ФСС предоставит финансирование для предупредительных мер по сокращению травматизма

ФСС предоставит финансирование для предупредительных мер по сокращению травматизма

ОТВЕТ:

В случае согласования в текущем календарном году плана финансового обеспечения предупредительных мер страхователя, его дополнение в сторону увеличения объема финансирования, а равно компенсация территориальным органом Фонда дополнительно понесенных (не согласованных) расходов, даже если они не превысят 20% сумм взносов за предшествующий год, невозможны. Вместе с тем законодатель не запрещает дополнительного финансирования страхователем за счет собственных средств дополнительных (помимо предусмотренных планом) предупредительных мер.

ОБОСНОВАНИЕ:

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее также – предупредительные меры) является формой обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхование профрисков).

Страхователь вправе финансировать предупредительные меры в том количестве и объеме, которые сочтет необходимым.

Помимо этого, законодателем также предусмотрена возможность направления части сумм страховых взносов по страхованию профрисков на финансирование предупредительных мер. Правом принятия решений о направлении таких сумм на финансирование предупредительных мер конкретными страхователями наделен Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) и его территориальные органы, а не сам страхователь (пп. 6 п. 1 ст. 18 Федерального закона № 125-ФЗ). Условием финансирования является наличие соответствующих средств в бюджете Фонда.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила).

Так, п. 3 Правил предусмотрены конкретные мероприятия, реализация которых может финансироваться за счет страховых взносов на страхование профрисков.

В соответствии с п. п. 4, 9 Правил территориальным органом Фонда при соблюдении всех установленных условий может быть принято решение (в форме приказа) о согласовании финансового обеспечения предупредительных мер. При этом приказ издается в объеме, не превышающем объема, указанного в заявлении страхователя и указанного в плане финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение к Правилам) в текущем календарном году.

Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденный Приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н, не ограничивает периодичность обращения заявителя (страхователя) за получением данной государственной услуги.

Вместе с тем возможность подачи дополнительного (уточненного, корректирующего) заявления Правилами не предусмотрена (Правилами предусмотрены лишь подача повторного заявления страхователя при получении отказа территориального органа Фонда (п. 10) и обжалование отказа Фонда (п. 11)).

Таким образом, в случае согласования в текущем календарном году плана финансового обеспечения предупредительных мер страхователя, его дополнение в сторону увеличения объема финансирования, а равно компенсация территориальным органом Фонда дополнительно понесенных (не согласованных) расходов, даже если они укладываются в параметры, предусмотренные п. 2 Правил, невозможны. Вместе с тем законодатель не запрещает дополнительного финансирования страхователем за счет собственных средств дополнительных (помимо предусмотренных планом) предупредительных мер.

ВОПРОС:

ОТВЕТ:

Понесенные страхователем в I квартале 2017 г. расходы на финансирование предупредительных мер после согласования заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер в мае
2017 г. подлежат отражению в расчете по форме 4-ФСС и в отчете по расходам на предупредительные меры за I полугодие 2017 г. Подавать отчет за I квартал не требуется.

ОБОСНОВАНИЕ:

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее – предупредительные меры) является задачей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхование профрисков).

Часть предупредительных мер может финансироваться за счет средств взносов на страхование профрисков, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации (далее –Фонд). Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила). При этом конкретный перечень предупредительных мер, финансируемых за счет страховых взносов, предусмотрен п. 3 Правил.

Пунктом 12 Правил установлено, что страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.

В целях получения финансового обеспечения предупредительных мер страхователь должен обратиться в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в срок до 1 августа текущего календарного года (п. 4 Правил).

При этом с заявлением представляются план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году с указанием суммы финансирования и, в зависимости от вида реализуемых страхователем предупредительных мер, пакет документов, подтверждающий целевой характер, обоснованность расходов и их соответствие предъявляемым законодателем требованиям.

План мероприятий представляется за текущий календарный год. Соответственно, в него могут быть включены мероприятия, фактически проведенные страхователем в текущем календарном году на момент подачи плана либо находящиеся в процессе реализации. Об этом свидетельствует и анализ перечня документов, предусмотренных п. 4 Правил. Да и сама форма плана финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденная упомянутым Приказом Минтруда России № 580н, подаваемого в срок до 1 августа текущего года, предусматривает расходы за I-II кварталы.

Отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (отчет по предупредительным мерам), примерная форма которого доведена Письмом ФСС РФ от 20.02.2017 № 02-09-11/16-05-3685 «О финансовом обеспечении предупредительных мер», составляется страхователем нарастающим итогом с начала года и представляется в исполнительные органы Фонда по месту регистрации одновременно с формой расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденного Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381.

Отчетными периодами по страхованию профрисков, в соответствии с п. 2 ст. 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ, являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Представление отчета по предупредительным мерам производится после того, как в отношении страхователя будет принято решение о согласовании финансового обеспечения предупредительных мер. Соответственно, если согласование финансирования предупредительных мер имело место в мае 2017 г., то представление отчета по предупредительным мерам осуществляется одновременно с расчетом по форме 4-ФСС за I полугодие 2017 г.
Форма 4-ФСС предусматривает отражение средств, затраченных на финансирование предупредительных мер, по строке 9 таблицы 3 «Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

При этом в соответствии с п. 12.2 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 – ФСС), утвержденного Приказом ФСС РФ № 381, по строке отражаются расходы, произведенные страхователем на финансирование предупредительных мер, которые производятся в соответствии с Правилами. Соответственно, в отчете по предупредительным мерам и в расчете по форме 4-ФСС расходы, понесенные страхователем в описанном примере, до получения согласования территориального органа Фонда подлежат отражению в отчетности за I полугодие 2017 г.

Данный материал был включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс .

Как использовать страховые взносы в ФСС на проведение спецоценки

Специальная оценка условий труда

Поскольку проведение специальной оценки условий труда относится к предупредительным мерам по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, работодатель может обратиться в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации для получения ее финансирования. В случае положительного ответа от ФСС тратит на проведение специальной оценки собственные средства (сумма согласовывается с ФСС), после чего показывает израсходованные деньги в форме № 4-ФСС. В итоге, величина страховых взносов в ФСС в текущем году уменьшается на сумму средств, потраченных работодателем на специальную оценку условий труда в текущем году.

Где найти необходимую информацию?

  • Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н(ред. от 20.02.2014)»Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ(ред. от 23.06.2014)»О специальной оценке условий труда».

Кто может рассчитывать на финансирование?

Страхователь, то есть юридическое лицо любой организационно-правовой формы, либо физическое лицо, которое:

  • нанимает лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
  • вносит страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации,
    согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

На что можно потратить деньги из ФСС?

К мероприятиям, на которые страхователь имеет право запросить финансирование у ФСС, помимо проведения специальной оценки условий труда, относятся:

  1. реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  2. обучение по охране труда определённых категорий работников;
  3. приобретение работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  4. санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  5. проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  6. обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников;
  7. – приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
  8. приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
  9. приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.

На какую сумму финансирования в 2015 году можно рассчитывать?

Страхователи с численностью работников менее 100 человек, которые не использовали средства ФСС для реализации предупредительных мероприятий в 2013, 2014гг.:

Страхователи, не попадающие под выше обозначенные критерии:

Данные схемы вовсе не означают, что вы обязаны самостоятельно считать сумму возможного финансирования, напротив, ФСС определяет объем средств, на которые вы можете рассчитывать в текущем году. Для получения информации, вам достаточно позвонить в свой филиал ФСС и назвать регистрационный номер страхователя, ИНН.

Какие документы необходимо предоставить организации в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации для получения финансирования специальной оценки условий труда?

  1. заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Сделайте2 экземпляра заявления, одно отдадите в ФСС, другое, со штампом территориального органа ФСС, оставите себе. Форму заявления вы можете найти здесь
  2. план финансового обеспечения предупредительных мер в 2015 году- Приложение к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 N 580н
  3. копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
    Если у вас нет коллективного договора, соглашения по охране труда, вы не проводили специальной оценки условий труда, соответственно, у вас нет перечня (плана) мероприятий. Знайте, что, в основном, филиалы ФСС также принимают план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который планирует осуществить работодатель в соответствии со статьей 226 ТК РФ, и в который включено проведение специальной оценки условий труда. Для составления плана будет полезен Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (ред. от 16.06.2014) «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков». Примерную форму плана мероприятий вы можете найти здесь
  4. копию локального нормативного акта (приказ) о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  5. копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест.
    При заключении договора обязательно обозначьте организации, которая будет проводить специальную оценку условий труда, что вы будете использовать средства ФСС;
  6. сведения о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда).
    Попросите у организации, проводящей специальную оценку условий труда, заверенную копию для передачи в ФСС.
    Обратите внимание, что все копии документов, которые вы передаете в ФСС, должны быть заверены печатью.
    Формы документов, необходимых для предоставления в ФСС, вы также можете получить в своем филиале ФСС.

Сроки подачи документов?

До 1 августа 2015 г. Но учтите, что чем раньше вы подадите документы, тем больше у вас шансов получить положительный ответ от ФСС.

Сроки получения решения о финансовом обеспечении от ФСС?

  1. в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за 2014 год, составляет до 8 000,0 тыс. рублей включительно — в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов(решение принимается территориальным органом ФСС);
  2. в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за 2014 год, составляет более 8 000,0 тыс. рублей –решением принимается территориальным органом ФСС после согласования с ФСС: территориальный орган ФСС в течение 3 рабочих дней со дня получения документов направляет их на согласование в ФСС. ФСС согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
    Решение оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней направляется страхователю.
    Вы можете проверять информацию о ходе рассмотрения заявления на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма на официальном сайте своего территориального органа ФСС.

Могут ли отказать в финансировании?

  1. у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации;
  2. представленные документы содержат недостоверную информацию;
  3. если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
  4. при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Что делать, если отказали в финансировании?

До 1 августа 2015г. вы можете обратиться повторно.
Также страхователь имеет право обжаловать решение территориального органа ФСС об отказе в финансовом обеспечении в вышестоящем органе территориального органа ФСС или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Что делать, если дали согласие на финансирование?

Получив положительное заключение, страхователь ведет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании. Форму отчета вы можете посмотретьздесь
После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы: обозначенный выше отчет об использовании сумм страховых взносов, заверенные копии счета, счет-фактуры, платежного поручения, акта выполненных работ, перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда.
В случае неполного использования выделенных ФСС средств, страхователь сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.

Источники:
http://www.unitalm.ru/blog/kak-ispolzovat-strahovye-vznosy-v-fss-na-provedenie-specocenki/
http://www.klerk.ru/buh/articles/484954/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: