Госдума будет ограничивать рост налога на квартиры и дачи

Госдума будет ограничивать рост налога на квартиры и дачи

Россияне не получат защиты от резкого повышения налогов на землю и квартиры в случае принятия правительственного законопроекта, изменяющего систему оценки недвижимости граждан и компаний — их возможности оспорить кадастровую оценку, на основе которой начисляются имущественные налоги, напротив, сократятся, заключил комитет Госдумы по земельным отношениям.

Предложенные правительством изменения «не решают ни один из наиболее острых вопросов, с которыми в настоящее время сталкиваются физические и юридические лица», а только изменяют статус оценщиков недвижимости — передают функции по кадастровой оценке от частных учреждений к государственным, сказано в заключении комитета Госдумы по земельным отношениям на проект нового закона о кадастровой оценке. Комитет принял документ за основу во вторник, 31 мая.

Проект нового закона о государственной кадастровой оценке был внесен в Госдуму правительством 4 мая, сейчас он готовится к первому чтению, которое Совет Думы наметил на июнь — последний месяц работы нынешнего созыва палаты. В феврале 2016 года после того, как многие собственники столкнулись с многократным увеличением кадастровой стоимости имущества, президент Владимир Путин поручил оптимизировать порядок уплаты гражданами налога на землю. С момента введения в России института кадастровой оценки недвижимости «практически повсеместно отмечались массовые нарушения прав граждан значительным завышением кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества по сравнению с рыночной ценой этого имущества и вследствие этого значительным и резким увеличением налогового бремени по некоторым имущественным налогам (в том числе по земельному налогу)», пишет в своем заключении земельный комитет Госдумы.

Оценивая законопроект правительства, депутаты исходили из того, как исполнены чиновниками поручения Путина, поясняется в заключении. Многие положения законопроекта противоречат этим поручениям, следует из документа. В частности, не исполнено поручение Путина унифицировать периодичность кадастровой оценки на всей территории России: законопроект фактически воспроизводит действующую норму закона, которая определяет, что кадастровая оценка в регионах проводится не чаще одного раза в три года и не реже раза в пять лет, а в городах федерального значения — не чаще раза в два года, указывает думский комитет. Отсутствие единых сроков определения кадастровой стоимости «может привести к ситуации значительного увеличения сумм налога к уплате в короткие сроки», предупреждают депутаты. По их мнению, переоценивать недвижимость на всей территории страны целесообразно раз в пять лет.

История вопроса

С 2014 года в России на уровне регионов постепенно начали вводить налогообложение имущества организаций по кадастровой стоимости (Москва первой ввела налог на торговую и офисную недвижимость с кадастровой стоимости), а с 2015 года 28 регионов начали рассчитывать налог по кадастровой стоимости и на имущество физлиц (квартиры, дачи). В большинстве случаев это привело к значительному — иногда в десятки раз — увеличению налоговой базы, поскольку кадастровая стоимость, как правило, намного выше использовавшейся прежде инвентаризационной. Рассчитанный по новым правилам налог за 2015 год предстоит оплатить не позднее 1 октября 2016 года. Полностью регионы должны перейти к взиманию налогов на имущество по кадастровой стоимости к 2021 году. Собственники активно оспаривают завышенную кадастровую оценку с использованием существующих механизмов: так, по данным Счетной палаты, в 2015 году количество обращений в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости выросло в два раза (до 31,3 тыс. заявлений по 64 тыс. объектов), и в результате пересмотра стоимости по решению комиссий и судов налогооблагаемая база за 2014–2015 годы уменьшилась на 4 трлн руб. Одобренный правительством законопроект Минэкономразвития передает право определять кадастровую стоимость недвижимости исключительно государственным оценщикам и предполагает введение единой методики такой оценки (сейчас такой нет, из-за чего кадастровая оценка зачастую выглядит непоследовательной и необъективной). ​В законопроекте эта методика не описана, но в декабре она уже была одобрена Советом по оценочной деятельности, говорил ранее РБК собеседник в Минэкономразвития. Против монополии государственных оценщиков выступили деловые организации.

Кроме того, Путин поручал установить единые требования к проведению кадастровой оценки и обеспечить их соблюдение на всей территории России, напоминают депутаты. В законопроекте единая методика кадастровой оценки названа одним из принципов проведения такой оценки, но сама эта методика — по мнению комитета Думы, основной нормативно-правовой акт, регулирующий проведение оценки, — в документе не описана. Разработать и утвердить методические указания о кадастровой оценке должен уполномоченный федеральный орган, указывает комитет. Но депутаты сомневаются, что таким документом будут обязаны руководствоваться все оценщики — «в силу правовой природы» этого акта.

Законопроект не содержит положений об ответственности каких-либо органов за результаты государственной кадастровой оценки, хотя Путин поручал усилить ответственность оценщиков за их работу, отмечает комитет. При этом возможности обжаловать результаты кадастровой оценки законопроект не только не расширяет, но даже сокращает, следует из заключения депутатов. В частности, документ исключает возможность оспорить определенную госоценщиком кадастровую стоимость недвижимости из-за недостоверности сведений о ней, указано в заключении. «Это существенно снижает правовые гарантии правообладателей объектов недвижимости в части достижения справедливости оценки кадастровой стоимости», — считают депутаты. Кроме того, во всех случаях для переоценки кадастровой стоимости законопроект требует проведения оценки спорной рыночной стоимости за счет собственника, заметили авторы заключения.

Подавляющее большинство россиян вопросы кадастровой стоимости их недвижимости волнуют в первую очередь с точки зрения размера имущественных налогов, указывает комитет. Но законопроект не соотнесен с общими принципами налогового законодательства, пришли к выводу депутаты. В частности, документ не позволяет обеспечить ни всеобщности, ни равенства налогообложения, так как предусматривает кадастровую оценку только той недвижимости, что включена в государственный кадастр, и не вменяет оценщикам в обязанность пересматривать кадастровую стоимость аналогичных объектов недвижимости, если была переоценена стоимость хотя бы одного из​ них. Не обеспечит законопроект и соблюдения принципа экономической обоснованности налогообложения, так как обязанность доказывать правильность кадастровой оценки предлагается возложить на собственников недвижимости.

В целом институт кадастровой оценки недвижимости нуждается в принципиально иных подходах, считают депутаты, а предусмотренные нынешним законопроектом положения о подаче замечаний на кадастровую оценку и о порядке исправления ошибок требуют от россиян наличия специальных юридических знаний.

Несмотря на острую критику, комитет по земельным отношениям все-таки поддержал законопроект — с условием доработки ко второму чтению. До этого заключение на неоднозначный проект утвердил и комитет по местному самоуправлению. Этот комитет также поддержал правительственную инициативу, хотя и счел ее «не вполне обоснованной», поскольку создание новой системы кадастровой оценки недвижимости потребует от регионов затрат в 1,1 млрд руб. (в среднем по 13 млн руб. на каждый регион ежегодно). А профильный по этому законопроекту комитет Думы по гражданскому законодательству своего отношения к проекту еще не определил.

Госдума будет ограничивать рост налога на квартиры и дачи

В Госдуме появился законопроект, который ориентирован на больную для большого числа граждан тему. Речь идет об имущественном налоге, рассчитывается который по кадастровой стоимости. Предполагается внести поправки именно в порядок расчета данного налога, поскольку его размер сейчас растет слишком быстрыми темпами.

Авторами законопроекта выступила верхушка Госдумы, в том числе и ее председатель Вячеслав Володин, его первый заместитель, руководитель самой многочисленной фракции и другие. И удивляться тут нечему, сами депутаты отмечают, что это работа по одному из пунктов последнего Послания президента Федеральному собранию. В его рамках Путиным было указано, что для граждан имущественный налог должен отличаться посильностью и справедливостью.

Поэтому предлагается сосредоточить внимание на следующих изменениях. В первую очередь предлагается корректировка самой расчетной схемы. Важно напомнить, что на данный момент в регионах, где решили в качестве базы использовать кадастровую стоимость, переход выполняется постепенно. Примерно каждый год сумма налога растет на два десятка процентов. Если в первый год расчет налога проводился с использованием коэффициента 0,2 от разницы в плате по новой и старой схеме, то далее произошло увеличение до 0,4 и так далее. Полная сумма будет выплачиваться на пятый год, однако на коэффициенте в 0,6 предлагается остановиться.

Это важно, поскольку говорит о том, что придется платить на 40 процентов меньше предполагаемой изначально суммы.

Еще одно ограничение коснется регионов, где налог уже рассчитывается по такому коэффициенту. Рост платежа в таком случае не может превышать десяти процентов. То есть, опять можно говорить о сокращении планируемых ранее цифр.

«Нами предлагается установка этого ограничения для исключения возможности существенного роста на региональной территории налога после того, как повысится налоговая ставка или стоимость по кадастру», — разъяснил Володин.

Это важно, поскольку уже присутствовали случаи, когда, вне зависимости от коэффициента, у граждан рост налога достигал двух, а то и десяти раз. Связано это было с пересчетом кадастровой стоимости, которая используется в регионе в качестве базы для расчета.

Наконец, одним из важнейших моментов является то, что кадастровая стоимость в разы может превышать рыночную, что, конечно, сложно считать правильным. Сейчас для оспаривания такой ситуации имеется специальная комиссия, можно и сразу обратиться в суд. Однако, даже если решение будет принято в пользу плательщика, по новой схеме расчет налога будет выполняться только на будущий год. Предлагается поменять эту систему. Если стоимость оспорена, то налог придется пересчитывать за все время, когда он рассчитывался по спорной стоимости.

В Госдуме придумали, как ограничить рост налога на квартиры и дачи

Местные власти не смогут накручивать кадастровую оценку ради прибыли в бюджеты.

Местные власти не смогут накручивать кадастровую оценку ради прибыли в бюджеты.

Размер налога на имущество в скором временем прекратит ежегодно «прибавлять в весе». Это коснётся всех граждан, которые платят взносы, рассчитанные по кадастровой стоимости жилья или участка. Законопроект, изменяющий механизм определения налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости, был внесён в Госдуму 15 мая.

«Разработанные меры — реальная поддержка наших граждан и восстановление справедливости», — убеждён соавтор инициативы, председатель Госдумы Вячеслав Володин. Во время пленарного заседания палаты спикер пояснил, что данная мера является результатом работы законодателей по реализации одного из пунктов мартовского Послания Президента России Федеральному Собранию.

Почему растёт кадастровая стоимость

До 2015 года налог на имущество для физических лиц вычислялся на основе инвентаризационной стоимости недвижимости. Но три года назад был введён новый порядок: расчёт стал базироваться на кадастровой цене жилья и участков. В результате налоговое бремя для граждан ощутимо усилилось.

«Новую схему вводили исходя из справедливости: кто богаче, тот и должен больше платить, — такая была логика. Но, как говорят, лес рубят — щепки летят. Возникли перегибы, которые мы сейчас и исправляем», — объяснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров.

Учитывая, что многие граждане могли быть не готовы к резкому повышению налогов, власти ввели временный понижающий коэффициент. Он применялся в случаях, если размер нового налога был больше старой суммы, рассчитываемой по инвентаризационной стоимости. Этот коэффициент увеличивается каждый год на 20 процентов — с 0,2 до 1.

Сегодня в парламенте признают: после введения нового порядка расчёта налога на имущество кадастровые оценки резко пошли вверх. К этому привела политика местных властей, которые таким образом пытались получить больше средств в свои бюджеты, пояснил Евгений Фёдоров. «Местные органы власти накрутили кадастровую стоимость, и в результате люди, малоимущие в том числе, за свое жильё переплачивают в несколько раз больше. Это несправедливо и вообще неправильно. И теперь мы разрабатываем меры защиты людей», — отметил он.

Полный переход на «кадастровый» налог должен произойти в 2021 году, а до этого момента каждый регион самостоятельно принимает решение о введении нового порядка расчётов. Сегодня в России остаётся 21 субъект, жители которых платят налог на имущество по старому механизму. Остальные перешли на «кадастровый» расчёт в разное время: коэффициент 0,2 сейчас применяется в 15 регионах РФ, коэффициент 0,4 — в 21, коэффициент 0,6 — в 28.

Как Госдума обуздает налоги

Депутаты предлагают отменить дальнейший рост коэффициента, зафиксировав его максимальный показатель на уровне 0,6. «Таким образом, те оставшиеся 40 процентов, на которые должен был вырасти налог, мы отменяем», — отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя инициативу.

После того как коэффициент в регионе достигнет предела 0,6, формула расчёта налога будет меняться таким образом, чтобы каждый следующий год платёж не увеличивался больше чем на 10 процентов. Как пояснил глава палаты, этот ограничитель введён для того, чтобы региональные власти не могли накрутить налоги с помощью повышения налоговой ставки или кадастровой стоимости.

Перерасчёты в пользу граждан

Но и это ещё не всё: перерасчёт уже уплаченных налогов будет производиться только в сторону их уменьшения. Кроме того, в ситуациях, когда человек через суд оспорит необоснованно завышенную кадастровую стоимость, перерасчёт будет вестись не с даты подачи заявления об оспаривании (как это происходит сейчас), а с даты начала применения ошибочной стоимости.

Ещё одну несправедливость депутаты выявили в порядке определения налоговой базы в случаях изменения площади недвижимости, её назначения и прочих характеристик. В настоящее время в текущем налоговом году такие изменения не учитываются при расчёте взноса — законопроект исправляет этот недостаток.

Льготы для всех

Ещё несколько пунктов законопроекта должны навести порядок в вопросах распределения льгот. Во-первых, планируется выделить в самостоятельную льготную категорию детей-инвалидов.

Во-вторых, налоговыми вычетами смогут пользоваться не только собственники жилых помещений, но и владельцы частей жилых домов и квартир.

Также льготы и пониженные ставки будут распространены на владельцев гаражей и машино-мест вне зависимости от их статуса. Напомним, сейчас льготами не могут пользоваться собственники гаражей и парковочных мест, расположенных в торговых и офисных центрах.

Всем «льготным» пунктам законопроекта придаётся обратная сила: для детей-инвалидов она стартует с 2015 года, для собственников частей домов и квартир, а также гаражей и машино-мест — с 2017 года.

Госдума предлагает ограничить рост налогов

Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам Андрей Макаров. Нина Зотина / РИА Новости

Государственная Дума предлагает не повышать налоговую нагрузку на малый бизнес настолько значительно, как того хочет Минэкономразвития. Речь идет о таком важном для малого бизнеса налоге, как единый налог на вмененный доход, или ЕНВД (заменяет налоги, патент и торговый сбор), пишет «Коммерсант».

Напомним, в октябре федеральное ведомство выступило с инициативой увеличить данный налог в 2021 году сразу на 4,9%. Инициатива Госдумы приведет также к росту налога, однако только на 3,8% или даже меньше. Инициатива касается величины коэффициента-дефлятора, который используется при расчете единого налога — депутаты предлагают использовать коэффициент, не превышающий уровень инфляции. Если предложение Комитета Госдумы по бюджету и налогам будет одобрено, то величина налога хоть и вырастет, но не столь значительно (само предложение содержится в проекте постановления Госдумы о принятии в первом чтении бюджета на 2021–2022 годы).

Ранее данный налог уже не раз увеличивали, однако его рост не был столь значительным, так, в прошлом году этот рост составил 2,5%.

С 2021 года российские власти планируют и вовсе отменить популярный у малого бизнеса режим налогообложения. Как уточняет бизнес-омбудсмен Борис Титов, сегодня налогообложение малого бизнеса и правда нуждается в реформировании — в этой сфере накопился некий хаос: так, есть ЕНВД, УСН, появился режим для самозанятых. И сам по себе ЕНВД не лучший налог, в развитых системах такие налоги для бюджета не являются оптимальными, уточняет Борис Титов.

Однако он также напоминает об обстоятельствах, которые привели к появлению такого налога в России.

«Смысл введения ЕНВД в 2008 году был в том, чтобы, пока экономика не получила развития и была не в лучшем состоянии, пойти навстречу малому бизнесу, который должен снизу поднять экономику. ЕНВД вводился до новых лучших времен, но с тех пор лучшие времена не настали. Поэтому отменять ЕНВД рано», — уточняет бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Лучшая инвестновость дня: Объемы перевалки зерна через ростовский порт вырастут

Источники:
http://znaybiz.ru/news/gosduma-budet-ogranichivat-rost-naloga-na-kvartiry-i-dachi.html
http://snip1.ru/v-gosdume-pridumali-kak-ogranichit-rost-naloga-na-kvartiry-i-dachi/
http://www.if24.ru/gosduma-predlagaet-ogranichit-rost-nalogov/
http://www.gazeta.ru/auto/2018/05/22_a_11760589.shtml

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: