Названы цели налоговиков и таможенников

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКЙ ФЕДЕРАЦИИ

студент 5 курса, Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Аннотация. В данной статье показаны особенности взаимодействия таможенных и налоговых органов РФ. Изучены основные направления взаимодействия таможенных и налоговых органов. Проведён анализ совместных проверочных мероприятий.

Ключевые слова: таможенные органы, налоговые органы, взаимодействие, система, законодательство, элементы, товары, таможенные платежи, государство, структура, контроль.

Сфера внешней торговли представляет собой важнейшую часть национальной экономики. Можно без преувеличения сказать, что это наиболее ресурсоёмкий и мобильный по своей роли источник, обеспечивающий доходность государства. Функционирование этой сферы базируется на деятельности и взаимодействии двух важнейших органов: Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы. Каждая из них, в свою очередь, основывается на специфическом федеральном законодательстве, выделяющем общее и особенное в деятельности каждой из названных служб.

И налоговая, и таможенная службы представляют в своей деятельной сути системы с присущими им элементными признаками.

Так, налоговую систему мы можем определить как законодательно принятую и признанную совокупность налогов, взимаемых государством, средств, форм и методов их построения и организации налогового контроля.

Под таможенной системой будем понимать законодательно установленную совокупность средств и методов государственного регулирования ввоза и вывоза товаров, пересекающих границу страны, одна из важнейших составных частей системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Её элементами являются пошлины, сборы и органы.

Нетрудно заметить, что и та, и другая системы имеют схожие элементы:

  • законодательное установление;
  • целостность;
  • институциональность (форма общественного устройства);
  • наличие объектов воздействия (хозяйствующие субъекты);
  • наличие инструментов воздействия (налоги, пошлины, сборы);
  • специфическая встроенность в систему государственного финансового контроля;
  • общность цели – наполнение доходной части государственного бюджета.

С обыденной точки зрения взаимодействие означает участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление сходных мероприятий и др. С более строгой, философской точки зрения взаимодействие отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Взаимодействию в нашем случае сопутствуют понятия «взаимодополняемость» и «взаимозависимость», что вполне приемлемо для исследования деятельности налоговых и таможенных служб.

Все вышеобозначенные элементы налоговой и таможенной систем образуют функциональную структуру, то есть организацию или службу (служение государству). Именно это свойство атрибутивно присуще налоговой и таможенной службам, которые находятся на переднем плане защиты экономических интересов государства. Именно они объективно (согласование средств, методов) стоят ближе к решению бюджетных задач, а значит, социальных и иных насущных вопросов.

Таким образом, в системе взаимодействия исполнительных органов государственной власти, обеспечивающих в наибольшей мере экономическую стабильность и безопасность, мы особо выделяем налоговую и таможенную службы.

В деятельности близких по функциональному назначению государственных органов, естественно, присутствуют как общие, так и особенные черты (цели, задачи, принципы, методы). Не исключением является характер деятельности налоговых и таможенных органов.

Деятельность каждого из названных органов носит самостоятельный характер, отвечающий задачам только этого органа.

Взаимодействие российских таможенных и налоговых служб осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве ФТС РФ и ФНС РФ, основу которого составляет взаимное представление необходимых сведений из баз данных служб на плановой основе, а также в оперативном порядке. Ведомствами разработано и утверждено Положение об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий, а также мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон. В настоящие время на региональные таможенные управления возложены функции по оценке эффективности выбора объектов контроля, формированию планов совместных контрольных мероприятий, а также учету и анализу проверок.

На сегодняшний день взаимодействие таможенной и налоговой служб осуществляется по многим направлениям, в частности: обмен информацией, проведение совместных проверочных мероприятий, интеграция информационных ресурсов, координация действий по категорированию субъектов предпринимательской деятельности, внедрение механизмов прослеживаемости товаров и «сквозного контроля». Необходимо отметить, что развитие межведомственного взаимодействия за счёт работы Координационного совета ориентировано на все этапы оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

Скоординированное контрольное мероприятие или коротко СКМ – это сложное организационное мероприятие таможенного и налогового контроля.

Суть мероприятия заключается в выявлении таможенным органом признаков нарушения в сфере таможенного дела, влекущее за собой изменение величины налоговых обязательств налогоплательщика, и, соответственно, выявление налоговым органом правонарушений в сфере законодательства о налогах и сборах, влекущее за собой нарушение в сфере таможенного дела.

Как правило, начало проверочных мероприятий синхронизируется таможенными и налоговыми органами. Таможенный и налоговый органы открывают проверки с учётом того, что объекты и вопросы таможенного и налогового контроля различаются. Таможенный орган смотрит на то, чтобы в отношении товара были уплачены платежи в полном объёме, чтобы в отношении него лицом при ввозе были соблюдены запреты и ограничения и иные требования законодательства, вопросы которого отнесены к компетенции таможенных органов.

Налоговый орган анализирует финансовый результат деятельности лица – налогоплательщика, а также иных лиц, участвующих в обороте данного товара. А с учётом специфики работы двух служб в рамках СКМ имеется возможность глубоко проанализировать вопросы в двух направлениях и комплексно выявить нарушения в сфере таможенного и налогового дела.

По итогам такого вида контроля с полной уверенностью можно будет говорить о том, что со стороны двух органов исполнительной власти – ФТС России и ФНС России, в отношении лица – налогоплательщика по конкретным декларациям на товары и за конкретный налоговый период государственный контроль был осуществлен в полном объеме, а сумма дополнительно начисленных таможенных и налоговых платежей поступила в доход бюджета Российской Федерации.

За продолжительное время сотрудничества выработаны подходы к совместному контролю, механизмы и инструменты реализации задач, а также базовые основы информационного обмена.

На сегодняшний момент перед ФТС России и ФНС России поставлены первостепенные задачи по объединению усилий, направленных на повышение собираемости бюджета. Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года № 12 Министерству финансов Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. В новых условиях были пересмотрены и подходы по проведению таможенного и налогового контроля.

В вопросах совершенствования деятельности сделан акцент на необходимость повышения эффективности проводимых совместных контрольных мероприятий.

Основой для реализации в этом направлении задач стал формируемый совместно двумя службами ежеквартальный план оперативных мероприятий по увеличению собираемости налоговых и таможенных платежей, который учитывает как направления совершенствования деятельности, так и формирование конкретных отраслей контроля.

За период январь-май 2018 года таможенными органами во взаимодействии с налоговыми органами проведено 304 проверочных мероприятия (за аналогичный период 2017 года – 345 проверочных мероприятий). Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на общую сумму около 2,1 млрд. руб. (около 1,1 млрд. руб. за 5 мес. 2017 г.), взыскано – 943 млн. руб. (560 млн. руб. за 5 мес. 2017 г.). Возбуждено 383 дела об АП и 26 уголовных дел (за аналогичный период 2017 года – 622 и 38 дел соответственно).

В том числе проведено 84 скоординированных контрольных мероприятия с применением 91 формы таможенного контроля (за январь-май 2017 года – 118 мероприятий с применением 123 форм таможенного контроля). Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 838 млн. руб., взыскано 314 млн. руб. За аналогичный период 2017 года таможенными органами дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму около 240 млн. руб., взыскано 44 млн. руб. За 5 месяцев 2018 года по итогам скоординированных контрольных мероприятий количество возбужденных дел об АП составило 42, уголовных – 11 (за аналогичный период 2017 года – 124 и 6 соответственно).

Рост эффективности совместных контрольных мероприятий достигается за счёт комплексного подхода – серьёзной аналитической работой, качественным выбором объектов контроля, а также отработанным механизмом информационного обмена.

Уровень развития компьютерных технологий и информационного взаимодействия растёт. И мы должны это максимально использовать в вопросах обеспечения полноты собираемости государственного бюджета, а также пресечения нарушений в сфере таможенного и налогового контроля.

Как взаимодействуют ФНС и ФТС России

В России есть 2 Федеральные службы – ФТС и ФНС, которые довольно часто решают общие задачи. Такие как сбор обязательных платежей, учет и контроль за плательщиками, перемещение товаров/работ/услуг и др. Поэтому не на пустом месте давно ходят активные слухи об объединении ФНС и ФТС России в единую госструктуру. По нашей информации, это должно было состояться уже в мае 2018 года. Однако, как обстоит дело сейчас?

Что объединяет налоговиков и таможенников

Тесное взаимодействие ФТС и ФНС России основано хотя бы на том, что только два ведомства дают более 90% всех налогов, которые поступают в федеральный бюджет. Поэтому от того, как они будут вместе работать, во многом зависит устойчивость всей бюджетной системы в целом.

Ещё в 2015 году Президент России поставил задачи по интеграции основных администраторов бюджета – Налоговой службы и Таможенной службы – и созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. В итоге, обе Службы были переданы в ведение Минфина.

Они начали проводить совместную работу в этом направлении. В первую очередь, усилия были сосредоточены на создании цифровых платформ, внедрении новых технологий, которые позволяли бы более эффективно администрировать и контролировать выполнение своих обязательств перед налогоплательщиками и государством.

На 2018 год задачи по интеграции крупнейших администраторов и повышению эффективности работы выполнены. Об этом говорят:

  • растущие показатели эффективности налогового и таможенного администрирования;
  • рост поступлений платежей во все уровни бюджетной системы.

Это говорит о том, что совместная работа привела к обелению той части экономики, которая раньше не в полном объеме выполняла свои обязательства перед государством.

  • снижение общей административной нагрузки на хозяйствующие субъекты;
  • сокращение количества контролирующих органов;
  • оптимизирован объём отчетности.

Это во многом результат того, что под контроль Налоговой службы было передано администрирование страховых взносов. В итоге, все налогоплательщики почувствовали сокращение административных отчетностей и барьеров.

Общие задачи ФНС и ФТС

В рамках совместной работы обе Службы в приоритетном порядке решают следующие задачи.

Обмен данными по рискам

Удалось построить систему обмена данными в части выявления рисков между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности. Теперь совместная база данных позволяет и налоговикам, и таможенникам с учетом интеграции системы управления рисками выявлять тех налогоплательщиков:

  • к которым нужно выходить на проверки;
  • у кого нужно запросить дополнительную информацию.

Такой риск-ориентированный подход позволяет, с одной стороны, реже проводить проверки и экономить ресурсы, а с другой – более точечно выявлять нарушителей и повышать эффективность общей работы.

Отслеживание товаров

Ключевым звеном взаимодействия налоговых и таможенных органов должна стать система прослеживаемости товаров. Уже введены ее элементы:

1. Система ЕГАИС (заработала в рамках реализации алкогольной продукции).

2. Система маркировки (меховые изделия и др.).

Известно, что сейчас в рамках ЕАЭС идёт к финалу работа над соглашением, которое должно стать основой евразийского сегмента прослеживаемости товаров, ввезенных из третьих стран. Это тоже один из элементов обеления наиболее проблемных секторов экономики, связанных и с ВЭД, да и с внутренней экономикой. Эта система дает возможность устанавливать равные конкурентные условия для всех участников рынка.

Такс фри

Россия присоединились к так называемой системе Tax Free. Пока она функционирует в 12 регионах.

Её распространение дальше на регионы, на торговые точки дает возможность повышать товарооборот и, соответственно, увеличивать платежи.

Грамотное администрирование

Налоговые и таможенные органы совместно работают над улучшением качества администрирования и ликвидацией административных барьеров для добросовестного бизнеса.

Например, перед Федеральной таможенной службой до конца 2018 года стоит задача увеличить количество пользователей технологии единого лицевого счета не менее чем в 2 раза. При этом доля уплачиваемых платежей пользователями должна составлять не менее 50% от общей суммы.

Эксперимент с торговлей в Интернете

С 1 ноября 2018 года ФТС должна запустить эксперимент по новой технологии взимания наложенных платежей в рамках интернет-торговли: покупатели должны уплачивать их в момент совершения покупки.

Такие технологии позволяют:

  • безболезненно для покупателя пройти предусмотренное снижение порога беспошлинного ввоза;
  • выравнить конкурентные условия интернет-торговли (с каждым годом увеличивается партия товаров, которая завозится без уплаты таможенных платежей, сборов, налогов).

Электронная таможня

В настоящее время реализуется масштабный проект по созданию электронных таможен, разделению мест таможенного оформления и фактического контроля.

Он очень важен с точки зрения снижения прямого контакта таможенников с участником внешнеэкономической деятельности.

Согласно последним новостям, объединение ФТС и ФНС России пока не произошло. Налоговики пока вытягивают таможенников на новый уровень взаимодействия с плательщиками.

Источник: сайт Минфина (выступление Министра финансов Антона Силуанова в совместном заседании коллегий ФНС России и ФТС России).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ФНС и ФТС наращивают обмен данными

Создание единой информационной базы налоговой и таможенной служб снимает с повестки ранее обсуждавшийся вопрос о физическом объединении двух ведомств, следует из заявления первого вице-премьера Антона Силуанова на совместной коллегии ФНС и ФТС в четверг. Обмен данными о таможенных декларациях, о вывезенных товарах, о долгах по таможенным платежам и о нарушениях налогового законодательства позволил службам создать полное досье на предпринимателей, разбив их на категории в зависимости от степени добросовестности.

Дальнейшее повышение собираемости бюджетных доходов должно происходить за счет единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, заявил в четверг первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов на совместной коллегии ФНС и ФТС. В правительстве рассчитывают, что обмен данными о налогоплательщиках и участниках ВЭД позволит государству экономить ресурсы и повысить точечность проверок. По словам первого вице-премьера, создание единой системы фактически снимает потребность в организационном объединении двух структур — такая возможность ранее, напомним, обсуждалась прежним составом правительства.

На прошедшей в московском «Манеже» коллегии глава ФНС Михаил Мишустин сообщил о росте поступлений в консолидированный бюджет за восемь месяцев на 21,5%, до 13,6 трлн руб. Они отметил, что четверть триллиона рублей обеспечило улучшение администрирования, в том числе — с использованием информации ФТС. Поступления налога на прибыль выросли на 20% к такому же периоду прошлого года (до 2,7 трлн руб.), по НДФЛ — на 12,5% (до 2,3 трлн руб.), по НДС — на 15% (до 2,2 трлн руб.). Число выездных проверок сократилось на 29%, по их результатам было доначислено 191 млрд руб., в том числе во взаимодействии с ФТС — 45 млрд руб.

Что рассказал Михаил Мишустин “Ъ” о новых проектах налоговой службы

Получив одного куратора — Министерство финансов (до 2016 года таможня, напомним, подчинялась напрямую правительству),— сейчас службы активно обмениваются данными своих баз. По словам главы ФТС Владимира Булавина, служба в 2018 году направила ФНС данные по более чем 3 млн деклараций на товары, а также по 11 млн записей о товарах, вывезенных за пределы ЕАЭС. Налоговики в свою очередь направили более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, имеющих задолженность по уплате таможенных платежей, и свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Эти данные включены в систему автоматического (без участия человеческого фактора) категорирования участников ВЭД по степени благонадежности. Глава ФТС сообщил о расширении зоны низкого уровня риска — сейчас 8 тыс. декларантов входят в так называемый зеленый сектор (90 тыс.— в желтый, 10,5 тыс.— в красный). Из первой, надежной группы 6,7 тыс. компаний отнесены к такой же категории и налоговой службой. В итоге сейчас отнесенные к добросовестным участники внешней торговли подают более 60% деклараций и платят 80% пошлин.

Предполагается, что это позволит отслеживать все операции с товаром в процессе его жизненного цикла. Сейчас для подобного контроля уже применяются ЕГАИС, система маркировки отдельных товаров, готовится также соглашение на уровне ЕАЭС о прослеживаемости при поставках товаров из третьих стран.

Как ЦСР предложил реформировать сбор пошлин

Антон Силуанов в четверг говорил о расширении применения режима tax free (сейчас он действует в 12 регионах), сообщив, что его введение позволило увеличить товарооборот в задействованных торговых точках на 25%. По его словам, особенно хорошо система себя показала во время проведения ЧМ-2018 в России. «Будем ее и дальше расширять, решать задачи по интеграции, чтобы система tax free работала без сбоев»,— добавил первый вице-премьер. Он также напомнил о стартующем 1 ноября этого года эксперименте «Почты России» и ФТС по предоставлению гражданам возможности уплаты пошлин за покупки дороже беспошлинного порога прямо во время заказа товара — напомним, с 2021 года норма беспошлинного ввоза для зарубежных интернет-покупок сократится до €500 в месяц.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКЙ ФЕДЕРАЦИИ

студент 5 курса, Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Аннотация. В данной статье показаны особенности взаимодействия таможенных и налоговых органов РФ. Изучены основные направления взаимодействия таможенных и налоговых органов. Проведён анализ совместных проверочных мероприятий.

Ключевые слова: таможенные органы, налоговые органы, взаимодействие, система, законодательство, элементы, товары, таможенные платежи, государство, структура, контроль.

Сфера внешней торговли представляет собой важнейшую часть национальной экономики. Можно без преувеличения сказать, что это наиболее ресурсоёмкий и мобильный по своей роли источник, обеспечивающий доходность государства. Функционирование этой сферы базируется на деятельности и взаимодействии двух важнейших органов: Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы. Каждая из них, в свою очередь, основывается на специфическом федеральном законодательстве, выделяющем общее и особенное в деятельности каждой из названных служб.

И налоговая, и таможенная службы представляют в своей деятельной сути системы с присущими им элементными признаками.

Так, налоговую систему мы можем определить как законодательно принятую и признанную совокупность налогов, взимаемых государством, средств, форм и методов их построения и организации налогового контроля.

Под таможенной системой будем понимать законодательно установленную совокупность средств и методов государственного регулирования ввоза и вывоза товаров, пересекающих границу страны, одна из важнейших составных частей системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Её элементами являются пошлины, сборы и органы.

Нетрудно заметить, что и та, и другая системы имеют схожие элементы:

  • законодательное установление;
  • целостность;
  • институциональность (форма общественного устройства);
  • наличие объектов воздействия (хозяйствующие субъекты);
  • наличие инструментов воздействия (налоги, пошлины, сборы);
  • специфическая встроенность в систему государственного финансового контроля;
  • общность цели – наполнение доходной части государственного бюджета.

С обыденной точки зрения взаимодействие означает участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление сходных мероприятий и др. С более строгой, философской точки зрения взаимодействие отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Взаимодействию в нашем случае сопутствуют понятия «взаимодополняемость» и «взаимозависимость», что вполне приемлемо для исследования деятельности налоговых и таможенных служб.

Все вышеобозначенные элементы налоговой и таможенной систем образуют функциональную структуру, то есть организацию или службу (служение государству). Именно это свойство атрибутивно присуще налоговой и таможенной службам, которые находятся на переднем плане защиты экономических интересов государства. Именно они объективно (согласование средств, методов) стоят ближе к решению бюджетных задач, а значит, социальных и иных насущных вопросов.

Таким образом, в системе взаимодействия исполнительных органов государственной власти, обеспечивающих в наибольшей мере экономическую стабильность и безопасность, мы особо выделяем налоговую и таможенную службы.

В деятельности близких по функциональному назначению государственных органов, естественно, присутствуют как общие, так и особенные черты (цели, задачи, принципы, методы). Не исключением является характер деятельности налоговых и таможенных органов.

Деятельность каждого из названных органов носит самостоятельный характер, отвечающий задачам только этого органа.

Взаимодействие российских таможенных и налоговых служб осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве ФТС РФ и ФНС РФ, основу которого составляет взаимное представление необходимых сведений из баз данных служб на плановой основе, а также в оперативном порядке. Ведомствами разработано и утверждено Положение об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий, а также мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон. В настоящие время на региональные таможенные управления возложены функции по оценке эффективности выбора объектов контроля, формированию планов совместных контрольных мероприятий, а также учету и анализу проверок.

На сегодняшний день взаимодействие таможенной и налоговой служб осуществляется по многим направлениям, в частности: обмен информацией, проведение совместных проверочных мероприятий, интеграция информационных ресурсов, координация действий по категорированию субъектов предпринимательской деятельности, внедрение механизмов прослеживаемости товаров и «сквозного контроля». Необходимо отметить, что развитие межведомственного взаимодействия за счёт работы Координационного совета ориентировано на все этапы оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

Скоординированное контрольное мероприятие или коротко СКМ – это сложное организационное мероприятие таможенного и налогового контроля.

Суть мероприятия заключается в выявлении таможенным органом признаков нарушения в сфере таможенного дела, влекущее за собой изменение величины налоговых обязательств налогоплательщика, и, соответственно, выявление налоговым органом правонарушений в сфере законодательства о налогах и сборах, влекущее за собой нарушение в сфере таможенного дела.

Как правило, начало проверочных мероприятий синхронизируется таможенными и налоговыми органами. Таможенный и налоговый органы открывают проверки с учётом того, что объекты и вопросы таможенного и налогового контроля различаются. Таможенный орган смотрит на то, чтобы в отношении товара были уплачены платежи в полном объёме, чтобы в отношении него лицом при ввозе были соблюдены запреты и ограничения и иные требования законодательства, вопросы которого отнесены к компетенции таможенных органов.

Налоговый орган анализирует финансовый результат деятельности лица – налогоплательщика, а также иных лиц, участвующих в обороте данного товара. А с учётом специфики работы двух служб в рамках СКМ имеется возможность глубоко проанализировать вопросы в двух направлениях и комплексно выявить нарушения в сфере таможенного и налогового дела.

По итогам такого вида контроля с полной уверенностью можно будет говорить о том, что со стороны двух органов исполнительной власти – ФТС России и ФНС России, в отношении лица – налогоплательщика по конкретным декларациям на товары и за конкретный налоговый период государственный контроль был осуществлен в полном объеме, а сумма дополнительно начисленных таможенных и налоговых платежей поступила в доход бюджета Российской Федерации.

За продолжительное время сотрудничества выработаны подходы к совместному контролю, механизмы и инструменты реализации задач, а также базовые основы информационного обмена.

На сегодняшний момент перед ФТС России и ФНС России поставлены первостепенные задачи по объединению усилий, направленных на повышение собираемости бюджета. Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года № 12 Министерству финансов Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. В новых условиях были пересмотрены и подходы по проведению таможенного и налогового контроля.

В вопросах совершенствования деятельности сделан акцент на необходимость повышения эффективности проводимых совместных контрольных мероприятий.

Основой для реализации в этом направлении задач стал формируемый совместно двумя службами ежеквартальный план оперативных мероприятий по увеличению собираемости налоговых и таможенных платежей, который учитывает как направления совершенствования деятельности, так и формирование конкретных отраслей контроля.

За период январь-май 2018 года таможенными органами во взаимодействии с налоговыми органами проведено 304 проверочных мероприятия (за аналогичный период 2017 года – 345 проверочных мероприятий). Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на общую сумму около 2,1 млрд. руб. (около 1,1 млрд. руб. за 5 мес. 2017 г.), взыскано – 943 млн. руб. (560 млн. руб. за 5 мес. 2017 г.). Возбуждено 383 дела об АП и 26 уголовных дел (за аналогичный период 2017 года – 622 и 38 дел соответственно).

В том числе проведено 84 скоординированных контрольных мероприятия с применением 91 формы таможенного контроля (за январь-май 2017 года – 118 мероприятий с применением 123 форм таможенного контроля). Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 838 млн. руб., взыскано 314 млн. руб. За аналогичный период 2017 года таможенными органами дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму около 240 млн. руб., взыскано 44 млн. руб. За 5 месяцев 2018 года по итогам скоординированных контрольных мероприятий количество возбужденных дел об АП составило 42, уголовных – 11 (за аналогичный период 2017 года – 124 и 6 соответственно).

Рост эффективности совместных контрольных мероприятий достигается за счёт комплексного подхода – серьёзной аналитической работой, качественным выбором объектов контроля, а также отработанным механизмом информационного обмена.

Уровень развития компьютерных технологий и информационного взаимодействия растёт. И мы должны это максимально использовать в вопросах обеспечения полноты собираемости государственного бюджета, а также пресечения нарушений в сфере таможенного и налогового контроля.

Полномочия таможенных органов в налоговой сфере

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Правительства Рф

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Таможенными органами являются:

Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела.

Региональные таможенные управления.

Налоговый контроль – элемент таможенного контроля.

Таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию.

Федеральная таможенная служба принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

  • · порядок и технология производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства;
  • · перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления, применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, а также сроки представления этих документов и сведений;
  • · форма и порядок заполнения транзитной декларации;
  • · формат нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, а также правила направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе и уведомления об отказе в фиксации указанных сведений.

Таможенная декларация – основной документ при таможенном контроле, представляет собой предъявление по установленной форме (письменной, устной, электронной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларация подается таможенному органу декларантом в соответствии с порядком и требованиями, установленными таможенным законодательством.

При проведении контроля за уплатой таможенных платежей сотрудники таможни проверяют данные таможенной декларации, правильность начисления таможенных платежей, правомерность применения таможенных льгот (таможенно-тарифных преференций). Проверяется поступление платежей на счета таможни.

Таможенный контроль может проводиться и после выпуска товаров в свободное обращение, если имеются достаточные основания полагать о нарушении законодательства РФ или международного договора.

Таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, проверять данные таможенной декларации, коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям.

В соответствии с п. 7 ст. 69 НК РФ требование о внесении налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, таможенный орган направляет налогоплательщику или обязанному лицу в порядке, установленном НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством.

Порядок взыскания налога, сбора и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках, регулируется ст. 46 НК РФ. При недостаточности или отсутствии денежных средств у плательщика таможенный орган вправе обратить взыскание на его имущество в соответствии со ст. 47 и 48 НКРФ.

Анализируя полномочия Федеральной таможенной службы можно сделать вывод, что она обладает всем необходимым комплексом полномочий для эффективного выполнения функций в указанной сфере деятельности. В отличие от Министерства финансов РФ Федеральная таможенная служба осуществляет как нормотворческую деятельность, так и деятельность по контролю и надзору, объединяя в своих полномочиях функции министерства и федеральной службы. Необходимо отметить полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, дознания и производства неотложных следственных действий, оперативно-розыскной деятельности. Указанные полномочия позволяют таможенным органам не только осуществлять проверку правильности пересечения товарами таможенной границы РФ, но и применять санкции при нарушении данного порядка. Права Федеральной таможенной службы позволяют ей в полном объеме выполнять возложенные на нее обязанности.

Названы цели налоговиков и таможенников

К управлению Федеральной таможенной службой (ФТС) подключат налоговиков, а новый руководитель ведомства Владимир Булавин, сменивший Андрея Бельянинова, будет отвечать за «силовую функцию». Об этом пишут «Ведомости», ссылаясь на федеральных чиновников и представителя спецслужб.

По словам одного из собеседников газеты, Булавин будет отвечать за кадровую политику и зачистку службы от коррупции. Представитель спецслужб подтвердил, что основной задачей Булавина в ФТС будет наведение порядка, а не фискальная работа. Он предположил, что новый руководитель останется в ведомстве надолго.

Федеральный чиновник пояснил, что всем администрированием таможни займется Федеральная налоговая служба (ФНС). Налоговики контролируют информационные потоки ФТС еще с января. Тогда же президент России Владимир Путин переподчинил таможню Минфину для контроля за поступлениями.

Двое консультантов таможенных органов отметили, что Булавин хорошо знаком с работой таможни. Собеседники газеты и сотрудник таможенных органов рассказали, что на посту полпреда Северо-Западного округа он наводил порядок в соответствующих органах. За два года его работы таможенный контроль в округе усилился, подтвердил таможенный брокер.

Тем не менее за время полпредства Булавина в регионе было возбуждено несколько уголовных дел, связанных с таможней. По мнению одного из федеральных чиновников, полпреду не удалось навести порядок в СЗФО. Собеседник напомнил и о скандале с постом Бронка, который входит в зону ответственности Балтийской таможни. Этот пост фигурирует в деле бизнесмена Дмитрия Михальченко о контрабанде алкоголя, свидетелем по которому проходит экс-глава ФТС Андрей Бельянинов.

Как отмечают «Ведомости», ФНС и ФТС уже занимаются совместным администрированием. Как рассказал федеральный чиновник, налоговые инспекции могут систематизировать случаи нарушений и выносить их на обсуждение общих комиссий таможенников и налоговиков.

В четверг, 28 июля, премьер Дмитрий Медведев освободил Андрея Бельянинова от должности руководителя Федеральной таможенной службы по его просьбе. До этого в доме чиновника прошли обыски по делу о контрабанде алкоголя. При этом в Кремле утверждали, что Бельянинов проходит по нему в качестве свидетеля. Высокопоставленный чиновник правительства накануне говорил РБК, что документов об увольнении Бельянинова нет.

Руководитель правового управления ФТС Лариса Черкесова исключила возможность отставки начальника. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда», — сказала она. Сам Бельянинов в четверг официально заявил, что не хотел бы покидать госслужбу. Сам чиновник выражал надежду, что на этом его карьера на госслужбе не окончена. Кроме того, ведомства обмениваются данными о доходах, которые переведены за рубеж.

Собеседник РБК в федеральных органах исполнительной власти пояснил, что решение об отставке Бельянинова было принято еще в начале года. Это произошло после того, как он написал очередное заявление об увольнении по собственному желанию. По словам чиновника, смена главы таможни просто совпала с расследованием дела о контрабанде.

О взаимодействии ФТС России и ФНС России

Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.

В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.

С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.

Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.

Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.

Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.

Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:

  1. внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
  2. на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
  3. реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2021 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.

Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.

Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.

Источники:
http://buhguru.com/spravka-info/vzaimodejst-fns-i-fts-rossii.html
http://www.kommersant.ru/doc/3746465
http://sibac.info/journal/student/64/142850
http://studwood.ru/784667/finansy/polnomochiya_tamozhennyh_organov_nalogovoy_sfere
http://www.rbc.ru/politics/29/07/2016/579abb779a79477c63887dcd
http://www.alta.ru/expert_opinion/63032/
http://www.mk.ru/economics/2016/12/15/medvedev-voprosa-vvedeniya-progressivnoy-shkaly-ndfl-net-v-povestke-dnya.html

Ссылка на основную публикацию