ФНС напоминает об отчетности по контролируемым сделкам

Как подготовить документы по контролируемой сделке: рекомендации от ФНС

В следующем году участники контролируемых сделок должны впервые отчитаться перед инспекцией. Федеральная налоговая служба в письме от 30.08.12 № ОА-4-13/14433@ напомнила о том, в каких случаях нужно представить сведения по контролируемой сделке и дала рекомендации, как лучше подготовить документы. Советы налоговиков на наш взгляд весьма полезны и могут оказать существенную помощь при подготовке к проверкам.

Какие сделки относятся к контролируемым

Определение контролируемой сделки приведено в статье 105.14 НК РФ. Там говорится, что при выполнении ряда условий контролируемыми являются сделки между взаимозависимыми лицами (подробно об этом см. «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»).

Авторы комментируемого письма уточняют: под сделкой следует понимать каждую отдельную операцию, направленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Примерами таких операций являются отгрузка товара, выполнение работ, оказание услуг и проч. То есть договор не всегда равнозначен сделке. Ведь один договор может содержать в себе несколько сделок одновременно.

Какие контролируемые сделки попадают под проверку

По общему правилу налогоплательщик обязан известить свою инспекцию обо всех контролируемых сделках, совершенных в течение года. Сделать это нужно не позднее 20 мая следующего года. Налоговики из регионов должны передать полученные сведения в Федеральную налоговую службу. Специалисты ФНС проведут предпроверочный анализ и, возможно, назначат проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Однако сейчас описанный выше алгоритм действует с некоторыми ограничениями. Компании должны извещать инспекцию не обо всех, а лишь об определенных контролируемых сделках. В свою очередь ФНС вправе провести проверку в отношении не любых, а только определенных сделок.

Это контролируемые сделки, заключенные с одним лицом (одними и теми же лицами), доходы по которым составят в 2012 году более 100 миллионов рублей в год, и в 2013 году — более 80 миллионов рублей в год. Все прочие сделки не подпадают под проверки, и извещать о них не нужно.

Обо всех без исключения контролируемых сделках (то есть независимо от величины дохода), заключенных в 2014 году и позднее, инспекторов придется известить. Федеральная налоговая служба сможет проверить любую контролируемую сделку этого периода.

Когда нужно представить документы

Участники контролируемых сделок должны предоставить информацию по требованию Федеральной налоговой службы. Такое требование направляется в двух случаях.

Во-первых, — в рамках предпроверочного анализа, по результатам которого принимается решение, проводить ли проверку по сделкам между взаимозависимыми лицами. Для предпроверочного анализа налоговики вправе затребовать документы не ранее 1 июня года, следующего за годом, когда была совершена контролируемая сделка. Требование можно не исполнять при сделках с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок и в некоторых других ситуациях (ст. 105.15 НК РФ).

Во-вторых, — в рамках проверки, назначенной в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. При проведении такой проверки ФНС направит требование, и налогоплательщик обязан его исполнить в течение 30 дней со дня получения. Продление данного срока не предусмотрено (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

По сделкам, совершенным в 2012 и 2013 годах, истребовать документы инспекторам разрешено только при условии, что доходы превысили 100 миллионов и 80 миллионов рублей соответственно. По контролируемым сделкам, заключенным в 2014 году и далее, истребование документов возможно без каких-либо дополнительных условий.

Этапы подготовки документов по контролируемой сделке

Авторы комментируемого письма дали подробные рекомендации, как подготовить документы по контролируемым сделкам. Для удобства процесс подготовки документов разбит на этапы. Расскажем о каждом из этапов.

Этап первый: идентификация и анализ контролируемых сделок

На этом этапе задача бухгалтера заключается в том, чтобы выяснить, является ли сделка контролируемой. Но чаще всего сделать это до конца года невозможно, если установленный суммовой критерий определяется по состоянию на конец года и считается нарастающим итогом.

Приведем пример. Контролируемыми могут оказаться сделки между взаимозависимыми лицами, где один из участников применяет ЕНВД или платит ЕСХН, а среди прочих участников есть хотя бы один, не перешедший на данный спецрежим. Здесь установлен суммовой критерий: сделки будет контролируемыми, если суммарный доход по ним составит более 100 миллионов руб. в год (не путать с ограничением переходного периода, действующим в 2012 году). Выходит, что сделать окончательный вывод о том, является ли подобная сделка контролируемой, можно не раньше, чем закончится год.

Тем не менее, в течение года нужно постоянно проверять, чему равен доход. Возможно, лимит будет превышен задолго до 31 декабря. В этом случае бухгалтер сможет своевременно начать собирать документацию по сделке.

Важно понимать, какие именно доходы нужно суммировать. Авторы комментируемого письма напоминают: в течение года необходимо складывать доходы по всем сделкам с одним и тем же взаимозависимым лицом. Если таких лиц несколько, то у бухгалтера получится несколько сумм, и для каждой нужно проверять соблюдение критерия.

Этап второй: планирование и определение предполагаемого объема документации и времени на ее подготовку

Задачей данного этапа является оценка размера будущих налоговых обязательств и расходов на подготовку документации. Конкретные цифры будут зависеть от того, сколько контролируемых сделок обнаружено, и какова их сложность.

Этап третий: описание основных характеристик сферы деятельности лица, совершившего контролируемую сделку

Затем следует определить характерные свойства товаров, работ и услуг, которые являются предметом контролируемой сделки, и сравнить со свойствами других похожих товаров, работ и услуг. В идеале необходимо рассмотреть всех возможных конкурентов, потребителей аналогичной продукции и поставщиков сырья. Но на практике сделать это бывает сложно, поэтому допустимо ограничиться лишь основными конкурентами.

При анализе надо учитывать обычную для данной сферы деятельности практику, в частности аутсорсинг отдельных бизнес-процессов и стратегию выбора каналов сбыта. Также нужно изучить статистические данные, специальные рыночные индикаторы и тенденции развития рынка.

Этап четвертый: сопоставимость коммерческих и финансовых условий сделок и функциональный анализ

Для обоснования цены контролируемой сделки, налогоплательщикам рекомендовано применить один из пяти методов, предусмотренных разделом V.I Налогового кодекса.

Все без исключения методы основаны на сравнении контролируемой сделки с похожей сделкой, стороны которой не взаимозависимы. Но сравнить можно не любые, а только сопоставимые сделки, то есть совершенные в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях. Также допустимо сравнивать сделки, условия которых отличны друг от друга, но эти отличия можно устранить путем корректировок. Сопоставимость (либо ее отсутствие) определяется на четвертом этапе.

Чтобы принять решение относительно сопоставимости, необходимо, в том числе, провести так называемый функциональный анализ. Суть его в том, чтобы дать характеристики функциям, которые выполняет каждая из сторон сделки, а также активам, рискам и ответственности каждой из сторон. В итоге каждый участник сделки должен быть проклассифицирован в зависимости от своей функции, например, как дистрибьютор с обширным набором рисков, дистрибьютор с ограниченным набором рисков, комиссионер с минимальным набором рисков и проч. Очевидно, что для сопоставления нужно брать сделки, чьи участники отнесены к таким же функциональным классам.

Этап пятый: описание взаимозависимых лиц, участвующих в сделке, и выбор тестируемой стороны контролируемой сделки

Тестируемая сторона сделки — это та организация-участник контролируемой сделки, которую будут сравнивать с аналогичным участником сопоставимой сделки.

Чтобы выбрать тестируемую сторону, нужно еще раз проклассифицировать всех участников и выявить организации, относящиеся к сфере производства, к сфере реализации, к обслуживающему производству и к научно-технической сфере.

Параллельно надо проклассифицировать стороны сделки на тех, кто несет основные риски, и на тех, кто осуществляет «рутинные» функции, то есть не владеет значительными нематериальными активами и не несет больших рисков. Доходы «рутинных» участников, как правило, стабильные и невысокие.

Авторы письма рекомендуют сопоставлять организации, которые выполняют именно «рутинные» функции, потому что найти их намного проще. Плюс к этому сопоставимая организация должна принадлежать к той же сфере деятельности, что и участник контролируемой сделки.

Этап шестой: выбор метода ценообразования

На этом этапе бухгалтеру предстоит выбрать метод определения рыночных цен. Мы в подробностях рассказали о каждом методе в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам». Добавим, что для контролируемых сделок, заключенных на срок более 12 месяцев, тот или иной метод выбирается один раз на весь период сделки.

Этап седьмой: экономический анализ

Данный этап подразумевает окончательный выбор сопоставимых сделок и участников, которые будут задействованы при обосновании цены контролируемой сделки. Бухгалтеру нужно еще раз оценить все сделки, которые отвечают критериям сопоставимости, а также участников таких сделок. Те из них, по которым недостаточно информации, придется отбросить.

В результате останется выборка сделок и участников, на основании которой рассчитывается интервал цен или рентабельности. Если цена или рентабельность контролируемой сделки укладывается в этот интервал, то никаких дополнительных налогов платить не придется. Если же цена или рентабельность выходят за рамки интервала, участникам контролируемой сделки следует подкорректировать облагаемую базу и сумму налога.

В комментируемом письме говорится, что налогоплательщику лучше сохранить все данные о сопоставимых сделках и ценах на тот момент, когда рассчитывался интервал цены или рентабельности (к примеру, сделать копию выгрузки из базы данных). Дело в том, что в дальнейшем сведения могут измениться, и тогда при налоговой проверке компания не сможет доказать, что вычисления были верными.

Этап восьмой: документирование

Строго говоря, документирование не является самостоятельным этапом, поскольку бухгалтер должен готовить документы по мере прохождения каждого из предыдущих этапов. Подготовка документов включает в себя снятие копий, описание порядка выполнения того или иного этапа подготовки, выгрузку из базы данных в формате, предназначенном для хранения и проч.

Если договор заключен на срок более года, и существенные условия сделки в этот период не меняются (в частности, остается неизменной ставка по кредиту), то документацию по такой сделке можно не обновлять.

Этап девятый: внедрение и мониторинг

В связи с тем, что документы по контролируемой сделке нужно предоставлять ежегодно, бухгалтеру нужно раз в год анализировать составленную ранее документацию и при необходимости ее обновлять. Хранить бумаги необходимо в течение четырех лет, как того требует подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Автор данной статьи — ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн» Елена Маврицкая. На нашем сайте вы можете не только читать ее статьи, но и подписаться на аудиосеминары Елены Маврицкой и главного налогового эксперта форума «Бухгалтерии Онлайн» Александра Погребса.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму предоставляется доступ ко всем семинарам на 3 месяца. Сейчас доступны 10 семинаров. Кроме того, каждый месяц вы будете получать еще минимум 3 новых аудиосеминара. То есть за 300 рублей вы получите доступ минимум к 19-ти аудиосеминарам наших экспертов. Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Налоговые проверки контролируемых сделок

Любовь Печерская, ведущий аудитор ООО «Мир Консалтинга»

Опубликовано в Финансовой газете № 15 (1059) от 12.04.2012

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.11 г. № 227-ФЗ, в котором установлены правила применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимые лица

Рассмотрим, какие лица являются взаимозависимыми. В соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

В п. 2 ст. 105.1 НК РФ приведен перечень лиц, которые признаются взаимозависимыми:

– организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;

– физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;

– организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%, т. е. если организации имеют одного и того же учредителя;

– организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров этой организации;

– организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами);

– организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров составляют одни и те же физические лица совместно с их взаимозависимыми лицами;

– организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

– организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо, т. е. организации имеющие общего руководителя;

– организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

– физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

– физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Порядок определения доли участия одной организации в другой организации

Доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой.

Прямое участие — это доля непосредственного вклада одной организации в уставной капитал другой.

Долей косвенного участия одной организации в другой признается доля, определяемая в следующем порядке:

– устанавливаются все последовательности участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации;

– определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации;

– суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

Рассмотрим порядок определения доли участия на примере. Предположим, что организация, А имеет долю в уставном капитале организации Б, равную 10%, организация, А — долю в уставном капитале организации В, равную 20%, организация Б — долю в уставном капитале организации В, равную 80%. Являются ли организации, А и В взаимозависимыми лицами?

Находим долю общего участия организации, А в организации В.

Доля косвенного участия организации, А в организации В равна:

Долю общего участия организации, А в организации В составляет:

10% (доля прямого участия) + 16% (доля косвенного участия) = 26%.

Следовательно, организации, А и В признаются взаимозависимыми лицами.

В аналогичном порядке определяются доли участия физического лица в организации.

Контролируемые сделки

С 1 января 2012 г. в НК РФ вводится новое понятие «контролируемые сделки». Контролируемые сделки — это сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным (ст. 105.14 НК РФ).

К контролируемым относятся следующие сделки:

1. Сделки между взаимозависимыми лицами.

К ним приравниваются также сделки по реализации товаров (работ, услуг), совершаемые с участием лиц (при посредничестве), не являющихся взаимозависимыми. Таким образом, перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через посредников будет контролироваться, если посредники:

– не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);

– не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами, в том числе совершенных через посредников, выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России, а также сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

– сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает 1 млрд руб. (п.п. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Для этого правила предусмотрены переходные положения. Лимит в 1 млрд руб. будет действовать с 2014 г. В 2012 г. доход по таким сделкам должен составлять 3 млрд руб., в 2013 г. — 2 млрд руб.;

– одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. Предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое. При этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб.;

– среди сторон сделки есть плательщики единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход и при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн руб. за календарный год;

– хотя бы одна из сторон сделки — участник проекта «Сколково», который применяет освобождение от налога на прибыль или исчисляет данный налог по нулевой ставке. Другой стороной сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее указанную ставку. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год;

– хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ. Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн руб.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

– нефть и товары, выработанные из нефти;

– драгоценные металлы и драгоценные камни.

Для данной категории сделок установлена сумма доходов, при превышении которой сделки, совершенные с одним лицом, считаются контролируемыми. Эта сумма должна составлять более 60 млн руб. за календарный год.

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорных зонах.

Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках и налоговые проверки

В соответствии со ст. 105.16 НК РФ организации обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых организациями в налоговый орган по месту нахождения в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Следует отметить, что уведомление обязана предоставлять каждая сторона сделки. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Форма уведомления будет утверждена ФНС России.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

– календарный год, за который представляются сведения о совершенных контролируемых сделках;

– сведения об участниках сделок — полное наименование организации, а также ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации), фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его ИНН, фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

– сумма полученных доходов или произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по каждой сделке.

Налоговый орган, получивший уведомление о контролируемых сделках, в течение 10 дней со дня его получения направляет это уведомление в ФНС России.

До 1 января 2014 г. уведомление о контролируемых сделках необходимо направлять в налоговый орган, если сумма доходов по всем таким сделкам с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, выступающими сторонами контролируемых сделок) в 2012 г. превышает 100 млн руб., в 2013 г. — 80 млн руб. С учетом этого ограничения будут проводиться проверки правильности применения цен (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.11 г. № 227-ФЗ).

В соответствии со ст. 129.4 НК РФ несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влекут штраф в размере 5000 руб.

С 1 января 2012 г. установлен новый вид налоговых проверок — проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ).

Проверка проводится ФНС России по месту ее нахождения на основании Решения о проведении проверки.

Следует отметить, что контроль за соответствием цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Основаниями для проведения ФНС России проверки соответствия цен являются (п. 1 ст. 105.17 НК РФ):

– уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;

– извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;

– выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

Решение о проведении проверки правильности применения цен может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения (п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

Проверка проводится в срок, не превышающий 6 месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев. В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Для определения соответствия цен сделки рыночным ФНС России вправе использовать следующие методы (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

– метод сопоставимых рыночных цен;

– метод цены последующей реализации;

– метод сопоставимой рентабельности;

– метод распределения прибыли.

Если по результатам проверки выявлено отклонение цен от рыночных, которое повлекло занижение налогов, составляется акт проверки (п. 9 ст. 105.17 НК РФ).

Согласно ст. 129 НК РФ за неуплату налога в результате применения нерыночных цен начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Действующим законодательством определен переходный период: при доначислении налогов в 2012—2013 гг. штраф не назначается, в 2014—2016 гг. штраф — 20%.

Если ФНС России по результатам проверки доначислила одному из участников сделки налоги, другой участник контролируемой сделки может скорректировать свои налоговые обязательства (п. 1 ст. 105.18 НК РФ).

Соглашение о ценообразовании

Крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании (п. 1 ст. 105.19 НК РФ). Оно представляет собой соглашение между организацией и ФНС России о порядке определения цен и применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения.

Предметом соглашения являются:

– виды контролируемых сделок, в отношении которых заключается соглашение;

– порядок определения цен или порядок применения методик ценообразования для целей налогообложения;

– перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, применяемых в сделках, условиям соглашения;

– срок действия соглашения;

– перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения.

Соглашение может быть заключено на срок до трех лет. При этом организация должна представить в налоговый орган следующий комплект документов:

– документы о деятельности организации, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых предлагается заключить соглашение о ценообразовании;

– проект соглашения с обоснованием цен;

– копии учредительных документов;

– бухгалтерскую отчетность за последний отчетный период;

– квитанцию об оплате госпошлины. Госпошлина уплачивается в размере 1,5 млн руб. (п.п. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

ФНС России рассматривает представленные документы в срок не более 6 месяцев со дня их получения. Указанный срок может быть продлен до 9 месяцев.

По результатам рассмотрения документов ФНС России принимает одно из следующих решений:

– решение о заключении соглашения о ценообразовании;

– мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения;

– решение о необходимости доработки проекта соглашения.

Если налогоплательщик соблюдает все условия соглашения о ценообразовании, то ФНС России не вправе начислять налоги, пени и штрафы в отношении контролируемых сделок, цены по которым согласованы в данном документе (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

Контролируемые сделки

Все бухгалтерские и налоговые изменения с 1 января 2021 года

СЗВ-М за ноябрь 2021 года: сроки сдачи, штрафы, есть ли новая форма, образец заполнения

Календарь бухгалтера 2021: таблица – сроки сдачи отчетности начиная с 1 января

Новые КБК с 23 апреля 2018. Все актуальные КБК 2018 в одной таблице

Форма 4-ФСС за 3 квартал 2021 – что новенького? Бланк расчета, порядок и образец заполнения, штрафы, сдача “нулевки”

Страховые взносы 2018: изменения законодательства, фиксированные взносы, новая форма РСВ за 2 квартал / полугодие, сроки сдачи и др.

Страховые взносы в налоговую инспекцию в 2018 году – как сдать расчет? Сроки сдачи, виды отчетов, штрафы, КБК

Что такое контролируемые сделки? Критерии сделок в 2021 году

Контролируемые сделки – это сделки, в которых налоговые органы могут проверить соответствие цены интервалу рыночных цен. Под сделками в данном случае подразумеваются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (письмо Минфина России от 06.06.2012 № 03-01-18/4-70).

Статья 105.14 НК РФ относит к контролируемым следующие сделки:

Сделки между взаимозависимыми лицами

Понятие взаимозависимых лиц определяется пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ.

Данные сделки признаются контролируемыми если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из нижеуказанных условий.

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год и выполняется одно из нижеуказанных условий:

Условия признания сделки контролируемой
Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка.
Хотя бы один из участников сделки платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое.
Среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги.
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль.
Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ.
Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ.
Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково”, применяющим освобождение от НДС в соответствии со статьей 145.1 НК РФ.
Одна из сторон сделки является налогоплательщиком согласно пункту 1 статьи 275.2 НК РФ и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а любая другая сторона сделки не является таким же налогоплательщиком или не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп:

  • нефть и товары, выработанные из нефти
  • черные металлы
  • цветные металлы
  • минеральные удобрения
  • драгоценные металлы и драгоценные камни
Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются оффшорная зона из перечня Минфина РФ.
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг), совершенных с участием формальных посредников. Такие сделки совершены с участием значительного количества лиц (посредников), которые не являются взаимозависимыми, однако не выполняют никакие дополнительные функции, кроме как организация реализации товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, не несут риски, не используют активы.

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок.

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 – 3 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны которых являются участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков
    (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);
  • стороны которых являются лицами, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
    • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 – 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  • сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр – до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);
  • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  • в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”;
  • сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;
  • сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2021 год

Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В том случае, если этот день является выходным днем – срок сдачи переносится на ближайший рабочий день.

Уведомление о контролируемых сделках за 2021 год до 20 мая 2021 года

1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговые органы вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Новая форма уведомления о контролируемых сделках 2021 – когда будет?

В настоящее время ФНС России разработан проект приказа о внесении изменений в форму и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках (ID проекта 02/08/04-19/00090734). Новая форма уведомления о контролируемых сделках будет применяться в отношении сделок, совершенных начиная с 1 января 2021 года.

Какие изменения планируются?

  • будут изменены кодов оснований, по которым сделки признают контролируемыми,
  • листам уведомления будут присвоены новые штрихкоды,
  • будет отредактирован раздел 1А уведомления.

Мы следим за ходом проекта и после подписания приказа ФНС об изменениях, опубликуем точные изменения, бланк новой формы уведомления и порядок заполнения!

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках?

Форма Уведомления о контролируемых сделках содержит 4 раздела, которые обязательны для заполнения не для всех компаний. Ниже в таблице приведено краткое описание разделов и их назначение.

Наименование раздела Кто заполняет
Титульный лист Все компании
Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок) Все компании
Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок) Все компании
Раздел 2. Сведения об организации – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок) Компании, проводившие контролируемые сделки с организациями
Раздел 3. Сведения о физическом лице – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок) Компании, проводившие контролируемые сделки с физическими лицами

Сформируйте уведомление о контролируемых сделках в 1С, выгрузите в программу СБИС Электронная отчетность и отправьте в налоговую инспекцию!

Штрафы

За нарушение срока сдачи уведомления о контролируемых сделках или предоставления недостоверных сведений организации грозит штраф в размере 5 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Если Вы самостоятельно обнаружили неточности и ошибки в своем отчете после его отправки, постарайтесь как можно скорее направить в налоговый орган уточненное уведомление, это позволит Вам избежать штрафа за недостоверность сведений.

Верховный Суд РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) определяет, что штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация неверно указала в отчете:

  • год, за который предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в других данных уведомления о контролируемых сделках позволяют налоговым органам провести первичный анализ отчета и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Контролируемые сделки

Все бухгалтерские и налоговые изменения с 1 января 2021 года

СЗВ-М за ноябрь 2021 года: сроки сдачи, штрафы, есть ли новая форма, образец заполнения

Календарь бухгалтера 2021: таблица – сроки сдачи отчетности начиная с 1 января

Новые КБК с 23 апреля 2018. Все актуальные КБК 2018 в одной таблице

Форма 4-ФСС за 3 квартал 2021 – что новенького? Бланк расчета, порядок и образец заполнения, штрафы, сдача “нулевки”

Страховые взносы 2018: изменения законодательства, фиксированные взносы, новая форма РСВ за 2 квартал / полугодие, сроки сдачи и др.

Страховые взносы в налоговую инспекцию в 2018 году – как сдать расчет? Сроки сдачи, виды отчетов, штрафы, КБК

Что такое контролируемые сделки? Критерии сделок в 2021 году

Контролируемые сделки – это сделки, в которых налоговые органы могут проверить соответствие цены интервалу рыночных цен. Под сделками в данном случае подразумеваются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (письмо Минфина России от 06.06.2012 № 03-01-18/4-70).

Статья 105.14 НК РФ относит к контролируемым следующие сделки:

Сделки между взаимозависимыми лицами

Понятие взаимозависимых лиц определяется пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ.

Данные сделки признаются контролируемыми если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из нижеуказанных условий.

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год и выполняется одно из нижеуказанных условий:

Условия признания сделки контролируемой
Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка.
Хотя бы один из участников сделки платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое.
Среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги.
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль.
Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ.
Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ.
Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково”, применяющим освобождение от НДС в соответствии со статьей 145.1 НК РФ.
Одна из сторон сделки является налогоплательщиком согласно пункту 1 статьи 275.2 НК РФ и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а любая другая сторона сделки не является таким же налогоплательщиком или не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп:

  • нефть и товары, выработанные из нефти
  • черные металлы
  • цветные металлы
  • минеральные удобрения
  • драгоценные металлы и драгоценные камни
Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются оффшорная зона из перечня Минфина РФ.
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг), совершенных с участием формальных посредников. Такие сделки совершены с участием значительного количества лиц (посредников), которые не являются взаимозависимыми, однако не выполняют никакие дополнительные функции, кроме как организация реализации товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, не несут риски, не используют активы.

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок.

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 – 3 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны которых являются участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков
    (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);
  • стороны которых являются лицами, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
    • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 – 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  • сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр – до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);
  • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  • в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”;
  • сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;
  • сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2021 год

Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В том случае, если этот день является выходным днем – срок сдачи переносится на ближайший рабочий день.

Уведомление о контролируемых сделках за 2021 год до 20 мая 2021 года

1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговые органы вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Новая форма уведомления о контролируемых сделках 2021 – когда будет?

В настоящее время ФНС России разработан проект приказа о внесении изменений в форму и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках (ID проекта 02/08/04-19/00090734). Новая форма уведомления о контролируемых сделках будет применяться в отношении сделок, совершенных начиная с 1 января 2021 года.

Какие изменения планируются?

  • будут изменены кодов оснований, по которым сделки признают контролируемыми,
  • листам уведомления будут присвоены новые штрихкоды,
  • будет отредактирован раздел 1А уведомления.

Мы следим за ходом проекта и после подписания приказа ФНС об изменениях, опубликуем точные изменения, бланк новой формы уведомления и порядок заполнения!

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках?

Форма Уведомления о контролируемых сделках содержит 4 раздела, которые обязательны для заполнения не для всех компаний. Ниже в таблице приведено краткое описание разделов и их назначение.

Наименование раздела Кто заполняет
Титульный лист Все компании
Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок) Все компании
Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок) Все компании
Раздел 2. Сведения об организации – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок) Компании, проводившие контролируемые сделки с организациями
Раздел 3. Сведения о физическом лице – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок) Компании, проводившие контролируемые сделки с физическими лицами

Сформируйте уведомление о контролируемых сделках в 1С, выгрузите в программу СБИС Электронная отчетность и отправьте в налоговую инспекцию!

Штрафы

За нарушение срока сдачи уведомления о контролируемых сделках или предоставления недостоверных сведений организации грозит штраф в размере 5 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Если Вы самостоятельно обнаружили неточности и ошибки в своем отчете после его отправки, постарайтесь как можно скорее направить в налоговый орган уточненное уведомление, это позволит Вам избежать штрафа за недостоверность сведений.

Верховный Суд РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) определяет, что штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация неверно указала в отчете:

  • год, за который предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в других данных уведомления о контролируемых сделках позволяют налоговым органам провести первичный анализ отчета и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Источники:
http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/470854.html
http://www.compservice.spb.ru/novosti-dlya-buxgaltera/kontroliruemyie-sdelki-kriterii-zapolnenie-sroki-forma/
http://www.compservice.spb.ru/novosti-dlya-buxgaltera/kontroliruemyie-sdelki-kriterii-zapolnenie-sroki-forma/
http://tsargrad.tv/articles/fns-poluchit-polnyj-kontrol-nad-schetami-grazhdan-rossii_139304

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: