацию Сазанов.

Отрицательный акциз обсуждается как одна из мер поддержки НПЗ при проведении налогового маневра в нефтяной отрасли. Маневр предполагалось проводить с 2015 года. В его рамках должно было идти постепенное снижение экспортной пошлины на нефть с одновременным ростом НДПИ. Но маневр сейчас приостановлен: в 2018 году пошлина была сохранена на уровне 2017 года — 30%.

Как сообщил в четверг Сазанов, нефтяники и власти договорились об основных параметрах налогового маневра: снижении экспортных пошлин за шесть лет на пять процентных пунктов в год при эквивалентном росте НДПИ. Достигнуты договоренности также о введении обратного акциза на тонну переработанной нефти, но продолжается обсуждение по дополнительному плавающему акцизу (так называемая демпфирующая надбавка). Плавающий акциз должен частично или полностью (это обсуждается министерствами) компенсировать рост экспортного netback (доход компании от продажи нефти или нефтепродуктов на экспорт минус расходы на транспорт).

Источники:
http://www.interfax.ru/presscenter/639863
http://nangs.org/news/economics/kakie-npz-smogut-poluchity-obratnyy-aktsiz-do-2024-goda
http://www.kommersant.ru/doc/3487764
http://independent-press.ru/ekonomika/34404-minfin-predlozhil-davat-obratnyy-akciz-podsankcionnym-kompaniyam.html
http://mfd.ru/news/view/?id=2245660
http://r53.fss.ru/advertisements/378029.shtml

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: