Минфин стремится к смягчению бюджетного правила

Минфин стремится к смягчению бюджетного правила

Без первичного дефицита

Новое бюджетное правило​​ — система правил использования нефтегазовых доходов — заработает с 2021 года, определит базовой ценой нефти отметку в $40 за баррель и будет ограничивать бюджетные расходы так, что они должны равняться базовым доходам за вычетом процентных расходов на обслуживание долга, рассказал на Московском финансовом форуме в пятницу министр финансов Антон Силуанов. «Подготовка бюджетного правила, которое, мы считаем, возможно к реализации с 2021 года, будет заключаться в том, что при цене $40 за баррель мы должны иметь нулевой первичный дефицит. То есть все те расходы по обслуживанию долга, которые у нас будут закладываться в расходы бюджета, как раз и будут составлять тот дефицит, который мы себе можем позволить», — сказал Силуанов, передал его слова корреспондент РБК.

Иными словами, по новому бюджетному правилу Минфин будет считать нефтегазовые доходы по цене $40, приплюсовывать к ним прогнозные ненефтегазовые доходы (эта сумма будет считаться базовыми доходами) и планировать бюджетные расходы так, чтобы они были не выше базовых доходов, не считая процентных выплат по долгу.

Новая версия бюджетного правила станет уже четвертой с момента введения такой практики управления госфинансами в 2004 году.

Старое бюджетное правило, которое действовало в 2013–2015 годах, подразумевало, что предельные расходы бюджета равны базовым доходам плюс 1% ВВП. Новое правило заменит этот 1% величиной процентных расходов, которая сейчас как раз находится в пределах 1% ВВП. Согласно закону о бюджете на 2016 год, процентные расходы в этом году планируются на уровне 646 млрд руб., или 0,8% ВВП. Первичный дефицит бюджета (дефицит без учета расходов на обслуживание долга) запланирован на уровне 2,2% ВВП, а Минфин хочет, чтобы с 2021 года не было первичного дефицита.

Почему $40?

По старому правилу базовая цена нефти для расчета нефтегазовых доходов, которые можно направлять на финансирование бюджетных расходов, определялась как среднегодовая цена нефти Urals за пятилетний период с ежегодным наращением этого периода на один год вплоть до десяти лет (усреднение по десятилетнему периоду должно было начаться с бюджета 2018 года). Сверхдоходы (нефтегазовые доходы от превышения реальных цен над базовой) перечислялись в суверенные фонды. Правило работало на растущих нефтяных ценах, но в 2015 году расчетная цена нефти по бюджетному правилу составляла $96, тогда как фактическая цена упала до $50. Поэтому на 2016 год бюджетное правило было приостановлено, а взамен были введены временные правила (действуют до 1 февраля 2017 года), позволяющие тратить нефтегазовые доходы и сбережения резервных фондов на финансирование расходов федерального бюджета.

Теперь предлагается использовать в бюджетном правиле вместо средней цены нефти за предыдущие годы консервативную цену $40 за баррель. Такая цена взята потому, что она соответствует порогу рентабельности добычи сланцевой нефти в мире ($40–50), объясняет высокопоставленный федеральный чиновник, знакомый с планами Минфина. По его словам, в скором времени ведомство хочет внести законодательную инициативу в новую Думу с тем, чтобы ввести бюджетное правило с 2021 года. Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что документ в министерство не поступал.

Средняя цена Urals в январе—августе 2016 года составила $39,36 за баррель, а за август превысила $40 за баррель ($43,9). Если бы новое бюджетное правило действовало уже сейчас, в августе резервный фонд удалось бы пополнить.

Вопрос о цене отсечения — $40 или ближе к $50 — еще предстоит обсуждать в правительстве, говорит РБК федеральный чиновник. Минфин предлагает ежегодно индексировать ее на долларовую инфляцию (в 2014 году она составила 1,6%, но в 2015 году — всего лишь 0,1%), говорил ранее РБК источник, близкий к Минфину. В целом падение цен на нефть и волатильность на валютном рынке заставили Минфин иначе взглянуть на предназначение бюджетного правила. Его смысл должен быть шире, чем просто возможность для стабилизации госфинансов, задача — «изолировать экономику от волатильности цен на нефть», говорит собеседник в финансово-экономическом блоке правительства. Речь идет о том, «чтобы реальный эффективный курс рубля не так сильно колебался вместе с ценами на нефть и не так сильно колебались относительные цены в экономике, инфляция, курсовые условия и все, что влияет на рентабельность компаний в разных секторах».

«Мы ориентируемся на то, что у нас дефицит бюджета должен постепенно снижаться на один процентный пункт ежегодно. Если мы выбираем $40 как цену отсечения, то мы приходим к сбалансированному бюджету к 2021 году, если выбираем $50 — приходим к 2021 году. В зависимости от того, какой будет цена отсечения, определится момент, когда бюджетное правило заработает полноценно», — говорит чиновник финансово-экономического блока.

Нелегкий выбор: увеличить НДС или смягчить бюджетное правило

Текущую экономическую ситуацию в России Минфин оценил как «неплохую».

«Мы вышли на устойчивую траекторию роста. Порядка 2% ВВП растет в годовом выражении. Он растет как за счет экспорта, так и за счет внутреннего спроса. Это дает возможность для роста заработных плат в реальном выражении темпом 2,9% в прошлом году и 9% за период с начала 2018 года», – заявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов, представляя в Госдуме основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящие три года.

По словам главы ФНС Михаила Мишустина, в России устойчиво растет собираемость налогов. «По предварительным данным за шесть месяцев (этого года) в консолидированный бюджет должно поступить 9,8 трлн рублей, что на 16,5 процентных пункта больше аналогичного периода прошлого года», — сказал он.

При этом власти прогнозируют рост налоговых поступлений, в том числе, за счет планируемого повышения НДС с 18% до 20%. По словам Силуанова, это «позволит создать ресурс в экономике — более 600 млрд руб. в год» и при этом в наименьшей степени затронет бизнес и население с невысоким доходом, «поскольку льготные ставки по НДС предлагается сохранить».

Ранее эксперты уже предупреждали, что при повышении НДС рост цен затронет все товары, даже социально-значимые. «Кто-то поставляет сырье для таких товаров, кто-то занимается логистикой – соответственно, они все заплатят повышенный НДС, и это в конечном итоге отразится на стоимости социально значимых товарах», — пояснял «Газете.Ru» Андрей Киселев (MBA), управляющий партнер компании «Генезис».

«В рамках налогового пакета мы также предлагаем зафиксировать на постоянной основе ставку страховых взносов, сохранив ее на уровне 22%, а не 26, как это предусмотрено сегодня по законодательству с 2021 года», — добавил Силуанов.

В свою очередь глава «ОПОРы России» Александр Калинин обратил внимание, что сейчас в России уровень фискальной нагрузки на бизнес выше, чем, например, в Казахстане, с которым мы работаем в едином экономическом пространстве. Увеличение НДС вызывает у бизнеса высокую озабоченность: «у нас и так высокая нагрузка на фонд оплаты труда, и мы ее увеличиваем», посетовал он.

Повышение НДС можно было бы перенести лет на шесть, если бы было изменено бюджетное правило, заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

«Я считал, что в ближайшие годы бюджетное правило, которое сейчас базируется на $40, можно сделать мягче, сделать $45 за баррель. Тогда нам не пришлось бы сейчас повышать НДС»,

— сказал он, добавив, что смягчение размера отсечения нефтегазовых доходов на $5 за баррель примерно соответствует объему повышения доходов при росте НДС на 2 процентных пункта.

Между тем, финансово-экономический блок правительства уже раньше давал ясно понять, что резко менять бюджетное правило не намерен. По словам Силуанова, ослабление бюджетной политики приведет к волатильности рубля. Поэтому все дальнейшие дискуссии на этот счет с участием депутатов и экспертов свелись к чисто гипотетическим измышлениям.

«Если бы цена отсечения была 45 долларов, то мы могли бы больше денег найти, используя благоприятную конъюнктуру», – согласился Калинин.

Всерьез правительство решило взяться и за самозанятых. Антон Силуанов также рассказал, что будет разработан новый специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход. «Его апробацию и «пилоты» в субъектах планируется провести уже в следующем году», чтобы постепенно вовлечь самозанятых предпринимателей, которые работают без регистрации, в легальное поле, пояснил министр. Ранее в ведомстве говорили о намерении ввести ставку 3% на доход самозанятых граждан.

Главные стимулы для выхода самозанятых из тени – возможность пользоваться мерами господдержки и работа с банками, ведь в случае подозрительных операций кредитные организации могут и заблокировать счета, отметил в беседе с «Газетой.Ru» сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров.

Пока трудно сказать, как новый налог будет стимулировать к регистрации: с одной стороны, для первых шагов в бизнес платить 3% по транзакции – оптимальный вариант, ведь даже если бизнес не пойдет, сама работа будет вестись в рамках правового поля, что в дальнейшем будет играть дополнительным бонусом, например, при получении кредита. С другой стороны, пока не совсем понятно, какую отчетность предполагает новый законопроект,

Говоря о планах на будущее, министр финансов назвал одну из ключевых задач – обеспечение роста экономики РФ.

Сделать это, по словам Силуанова, можно только путем стимулирования экономической активности и инвестиций в основной капитал: «Сейчас у нас инвестиции составляют порядка 21,5% ВВП. Необходимо довести этот показатель до 25%».

Стимулом для инвестиций, по мнению первого вице-премьера, станет отмена налога на движимое имущество. Кроме того, в ближайшие годы правительство планирует провести ускорение возмещения НДС экспортерам, снизив пороговые значения сумм, уплаченных предприятиями за три года, – с 7 млрд до 2 млрд рублей. «Это даст дополнительный оборотный капитал предприятиям на сумму более 100 млрд рублей в год», — подсчитал министр.

Алексей Кудрин обратил внимание, что

«сценарные условия предусматривают средние темпы роста 2,6% до 2024 года», а «этого, конечно, недостаточно для того, чтобы наша экономика была пятой в мире по величине». По его мнению, эти условия нуждаются в серьезной проработке и дополнении: нам нужен средний темп роста 3,5%, а «в этих сценарных условиях это не прослеживается».

Первый зампред Центробанка Ксения Юдаева указала на то, что самое главное — это «эффективность расходов». Важно, чтобы запланированное правительством увеличение расходов на инфраструктуру и на человеческий капитал «были эффективны» и учитывали реалии современной экономики.

Между тем, и ЦБ, и Минэкономразвития ранее уже признали, что налоговые новации, в первую очередь, повышение НДС уже в этом году может ускорить инфляцию. Причем, если финансовый регулятор оценивает этот вклад менее чем в 1 п.п., то экономическое ведомство – в 1,3 п.п.

Инфляция, по прогнозу министерства, ускорится с нынешних 2,3% годовых до 3,1% к концу 2018 года. В 2021 году так и вовсе будет превышен таргет ЦБ в 4%. По прогнозу Минэкономразвития, инфляция к концу 2021 года достигнет 4,3%. А вот в 2021 году рост цен замедлится до 3,8%.

По мнению экспертов, в следующем году официальная инфляция может достичь от 4,3 до 4,6%, однако «ощущаться она будет гораздо выше». «Решение повысить НДС было принято, поскольку это налог, который очень просто взимать и взыскивать. Но дело в том, что он включен в любую цепочку поставки товара несколько раз, и его повышение будет оказывать мультипликативный эффект на цены», – отмечает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Так, увеличение НДС на 2 процентных пункта может повлечь за собой рост цен на дополнительные 4-5 процентных пунктов в дополнение к общему уровню инфляции.

Рост ВВП в 2018 году составит 1,9%, хотя раньше прогнозировался рост на уровне 2,2%, а в следующем году он ожидается так и вовсе на уровне 1,4%. При этом также произойдет существенное замедление роста зарплат. По прогнозу Минфина, «темп роста реальных заработных плат снизится с ожидаемых 6,3% в текущем (2018) году до менее 1% в 2021 году».

Минфин РФ мог бы смягчить бюджетную политику в этом году, но это вряд ли

Министерство финансов отчиталось об исполнении федерального бюджета в 2018 г. — это первая подобная оценка, она будет уточнятся, пишет в обзоре банк ING. Профицит составил свыше 2,7 трлн руб., что соответствует 2,7% ВВП. Это заметно больше, чем предполагалось официальным прогнозом (он составлял 2,1 трлн руб.), и превышает также консенсус-прогноз экономистов, которые оценивали профицит в 2,6 трлн руб. Иными словами, есть все формальные предпосылки для смягчения бюджетной политики и освобождения хоть части денег, которые могут быть направлены юридическими и физическими лицами на потребление. Но Минфин упорно ждет нехорошего.

Основных причин значительного превышения доходов над расходами в ушедшем году две: доходы оказались больше запланированного, а расходы — меньше.

Дополнительные доходы в общем размере 4,4 трлн руб. были обеспечены примерно на 55% традиционными источниками. Во-первых, цена барреля нефти сорта «Юралс» за год выросла на 17 долл. — в среднем за год он стоил 70 долл.; во-вторых, это курс валюты — на 4,5 руб. подорожал доллар США, добравшийся до 62,8 руб. Но есть и гораздо более приятные события, обеспечившие этот рост доходов, — прежде всего это 15-процентный рост ненефтегазовых поступлений, добавивших казне 1,3 трлн руб.

По мнению аналитиков ING, в основном эти поступления объясняются отличным администрированием налога на добавленную стоимость — и это особенно важно, учитывая, что НДС в нынешнем году повышен на 2 п.п.

Еще примерно 500 млрд руб. казне обеспечила большая отдача с каждого рубля роста нефтяных цен — опять-таки, в основном из-за эффективности работы фискальных органов, но также и из-за увеличения добычи нефти в стране. В 2017 г. добыча была ограничена международными обязательствами России — она участвует в соглашении со странами ОПЕК; в 2018 г. условия этого соглашения были облегчены, Россия получила право нарастить добычу.

Расходы росли меньше запланированного ранее

Что касается расходной части бюджета, то правительство смогло только немного увеличить ее в сравнении с 2017 г. — на 2% в годовом сопоставлении, что соответствует 300 млрд руб. Это на 100 млрд руб. меньше плана, подчеркивают аналитики ING. Результат такой сдержанности правительства: в относительных величинах бюджетные расходы в сравнении с 2017 г. сократились с 17,8% ВВП до 16,4% ВВП. В 2011—2016 гг. расходы составляли примерно 19% ВВП России.

Аналитики, правда, напоминают, что расходы бюджета искусственно (на бумаге) занижены: трансферт в Пенсионный фонд России формально перечисляется из Фонда национального благосостояния, а не напрямую из бюджета, как прежде. В 2017 г. таким образом потрачено 600 млрд руб., а в 2018 г. — 1,1 трлн руб. Но даже и в случае, если бы поместить трансферт в расходы федерального бюджета в 2018 г., они составили бы всего 17,2% ВВП, что заметно ниже исторически сложившейся практики.

Одно из следствий такой сдержанности в расходах — цена барреля нефти сорта «Юралс», необходимая для бездефицитного бюджета, составила всего 49 долл. (с учетом трансферта в Пенсионный фонд России, как описано выше, — 55 долл.). Это существенно меньше, чем 90 долл., о которых шла речь в последние 10 лет, и даже ниже, чем 58 долл., которые были нужны для указанных целей в 2008 г.

В Фонде национального благосостояния теперь находится 58,1 млрд долл., или 3,8 ВВП, еще 66,5 млрд долл. добавится туда до середины 2021 г. — таким образом, ФНБ аккумулирует почти 125 млрд долл., или 8% ВВП.

Сокращение заимствований не повлекло негативных последствий

Большие ненефтегазовые доходы позволили без каких-либо проблем сократить программу заимствований (ОФЗ, облигации федерального займа) на 2018 г. с 700 млрд до 500 млрд руб., что позволило России ограничиться 9—10% ВВП государственного долга. Это, пишут аналитики ING, чрезвычайно низкий показатель по мировым стандартам.

Официальные бюджетные предложения Минфина на 2021—2021 гг. свидетельствуют, что правительство решило по-прежнему придерживаться консервативного подхода к государственным финансам. Даже 8-процентное увеличение расходов, запланированное на 2021 г., — оно необходимо для исполнения инаугурационного указа президента Владимира Путина — не позволит перешагнуть за отметку 17% ВВП. Кроме того, подчеркивают аналитики ING, не предполагается и расходования ФНБ: повышение пенсионного возраста позволит Пенсионному фонду России в этом году справиться с выплатами собственными силами. Наконец, как уже сказано выше, увеличатся поступления от налога на добавленную стоимость; кроме того, повышаются акцизы, в том числе на моторное топливо, и растет налогообложение нефтегазовой отрасли.

Результат таков, пишут аналитики ING: цена барреля нефти сорта «Юралс», необходимая для бездефицитного бюджета, составит всего 50 долл. Если бюджетное правило останется без изменений, то все деньги, которые государство получит от превышения над ценою барреля нефти сорта «Юралс» 41,6 долл., направятся в ФНБ. Одновременно Россия намерена разместить 1,7 трлн руб. через ОФЗ, правда, эта сумма может быть и снижена, если курс доллара будет ниже прогнозных 63,9 руб. или если ненефтегазовые доходы превысят прогноз.

Такое благополучие может подвигнуть денежные власти использовать бюджет как инструмент поддержки роста экономики, а также для решения социальных вопросов.

Четыре проблемы, которые могут подтолкнуть к бюджетным новациям

Аналитики ING перечисляют проблемы, которые станут перед правительством и могут потребовать изменения бюджетной политики:

1. Повышение акцизов на моторное топливо будет иметь непременным следствием повышение розничных цен на него. Сейчас действует соглашение правительства и нефтяных компаний, к марту оно истечет. Если не принять мер, рост цен на топливо транслируется в розничные цены, и без того увеличившиеся из-за повышения НДС, а это может привести к тому, что инфляция превысит 6% — максимум, установленный для нее Центробанком.

2. Бюджет может столкнуться с недобором налога на добавленную стоимость — и дело не в плохом администрировании, а в низком спросе и общем замедлении экономического роста в России. Впрочем, тут может помочь и разгоняющаяся инфляция, которая несколько компенсирует слабость экономики, в том числе ненефтегазовой ее части.

3. Низкие государственные расходы — всего 17% ВВП — могут сделать неустойчивой ситуацию с поддержкой власти населением, она вернется к показателям до 2014 г., тем более что финансовая ситуация в регионах, на бюджеты которых ложится большая часть социальной нагрузки, вряд ли улучшится.

4. Поскольку размер ФНБ явно превысит в этом году условленные 7%, у Минфина появятся возможности инвестировать часть накопленных средств, что вполне может привести к вложениям в инфраструктурные проекты.

Итак, заключают аналитики банка ING, можно прогнозировать, что правительству по тем или иным основаниям придется смягчить бюджетную политику. Это не создаст никаких рисков для макроэкономической стабильности, которой оно справедливо гордится, зато будет служить важным индикатором предпочтений российской власти: она готова инвестировать в рост.

Декабрьская ложка дегтя

Аналитики банка «Уралсиб» обращают внимание не на годовую, а на декабрьскую статистику: в отличие от всего года, в декабре федеральный бюджет сведен с дефицитом, он составил 697 млрд руб., или 7% ВВП. Доходы федерального бюджета в декабре достигли 2 трлн руб., или 10,6% годового плана, а расходы — 2,7 трлн руб., или 16% плана. Одна из причин такого дефицита — резкое снижение доли нефтегазовых доходов в декабре: оно обусловлено значительным падением рублевых цен на нефть — средняя цена барреля сорта «Брент» составила 3890 руб. (сравните с ноябрьскими 4390 руб.). Одновременно зафиксировано сезонное усиление деловой активности: оно обеспечило внушительный рост ненефтегазовых доходов.

Впрочем, несмотря на падение нефтяных котировок, дефицит бюджета в декабре стал, прежде всего, следствием резкого сезонного роста расходов, которые относительно предыдущего месяца практически удвоились. Но по сравнению с декабрем 2017 г. размер дефицита бюджета в декабре прошлого года оказался почти в два раза меньше, что говорит о стабильном состоянии государственных финансов. Принимая во внимание наблюдающийся в январе рост цен на нефть, аналитики «Уралсиба» полагают, что уже по итогам текущего месяца федеральный бюджет снова станет профицитным.

Аналитики «Сбербанка CIB» предсказывают, что в нынешнем году профицит бюджета составит 2,7% ВВП при средней цене барреля нефти сорта «Брент» 70 долл. Они, как и аналитики банка ING, указывают, что правительство планирует увеличить бюджетные расходы на 1,3 трлн руб. (или на 8% по сравнению с 2018 г.) для финансирования майского указа президента Владимира Путина — дополнительные средства в основном пойдут на реализацию инфраструктурных проектов, и увеличение государственных инвестиций должно поддержать экономический рост. Впрочем, сетуют аналитики «Сбербанка CIB», не все из этих инвестиционных проектов готовы к реализации, так что есть риск, что в 2021 г., как и в прошлом, из бюджета будет потрачено меньше, чем планируется, и в этом случае бюджетный профицит может быть еще выше.

Аналитики «Уралсиба» предсказывают, что в 2021 г. средний курс доллара составит 70,8 руб., средняя цена барреля нефти сорта «Брент» увеличится до 69 долл., заметный вклад в рост доходов бюджета внесет и повышение ставки НДС с 18 до 20%. Таким образом, в этом году бюджетные доходы увеличатся до 20,71 трлн руб., а профицит федерального бюджета составит 2,4% ВВП.

Составляющие и логика плана Министерства финансов на 2021—2021 гг.

Источники:
http://www.gazeta.ru/business/2018/07/09/11830867.shtml
http://www.eg-online.ru/article/392648/
http://aftershock.news/?q=node/680462&full

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: