Госдума хочет усилить контроль за региональными расходами

Яровая назвала главную задачу закона об усилении финконтроля на региональном уровне

Фото: ПГ / Юрий Инякин

Госдума единогласно приняла закон, усиливающий контроль за использованием бюджетных средств на региональном и местном уровнях. Автор инициативы, заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая разъяснила значение закона.

По её словам, главная его задача — «контроль за рачительным и эффективным использованием бюджетных средств в интересах граждан». Депутат пояснила, что для обеспечения реального финансового контроля за бюджетными средствами даётся право передачи полномочий счётных палат с уровня муниципального образования на уровень региона.

«Законом мы исключаем саму возможность бесконтрольного использования бюджетных средств», — пояснила Ирина Яровая.

Она отметила важность того, что будут учтены обстоятельства, влияющие на организацию финансового контроля. Например, когда в малонаселённых пунктах неэффективно по затратам содержать самостоятельный орган финансового контроля, эти полномочия берёт на себя регион.

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» – официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты – Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» – это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике “Деловая экспертиза” могут публиковаться материалы на правах рекламы

Госдума приняла закон, усиливающий контроль за использованием бюджетных средств на региональном и местном уровнях

«Для обеспечения реального финансового контроля за бюджетными средствами мы даем право передачи полномочий счетных палат с уровня муниципального образования на уровень региона», – пояснила заместитель Председателя ГД Ирина Яровая.

«Сегодня 300 муниципальных образований по разным причинам не имеют органов контроля, в том числе, и в силу того, что находятся в удаленных территориях, в северных территориях, а значит, финансовый контроль не осуществляется. Законом мы исключаем саму возможность бесконтрольного использования бюджетных средств», – сказала автор инициативы.

«Важно, что будут учтены обстоятельства, влияющие на организацию финансового контроля, когда в малонаселенных пунктах неэффективно по затратам содержать самостоятельный орган финансового контроля и эти полномочия берет на себя регион, принимая закон субъекта РФ и заключая соглашение», – добавила вице-спикер ГД.

Законопроектом так же вводится обязательная процедура информирования правоохранителями региональных законодателей о результатах доследственных проверок и принятых решениях по материалам, переданным контрольно-счетным органом субъекта РФ.

«Данное правило уже действует на федеральном уровне и необходимо для того, чтобы понимать, какие правовые последствия повлекли выявленные правонарушения, какие процессуальные решения приняты и что надлежит дополнительно реализовать на уровне региона для упреждения нарушений в сфере использования бюджетных средств. Кроме того, это позволит обеспечивать и дополнительный общественный контроль за принятием процессуальных решений и неотвратимостью ответственности»,- прокомментировала Ирина Яровая.

Она добавила, что законопроект разработан в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации по итогам состоявшейся 24 апреля 2017 года встречи членов Совета законодателей с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

По итогам голосования Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что принятие восьми тысяч законов – это труд депутатов семи созывов. К настоящему моменту в силу вступили 7963 документа.

Он также пояснил, что в системе обеспечения законодательной деятельности нет части законов, принятых в первом созыве. «По стенограмме последнего заседания установлено, что их было 461, электронная система в то время отсутствовала. Работа по вводу данных сегодня продолжается, ее предполагается завершить в 2021 году», – добавил Вячеслав Володин.

Депутаты внесут в регламент соответствующие поправки

Госдума примет поправки в регламенты для усиления контроля над тем, как в правительстве исполняют законы, сказал по итогам заседания Совета Думы первый заместитель главы фракции «Единой России» Андрей Исаев. Депутат также добавил, что соответствующие поправки в свой регламент примут и в правительстве.

Как сообщал “Ъ” 15 декабря, группа депутатов от всех фракций ранее внесла в Госдуму поправки, согласно которым правительство будет обязано при рассмотрении проекта в третьем чтении представлять также проекты сопутствующих нормативно-правовых актов (НПА), разработка и принятие которых предусмотрены принимаемым законопроектом. При этом внутренние процедуры Белого дома не обязывают его готовить НПА к этому моменту, ведь закон после Госдумы могут отклонить Совет федерации и президент.

Почему Дума требует от правительства предъявлять подзаконные акты заранее

В поправках в закон хотели прописать те случаи, когда закон имеет отложенную дату введения в действие. Госдума хотела получить отчет правительства о подготовке соответствующих НПА к этим датам. «И данная информация в первом случае, и отчет во втором случае будут рассматриваться профильными комитетами Госдумы. Таким образом, мы вводим работу по усилению контроля за качеством исполнения предстоящих законов»,— заявил Андрей Исаев, говоря уже о поправках в регламент.

Ранее вице-спикер Госдумы Ирина Яровая говорила о том, что накопилось большое число прецедентов, когда закон не готов к исполнению из-за неготовности нормативно-правовых актов. Так, с 1 января 2017 года не успевают заработать законы о деятельности коллекторов, о вывозе бытовых отходов, о регистрации права на недвижимость, о государственной информационной системе ЖКХ и т. д.

Как в Госдуму внесли проект, обязывающий министров отчитываться о реализации законов

Проект поправок к закону «О парламентском контроле», внесенный в декабре, вводит ряд обязательств для правительства при принятии законов. Согласно документу, Белый дом к третьему чтению законопроекта обязан будет представлять проекты сопутствующих ему нормативных правовых актов. По словам авторов поправок, ряд принятых на сегодняшний день законов не готовы к вступлению в силу из-за того, что до сих пор не обеспечены нормативными актами. Эксперт считает, что спикер Госдумы Вячеслав Володин использует поправки для усиления роли Госдумы. Читайте подробнее

Госдума хочет эффективнее контролировать работу правительства

Депутаты должны усилить контроль над реализацией нацпроектов и госпрограмм, заявил в среду в ходе обсуждения проекта федерального бюджета – 2021 председатель Госдумы Вячеслав Володин, призвав коллег «пересмотреть отношение к такому очень важному вопросу, как парламентский контроль за исполнением бюджета». Профильные комитеты в этих вопросах недорабатывают, добавил он и предложил возложить такие обязанности на комитет по контролю и регламенту, который должен будет при заслушивании в Думе министров и вице-премьеров «давать оценку реализации нацпроектов и госпрограмм в разрезе того или другого министерства». Присутствовавший на заседании первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов заявил, что «безусловно» поддерживает предложенные меры.

С момента избрания первой Думы в 1993 г. комитет по регламенту занимался в основном техническими и организационными проблемами (график работы, полномочия депутатов, поправки в регламент). Но за последний год он получил ряд полномочий, находившихся ранее в компетенции ключевого думского комитета по госстроительству и законодательству, в частности касающихся вопросов избирательного законодательства, парламентского контроля и взаимодействия со Счетной палатой. Возглавляет комитет по регламенту близкая к Володину Ольга Савастьянова – член центрального штаба Общероссийского народного фронта.

В комитете новое расширение его полномочий горячо поддержали. Если в советское время депутаты встречались с народом, получали наказы, вносили законы и назначали исполнителей, которые делали то, что нужно людям, то сейчас для исполнительной власти народ не является тем, ради кого она живет, возмущается член комитета Владимир Поздняков (КПРФ): «Исполнительная власть готовит под себя депутатский корпус, который послушно жмет на кнопки. Но депутаты находятся близко к народу, который начинает выражать недовольство. Володин – тонкий политик, он это улавливает. И говорит, что Дума должна контролировать госпрограммы хотя бы таким образом, хотя бы популистски. Но это уже что-то». Комитету по регламенту добавляют полномочий и контроль за выполнением госпрограмм – следующий шаг, согласен коммунист: «Володин обеспокоен авторитетом Думы, которая, принимая законы, не имеет права контролировать ничего из того, что принимает, а все контролирует исполнительная власть. Хотя бы об этом заговорили».

Это просто пыль в глаза и имитация бурной деятельности, возражает коммунист Николай Коломейцев: «Когда вы что-то создаете и понимаете, зачем это делаете, – это один вопрос. А когда комитет создается под функцию и для исполнения какого-то [будущего] дела – это другое. Как можно контролировать то, чего еще нет? Они сначала рассказывали о программно-целевом планировании, потом говорят, что деньги не осваиваются». Есть профильные комитеты, для которых контроль над той или иной сферой их прямая обязанность, подчеркивает депутат: «Аграрный комитет должен контролировать свои вопросы, комитет по здравоохранению – свои. Вы не можете быть профессионалом во всем, а у семи нянек дитя без глазу».

Раз Дума заявляет приоритетом усиление контроля за реализацией госпрограмм, то вполне логично и более активное подключение к этому именно комитета по регламенту, который ведет темы парламентского контроля и взаимодействия со Счетной палатой, полагает руководитель близкого к Госдуме фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Сама же новая модель совместной работы парламента и правительства по реализации госпрограмм связана с тем, что в начале октября президент Путин поставил перед кабинетом министров задачу вместе с депутатами максимально увязать приоритеты бюджетной политики и эффективность расходов с достижением целевых ориентиров нацпроектов».

Комитет по регламенту всегда был процедурным и то, что ему пытаются придать содержательный смысл, выглядит странно – как надувание какой-то структуры и попытка оправдания собственного существования, говорит эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Все это внутреннее дело самой Госдумы – этакое суперминистерство внутри министерства по управлению депутатами. Должен же быть первый отдел, который занимается контролем». Сейчас контроль за бюджетными расходами стал самым важным направлением государственной деятельности, добавляет эксперт: «Есть [вице-премьер] Татьяна Голикова, есть Счетная палата, Минфин, и все контролируют расходование средств. Госдума включилась в эту гонку контролеров».

Принят закон, усиливающий контроль за использованием бюджетных средств на региональном и местном уровнях

Законопроект был внесен группой депутатов ГД во главе с заместителем Председателя Государственной Думы Ириной Яровой

Законом предусматривается возможность осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетным органом субъекта РФ в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования с контрольно-счетным органом субъекта РФ о передаче ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Как подчеркнула Ирина Яровая, главная задача закона — контроль за рачительным и эффективным использованием бюджетных средств в интересах граждан.

«Для обеспечения реального финансового контроля за бюджетными средствами мы даем право передачи полномочий счетных палат с уровня муниципального образования на уровень региона. Сегодня 300 муниципальных образований по разным причинам не имеют органов контроля, в том числе и в силу того, что находятся в удаленных территориях, в северных территориях, а значит финансовый контроль не осуществляется. Законом мы исключаем саму возможность бесконтрольного использования бюджетных средств», — пояснила парламентарий.

«Важно, что будут учтены обстоятельства, влияющие на организацию финансового контроля, когда в малонаселенных пунктах неэффективно по затратам содержать самостоятельный орган финансового контроля и эти полномочия берет на себя регион, принимая закон субъекта РФ и заключая соглашение», — добавила Ирина Яровая.

В свою очередь член Комитета по аграрным вопросам Виктор Кидяев

«В сельских поселениях, в небольших муниципальных образованиях, где достаточно трудно подобрать штат высококвалифицированных бухгалтеров и юристов, проблема внешнего контроля стоит довольно остро. Ошибки в финансовой отчетности недопустимы. Возможность передать годовой отчет на проверку в областной орган, профильным специалистам, просто необходима в таких случаях», — пояснил Виктор Кидяев.

По его словам, внешний контроль снимет с муниципалитетов угрозу предоставления недостоверных сведений и, как следствие, взысканий от надзорных органов. В конечном счете, внешний контроль позволит более эффективно расходовать средства местного бюджета

Госдума хочет усилить контроль за региональными расходами

Депутаты фракции “СР” предлагают усилить контроль за расходами госслужащих

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции “СР” в Госдуме Сергей Миронов совместно с коллегами внес в ГД пакет новых антикоррупционных законопроектов. Предложения “СР” расширяют контроль за необоснованными расходами чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей. Также уточняется механизм конфискации незаконно нажитого имущества.

“Предлагаемые нами меры соответствуют передовому зарубежному опыту борьбы с коррупцией, а также восполняют многочисленные правовые пробелы, на которые указывал Конституционный суд РФ, – пояснил Сергей Миронов. – Основная инициатива нашего пакета направлена на совершенствование действующего с 2013 года федерального закона “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”. Так, на сегодня этот закон не предусматривает контроля за расходами должностных лиц после их увольнения. Грубо говоря, если чиновник проворовался и вовремя ушел в отставку, ему ничего не грозит. Нашими поправками мы продляем антикоррупционный контроль. В течение еще трех лет после ухода с должности экс-чиновник обязан предоставлять сведения о расходах – своих, супругов и несовершеннолетних детей. Обо всех сделках с недвижимостью, ценными бумагами, сумма которых превышает доход указанных лиц за отчетный период”.

Поправки “СР” также уточняют порядок конфискации незаконно нажитого имущества и сделок с ним. В частности, запрещаются сделки с имуществом в ходе антикоррупционных проверок.

“На период контрольных мероприятий регистрация сделок и операции по счетам должностного лица приостанавливаются. Если выясняется, что имущество продано до начала проверок, с бывшего владельца может быть взыскана рыночная стоимость этого имущества”, – отметил политик.

При этом ограничивается объем конфискации в случаях “незначительного расхождения расходов и доходов” контролируемого лица. Если разница составляет менее 20%, конфискуется не все имущество, а лишь та его часть, законность приобретения которой не была доказана. Эта норма соответствует указаниям Конституционного суда, подчеркивают авторы законопроекта.

“Нашей инициативой мы отвечаем еще на один важнейший вопрос: кто должен доказывать законность происхождения доходов госслужащих, на которые приобретаются спорные активы, – продолжает Сергей Миронов. – Сейчас бремя доказывания возложено на прокуроров. Мы убеждены, что доказывать должны сами чиновники, которые живут не по средствам. Ведь если разница между доходами и расходами уже установлена, презумпция невиновности отменяется. Эта норма также соответствует позиции Конституционного суда”.

Поправки “СР” также уточняют процедурные моменты по формированию доказательной базы, права и полномочия как надзорных органов, так и должностных лиц в ходе антикоррупционных проверок и судебных споров.

Основной законопроект дополняется сопутствующими поправками в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В том числе, устанавливается административная ответственность за непредставление госслужащими информации о собственных расходах, расходах супругов и несовершеннолетних детей. В этом случае предусмотрен штраф от 50 до 100 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до года.

Сообщение заведомо ложных сведений, предоставление заведомо недостоверных документов и материалов грозят более серьезными административными санкциями, вплоть до дисквалификации на срок от года до двух лет.

“Подчеркну, что в соответствии с положениями нашего законодательного пакета, его нормы распространяются на самый широкий круг должностных лиц, – добавил Сергей Миронов. – Включая членов Правительства, депутатов Госдумы и сенаторов, сотрудников Центробанка, муниципальных служащих и глав местных администраций, судей и сотрудников органов внутренних дел”.

Владимир Путин поручил Счетной палате взять под особый контроль расходование бюджетных средств

Деньги, которые выделяются в рамках антикризисного плана Правительства, должны стать не просто спасательным кругом, а возможностью для нового развития всей экономики. Об этом Владимир Путин заявил на расширенном заседании Коллегии Счетной палаты.

Президент отметил: в нынешних условиях крайне важно тщательно контролировать бюджетные расходы и не допускать нецелевого использования средств, особенно в регионах. Обсуждалось и другие темы, в том числе проведение госзакупок.

Не ждать изменения внешней конъюнктуры, а создавать условия для экономического роста внутри страны — это стратегическая задача, которая стоит перед Россией, заявил Владимир Путин, открывая расширенную коллегию, посвященную 20-летию Счетной палаты. Впереди непростые времена и антикризисный план, разработанный Правительством, предусматривает значительные финансовые вливания.

Счетная палата, наряду с другими контролирующими органами, не должна допустить нецелевого расходования средств, отметил Президент. Деньги должны стать не просто “спасательным кругом”, а толчком для развития не только отдельных производств, но и целых отраслей экономики.

“Необходимо добиться внятного, ощутимого результата, повысить устойчивость конкретных производств, стимулировать спрос на отечественную продукцию и ни в коем случае не допустить – обращаю на это ваше внимание – просто разбазаривания государственных ресурсов, разбазаривания резервов. Нужно действовать в высшей степени аккуратно. Разбросать деньги в различные отрасли, значит, на какие-то для всех важные вещи – самое простое дело, ума много не нужно. Нам нужно структуру экономики менять, а если уж и направлять деньги, то туда, где они сыграют именно эту роль, или на поддержку людей, которые действительно в ней нуждаются со стороны государства, – заявил Владимир Путин. – Также прошу Счетную палату усилить контроль за использованием средств, которые будут направляться в банковскую систему. Прежде всего, эти ресурсы должны пойти на кредитование наиболее значимых проектов в реальном секторе экономики по доступной процентной ставке”.

Президент потребовал ужесточить контроль в сфере госзакупок и призвал аудиторов к тесному сотрудничеству с гражданским обществом:

“До сих пор существенной экономией средств, выделяемых на госзакупки, добиться, к сожалению, не удалось. Вопреки здравому смыслу и экономическим реалиям, отдельные государственные и муниципальные структуры продолжают закупать товары по явно завышенной неадекватной цене; отодвигают от контрактов отечественных производителей и используют госсредства для приобретения предметов роскоши. И вот думаю, здесь полезно было бы и с общественными организациями поплотнее поработать, в том числе и с соответствующими структурами “Общероссийского народного фронта”. Они достаточно эффективно взялись за это дело и очень многое вытаскивают на свет божий. Просил бы вас их поддержать.

Социальные обязательства по-прежнему среди приоритетов государства, но необходимо добиться, чтобы помощь направлялась, прежде всего, тем, кто в ней действительно нуждается.

“Ведь на протяжении 10 лет, как минимум (а то и больше) говорим о необходимости внедрения адресной помощи, именно адресной, не просто размазывать всем, в том числе и тем, кто совершенно не нуждается в поддержке, но эти ресурсы уходят на людей, которые, в общем-то, и не собираются воспользоваться даже этой поддержкой, а тем, кто действительно нуждается, до таких категорий граждан поддержка часто не доходит”, – подчеркнул Президент.

Отдельно Президент говорил и о бюджетной дисциплине.

“Из года в год повторяется порочная практика концентрировать основные расходы в завершающем квартале финансового года, буквально распихивать средства в последнюю неделю уходящего года. О какой осмысленной работе, о каком внятном результате можно говорить при таком подходе?” – отметил Президент.

По словам председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, такая тенденция была отмечена аудиторами в прошлом, 2014 году, подобная практика, по ее словам, может говорить о сговоре на рынке:

“В четвертом квартале заключались контракты со значительными объемами исполнения, и, как правило, на исполнение контракта отводился либо месяц, либо половина месяца, что свидетельствует явно о сговоре на рынке, что уже заранее договорились, кто будет поставщиком услуг”.

В 2014 году Счетная палата обнаружила 2,5 тысячи нарушений при использовании бюджетных средств. Следственными органами возбуждено 24 уголовных дела.

“Нужно наладить эффективную постоянную работу, плотное взаимодействие, просто в ежедневном режиме, с правоохранительными органами. Мне сегодня уже пришлось дважды побеседовать с Александром Ивановичем Бастрыкиным, трижды – с Юрием Яковлевичем Чайкой, Генеральным прокурором. Это не значит, что вам нужно мучить друг друга, кровь пить с утра до вечера, но этот контакт должен быть постоянный, рабочий. При первых же признаках правонарушений нужно направлять самостоятельно, ни на кого не оглядываясь, материалы в правоохранительные органы”, – заявил Владимир Путин.

Президент потребовал наладить оперативный контроль и за средствами региональных бюджетов, включив в работу и контролирующие органы на местах.

Источники:
http://irkutsk.er.ru/news/2018/12/14/gosduma-prinyala-zakon-usilivayushij-kontrol-za-ispolzovaniem-byudzhetnyh-sredstv-na-regionalnom-i-mestnom-urovnyah/
http://www.kommersant.ru/doc/3176158
http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/10/24/784631-gosduma-hochet-effektivnee-kontrolirovat-rabotu-pravitelstva
http://duma.gov.ru/news/45713/
http://www.spravedlivo.ru/9679010
http://www.1tv.ru/news/2015-01-28/26043-vladimir_putin_poruchil_schetnoy_palate_vzyat_pod_osobyy_kontrol_rashodovanie_byudzhetnyh_sredstv
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/59f0dab99a794789591617c0

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: