Верховный Суд РФ поддержал позицию ФНС России по вопросу отмены решений налоговых инспекций без срока давности
Судебная коллегия Верховного Суда РФ 25 октября 2017 года рассмотрела спор о праве вышестоящего налогового органа отменять в порядке пункта 3 статьи 31 Налогового кодекса РФ решения, принятые налоговыми органами в пользу налогоплательщика.
С жалобой обратилось общество, которое не согласилось с судами трех инстанций, оставивших без удовлетворения его требования о признании незаконным решения ФНС России от 23 декабря 2015.
Общество указало, что при отмене ФНС России ранее принятого региональным управлением решения, которым отказ инспекции в возмещении НДС был признан незаконным, нарушено его право возражать при повторном рассмотрении материалов налоговой проверки. Ввиду отсутствия в НК РФ порядка и сроков, в рамках которых возможна отмена решения нижестоящего налогового органа, по мнению общества, должен применяться срок, аналогичный предусмотренному для налогоплательщика в случае обжалования решения в ФНС России (ст. 139, 140 НК РФ).
В судебном заседании представители ФНС России указали на невозможность аналогии при различных по своей природе отношениях, а также на то, что право на возражения относительно выявленных инспекцией нарушений уже было обществу предоставлено. Каких-либо новых обстоятельств при проверке законности решений нижестоящих органов ФНС России не устанавливала, оценив лишь те материалы, которые рассматривались нижестоящими органами. После такого решения ФНС России налогоплательщик вправе обратиться в суд и оспорить законность решения инспекции, что он и сделал в другом судебном деле.
Ссылаясь на самостоятельный характер полномочий по проверке законности решений нижестоящих органов, ФНС России также обратила внимание на данные статистики о том, что за период с 2015 года ФНС России всего было принято 27 решений, отменяющих решения нижестоящих органов, при этом 24 из них были приняты в пользу налогоплательщиков, которые жалоб не подавали.
По результатам заседания коллегия Верховного Суда РФ оставила без удовлетворения жалобу общества.
Такое решение во многом обусловлено ранее сформированными последовательными позициями Конституционного и Верховного Судов о том, что решение вышестоящего налогового органа, направленное на восстановление ранее существовавшего положения, не может рассматриваться как новое решение по результатам налоговой проверки, и права на обжалование не нарушены, если плательщику не начислены дополнительные суммы налогов в результате вновь выявленных обстоятельств.
Соответствующие подходы нашли отражение, в частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 N 595-О-О, Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.04.2013 N ВАС-530/13 и Определении Верховного Суда РФ от 13.02.2017 N 307-КГ16-20241.
Полномочиям ФНС России ищут пределы // ВС проверит, можно ли отменить решение нижестоящего органа без жалобы налогоплательщика
На пересмотр в экономическую коллегию Верховного суда (ВС) передан спор о том, вправе ли ФНС России отменять решение нижестоящего налогового органа при отсутствии жалобы налогоплательщика (дело № А40-101850/2016). В декабре 2015 года ФНС России отменила решение областного налогового управления, которое за год до этого не согласилось с доначислением налогов ООО «Аквамарин», сделанным налоговой инспекцией по результатам проверки. Общество считает, что такие действия ухудшают его положение, и предлагает применять правила по аналогии с теми, когда решение отменяется по жалобе налогоплательщика. Три инстанции поддержали право ФНС России, а судья ВС Марина Антонова передала дело на пересмотр в коллегию.
МИФНС № 7 по Костромской области проверила декларацию по НДС общества «Аквамарин» за IV квартал 2013 года, доначислила 10,8 млн руб. налога, 474 тыс. руб. пеней, 2,2 млн руб. штрафа и отказалась возмещать 26,6 млн руб. НДС. Решение было принято в июле 2014 года, а в ноябре областное управление ФНС его отменило из-за недоказанности необоснованной налоговой выгоды. Но спустя более 13 месяцев после его вступления в силу (в декабре 2015 года) ФНС России отменила решение управления «как не соответствующее положениям действующего законодательства». При этом проверку ФНС не проводила, а рассмотрела материалы «в порядке контроля» по правилам п. 3 ст. 31 Налогового кодекса (НК).
Все три инстанции подтвердили право ФНС России осуществлять контроль за нижестоящими налоговыми органами в порядке подчиненности, а не только во время контрольных налоговых мероприятий. Не смутило суды и то, что решение ФНС приняла более чем через год после решения управления. Срок проверок не ограничен, подтвердили суды. Наконец, не возразили они и против того, что ФНС России может отменять решения без предоставления налогоплательщику возможности изложить свою позицию.
В своей жалобе в ВС «Аквамарин» просит не применять правила п. 3 ст. 31 НК произвольно. В противном случае ухудшается положение налогоплательщика. В НК нет порядка отмены решения нижестоящего налогового органа вышестоящим без жалобы налогоплательщика, но «Аквамарин» предлагает применять по аналогии правила об отмене решения по жалобе налогоплательщика. То есть в определенные сроки и с возможностью представить дополнительные документы до принятия решения налоговым органом.
На проблему, которая затронута в данном деле, ранее обращал внимание Алексей Артюх. Он считал, что решения нижестоящего налогового органа могут быть отменены, только если есть нарушения должностных лиц, о которых знал налогоплательщик. В противном случае он вынужден переносить негативные последствия нарушений, в совершении которых он невиновен, а доверие к госорганам падает (см. блог здесь).
ВС рассмотрит это дело 25 октября.
Источники:
http://zakon.ru/discussion/2017/10/04/polnomochiyam_fns_rossii_ischut_predely__vs_proverit_otmenu_resheniya_nizhestoyaschego_organa_bez_zh
http://www.buhonline.ru/pub/comments/2012/11/6595