Как изменятся бензиновые пошлины
«Сколько ж можно терпеть?»
Правительство в целом стабилизировало цены на бензин, приняв срочные фискальные меры и добившись от нефтяников роста производства и продаж на бирже. Об этом министр энергетики Александр Новак и курирующий ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак сообщили в четверг, 7 июня, в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным».
«То, что сейчас происходит, недопустимо. Это неправильно. Но надо признать, что это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики, в сфере энергоресурсов», — сказал президент России, отвечая на вопрос водителя Алексея Караваева из Санкт-Петербурга, который пожаловался на рост цен на топливо. «45 руб. — литр солярки. Сколько ж можно это терпеть? Невозможно уже, остановите как-то это», — попросил Караваев. «Мы 18 марта сделали такой большой выбор, вся страна за вас проголосовала, а вы цены на бензин все не можете остановить», — посетовал он.
За январь—май 2018 года цены на бензин выросли на 7,3%: литр АИ-92 подорожал на 7,7%, дизтоплива — на 7,9%, сообщал Росстат. При этом уровень инфляции с начала года составил лишь 1,6%. За неделю с 29 мая по 4 июня бензин подорожал на 1,4% в целом по России, а на столичных заправках цены не изменились, следует из данных Московской топливной ассоциации. Средние цены на бензин и дизтопливо на столичных заправках также почти не изменились в период с 31 мая по 4 июня.
При этом правительство с 1 июня снизило акцизы на дизель и бензин на 2 тыс. с 7,7 тыс. руб. за тонну и на 3 тыс. с 11,2 тыс. руб. за тонну соответственно, а также отменило запланированное на 1 июля повышение акцизов (примерно на 700 руб.). Нефтяные компании, в свою очередь, пообещали заморозить цены на заправках по состоянию на 30 мая.
Запасная мера
Как отметил 7 июня Новак, у правительства в запасе еще одна мера воздействия на ситуацию на топливном рынке — повышение экспортных пошлин. Путин назвал ее «угрозой» для нефтяников и выразил надежду, что правительству не придется к ней прибегать. Законопроект, который даст полномочия правительству оперативно повышать пошлины на топливо, будет внесен в Думу в ближайшее время, сказал Козак. И власти воспользуются этим правом, если нефтяники нарушат обещание стабилизировать цены, уточнил он.
Сейчас экспортные пошлины на светлые нефтепродукты — бензин и дизель — составляют 30% от пошлины на нефть ($39,5 за тонну), а на нафту (прямогонный бензин, сырье для высокооктановых бензинов и нефтехимии) — 55% ($72,5 за тонну). В законопроекте, о котором говорил Козак, будут установлены предельные значения экспортных пошлин — до 90% как по бензину, так и по дизельному топливу, керосину, сообщил журналистам директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
В 2017 году Россия экспортировала 4,2 млн т бензина, из них примерно половину — в СНГ (Белоруссия и Казахстан, пошлинами эти поставки не облагаются), и 51 млн т дизельного топлива, напоминает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. По его словам, при текущих ценах на нефть и курсе рубля повышение пошлин на бензин и дизель приведет к дополнительной налоговой нагрузке на отрасль примерно в $4,3 млрд, или около 260 млрд руб. в год.
С этим подсчетами согласен аналитик Vygon Consulting Сергей Ежов. Но с учетом небольшого объема экспорта автомобильного бензина правительство может повысить пошлину и на нафту, рассуждает он. В этом случае нефтяникам придется доплатить еще более 60 млрд руб., сказал Ежов. Eсли обложить 90-процентной пошлиной бензины (включая нафту), дизель и керосин, то отрасль при текущей ценовой конъюнктуре может не досчитаться порядка 350 млрд руб. в год, подтверждает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.
Без маржи и стимулов
Если пошлины на все нефтепродукты увеличатся до 90%, в среднем маржа нефтепереработчиков снизится примерно на 1,15 тыс. руб. на тонну, а это значит, что некоторые НПЗ будут работать на грани рентабельности, говорит Ежов. Зато повышение пошлин на бензин до 90% от пошлины на нефть при текущей конъюнктуре может позволить нефтяникам снизить цены на бензин на 4,4 руб. на литр, говорит аналитик АКРА Василий Танурков. Даже если правительство решится на повышение экспортных пошлин, вряд ли эта мера будет длительной, ведь в этом случае пропадут стимулы для модернизации заводов и может в целом снизиться производство топлива, так как экспорт нефти окажется эффективнее, полагает эксперт.
Лучший способ снизить цены на бензин — продолжить снижение акцизов, считает Танурков. До начала большого налогового маневра акцизы на бензин Евро-5 были существенно ниже нынешних — в 2013 году они составляли 5143 руб. за тонну, так что потенциал для снижения есть, заключает аналитик.
Почему росли цены на бензин
Цены на бензин в январе—мае 2018 года подскочили более чем на 7% из-за роста экспортного нетбэка на топливо в рублях (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и налогов): с одной стороны, выросли мировые цены на нефть, с другой — рубль вместо традиционного укрепления остался дешевым. «Родоначальником этого роста даже является не Минфин, который регулярно поднимает акцизы, и не рост мировой цены на нефть, а все-таки Центральный банк. Каким образом? В росте цен на нефтепродукты основная часть — это инфляционная «нашлепка», — заявил 7 июня гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков на Международном финансовом конгрессе в Петербурге. Он пояснил, что рост цен на нефть должен был, как раньше, привести к укреплению курса рубля. В этом случае, по его словам, «мы бы имели другой эффект».
Но этим рост может не ограничиться. На совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 6 июня с участием представителей крупных нефтяных компаний было принято решение в течение шести лет завершить налоговый маневр, который предполагает постепенное повышение НДПИ и обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в 2021–2024 годах (снижение пошлины на 5 п.п. ежегодно). «Роснефть» уже заявила, что завершение маневра приведет к росту цен на заправках в полтора раза. Для того чтобы этого избежать, правительство планирует ввести отрицательные акцизы на нефть, которые призваны компенсировать нефтепереработке снижение экспортных пошлин при завершении маневра, а также сгладить возможный рост мировых цен на нефть. Но параметры отрицательных акцизов пока неизвестны.
Таможенные пошлины на ввоз авто в Россию в 2021 году для физических и юридических лиц
Ставки таможенных пошлин для физических и юридических лиц отличаются. Физическое лицо ввозит автомобиль для личного использования, а не для извлечения прибыли от коммерческой деятельности. Поэтому и пошлины для него ниже. С другой стороны, физлицо не сможет ввезти спецтехнику, большегрузный автомобиль и прочие очевидно коммерческие виды транспортных средств. Какие таможенные пошлины на ввоз авто действуют в России в 2021 году для физических и юридических лиц — ставки ввозных пошлин.
Фото: pixabay.com
Ввозные таможенные пошлины на автомобили для физических лиц в 2021 году
Ставки ввозных пошлин на автомобили для физлиц в России зависят от нескольких ключевых факторов:
- Год выпуска — на новые и относительно новые автомобили пошлина рассчитывается исходя из его стоимости, на более старые — исходя из объема двигателя, причем чем старее автомобиль, тем выше ввозная пошлина.
- Рабочий объем двигателя — даже для новых автомобилей, пошлина на которые рассчитывается как процент от стоимости, объем двигателя также имеет значение. Сумма пошлины не может быть ниже определенного порога в несколько евро за кубический сантиметр объема двигателя.
Для новых автомобилей также важна страна-производитель. Если это российский автомобиль, на него действует льготная таможенная ставка на ввоз в страну.
Таблицы ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили для физлиц в 2021 году приведены ниже.
Пошлины на автомобили, выпущенные менее 3 лет назад, кроме российского производства
Таможенная стоимость | Величина ввозной пошлины | |
---|---|---|
до 325.000 руб. | 54 % тамож. ст-сти, но не менее 2,5 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 325.000 до 650.000 руб. | 48% тамож. ст-сти, но не менее 3,5 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 650.000 до 1.625.000 руб. | 48% тамож. ст-сти, но не менее 5,5 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 1.625.000 до 3.250.000 руб. | 48% тамож. ст-сти, но не менее 7,5 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 3.250.000 до 6.500.000 руб. | 48% тамож. ст-сти, но не менее 15 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
более 6.500.000 руб. | 48% тамож. ст-сти, но не менее 20 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля |
Пошлины на автомобили, выпущенные менее 3 лет назад, российского производства
Независимо от стоимости действует единая льготная пошлина — 1 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Фото: ru.m.wikipedia.org
Пошлины на автомобили, выпущенные от 3 до 5 лет назад
Объем двигателя | Величина ввозной пошлины | |
---|---|---|
до 1.000 куб. см | 1.5 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 1.000 до 1.500 куб. см | 1.7евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 1.500 до 1.800 куб. см | 2.5 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 1.800 до 2.300 куб. см | 2,7 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 2.300 до 3.000 куб. см | 3 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
более 3.000 куб. см | 3.6 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля |
Пошлины на автомобили, выпущенные более 5 лет назад
Объем двигателя | Величина ввозной пошлины | |
---|---|---|
до 1.000 куб. см | 3 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 1.000 до 1.500 куб. см | 3.2евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 1.500 до 1.800 куб. см | 3.5 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 1.800 до 2.300 куб. см | 4,8 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
от 2.300 до 3.000 куб. см | 5 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля | |
более 3.000 куб. см | 5.7 евро за 1 куб. см. рабоч. объема двиг-ля |
Ввозные таможенные пошлины на автомобили для юридических лиц в 2021 году
Для организаций величина пошлины зависит от трех факторов:
- возраст автомобиля,
- таможенная стоимость автомобиля,
- объем двигателя,
- тип двигателя — бензиновый или дизельный.
Без пробега: Россия в последний раз снизит ввозные пошлины на иномарки
Россия в последний раз снизит ввозные таможенные пошлины на импортные автомобили в рамках договоренностей с Всемирной торговой организацией (ВТО), сообщили «Известиям» в Минэкономразвития. Наметившийся в прошлом году тренд на увеличение импорта иномарок по итогу 2021 года усилится. Больше всего выиграют продавцы новых автомобилей, а также перекупщики, торгующие редкими подержанными иномарками. Мощного наплыва подержанных машин в правительстве не ждут
ВТО ждет
Сейчас ввозные таможенные пошлины на новые иномарки составляют 17%, на подержанные — 22%. Однако уже с 1 сентября они будут снижены в соответствии с обязательствами, которые дала Россия при вступлении в ВТО. Как сообщили «Известиям» в Минэкономразвития России, на новые машины ставка составит 15%, а на автомобили с пробегом она понизится до 17%, однако снижение ставки из расчета за один кубический сантиметр объема двигателя будет минимальным.
«В сентябре 2021 года будет осуществлен последний этап снижения ставок пошлин в соответствии с обязательствами России в ВТО. В отношении новых легковых автомобилей снижение в части адвалорных пошлин составит в среднем 2 процентных пункта, специфическая составляющая сократится в среднем на €0,05 за 1 см3 объема двигателя. В отношении автомобилей, бывших в употреблении, адвалорная часть пошлины также сократится на 5 процентных пунктов, а снижение специфической составляющей составит €0,06 за 1 см3 объема двигателя. Снижение затронет исключительно легковые автомобили, так как на грузовые автомобили переходные периоды в соответствии с обязательствами России в ВТО завершились еще в 2017 году. В настоящее время в отношении них установлены пошлины в диапазоне 0–15%», — рассказали в пресс-службе министерства.
В августе 2012 года Россия вступила в ВТО, эта организация была создана для устранения избыточных таможенных барьеров между странами, что должно способствовать формированию конкурентных производств и вытеснению малоэффективных. В тот же год в России впервые были серьезно опущены заградительные таможенные барьеры, введенные как защита национальных автопроизводителей в период кризиса в 2009 году: с 30% до 25% — на новые авто в возрасте до семи лет и с 35% до 25% — на подержанные. Пошлины уже снижались в 2017 и 2018 годах. На тот момент доля импорта в продажах автомобилей составляла 48%, сейчас этот показатель не превышает 15%.
Девальвации не будет, твердо и четко!
В Минпромторге, ответственном за автомобильный сектор экономики, не ожидают, что поток подержанных автомобилей после снижения таможенных ставок может значительно снизить вероятность покупки новой машины, что как следствие ударит по автопрому.
«По аналогии с предыдущим снижением пошлин, которое произошло в сентябре 2017 года, Минпромторг России не ожидает серьезного увеличения импорта подержанных автомобилей, — рассказали «Известиям» в министерстве.
Несмотря на снижение пошлин, таможенные барьеры остаются довольно серьезными, помимо таможенного сбора юридические лица при ввозе автомобиля уплачивают акциз и НДС. С 2012 года юридические и физические лица (независимо от возраста и пробега авто) при импорте машин обязаны уплатить утилизационный сбор, существенно проиндексированный в 2017 году. Так, утилизационный сбор на новые автомобили с объемом двигателя свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 увеличился в два раза (с 44,2 тыс. рублей до 84 тыс. рублей), на автомобили объемом двигателя свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 — на 50 % (с 84 тыс. рублей до 126 тыс. рублей), на автомобили полной массой свыше 2,5 т, но не более 3,5 т — на 51 % (с 198 тыс. рублей до 300 тыс. рублей).
Кроме того, для прохождения всех процедур очистки автовладельцу потребуется предъявить таможенникам свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Не получится растаможить автомобиль и без аппаратуры российской системы экстренного реагирования на ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС». В среднем датчик «Эры», получение сертификата СБКТС и прочие платежи для физлица обходятся примерно в €2,5 тыс. за один автомобиль.
Снижение таможенных пошлин на легковые автомобили с двигателями внутреннего сгорания не коснется электромобилей. Несмотря на включение этого вида транспорта в приоритетные направления по внедрению в автопроме, поддерживать импорт электромобилей правительство не намерено, хотя готово просубсидировать серийный электромобиль отечественного производства (таких пока нет).
«Пошлина на электромобили в настоящий момент и так находится на минимальном уровне — 15%. Минпромторг России субсидирует производство и потребление экологически чистого транспорта, как работающего на газомоторном топливе, так и с электрической силовой установкой, — рассказали в Минпромторге.
Перекупу на радость
Каких-либо существенных изменений на вторичном авторынке и рынке новых автомобилей ожидать не стоит, убежден независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Снижение таможенных пошлин не настолько существенное, чтобы возродился автобизнес по ввозу подержанных автомобилей. Никто не отменял акциз, утилизационный сбор, поэтому существенно на авторынок это не повлияет. Кончено, импортеры немного выиграют от снижения ставок, но точно не стоит ожидать снижения цен на эту процентную величину, в России никогда цены не понижаются», — поделился мнением Бургазлиев.
Тем не менее прошлогоднее снижение таможенных пошлин дало свои плоды. По данным Федеральной таможенной службы, импорт автомобилей показал солидный рост: с января по декабрь 2018 года было ввезено практически 300 тыс. иномарок (новых и подержанных), что на 9,5% превосходит показатель 2017 года. Прежде всего рост импорта идет за счет новых машин, и главным образом премиальных, полагает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.
«Mercedes-Benz, Audi, Volvo, Land Rover Jaguar и в меньшей степени BMW в основном импортируют автомобили, и за их счет идет прирост. Однако нужно учитывать, что в России сильно сократился ассортимент автомобилей, и сейчас появился небольшой, но устойчивый спрос на редкие автомобили, которые не продаются у нас официально: это большие американские пикапы, электромобили, некоторые спорткары и тюнинговая экзотика. Таким продавцам снижение ставок пойдет на пользу», — отметил эксперт.
Калькулятор растаможки автомобилей
Изменения в законодательстве, касающиеся растаможки автомобилей
- 1 апреля 2018 года повышены коэффициенты утилизационного сбора. Новые коэффциенты приведены в таблице.
- С 1 января 2018 года применяются новые ставки акцизов. Новые ставки приведены в таблице.
- С 1 сентября 2017 года отменены нулевые пошлины на ввоз электромобилей.
Растаможка автомобилей в России
Итак, какие же пошлины и налоги нужно платить при растаможке автомобиля. Речь идет об автомобилях с бензиновыми, дизельными и гибридными двигателями. Для растаможки электромобилей существуют отдельные правила, которые описаны ниже.
- Сбор за таможенное оформление. Размеры сбора приведены ниже.
- Таможенная пошлина.
- Утилизационный сбор. Платят как физические так и юридические лица. Расчет описан ниже.
- НДС. Платят только юридические лица. НДС (18%) расчитывается от суммы: стоимость авто + таможенная пошлина + акциз.
- Акциз. Платят только юридические лица. Ставки акциза приведены ниже.
Начиная с 2014 года разрешен ввоз автомобилей с экологическим классом только ЕВРО-5.
Растаможка электромобилей в России
Налоги, уплачиваемые при растаможке электромобилей, немного отличаются от налогов, которые необходимо уплачивать для бензиновых и дизельных автомобилей.
С 1 сентября 2017 года отменены нулевые пошлины на ввоз электромобилей.
Итак, при растаможке электромобилей необходимо оплатить следующие налоги:
- Сбор за таможенное оформление. Размеры сбора приведены ниже.
- Таможенная пошлина в размере 15% от стоимости автомобиля. Пошлину не платят физические лица при ввозе авто возрастом менее 3-х лет. Вместо этого они платят единый налог для физических лиц.
- Единый налог для физических лиц при ввозе новых электромобилей (возрастом менее 3-х лет).
Электромобили возрастом до 3-х лет, ввозимые физическими лицами, стоимостью менее 8 500 евро. | Единая ставка 54 % |
Электромобили возрастом до 3-х лет, ввозимые физическими лицами, стоимостью более 8 500 евро. | Единая ставка 48 % |
Юридические лица, а также физические лица (при ввозе электромобилей возрастом старше 3 лет) не платят этот налог, а вместо него платят НДС и акциз.
Сбор за таможенное оформление
Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.
Стоимость автомобиля, руб. | Стоимость оформления, руб. |
---|---|
до 200 000 | 500 |
до 450 000 | 1 000 |
до 1 200 000 | 2 000 |
до 2 500 000 | 5 500 |
до 5 000 000 | 7 500 |
до 10 000 000 | 20 000 |
до 30 000 000 | 50 000 |
свыше 30 000 000 | 100 000 |
Утилизационный сбор
Утилизационный сбор рассчитывается по следующей формуле:
где БС – базовая ставка, К – коэффициент.
Базовая ставка определяется категорией транспотного средства:
- легковые автомобили некоммерческого использования – 20 000 руб.
- коммерческие автомобили (как легковые так и грузовые и автобусы) – 150 000 руб.
Значения коэффициента для физических лиц:
Для автомобилей младше 3-х лет | Для автомобилей старше 3-х лет |
---|---|
0.17 | 0.26 |
Значения коэффициента для юридических лиц:
Коэффициенты утилизационного сбора для юридических лиц были повышены 1 апреля 2018 года. В таблице приведены новые коэффцициенты.
Объем двигателя | до 1000 см 3 | от 1000 до 2000 см 3 | от 2000 до 3000 см 3 | от 3000 до 3500 см 3 | свыше 3500 см 3 | электромобили |
---|---|---|---|---|---|---|
Автомобили младше 3-х лет | 1.65 | 4.2 | 6.3 | 5.73 | 9.08 | 1.63 |
Автомобили старше 3-х лет | 6.15 | 15.69 | 24.01 | 28.5 | 35.01 | 6.1 |
Акциз
Юридические лица платят акциз всегда. Физические лица платят акциз только при растаможке электромобилей старше 3х лет.
Размер акциза на автомобили зависит от мощности двигателя.
Ставки действуют с 1 января 2018 года.
Текущие ставки акциза:
Мощность двигателя | Ставка акциза |
---|---|
до 90 л.с. | 0 руб. за 1 л.с. |
91 – 150 л.с. | 45 руб. за 1 л.с. |
150 – 200 л.с. | 437 руб. за 1 л.с. |
200 – 300 л.с. | 714 руб. за 1 л.с. |
300 – 400 л.с. | 1218 руб. за 1 л.с. |
400 – 500 л.с. | 1260 руб. за 1 л.с. |
свыше 500 л.с. | 1302 руб. за 1 л.с. |
Таможенные пошлины на автомобили. Ставки.
Ставки таможенных пошлин рассчитываются по-разному в зависимости от типа двигателя, объема двигателя, стоимости автомобиля.
Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом менее 3 лет.
Стоимость автомобиля | до 8500 евро | до 16700 евро | до 42300 евро | до 84500 евро | до 169000 евро | свыше 169000 евро |
---|---|---|---|---|---|---|
Таможенная пошлина | 54%, но не менее 2.5 евро/см 3 | 48%, но не менее 3.5 евро/см 3 | 48%, но не менее 5.5 евро/см 3 | 48%, но не менее 7.5 евро/см 3 | 48%, но не менее 15 евро/см 3 | 48%, но не менее 20 евро/см 3 |
Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом старше 3 лет.
до 1000 см 3 | от 1001 до 1500 см 3 | от 1501 до 1800 см 3 | от 1801 до 2300 см 3 | от 2301 до 3000 см 3 | свыше 3001 см 3 | |
---|---|---|---|---|---|---|
от 3 до 5 лет | 1.5 евро/см 3 | 1.7 евро/см 3 | 2.5 евро/см 3 | 2.7 евро/см 3 | 3 евро/см 3 | 3.6 евро/см 3 |
старше 5 лет | 3 евро/см 3 | 3.2 евро/см 3 | 3.5 евро/см 3 | 4.8 евро/см 3 | 5 евро/см 3 | 5.7 евро/см 3 |
Таможенные ставки для юридических лиц на автомобили с бензиновыми двигателями.
до 1000 см 3 | от 1001 до 1500 см 3 | от 1501 до 1800 см 3 | от 1801 до 2300 см 3 | от 2301 до 3000 см 3 | свыше 3001 см 3 | |
---|---|---|---|---|---|---|
до 3 лет | 23%, но не менее 0.67 евро/см 3 | 23%, но не менее 0.73 евро/см 3 | 23%, но не менее 0.83 евро/см 3 | 23%, но не менее 1.2 евро/см 3 | 23%, но не менее 1.2 евро/см 3 | 23%, но не менее 1.57 евро/см 3 |
от 3 до 5 лет | 25%, но не менее 0.45 евро/см 3 | 25%, но не менее 0.5 евро/см 3 | 25%, но не менее 0.45 евро/см 3 | 25%, но не менее 0.55 евро/см 3 | 25%, но не менее 0.55 евро/см 3 | 25%, но не менее 1 евро/см 3 |
от 5 до 7 лет | 25%, но не менее 0.45 евро/см 3 | 25%, но не менее 0.5 евро/см 3 | 25%, но не менее 0.45 евро/см 3 | 25%, но не менее 0.55 евро/см 3 | 25%, но не менее 0.55 евро/см 3 | 25%, но не менее 1 евро/см 3 |
старше 7 лет | 1.4 евро/см 3 | 1.5 евро/см 3 | 1.6 евро/см 3 | 2.2 евро/см 3 | 2.2 евро/см 3 | 3.2 евро/см 3 |
Таможенные ставки для юридических лиц на автомобили с дизельными двигателями.
Россия вдвое снизила пошлины на иномарки
С 10 сентября пошлины на ввоз в Россию легковых автомобилей снижены на 2 п. п. до 15% от стоимости машины. Таким образом, Россия исполнила обязательства, взятые при вступлении во Всемирную торговую ассоциацию. Переговоры длились целых 18 лет, а протокол о присоединении был подписан в декабре 2011 г. Среди прочих обязательств он предусматривал поэтапное снижение Россией пошлин на иномарки с 30% до 15%.
Чиновники и отечественные автопроизводители опасались, что снижение пошлин приведет к увеличению привлекательности импорта автомобилей, заморозит инвестиции глобальных автопроизводителей в России или вовсе приведет к закрытию их заводов, вспоминает сотрудник одного из автоконцернов. На тот момент в стране уже работали все ведущие производители – самостоятельно или вместе с локальными партнерами. Их привлекли льготы (преимущественно нулевые ввозные пошлины на комплектующие, доступ к программам поддержки спроса и проч.), которые предложило государство в обмен на строительство автозаводов и увеличение локализации производимых в России автомобилей.
Но наплыва иномарок в Россию не случилось, закрытие же некоторых заводов (GM, Ford) произошло из-за сокращения рынка – по той же причине эти компании решили вовсе свернуть продажи легковых машин в России, продолжает собеседник «Ведомостей».
В 2012 г. в Россию было импортировано 1,08 млн легковых автомобилей, в 2018 г. – почти в 4 раза меньше – около 290 000 шт., гласят данные Федеральной таможенной службы. Продажи легковых автомобилей за это время тоже сократились, но в 1,6 раза – с 2,64 млн шт. до 1,63 млн шт. (данные «Автостата»).
Россия обязалась снизить среднюю ставку импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию с 13,2 до 10,8%, а на промышленные товары – с 9,5 до 7,3%. Снижение импортных пошлин по всем позициям должно быть осуществлено в течение переходного периода, который составляет от трех до восьми лет. Например, для таких чувствительных товаров, как мясо птицы, – восемь лет, а для вертолетов, самолетов гражданского назначения и легковых автомобилей – семь.
Россия обязалась ликвидировать все программы субсидирования промышленности или изменить их так, чтобы предоставляемая поддержка не давала преимуществ отечественным товарам перед импортируемой продукцией.
Экспортная пошлина на природный газ зафиксирована на уровне 30% без обязательств по снижению. Для нефти и нефтепродуктов ставки пошлин, как и до вступления в ВТО, устанавливаются правительством ежемесячно с учетом средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках.
Россия приняла обязательства по доступу на рынок услуг по 116 из 155 секторов, имеющихся в классификации ВТО. По оценке экспертов, наибольшие изменения коснулись сферы страхования. В частности, общая квота иностранного участия в компаниях повышается с 25 до 50% (в фирмах, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, – с 49 до 51%). Через девять лет после присоединения к ВТО в России будет разрешено работать филиалам иностранных страховых фирм. Однако, согласно достигнутым договоренностям, они не будут обладать существенными конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями.
Наплыва иномарок не произошло из-за господдержки отрасли, поясняет сотрудник одного из автоконцернов. Вообще-то правилами ВТО она запрещена. Но к вступлению в ВТО чиновники и предприятия автопрома придумали ноу-хау – утилизационный сбор на автомобили. По сути, он сохранил тарифную поддержку на прежнем уровне. Сначала утилизационный сбор платили только импортеры. После вмешательства ВТО местные производители тоже начали платить. Но одновременно с этим государство предоставило им так называемые промышленные субсидии, размер которых сопоставим с расходами на выплату утилизационного сбора. Это существенная сумма – за самые популярные автомобили с объемом двигателя 1–2 л приходится платить от 44 000 до 84 000 руб.
«Эффект от снижения ввозных пошлин на цены импортных автомобилей был частично компенсирован введением утилизационного сбора и его последующей индексацией по мере дальнейшего снижения пошлины», – соглашается старший консультант практики EY по оказанию услуг компаниям автомобильного сектора в СНГ Александр Ряпухин. Также подействовала активная господдержка локальных производителей – льготы по уплате пошлин при ввозе комплектующих, специальные инвестконтракты и проч., а также различные программы поддержки спроса, направленные на выпущенные в России автомобили. Собранным в России автомобилям помогает слабый рубль, продолжает Ряпухин. С 2012 г. по 2018 г. средний курс доллара, устанавливаемый ЦБ, вырос вдвое – с 31,07 руб. до 62,93 руб.
«И наконец, в связи с ухудшением макроэкономической обстановки, снижением платежеспособного спроса и реальных доходов населения происходит смещение спроса в пользу более массовых и бюджетных моделей, которые в основном производятся в России», – заключает Ряпухин.
Решение о строительстве завода было принято до вступления России в ВТО и основывалось на перспективах рынка и желании производить автомобили ближе к потребителю, говорит представитель Nissan. «Условия соглашения с ВТО и их влияние на экономику страны вызывают множество споров, в том числе и в отношении потенциала развития автопрома, – замечает он. – Не секрет, что снижение таможенных пошлин на автомобили, принятое в рамках соглашения, не способствует развитию локального производства, а установление заградительных мер в виде утилизационного сбора хоть и сдерживает увеличение импорта, но не является наилучшим механизмом в части его реализации». Сам Nissan, по словам его представителя, «продолжает верить в развитие рынка и ежегодно увеличивает процент локализации автомобилей локальной сборки». При этом он подчеркивает важность господдержки, получаемой от правительства отраслью и рынком.
«На наш взгляд, российский автопром от вступления в ВТО практически ни в чем не выиграл», – говорит представитель «Соллерса». Обычно страны вступают в ВТО для того, чтобы получить доступ к внешним рынкам, но в случае с автопромом ни одна из стран – участниц ВТО из числа ключевых рынков (ЕС и Азия, прежде всего Китай) не снизила для российских машин ввозные пошлины «и не устранила нетарифные барьеры в виде забюрократизированных процедур омологации». А развитие экспорта сейчас особенно важно для отрасли, подчеркивает представитель компании. Внутренний рынок до сих пор не восстановился до уровня 2012–2013 гг., пояснил он. Более того, в этом году он вновь начал сокращаться: по итогам семи месяцев 2021 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в стране упали на 2,3%, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.
Представители «АвтоВАЗа», Hyundai, Renault отказались от комментариев. Ведомости» ожидают ответа от представителей Toyota и группы Volkswagen.
Россия вдвое снизила пошлины на иномарки
С 10 сентября пошлины на ввоз в Россию легковых автомобилей снижены на 2 п. п. до 15% от стоимости машины. Таким образом, Россия исполнила обязательства, взятые при вступлении во Всемирную торговую ассоциацию. Переговоры длились целых 18 лет, а протокол о присоединении был подписан в декабре 2011 г. Среди прочих обязательств он предусматривал поэтапное снижение Россией пошлин на иномарки с 30% до 15%.
Чиновники и отечественные автопроизводители опасались, что снижение пошлин приведет к увеличению привлекательности импорта автомобилей, заморозит инвестиции глобальных автопроизводителей в России или вовсе приведет к закрытию их заводов, вспоминает сотрудник одного из автоконцернов. На тот момент в стране уже работали все ведущие производители – самостоятельно или вместе с локальными партнерами. Их привлекли льготы (преимущественно нулевые ввозные пошлины на комплектующие, доступ к программам поддержки спроса и проч.), которые предложило государство в обмен на строительство автозаводов и увеличение локализации производимых в России автомобилей.
Но наплыва иномарок в Россию не случилось, закрытие же некоторых заводов (GM, Ford) произошло из-за сокращения рынка – по той же причине эти компании решили вовсе свернуть продажи легковых машин в России, продолжает собеседник «Ведомостей».
В 2012 г. в Россию было импортировано 1,08 млн легковых автомобилей, в 2018 г. – почти в 4 раза меньше – около 290 000 шт., гласят данные Федеральной таможенной службы. Продажи легковых автомобилей за это время тоже сократились, но в 1,6 раза – с 2,64 млн шт. до 1,63 млн шт. (данные «Автостата»).
Россия обязалась снизить среднюю ставку импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию с 13,2 до 10,8%, а на промышленные товары – с 9,5 до 7,3%. Снижение импортных пошлин по всем позициям должно быть осуществлено в течение переходного периода, который составляет от трех до восьми лет. Например, для таких чувствительных товаров, как мясо птицы, – восемь лет, а для вертолетов, самолетов гражданского назначения и легковых автомобилей – семь.
Россия обязалась ликвидировать все программы субсидирования промышленности или изменить их так, чтобы предоставляемая поддержка не давала преимуществ отечественным товарам перед импортируемой продукцией.
Экспортная пошлина на природный газ зафиксирована на уровне 30% без обязательств по снижению. Для нефти и нефтепродуктов ставки пошлин, как и до вступления в ВТО, устанавливаются правительством ежемесячно с учетом средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках.
Россия приняла обязательства по доступу на рынок услуг по 116 из 155 секторов, имеющихся в классификации ВТО. По оценке экспертов, наибольшие изменения коснулись сферы страхования. В частности, общая квота иностранного участия в компаниях повышается с 25 до 50% (в фирмах, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, – с 49 до 51%). Через девять лет после присоединения к ВТО в России будет разрешено работать филиалам иностранных страховых фирм. Однако, согласно достигнутым договоренностям, они не будут обладать существенными конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями.
Наплыва иномарок не произошло из-за господдержки отрасли, поясняет сотрудник одного из автоконцернов. Вообще-то правилами ВТО она запрещена. Но к вступлению в ВТО чиновники и предприятия автопрома придумали ноу-хау – утилизационный сбор на автомобили. По сути, он сохранил тарифную поддержку на прежнем уровне. Сначала утилизационный сбор платили только импортеры. После вмешательства ВТО местные производители тоже начали платить. Но одновременно с этим государство предоставило им так называемые промышленные субсидии, размер которых сопоставим с расходами на выплату утилизационного сбора. Это существенная сумма – за самые популярные автомобили с объемом двигателя 1–2 л приходится платить от 44 000 до 84 000 руб.
«Эффект от снижения ввозных пошлин на цены импортных автомобилей был частично компенсирован введением утилизационного сбора и его последующей индексацией по мере дальнейшего снижения пошлины», – соглашается старший консультант практики EY по оказанию услуг компаниям автомобильного сектора в СНГ Александр Ряпухин. Также подействовала активная господдержка локальных производителей – льготы по уплате пошлин при ввозе комплектующих, специальные инвестконтракты и проч., а также различные программы поддержки спроса, направленные на выпущенные в России автомобили. Собранным в России автомобилям помогает слабый рубль, продолжает Ряпухин. С 2012 г. по 2018 г. средний курс доллара, устанавливаемый ЦБ, вырос вдвое – с 31,07 руб. до 62,93 руб.
«И наконец, в связи с ухудшением макроэкономической обстановки, снижением платежеспособного спроса и реальных доходов населения происходит смещение спроса в пользу более массовых и бюджетных моделей, которые в основном производятся в России», – заключает Ряпухин.
Решение о строительстве завода было принято до вступления России в ВТО и основывалось на перспективах рынка и желании производить автомобили ближе к потребителю, говорит представитель Nissan. «Условия соглашения с ВТО и их влияние на экономику страны вызывают множество споров, в том числе и в отношении потенциала развития автопрома, – замечает он. – Не секрет, что снижение таможенных пошлин на автомобили, принятое в рамках соглашения, не способствует развитию локального производства, а установление заградительных мер в виде утилизационного сбора хоть и сдерживает увеличение импорта, но не является наилучшим механизмом в части его реализации». Сам Nissan, по словам его представителя, «продолжает верить в развитие рынка и ежегодно увеличивает процент локализации автомобилей локальной сборки». При этом он подчеркивает важность господдержки, получаемой от правительства отраслью и рынком.
«На наш взгляд, российский автопром от вступления в ВТО практически ни в чем не выиграл», – говорит представитель «Соллерса». Обычно страны вступают в ВТО для того, чтобы получить доступ к внешним рынкам, но в случае с автопромом ни одна из стран – участниц ВТО из числа ключевых рынков (ЕС и Азия, прежде всего Китай) не снизила для российских машин ввозные пошлины «и не устранила нетарифные барьеры в виде забюрократизированных процедур омологации». А развитие экспорта сейчас особенно важно для отрасли, подчеркивает представитель компании. Внутренний рынок до сих пор не восстановился до уровня 2012–2013 гг., пояснил он. Более того, в этом году он вновь начал сокращаться: по итогам семи месяцев 2021 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в стране упали на 2,3%, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.
Представители «АвтоВАЗа», Hyundai, Renault отказались от комментариев. Ведомости» ожидают ответа от представителей Toyota и группы Volkswagen.
Что изменится на российском авторынке после вступления во Всемирную торговую организацию
Заградительные пошлины вводились, чтобы поддержать отечественного автопроизводителя
Как изменятся пошлины с вступлением России в ВТО
С 23 августа Россия, ставшая полноправным членом Всемирной торговой организации, снижает ввозные пошлины на иномарки, повышение которых произошло в 2009 году в качестве антикризисной меры. Уже с четверга ввозные пошлины на новые легковые автомобили снизятся с 30% до 25%, а затем в течение следующих шести лет – до 15% от стоимости. Таможенный сбор на подержанные легковые автомобили до семи лет с четверга снижается с 35% до 25%, а к 2018 году составит 20% от стоимости.
Остальные изменения произойдут только к 2021 году.
Самые выгодные условия с 2021 года получат компании, которые будут ввозить автомобили с мощными двигателями. Ввозная пошлина на легковые автомобили с объемом мотора от 2800 до 3000 кубических сантиметров должна будет снизиться до 12,5%.
Внедорожникам и кроссоверам с большим объемом двигателя, которые по протоколу присоединения России к ВТО (неофициальный перевод документа есть на сайте Минэкономразвития) относятся к типу Sport Utility Vehicle (SUV — американский маркетинговый термин, включающий классы машин с полным приводом и высоким клиренсом), предусмотрены более серьезные преференции. Для автомобилей этого класса с объемом двигателя от 3500 до 4200 кубических сантиметров в 2021 году ввозная пошлина составит также 12,5%, а для машин с объемом двигателя более 4,2 л таможенный сбор составит 10% от заявленной стоимости.
Однако размеры пошлины на SUV могут быть еще скорректированы. На существовании этой позиции в протоколе настаивали представители Евросоюза, США, Японии и Канады, однако российской стороне удалось договориться о пересмотре в 2015 году условий ввоза SUV, если существующие ставки будут оказывать негативное влияние на российских производителей.
Правила ввоза легковых автомобилей и внедорожников старше семи лет вне зависимости от их типа остались прежними — от 2,3 до 2,8 евро за каждый кубический сантиметр рабочего объема двигателя.
На легкие коммерческие машины, как новые, так и подержанные, пошлина снизится один раз, с 23 августа, с нынешних 30% до 10%. Ставка на ввоз новых грузовиков и автобусов снижается с 25% до 10% (с 2018 году – до 5%), подержанных – с 30% до 15% (с 2018 года – 10%).
Кроме того, с 2018 года, когда прекратят свое действие существующие соглашения о промсборке, Россия отменит ввозные пошлины на автокомпоненты.
Снижение ввозных пошлин на автомобили сопровождалось введением с 1 сентября утилизационного сбора, который будут платить все импортеры легковых и коммерческих машин, включая обычных частников. По задумке властей, этот сбор должен компенсировать снижение пошлин. Производители, которые имеют свои заводы в России, будут освобождены от уплаты сбора только в том случае, если возьмут на себя обязательства по организации утилизационных производств.
Согласно данным Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка утилизационного сбора составит 20 000 рублей за легковой автомобиль и 150 000 рублей за коммерческий или грузовой автомобиль. Эта ставка будет умножаться на повышающий коэффициент, размер которого зависит от возраста и объема двигателя автомобиля. Таким образом, сбор за легковую машину до трех лет для автокомпаний и индивидуальных предпринимателей составит 26 800 (автомобили с двигателем до 2 литров) до 110 000 рублей (автомобили с двигателями более 3,5 литров). За подержанный автомобиль старше трех лет придется заплатить от 165 200 до 700 200 рублей. Физические лица, который ввозят автомобиль только для личного пользования, заплатят 3000 рублей за новую машину и 5000 рублей за подержанную. В случае перепродажи ставка будет рассчитываться как для юридического лица.
Утилизационный сбор за новый грузовой автомобиль для всех составит от 135 000 до 555 000 рублей, за подержанный – от 172 500 до 1 884 000 рублей. За новый автобус придется заплатить от 177 000 до 637 000 рублей. Машинам, возраст которых больше трех лет, назначено от 418 500 до 1 246 500 рублей сбора.
Как изменится российский авторынок с вступлением в ВТО
Эксперты «Тройки диалог» Крис Уифер, Искандер Абдулаев и Ованес Оганисян опубликовали доклад, посвященный вступлению России в ВТО. Авторы доклада прогнозируют в автомобильной отрасли ухудшение положения российских производителей легких коммерческих автомобилей из-за резкого и ощутимого снижения ввозных пошлин. «Сильнее всего изменение тарифов скажется на группе ГАЗ, на долю которой приходится 50% российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей», — говорится в исследовании.
Аналитики, опрошенные «Газетой.Ru», также считают, что с вступлением России в ВТО больше всего пострадают отечественные производители коммерческого транспорта.
«Российские производители легких коммерческих машин могут оказаться под серьезным ценовым давлением со стороны импорта, — считает Андрей Рожков из «Метрополя». — Если говорить о производителях коммерческих машин, то там происходит более существенное снижение пошлины, и вполне возможно, что конкуренция в этом сегменте будет усиливаться за счет импорта как новых, так и подержанных машин».
В ГАЗ комментируют, что подготовились к вступлению России в ВТО. «Если какое-то падение продаж произойдет, то это может быть только сочетание ряда негативных факторов, — сказала «Газете.Ru» вице-президент ГАЗа Елена Матвеева. — Присоединение к ВТО для себя негативным мы фактором не считаем, потому что над повышением своей конкурентоспособности работаем и готовимся к открытому рынку уже давно».
В сегменте легковых автомобилей, по мнению аналитика, кардинальных перемен ожидать не стоит.
«Для легковых автомобилей, скорее всего, ничего кардинально не поменяется, поскольку известно, что с первого сентября вступает в силу утилизационный налог, который будет взиматься с импортеров. Этот сбор компенсирует снижение импортной пошлины, то есть иностранные автомобили, импортированные в Россию, дешевле не станут», — говорит Рожков.
В свою очередь, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов уверен, что вообще не стоит ожидать кардинальных изменений на российском авторынке в связи с вступлением в ВТО. «На мой взгляд, кардинально ничего не поменяется. Вместе со снижением пошлин на легковые автомобили на 5% одномоментно вводится утилизационный сбор. В коммерческом сегменте аналогичная ситуация: резкое снижение пошлин сопровождается большим утилизационным сбором. Единственные, кто выиграет, — импортеры автомобилей с большими двигателями. Они, вероятно, будут ввозить больше», — говорит Удалов.
Между тем снижение ввозных пошлин даже при действии утилизационного сбора может подстегнуть ввоз из-за рубежа поддержанных автомобилей, уверен руководитель отдела маркетинга автомаркета «Формула 91» Михаил Лезжов. Он считает, что в таких условиях выгоднее всего будет ввозить автомобиль возрастом от трех до пяти лет и объемом двигателя не более 2300 кубических сантиметров. «Даже с учетом введения утилизационного сбора автолюбитель при ввозе бюджетной иномарки с пробегом заплатит вдвое меньше, чем сегодня… Пригнанный для личного пользования из Германии Ford Focus 2009 года объемом 1,6 л будет стоить дешевле на 2000 евро, а, допустим, BMW X5 того же 2009 года с трехлитровым двигателем станет дороже примерно на 1000 евро», — говорит Лезжов.
Собираются ли автокомпании повышать цены на машины
В самих автокомпаниях пока осторожно относятся к тому, как снижение пошлин и утилизационный сбор повлияют на цены.
«Пока сложно говорить о каких-то корректировках. Постановление правительства о снижении пошлин еще не опубликовано, утилизационный сбор вступит в силу только с 1 сентября. В целом эти две меры нивелируют друг друга», — заявила «Газете.Ru» представитель Toyota Евгения Тетерина.
«К сожалению, правительство РФ до сих пор не определило окончательно размеры и порядок уплаты утилизационного сбора. Поскольку введение данного сбора напрямую влияет на стоимость автомобилей, пока нет окончательного решения правительства, мы не имеем возможности дать прогноз, каким образом вступление в ВТО скажется на ценовой политике BMW в России», — сообщил «Газете.Ru» директор пиар-департамента BMW Group Россия Алексей Кожухов.
«На данный момент ничего не планируем, внимательно изучаем ситуацию, но никаких ценовых изменений пока не будет», — заявил «Газете.Ru» пиар-директор General Motors СНГ Сергей Лепнухов.
В «АвтоВАЗе» заявили, что завод уже работает в условиях ВТО. «Основные конкуренты бренда Lada на российском рынке: бюджетные иномарки, сборка которых организована на территории РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ о промсборке, – заявил «Газете.Ru» директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. — Поэтому автомобили Lada не первый год успешно конкурируют, по сути, в условиях ВТО. Это подтверждают наши объемы продаж».
Вместе с тем целый ряд представителей крупных автокомпаний в беседе с «Газетой.Ru» отказались комментировать возможность изменения ценовой политики в связи со вступлением России в ВТО и попросили их не упоминать в материале.
Источники:
http://bankiclub.ru/nalogi/tamozhennye-poshliny-na-vvoz-avto-v-rossiyu-v-2019-godu-dlya-fizicheskih-i-yuridicheskih-lits/
http://www.tks.ru/reviews/2019/08/12/01
http://calcus.ru/rastamozhka-auto
http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2019/09/10/810944-poshlini-na-inomarki
http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2019/09/10/810944-poshlini-na-inomarki
http://www.gazeta.ru/auto/2012/08/22_a_4734221.shtml
http://www.eg-online.ru/article/394358/