Госдума считает, что налоговая нагрузка на нефтекомпании достигла максимума

Госдума считает, что налоговая нагрузка на нефтекомпании достигла максимума

Добыча сырья в прошлом году стала лидером среди отраслей по уровню налоговой нагрузки, следует из данных Федеральной налоговой службы (ФНС). В 2017 году нагрузка на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (уголь, нефть, газ) составила (*.xls) 45,4%, что почти на 10 процентных пунктов выше, чем за 2016 год (35,6%).

ФНС рассчитывает налоговую нагрузку как отношение суммы налогов и сборов к выручке организаций. Отраслевые показатели нужны налоговикам не сами по себе, а как ориентир для планов налоговых проверок: если у конкретной компании нагрузка меньше, чем средняя по отрасли, это повод выехать на проверку фирмы.

При этом доходы, которые приносит отрасль добычи энергоносителей, составляют значительную часть доходов бюджета России. В 2017 году этот сектор обеспечил 27,4% налоговых доходов консолидированного бюджета (федеральный бюджет плюс региональные и местные бюджеты). В общей сумме прошлогоднего прироста налоговых поступлений (2,8 трлн руб.) более 40% пришлось на увеличение сборов по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), писал РБК.

Нефтегазовые доходы напрямую влияют на расходы федерального бюджета, в том числе на социальную сферу, а значит рост налоговой нагрузки в данном секторе — экономическая необходимость, считает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина.

Для нефтегазового сектора рост налоговой нагрузки не критичен, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Главным образом налоговая нагрузка на сектор добычи в нефтяной отрасли выросла из-за роста цен на нефть, это особенность российской системы, говорит он: чем выше цена барреля, тем больше НДПИ. В отрасли давно привыкли к такой системе, кроме того, сейчас нефтяники прекрасно себя чувствуют из-за высоких цен на нефть и дешевого рубля, заключает эксперт.

Сопоставить данные ФНС по налоговой нагрузке год к году затруднительно: с 2017 года ФНС перешла на новые классификаторы видов экономической деятельности ОКВЭД-2, в результате чего между отраслями произошла перегруппировка. Но сектора добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и, например, продовольствия и напитков не претерпели изменений.

Почти в полтора раза за прошлый год выросла нагрузка на пищевой сектор (производство продуктов, напитков и табака), составив 28,2 против 19,7% в 2016 году. Причем если нагрузка на сырьевой сектор достигала и более высоких показателей, то для пищевого сектора это максимум с 2006 года (именно с этого года ведет учет ФНС). Причиной тому является рост акцизов на алкоголь и табак, отмечает эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Впрочем, по словам заместителя гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимира Сальникова, настолько высокий рост в данном секторе не объясняется даже растущими акцизами и выглядит скорее парадоксальным.

Нагрузка в области информации и связи достигла в прошлом году 16,4% (против 12,6% в 2016-м). По мнению Прониной из РАНХиГС, это обусловлено введением «налога на Google» (НДС в размере 18%, который с 1 января 2017 года должны уплачивать все иностранные ИТ-компании, ведущие деятельность на территории России). Сумма «налога на Google» для иностранных компаний по итогам 2017 года составит 9,4 млрд руб., говорил глава ФНС Михаил Мишустин.

Среди отраслей с высокой налоговой нагрузкой также можно выделить операции с недвижимым имуществом (21,3%), административную деятельность (15,4%), строительство (10,2%) и производство компьютеров и электронных изделий (12,5%).

В целом налоговая нагрузка на российские компании в 2017 году выросла до 10,8% (против 9,6% годом ранее). При этом ФНС отдельно посчитала фискальную нагрузку по страховым взносам — за 2017 год она составила 3,6% от оборота компаний.

Министр финансов Антон Силуанов, занявший также пост первого вице-премьера в новом правительстве, неоднократно говорил (например, на Гайдаровском форуме в 2017 году), что налоговая нагрузка в экономике в ближайшие годы расти не будет. Отчитываясь на ежегодной коллегии своего ведомства в апреле, он заявил, что внедрение новых технологий и меры по обелению экономики позволили повысить доходы бюджета без увеличения налоговой нагрузки — выросла собираемость НДС, налога на прибыль, акцизов и страховых сборов.

Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя – глава комитета Госдумы

0

Глава комитета также отметил, что на сегодняшний день ситуация с ростом цен стабилизировалась, но это хрупкий баланс, который при более высоком уровне цен может быть нарушен уже в январе. “В январе в очередной раз повышаются акцизы на топливо, кроме того, увеличивается НДС, что наряду со снижением пошлин создает предпосылки для роста цен на АЗС на фоне возможного роста мировых цен на нефть”, – отметил П.Завальный. По его словам, необходимо сохранить действующий рыночный порядок формирования цен на топливо и корректировать налоговую политику – как в отношении ценообразования, так и в отношении перерабатывающей отрасли. “Мы ни в коем случае не должны допустить ситуацию, что после Нового года будет рост цен. Нас граждане России просто не поймут, такого новогоднего подарка”, – сказал депутат.

В проекте рекомендаций участников парламентских слушаний правительству предлагается рассмотреть возможность продления действия пониженных ставок акцизов и после 2018 года, а также проработать вариант с перераспределением налоговой нагрузки внутри отрасли, что подразумевает увеличение ставки НДПИ.

При этом П.Завальный напомнил, что решение не повышать акцизы уже отвергнуто Минфином. “По сути, за счет повышения акцизов идет наполнение дорожного фонда, и эти деньги нужны для того, чтобы привести в порядок федеральную и региональную дорожную сеть. В таком простом виде, очевидно, вопрос уже рассматриваться не будет. Мы должны найти другие механизмы донастройки налогового регулирования”, – сказал глава думского комитета.

В рекомендациях также говорится о возможности дополнительного повышения норматива обязательных продаж бензина и дизельного топлива на бирже в объеме не менее 15% производственного бензина и не менее 10 % дизельного топлива. Также предлагается рассмотреть возможность возврата части акцизов на топливо сельскохозяйственным производителям или предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям на период проведения сезонных полевых работ согласованных объемов дизельного топлива по фиксированным ценам.

Расчет налоговой нагрузки в 2021 – 2021 годах (формула)

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

ВАЖНО! Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 с формулами расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС отменено, полагаем, что эти формулы все также целесообразно использовать для самоконтроля.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). Важно, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены страховые взносы. Также в расчете не участвуют ввозной НДС и налоги, уплаченные в качестве налогового агента (кроме НДФЛ).

Для расчета нагрузки по отдельным налогам можно использовать следующие формулы:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс.

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Проверить свои расчеты налоговой нагрузки по НДС, а также долю вычетов на предмет налогового риска, вы можете с помощью Готового решения от КосультантПлюс.

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом отмененного письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Для упрощения расчетов предлагаем вам использовать калькулятор налоговой нагрузки с сайта ФНС. С его помощью вы не только подсчитаете свою нагрузку, но получите сравнение со средними показателями по отрасли. Где найти и как пользоваться калькулятором, мы рассказывали здесь.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2021-2021 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Итоги

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Правительство передумало повышать налоговую нагрузку на нефтяников

Премьер Дмитрий Медведев решил не повышать НДПИ для нефтяных компаний, вместо этого будут рассмотрены варианты более медленного, чем планировалось, снижения экспортной пошлины. Об этом в понедельник пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова сообщила после совещания Медведева с членами кабинета правительства. Кроме этого планируется корректировка других источников, добавила Тимакова.

Налоговый маневр для нефтяной отрасли предусматривает повышение нефтяного НДПИ и снижение экспортной пошлины в течение трех лет. В следующем году пошлина должна была сократиться с 42 до 36%. Но теперь, возможно, от снижения придется отказаться или снизить ставку на 2–3 п. п., уточнил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Более медленное снижение экспортной пошлины принесет бюджету 200 млрд руб. поступлений от нефтяных компаний, рассказали два чиновника финансово-экономического блока и сотрудник нефтяной компании. Помимо этого 100 млрд руб. Минфин намерен взять с газовой отрасли, говорят они. Еще 12 млрд руб. планируется взять с «Норникеля», сказали чиновники (см. врез). «Минфин обсуждает дополнительную нагрузку не только на нефтяников, но цветных и черных металлургов и производителей удобрений», – знает сотрудник нефтяной компании.

Представители «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» отказались от комментариев.

«Норникель» почти 90% продукции экспортирует. В первом полугодии, несмотря на падение цен на никель (дает 43% выручки) и медь (23%), EBITDA компании выросла на 8% до $2,7 млрд. Себестоимость продаж компании за полгода сократилась на 30% до $1,8 млрд.

«Роснефть» в 2014 г. экспортировала половину добытой нефти (102,4 млн т), «Газпром нефть» – 14% (9,6 млн т н. э.), «Лукойл» – 30,5% (29,8 млн т), «Сургутнефтегаз» – 42% (25,8 млн т), «Башнефть» – 33% (5,8 млн т). Каждый процент снижения нефтяной пошлин – это 37 млрд руб., привел Улюкаев оценки компаний. Исходя из этого 200 млрд руб. – это 5,4 п. п. пошлин, а значит, пошлины снизятся лишь на 0,6 п. п. до 41,4%. Если с нефтяников возьмут только 100 млрд руб., пошлины будут снижены до 39,3%. При цене $50 за баррель изъятие 200 млрд руб. увеличит налоговую нагрузку на нефтяную отрасль примерно на 580 руб. на тонну (около 20–30% от среднегодовой величины удельных капитальных вложений сектора), оценивает директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. Первый вариант Минфина предполагал изъятие 597 млрд руб. за счет повышения нефтяного НДПИ.

200 млрд руб. – это не финальное решение, цифра все еще обсуждается, говорит сотрудник нефтяной компании. Вероятнее всего, у нефтяников заберут 100–150 млрд руб., говорит высокопоставленный чиновник. Повышение налоговой нагрузки и, по сути, перенос сроков налогового маневра на год сохранит маржу переработки, но серьезно ударит по добыче, объясняет он. С 2009 г. добыча растет на 1–2% год, чтобы выдержать этот темп, капзатраты должны расти на 15%, а если изъять 200 млрд руб., компании начнут сокращать вложения и добыча будет снижаться, соглашается чиновник, близкий к Минэнерго. Реализация первого сценария Минфина могла бы привести к снижению инвестиций на 2 трлн руб. в 2016–2018 гг., писали руководители семи нефтяных компаний президенту Владимиру Путину. В среднем инвестиции в нефтегазовую отрасль – 1,3 трлн руб. в год, рассказывал в интервью «России 24» министр энергетики Александр Новак. Из них 1 трлн руб. – в добычу. По словам Новака, такие же вложения ожидаются в этом году.

Если инициатива о более медленном понижении пошлин будет работать лишь в течение года, кардинального пересмотра инвестпрограмм не будет, считает Борисов. У многих компаний нормальный свободный денежный поток, которого хватит и на уплату новых налогов, согласен аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: острая необходимость в деньгах только у «Роснефти», чистый долг которой – $56,6 млрд (с учетом китайской предоплаты), или 1,7 EBITDA.

Компании могут сдвинуть сроки выхода на пик добычи отдельных проектов с высокой себестоимостью, полагает Полищук. «Инвестиции можно было бы поддержать кредитными средствами, но в условиях санкций дешевых денег нет», – возражает сотрудник нефтяной компании. «В целом постоянные изменения налоговых условий работы порождают неопределенность – это может привести к отказу от реализации наиболее сложных и затратных проектов», – предупреждает Борисов.

Источники:
http://www.finmarket.ru/news/4877116
http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/raschet_nalogovoj_nagruzki_formula/
http://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/nalogovaya-nagruzka-formula-rascheta/
http://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/09/29/610615-nalogovuyu-nagruzku-neftyanikov
http://znaybiz.ru/news/gosduma-soglasilas-na-amnistiyu-kapitala.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: