Минтруда разъяснил вопросы по охране труда

Минтруда разъяснил вопросы по охране труда

Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда (СОУТ) при реорганизации работодателя? Как устанавливаются нормы выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), отличные от типовых норм? Каков порядок определения срока носки выдаваемых работникам СИЗ? Кто определяет порядок проведения внеочередной проверки знания требований охраны труда? На что следует обратить внимание при выдаче работникам смывающих и обезвреживающих средств? О том, какого мнения по данным вопросам придерживается Минтруд, вы узнаете из представленной статьи.

Напомним, что в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, Минтруд дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, в случаях, предусмотренных законодательством РФ. При этом мнение Минтруда по вопросам, содержащимся в письмах, не является разъяснением и нормативным правовым актам.

ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Зачастую на практике реорганизация связана с созданием новых рабочих мест. Правилами п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) предусмотрено, что ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой СОУТ на указанных рабочих местах.
В Письме от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847 Минтруд уточнил, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.
Вместе с тем при реорганизации проводить внеплановую СОУТ надо не всегда.
В Письме от 03.11.2016 № 15-1/ООГ-3913 Минтруд обратил внимание на норму ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ, согласно которой внеплановую СОУТ можно не проводить при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, когда новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не менялись.

Часть 3 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ была введена Федеральным законом от 01.05.2016 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и Федеральный закон “О специальной оценке условий труда”» и начала действовать с 01.05.2016.

Следует помнить, что организационные изменения у работодателя, связанные с реорганизацией, а также решение о непроведении внеплановой СОУТ должны быть приняты комиссией по проведению СОУТ и оформлены протоколом.

Работники, вновь принимаемые на работу, должны быть ознакомлены под подпись в карте специальной оценки условий труда с результатами ранее проведенной на их рабочих местах СОУТ и установленными компенсациями за работу во вредных (опасных) условиях труда.

СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ВЫДАЧИ И УСТАНОВЛЕНИЕ СРОКА НОСКИ ВЫДАВАЕМЫХ РАБОТНИКАМ СИЗ

Правилами ст. 221 ТК РФ закреплена обязанность работодателя на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдавать бесплатно работникам СИЗ, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Выдача СИЗ производится согласно типовым нормам, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Требования к приобретению, выдаче, применению, хранению специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ и уходу за ними установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н (далее – Правила).
Согласно п. 5 названных Правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и на основании результатов проведения СОУТ.
С учетом своего финансово-экономического положения работодатель имеет право устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (п. 6 и п. 7 Правил). При установлении таких норм следует учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения СОУТ и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или другого уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договоры с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников СИЗ.
Кроме того, работодатель вправе заменять один вид СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.

Типовые нормы устанавливают минимальные требования к перечню СИЗ, выдаваемых работнику для защиты от вредных и опасных производственных факторов. Следует помнить, что не допускается выдача работникам СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, не в полном объеме.

Вопрос об установлении сроков использования СИЗ был рассмотрен в Письме Минтруда РФ от 02.11.2016 № 15-2/ООГ-3886. Минтруд указал на п. 14 Правил, согласно которому при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами (включающими в себя сроки выдачи СИЗ), соответствующими его виду деятельности. При этом специалисты ведомства отметили, что требования, связанные с продлением сроков носки СИЗ в зависимости от времени выполнения сотрудником работ, законодательством не предусмотрены.

Минтруд обратил внимание на п. 22 Правил, в силу которого СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирки, чистки, дезинфекции, дегазации, дезактивации, обеспыливания, обезвреживания и ремонта).

Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

При этом срок носки указанных СИЗ не должен превышать срок хранения (для СИЗ, теряющих защитные свойства в процессе хранения) или годности, гарантийный срок, предусмотренные маркировкой, наносимой на упаковку изделия, а также эксплуатационной документацией к СИЗ.

ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕОЧЕРЕДНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее – Порядок).
Внеочередная проверка знания требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в частности, при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда (п. 3.3 Порядка). При этом проверяется знание только этих законодательных и нормативных правовых актов.

Объем и порядок проведения процедуры внеочередной проверки знания требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение.

В Письме от 21.10.2016 № 15-2/ООГ-3728 Минтруд разъяснил, что порядок проведения внеочередной проверки знания требований охраны труда при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, а также перечень лиц, которые должны пройти данную проверку, могут быть определены локальным нормативным актом организации.

При этом Минтруд считает возможным прохождение работниками данной проверки в комиссии по проверке знания требований охраны труда самой организации.

В соответствии с п. 3.6 Порядка результаты проверки знания требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению 1 к Порядку. Указанная норма распространяется в том числе на порядок оформления результатов внеочередной проверки знания требований охраны труда.

О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАБОТНИКАМ СМЫВАЮЩИХ И ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ

Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (далее – Типовые нормы) и Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (далее – Стандарт) утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н.

Выдаваемые работникам смывающие и (или) обезвреживающие средства должны пройти сертификацию или декларирование соответствия (п. 8 Стандарта).

Согласно п. 5 Стандарта смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с Типовыми нормами. Подбор и выдача указанных средств по общему правилу осуществляются с учетом результатов проведения СОУТ (п. 12 Стандарта).

В Письме от 29.04.2016 № 15-2/ООГ-1698 Минтруд разъяснил: если работник выполняет работы, включенные в Типовые нормы, ему должны быть выданы соответствующие смывающие и (или) обезвреживающие средства независимо от результатов проведения СОУТ. Кроме того, чиновники указали на недопустимость уменьшения работодателем норм выдачи работникам названных средств, установленных Типовыми нормами. В Письме от 06.05.2016 № 15-2/ООГ-1752 Минтруд высказал мнение, согласно которому офисным работникам (бухгалтерам, экономистам и др.) выдавать смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н не требуется. Это обусловлено тем, что их работа не связана даже с легкосмываемыми загрязнениями.

В Письме от 30.08.2016 № 15-2/ООГ-3095 «О выдаче работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» Минтруд напомнил, что согласно п. 20 Стандарта на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства. Он обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.

Исходя из требований п. 6 Стандарта отчетным периодом, в течение которого работники используют выданные им смывающие и (или) обезвреживающие средства, является один месяц. В этой связи указанные средства выдаются работникам в соответствии с Типовыми нормами на один месяц.

Так, в силу п. 23 Стандарта выдача работникам жидких смывающих и (или) обезвреживающих средств, расфасованных в упаковки емкостью более 250 мл, может осуществляться посредством применения дозирующих систем, которые размещаются в санитарно-бытовых помещениях. Пополнение или замена емкостей, содержащих смывающие и (или) обезвреживающие средства, осуществляется по мере расходования указанных средств.

Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под подпись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту (п. 24 Стандарта).

Итак, работодатель обязан (п. 13 Стандарта):

– составить перечень рабочих мест и поименный список работников, которым необходимо выдавать смывающие и (или) обезвреживающие средства;

– завести личную карточку учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств на каждого работника, указанного в поименном списке.

Также в этом Письме Минтруд в очередной раз высказал свое мнение по вопросу выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств офисным работникам. Позиция ведомства не изменилась: в данной ситуации выдача таких средств не требуется. Вместе с тем чиновники признали, что наличие мыла для данных работников обеспечивается в целях соблюдения правил личной гигиены в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

В трудовом договоре с работником обязательно указываются нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств (п. 9 Стандарта).

В Письме от 29.09.2016 № 15-2/ООГ-3452 Минтруд заметил, что в случае совмещения работником должностей, по которым предусмотрена бесплатная выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, определяющими факторами для выдачи данных средств являются наименование выполняемых работ и перечень производственных факторов на рабочем месте. При совмещении работником должностей и выполнении работ, для которых Типовыми нормами предусмотрен один и тот же вид смывающих средств, достаточно выдавать ему наибольшую норму указанных средств.

Нормы выдачи средств согласно Типовым нормам рассчитаны исходя из полной занятости работника. В этой связи, по мнению Минтруда, если работник принят на 0,5 ставки, ему положено выдать смывающие и (или) обезвреживающие средства в объеме 50 % средств, указанных в Типовых нормах (иными словами, выдача работнику таких средств, обозначенных в Типовых нормах, будет осуществляться один раз в два месяца).

Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с Типовыми нормами, организацию контроля правильности их применения работниками, а также за хранение смывающих и (или) обезвреживающих средств возлагается на работодателя (его представителя).

В заключение перечислим выводы, к которым пришел Минтруд в своих Письмах:

проведение внеплановой СОУТ при реорганизации работодателя необходимо только в том случае, если предусмотрен ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

срок носки СИЗ не должен превышать срок хранения (для СИЗ, теряющих защитные свойства в процессе хранения) или годности, гарантийный срок, предусмотренные маркировкой, наносимой на упаковку изделия, а также эксплуатационной документацией к СИЗ;

порядок проведения внеочередной проверки знания требований охраны труда при изменении законодательства, а также перечень лиц, которые должны пройти данную проверку, могут быть определены локальным нормативным актом организации;

при совмещении работником должностей и выполнении работ, для которых предусмотрен один и тот же вид смывающих средств, достаточно производить выдачу средств по наибольшей норме;

офисным работникам (бухгалтерам, экономистам и др.) выдавать смывающие и (или) обезвреживающие средства не требуется, так как их работа не связана даже с легкосмываемыми загрязнениями. При этом наличие мыла для данных работников обеспечивается в целях соблюдения правил личной гигиены в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

Статья была включена в информационный банк СПС КонсультантПлюс .

Разъяснения Минтруда России по вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей

1. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.

2. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

3. В случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка у него не проводится.

4. В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.

5. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценки условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной декларации – 10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений, выявленных Государственной инспекцией труда субъекта Российской Федерации.

Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети «Интернет» https://www.rostrud.ru/ .

6. Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда – декабрь 2021 года.

7. В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2021 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов.

Об обучении и проверке знаний требований охраны труда работников организации — разъяснения Минтруда России

Об обучении и проверке знаний требований охраны труда работников организации, разъяснил Минтруд России в письме от 11.10.2016 №15-2/ООГ – 3609 «По вопросу обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», что обучение по охране труда работодателей и работников организаций является видом образовательной деятельности.

В этой связи организации, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны иметь документ, подтверждающий право осуществления образовательной деятельности (лицензию на осуществление образовательной деятельности, с указанием подвида дополнительного образования), выданный в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти.

Об обучении и проверке знаний требований охраны труда работников Минтруд России разъясняет, что:

  • проведение инструктажей по охране труда является одной из форм обучения по охране труда (проведение инструктажей не может подменять другие виды и формы обучения, например, периодическую проверку знаний требований охраны труда);
  • все поступающие на работу в организацию лица, в том числе и внешние совместители, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда вне зависимости от того, проходил ли работник обучение по охране труда в период работы в другом хозяйствующем субъекте;
  • проверка знаний требований охраны труда проводится после прохождения обучения по охране труда работниками организации в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 октября 2016 г. N 15-2/ООГ-3609

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение по вопросу, связанному с обучением и проверкой знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее — Порядок).

1, 2. В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время вопросы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда урегулированы Порядком.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

Одновременно сообщаем о том, что проведение инструктажей по охране труда является одной из форм обучения по охране труда. В этой связи проведение инструктажей по охране труда не может подменять другие виды и формы обучения (например, периодическую проверку знаний требований охраны труда).

3. Пунктом 2.3.2 Порядка определено, что руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций проходят обучение по охране труда в обучающих организациях.

В соответствии с действующим законодательством вышеуказанные обучающие организации должны быть аккредитованы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (далее — Приказ).

Одновременно поясняем, что для организации обучения по охране труда вышеуказанных лиц в самом хозяйствующем субъекте необходимо пройти обязательную аккредитацию в порядке, установленном Приказом.

При этом необходимо отметить, что согласно указанным Правилам организация, предполагающая осуществлять обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, при прохождении аккредитации в соответствии с Приказом указывает в том числе сведения о документах, подтверждающих право на осуществление образовательной деятельности, выданных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти (в том числе о лицензии).

Остальные специалисты организации в соответствии с абзацем 10 пункта 2.3.2 Порядка могут проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в самой организации.

К вышеуказанной категории, по нашему мнению, относятся специалисты организаций, в должностные обязанности которых не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях.

Для организации и проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда данной категории специалистов и работников рабочих профессий хозяйствующему субъекту аккредитация в соответствии с Приказом не требуется.

Дополнительно поясняем, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), которым также определяется правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 273-ФЗ обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

В статье 10 Федерального закона N 273-ФЗ приведена структура системы образования, при этом в числе подвидов дополнительного образования указано дополнительное образование детей и взрослых.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

В соответствии с пунктом 1.1 Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников.

Таким образом, задачей обучения по охране труда является повышение уровня знаний, умений, навыков и компетенции специалистов, обновление ранее приобретенных ими знаний.

На основании вышеизложенного, по мнению Департамента, обучение по охране труда работодателей и работников организаций является видом образовательной деятельности, требования к которой содержатся в законодательстве Российской Федерации об образовании. Указанное обучение можно отнести к дополнительному образованию, подвиду — дополнительное образование детей и взрослых.

В этой связи, организации, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны иметь документ, подтверждающий право осуществления образовательной деятельности (лицензию на осуществление образовательной деятельности, с указанием подвида дополнительного образования), выданный в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти.

4, 5. Необходимость проведения обучения по охране труда вновь поступающих работников обусловлена различным характером производственной деятельности хозяйствующих субъектов, наличием своих локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, правил и инструкций по охране труда.

Учитывая вышеизложенное, поясняем, что все поступающие на работу в организацию лица, в том числе и внешние совместители, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда вне зависимости от того, проходил ли работник обучение по охране труда в период работы в другом хозяйствующем субъекте.

6.Согласно пункту 3.5 Порядка проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

Пунктом 3.8 Порядка определено, что работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

В этой связи поясняем, что проверка знаний требований охраны труда проводится после прохождения обучения по охране труда работниками организации в соответствии с Порядком.

7.Согласно пункту 2.2.3 Порядка порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Дополнительно сообщаем, что в целях совершенствования законодательства Российской Федерации об охране труда Минтрудом России проводятся мероприятия по разработке законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)», которым в том числе предполагается изложение раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации в новой редакции.

После внесения вышеуказанных изменений, включая изменения в статью 225 Трудового кодекса Российской Федерации, будет проведена работа по пересмотру действующего Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29.

Департамента условий и охраны труда

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Минтруд и Роструд Разъяснили Порядок Обучения По Охране Труда!

Приветствую, уважаемые друзья! Здесь опубликованы три письма от Минтруда и Роструда, в которых данные ведомства разъяснили некоторые нормы Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого, как известно, постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 (скачать постановление 1/29 в актуальной редакции).

По содержанию письма не большие, поэтому приведу их текст целиком. Скачать письма Минтруда и Роструда в формате MS Word можно будет в конце этой заметки.

Минтруд про вводный инструктаж по охране труда

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда П.С. Сергеев в письме от 5 мая 2017 года № 15-2/ООГ-1277 сообщил следующее:

В соответствии со статьёй 225 Трудового кодекса Российской Федерации для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Согласно пункту 2.1.2 Порядка все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В соответствии с пунктом 2.1.3 Порядка проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Поясняем, что в соответствии с действующим законодательством вводный инструктаж с работником проводится в день его фактического приёма на работу с внесением соответствующих записей в журнал регистрации инструктажей.

При этом претендент на работу не является работником, и, соответственно, инструктаж по охране труда с ним не проводится.

Роструд про вводный инструктаж по охране труда

Заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда Л.В. Коваль в письме от 27 апреля 2017 года № ПГ/08346-03-3 сообщил следующее:

Согласно пункту 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 (далее — Порядок), все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В этой связи поясняем, что вне зависимости от того, есть в организации специалист по охране труда или нет, работодатель вправе возложить обязанности, связанные с проведением вводного инструктажа по охране труда, на другого работника. В вашем случае это будет директор, если с ним заключён трудовой договор, который и будет проводить вводный инструктаж себе. В соответствии с мнением Верховного Суда Российской Федерации, выраженным в Определении от 28.02.2014 г. № 41-КГ13-37, на руководителя — единственного участника общества распространяются нормы трудового законодательства, если с ним оформлен трудовой договор.

Минтруд про обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Т.М. Жигастова в письме от 6 апреля 2017 года № 15-2/ООГ-963 сообщила следующее:

В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) работодатель обязан обеспечить, в частности, обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

В соответствии со статьёй 225 Кодекса все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее — Порядок), работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приёма на работу.

Учитывая вышеизложенное поясняем, что работодатель обязан обеспечить обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве всех работников организации. В этой связи обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве проводится в соответствии с пунктом 2.2.4 Порядка 1 раз в год для работников рабочих профессий, а в соответствии с пунктом 2.3.1 Порядка — 1 раз в три года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.

Также сообщаем, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), которым также определяется правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Федеральным законом не установлено иное.

При этом необходимо отметить, что согласно статье 31 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ) перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 31 Федерального закона № 323-ФЗ приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н были утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

Учитывая вышеизложенное поясняем, что обучение работников оказанию первой помощи является обязанностью работодателя.

Порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяется работодателем.

При этом, по мнению Департамента, обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.

СКАЧАТЬ ПИСЬМА

Письмо Минтруда России от 05.05.2017 г. № 15-2/ООГ-1277 «О проведении вводного инструктажа по охране труда»

Письмо Роструда от 27.04.2017 г. № ПГ/08346-03-3 «О проведении обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»

Письмо Минтруда России от 06.04.2017 г. № 15-2/ООГ-963 «Об обучении работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве»

На этом всё. Если информация пригодилась, чуть ниже незабываем ставить рейтинговые звёздочки ;) Спасибо за поддержку!

Минтруд разъяснил, нужно ли инструктировать по охране труда тех, с кем заключен гражданско-правовой договор

527

0

Пресс-служба Профсоюза. 10.09.2019 Печать

Ведомство указало, что первичный инструктаж по охране труда должны проходить все участники производственной деятельности организации, включая и тех, кто оформлен по гражданско-правовому договору.

В связи с этим права и обязанности сторон, связанные с проведением инструктажей, лучше фиксировать в договоре, подсказывает Минтруд.

Полагаем, выводы можно отнести и к остальным видам инструктажей по охране труда.

Ранее ведомство придерживалось другой позиции. Так, в 2016 году Минтруд указывал, что не нужно проводить вводный инструктаж с лицами, трудящимися по гражданско-правовым договорам, так как на них не распространяется трудовое законодательство.

Вопрос: О проведении инструктажей по охране труда в отношении лиц, участвующих в производственной деятельности по гражданско-правовому договору.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

от 17 мая 2021 г. N 15-2/ООГ-1157

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу, связанному с проведением инструктажей по охране труда, и сообщает следующее.

В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В настоящее время действующим является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

В соответствии с пунктом 2.1.3 Порядка, кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Согласно пункту 2.1.4 Порядка первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы, в том числе с командированными работниками сторонних организаций и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Учитывая изложенное, поясняем, что в случае если лица участвуют в производственной деятельности организации, то с ними проводится первичный инструктаж на рабочем месте.

В этой связи считаем целесообразным перед заключением гражданско-правового договора определить и внести в договор обязанности и ответственность сторон, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда, в частности, проведение инструктажей по охране труда.

Источники:
http://rosmintrud.ru/labour/safety/295
http://olgasofronova.ru/ob-obuchenii-i-proverki-znanij-trebovanij-oxrany-truda-rabotnikov-organizacii-razyasneniya-mintruda-rossii.html
http://xn----8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/oxrana-truda/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0.html
http://www.eseur.ru/ulianovsk/O_provedenii_instruktajey_po_ohrane_truda_v_otnoshenii_lic_uchastvuuschih_v_proizvodstvennoy_deyatelnosti_po_grajdansko-pravovomu_dogovoru./
http://www.rnk.ru/news/215601-glavbuhov-obyazali-ejegodno-povyshat-kvalifikatsiyu

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: