Коммерческим организациям нужно платить налог за земельные участки, ограниченные в обороте
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Коммерческие организации не имеют льготы по земельному налогу, потому что их участки не являются ограниченными в обороте
ФНС России информирует о том, что ВС РФ (определение от 27.04.2017 по делу N 306-КГ16-18669) указано, что основанием для освобождения от уплаты налога ввиду отнесения земельных участков к ограниченным в обороте из-за принадлежности к государственной или муниципальной собственности является их предоставление для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Указанная позиция может использоваться для оценки необоснованности применения коммерческими организациями в отношении находящихся у них в собственности земельных участков нормы НК РФ о льготной налоговой ставке, не превышающей 0,3%.
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Если земельные участки ограничены в обороте
Комментарий к Определению ВАС РФ от 26.09.13 № ВАС-13054/13.
Суть спора. Общество не начисляло налог по земельным участкам, принадлежащим ему на праве собственности, которые были ограничены в обороте.
Позиция суда. Арбитры сочли позицию общества ошибочной.
Давайте рассмотрим подробности данного дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
А в подпункте 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ было определено, что не являются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте, которые предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Отметим, что данная норма действовала до 1 января 2013 года.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограниченными в обороте считаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд.
При этом землями обороны и безопасности признаются участки, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ (ст. 93 ЗК РФ).
Таким образом, при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, существенным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения указанной деятельности.
Кроме того, соответствующий участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
В данном случае доказательства предоставления и использования обществом земельного участка исключительно для нужд обороны и безопасности и ограничения его в обороте в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, на общество в силу статьи 388 НК РФ возложена обязанность уплачивать земельный налог.
Примечание «ДК». С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в главу 31 «Земельный налог» НК РФ Федеральным законом от 29.11.12 № 202-ФЗ.
И теперь земельным налогом облагаются участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований в отношении указанных земельных участков, не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости.
В случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 394 НК РФ.
То есть в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земли. А если она не определена, то исходя из нормативной цены земельного участка.
Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 17.04.13 № 03-05-04-02/13163.
Kоммерческие организации обязаны уплачивать налог за ограниченные в обороте земельные участки
Из объектов налогообложения не исключаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящиеся в собственности коммерческих организаций. Указанная позиция УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, изложенная в решении по жалобе одной из организаций, подтверждена судом.
От общества «К» в налоговый орган поступила уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, в которой налогоплательщик не исчислил земельный налог в отношении находящихся у него в собственности земельных участков, полагая, что они не признаются объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ, поскольку ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны и безопасности.
По результатам камеральной налоговой проверки полученной декларации налоговая инспекция составила акт и приняла решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием для принятия решения послужил вывод инспекции о неправомерном исключении обществом спорных земельных участков из объектов обложения земельным налогом за 2012 год в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ, поскольку на основании пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки могут иметь статус ограниченных в обороте лишь при условии нахождения их в государственной или муниципальной собственности.
Налогоплательщик «К» обжаловал в региональном налоговом управлении решение инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Управление, оставляя апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения, руководствовалось следующими положениями законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьями 388 – 390 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Пунктом 2 ст. 389 кодекса определено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки. Поскольку спорные земельные участки в 2012 году не находились в государственной либо муниципальной собственности и не были признаны ограниченными в обороте, налогоплательщик «К» не вправе применять льготу по земельному налогу.
После оставления Управлением апелляционной жалобы без удовлетворения заявитель обратился с заявлением в суд. Суд поддержал позицию налогового органа (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2017 по делу № А05-5082/2016). Указанная позиция изложена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 № 302-КГ16-11762.
Земельный налог для коммерческих организаций
Земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса относится к местным налогам. В столице данный налог начал взиматься с начала 2005 года на основании Закона города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге». Рассмотрим некоторые особенности его уплаты в соответствии с действующим законодательством.
Кто платит
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом организации и физические лица не признаются налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Все эти права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации (в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним), которая с 31 января 1998 года осуществляется в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 25 ЗК).
При этом, как разъяснено в письме Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21, права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации в вышеуказанном реестре. В этом случае право на землю подтверждается актами, изданными органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. В частности, к ним относятся:
- государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493;
- свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177;
- свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
Момент «посвящения»
При приобретении права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения статьи 552 Гражданского кодекса, согласно которым покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В том случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, в договоре может быть предусмотрено право на соответствующую часть земельного участка. Это может быть право собственности, право аренды или иное вещное право.
Если договором не определено передаваемое покупателю недвижимости право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности только на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.
При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК).
Если здания и сооружения расположены на земельных участках, принадлежащих продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю недвижимости в силу пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса земельные участки на таком праве предоставляться не могут, покупатель как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования в связи с приобретением зданий и сооружений недвижимости, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность. До момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования) организация, которая приобрела такой «надел» в собственность, не будет признаваться плательщиком земельного налога.
Налогооблагаемый объект
Согласно статье 389 Налогового кодекса, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен налог. Напомним, что в столице земельный налог введен Законом города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге».
Не являются объектами налогообложения земли, ограниченные в обороте, изъятые из оборота, занятые лесным и водным фондом (п. 2 ст. 389 НК).
В отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также в отношении владельцев этого участка (соответственно плательщиков земельного налога) Минфин в письме от 17 мая 2007 г. № 03-05-05-02/33 дает следующие разъяснения. В соответствии с Законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, занятый многоквартирным домом, который сформирован и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Поэтому, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, собственникам нежилых помещений, находящихся в этом доме, принадлежит доля в праве на этот земельный участок.
Если земельные участки не прошли кадастровый учет (по земельным участкам отсутствует кадастровый номер), то они признаются объектом налогообложения земельным налогом на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, выданных соответствующими органами до введения закона № 122-ФЗ (письмо Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-05-05-02/21).
Определяем налоговую базу
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Ее результаты утверждаются органами исполнительной власти субъектов по представлению территориальных органов Роснедвижимости (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316) и доводятся до налогоплательщиков ежегодно не позднее 1 марта (п. 14 ст. 396 НК).
Порядок доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков определяется постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», а на территории Москвы — еще и распоряжением правительства Москвы от 4 апреля 2005 г. № 522-РП «О порядке доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков».
Согласно последнему документу, кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории города Москвы, доводится до сведения налогоплательщиков земельного налога Департаментом земельных ресурсов города Москвы заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.
Кстати, информацию о кадастровой стоимости земельных участков можно получить и непосредственно в территориальном органе Роснедвижимости или на интернет-сайте Роснедвижимости (www.kadastr.ru).
В многоквартирном доме 1600 кв. м занято квартирами. Все квартиры приватизированы. На первом этаже этого дома расположен магазин площадью 200 кв. м, принадлежащий ООО «Весна». Кадастровая стоимость земельного участка, занятого данным многоквартирным домом, составляет 2 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 закона города Москвы № 74 налоговая ставка для магазина равна 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно алгоритму расчета земельного налога по участкам, расположенным под многоквартирным домом, приведенному в письме Минфина от 26 декабря 2006 г. № 03-06-02-02/154, определим долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и величину налоговой базы для ООО «Весна».
Вначале вычислим общую площадь помещений в доме, находящихся в собственности налогоплательщиков. Она равна сумме площади магазина и площадей помещений, занятых квартирами, то есть 1800 кв. м (200 кв. м + 1600 кв. м).
С учетом общей площади всех помещений, принадлежащих налогоплательщикам, определяется доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Для ООО «Весна» она составит 0,11 (200 кв. м / 1800 кв. м).
Налоговая база для исчисления земельного налога ООО «Весна» будет равна 220 000 руб. (2 000 000 руб. × 0,11).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет ООО «Весна» с учетом налоговых ставок, установленных представительным органом муниципального образования, составит 3300 руб. ((220 000 руб. × 1,5) : 100).
Периоды, налог и его авансы
Земельный налог перечисляется по итогам года. Местные власти, хотя и устанавливают конкретные сроки уплаты, все же не вправе требовать налог до наступления срока сдачи декларации, то есть раньше 1 февраля следующего года (п. 1 ст. 397 НК).
Суммы авансовых платежей по налогу исчисляются по истечении I, II и III квартала текущего года как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК). Авансовые платежи нужно перечислять в сроки, которые указаны в местных нормативных актах. В Москве надо успеть это сделать до последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом включительно.
ООО «Дельта» имеет в собственности земельный участок, который находится на территории г. Москвы и занят офисным зданием. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января 2008 года составляет 5 000 000 руб.
Сумма авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2008 года у ООО «Дельта» составит:
(5 000 000 руб. : 4 × 1,5%) = 18 750 руб.
Как быть, если земельный участок был приобретен среди года? Обратимся к Рекомендациям по заполнению Формы налогового расчета по авансовым платежам (приложение 2 к приказу Минфина от 12 апреля 2006 г. № 64н).
При расчете суммы авансовых платежей за неполный налоговый период необходимо применять коэффициент К2, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) налогоплательщика к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При этом следует учитывать, что значение коэффициента К2 должно приводиться в десятичных дробях с точностью до сотых долей.
Нельзя забывать, что расчет по авансовым платежам по земельному налогу заполняется не нарастающим итогом. То есть при определении величины авансового платежа по итогам каждого отчетного периода авансовые платежи, исчисленные за предыдущий отчетный период, не учитываются.
Не оценили.
В случае если результаты кадастровой оценки не были утверждены органами исполнительной власти субъекта, можно руководствоваться разъяснениями Минфина, приведенными в письме от 6 июня 2006 г. № 03-06-02-02/75.
В том случае если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но кадастровая стоимость земельного участка до сведения налогоплательщика в установленном порядке не доведена, организация обязана представить в налоговые органы нулевую налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка организация в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса обязана представить уточненную налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу).
При этом если налог или авансовые платежи по налогу не уплачены организацией в установленные сроки по независящим от нее причинам (не утверждена, не доведена до адресата кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков официально доводятся до инспекций ФНС органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра. Таким образом, если информация о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков должным образом не доведена, эти сведения можно получить в налоговых органах.
Отражаем налог в учете
Какой способ отражения в бухучете авансовых платежей по земельному налогу выберет фирма, зависит главным образом от действующей в организации учетной политики. Эти суммы включаются либо в расходы по обычным видам деятельности, либо в прочие операционные расходы. Перечень прямых и косвенных расходов налогоплательщик выбирает самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
В бухгалтерском учете коммерческой организации, не применяющей специальные режимы налогообложения, сумма налога на землю отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетами учета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44). В налоговом учете земельный налог такой организации следует учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК). При этом, как следует из пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса, весь авансовый платеж учитывают в том отчетном периоде, за который он внесен.
Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты земельного налога, в связи с чем эти организации исчисляют и уплачивают налог на землю на общих основаниях. При определении объекта налогообложения по УСН налогоплательщик, применяющий упрощенку, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК).
Во втором случае налог показывают по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Коммерческим организациям нужно платить налог за земельные участки, ограниченные в обороте
Из налогооблагающихся объектов не планируется исключение земельных участков, которые ограничены в обороте, в соответствии с законодательными положениями страны. Речь идет об участках, которые находятся в собственности организаций коммерческого типа. С указанной позицией российского УФНС по Архангельской области и НАО можно ознакомиться в решении по жалобе одной из организаций, которая была подтверждена судом.
Обществом «К» в налоговую инспекцию была направлена налоговая декларация с уточнениями по земельному налогу за 2012 год. В ее рамках налогоплательщиком не был исчислен земельный налог в отношении земельных участков, которые находятся у него в собственности, предполагая, что они не считаются налогооблагающимися объектами в соответствии с положениями третьего подпункта второго пункта 389 статьи НК РФ. В качестве довода приводилась ограниченность в обороте и предоставление для обеспечения обороны и безопасности.
По результатам проверки камеральной направленности, налоговой инспекцией по полученной декларации был составлен акт и принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения налогового типа. В качестве основания для принятия решения инспекцией был приведен вывод о неправомерном исключении обществом земельных участков спорного типа из объектов, подлежащих налогообложению по земельному налогу. Соответствующие положения прописаны в упоминаемой выше статье. При этом на основании пятого подпункта пятого пункта 27 статьи ЗК РФ земельные участки могут иметь статус ограниченных в обороте при условии, что они находятся в собственности государства или муниципалитета.
Налогоплательщиком «К» было обжаловано инспекционное решение об отказе в привлечении к ответственности в рамках регионального управления Налоговой службы. Управлением апелляционная жалоба заявителя была оставлена без удовлетворения. В качестве аргумента для принятия решения использовались несколько законодательных положений, посвященных налогам и сборам.
В соответствии с положениями статей с 388 по 390 НК РФ в качестве плательщиков земельного налога выступают организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. В рамках второго пункта 389 статьи НК РФ определяется, что в качестве объекта, не подлежащего обложению земельным налогом, могут выступать земельные участки, которые ограничены в обороте в соответствии с положениями российского законодательства.
В силу пятого пункта 27 статьи ЗК РФ в обороте ограниченными признаются земельные участки, находящиеся в собственности государства или муниципалитета. По положению дел на 2012 год, земельные участки не были в собственности любой из административных единиц, поэтому не были признаны ограниченными в обороте. Соответственно, применение льготы по земельному налогу налогоплательщиком «К» было неправомерным. Судом позиция налоговиков была поддержана.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ УЧАСТКОВ, ОГРАНИЧЕННЫХ В ОБОРОТЕ
В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Об этом Письмо Минфина России от 14.10.2013 N 03-05-04-02/42680.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 Налогового кодекса.
На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 20.11.2004 N 141-ФЗ ”О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ”О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ ”О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
При этом отмечаем, что если в отношении земельного участка нормативная цена земли также не определена, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база по земельному налогу.
Налогоплательщики- организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования ( п. 3 ст. 391 Налогового кодекса).
Администрирование земельного налога осуществляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании п. 4 ст. 85 Налогового кодекса.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Подпунктом 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) определено, что ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд.
Как следует из разъяснений Департамента недвижимости Минэкономразвития России ( Письмо от 19.09.2013 N А23и-2818), в силу ст. 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
Следовательно, использование земельных участков для иных целей не будет относиться напрямую к целям, указанным в пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса, вне зависимости от того, что данные земельные участки предоставлены МЧС России, МВД России или Минобороны России. Кроме того, размещение на данных земельных участках объектов, не связанных с осуществлением профессиональной деятельности этих ведомств и их подведомственных органов, противоречит целям, указанным в ст. 93 Земельного кодекса.
Данная позиция направлена в ФНС России Письмом Минфина России от 03.10.2013 N 03-05-04-02/40984.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на “Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения” при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Источники:
http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a51/660169.html
http://www.klerk.ru/buh/news/460429/
http://delovoymir.biz/zemelnyy-nalog-dlya-kommercheskih-organizaciy.html
http://znaybiz.ru/news/kommercheskim-organizaciyam-nuzhno-platit-nalog-za-zemelnye-uchastki-ogranichennye-v-oborote.html
http://subschet.ru/Subschet.nsf/docs/C12579270019CAD844257C5C002B4490.html
http://www.audit-it.ru/terms/taxation/konsolidirovannaya_gruppa_nalogoplatelshchikov_kgn.html