Коррупционные средства напитают ПФР

Особенности противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России

Турских Елена Сергеевна
Магистрант,
(Челябинский государственный университет)

Научный руководитель: Сабитов Рашид Акремович,
доктор юридических наук, профессор
(Челябинский государственный университет)

Одной из самой коррумпированной в России можно назвать сферу распределения бюджетных средств. Здесь обращают на себя внимание государственные внебюджетные фонды, с поддержкой которых правительство реализует финансовую деятельность, распределяет и использует средства, нацеленные на решение государственных задач.

В соответствии со ст. 144 Бюджетного Кодекса Российской Федерации одним из внебюджетных фондов РФ является Пенсионный фонд России. Это организация через которую проходят огромные финансовые потоки. Безусловно, коррупция в органах, отвечающих за социальное обеспечение наименее защищенных слоев граждан, — совершенно недопустимое явление. Следует отметить, что для полноценного осуществления внебюджетным фондом своих полномочий необходим постоянный надзор за деятельностью всех его подразделений, в том числе территориальных управлений ПФР.

В исследовании установлено, что коррупционные преступления в территориальных управлениях Пенсионного Фонда проявляются в таких направлениях деятельности как: разделение бюджетных субсидий; инвестирование средств страховых взносов и предоставление в управление средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной пенсии; установление и выплата пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат; осуществление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей (материнский капитал); материально-техническое обеспечение территориальных управлений; организация и принятие кадровых решений.

Установлено, что коррупционные преступления в территориальных управлениях Пенсионного Фонда характеризуются такими признаками как: общественная опасность и антисоциальность; наличие различных уровней проявления; латентностью; запрещенностью уголовным, административным и иными отраслями законодательства под страхом дисциплинарного взыскания; использованием служебных полномочий, не в соответствии с их действительным целевым предназначением; получением с той или иной периодичностью вознаграждения.

Одной из значимой мер противодействия коррупции является планирование антикоррупционной деятельности. Планирование антикоррупционной деятельности носит универсальный характер, поскольку оно охватывает все уровни власти, а также государственные, муниципальные и негосударственные организации. С помощью планов и программ противодействия коррупции осуществляются мероприятия экономической, политической, социальной, правовой, идеологической направленности.

С 2009 года Постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации утверждаться планы противодействия коррупции, которые предусматривают мероприятия по законодательному обеспечению противодействию коррупции в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных управлений, мероприятия по усовершенствованию управления в целях предупреждения коррупции, мероприятия по усовершенствованию профессионального уровня сотрудников и правовому просвещению.

Одним из основных направлений деятельности государственных органов в сфере борьбы с коррупцией является внедрение антикоррупционных стандартов. Для внедрения антикоррупционных стандартов в территориальных органах Пенсионного фонда установлены общие правила и принципы антикоррупционного поведения. Такие правила и принципы закреплены в «Кодексе этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда», который установлен Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 189р. Целью «Кодекса этики и служебного поведения сотрудника системы ПФР» является установление этических норм и правил служебного поведения сотрудников системы ПФР. Кодекс представляет собой обобщение общих профессиональных принципов и правил поведения, которыми должны руководствоваться все сотрудники системы ПФР.

В соответствии со статьей 8 п. 4 Федерального закона «О противодействии коррупции» определено, что сотрудники, замещающие должности Пенсионном фонде РФ должны представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Данные о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в форме справки ежегодно, до 30 апреля года, следующего отчетным, которая утверждается Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 “Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ. Данные сведения представляются в кадровую службу территориального управления Пенсионного Фонда РФ.

В случае непредставления либо представления заведомо ложных сведений о доходах и расходах работник территориального управления Пенсионного Фонда РФ будет привлечен к дисциплинарной ответственности.

Так же сотрудник территориального органа Пенсионного Фонда должен осуществлять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, неисполнение таковой служит основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания. Работник РФР так же должен уведомлять нанимателя (работодателем) и своего непосредственного руководителя о возникающем конфликте интересов либо о возможности его возникновения, как только ему станет о нем известно.

Уведомление о образовавшемся конфликте интересов либо о возможности его возникновения оформляется работником в письменном виде и в свободной форме в двух экземплярах. Первый экземпляр уведомления в течение одного рабочего дня подлежит обязательной регистрации в специальном журнале для регистрации уведомлений о возникшем конфликте, который должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью. Второй экземпляр сотрудник ПФР оставляет у себя. По результатам рассмотрения уведомления подготавливается мотивированное заключение, которое затем представляется в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В диссертационном исследовании предлагается следующие предложения по совершенствованию организационных мер противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России:

— сделать упор на выявлении, пресечении и раскрытии верхушечной, элитарной коррупции. Отмечается, что в борьбе с взяточничеством много имитации, поскольку к уголовной ответственности за получение взятки в основном привлекаются сотрудники среднего звена;

— создать в территориальных управлениях Пенсионного Фонда результативную систему противодействия коррупции: конкурсное замещение должностей в управленческом аппарате; ежегодная сдача экзаменов; ежегодные аттестации; проверку сведений работников в территориальных органах, особенно при поступлении на работу, касающихся их участия в управленческой деятельности; представление доходов, имущественного положения и расходов не только членов семей, но и иных родственников либо доверенных лиц;

— осуществить запретить принимать на работу родственников и свойственников управленческого аппарата в территориальные органы Пенсионного Фонда. Совместная работа родственников и свойственников в территориальных органах Пенсионного Фонда при их непосредственной подчиненности либо подконтрольности должна быть запрещена для избежания потенциально возможных коррупционных действий;

— запретить обращения гражданина за назначением выплат (пенсия, федеральная социальная доплата, материнский капитал и другие выплаты) в то структурное подразделение Пенсионного Фонда, в котором осуществляют работу его близкие родственники, для исключения коррупционных преступлений;

— антикоррупционный мониторинг сделать неотъемлемым направлением как одной из значимых мер противодействия коррупции. Антикоррупционный мониторинг позволит оценить общий уровень коррупции, выявить уязвимые места, в которых коррупция наиболее высока. Он поможет фиксировать результаты применяемых антикоррупционных мер, что даст возможность оперативно корректировать проводимые мероприятия, исключить приспособление коррупции к изменяющимся условиям. Показатели мониторинга позволят характеризовать активность и успешность применения территориальными органами Пенсионного Фонда антикоррупционной политики тех либо иных антикоррупционных инструментов.

Таким образом в исследовании осуществлен комплексный анализ современной системы противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России и ее особенностей. Так же сформулированы предложения по совершенствованию организационных мер противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России, которые могут быть применены при развитии совершенствования концепции противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России.

Противодействие коррупции

ПФР на регулярной основе реализует комплекс мер по противодействию коррупционным проявлениям в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях осуществления деятельности по профилактике коррупционных проявлений в системе ПФР определены структурные подразделения, занимающиеся вопросами противодействия коррупции. В территориальных Управлениях ПФР по федеральным округам созданы отделы организации и контроля систем безопасности, на которые возложены задачи координации мероприятий по профилактике коррупции, а также контроль за их исполнением.

Разработаны и утверждены положения о порядке обработки информации, содержащей признаки коррупционных проявлений в деятельности ПФР и его работников. В соответствии с данными документами, определен порядок регистрации поступающих в адрес ПФР и его территориальных органов обращений, писем и жалоб граждан, а также юридических лиц, содержащих информацию о возможных коррупционных проявлениях в действиях сотрудников ПФР.

В ПФР реализовано проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов Пенсионного фонда Российской Федерации в целях выявления коррупционных факторов.

ПФР также осуществляет проверку своевременной и полной реализации процедур по ключевым функциональным направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

  • контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР при назначении и выплате пенсий;
  • контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;
  • контрольные мероприятия по проверке своевременной и полной реализации процедур по администрированию страховых взносов;
  • разработка и внедрение административных регламентов по предоставлению государственных услуг ПФР, а также анализ и оценка качества их исполнения;
  • совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР.

Вся деятельность ПФР по профилактике коррупционных проявлений в системе Пенсионного фонда Российской Федерации координируется с правоохранительными и иными государственными органами.

Коррупционные средства напитают ПФР

Представители «Единой России» в Госдуме и Совете Федерации внесли законопроект, согласно которому в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) должны передаваться все имущество и деньги, конфискованные у фигурантов коррупционных дел.

Прибыль от коррупции

Предполагается, что коррупционные деньги должны стать новым источником дохода для бюджета ПФР, заявил секретарь генсовета «Единой России» и вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак. Он отметил, что за последние шесть лет объем таких поступлений в бюджет составил более 1,2 млрд руб., передает «Интерфакс».

Впервые предложение направлять на пенсии денежные средства, конфискованные в соответствии с приговорами суда по коррупционным преступлениям, а также средства, вырученные от реализации конфискованного у коррупционеров имущества, были озвучены в августе, когда партия обсуждала пенсионную реформу.

«Люди спрашивают на встречах, где миллиарды [бывшего сотрудника антикоррупционного главка МВД Дмитрия] Захарченко, где миллиарды [начальника Северо-Западного управления Ростехнадзора Григория] Слабикова, где миллиарды других коррупционеров и взяточников», — заявлял тогда Турчак.

Ранее все конфискованное имущество Захарченко и его близких было обращено в доход государства. В этом списке было около 30 квартир и машиномест, четыре автомобиля, золотой слиток и денежные средства в рублях и иностранной валюте. Общая сумма имущества и денежных средств составила почти 9 млрд руб. Как заявлял «Интерфаксу» руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Неверов, эти 9 млрд составляют 3,6% ежемесячного трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд. По словам Неверова, сумма ежемесячных дотаций ПФР — порядка 250 млрд руб.

Сейчас напрямую в Пенсионный фонд поступают средства, которые работодатель платит за сотрудников в виде 22% от фонда оплаты труда.

В декабре 2017 года Генпрокуратура оценивала ущерб от коррупции в России за два года в сумму около 150 млрд руб., 11 млрд из них коррупционеры погасили добровольно, 78 млрд руб. было изъято в пользу государства.

По данным PricewaterhouseCoopers (PwC) на май текущего года, коррупция и взяточничество являются в России одним из самых распространенных видов экономических преступлений, уступая только незаконному присвоению активов. Торгово-промышленная палата выяснила, что, согласно данным на декабрь прошлого года, с коррупцией сталкивались около 80% предпринимателей, при этом в июле текущего года почти 40% предпринимателей заявили, что ситуация в этой сфере улучшилась.

Британская консалтинговая компания EY весной прошлого года поставила Россию на 16-е место по уровню коррумпированности бизнеса среди стран региона EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка).

Депутаты без повышений

В четверг, 6 сентября, единороссы также внесли поправки о возможности для депутатов добровольно отказаться от пенсионных преференций.

Согласно действующему законодательству у депутатов и сенаторов есть право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости. Для получения доплаты, которая относится к социальным гарантиям их деятельности, им нужно написать соответствующее решение на имя министра труда и соцзащиты. Лица, отработавшие в парламенте более пяти лет, при выходе на пенсию получают специальную доплату — такую, чтобы их пенсия была не меньше 55% от так называемого денежного вознаграждения депутата. Для отработавших более десяти лет размер доплаты увеличивается так, чтобы общий размер пенсии составлял 75% «денежного вознаграждения».​

Внесенные поправки вводят возможность для депутатов подать также заявление с отказом от такой выплаты.

«Такой добровольный отказ становится по закону безотзывным», — пояснил Андрей Турчак, передает ТАСС. То есть отказавшийся депутат или сенатор не сможет изменить свое решение.

В конце августа при обсуждении партией пенсионной реформы Турчак предложил единороссам «начинать с самих себя» и внести изменения о пенсионных преференциях. Тогда секретарь генсовета заявлял о полном аннулировании пенсионных преференций для парламентариев.

Предполагается, что в случае принятия поправок новая норма законодательства вступит в силу 1 января 2021 года.

В июле Госдума обнародовала данные о размере зарплат и пенсий депутатов. Средняя заработная плата депутата Госдумы после уплаты подоходного налога составила в текущем году более 347 тыс. руб. Размер «денежного вознаграждения депутата», от которого рассчитывается доплата к пенсии, составил почти 85 тыс. руб. Таким образом, пенсия парламентария, отработавшего хотя бы один полный срок, — более 46,5 тыс. руб. Депутат, отработавший более десяти лет, получает 63,6 тыс. руб.

При этом средняя пенсия по стране составляет менее 15 тыс. руб.

Источники:
http://www.pfrf.ru/Anti_corruption/
http://www.rbc.ru/economics/06/09/2018/5b9170ed9a794708bc76faaa

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: