Как повышенный НДС скажется на промышленности

Как повышенный НДС скажется на промышленности

Как повышали НДС

НДС — первый по собираемости налог в России и крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от нефти и газа. В 2017 году госуд​арство получило 5,1 трлн руб. от НДС — 34% всех доходов бюджета. Этот налог действует в России с 1992 года. Тогда ставка была максимальной и составляла 28%. С 1993 года НДС понизили до 20%, а с 2004 года — до 18%. Кроме НДС с 1998 по 2004 год дополнительно взимался налог с продаж до 5%.

О планах повысить НДС правительство объявило в середине июня. В отличие от законопроекта о повышении пенсионного возраста, который президент Владимир Путин дополнил ко второму чтению в Госдуме, этот документ до своего принятия не претерпел каких-либо изменений. Власти повысили только общую ставку НДС, оставив на прежнем уровне — 10% — ставку по льготным товарам.

НДС платят не все компании. Право не платить его есть у предпринимателей с оборотом до 2 млн руб. за три месяца. Освобождены от уплаты налога пользователи специальных налоговых режимов. В России НДС не самый высокий: в Германии ставка составляет 19%, во Франции и Великобритании — 20%, Финляндии — 24%, Швеции — 25%. В США, Канаде и Японии нет НДС, но есть налог с продаж.

Почему повысили НДС

Повышение ставки НДС принесет федеральному бюджету в среднем 620 млрд руб. дополнительных доходов в год. Эти деньги пойдут на финансирование национальных проектов из майского указа президента, исполнение которых обойдется в 8 трлн руб. за шесть лет.

На столе у властей были разные варианты пополнения бюджета:

  • введение налога с продаж (или торгового сбора по образцу Москвы);
  • повышение НДФЛ (сейчас 13%);
  • введение прогрессивной шкалы НДФЛ;
  • смягчение бюджетного правила (механизм закупки валюты на сверхдоходы от нефти дороже $40) путем повышения цены отсечения до $45 (в таком случае денег в резервы шло бы меньше, а на текущие расходы — больше).

Чиновники остановились на НДС, потому что он меньше затрагивает деловую среду и благосостояние малообеспеченных слоев населения за счет сохранения льгот по НДС, говорил замминистра финансов Владимир Колычев. Кроме того, этот налог легко администрировать благодаря системам АСК НДС, которые внедрила Федеральная налоговая служба. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, из имевшихся вариантов повышение НДС — «это самое сбалансированное, наименее трудное для экономики, для компаний и, самое главное, для граждан решение».

Вместе с повышением НДС правительство объявило о налоговых компенсациях для бизнеса за рост ставки. Среди них — снижение порогового значения суммы уплаченных за три года налогов, дающей предприятиям право на ускорение возмещения НДС, с 7 млрд до 2 млрд руб., а также отмена регионального налога на движимое имущество. Кроме того, власти сократили срок камеральной проверки декларации НДС с трех до двух месяцев.​ Это означает, что компании смогут быстрее возместить уплаченный налог, если они имеют такое право.

Как вырастут цены

Хотя НДС перечисляет бизнес, оплачивают его потребители, потому что налог включен в цены на товары и услуги. Повышение НДС — ключевой фактор, который ускорит инфляцию в этом году. ЦБ допускает, что на пике она может достигнуть 6% в первом квартале, а это сильно выше целевого ориентира 4%. Впрочем, затем рост цен должен замедлиться и вернуться к цели ЦБ. Опасаясь разгона инфляции, регулятор дважды поднял ключевую ставку в 2018 году.

Повышение НДС означает увеличение расходов каждого платежеспособного гражданина в среднем на 5 тыс. руб. в год, подсчитала Федерация независимых профсоюзов России. Вот как оно повлияет на цены:

  • подорожают товары и услуги, которые облагаются по полной ставке НДС, больше всего — товары с длинной производственной цепочкой и высокой наценкой, например одежда, бытовая техника, недвижимость, платные медицинские услуги;
  • повышение НДС не отразится на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров. Льготная ставка 10% действует на продукты, детские товары, книги, обувь, некоторые лекарства и медицинские изделия. НДС для экспортируемой продукции — 0%;
  • по-прежнему освобождены от НДС такие услуги, как диагностика и лечение, перевозка пассажиров по железной дороге и городским транспортом, уход за детьми в садах и обучение в школах;
  • жилищно-коммунальные услуги из-за роста НДС подорожают в два этапа. Обычно тарифы ЖКХ растут каждый год 1 июля на размер прошлогодней инфляции. Но в 2021 году они вырастут в среднем на 1,7% с 1 января и еще на 2,4% — с 1 июля. Впрочем, это примерно соответствует инфляции в 2018 году;
  • рост НДС повлияет и на цены на бензин;
  • подорожают автомобили большинства брендов. Повышение цен с 1 января анонсировали сразу несколько производителей, включая АвтоВАЗ, Nissan, Mitsubishi и Ford Sollers. Основной причиной они называют повышение ставки НДС.

80% крупных компаний планирует повысить цены из-за роста НДС, показал подготовленный для РБК опрос Института Адизеса. Часть компаний начала подстраиваться заранее и повысила цены еще перед Новым годом: об этом говорит ускорение инфляции в декабре. В преддверии повышения НДС увеличилась и потребительская активность: россияне начали чаще покупать непродовольственные товары.

Еще не все предприниматели успели обновить кассы для корректного отображения новой ставки НДС. До конца первого квартала налоговики не будут штрафовать компании за неверную отметку в чеке, поэтому в некоторых из них может встретиться НДС 18%, хотя в цене все равно будет заложена ставка 20%.

Как рост НДС отразится на экономике

В 2021 году Минфин рассчитывает собрать 6,9 трлн руб. за счет НДС, или 34,6% всех доходов бюджета. А к 2021 году сбор НДС вырастет до 37,9% доходов, следует из закона о бюджете.

То, что хорошо для бюджета, не всегда хорошо для экономики: после повышения НДС эксперты и власти ухудшили прогнозы по росту ВВП на 2021 год. В частности, Минэкономразвития ожидает (.pdf), что он составит лишь 1,3% (оценка по 2018 году — 1,8%) на фоне более быстрого роста цен и, как следствие, замедления потребительского спроса. По оценке департамента исследований и прогнозирования ЦБ, 1% ВВП, собранный государством от НДС, транслируется в снижение ВВП на 0,75%. Повышение НДС увеличит изъятие средств из экономики на 0,55% ВВП ежегодно.

Главные риски придутся на наступивший год. Затем, когда федеральный бюджет получит дополнительные средства и начнет их тратить, рост ВВП должен ускориться: Минэкономразвития ждет, что к 2021 году он достигнет 3%, но аналитики более скептичны с учетом низкого потенциального роста экономики.

Повышение налога на добавленную стоимость и его последствия Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сеферова Зарина Агабалаевна, Абдулаев Магомед Алибегаджиевич

Раскрыто понятие налога на добавленную стоимость , доказана актуальность существующей проблематики налога на добавленную стоимость , проанализированы проблемы, связанные с повышением основной ставки НДС на два процентных пункта

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сеферова Зарина Агабалаевна, Абдулаев Магомед Алибегаджиевич

Текст научной работы на тему «Повышение налога на добавленную стоимость и его последствия»

6. Среднемесячная начисленная номинальная и реальная заработная плата в Российской Федерации в 2017 году: [Электронный ресурс]// Федеральная служба государственной статистики.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/.

УДК: 336 ББК: 65.262.6

Сеферова Зарина Агабалаевна – старший преподаватель кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

Абдулаев Магомед Алибегаджиевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

Seferova Zarina Agabalaevna – Senior Lecturer, Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy. Abdulaev Magomed Alibegadzhievich – Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy.

ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И

INCREASE OF TAX ON ADDED COST AND ITS IMPLICATIONS

Раскрыто понятие налога на добавленную стоимость, доказана актуальность существующей проблематики налога на добавленную стоимость, проанализированы проблемы, связанные с повышением основной ставки НДС на два процентных пункта.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговая нагрузка, налоговый вычет, федеральный бюджет, налоговые доходы, продавец товаров, работ, услуг, потребитель.

The concept of value added tax is disclosed, the relevance of the existing value added tax problem is proved, problems associated with an increase in the basic VAT rate by two percentage points are analyzed. Keywords: value added tax, tax burden, tax deduction, federal budget, tax revenues, seller of goods, works, services, consumer.

В российской налоговой системе важную и основную роль играют налоги, плательщиками которых выступают конечные потребители товаров, одним из них является налог на добавленную стоимость (НДС).

НДС представляет собой федеральный косвенный налог, который взимается с добавленной стоимости изготовленных на каждой стадии процесса производства товаров, работ и услуг и уплачивается при их реализации. То есть сумма налога уже заложена непосредственно в самой стоимости товара (услуги, работы). Производителями

(организациями, индивидуальными предпринимателями) уплачивается в бюджет исчисленный налог с «приращенной» (добавленной) стоимости товаров и услуг на каждой из стадий их изготовления. Однако по факту конечными плательщиками НДС выступают люди – потребители благ, которые оплачивают продавцам полную сумму НДС, заявленную в ценнике.

НДС весьма противоречивый налог, и, прежде чем рассматривать его спорную проблематику, стоило бы оценить массу благоприятных сторон данного налога. К его положительным качествам можно отнести следующее:

– во-первых, НДС выполняет очень значимую фискальную функцию, то есть обеспечивает высокую доходность бюджета. Так, по данным ФНС РФ за период 2018 года НДС занял 4-е место среди федеральных налогов в пополнении консолидированного бюджета РФ -сбор составил 3,1 трлн руб., уступая налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 4 трлн руб., налогу на прибыль организаций (НПО) – 3,3 трлн руб. и налогу на доходы физлиц (НДФЛ) – 3,3 трлн руб. при общем объеме консолидированного бюджета 17,3 трлн руб. (см. рис. 1). Важно заметить, что поступления НДС в бюджет страны в 2018 г. в сравнении с 2017 г. выросли на 16,5 % [9];

Рисунок 1. Структура поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг.

– во-вторых, НДС имеет самую распространенную налогооблагаемую базу в отличие от других видов налогов. В состав базы входит реализация большого спектра товаров, работ и услуг, который определен Налоговым кодексом РФ [1];

– в-третьих, НДС гарантирует нейтральность налогообложения для плательщиков при условии его правильного применения. В данном тезисе имеется в виду, что каждый налогоплательщик (организация или ИП) освобождается от бремени фактической уплаты налога благодаря механизму налогового вычета, и тем самым отсутствует ощутимое влияние на конкуренцию предпринимателей на рынке, на условия ведения их предпринимательской деятельности. Применение налогового вычета подразумевает, что налогоплательщик должен оплатить лишь ту

сумму НДС в бюджет (или возместить из бюджета), которая является разницей между суммами НДС от реализации изготавливаемой продукции и суммами НДС при покупке товаров, работ, услуг, необходимых для производства реализуемой продукции. По итогу фактически бремя данного налогообложения ложится на конечного потребителя производственных благ, но не на предпринимателей;

– в-четвертых, НДС обеспечивает правильный механизм функционирования международной торговли, в основе которого лежит действие принципа конечного пункта назначения. Смысл принципа заключается в том, что налоговым законодательством РФ предусмотрена нулевая ставка налога при экспорте товара (где конечным пунктом назначения потребления товара является заграница – здесь действуют уже налоги другой страны), а при импорте товара/услуги (где Россия выступает пунктом назначения) используются правила налогообложения страны-импортера, т.е. применяются ставки НДС для ввозимой продукции в нашу страну;

– в-пятых, нельзя не отметить и психологические преимущества НДС перед другими видами налогов. Так, высокое пополнение бюджета налогом достигается практически незаметно, поскольку люди, как конечные потребители, уплачивают НДС неосознанно, сумма налога заложена непосредственно в стоимости товара – в этом состоит принцип косвенного налогообложения. Благодаря данному принципу значительно уменьшается конфронтация общества при возможных изменениях ставки налога, а пополнение бюджета при этом будет гарантированным.

Летом 2018 г. стало известно о том, что Президент РФ подписал закон о повышении основной ставки НДС с 18% до 20% (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах») [5].

Однако при этом сохраняются действующие льготы по НДС в виде освобождения от данного налога, а также пониженная ставка НДС в размере 10%, которая применяется в отношении товаров (услуг) социального назначения, некоторых продовольственных товаров, детских товаров, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой [2].

Данное нововведение начало действовать с 1 января 2021 г. Повышение НДС происходит впервые за все время его действия.

Введен данный налог был в 1992 г., ставка в то время составляла 28%. В 1994 г. ставку снизили до 20%, а с 2004 г. она стала составлять 18%. Снижение ставки налога приводило к увеличению его сбора, потому что в 1990-е годы были развиты способы ухода от многих налогов, в том числе и от НДС.

Основная позиция инициаторов реформирования процентной ставки по НДС заключается в том, что те средства, которые будут получены на основании её роста, пойдут на развитие социальной сферы, инфраструктуры и другие общественные нужды.

Вследствие повышения НДС ожидается, что данный налог принесет бюджету 634 млрд. руб. в 2021 году, 678 млрд. руб. – в 2021 году, 728 млрд. руб. – в 2021 году.

Еще одна причина повышения ставки до 20% связана с тем, что основа государственного бюджета РФ – нефтегазовые доходы, которые за последние несколько лет сократились из-за падения цены на нефть. Какое-то время государственные программы финансировались за счет резервных накоплений. Но запасы сокращаются, а уменьшение расходов не желательно, так как повлечет за собой снижение уровня жизни россиян. Таким образом, НДС – способ устранить недостаток средств бюджета и профинансировать грядущие реформы [2].

В свою очередь Министр финансов РФ объясняет это решение, во-первых, растущим теневым сектором экономики, а именно серыми схемами работы многих юридических лиц, количество которых увеличивается. Иначе говоря, всё больше компаний стало платить зарплату в конвертах, больше компаний переходит на упрощенную систему налогообложения и использует схемы ухода от НДС, что совершенно вредит государственному бюджету. Во-вторых, Министр говорит о том, что повышение НДС позволило отменить сложный для предприятий налог на модернизацию. Как следствие, это должно привести к снижению налогового пресса на юридических лиц и поднятию косвенных налогов, которые более равномерно распространятся на потребителей, налогоплательщиков [2]. Исходя из вышесказанного, основная цель повышения НДС – увеличение поступлений в федеральный бюджет. Увеличение ставки НДС затронет как физических, так и юридических лиц. Несомненно, для населения последствия повышения НДС являются негативными. Это объясняется тем, что произойдет повышение цен на множество товаров, а уровень заработной платы и пенсии останется прежним.

Увеличение цен на определенные виды продукции, в свою очередь, приведет к замедлению экономического роста из-за того, что снизится потребительский спрос, а именно он отражает желание людей приобретать различные товары, работы и услуги, а не только предметы первой необходимости [2]. Неплатежеспособность населения может привести к увеличению инфляции. В Минфине утверждают, что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2021 году в пределах 1,5% – до 4-4,5%. Инфляция, в свою очередь, может привести к прекращению снижения ставки по ипотеке, вследствие чего, цены на дома и квартиры вырастут, даже не смотря на то, что покупка недвижимости не облагается налогом. Это также негативное последствие для граждан. Увеличившаяся вследствие повышения НДС инфляция негативно скажется, прежде всего, на бедных, незащищённых слоях населения. Фактически рост НДС ухудшит уровень жизни россиян, чьи доходы не росли последние четыре года. Вследствие этого, достичь поставленные президентом цели – ускорение экономики, повышение доходов населения, резкое сокращение числа бедных, путем увеличения ставки НДС не представляется возможным. Если же говорить о последствиях повышения НДС для предпринимателей, то одно из возможных последствий вытекает непосредственно из последствия для населения – снижение потребительского спроса вследствие увеличения цен. Снижение потребления – это всегда снижение выручки, а в конечном счете и прибыли для производителей. Коснется это, непосредственно, производителей непродовольственных товаров и

производителей продуктов питания выше уровня «эконом», к которым относятся: колбаса, кондитерские изделия, рыба ценных промысловых пород.

Неблагоприятные последствия повышения НДС ощутят на себе и те индивидуальные предприниматели, которые работают под упрощенным налогообложением, а также самозанятые граждане, так как у них появятся сложности с зачетом НДС. В результате этого они будут проигрывать конкуренцию и не смогут увеличивать свой вклад в ВВП, на который рассчитаны указы [6]. Рост НДС – удар по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Особенно негативно он скажется на «сложной» промышленности – производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, в качестве корпоративной стратегии на предприятии избирается повышение цен на 2%. Себестоимость продукции составит 100 руб. при наценке в 10-15 руб., с которых производитель платит зарплаты, аренду, отчисления, налог на прибыль и т.д.

Следовательно, прирост стоимости на 2 руб. снизит прибыльность компании не на 2%, а на 20%. Это очень сильный удар по программам развития и разрыв отношений с партнерами. Правительство утверждает, что компенсирует снижение рентабельности за счет увеличения госзаказа на здравоохранение, образование, цифровизацию и развитие инфраструктуры. Привлекательность же создания продукции, не связанной с этими направлениями, снизится, вследствие чего баланс затрат и выгод сместится в пользу поставки импортных товаров, а не производства товаров в России [6].

В заключение хочется выделить, что ожидается ускорение роста цен на 0,8-1 процентный пункт, т. к. НДС оплачивают все потребители. Увеличивая НДС с 18% до 20% (на +2 процентных пункта), бизнес вынужден будет поднять цены на товары, услуги, которые облагались по ставке 18%, т. к. никто не захочет понизить свою прибыль, потребителей ждёт подорожание на все эти товары, работы услуги, а бизнес – потеря спроса на их товары и услуги. Прежде всего повышение НДС затронет несырьевой сектор экономики: строительство, машиностроение, электроэнергетику.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая. — М.: Издательство «Омега-Л», 2018. – 793 с.

2. Госдума одобрила повышение НДС до 20%: сроки и последствия для населения [Электронный ресурс] – Режим доступа. -URL: https://www.buhproffi.ru/novosti (дата обращения 18.01.2019)

3. К чему приведёт повышение НДС с 18 до 20% [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.vedomosti.ru (дата обращения 23.02.2019)

4. Касьянова, Г.Ю. НДС для организаций и индивидуальных предпринимателей. М.: АБАК, 2016. – 712 с.

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ — [Электронный ресурс] / ФНС России [сайт] 2018. — Режим доступа: http://www.nalog.ru. (Дата обращения 23.02.2019).

6. Семенова, Г. Н. Малый бизнес и система оптимизации налогообложения // Перспективы развития предпринимательства в России: сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры экономики и предпринимательства Института экономики, управления и права МГОУ, Москва, январь 2017 г. Москва: ИИУ МГОУ, 2017. С. 28-31.

7. Тирская, М., Домброва, Е., Никифоров, П., Бурковская, Н. Уход в тень, каскадное повышение цен: бизнесмены прогнозируют последствия роста НДС до 20% // Dp.ru. URL: https://www.dp.ru/a/2018/06/14/V_Rossii_povishajut_NDS_do (дата обращения: 17.01.2019).

8. Трофимов, Г.В. К вопросу об экономических последствиях повышения ставки НДС в Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(68). URL: https://sibac.info/archive/economy/8(68).pdf (дата обращения: 16.01.2019)

9. Щербакова, И.Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решения // Вестник удмуртского университета. 2017. Т. 27, вып. 3. С. 66-72.

Под грузом НДС: как скажется на экономике повышение налогов

Повышение НДС — довольно простой ход для правительства, вынужденного искать финансирование для реализации новых майских указов президента. Собираемость этого налога близка к 100% (по оценкам как Минфина, так и независимых аналитиков). По итогам 2017 года налог принес в федеральный бюджет около 5 трлн рублей, и это даже с учетом льготных ставок в 0% и 10% по некоторым видам товаров. Дополнительные же 2 процентных пункта (а речь идет о повышении НДС с 18% до 20%) могут добавить в казну еще порядка 500 млрд рублей.

Последствия для всех

Увеличение налога на добавленную стоимость в первую очередь скажется на уровне инфляции, ставке ЦБ и самочувствии бизнеса в целом.

По мнению Минфина, увеличение НДС приведет к росту инфляции. Предполагается, что НДС может быть переложен торговыми сетями в цены — хотя существенная конкуренция и активность ФАС могут усложнить это решение. Однако итоговый результат будет сильно зависеть от действий Банка России — как показали последние годы, ЦБ готов не снижать ставки достаточно долго, чтобы сдержать рост цен.

Если НДС увеличат, ЦБ будет вынужден придерживаться более жесткой денежно-кредитной политики, и едва ли реакция цен ограничится этими 2 п.п. роста. При этом точные оценки дать, конечно, непросто: жить, как Россия сейчас, при положительных реальных ставках (если считать за них разницу между ключевой ставкой и инфляцией за последний год), нам не приходилось довольно долгое время.

Второй важный момент состоит в вопросе о том, как повышение НДС будет сочетаться с развитием малого и среднего бизнеса — одной из целей майских указов-2018. Те индивидуальные предприниматели, которые работают под упрощенным налогообложением, а также самозанятые граждане (которых Минфин хочет призвать к уплате налогов в ближайшем будущем), будут испытывать сложности с зачетом НДС. В результате они будут проигрывать конкуренцию и не смогут увеличивать свой вклад в ВВП, на который рассчитаны указы.

Будет ли при этом крупный бизнес чувствовать себя лучше? Это также не очевидно. Повышение НДС, по сути, приводит к снижению прибыли компаний. По прогнозам «Деловой России», в отраслях с высокой добавленной стоимостью, например, в машиностроении, фискальная нагрузка может вырасти на 25%, что существенно снизит инвестиционную привлекательность сектора.

Обходные пути

У правительства, конечно, есть и другие варианты поиска финансирования, позволяющие избежать повышения налогов. Однако все они имеют свои очевидные минусы.

Первый обходной вариант — изменить бюджетное правило, согласно которому сверхдоходы от продажи нефти по цене выше установленной планки отправляются в резервы, а не на актуальные расходы бюджета. Сейчас уровень отсечения цены на нефть, выше которой нефтегазовые доходы считаются «сверхдоходами», равен $40,8 за баррель (рост на 2% с прошлогодних $40).

Каждый доллар роста цены на нефть приносит бюджету примерно 100-150 млрд рублей дополнительных доходов (это неточная оценка, поскольку курс рубля существенно меняется с течением времени). Если повысить уровень отсечения на $5, как предлагает председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, то удастся добавить примерно 500-700 млрд рублей в бюджет. Это составит более 3 трлн рублей за следующие шесть лет. Минус состоит в том, что это решение повысит зависимость расходов государства от цен на нефть, от которого может в итоге пострадать стабильность всей экономики (если эти сверхдоходы резко исчезнут, например).

Второй вариант — пересмотреть самые неэффективные статьи доходов и расходов. Как отмечает Счетная палата, возможно, порядка 40 млрд рублей в год тратится неэффективно. Конечно, этой суммы не хватит на необходимые расходы, но все же она может быть полезной. Новые идеи о полномочиях Счетной палаты могут расширить ее возможности и обеспечить лучший контроль в том числе региональных бюджетов. Однако такой пересмотр потребует времени, а правительству нужно найти финансирование указов президента уже сейчас.

Третий вариант — перенастроить налоговую систему. В правительстве также рассматривался вариант повышения ставки НДФЛ с 13% до 15% с введением необлагаемого минимума доходов, ниже которого НДФЛ обнуляется. Однако выгоды от повышения НДФЛ также неоднозначны — оно может снизить желание работать, как и любой прямой налог на людей, в отличие от менее понятного и косвенного НДС. При этом НДФЛ является региональным налогом и, скорее всего, от его повышения выиграют богатые регионы, а бедные не слишком разбогатеют.

Последний вариант — наращивание госдолга на 8 трлн рублей (менее 10% ВВП), что не было бы критичным для экономики. Однако Минфин не намерен идти на рост расходов исключительно за счет займов, потому что не хочет снижать стабильность будущих бюджетов из-за зависимости от процентных платежей. Так что этот вариант также полностью не заменит повышения налогов.

Не сделать бы хуже

Как у любого реального решения, у повышения налогов есть две стороны. С одной стороны, мантрой либерального экономиста, как в команде президента Трампа, должно быть «снижение налогов означает больше денег у бизнеса и рост экономики». Но, с другой стороны, всегда есть вопрос, как именно будет финансироваться создание новой инфраструктуры и развитие образования.

Часто оказывается, что государство способно гораздо эффективнее, чем бизнес, сосредоточить ресурсы и сделать большие проекты. Кроме того, есть множество примеров достаточно быстрого роста при высоких налогах — в тех же США в 1940-1960 годы с их маржинальными ставками для самых богатых выше 80%. Так что вполне есть шанс, что повышение НДС может положительно сказаться на экономическом росте.

Для долгосрочного роста экономики решающим может оказаться предложение государства переложить финансирование инфраструктуры на бизнес, а здравоохранения и образования — на граждан. Такие предложения уже звучали в стратегии, разработанной ЦСР. Если такое решение будет принято, оно может оказаться даже более тяжелым для ВВП, чем налоговая реформа. Дело в том, что построить мост или аэропорт на деньги одного бизнеса довольно непросто, а значит, инфраструктура окажется недофинансирована. Точно так же если хорошее образование будет предложено финансировать домохозяйствам, то может произойти переключение на бюджетные места в менее качественных университетах. Такую реформу нужно продумать очень внимательно.

НДС повысят до 20%. Что это значит на самом деле

В чем истерика. 14 июня правительство объявило о планах повысить НДС с 18 до 20%. В СМИ и соцсетях, ясное дело, паника: цены повысятся, бизнес загнется, экономика рухнет и жить станет еще тяжелее. На тот момент законопроекта на сайте думы еще не было: его зарегистрировали вечером 16 июня, перед выходными. Сейчас текст уже можно прочитать, что мы и сделали.

В законопроекте есть не только про повышение НДС , но и про понижение страховых взносов. На заседании правительства об этом говорили, но на фоне повышения НДС это прошло незаметно. Пора разобраться спокойно, что предлагает правительство.

Что написано в законопроекте

  • С 2021 года основную ставку НДС повысят до 20%. Сейчас она 18%.
  • Ставка НДС на социально значимые товары не изменится и составит 10%. Это касается продуктов, детских товаров, лекарств, медицинских изделий и книг. Многие семьи повышение НДС не затронет.
  • Некоторые категории товаров и услуг будут освобождены от НДС , как сейчас. Например, диагностика и лечение, перевозка пассажиров, присмотр за детьми в садиках и обучение в школах. Еще есть ставка НДС 0% — там тоже без изменений.
  • Льготный тариф на пенсионное страхование зафиксируют. Сейчас ставка 22% действует только до 2021 года — если закон примут, то повышения взносов до 26% не будет.
  • Если годовая зарплата больше лимита, взносы останутся на уровне 10% от превышения. С 2021 года платить взносы с части больших зарплат было бы не нужно, зато пришлось бы платить больше вообще со всех.

НДС может повыситься, но это коснется не всех.

Льготная ставка взносов была временной, а может стать постоянной. Это хорошо.

Это все еще только законопроект, а не закон.

Что такое НДС ?

НДС — это налог на добавленную стоимость. Если компания закупает дешевле, а продает дороже, то разница между покупкой и продажей считается добавленной стоимостью, с нее нужно платить налог.

Формально НДС — это налог для бизнеса. Но из-за особенностей начисления и уплаты фактически он ложится на конечного потребителя. Повышение НДС может повлиять на потребительские цены некоторых товаров и услуг.

НДС ввели в России в начале 90-х. Когда-то ставка была 28%, в 1994 году ее снизили до 20%, а в 2004 — до 18%. Ставка 20% у нас уже была.

На что тратится НДС ?

НДС — основной налог федерального бюджета (не путать с региональным). НДС обеспечивает треть всех поступлений и находится на втором месте после нефтегазовых доходов.

Деньги федерального бюджета идут на социальные цели: пособия, помощь малоимущим, субсидии и льготы. НДС тратят на медицину, образование, армию и безопасность, культуру, молодежную политику, спорт и программы господдержки, реабилитацию инвалидов, поддержку сельского хозяйства, защиту окружающей среды, лагеря и санатории для детей, содержание музеев, научные исследования, ЖКХ .

Если очень упрощенно, то, когда мы платим НДС в цене товаров и услуг, мы все понемножку скидываемся на общие цели.

Зачем повышают НДС ?

На первом месте в структуре бюджета всегда были нефтегазовые доходы. Еще есть резервные фонды: когда цена на нефть снизилась, какие-то программы финансировались за счет накоплений. Но этих запасов все меньше, а расходы сокращать нежелательно.

Нужно оплачивать социальные программы. Социальные программы — это, например, материнский капитал, льготная ипотека, федеральная программа благоустройства дворов. Правительство рассчитало, что если НДС повысится до 20%, то бюджет получит дополнительные 620 млрд рублей в год, которые можно будет потратить на эти и другие программы. В пересчете на одного жителя России это 360 рублей в месяц.

Если упрощенно, то правительство хочет, чтобы россияне скинулись по 360 рублей в месяц, чтобы в России продолжились маткапиталы, льготы инвалидам, льготные ипотеки, бесплатные диспансеризации и другие полезные дела.

360 рублей в месяц

будет стоить одному россиянину повышение НДС до 20%

Другие варианты еще хуже. Когда денег не хватает, есть разные варианты их найти. Можно повысить НДФЛ , отменить льготы, ужесточить условия господдержки, отменить материнский капитал; можно вернуться к повышенной ставке страховых взносов или ввести налог с продаж. Любая из этих мер будет непопулярной.

НДС выбрали, потому что он хорошо собирается — лучше других налогов. Благодаря автоматизации его легко проверять, от него сложно и опасно уклоняться. А значит, больше гарантий, что денег хватит и какую-то важную для людей программу не свернут и не сократят.

Кстати, этого все равно не хватит

Путинские «майские указы» потребуют 8 трлн рублей, которые нужно постепенно дополучить в федеральный бюджет до 2024 года, то есть за шесть лет. Повышение НДС принесет меньше половины этой суммы. Остальное нужно будет доставать где-то еще. Зыс указ из финансед элсевер.

Вырастут ли цены из-за повышения НДС ?

Скорее всего, цены продолжат расти, но не только из-за НДС . НДС не повышали последние 14 лет, но цены все равно росли. Ключевая ставка ЦБ снижалась, но цены росли. Кредиты для предпринимателей становились доступнее, но цены росли. НДС на бензин весной не увеличивали, но он все равно подорожал. Цена на товар — сложная штука, и один НДС тут не решает.

НДС на социально значимые товары не повышается. В цене продуктов, лекарств, детской одежды, обуви и даже подгузников так и останется 10% НДС . Мясо, рыба, молоко, макароны, масло, овощи, мука, крупы, сахар и другие продукты тоже облагаются НДС по ставке 10%. Повышенный НДС на них все равно скажется — например, из-за удорожания доставки. Но гораздо сильнее на цену повлияет подорожавший бензин и новые тарифы ОСАГО .

В цене некоторых товаров вообще нет НДС . Например, если товар или услуга освобождены от этого налога или его законно не платят предприниматели. Но эти товары тоже подорожают, даже если закон не примут. Например, может вырасти аренда, зарплаты сотрудников или магазин просто захочет больше зарабатывать.

Подорожают дорогие товары. Например, автомобили: у них больше наценка в абсолютном выражении, поэтому и повышение НДС будет заметнее.

Если основная часть расходов семьи — это товары без НДС или по льготной ставке, повышение именно из-за этого налога может вообще не отразиться на семейном бюджете.

А что со взносами?

Льготную ставку сделают постоянной. С 2021 года взносы должны были повысить на 4 процентных пункта, но не повысят. Из-за этого бюджет недополучит 1 трлн рублей в год. Возврат к повышенной ставке сильно ударил бы по бизнесу: себестоимость товаров и услуг выросла и это отразилось бы на цене. Так что этот законопроект защищает и бизнес, и потребителей.

С высоких зарплат придется платить больше взносов. Если зарплата за год больше 1,021 млн рублей (это чуть больше 85 тысяч в месяц), с превышения на пенсионное страхование сейчас нужно платить 10%. Сейчас это так и работает, но взносы с превышения действовали только до 2021 года. Это условие предлагают сохранить бессрочно.

В 2021 году предельная величина зарплаты для взносов будет выше. Например, с 2017 года она выросла больше чем на 20%. Это сейчас лимит 85 тысяч рублей в месяц, а в 2021 году может быть и 130 тысяч — это решит правительство.

А как у других?

НДС платят во многих странах. Где-то ставка ниже, чем в России, где-то выше. В среднем — около 20%.

Но сравнивать налоговую нагрузку только по НДС некорректно.

  • В Канаде низкий НДС , но высокие тарифы страховых взносов.
  • Есть страны, где большую часть налоговых поступлений составляет НДС , а где-то — налог на доходы. Например, в США , Дании и Люксембурге большую часть налоговых поступлений в бюджет приносит именно НДФЛ . В Австрии и Германии — социальные платежи. А в Греции и Португалии — косвенные налоги, такие как НДС .
  • В Великобритании основная ставка НДС 20%, а максимальный НДФЛ — 45% (у нас обычная ставка 13%). В Италии НДС 22%, но налог на доходы составляет от 23 до 43%. При этом налог на прибыль у нас составляет 20%, а в Италии — до 38%.

Зато кредиты для бизнеса у нас с двузначными ставками, а в Европе — в несколько раз дешевле. Сравнивать налоговую нагрузку и экономическую ситуацию только по ставкам НДС нельзя. Мы можем платить за коммунальные услуги 3000 рублей в месяц, а в какой-то европейской стране эти же услуги стоят 300 евро, причем газ и воду приходится экономить, а мусор надо сортировать.

Повышение НДС — это хорошо или плохо?

Это сложно. Мы живем в колоссально сложно устроенной системе, где в одном месте починил — в двух других сломалось. Проще считать, что повышение НДС — это никак. Надо жить дальше.

Как повышение НДС уже сказывается на инфляции

Инфляция с 1 по 9 января 2021 г. составила 0,5%, сообщил Росстат. Это рекордные темпы с начала июля 2015 г.: тогда инфляция ускорилась до 0,7% в связи с повышением тарифов на услуги ЖКХ. Среднесуточный рост цен в первую неделю января по сравнению с декабрем увеличился почти вдвое, при том что многие производители повысили цены еще перед новым годом, констатирует директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов: если такие темпы сохранятся до конца месяца, по итогам января цены вырастут на 5,8% год к году. Пока исходя из недельных данных годовая инфляция ускорилась до 4,6% с декабрьских 4,3%. В последний раз такая годовая инфляция наблюдалась в феврале 2017 г.

ЦБ прогнозировал ускорение инфляции в 2021 г. в связи с повышением с 1 января ставки НДС с 18 до 20% до 5–5,5%, а в первом полугодии – до 5,5–6%. Прогноз Минэкономразвития на этот год – 4,3%. Отвечая в четверг на вопрос «Ведомостей», регулятор подтвердил свой прогноз: по его расчетам, своего пика инфляция достигнет в марте-апреле, после чего начнет замедляться. Помимо повышения налога с 1 января 2021 г. были проиндексированы тарифы на железнодорожные перевозки, а также состоялась первая индексация тарифов на услуги ЖКХ (на 1,7%, вторая – на 2,4% – будет с 1 июля 2021 г.).

Ритейлеры действительно могли оценить потребительский спрос как слабый, чувствительный к небольшим повышениям цен, согласен главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков. Нормальный темп роста цен в первую неделю года – около 0,3%, говорит он, т. е. повышение НДС по первым данным ускорило инфляцию всего на 0,2 п. п. Но дело может быть и в том, что корзина товаров и услуг, по которой рассчитывается недельная инфляция, отличается от корзины за месяц: в ней больше вес продовольственных товаров (47,1% против 37,5%), по многим из которых сохранилась льготная ставка НДС 10%, и меньше – услуг и непродовольственных товаров, по которым ставка за редкими исключениями выросла до 20%, продолжает Исаков. Поэтому первые данные Росстата могут быть просто статистически смещены, а месячные покажут более существенный рост, резюмирует он.

Цены на продовольствие вырастут, но из-за низкого платежеспособного спроса не слишком сильно, считает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Повышение НДС косвенно повлияет и на стоимость социально значимых товаров с льготной ставкой, добавляет он: производство аграрной продукции станет более затратным из-за роста цен на оборудование, средства защиты растений, удобрения, технику, логистику. Кроме того, предприятия пищевой промышленности закупают аграрное сырье либо без НДС, либо с 10%-ным НДС, что приводит к разрыву между входящим налогом и исходящим и увеличивает платежи по этому налогу.

Повышение налога на добавленную стоимость и его последствия Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сеферова Зарина Агабалаевна, Абдулаев Магомед Алибегаджиевич

Раскрыто понятие налога на добавленную стоимость , доказана актуальность существующей проблематики налога на добавленную стоимость , проанализированы проблемы, связанные с повышением основной ставки НДС на два процентных пункта

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сеферова Зарина Агабалаевна, Абдулаев Магомед Алибегаджиевич

Текст научной работы на тему «Повышение налога на добавленную стоимость и его последствия»

6. Среднемесячная начисленная номинальная и реальная заработная плата в Российской Федерации в 2017 году: [Электронный ресурс]// Федеральная служба государственной статистики.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/.

УДК: 336 ББК: 65.262.6

Сеферова Зарина Агабалаевна – старший преподаватель кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

Абдулаев Магомед Алибегаджиевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

Seferova Zarina Agabalaevna – Senior Lecturer, Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy. Abdulaev Magomed Alibegadzhievich – Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy.

ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И

INCREASE OF TAX ON ADDED COST AND ITS IMPLICATIONS

Раскрыто понятие налога на добавленную стоимость, доказана актуальность существующей проблематики налога на добавленную стоимость, проанализированы проблемы, связанные с повышением основной ставки НДС на два процентных пункта.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговая нагрузка, налоговый вычет, федеральный бюджет, налоговые доходы, продавец товаров, работ, услуг, потребитель.

The concept of value added tax is disclosed, the relevance of the existing value added tax problem is proved, problems associated with an increase in the basic VAT rate by two percentage points are analyzed. Keywords: value added tax, tax burden, tax deduction, federal budget, tax revenues, seller of goods, works, services, consumer.

В российской налоговой системе важную и основную роль играют налоги, плательщиками которых выступают конечные потребители товаров, одним из них является налог на добавленную стоимость (НДС).

НДС представляет собой федеральный косвенный налог, который взимается с добавленной стоимости изготовленных на каждой стадии процесса производства товаров, работ и услуг и уплачивается при их реализации. То есть сумма налога уже заложена непосредственно в самой стоимости товара (услуги, работы). Производителями

(организациями, индивидуальными предпринимателями) уплачивается в бюджет исчисленный налог с «приращенной» (добавленной) стоимости товаров и услуг на каждой из стадий их изготовления. Однако по факту конечными плательщиками НДС выступают люди – потребители благ, которые оплачивают продавцам полную сумму НДС, заявленную в ценнике.

НДС весьма противоречивый налог, и, прежде чем рассматривать его спорную проблематику, стоило бы оценить массу благоприятных сторон данного налога. К его положительным качествам можно отнести следующее:

– во-первых, НДС выполняет очень значимую фискальную функцию, то есть обеспечивает высокую доходность бюджета. Так, по данным ФНС РФ за период 2018 года НДС занял 4-е место среди федеральных налогов в пополнении консолидированного бюджета РФ -сбор составил 3,1 трлн руб., уступая налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 4 трлн руб., налогу на прибыль организаций (НПО) – 3,3 трлн руб. и налогу на доходы физлиц (НДФЛ) – 3,3 трлн руб. при общем объеме консолидированного бюджета 17,3 трлн руб. (см. рис. 1). Важно заметить, что поступления НДС в бюджет страны в 2018 г. в сравнении с 2017 г. выросли на 16,5 % [9];

Рисунок 1. Структура поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг.

– во-вторых, НДС имеет самую распространенную налогооблагаемую базу в отличие от других видов налогов. В состав базы входит реализация большого спектра товаров, работ и услуг, который определен Налоговым кодексом РФ [1];

– в-третьих, НДС гарантирует нейтральность налогообложения для плательщиков при условии его правильного применения. В данном тезисе имеется в виду, что каждый налогоплательщик (организация или ИП) освобождается от бремени фактической уплаты налога благодаря механизму налогового вычета, и тем самым отсутствует ощутимое влияние на конкуренцию предпринимателей на рынке, на условия ведения их предпринимательской деятельности. Применение налогового вычета подразумевает, что налогоплательщик должен оплатить лишь ту

сумму НДС в бюджет (или возместить из бюджета), которая является разницей между суммами НДС от реализации изготавливаемой продукции и суммами НДС при покупке товаров, работ, услуг, необходимых для производства реализуемой продукции. По итогу фактически бремя данного налогообложения ложится на конечного потребителя производственных благ, но не на предпринимателей;

– в-четвертых, НДС обеспечивает правильный механизм функционирования международной торговли, в основе которого лежит действие принципа конечного пункта назначения. Смысл принципа заключается в том, что налоговым законодательством РФ предусмотрена нулевая ставка налога при экспорте товара (где конечным пунктом назначения потребления товара является заграница – здесь действуют уже налоги другой страны), а при импорте товара/услуги (где Россия выступает пунктом назначения) используются правила налогообложения страны-импортера, т.е. применяются ставки НДС для ввозимой продукции в нашу страну;

– в-пятых, нельзя не отметить и психологические преимущества НДС перед другими видами налогов. Так, высокое пополнение бюджета налогом достигается практически незаметно, поскольку люди, как конечные потребители, уплачивают НДС неосознанно, сумма налога заложена непосредственно в стоимости товара – в этом состоит принцип косвенного налогообложения. Благодаря данному принципу значительно уменьшается конфронтация общества при возможных изменениях ставки налога, а пополнение бюджета при этом будет гарантированным.

Летом 2018 г. стало известно о том, что Президент РФ подписал закон о повышении основной ставки НДС с 18% до 20% (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах») [5].

Однако при этом сохраняются действующие льготы по НДС в виде освобождения от данного налога, а также пониженная ставка НДС в размере 10%, которая применяется в отношении товаров (услуг) социального назначения, некоторых продовольственных товаров, детских товаров, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой [2].

Данное нововведение начало действовать с 1 января 2021 г. Повышение НДС происходит впервые за все время его действия.

Введен данный налог был в 1992 г., ставка в то время составляла 28%. В 1994 г. ставку снизили до 20%, а с 2004 г. она стала составлять 18%. Снижение ставки налога приводило к увеличению его сбора, потому что в 1990-е годы были развиты способы ухода от многих налогов, в том числе и от НДС.

Основная позиция инициаторов реформирования процентной ставки по НДС заключается в том, что те средства, которые будут получены на основании её роста, пойдут на развитие социальной сферы, инфраструктуры и другие общественные нужды.

Вследствие повышения НДС ожидается, что данный налог принесет бюджету 634 млрд. руб. в 2021 году, 678 млрд. руб. – в 2021 году, 728 млрд. руб. – в 2021 году.

Еще одна причина повышения ставки до 20% связана с тем, что основа государственного бюджета РФ – нефтегазовые доходы, которые за последние несколько лет сократились из-за падения цены на нефть. Какое-то время государственные программы финансировались за счет резервных накоплений. Но запасы сокращаются, а уменьшение расходов не желательно, так как повлечет за собой снижение уровня жизни россиян. Таким образом, НДС – способ устранить недостаток средств бюджета и профинансировать грядущие реформы [2].

В свою очередь Министр финансов РФ объясняет это решение, во-первых, растущим теневым сектором экономики, а именно серыми схемами работы многих юридических лиц, количество которых увеличивается. Иначе говоря, всё больше компаний стало платить зарплату в конвертах, больше компаний переходит на упрощенную систему налогообложения и использует схемы ухода от НДС, что совершенно вредит государственному бюджету. Во-вторых, Министр говорит о том, что повышение НДС позволило отменить сложный для предприятий налог на модернизацию. Как следствие, это должно привести к снижению налогового пресса на юридических лиц и поднятию косвенных налогов, которые более равномерно распространятся на потребителей, налогоплательщиков [2]. Исходя из вышесказанного, основная цель повышения НДС – увеличение поступлений в федеральный бюджет. Увеличение ставки НДС затронет как физических, так и юридических лиц. Несомненно, для населения последствия повышения НДС являются негативными. Это объясняется тем, что произойдет повышение цен на множество товаров, а уровень заработной платы и пенсии останется прежним.

Увеличение цен на определенные виды продукции, в свою очередь, приведет к замедлению экономического роста из-за того, что снизится потребительский спрос, а именно он отражает желание людей приобретать различные товары, работы и услуги, а не только предметы первой необходимости [2]. Неплатежеспособность населения может привести к увеличению инфляции. В Минфине утверждают, что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2021 году в пределах 1,5% – до 4-4,5%. Инфляция, в свою очередь, может привести к прекращению снижения ставки по ипотеке, вследствие чего, цены на дома и квартиры вырастут, даже не смотря на то, что покупка недвижимости не облагается налогом. Это также негативное последствие для граждан. Увеличившаяся вследствие повышения НДС инфляция негативно скажется, прежде всего, на бедных, незащищённых слоях населения. Фактически рост НДС ухудшит уровень жизни россиян, чьи доходы не росли последние четыре года. Вследствие этого, достичь поставленные президентом цели – ускорение экономики, повышение доходов населения, резкое сокращение числа бедных, путем увеличения ставки НДС не представляется возможным. Если же говорить о последствиях повышения НДС для предпринимателей, то одно из возможных последствий вытекает непосредственно из последствия для населения – снижение потребительского спроса вследствие увеличения цен. Снижение потребления – это всегда снижение выручки, а в конечном счете и прибыли для производителей. Коснется это, непосредственно, производителей непродовольственных товаров и

производителей продуктов питания выше уровня «эконом», к которым относятся: колбаса, кондитерские изделия, рыба ценных промысловых пород.

Неблагоприятные последствия повышения НДС ощутят на себе и те индивидуальные предприниматели, которые работают под упрощенным налогообложением, а также самозанятые граждане, так как у них появятся сложности с зачетом НДС. В результате этого они будут проигрывать конкуренцию и не смогут увеличивать свой вклад в ВВП, на который рассчитаны указы [6]. Рост НДС – удар по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Особенно негативно он скажется на «сложной» промышленности – производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, в качестве корпоративной стратегии на предприятии избирается повышение цен на 2%. Себестоимость продукции составит 100 руб. при наценке в 10-15 руб., с которых производитель платит зарплаты, аренду, отчисления, налог на прибыль и т.д.

Следовательно, прирост стоимости на 2 руб. снизит прибыльность компании не на 2%, а на 20%. Это очень сильный удар по программам развития и разрыв отношений с партнерами. Правительство утверждает, что компенсирует снижение рентабельности за счет увеличения госзаказа на здравоохранение, образование, цифровизацию и развитие инфраструктуры. Привлекательность же создания продукции, не связанной с этими направлениями, снизится, вследствие чего баланс затрат и выгод сместится в пользу поставки импортных товаров, а не производства товаров в России [6].

В заключение хочется выделить, что ожидается ускорение роста цен на 0,8-1 процентный пункт, т. к. НДС оплачивают все потребители. Увеличивая НДС с 18% до 20% (на +2 процентных пункта), бизнес вынужден будет поднять цены на товары, услуги, которые облагались по ставке 18%, т. к. никто не захочет понизить свою прибыль, потребителей ждёт подорожание на все эти товары, работы услуги, а бизнес – потеря спроса на их товары и услуги. Прежде всего повышение НДС затронет несырьевой сектор экономики: строительство, машиностроение, электроэнергетику.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая. — М.: Издательство «Омега-Л», 2018. – 793 с.

2. Госдума одобрила повышение НДС до 20%: сроки и последствия для населения [Электронный ресурс] – Режим доступа. -URL: https://www.buhproffi.ru/novosti (дата обращения 18.01.2019)

3. К чему приведёт повышение НДС с 18 до 20% [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.vedomosti.ru (дата обращения 23.02.2019)

4. Касьянова, Г.Ю. НДС для организаций и индивидуальных предпринимателей. М.: АБАК, 2016. – 712 с.

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ — [Электронный ресурс] / ФНС России [сайт] 2018. — Режим доступа: http://www.nalog.ru. (Дата обращения 23.02.2019).

6. Семенова, Г. Н. Малый бизнес и система оптимизации налогообложения // Перспективы развития предпринимательства в России: сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры экономики и предпринимательства Института экономики, управления и права МГОУ, Москва, январь 2017 г. Москва: ИИУ МГОУ, 2017. С. 28-31.

7. Тирская, М., Домброва, Е., Никифоров, П., Бурковская, Н. Уход в тень, каскадное повышение цен: бизнесмены прогнозируют последствия роста НДС до 20% // Dp.ru. URL: https://www.dp.ru/a/2018/06/14/V_Rossii_povishajut_NDS_do (дата обращения: 17.01.2019).

8. Трофимов, Г.В. К вопросу об экономических последствиях повышения ставки НДС в Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(68). URL: https://sibac.info/archive/economy/8(68).pdf (дата обращения: 16.01.2019)

9. Щербакова, И.Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решения // Вестник удмуртского университета. 2017. Т. 27, вып. 3. С. 66-72.

Как повышение НДС скажется на ценах услуг?

В январе 2021 года вступает в действие решение правительства РФ о повышении НДС. Показатель увеличится с 18% до 20%. Увеличение ставки налога призвано привлечь в бюджет дополнительные средства. Мы постарались разобраться насколько значительным окажется это повышение для россиян и как отразится на ценах услуг.

НДС представляет собой главный источник пополнения бюджета государства, после доходов от нефтегазового сектора. Взымается с прибыли, полученной от реализации товаров и услуг.

В налоговой сфере в настоящее время действуют три вида ставок НДС – 0%, 10% и 18%.

Нулевая ставка применяется в крупных секторах промышленности, связанных с добычей и реализацией драгоценных металлов, нефти, электроэнергии, космической деятельностью и т.д. А также при перемещении товаров через границу, где действуют таможенные тарифы.

Ставка 10% действует в отношении социально значимых продуктов и детских товаров. В категорию социально значимых входят – крупы, макароны, яйца, молоко, растительное масло, соль, сахар, рыба, мясо, птица, картофель, капуста, морковь, лук и т.д. Повышении НДС в отношении этих товаров не планируется.

Во всех остальных случаях применяется ставка 18%. Плательщиками налога выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Эксперты по финансовым рынкам и экономические аналитики считают, что изменение процента несомненно окажет влияние на рост цен. Анализируя, как повышение НДС скажется на ценах, правительство полагает, что этот рост будет незначительным и постепенным. Министерство финансов прогнозирует постепенное увеличение инфляции на два пункта.

В действительности удорожание товара может оказаться более значительным, потому, что каждый посредник в цепочке «изготовитель-поставщик-транспортник-продавец» внесет свой вклад в цену продукта.

Неизбежность удорожания обусловлена порядком формирования цены товара. Цена складывается из себестоимости, акцизных сборов, НДС и доли прибыли. Чтобы уплатить налоги и получить эффективную прибыль предприниматель вынужден закладывать все дополнительные расходы в стоимость товара.

Даже в социально значимых товарах, где повышение НДС не планируется, на цену влияют косвенные детали – стоимость перевозки, упаковки, торгового и производственного оборудования и т.д.

Увеличение налоговой нагрузки неизбежно скажется на всех конечных потребителях товаров и услуг. Хотя, в целом, такое положение дел бизнесу не всегда выгодно. Чем дороже становится товар – тем больше покупателей он теряет. А потеря клиента, в свою очередь, ведет к потере бизнеса.

В наибольшей степени повышение НДС коснется автомобилей, стройматериалов, предметов роскоши. Удорожание стройматериалов, в свою очередь, влияет на стоимость строящегося жилья.

Сферы услуг повышение НДС также коснется, но возможно в меньшей степени. Здесь расходы зависят от того, какую систему налогообложения применяет предприниматель.

Уплату НДС с произведенных услуг обязаны производить организации и лица, находящиеся на общей системе налогообложения.

Организации и лица, работающие по патенту, выплачивающие ЕНВД или уплачивающие налог по упрощенной системе освобождены от уплаты НДС, за небольшим рядом исключений. Необходимость уплатить НДС у них возникает если данные организации выставляют покупателю услуг счет-фактуры с НДС. Такое иногда происходит по просьбе покупателя. В этом случае необходимо подавать декларацию и оплачивать указанную в счетах сумму.

Если прибыль предпринимателя не зависит от повышения ставки НДС, он имеет возможность сохранить действующие тарифы на свои услуги.

Источники:
http://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost-i-ego-posledstviya
http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/362661-pod-gruzom-nds-kak-skazhetsya-na-ekonomike-povyshenie-nalogov
http://journal.tinkoff.ru/fake-news/nds-20-18/
http://www.klerk.ru/buh/news/481284/
http://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost-i-ego-posledstviya
http://blitz-perevod.ru/articles/kak-povyshenie-nds-skazhetsia-na-tsenah-uslug
http://ppt.ru/art/nalogi/lgoti-po-imushestvu

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: