Концессионеры при строительстве автодорог останутся с вычетом НДС

Депутаты вернули НДС концессионерам

Запрет Минфина возмещения НДС концессионерам, пользующимся бюджетными инвестициями, признан преждевременным. Вчера Госдума приняла во втором чтении поправки, снимающие такой запрет до 2023 года. Инициировали законопроект строители выезда из Уфы на федеральную трассу М5 «Урал» в Башкортостане — норма грозила проекту дефицитом в 3,75 млрд руб. Ранее о той же уступке просили власти Хабаровского края — также для дорожных проектов (в них чаще всего соединяются концессии и бюджетные инвестиции). Госдума отодвинула запрет на возврат НДС с бюджетных денег на пять лет, но что будет за этим горизонтом, законодатели пока не знают.

Вчера Госдума продлила право на возмещение НДС компаниями-концессионерами с бюджетных инвестиций на ремонт или строительство дорог до 2023 года. Норма зафиксирована принятыми во втором чтении поправками к ст. 4 ФЗ-303, которая в свою очередь вносила изменения в редакцию ст. 170 НК РФ, принятую еще в конце 2017 года. Сам запрет на возврат НДС с бюджетных инвестиций включен именно в ст. 170 НК и заработал с 1 января 2018 года. ФЗ-303 в свою очередь выводил из-под него госмонополии, аграриев, машиностроителей и концессии — но только на один год, до 2018 года.

Уже в феврале 2018 года власти Хабаровского края обратились в Минэкономики с просьбой вывести транспортные ГЧП-проекты из-под запрета на вычет НДС. В качестве примера приводилась концессионная автодорога «Обход Хабаровска» с объемом финансирования более 37 млрд руб., из которых более 30 млрд руб. были бюджетными. По сведениям “Ъ”, с подобными просьбами строители обращались в Минпромторг, в итоге был проведен ряд совместных совещаний с Минфином, где обсуждалось ухудшение положения концессионеров, заключивших соглашения до введения запрета. Впрочем, результативными стали действия башкирских депутатов. Принятые вчера во втором чтении поправки внесло Госсобрание Башкортостана, ссылавшееся на потери от действующей нормы при концессионном строительстве выезда из Уфы на трассу М5 «Урал» (18 км с учетом тоннеля и моста) — 24,5 млрд руб. Отказ в вычете стоил бы проекту 3,75 млрд руб.

Почему аудиторы жалуются на дорожников в Генпрокуратуру

Финансово-экономическое обоснование принятого вчера проекта признает, что новация приведет «к выпадающим доходам федерального бюджета в виде возмещаемых из федерального бюджета сумм НДС». Впрочем, как пояснили “Ъ” в пресс-службе Минфина, «применительно к этому законопроекту неправильно говорить о выпадающих доходах бюджета, потому что эти средства до сих пор в бюджет не поступали. Можно сказать, что это недополученные доходы, а оценить их размер сложно». При этом в министерстве признают, что отказ от запрета на возврат НДС положительно скажется на реализации концессий. Третье чтение поправок намечено в Госдуме на 16 октября. Что будет с этой нормой после 2023 года, законодатели пока не знают.

Отметим, что вчера же в первом чтении Госдума поддержала и законопроект Минстроя, освобождающий инвесторов от уплаты НДС при переходе с договоров аренды коммунальной инфраструктуры на договоры концессии (см. “Ъ” от 24 августа). Необходимость уплаты НДС тормозила развитие концессий — так как арендаторы НДС не платят. В Минстрое ждут, что освобождение от него и участников ГЧП за три года позволит перевести в концессии до половины арендных договоров.

В спорах о бюджетном финансировании дорожных концессий ранее также участвовали Минэкономики и ФАС — последняя требовала признания госзакупками (которые подчиняются более жестким правилам) концессий, получающих бюджетные платежи на создание и эксплуатацию объектов. Против выступили Минтранс и Минэкономики — а разрешал спор тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов, поручивший разработать законопроект, разграничивающий концессии и госзакупки. Компромисс в итоге предложила сама ФАС, согласившись на возмещение 100% затрат концессионеров из бюджета, но только после завершения строительства объекта и не ранее чем через пять лет после заключения соглашения (см. “Ъ” от 29 июня 2017 года).

Концессионеры при строительстве автодорог останутся с вычетом НДС

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 апреля 2018 г. N 03-07-10/24472 О применении НДС и налога на прибыль организаций при осуществлении концессионером операций по созданию объектов концессионного соглашения

Вопрос: ОАО (концессионер), применяющая общую систему налогообложения, заключила концессионное соглашение с Администрацией сельского поселения (концедент) на строительство мусоросортировочного завода. Согласно соглашению финансирование осуществляется из двух источников: Концедент, из Фонда содействия реформирования ЖКХ и Концессионер из собственных средств. Концессионер от своего имени, в рамках концессионного соглашения, заключил договора подряда, поставки и монтажа с Контрагентами от своего имени. Концессионер оплачивает строительство объекта в полном объеме из собственных средств, контрагенты предоставляют документы на реквизиты Концессионера. Концедент-Администрация сельского поселения, через Казначейство, возмещает Концессионеру 60% стоимости подтвержденных расходов на создание объекта.

При вводе в эксплуатацию стоимость объекта, будет выше цены концессионного соглашения (проектно-сметная документация, госпошлины и прочие затраты не учтенные в проектно-сметной документации), Концессионер по соглашению, должен передать объект, но сумма объекта, будет выше стоимости мероприятий, определенных в концессионном соглашении.

После окончания строительства Концессионер передает объект в собственность Администрации сельского поселения, а Администрация передает право владения и пользования объектом на срок 25 лет.

Имеет ли право Концессионер возместить НДС в полном объеме, т.к. документы контрагентами предоставлены на имя Концессионера и деятельность связанная с пользованием созданного объекта будет облагаться НДС или денежные средства полученные от Концессионера в полной сумме (с НДС) относятся на себестоимость объекта?

Сумма собственных расходов на строительство объекта может учитывать как нематериальный актив, с начислением амортизации согласно сроку концессионного соглашения с уменьшением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

Будет ли разница в стоимости объекта являться безвозмездной передачей?

Налог на имущество платит Концессионер, он будет уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при осуществлении концессионером операций по созданию объектов концессионного соглашения Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений установлены статьей 174.1 главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера.

Кроме того, концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 2.1 статьи 170 Кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат, а учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций при условии ведения раздельного учета. Также подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам, имущественным правам), подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации независимо от включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции.

Таким образом, в случае получения концессионером платы концедента по концессионному соглашению на возмещение предстоящих затрат концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанной платы, вычету не подлежат, а в случае получения концессионером платы концедента по концессионному соглашению на возмещение ранее понесенных затрат концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, суммы налога на добавленную стоимость, принятые концессионером в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанной платы, подлежат восстановлению.

Что касается применения налога на добавленную стоимость при передаче концессионером концеденту результатов работ по созданию объекта концессионного соглашения, то на основании подпункта 4.1 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса такая передача налогом на добавленную стоимость не облагается.

По вопросу применения налога на прибыль организаций сообщаем, что на основании подпункта 37 пункта 1 статьи 251 главы 25 “Налог на прибыль организаций” Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом (пункт 1 статьи 257 Кодекса).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

В случае получения концессионером платы концедента по концессионному соглашению, направленной на возмещение предстоящих затрат концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанной платы, вычету не подлежат.

Если же комиссионер направляет полученную плату на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанной платы, подлежат восстановлению.

Что касается применения НДС при передаче концессионером концеденту результатов работ по созданию объекта концессионного соглашения, то такая передача НДС не облагается.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению.

При этом первоначальная стоимость такого имущества определяется как его рыночная стоимость, определенная на момент получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию и т.д. за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.

Источники:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71823350/
http://journalpro.ru/articles/osobennosti-protivodeystviya-korruptsii-v-territorialnykh-upravleniyakh-pensionnogo-fonda-rossii/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: