Налоговики Москвы рассказали, как рассчитывать транспортный налог при использовании «Платона»

Налоговики Москвы рассказали, как рассчитывать транспортный налог при использовании «Платона»

Управлением ФНС Москвы было решено подробно разъяснить, как выполняется расчет транспортного налога в случае, если авансовый платеж был предоставлен в систему взимания платы с транспортных средств, масса которых превышает 12 тонн.

В соответствии с положениями второго пункта 362 статьи НК РФ сумма налога, которая была исчислена по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении отдельных транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн, и прошедших регистрационный процесс в реестре, приводит к снижению суммы платы, которая в отношении данного средства была установлена в соответствующем налоговом периоде.

В рамках соответствующих правил, установленных российским правительством, предусматривается порядок, в соответствии с которым взимается указанная плата. Кроме этого, рассматривается порядок, по которому собственнику ТС возвращаются денежные средства и как на информационном уровне взаимодействуют собственник ТС и оператор, работающий с системой взимания платы.

В отношении каждого зарегистрированного в системного реестре ТС оператором ведется персонифицированная запись собственника. Обновляется такая информация как минимум раз в сутки. Речь идет о маршруте, который ТС уже прошел, о маршруте, который запланирован. Также прописано время и дата, в рамках которых ТС передвигалось по федеральным дорогам.

При этом собственником ТС или его уполномоченным представителем может быть подано заявление на перераспределение средств между записями расчетного типа, которые принадлежат одному собственнику ТС. Общее количество расчетных записей владельца автомобиля должно быть на уровне количества ТС, которые прошли регистрацию в реестре.

Размер платы при этом рассчитывается с помощью системы, которая ее взимает. Основой являются данные, передаваемые бортовым устройством в автоматическом режиме. Если организация платила аванс в систему взимания платы в счет маршрутов, которые планируются, при этом маршрутная карта предоставлена не была, у собственника есть право на получение информации по расчету платы, ее размеру, состоянию расчетов и прочей информации, которая имеет отношение к внесению денежных средств.

С учетом всего этого во втором пункте 362 статьи НК РФ отмечается, что вычет, связанный с исчислением транспортного налога в отношении ТС, масса которого превышает 12 тонн, и которое прошло регистрацию в реестре, должен использоваться с учетом размера, который прописан в маршрутной карте или реестре по конкретному ТС. Соответственно, пользоваться вычетом при исчислении транспортного налога в сумме авансового платежа, который был уплачен в систему взимания в счет маршрута, который только планируются, будет неправомерно.

Плата в системе «ПЛАТОН». Бухгалтерский учет и налогообложение

Торговые организации, в собственности которых есть грузовики, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с 15 ноября 2015 г. обязаны вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Размер платы

Принцип действия системы «Платон»

Система взимания платы обрела название — «Платон». По задумке ее разработчиков это производная от фразы «плата за тонну».

Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с платежами в систему «Платон».

Учет платежей в системе «Платон» при расчете транспортного налога

При этом лизингодатель не может уменьшить транспортный налог за зарегистрированный на него грузовик на плату «Платону», уплаченную за этот грузовик лизингополучателем (Письмо Минфина от № /41940).

Плата «Платону» уменьшает транспортный налог к уплате только по конкретному грузовику и на сумму налога за другие автомобили не влияет (Письмо Минфина от № /47021).

Если законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, то авансовые платежи по грузовику вы исчисляете в обычном порядке (без уменьшения на плату «Платону»), но в бюджет не уплачиваете (п. 2 ст. 363 НК РФ, Письмо ФНС от № ).

Бухгалтерский учет

Проводка Операция
На дату перечисления денег в систему «Платон»
Д 76 — К 51 Перечислены деньги в систему «Платон»
На последнее число месяца
Д 20 (23, 25, 26, 29, 44) — К 76 В расходах отражена плата, начисленная по грузовикам в системе «Платон»

Проводка по начислению транспортного налога по итогам года делается только на сумму налога к уплате:

Проводка Операция
Д 20 (23, 25, 26, 29, 44) — К 68 Начислен транспортный налог за грузовик (в части, превышающей сумму платежей, начисленных в системе «Платон» за этот грузовик за год)

Учет платы в системе «Платон» для налога на прибыль и при УСН

Если результат вычисления равен нулю, то в расходах вы ничего не учитывается.

Если результат — отрицательное число, то в расходах следует учитывать сумму транспортного налога к уплате за грузовик, а плата «Платону» в расходы не включается.

При УСН транспортный налог включается в расходы на дату уплаты (пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, Письмо Минфина от № ).

Законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, могут быть установлены отчетные периоды по транспортному налогу. В этом случае:

  • исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу в расходах вообще не учитываются;
  • на последнее число I, II и III квартала плату, уплаченную «Платону» за грузовик за этот квартал (не более начисленных сумм), можно учесть в расходах в части, превышающей авансовый платеж по транспортному налогу, исчисленный за этот же грузовик и за этот же квартал.

Например, чтобы посчитать сумму платы «Платону», учитываемую в расходах по итогам 9 месяцев, надо вычесть из суммы платежей, внесенной «Платону» за грузовик за январь — сентябрь, сумму авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленных за этот же грузовик за I, II и III кварталы.

Если результат вычисления равен нулю или отрицательный, то в расходах ничего не учитывается.

Пример. Учет платы в систему «Платон» при расчете транспортного налога и налога на прибыль

В субъекте, где находится организация, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, а ставка налога составляет 70 руб/л.с.

Организация приобрела и зарегистрировала грузовики .

Данные Грузовик
Первый Второй Третий
Максимальная разрешенная масса Свыше 12 т Свыше 12 т Меньше 12 т
Мощность двигателя (л.с.) 400 300 250
Плата «Платону», уплаченная за III квартал (руб.) 9000 4000
Авансовый платеж по транспортному налогу за III квартал (руб.) 7000 5250 4375
Плата «Платону», уплаченная за IV квартал (руб.) 4000 21 000
Транспортный налог, исчисленный за год (руб.) 14 000 10 500 8750

Организация владеет тремя , зарегистрированными в системе «Платон».

Предположим, что отчетные периоды по транспортному налогу законом субъекта РФ не установлены и все три грузовика имеют одинаковые характеристики.

Поэтому одинакова и сумма транспортного налога, исчисленного в отношении каждого из них, — 11 000 руб.

В отношении первого грузовика в 2016 г. в систему «Платон» уплачено 13 000 руб., в отношении второго — 7000 руб., а в отношении третьего плата в счет возмещения вреда дорогам федерального назначения не вносилась.

По итогам 2016 г.:
по первому грузовику сумма транспортного налога будет равна нулю, поскольку плата «Платону» превысила исчисленную сумму транспортного налога.

А в составе расходов по налогу на прибыль учитывается разница, которая равна 2000 руб.

В отношении второго грузовика сумма транспортного налога составит 4000 руб.

Плата «Платону» в налоговых расходах не учитывается.

При этом в состав расходов по налогу на прибыль на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса включается начисленная сумма транспортного налога в размере 4000 руб.

В отношении третьего грузовика начисленная сумма транспортного налога в размере 11 000 руб. учитывается в составе расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Плата «Платону», поскольку в 2016 г. она не уплачивалась, в расходах не учитывается.

О расчете транспортного налога при уплате авансового платежа в систему “Платон” в отношении большегрузов

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшить на сумму платы в систему “Платон”, внесенную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Размер платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства.

Таким образом, вычет при исчислении транспортного налога должен применяться исходя из размера, указанного в маршрутной карте или реестре (за соответствующий календарный год) относительно данного транспортного средства.

Применение вычета при исчислении транспортного налога в полной сумме уплаченного авансового платежа в систему “Платон” в счет планируемых маршрутов неправомерно.

МИНФИН РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

письмо от 03.02.2017 № БС-4-21/1990@

О направлении разъяснений

ФНС России направляет разъяснения по порядку расчета транспортного налога в случае уплаты авансового платежа в систему взимания платы в отношении транспортных средств массой свыше 12 тонн, изложенные в письме Минфина России от 26.01.2017 № 03-05-05-04/3747.

Пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 (далее – Правила).

Правилами установлены, в частности, порядок взимания указанной платы, порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, а также порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства и оператора системы взимания платы (далее – оператор).

Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре системы взимания платы (далее – реестр) ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, содержащую следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца): маршрут, пройденный транспортным средством, планируемый маршрут, время и дата движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с маршрутной картой, оформленной и выданной в соответствии с пунктом 10 Правил; операции по внесению владельцем транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления и другие операции (пункты 4 – 6 Правил).

При этом по заявлению собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя оператором осуществляются перераспределение средств между расчетными записями, принадлежащими одному собственнику (владельцу) транспортного средства, открытие необходимого собственнику (владельцу) транспортного средства количества дополнительных расчетных записей и формирование группы транспортных средств в привязке к таким расчетным записям. Общее количество расчетных записей собственника (владельца) транспортных средств не может превышать количество транспортных средств, зарегистрированных в реестре в отношении данного собственника (владельца) транспортных средств (пункт 5(1) Правил).

Информационное взаимодействие собственника (владельца) транспортного средства и оператора осуществляется посредством использования созданных оператором в системе взимания платы следующих каналов обслуживания:

  • центры информационной поддержки пользователей;
  • информационный ресурс системы взимания платы, содержащий информацию о системе взимания платы для собственников (владельцев) транспортных средств, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.platon.ru) (далее – интернет-сайт), и личный кабинет собственника (владельца) транспортного средства, обеспечивающий предоставление собственнику (владельцу) транспортного средства информации, содержащейся в персонифицированной записи собственника (владельца) транспортного средства, включающей расчетную запись (расчетные записи), и выполнение основных операций (внесение платы, формирование маршрутных карт и т.д.) по принципу самообслуживания посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, доступный на интернет-сайте (далее – личный кабинет);
  • центр информационной поддержки пользователей, представляющий собой комплекс технических средств без персонала, обеспечивающий в том числе возможность регистрации в системе взимания платы и внесения платы собственником (владельцем) транспортного средства (далее – терминал самообслуживания).

Размер платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте (пункт 10(1)) или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме (пункт 7 Правил).

Если организацией уплачен авансовый платеж в систему взимания платы в счет планируемых маршрутов при отсутствии маршрутной карты, собственник (владелец) транспортного средства в целях исчисления транспортного налога в соответствии с Правилами по вышеназванным каналам обслуживания может получить информацию по расчету платы, о размере платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, о состоянии расчетов, историю транзакций, а также иную информацию, связанную с внесением платы.

Учитывая изложенное, предусмотренный пунктом 2 статьи 362 Кодекса вычет при исчислении транспортного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, должен применяться исходя из размера, указанного в маршрутной карте или реестре (за соответствующий календарный год) относительно данного транспортного средства. Следовательно, применение вычета при исчислении транспортного налога в сумме уплаченного авансового платежа в систему взимания платы в счет планируемых маршрутов неправомерно.

Источники:
http://www.klerk.ru/buh/articles/456564/
http://www.audit-it.ru/law/account/897957.html
http://www.kommersant.ru/doc/3798138

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: