Некоммерческим организациям предлагаются налоговые послабления

Налоговые льготы для некоммерческих организаций

Специалисты Международной Юридической Компании проводят консультации по вопросам налогообложения организаций. Опытные аудиторы и юристы предоставят актуальную информацию по налоговым льготам для некоммерческих объединений.

Для некоммерческих организаций закон предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности для достижения уставных целей. Некоммерческие объединения обязаны платить установленные законом налоги и сборы. Эта обязанность не зависит от ведения ими предпринимательской деятельности. Она отражает основополагающие начала налогового законодательства: равенство и всеобщность при исполнении обязанности по уплате в бюджет налогов и сборов.

При этом Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате налогов для некоммерческих объединений. Также закон «О некоммерческих организациях» устанавливает льготный режим по уплате налогов для социально направленных некоммерческих организаций. Так, к примеру, льготы при уплате сборов и налогов имеет благотворительный фонд.

Рассмотрим основные льготы по налогам для некоммерческих объединений.

Льготы по налогу на прибыль некоммерческих объединений

Налогом на прибыль не облагаются:

целевые, вступительные, страховые, членские взносы учредителей (участников, членов) некоммерческих организаций;

доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;

финансовые перечисления из бюджетов всех уровней на определенные цели, указанные в уставе некоммерческой структуры;

полученные в качестве безвозмездной помощи деньги, иное имущество;

средства на капремонт дома, зачисляемые на счета специализированного потребительского кооператива.

Образовательные и медицинские некоммерческие организации для применения ставки по налогу на прибыль в размере 0% должны соответствовать ряду признаков:

иметь лицензию на право ведения медицинской и образовательной деятельности;

по итогам налогового периода размер дохода НКО от профильной деятельности, учитываемый при расчете базы по прибыли, равен не менее 90 % от всего объема доходов, или у организации отсутствуют учитываемые при расчете базы по прибыли доходы;

не менее 50 % от общего числа сотрудников медицинской организации имеют сертификат специалиста. Такая статистика сохраняется на протяжении всего налогового периода;

НКО в налоговом периоде не проводит вексельных операций и операций с производными финансовыми инструментами.

Законодательство устанавливает обязанность некоммерческих организаций, имеющих право на налоговые льготы, осуществлять отдельный учет доходов, по которым начисляется налог на прибыль. Более того, НКО обязаны доказать при необходимости факт целевого использования всех финансовых поступлений. Это необходимо для грамотного отражения целевых сумм при расчете прибыли и подлежащего уплате налога. По завершении налогового периода налогоплательщик должен направить отчет о целевом использовании полученных средств в свой налоговый орган.

Льготы по НДС для НКО

НДС не облагаются операции по реализации, передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд на территории РФ:

услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных, профессиональных образовательных программ как основных, так и дополнительных, программ профессиональной подготовки, в соответствии с лицензией, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии;

услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов;

социальных услуг разным слоям населения, указанных в НК РФ;

работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия;

услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства;

предметов религиозного назначения и религиозной литературы по перечню, утв. Правительством РФ, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, а также организация и проведение такими организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых:

  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
  • иных товаров и услуг в соответствии с действующим законом.
  • Следует отметить, что организация не платит НДС, если сумма ее выручки от реализации работ, товаров, услуг без учета налога за 3 последние месяца не превысила 2-х миллионов рублей.

    Льготы по налогу на имущество некоммерческих организаций

    От налога на имущество освобождены:

    • религиозные объединения. Данная льгота действует в том случае, если имущество используется в религиозной деятельности;
    • общероссийские общественные организации инвалидов. Условия предоставления льготы – те же, что и по освобождению от НДС;
    • созданные общественными организациями инвалидов учреждения. Для получения льготы такая структура должна иметь статус общероссийской. Имущество, освобождаемое от налога, должно использоваться для достижения культурных, физкультурно-спортивных, информационных, лечебно-оздоровительных, социальных, научных и иных целей;
    • организации, созданные общественными объединениями инвалидов. Условия освобождения от налога на имущество – те же, что и для льготы по НДС. Уставный капитал должен состоять исключительно из взносов общественных объединений инвалидов. В штате организации должно быть не менее 50 % работников, имеющих инвалидность. Их заработная плата должна составлять не менее 25 % фонда оплаты труда.

    В завершение стоит добавить, что субъекты РФ имеют право определять дифференцированные ставки по местным и региональным налогам. Критерии деления – категория компании-налогоплательщика, вид имущества, по которому начисляется налог. А также могут устанавливать налоговые льготы для компаний, в том числе для некоммерческих организаций, и основания их применения. Например, не платят земельный налог НКО, земли которых предоставлены и используются для размещения медицинских объектов, а также объектов образования, социального обеспечения и культуры.

    НКО имеют также льготы по транспортному налогу. Так, в Московской области транспортный налог не платят общественные организации инвалидов. Но данное правило не распространяется на воздушные и водные транспортные средства.

    Некоммерческие
    организации и налоги

    Особенности налогообложения НКО

    Обязательные платежи, с которыми сталкиваются НКО:

    • налог на прибыль организаций либо налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН);
    • страховые взносы;
    • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • налог на имущество организаций;
    • налог на добавленную стоимость (НДС).

    О каждом из них поговорим подробнее.

    Налоговые режимы

    Существует несколько налоговых режимов, но для некоммерческих организаций актуальны два из них:

    • общий режим налогообложения (ОСН);
    • упрощенная система налогообложения (УСН).

    Налоговые режимы имеют свои особенности, раскрываемые в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Разберем основные отличия.

    Общий режим налогообложения

    Общий режим налогообложения действует в отношении организации по умолчанию, если она по собственной инициативе не перешла на другой налоговый режим. Основным налогом для некоммерческой организации на ОСН будет налог на прибыль организаций, стандартная ставка которого равна 20% от прибыли (то есть доходов, уменьшенных на величину произведенных для их получения расходов). Также на ОСН организация является плательщиком НДС (кроме случаев, когда у организации есть освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика – его легко получить, если НКО вообще не оказывает платных услуг и ничего не продает, либо такие доходы за 3 месяца не превышают 2 млн рублей).

    Упрощенная система налогообложения

    В отличие от ОСН применение упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от уплаты налога на прибыль организаций и НДС (за некоторыми исключениями, которые в деятельности НКО встречаются крайне редко), соответственно, и от отчетности по этим налогам. Вместо этого организация выбирает один из двух вариантов уплаты налога в связи с применением УСН:

    • 6% с доходов;
    • 15% с доходов, уменьшенных на величину расходов.

    При этом под доходами (как в налоге на прибыль организаций, так и при УСН) понимаются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, а целевое финансирование и целевые поступления (например, пожертвования) доходами не считаются.

    Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Кроме того, для НКО на УСН есть дополнительные преференции, например, возможность использовать пониженные тарифы страховых взносов.

    Таким образом, преимущества УСН для НКО очевидны: меньше отчетности, нет НДС, есть возможность пользоваться дополнительными послаблениями. Даже если НКО оказывает платные услуги или занимается продажами, она все равно будет платить облегченный налог вместо налога на прибыль организаций.

    Большинство НКО соответствуют условиям, позволяющим применять УСН. Этих условий много ( статья 346.12 Налогового кодекса ), но основных из них три:

    • средняя численность работников организации не превышает 100 человек;
    • остаточная стоимость основных средств, которые есть на балансе организации (деньги на счетах и ценные бумаги сюда не относятся), не превышает 150 млн рублей;
    • доходы за год (не считая целевого финансирования и целевых поступлений) не превышают 150 млн рублей.

    Как перейти на УСН?

    Вариант 1
    Со дня регистрации, точнее, со дня постановки на учет в налоговом органе. Обычно эта дата совпадает с датой внесения записи в ЕГРЮЛ. Когда организация зарегистрирована, у нее есть 30 календарных дней с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет, для того чтобы подать в налоговый орган уведомление о переходе на УСН. В таком случае организация считается применяющей УСН с первого дня своего существования.

    Вариант 2
    С 1 января следующего года. Для этого достаточно подать уведомление о переходе на УСН до конца текущего года (до 31 декабря).

    В любом случае в уведомлении о переходе на УСН нужно будет указать выбранный объект налогообложения:

    Если организация планирует оказывать платные услуги практически с нулевой прибылью, то предпочтительнее второй вариант. Если же она собирается продавать разное имущество или поделки на благотворительных мероприятиях или вообще не предполагает вести предпринимательскую деятельность, то лучше первый вариант.

    Налогообложение поступлений

    Существует перечень поступлений, которые не учитываются как доходы НКО для целей налогообложения. То есть с таких поступлений не нужно платить ни налог на прибыль организаций на общем режиме налогообложения, ни налог в случае применения упрощенной системы налогообложения. Условия для обоих налоговых режимов (ОСН и УСН) одинаковые: перечень необлагаемых поступлений приведен в статье 251 Налогового кодекса. Перечислим основные из них:

    • гранты. Гранты Президента Российской Федерации, предоставляемые Фондом президентских грантов, налогом не облагаются. По другим грантам необходимо проверять соблюдение условий, изложенных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса: значение имеют источник (кто выделяет грант) и сфера реализации грантовой программы;
    • пожертвования ( статья 582 Гражданского кодекса Российской Федерации );
    • взносы (деньги и иное имущество), которые вносятся учредителями, участниками, членами организации и предусмотрены ее уставом;
    • безвозмездно полученные работы и услуги при наличии договоров о безвозмездном выполнении работ, оказании услуг;
    • имущество и права, переходящие по завещанию в порядке наследования;
    • имущество и права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности ;
    • субсидии , предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности;
    • права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом .

    Почти всё, что обычно собирают НКО, – частные пожертвования, членские взносы (для членских НКО), бесплатные услуги от бизнеса и волонтеров, – может не облагаться налогом при соблюдении минимальных требований к оформлению документов. По сути, НКО могут жить и чаще всего живут вообще без уплаты налогов с доходов, если ничего не продают, не оказывают платных услуг и не получают процентов по депозитам. Но есть важный нюанс: НКО должны раз в год отчитываться по всем своим необлагаемым налогом поступлениям. Для этих целей существует специальный отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

    Налог на имущество организаций

    С 1 января 2021 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество , кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.

    Страховые взносы

    Именно со страховыми взносами НКО сталкиваются чаще всего. Они платятся как работникам по трудовым договорам, так и внешним специалистам, привлекаемым по гражданско-правовым договорам для выполнения отдельных работ или услуг.

    Можно выделить 4 вида страховых взносов:

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (22%)

    Обычно говорят о тарифе 22% от размера вознаграждения физическому лицу. На самом деле этот расчет немного сложнее: 22% берутся от суммы, не превышающей за год установленной предельной величины. В 2021 году она составляет 1,15 млн рублей. С суммы, превышающей эту предельную величину, нужно платить только 10%. Большинству НКО можно смело рассчитывать отчисления на обязательное пенсионное страхование, исходя из 22%.

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (5,1%)

    Самые простые для расчета страховые взносы – 5,1% от всей суммы выплат.

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%)

    2,9% – это стандартный тариф, который нужно брать за основу при планировании бюджета организации или проекта. При этом страховые взносы платятся до момента, пока выплаты конкретному работнику нарастающим итогом за год не достигнут предельной величины. В 2021 г. она составляет 865 000 рублей.

    Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%)

    0,2% – это тариф по наиболее распространенному I (минимальному) классу профессионального риска.

    Все эти взносы организация платит «сверх» зарплаты. Давайте посмотрим на примере, как они рассчитываются.

    Допустим, заработная плата работника по трудовому договору составляет 30 000 рублей в месяц. Человек не болел, отработал все рабочие дни месяца. Ему причитается вся сумма. Из нее мы удержим и перечислим в бюджет НДФЛ – 3 900 рублей (13%), в итоге человек получит 26 100 рублей. Также организация должна будет заплатить:

    • 22% от 30 000 рублей (6 600 рублей) на обязательное пенсионное страхование;
    • 5,1% (1530 рублей) на обязательное медицинское страхование;
    • 2,9% (870 рублей) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    • 0,2% (60 рублей) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Итого получается, что мы платим 30,2% от зарплаты в качестве страховых взносов. От суммы в 30 000 рублей это будет 9 060 рублей. По сути, работник, получающий зарплату в 30 000 рублей в месяц, обходится организации в 39 060 рублей. При этом сам работник на руки получает 26 100 рублей, если только не пользуется налоговыми вычетами.

    Страховые взносы с выплат работникам, состоящим в штате организации (с кем заключены трудовые договоры), и людям, работающим по договорам гражданско-правового характера, немного отличаются:

    Некоммерческие
    организации и налоги

    Особенности налогообложения НКО

    Обязательные платежи, с которыми сталкиваются НКО:

    • налог на прибыль организаций либо налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН);
    • страховые взносы;
    • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • налог на имущество организаций;
    • налог на добавленную стоимость (НДС).

    О каждом из них поговорим подробнее.

    Налоговые режимы

    Существует несколько налоговых режимов, но для некоммерческих организаций актуальны два из них:

    • общий режим налогообложения (ОСН);
    • упрощенная система налогообложения (УСН).

    Налоговые режимы имеют свои особенности, раскрываемые в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Разберем основные отличия.

    Общий режим налогообложения

    Общий режим налогообложения действует в отношении организации по умолчанию, если она по собственной инициативе не перешла на другой налоговый режим. Основным налогом для некоммерческой организации на ОСН будет налог на прибыль организаций, стандартная ставка которого равна 20% от прибыли (то есть доходов, уменьшенных на величину произведенных для их получения расходов). Также на ОСН организация является плательщиком НДС (кроме случаев, когда у организации есть освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика – его легко получить, если НКО вообще не оказывает платных услуг и ничего не продает, либо такие доходы за 3 месяца не превышают 2 млн рублей).

    Упрощенная система налогообложения

    В отличие от ОСН применение упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от уплаты налога на прибыль организаций и НДС (за некоторыми исключениями, которые в деятельности НКО встречаются крайне редко), соответственно, и от отчетности по этим налогам. Вместо этого организация выбирает один из двух вариантов уплаты налога в связи с применением УСН:

    • 6% с доходов;
    • 15% с доходов, уменьшенных на величину расходов.

    При этом под доходами (как в налоге на прибыль организаций, так и при УСН) понимаются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, а целевое финансирование и целевые поступления (например, пожертвования) доходами не считаются.

    Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Кроме того, для НКО на УСН есть дополнительные преференции, например, возможность использовать пониженные тарифы страховых взносов.

    Таким образом, преимущества УСН для НКО очевидны: меньше отчетности, нет НДС, есть возможность пользоваться дополнительными послаблениями. Даже если НКО оказывает платные услуги или занимается продажами, она все равно будет платить облегченный налог вместо налога на прибыль организаций.

    Большинство НКО соответствуют условиям, позволяющим применять УСН. Этих условий много ( статья 346.12 Налогового кодекса ), но основных из них три:

    • средняя численность работников организации не превышает 100 человек;
    • остаточная стоимость основных средств, которые есть на балансе организации (деньги на счетах и ценные бумаги сюда не относятся), не превышает 150 млн рублей;
    • доходы за год (не считая целевого финансирования и целевых поступлений) не превышают 150 млн рублей.

    Как перейти на УСН?

    Вариант 1
    Со дня регистрации, точнее, со дня постановки на учет в налоговом органе. Обычно эта дата совпадает с датой внесения записи в ЕГРЮЛ. Когда организация зарегистрирована, у нее есть 30 календарных дней с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет, для того чтобы подать в налоговый орган уведомление о переходе на УСН. В таком случае организация считается применяющей УСН с первого дня своего существования.

    Вариант 2
    С 1 января следующего года. Для этого достаточно подать уведомление о переходе на УСН до конца текущего года (до 31 декабря).

    В любом случае в уведомлении о переходе на УСН нужно будет указать выбранный объект налогообложения:

    Если организация планирует оказывать платные услуги практически с нулевой прибылью, то предпочтительнее второй вариант. Если же она собирается продавать разное имущество или поделки на благотворительных мероприятиях или вообще не предполагает вести предпринимательскую деятельность, то лучше первый вариант.

    Налогообложение поступлений

    Существует перечень поступлений, которые не учитываются как доходы НКО для целей налогообложения. То есть с таких поступлений не нужно платить ни налог на прибыль организаций на общем режиме налогообложения, ни налог в случае применения упрощенной системы налогообложения. Условия для обоих налоговых режимов (ОСН и УСН) одинаковые: перечень необлагаемых поступлений приведен в статье 251 Налогового кодекса. Перечислим основные из них:

    • гранты. Гранты Президента Российской Федерации, предоставляемые Фондом президентских грантов, налогом не облагаются. По другим грантам необходимо проверять соблюдение условий, изложенных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса: значение имеют источник (кто выделяет грант) и сфера реализации грантовой программы;
    • пожертвования ( статья 582 Гражданского кодекса Российской Федерации );
    • взносы (деньги и иное имущество), которые вносятся учредителями, участниками, членами организации и предусмотрены ее уставом;
    • безвозмездно полученные работы и услуги при наличии договоров о безвозмездном выполнении работ, оказании услуг;
    • имущество и права, переходящие по завещанию в порядке наследования;
    • имущество и права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности ;
    • субсидии , предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности;
    • права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом .

    Почти всё, что обычно собирают НКО, – частные пожертвования, членские взносы (для членских НКО), бесплатные услуги от бизнеса и волонтеров, – может не облагаться налогом при соблюдении минимальных требований к оформлению документов. По сути, НКО могут жить и чаще всего живут вообще без уплаты налогов с доходов, если ничего не продают, не оказывают платных услуг и не получают процентов по депозитам. Но есть важный нюанс: НКО должны раз в год отчитываться по всем своим необлагаемым налогом поступлениям. Для этих целей существует специальный отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

    Налог на имущество организаций

    С 1 января 2021 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество , кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.

    Страховые взносы

    Именно со страховыми взносами НКО сталкиваются чаще всего. Они платятся как работникам по трудовым договорам, так и внешним специалистам, привлекаемым по гражданско-правовым договорам для выполнения отдельных работ или услуг.

    Можно выделить 4 вида страховых взносов:

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (22%)

    Обычно говорят о тарифе 22% от размера вознаграждения физическому лицу. На самом деле этот расчет немного сложнее: 22% берутся от суммы, не превышающей за год установленной предельной величины. В 2021 году она составляет 1,15 млн рублей. С суммы, превышающей эту предельную величину, нужно платить только 10%. Большинству НКО можно смело рассчитывать отчисления на обязательное пенсионное страхование, исходя из 22%.

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (5,1%)

    Самые простые для расчета страховые взносы – 5,1% от всей суммы выплат.

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%)

    2,9% – это стандартный тариф, который нужно брать за основу при планировании бюджета организации или проекта. При этом страховые взносы платятся до момента, пока выплаты конкретному работнику нарастающим итогом за год не достигнут предельной величины. В 2021 г. она составляет 865 000 рублей.

    Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%)

    0,2% – это тариф по наиболее распространенному I (минимальному) классу профессионального риска.

    Все эти взносы организация платит «сверх» зарплаты. Давайте посмотрим на примере, как они рассчитываются.

    Допустим, заработная плата работника по трудовому договору составляет 30 000 рублей в месяц. Человек не болел, отработал все рабочие дни месяца. Ему причитается вся сумма. Из нее мы удержим и перечислим в бюджет НДФЛ – 3 900 рублей (13%), в итоге человек получит 26 100 рублей. Также организация должна будет заплатить:

    • 22% от 30 000 рублей (6 600 рублей) на обязательное пенсионное страхование;
    • 5,1% (1530 рублей) на обязательное медицинское страхование;
    • 2,9% (870 рублей) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    • 0,2% (60 рублей) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Итого получается, что мы платим 30,2% от зарплаты в качестве страховых взносов. От суммы в 30 000 рублей это будет 9 060 рублей. По сути, работник, получающий зарплату в 30 000 рублей в месяц, обходится организации в 39 060 рублей. При этом сам работник на руки получает 26 100 рублей, если только не пользуется налоговыми вычетами.

    Страховые взносы с выплат работникам, состоящим в штате организации (с кем заключены трудовые договоры), и людям, работающим по договорам гражданско-правового характера, немного отличаются:

    Фискальное бремя

    До 2005 года в России существовала практика, по которой средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль и давало маневр для появления «серых» схем. Сегодня компании-благотворители могут оказывать безвозмездную помощь только из средств чистой прибыли и не освобождаются от уплаты налога на прибыль. Эксперты отмечают, что потенциальные благотворители зачастую регистрируют благотворительные фонды не в России, а в странах с лояльным налоговым режимом и отсутствием административных издержек.

    Благотворительная деятельность в России регулируется несколькими документами. Так, Конституция РФ провозглашает, что в стране «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Есть ряд специальных законов, такие как ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О меценатской деятельности», «О некоммерческих организациях», а ряд норм Гражданского кодекса определяет общие положения, например, ст. 582, поясняет Юлия Андреева, адвокат, соруководитель практики частных клиентов адвокатского бюро «S&K Вертикаль».

    Льгота для благотворителя

    В Налоговом кодексе содержатся нормы, регулирующие налогообложение благотворительной деятельности. По мнению Юлии Андреевой, налоговые льготы на благотворительность целесообразно разделить на три группы: налог на прибыль, НДС, благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ. Так, российское налоговое законодательство, по словам госпожи Андреевой, предписывает организациям-благотворителям оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. Они не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.

    «Например, в силу ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы “в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей”, а также “целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности”»,— рассказывает госпожа Андреева.— Министерство финансов РФ в своих письмах высказывало мнение, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Однако статьей 284 Налогового кодекса РФ органам законодательной власти субъектов РФ дано право уменьшать ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (с 18 до 13,5%), для отдельных категорий налогоплательщиков».

    Эксперт поясняет, что в силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС. Главное условие — такая деятельность должна вестись в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции», и не касаться подакцизных товаров.

    Налоговое законодательство РФ также поддерживает физических лиц, решивших заняться благотворительной деятельностью. «Статьей 219 Налогового кодекса РФ предусматривается, что граждане, оказывающие благотворительную помощь, имеют право на социальный налоговый вычет в сумме, равной этой помощи,— комментирует госпожа Андреева.— Это означает, что налогоплательщику возвращают из бюджета часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то есть фактически 13% от суммы его расходов на благотворительность».

    Наталья Иванова, учредитель и директор благотворительного фонда «Страна — детям», напоминает, что с 1 января 2021 года вступил в силу 426-ФЗ от 27.11.2018 «О внесении изменений в статьи 219 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который устанавливает льготы для физических и юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры. «Закон предусматривает для частных благотворителей увеличение размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с 25 до 30% от суммы дохода граждан, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению,— делится данными Наталья Иванова.— Бизнес получил возможность включать в состав инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций расходы (до 100%) в виде пожертвований». По остальным сферам благотворительной деятельности коммерческих организаций, не связанным с объектами культуры, Налоговый кодекс РФ специальных льгот не предусматривает.

    Станислав Бойко, директор по юридическим и налоговым вопросам Moore Stephens Moscow, считает, что для коммерческих предприятий не предоставлено каких-либо существенных налоговых льгот. «Взять, к примеру, НДС: при передаче имущества в благотворительную организацию у компании сразу же возникает обязанность восстанавливать НДС, поскольку данная операция освобождена от НДС. Соответственно, с одной стороны, передача в виде пожертвований освобождена от НДС, но с другой стороны — благотворитель обязан заплатить НДС,— поясняет господин Бойко.— По налогу на прибыль у нас нет никаких льгот. Наоборот, все расходы, связанные с безвозмездной передачей, нельзя учитывать для целей налога на прибыль. По мнению контролирующих органов, предоставление вычетов по расходам на благотворительность приводит к тому, что помощь будет оказана за счет бюджета. Такое мнение высказал Минфин России. Однако совсем не учитывают тот факт, что существенную часть жертвований (80/100) несет именно благотворитель. Налоговый кодекс не предусматривает какой-либо процент дохода, который компания могла бы перечислить без налоговых последствий».

    Валерия Голянова, партнер компании «Бизнес Развитие», считает, что фискальные послабления для компаний-благотворителей стимулируют не социальную ответственность, а развитие схем ухода от налогов. «Такая налоговая “оптимизация” была распространена у нас до 2005 года, когда расходы на благотворительность вычитались для целей налога на прибыль. То есть, по сути, 20% пожертвований оплачивалось из кармана государства, что становилось поводом для использования их для целей вывода и обналичивания денежных средств,— сокрушается госпожа Голянова.— Аналогичная практика распространена и за рубежом. Яркий пример — скандалы с благотворительными фондами Сороса, используемыми как в рамках налоговых схем по снижению корпоративного налога, так и для целей вывода активов, с целью их защиты от притязаний».

    Юлия Андреева вспоминает, что в 2014 году активно проверяли фактическую деятельность благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда», так как, по мнению проверяющих органов, несмотря на заявленную благотворительность, основным видом деятельности компании было указано «прочее денежное посредничество», при этом благотворительность в перечне видов деятельности вообще не указана.

    «Была еще одна нашумевшая история: волгоградский фонд “Наше будущее” по результатам проверки ФНС за период с 2013 по 2015 год был привлечен к ответственности в связи с неуплатой налогов. С 2013 по 2015 год фонд не предоставлял налоговые декларации: это объяснялось тем, что он якобы существовал за счет пожертвований и не вел никакой деятельности, требующей отчислений в бюджет,— рассказывает Юлия Андреева.— Оказалось, что в фонде весьма свободно трактовали налоговое законодательство. Организация, которая по документам занималась поддержкой детского музыкального творчества, фактически являлась довольно успешным бизнес-проектом. Фактически фонд представлял собой коммерческое предприятие: он получал от участников деньги, на которые проводил детские фестивали, и не занимался благотворительностью. Все средства перечислялись в рамках договоров, никаких взносов или спонсорской поддержки не предполагалось».

    Наталья Иванова отмечает, что до 2005 года занимающиеся благотворительностью организации действительно получали определенную выгоду. «Средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль. Это и породило появление множества фиктивных некоммерческих организаций, которые под видом благотворительности прикрывали уход от налогов»,— поясняет она .

    По словам Гиоргия Башинуридзе, юриста компании «Юристат», чаще всего злоупотребление налоговыми льготами происходит путем учреждения фиктивных благотворительных обществ. «А налоговые льготы и иные послабления, применяемые к ним вкупе со слабым контролем со стороны государственных органов, позволяют им не только укрывать имущество и деньги, но и активно переправлять их за границу под предлогом международной трансграничной благотворительной деятельности»,— констатирует господин Башинуридзе.

    Павел Зюков, старший партнер, руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, говорит, что встречается построение налоговых схем с использованием фиктивных благотворительных фондов, в частности, в целях экономии на зарплатных налогах. «Например, коммерческая компания создает подконтрольную благотворительную организацию, в которую на основании гражданско-правовых договоров набираются сотрудники данной коммерческой организации в качестве волонтеров, которым выплачивается вся или часть заработной платы в виде необлагаемых НДФЛ и страховыми взносами выплат»,— рассказывает господин Зюков.

    Стимул для добрых дел

    По мнению директора по развитию благотворительного фонда «Дети наши» Натальи Петровой, пока российский бизнес с трудом «раскручивается» на системные проекты, с отложенным и не всегда легко оцифровываемым результатом. «Сейчас за счет благотворительности большинство российских компаний хочет решать собственные вопросы: усилить HR-бренд, повысить лояльность сотрудников к бренду, развить корпоративную культуру. И зачастую, что особенно грустно, бизнес видит в НКО не партнера, а исполнителя,— сетует госпожа Петрова. Например, к нам в фонд “Дети наши” как-то пришел запрос от компании: “Нам надо вывести 500 сотрудников на волонтерское мероприятие: заборы покрасить, деревья посадить. Завтра”. По сути, это был запрос на организацию тимбилдинга с последующим пиаром. Однако никакого толчка для решения социальных проблем такое волонтерство не даст. Очень хочется, чтобы корпорации отчетливо понимали, что задача НКО — это решение конкретных социальных проблем, а не обслуживание бизнеса».

    Юлия Андреева напоминает, что в России до конца 2021 года должна появиться обновленная Концепция развития благотворительности, которая разрабатывается по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Проект документа готовится Минэкономразвития с участием НКО и широко обсуждается в СМИ и на профильных площадках. Возможно, уже в ней мы увидим новые инструменты, говорит эксперт.

    По мнению Станислава Бойко, на данный момент самым главным благотворителем выступает государство. А для того чтобы стимулировать частные компании, необходимо предоставить «стандартные» налоговые льготы. «К примеру, предусмотреть какой-либо порог от процентного дохода или суммы дохода, который можно учитывать в качестве расхода и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль,— комментирует господин Бойко.— В 2014 году в Госдуму был внесен законопроект о поощрении меценатства, который предусматривал установление максимальной суммы пожертвований в размере 5 млн рублей. К сожалению, законопроект был отозван».

    Павел Кокорев, ведущий юрист Европейской юридической службы, напоминает, что Минфин России и ФНС России в своих письмах неоднократно высказывали следующую точку зрения: «Осуществление расходов в виде благотворительных пожертвований — это добровольное волеизъявление налогоплательщиков, преследующее общеполезные цели, которое не направлено на извлечение доходов в коммерческих целях».

    По словам Маргариты Есиповой, руководителя проектов направления «Налоги и право» группы компаний SRG, вкупе с ограничениями, обусловленными правилами об иностранных агентах, мы на практике часто встречаемся с тем, что резиденты РФ, потенциальные благотворители, заинтересованные в развитии какого-либо направления на благотворительных началах, намеренно регистрируют благотворительные организации и фонды за рубежом, где соблюдается конфиденциальность и присутствует максимально благоприятный налоговый режим без излишних административных издержек.

    В Европе пожертвования благотворительным организациям, которые являются плательщиками налога на прибыль, принимаются к вычету. Лимит на вычет, по словам Станислава Бойко, зависит от страны, но обычно составляет 10–20% своих налогооблагаемых доходов за соответствующий период.

    «В Германии вычет ограничен 0,4% для юридических лиц и 20% для физических лиц. Существенные налоговые льготы предоставляются в Великобритании, сумма пожертвований применяется к вычету без ограничений. Согласно данным статистики, по количеству благотворительных организаций лидируют Германия и Великобритания»,— констатирует Юлия Андреева.

    По словам Екатерины Кругловой, исполнительного директора фонда «Память поколений», в Европе существуют две формы налоговых льгот — это либо вычет из налоговой базы (освобождение от обложения суммы пожертвования), либо налоговый кредит (сумма пожертвования сокращает налог к уплате и используется реже). При этом максимальная величина пожертвований в странах ЕС разнится. «Во Франции, например, законодательно установлено право на снижение налога на доход донора на 50% от общей суммы пожертвования при ограничениях величины пожертвований в 6% облагаемой базы; в Испании предельная величина пожертвований — 10%»,— рассказывает госпожа Круглова. Этот опыт можно было бы перенять.

    Некоммерческим организациям предлагаются налоговые послабления

    Благотворительность сделают «образом жизни большинства»

    В ближайшие годы российские жертвователи и благотворительные организации получат новые налоговые льготы, следует из проекта концепции совершенствования сферы благотворительности в России до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации на 2021–2021 годы, подготовленных Министерством экономического развития (копия есть у РБК). Часть предложений была подготовлена сотрудниками Высшей школы экономики.

    Обсуждение проекта с представителями благотворительных организаций назначено на 12 февраля. Минэкономразвития прежде собирало предложения благотворительных организаций, знает председатель комиссии Общественной палаты по социальной политике Елена Тополева-Солдунова, которая будет участвовать в обсуждении концепции.

    Как следует из проекта, его цель — преодоление недоверия населения к благотворительной деятельности, создание налоговых льгот для благотворителей и благотворительных организаций и, как итог, «трансформация благотворительности в образ жизни большинства». Авторы документа отмечают, что необходимо избавиться от разрыва между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительности, и количеством реально вовлеченных в эту деятельность.

    В июле 2021 года Минэкономразвития планирует внесение в Государственную думу законопроекта, расширяющего налоговые стимулы для жертвователей.

    Сколько в России благотворителей

    С 2007 по 2017 год доля вовлеченных в благотворительные пожертвования россиян выросла с 44 до 57%. Показателей, которых ведомство планирует достигнуть к 2025 году, в документе нет.

    Жертвователи и НКО получат налоговые льготы ​

    Минэкономразвития описало в концепции налоговые льготы для благотворителей и благотворительных организаций. Сейчас жертвователь может получить социальный налоговый вычет — предложено упростить этот механизм в случае, если пожертвование осуществлено через краудфандинговые платформы.

    Кроме того, предлагается «установить особый порядок получения сумм возврата при получении социального налогового вычета».

    РБК направил запрос в министерство, о каком именно упрощении и порядке идет речь в документе.

    Скорее всего, суть предложения в том, чтобы позволить получать социальный налоговый вычет самим НКО, говорит Тополева-Солдунова. «Сейчас есть возможность получать такой вычет физическим лицам, которые совершили пожертвование, но они крайне редко ею пользуются, потому что это достаточно сложно. Хотелось бы, чтобы право получать налоговый вычет вместо физического лица получило бы НКО — с согласия жертвователя, разумеется. НКО этой возможностью обязательно воспользовались бы и получили дополнительные деньги на благотворительность», — объяснила она.

    Это крайне необходимая мера для больших фондов, которые могут автоматизировать этот процесс, считает соучредитель фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский.

    В концепции также предложено расширить применение механизмов принятых в конце 2018 года изменений в Налоговых кодекс (ФЗ № 426), что позволит получать налоговые льготы на прибыль в случае, если пожертвования осуществлены в пользу государственных и муниципальных учреждений культуры. Если инициативу одобрит правительство, это правило будет расширено на пожертвования для благотворительных НКО, указала Тополева-Солдунова.

    Необходимость налогового вычета для коммерческого сектора созрела давным-давно, уверен Алешковский. «Без подобной практики надежды на серьезное развитие некоммерческого сектора в России очень мало. Совершенно очевидно, что коммерческие организации в первую очередь хотят получать прибыль. И сейчас в России нет инструментов, которые бы позволяли делать добрые дела и получать прибыль», — указал он.

    Еще одна оговоренная в концепции льгота — отмена налога на прибыль для процентов, набежавших на банковские депозиты благотворительных НКО. Тополева-Солдунова полагает, что эта инициатива, конечно, поможет НКО, но ее реализацию надо проводить очень аккуратно, поскольку нормой могут воспользоваться недобросовестные организации, не имеющие отношения к благотворительности.

    Среди других содержащихся в концепции предложений — создание стимулов для безвозмездной передачи производителями своих товаров на благотворительные цели, передачи части наследства, распространение практики программ по корпоративному жертвованию, а также содействие выпуску товаров и услуг, процент от прибыли на которые будет передан в благотворительность, и т.д.

    Правила сбора средств будут четко оговорены

    Помимо налоговых льгот Минэкономразвития предлагает следующие меры развития благотворительности: расширение перечня организационно-правовых форм, в которых возможно создание благотворительных организаций (сейчас допустимо только в форме общественного объединения, фонда и учреждения). РБК попросил Минэкономразвития уточнить, о каких еще формах идет речь.

    Ведомство предлагает также законодательно урегулировать правила сбора денежных средств с помощью специальных ящиков. Эта тема давно поднимается в благотворительном сообществе, заметила Тополева-Солдунова. «Необходимо прописать, и какие это будут ящики, что их должно быть непросто открыть, и порядок вскрытия и расположения», — пояснила она.

    Кроме того, необходимо упростить возможность проведения регулярных платежей от граждан, полагают в ведомстве.

    В концепции также есть положения, посвященные подготовке кадров для сферы благотворительности, — упомянута необходимость создания новых образовательных стандартов и программ высшего образования. Действующие члены благотворительных организаций должны включаться в различные общественные советы при государственных ведомствах, а муниципалитеты и регионы должны либо безвозмездно предоставлять помещения для размещения благотворительных организаций, либо сдавать в аренду на льготных условиях.

    Отдельная главка документа посвящена взаимодействию со СМИ. В частности, министерство предлагает создать при ведущих СМИ, финансируемых из бюджетных источников, комиссии по размещению социальной рекламы.

    Источники:
    http://xn--80asdbjdcwjs4g.xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/nko_i_nalogi
    http://xn--80asdbjdcwjs4g.xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/nko_i_nalogi
    http://www.kommersant.ru/doc/3990111
    http://www.rbc.ru/society/12/02/2019/5c614e6d9a79476db1550ce1
    http://www.forbes.ru/biznes/361261-zelenaya-lgota-kak-v-rossii-simuliruyut-zabotu-ob-ekologii-zdaniy

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: