Минфин вплотную займется зарплатными налогами

Минфин вплотную займется зарплатными налогами

Минфин 1 апреля опубликовал обновленную редакцию законопроекта о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс и начал процедуру общественного обсуждения (текст документа размещен здесь).

Основным новшеством финальной версии стало предлагаемое включение в налоги и сборы:

  • платы с грузовиков массой свыше 12 т (система «Платон»);
  • обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования;
  • курортного (гостиничного) сбора.

Кроме того, Минфин предлагает включить в Налоговый кодекс экологический налог (сейчас это плата за негативное воздействие на окружающую среду) и утилизационный сбор.

Плата за проезд большегрузов по федеральным трассам станет «сбором за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования». Ставка сбора будет установлена в размере 3,73 руб. на 1 км пути (сейчас действует льготный тариф — 1,91 руб.) и будет подлежать ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.

Росавтодор и оператор системы «РТ-Инвест Транспортные системы» в 2014 году заключили концессионное соглашение сроком на 13 лет, в рамках которого компания стала администратором взимания платы с грузовиков. «Учитывая обязательства Российской Федерации в рамках заключенного концессионного соглашения, законопроектом предлагается сохранить полномочия оператора по исчислению и взиманию сбора, а также полномочия Росавтодора за деятельностью оператора, возложив на налоговые органы обязанность по взысканию задолженности по сбору на основании актов, представляемых в налоговые органы оператором», — отмечается в пояснительной записке Минфина.

Текущие отчисления операторов сети связи общего пользования предлагается преобразовать в «налог на операторов сети связи общего пользования». Сейчас эти операторы ежегодно отчисляют по 1,2% своих доходов в «резерв универсального обслуживания». Налоговой базой предлагается установить доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам, а ставку налога установить в размере 1,2%.

Включение этих неналоговых платежей в федеральные (в случае с гостиничным сбором местные) налоги и сборы будет означать, в частности, распространение уголовной ответственности на случаи уклонения от их уплаты в крупном размере. Что касается налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса, Минфин предлагает на период до 31 декабря 2029 года применять в отношении неуплаты экологического налога и утилизационного сбора штраф в размере 10% от неуплаченной суммы налога/сбора вместо законодательно установленных 20%.

Минфин, в частности, отмечает, что в настоящее время неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, и «в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». «Установление экологического налога позволит в перспективе увеличить поступления в бюджетную систему Российской Федерации и повысить уровень платежной дисциплины за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания к лицам, не исполняющим обязанность по уплате экологических платежей», — говорится в пояснительной записке.

Ранее, 1 марта, Минфин указывал, что предлагает «обеспечить общественное обсуждение, доработку и скорейшее внесение в правительство законопроекта» о включении основных неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Против этой идеи выступает бизнес. Так, на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей в марте деловые объединения попросили президента Владимира Путина не торопиться с включением квазиналоговых платежей в Налоговый кодекс.

Минфин вводит новый налог с зарплаты

Минфин России совместно с Центробанком РФ разработал законопроект об индивидуальном пенсионном капитале и в скором времени собирается внести его в Правительство РФ на утверждение перед внесением в Госдуму. Основная суть этого законопроекта заключается в том, что граждане должны будут самостоятельно копить себе на пенсию. А накопления эти будут формироваться за счет ежемесячных удержаний с заработной платы всех трудоустроенных граждан. Фактически индивидуальный пенсионный капитал должен будет заменить накопительную пенсию, ранее замороженную по решению Правительства РФ.

Таким способом чиновники хотят помочь гражданам накопить себе на пенсию и выйти на нее раньше. Законопроект о формировании индивидуального пенсионного капитала (ИПК) в негосударственных пенсионных фондах предполагает право получения накопительной пенсии по старым правилам:

для мужчин — в 60 лет;
для женщин — в 55 лет.
Но для того чтобы накопить на такую пенсию, гражданам придется меньше получать в течение всего периода трудовой деятельности.

Размер нового зарплатного налога

В настоящее время все российские граждане отдают со своих доходов в обязательном порядке только НДФЛ в размере 13% — налог на доходы физических лиц. Больше никаких отчислений с заработной платы законодательством не предусмотрено, а обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд за работников оплачивают работодатели. Общий размер таких страховых отчислений с официальной зарплаты каждого россиянина составляет 30% от фонда оплаты труда и других вознаграждений в пользу физических лиц.

После ввода отчислений в ИПК существующая модель страховых пенсий сохранится. Граждане, когда достигнут пенсионного возраста, будут получать заработанную страховую пенсию, а новые отчисления из зарплаты будут направлены на формирование пенсионного капитала и выплату накопительной пенсии в дополнение к страховой.

Отчисления Минфин предлагает ввести в размере до 6% от полученного дохода. Но такая ставка будет установлена не сразу. Повышение будет происходить постепенно по 1% в год:

первый год – год ожидания, в течение которого предусмотрен нулевой тариф;
второй год —1% от зарплаты;
третий год — 2% от зарплаты и так далее до 6%.
Обязанность удерживать из зарплаты граждан эти средства и перечислять их в НПФ будет возложена на работодателей. Сумму взносов освободят от обложения НДФЛ. То есть сперва из зарплаты будет вычитаться сумма взноса на ИПК, а уже от остатка исчисляться 13% налога.

Налог добровольный или обязательный?

В законопроекте Минфина и Центробанка сказано, что ИПК станет существенной прибавкой к страховым пенсионным выплатам. Новый пенсионный капитал граждане смогут передавать по наследству, а также распоряжаться им даже до наступления пенсионного возраста, например в случае тяжелой болезни. При этом страховая часть пенсии, как сказано в законопроекте, останется без изменений. При этом пенсионные накопления граждан будут застрахованы по аналогии с банковскими вкладами.

Но как быть, если человек не хочет для себя всех этих дополнительных выгод? Оказывается, от нового налога на зарплату можно будет отказаться.

Законопроектом предусмотрено автоматическое подключение к пенсионным накоплениям всех работающих граждан, за которых сейчас работодатель уплачивает страховые взносы. При начислении им заработной платы бухгалтеры организации-работодателя будут обязаны удерживать с зарплаты отчисления в НПФ по установленной ставке и перечислять их в выбранный НПФ. Если работник не хочет копить себе на пенсию, он сможет написать письменное заявление на имя руководителя организации. До получения такого заявления удержания с зарплаты будут осуществлять каждый месяц.

Законопроект должен получить одобрение Правительства РФ, после чего он будет внесен на рассмотрение Госдумы. Эксперты ожидают, что инициатива Минфина будет принята уже в осеннюю сессию, а значит, вступит в силу с 2021 года.

Правительство готовит новый налог на зарплаты

После повышения пенсионного возраста финансовый блок не спешит со следующей реформой

Замглавы Минфина Алексей Моисеев рассказал о зависшем у финансового блока законопроекте об индивидуальном пенсионном капитале. Фото РИА Новости

Финансовый блок пока не может внести в Госдуму законопроект о новой системе пенсионных накоплений – индивидуальном пенсионном капитале (ИПК). Концепция все еще дорабатывается, объясняет Минфин. Правительство хочет развести по времени две спорные новации: уже утвержденное повышение пенсионного возраста и обсуждаемое внедрение нового налога на зарплаты. Судя по поступавшей ранее информации, ИПК предполагает изъятие из зарплат некоторых работников до 6% сверх существующих отчислений. Как поясняли чиновники, сделано это будет во благо будущих пенсионеров.

Внесение в Госдуму законопроекта об ИПК задерживается, сообщил в среду замминистра финансов Алексей Моисеев. «Мы зависли. Там много причин, и одна из них – нежелание в целом ломать в очередной раз систему, – сообщил он. – На экспертном уровне мы вроде как готовы, но пока все подвешено». Хотя, по словам Моисеева, может быть, это и хорошо: «Мы лучше доработаем, чтобы не вносить тысячу изменений».

Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что «пока правительство как коллегиальный орган эту тему не обсуждало». По ее словам, как только законопроект об ИПК появится, российская трехсторонняя комиссия правительства рассмотрит его.

Центробанк и Минфин разработали концепцию об ИПК еще в 2016 году. Она предполагает, что взносы на накопительную пенсию вместо работодателя будет осуществлять сам работник, отчисляя на это до 6% с зарплаты. В одной из версий концепции прописывалось, что ставка отчислений на накопительную пенсию по умолчанию будет увеличиваться на 1 процентный пункт каждый год от 0 до 6%, напоминает ТАСС. Первый год с нулевой ставкой дается работнику на размышления о том, отказываться ему от ИПК или нет.

Отчисления с зарплат фактически будут направляться финансовым посредникам. Объявленная цель новации – увеличение размера пенсий, которое необходимо даже после повышения пенсионного возраста, и формирование источника длинных денег.

Ожесточенные споры велись по поводу того, насколько добровольным должно быть участие работников в новой системе, которая придет на смену обязательной накопительной пенсионной системе. Сначала речь шла о так называемой «автоподписке» граждан на ИПК, отказаться от которой можно только после написания специального заявления.

Затем чиновники изменили терминологию и стали говорить об «авторегистрации». Отличие этого механизма от «автоподписки» чиновники разъясняли туманно. «В авторегистрации участвуют трое: гражданин, работодатель и (негосударственный – «НГ») пенсионный фонд. В автоподписке участвуют двое: гражданин и негосударственный пенсионный фонд (НПФ)», – пояснял осенью 2017-го Алексей Моисеев (см. «НГ» от 12.09.17, 08.06. 18).

Кроме того, выяснилось, что система ИПК не рассчитана на малообеспеченных граждан, «целевая аудитория – люди с доходами от 50–60 тыс. руб. в месяц». Такие оценки сообщали ранее представители НПФ. О «водоразделе» по доходам говорил весной этого года и главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.

«Понятно, что до определенного уровня доходов желание участвовать в такой системе неочевидно: зарплата невысокая, ее бы на жизнь хватило. К таким работникам порядок, предполагающий включение в систему по умолчанию, применяться не будет. Эти люди, если захотят участвовать, должны будут об этом заявить. Что касается высокооплачиваемых работников. для них порядок включения в систему будет, по сути, автоматическим. Но никакого принуждения: те, кто не захочет, будут иметь возможность отказаться, только надо будет высказать свое решение», – пояснял в интервью «Российской газете» Воронин.

Чиновники в рамках новой системы ИПК обещают налоговые льготы и гражданам, и работодателям. Одновременно с этим, судя по поступавшей ранее информации, ИПК фактически предполагает внедрение нового налога, который будет изыматься непосредственно из зарплат граждан – в дополнение к уже существующим налоговым и иным отчислениям, которые совершает работник из своих доходов и работодатель из фонда оплаты труда.

Вся эта идея настолько спорная, что чиновники постоянно откладывали не просто внесение законопроекта в Госдуму, а даже публикацию и обсуждение более или менее окончательных параметров предлагаемых изменений.

Например, в октябре 2018-го Минфин рассчитывал, что законопроект об ИПК будет опубликован для публичного обсуждения до конца 2018 года. Об этом говорил Алексей Моисеев. Затем глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что наиболее «реалистичный» срок по запуску новой системы – 2021 год. Многие эксперты объясняли такую отсрочку резонансом, вызванным повышением пенсионного возраста. Это подтверждал и Силуанов: «Реализовали сложную, сложнейшую пенсионную реформу. Видите, шло очень туго. И я вам откровенно скажу, что и вопрос ИПК тоже подвис из-за того, что очень тяжело шли пенсионные изменения» (см. «НГ» от 25.12.18).

«Сомнения властей понять можно, за последние 10 лет пенсионная система реформировалась много раз, и каждый можно назвать неудачным, – пояснила «НГ» замдиректора центра «Альпари» Анна Кокорева. – Проект ИПК требует доработки, да и нынешние социально-экономические условия не подходят для его введения».

«Все реформы пенсионной системы были не очень удачными. Одна из причин – власти хотят всецело определять и контролировать все пенсионные отчисления и управлять ими, исходя из состояния экономики», – считает доцент Российского экономического университета Людмила Иванова-Швец. По ее мнению, «методики расчета пенсионных баллов и в целом размеров пенсионных выплат направлены на то, чтобы обеспечить минимальный разрыв между получаемыми пенсиями». «Это полностью лишает граждан возможности серьезно влиять на размер будущей пенсии. И даже рекомендации больше зарабатывать и иметь большой стаж работы серьезно не меняют ситуацию».

«Проект, несмотря на несколько лет обсуждений, выглядит слабо. Новая надстройка к обязательной пенсии, сформированная из средств самих граждан, – это смелая попытка на фоне повышения пенсионного возраста создать еще один источник выплат на достойную пенсию», – говорит эксперт компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Новации обсуждаются в условиях и так уже подорванного доверия граждан – на фоне многолетней «заморозки» обязательных пенсионных накоплений.

Внедрение ИПК вряд ли будет простым, хотя можно ожидать, что законопроект примут в осеннюю сессию с дополнительными правками, полагает Звенигородский.

Хотя некоторые эксперты сомневаются в скором принятии проекта. «С одной стороны, есть вероятность, что правительство успеет внести проект в указанный срок – к 2021 году. С другой стороны, мы предполагаем, что сроки могут сдвинуться. Также не исключаем, что от проекта могут вообще отказаться», – сказала Кокорева.

Президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков сообщил «НГ», что «пенсионный рынок ожидает появление ИПК в редакции, которая обеспечит большую вовлеченность и мотивацию граждан». По его словам, «это нужно и гражданам для формирования будущей пенсии, и экономике в части привлечения инвестиционного ресурса, в связи с этим очень важны конкретные параметры системы ИПК».

Источники:
http://guardinfo.online/2019/03/20/minfin-vvodit-novyj-nalog-s-zarplaty/
http://www.ng.ru/economics/2019-03-13/1_7529_tax.html
http://www.rbc.ru/economics/02/04/2019/5ca282a89a7947ac0684d20c

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: