Депутат предлагает альтернативный повышению НДС вариант

«Рост НДС приведет к стагнации. Мы никогда не войдем в пятерку крупнейших экономик мира»

  • «Если проект будет успешен, перекроим все гиперы». Из «Мегамартов» сделают торговые це.
  • Умер уральский писатель с мировым именем
  • Евгений Ройзман определился с партией, от которой пойдет в Госдуму. Есть одно условие
  • «Позорься каждый день». Бизнес-факапы известных предпринимателей
  • Вы теряете 20-60% зарплаты каждый месяц. Пора это менять: вот два способа

Валерий Гартунг выступил с разгромной критикой идеи правительства повысить НДС на 2%. «На чьи плечи это ляжет? На обрабатывающие сектора. Кто выиграет? Финансовый сектор и сырьевики».

Валерий Гартунг, депутат Государственной думы VI созыва от партии «Справедливая Россия», первый заместитель председателя комитета ГД по промышленности, член комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ:

— Наша партия слышит указы президента, прислушивается к его поручениям и предлагает действовать в духе этих указов. К сожалению, на словах у нас происходит одно, а на деле — другое. Поэтому мы предлагаем альтернативный повышению НДС вариант налоговой реформы. Нужно ввести дифференцированный НДС экспортерам сырья, как это делает Китай на протяжении 35 лет. Эту систему я уже презентовал Правительству, Счетной палате.

Чего добился Китай за это время, нетрудно догадаться. В Китае, если вы продаете сырье за рубеж, то вам не возвращается НДС, ставка там 17%. Если вы продаете продукцию первичного передела, то вам могут вернуть 3%. Если вы высокотехнологичную продукцию будете выпускать, например, автомобили, вам могут 13-15% вернуть. И если вы создаете космические корабли или атомные станции, то вам могут вернуть все 17% и еще дополнительно возместить потраченные инвестиции. Вот, как действует система в Китае, и мы предлагаем то же самое.

Что это дало Китаю? В 1983 году Китай по ВВП был меньше нас, теперь — несопоставимо больше и является крупнейшей экономикой мира по паритету покупательской способности. Мало того, у него изменилась структура экспорта в пользу увеличения доли высокотехнологичной продукции. Именно это сделал Китай, чего требует наш президент.

В России возврат НДС экспортируемоого сырья сегодня в районе 1,8 трлн руб. и можно не в полном объеме это применять. Для примера скажу, что повышение налога даст только 600 млрд руб., то есть в три раза меньше.

На чьи плечи ляжет повышение НДС с 18 до 20%? На обрабатывающие сектора. Кто выиграет от этого? Финансовый сектор, который не платит НДС и сырьевики, которые получают возмещение НДС.

Что мы в итоге получим? Ухудшение структуры нашего экспорта, мы все больше будем продавать сырья и все меньше — высокотехнологичной продукции. Ничего не нужно придумывать, возьмите положительный опыт Китая и давайте его здесь внедрим. Закон нами уже внесен.

Посмотрите, как рос экспорт в КНР и России. С 1992 года объем товарного экспорта увеличился в 26 раз (до 2,3 млн долл.), в России — менее чем в 8,5 раз (до 357 млн долл.). Если по ВВП на душу населения в 1992 году разрыв был в несколько раз, то теперь всего в полтора раза. С его полуторамиллиардным населением Китай двигается к тому, что доход на душу населения будет такой же, как у нас.

Правительство заявляет, что повышение НДС, дескать, это самый безболезненный вариант налоговой реформы. По сравнению с чем?

Давайте эти два варианта рассмотрим. Отмена возврата НДС экспортерам сырья, либо повышение НДС на 2% — какой будет менее болезненным, стимулирующим развитие обрабатывающих секторов экономики? Что даст больше доходов в бюджет? Очевидно, наш вариант. Так с чем вы сравнивали, господа?

Здесь прозвучало, что нельзя говорить об одном законе, нужно в комплексе рассматривать всю налоговую систему. Мы предлагаем сделать шкалу страховых взносов плоской, можно ставку взносов снизить с 22 до 20%. Внесли законопроект по прогрессивной шкале подоходного налога. Мы предлагаем ввести только одну ступень — дополнительно 5% с доходов выше 24 млн руб. в год. Подпадает под эту систему 20 тысяч человек, доходы бюджета — 200 млрд.

Если рассмотреть в комплексе наши предложения, то вы увидите, что в отраслевом разрезе произойдет перераспределение налоговой нагрузки — снижение для отраслей, в которых высокая добавленная стоимость остается, а повышение произойдет в финансовом и сырьевом секторах. Это нам и нужно — бизнес пойдет только туда, где будут меньше издержки и больше отдача на вложенный рубль.

То, что предлагается здесь, приведет к стагнации экономики. Мы никогда не войдем в пятерку крупнейших экономик мира, если пойдем на поводу у правительства.

Мы никогда не добьемся снижения уровня бедности — мы сейчас НДС собираем, снижаем уровень обеспечения граждан предпенсионного возраста, которые сегодня могли быть пенсионерами. По Челябинской области если взять статистику, то увидим, что большинство граждан не доживет и до 60 лет.

Мы предлагаем отложить рассмотрение закона о повышении НДС, либо рассмотреть его вместе с нашим законпроектом и сравнить влияние на экономику одного и другого. Либо мы пойдем по пути выкачивания из карманов самых бедных и решения проблем самых богатых, либо выберем другой путь.

Материал подготовлен на основе выступления Валерия Гартунга на пленарном заседании в Госдуме специально для рубрики “Особое мнение Челябинск”.

Депутат предлагает альтернативный повышению НДС вариант

Депутаты поддержали в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие повышение в 2021 году ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Во время пленарного заседания во вторник «за» проголосовали 318 депутатов, против выступили 97 (представители фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»). РБК следил за трансляцией заседания.

Правительство, которое внесло в Госдуму законопроект о повышении НДС 16 июня, сообщало, что маневр принесет бюджету дополнительно 620 млрд руб. в год, а деньги пойдут «на развитие социальной инфраструктуры: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру» — то есть на цели, обозначенные майским указом президента, говорил первый вице-премьер Антон Силуанов. Вместе с тем сохранятся льготы по НДС на социально значимые товары и услуги (ставка 10% на продовольствие, детские и медицинские товары, а также ставки на внутренние воздушные перевозки).

Законопроект позволит привлечь дополнительные средства на реализацию национальных целей в объеме от 600 млрд до 630 млрд руб. в год с ростом в последующие периоды, сказал замминистра финансов Илья Трунин, представляющий правительственную инициативу. «Во-первых, это налог с максимально широкой базой. Во-вторых, наличие льготной ставки по НДС предполагает, что цены на социальные товары не изменятся», — сказал он. Помимо решения задач, поставленных в указе президента, повышение НДС является в том числе и чисто фискальной мерой, сказал Трунин. «Это налог с максимальной доходной базой и максимально нейтральной. Поэтому законопроект является бизнес-ориентированным», — добавил он.​

​Как заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, решение по НДС является взвешенным, с ним согласны даже руководители бизнес-объединений. По словам Макарова, с 2004 года по сегодняшний день только на снижении ставки бизнес сэкономил 5,2 трлн руб. Эти средства компании могли расходовать на развитие, добавил он. «Все они понимают, что эти 2% являются, по существу, вкладом бизнеса в развитие страны и социальную поддержку населения», — сказал он.

Представители фракций КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР выступили против принятия законопроекта. Замглавы комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов, выступающий от фракции ЛДПР, заявил, что повышение НДС не решит обе проблемы — запустить экономику, как поручил президент, и привлечь 600 млрд руб. для решения локальных задач. «Этим законом мы даем понять, что та налоговая система, которую просил донастроить президент, она подстраивается таким образом, что задача фискальная — просто собрать налоги, при этом задача увеличения роста производства и экономики уходит на второй план», — сказал он.

Первый зампред комитета по промышленности Валерий Гартунг («Справедливая Россия») сообщил, что принятие этого законопроекта противоречит указу президента. «Была цель войти в пятерку крупнейших экономик мира, при этом мы должны иметь темпы роста в долгосрочной перспективе выше средних темпов роста мировой экономики. При повышении НДС мы этого точно не достигнем, у нас будет снижение темпов роста», — сказал он. В свою очередь, повышение пенсионного возраста приведет к снижению уровня жизни, считает депутат, что противоречит плану снизить уровень бедности в два раза к 2024 году, как заложено в указе президента.

Представляющий коммунистическую партию депутат Михаил Щапов, состоящий также в комитете по бюджету и налогам, заявил, что за повышение ставки НДС заплатят все граждане страны. «Бизнес просто переложит эти расходы на покупателей. Необходимо искать иные источники пополнения бюджета», — сказал он.

По словам Андрея Макарова, те, кто «кричит, что с 1 января все подорожает, на самом деле не готовы платить вообще никакие налоги». «Это даже не жадность, это алчность. Кстати, в 1990-е годы ставка НДС была 28%, но никого это не волновало, может, потому что никто налоги не платил?» — парировал глава бюджетного комитета после обсуждения законопроекта.

Что еще одобрили депутаты?

Тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам).

Порог по ускоренному способу возмещения НДС снизится с 7 млрд до 2 млрд руб. (компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС; сейчас Налоговый кодекс предоставляет компании право на ускоренный способ возмещения, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года). Также при возмещении НДС сократятся сроки камеральных проверок.

Будет отменен налог на движимое имущество.

Нивелировать негативные последствия

По мнению экспертов, повышение ставки НДС с 2021 года с 18 до 20% приведет к снижению ВВП, потребления, инвестиций и внешней торговли России по сравнению с гипотетической траекторией, построенной без налоговых изменений. Такой вывод содержится в статье заведующего лабораторией макроэкономического моделирования Института Гайдара Андрея Полбина, писал РБК. Само правительство никаких расчетов экономических последствий повышения НДС пока не предоставляло, кроме оценки влияния на инфляцию, на этом в ходе пленарного заседания акцентировали внимание и представители различных фракций.

Как говорил Антон Силуанов, из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2021 году в пределах 1,5 п.п., до 4–4,5%, а Центробанк оценивал, что планируемые налоговые изменения увеличат инфляцию примерно на 1 п.п., причем бизнес может начать закладывать будущее повышение НДС в цены уже в этом году.

Минэкономразвития недавно обновило свой макропрогноз, учтя в нем решение о росте ставки НДС с 2021 года, писал РБК со ссылкой на источники в финансово-экономическом блоке правительства. Рост ВВП в 2018 году составит 1,9%, в 2021-м затормозится до 1,4% (ранее ожидалось 2,1 и 2,2% соответственно). Рост инвестиций в 2018 году составит 3,5% (вместо ожидавшихся ранее 4,7%), а в 2021 году замедлится до 3,1% (вместо 5,6% в предыдущей версии прогноза, не учитывавшей налоговые изменения).

Как заявил в ходе заседания Госдумы Илья Трунин, прогноз Минэкономразвития не учитывает ряд факторов. Например, не гативное влияние на темп роста ВВП от повышения НДС на 2 п.п. власти смогут нивелировать, поскольку направят дополнительные доходы на инвестиции в инфраструктуру, сказал представитель Минфина.

«С одной стороны, да, повышение налога приводит к изъятию определенного ресурса из экономики, в том числе и инвестиционных ресурсов. Но правительство не направит эти деньги на покрытие внешнего долга — деньги все будут потрачены внутри страны, в том числе на инвестиции в инфраструктуру и на социальные цели. Следовательно, это приведет к увеличению инвестиций и росту реальных располагаемых доходов населения, с другой стороны», — заключил он.

Депутат предлагает альтернативный повышению НДС вариант

Депутаты поддержали в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие повышение в 2021 году ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Во время пленарного заседания во вторник «за» проголосовали 318 депутатов, против выступили 97 (представители фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»). РБК следил за трансляцией заседания.

Правительство, которое внесло в Госдуму законопроект о повышении НДС 16 июня, сообщало, что маневр принесет бюджету дополнительно 620 млрд руб. в год, а деньги пойдут «на развитие социальной инфраструктуры: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру» — то есть на цели, обозначенные майским указом президента, говорил первый вице-премьер Антон Силуанов. Вместе с тем сохранятся льготы по НДС на социально значимые товары и услуги (ставка 10% на продовольствие, детские и медицинские товары, а также ставки на внутренние воздушные перевозки).

Законопроект позволит привлечь дополнительные средства на реализацию национальных целей в объеме от 600 млрд до 630 млрд руб. в год с ростом в последующие периоды, сказал замминистра финансов Илья Трунин, представляющий правительственную инициативу. «Во-первых, это налог с максимально широкой базой. Во-вторых, наличие льготной ставки по НДС предполагает, что цены на социальные товары не изменятся», — сказал он. Помимо решения задач, поставленных в указе президента, повышение НДС является в том числе и чисто фискальной мерой, сказал Трунин. «Это налог с максимальной доходной базой и максимально нейтральной. Поэтому законопроект является бизнес-ориентированным», — добавил он.​

​Как заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, решение по НДС является взвешенным, с ним согласны даже руководители бизнес-объединений. По словам Макарова, с 2004 года по сегодняшний день только на снижении ставки бизнес сэкономил 5,2 трлн руб. Эти средства компании могли расходовать на развитие, добавил он. «Все они понимают, что эти 2% являются, по существу, вкладом бизнеса в развитие страны и социальную поддержку населения», — сказал он.

Представители фракций КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР выступили против принятия законопроекта. Замглавы комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов, выступающий от фракции ЛДПР, заявил, что повышение НДС не решит обе проблемы — запустить экономику, как поручил президент, и привлечь 600 млрд руб. для решения локальных задач. «Этим законом мы даем понять, что та налоговая система, которую просил донастроить президент, она подстраивается таким образом, что задача фискальная — просто собрать налоги, при этом задача увеличения роста производства и экономики уходит на второй план», — сказал он.

Первый зампред комитета по промышленности Валерий Гартунг («Справедливая Россия») сообщил, что принятие этого законопроекта противоречит указу президента. «Была цель войти в пятерку крупнейших экономик мира, при этом мы должны иметь темпы роста в долгосрочной перспективе выше средних темпов роста мировой экономики. При повышении НДС мы этого точно не достигнем, у нас будет снижение темпов роста», — сказал он. В свою очередь, повышение пенсионного возраста приведет к снижению уровня жизни, считает депутат, что противоречит плану снизить уровень бедности в два раза к 2024 году, как заложено в указе президента.

Представляющий коммунистическую партию депутат Михаил Щапов, состоящий также в комитете по бюджету и налогам, заявил, что за повышение ставки НДС заплатят все граждане страны. «Бизнес просто переложит эти расходы на покупателей. Необходимо искать иные источники пополнения бюджета», — сказал он.

По словам Андрея Макарова, те, кто «кричит, что с 1 января все подорожает, на самом деле не готовы платить вообще никакие налоги». «Это даже не жадность, это алчность. Кстати, в 1990-е годы ставка НДС была 28%, но никого это не волновало, может, потому что никто налоги не платил?» — парировал глава бюджетного комитета после обсуждения законопроекта.

Что еще одобрили депутаты?

Тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам).

Порог по ускоренному способу возмещения НДС снизится с 7 млрд до 2 млрд руб. (компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС; сейчас Налоговый кодекс предоставляет компании право на ускоренный способ возмещения, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года). Также при возмещении НДС сократятся сроки камеральных проверок.

Будет отменен налог на движимое имущество.

Нивелировать негативные последствия

По мнению экспертов, повышение ставки НДС с 2021 года с 18 до 20% приведет к снижению ВВП, потребления, инвестиций и внешней торговли России по сравнению с гипотетической траекторией, построенной без налоговых изменений. Такой вывод содержится в статье заведующего лабораторией макроэкономического моделирования Института Гайдара Андрея Полбина, писал РБК. Само правительство никаких расчетов экономических последствий повышения НДС пока не предоставляло, кроме оценки влияния на инфляцию, на этом в ходе пленарного заседания акцентировали внимание и представители различных фракций.

Как говорил Антон Силуанов, из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2021 году в пределах 1,5 п.п., до 4–4,5%, а Центробанк оценивал, что планируемые налоговые изменения увеличат инфляцию примерно на 1 п.п., причем бизнес может начать закладывать будущее повышение НДС в цены уже в этом году.

Минэкономразвития недавно обновило свой макропрогноз, учтя в нем решение о росте ставки НДС с 2021 года, писал РБК со ссылкой на источники в финансово-экономическом блоке правительства. Рост ВВП в 2018 году составит 1,9%, в 2021-м затормозится до 1,4% (ранее ожидалось 2,1 и 2,2% соответственно). Рост инвестиций в 2018 году составит 3,5% (вместо ожидавшихся ранее 4,7%), а в 2021 году замедлится до 3,1% (вместо 5,6% в предыдущей версии прогноза, не учитывавшей налоговые изменения).

Как заявил в ходе заседания Госдумы Илья Трунин, прогноз Минэкономразвития не учитывает ряд факторов. Например, не гативное влияние на темп роста ВВП от повышения НДС на 2 п.п. власти смогут нивелировать, поскольку направят дополнительные доходы на инвестиции в инфраструктуру, сказал представитель Минфина.

«С одной стороны, да, повышение налога приводит к изъятию определенного ресурса из экономики, в том числе и инвестиционных ресурсов. Но правительство не направит эти деньги на покрытие внешнего долга — деньги все будут потрачены внутри страны, в том числе на инвестиции в инфраструктуру и на социальные цели. Следовательно, это приведет к увеличению инвестиций и росту реальных располагаемых доходов населения, с другой стороны», — заключил он.

Повышение НДС: Аргументы за и против

Сегодня российский парламент в первом чтении рассмотрел законопроект о повышении НДС с 18 до 20%.

Последний, но не самый проходной вопрос в сегодняшнем заседании Государственной Думы. Обсуждение законопроекта о повышении НДС было назначено на вечер вторника. Представлять его вышел заместитель министра финансов Илья Трунин. Он заявил: правительство предлагает повысить налог на добавленную стоимость с 18 до 20%. Повышение ставки налога, по расчетам кабмина, позволит увеличивать доходы федерального бюджета на 620 млрд рублей ежегодно, начиная с 2021 года.

“Правительство полагает, что изменение ставки налога на добавленную стоимость позволит привлечь дополнительные бюджетные средства для реализации национальных целей, – отметил замминистра. – Предлагаем согласиться с правительством, поддержать наш законопроект”.

Выступление господина Трунина сопровождалось настоящим гулом зала. Парламентарии обменивались друг с другом репликами и комментариями относительно налоговых изменений.

Поддержать молодого коллегу и добавить веса его выступлению вызвался председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он заявил, что основное преимущество НДС в том, что этот налог является косвенным.

“На самом деле, налог на добавленную стоимость – косвенный налог. Все знают, весь мир признал, что косвенное налогообложение гораздо эффективнее для экономики, чем любое прямое налогообложение, – отметил парламентарий. – Это примерно 600 млрд рублей в год, которые, как уже было обозначено, пойдут на здравоохранение, пойдут на образование, пойдут на инфраструктурные проекты”.

Впрочем, какая часть средств, вырученная за счет повышения НДС, пойдёт в реальный сектор экономики, неизвестно. Такие расчёты Минфином не проводились, что не понравилось членам Государственной Думы.

“Я вот прочитал и пояснительную записку, и финансово-экономическое обоснование, но, к сожалению, все эти документы написаны настолько небрежно, что не отражают тех обещаний, которые вы здесь нам продекларировали при принятии закона, – указал депутат Николай Арефьев. – А какой же будет рост экономики? А как будет вести себя инфляция? А повысятся ли зарплаты и пенсии? Ну, раз вы говорите, что это для блага делается, тогда надо определить и высчитать, какие блага наш народ получит. Ну, и кроме того, мы месяц назад 1,8 трлн рублей бюджетных средств заткнули фонд национального благосостояния. А не лучше ли их оставить в бюджете, отменить это бюджетное правило и тогда не нужно будет менять никаких законов”.

Илья Трунин парировал: зарплаты населения – не только ответственность правительства, но и депутатов Государственной Думы: “Дело в том, что эти все эффекты – на что эти деньги будут потрачены, какие будут пенсии, какие зарплаты – это решения Государственной Думы, в том числе, которые принимаются другими законами, которые принимаются федеральным бюджетом и так далее. Но для того, чтобы принять федеральный бюджет и определить параметры федерального бюджета, нужен источник”.

Если направления трат бюджета не определены, то эффект от повышения НДС на экономику страны просчитан.

“В новом макропрогнозе Минэкономразвития дается оценка эффекта повышения НДС на экономический рост в России. Замедление с 1,9% до 1,4%, замедление роста инвестиций 3,5% до 3,1%, реальных заработных плат с 6,3% до 1%”, – подсчитал депутат Олег Шеин.

Господин Трунин поспешил заверить парламентариев: прогноз коллег из Министерства экономического развития может быть не совсем точным. В частности, в нём не учтен ряд факторов.

“Что касается прогноза Минэкономразвития, мне кажется, что там не учтен ряд факторов. С одной стороны, да, повышение налога приводит к изъятию определенного ресурса из экономики – в том числе и инвестиционных ресурсов, но правительство же не направит эти деньги на выплату внешнего долга, – пообещал замминистра финансов. – Эти деньги будут потрачены внутри страны, в том числе и на цели инвестиций в инфраструктуру”.

Представители депутатского корпуса, в свою очередь, заявили: повышение НДС ляжет тяжким бременем на карманы населения страны. Все налоговые издержки бизнес будет покрывать за счет потребителей товаров и услуг.

“Мы считаем, что позитивный эффект на экономику страны, на доходы наших граждан, этот закон не принесет, – уверен депутат Сергей Катасонов. – Кто заплатит эти 600 миллиардов? Экспертное сообщество определило: из этих 600 400 миллиардов заплатит конечный потребитель. То есть это наше население”.

После долгие прений депутаты Государственной Думы законопроект о повышении НДС в первом чтении всё же приняли, за что их впоследствии поблагодарил заместитель министра финансов России Илья Трунин. Его дебют в парламенте прошёл успешно.

Депутат предлагает альтернативный повышению НДС вариант

Грудинин снова решил баллотироваться в президенты

Главное сейчас

Новости все материалы

Больше новостей

Аналитика все материалы

Повышение НДС: власть бьет по экономике и населению, не трогая олигархов

Сегодня Госдума утвердила повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Увеличение налоговой нагрузки шло в “пакете” инициатив Правительства, одобренных в день начала Чемпионата мира по футболу, наряду с шоковым для населения повышением пенсионного возраста.

От роста НДС Правительство планирует получить дополнительно около 570 млрд руб. в год или около 3,5 трлн за шесть лет. Эксперты ранее уже прогнозировали рост цен в России на 1-1,5% из-за повышения НДС. И, пожалуй, это довольно оптимистичные оценки. В Госдуме называют цифры в 4-12%. Впрочем, в кабмине не видят особых инфляционных рисков. Чиновники заявляют, что будет повышена только основная ставка, льготная 10%-ая ставка на товары первой необходимости – продукты, товары для детей, медицинские услуги и лекарства, и нулевая ставки останутся прежними.

Если повышение НДС и не затронет социально-значимые товары, о чем говорят в Правительстве, то оно может с удвоенной силой ударить по другим товарам, считает депутат Госдумы от КПРФ Николай Езерский. Фракция коммунистов не поддержала инициативу.

“Повышение НДС приведет прежде всего к тому, что произойдет рост цен. Мы считаем, что прорехи государственного бюджета нельзя закрывать за счет населения. Мы недавно распределяли 1,8 трлн руб., из которых только порядка 70 млрд руб. направили на нужды сельского хозяйства, а остальные ушли в ЦБ. Такое поведение Правительства нас не устраивает, и обоснования, которые оно дает повышению НДС, нас не устраивают”, – рассказал Накануне.RU Езерский.

Заведующий лабораторией математического моделирования экономических процессов ИПЭИ РАНХиГС Андрей Полбин констатирует, что повышение ставки транслируется в увеличение инфляции. Снизится не только покупательская способность, но и инвестиции.

“По нашим оценкам, на основе модели общего равновесия, повышение ставки НДС с 18 до 20% обусловит снижение ВВП, потребления, инвестиций, экспорта и импорта по отношению к сформулированному выше базовому сценарию экономического развития приблизительно на 0,4–0,6%”, – отмечает он, добавляя при этом, что рост НДС – менее болезненный вариант, чем увеличение ставки НДФЛ. Идея также обсуждалась в Правительстве.

В РАНХиГС более эффективными способами получения денег для исполнения “майского указа” президента считают снижение уровня коррупции, увеличение эффективности госсектора.

Механизм пополнения бюджета, уже отвергнутый Правительством, – введение прогрессивной шкалы НДФЛ – вновь и вновь предлагают депутаты. “Эсеры”, которые также голосуют против роста ставки НДС, предлагают вернуться к обсуждению реформы подоходного налога. Продвигая повышение пенсионного возраста, чиновники раз за разом приводили в пример мировую практику, а прогрессивный налог тоже широко используется в развитых странах.

Правительство подтверждало, что выбор был именно между прогрессивной шкалой НДФЛ и повышением НДС, и если первая мера ударяет по наиболее обеспеченной части населения, то вторая разгоняет инфляцию и бьет по всем россиянам, говорит депутат Госдумы от “Справедливой России” Дмитрий Ионин.

“Мы всегда выступали за первый вариант, вносили проекты, которые не были приняты. Рост ставки НДС до 20% – это повышение инфляции, рост цен на все продукты, которые мы потребляем. Если бы россиянам разъяснили, что их ждет после повышения НДС, то меру не поддерживали бы так же, как пенсионную реформу. Но сама схема сложнее для понимания, так как эффект будет отложенный. Это не повышение пенсионного возраста, когда у людей по миллиону рублей из кармана забирают”, – рассказал Накануне.RU депутат.

По словам президента “Опоры России” Александра Калинина, наиболее уязвимы для повышения НДС такие отрасли экономики как строительство, торговля и машиностроение. Руководители предприятий указывают на то, что в преддверии повышения налога цены на некоторые товары и услуги начнут расти уже в 2018 г. В 2021 г. подорожают продукты, услуги ЖКХ, импортные товары.

Минфин предлагает повысить сразу и НДС, и нагрузку на зарплаты

Минфин предлагает реформу страховых взносов уже с 2017 г.: начать взимать их со всего зарплатного фонда по единой ставке и к 2021 г. довести ее до 26% (29% – с 2017 г., 28% – с 2018 г.), рассказали пять федеральных чиновников. Есть и альтернативный вариант, говорят два чиновника: в 2017 г. повысить НДС до 20%, 10%-ную льготную ставку поднять до 12%, а с 2021 г. начать увеличивать ее на 2 процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%. Уже в следующем году можно получить еще почти 600 млрд руб., рассказывает один из чиновников, еще 400 млрд – в 2018 г. и еще 200 млрд руб. – в 2021 г.

Идея Минфина обсуждалась на прошлой неделе премьером Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым у президента Владимира Путина, знают два чиновника. Такая встреча была, подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, но не стал говорить о ее содержании. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова предложила обратиться за комментариями к Пескову.

Прорабатывались предложения Минфина в понедельник уже на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, рассказывают четыре федеральных чиновника. В его секретариате без комментариев подтвердили совещание. Решений нет, говорят чиновники, один из них объясняет: «Договориться не удается, все ушло на уровень президента и премьера».

Цена роста

Работодатели сейчас платят в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 000 руб. в год, а сверх этой суммы – 10%. В Фонд социального страхования – 2,9% с годовых заработков до 670 000 руб., в Фонд медицинского страхования – 5,1% со всей зарплаты. Снижение ставки до 29% при отмене порога зарплат приведет к выпадению доходов внебюджетных фондов в 0,1% ВВП, а до 28% – 0,4% ВВП, оценивает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Но вырастет нагрузка на секторы с наиболее квалифицированным трудом, критичен федеральный чиновник: даже при снижении ставки почти в 2 раза вырастут сборы с зарплат выше нынешнего порога.

Для многих секторов нагрузка будет такой, что зарплаты уйдут в тень, поддерживает другой чиновник. По данным Росстата, на конец 2015 г. зарплаты выше порога получали, например, в сфере IT, добычи полезных ископаемых, в пищевой и химической промышленности, на транспорте и в авиапроме.

Фактически это повышение налоговой нагрузки, говорит директор Центра развития Высшей школы экономики Наталия Акиндинова. Чиновники возражают: ставка снижается на 8% (по закону с 2021 г. взносы должны были вырасти до 34%), говорит один из них, – это не повышение нагрузки, а снижение.

Инфляционный НДС

Повышение НДС до 20% с постепенной унификацией льготы – сильный удар по людям. Дополнительные доходы федерального бюджета при сохранении льготы ежегодно будут расти примерно на 0,6% ВВП и почти на 1% ВВП при ее унификации, оценивает Суслина. Но фронтальное повышение НДС крайне инфляционно, предупреждает чиновник финансово-экономического блока. Рост НДС на 1 п. п. разгонит инфляцию на 0,4–0,6 п. п., говорит эксперт, знакомый с обсуждением предложений Минфина. Дополнительный 1 п. п. инфляции – это 120 млрд руб. дополнительных расходов бюджета, считал Минфин.

В среднем ежемесячно на долю льготников приходится около 5% всех поступлений от НДС, свидетельствуют данные ФНС. В 2014 г. бюджет потерял из-за 10%-ной льготы примерно 150 млрд руб., говорит один из чиновников. Но льготная ставка на НДС распространяется на товары первой необходимости, отмечает Суслина: это реальный удар по населению, повышать доходы бюджета за счет платежеспособного населения, чтобы исполнять социальные обязательства, неправильно. Минфин предлагает и поддержку, например пособие для 10% самых бедных – 1500 руб., знает чиновник.

Мера ударит и по региональным бюджетам, предупреждает федеральный чиновник, – сократится налог на прибыль. А повышение НДС может ухудшить его собираемость, полагает чиновник.

Бизнес боится

Конструкция Минфина не без изъянов, говорит один из чиновников, но главное – непонятно, как преподнести эту идею бизнесу. Для высокотехнологичных отраслей с большими трудозатратами это просто удар под дых, предупреждает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: либо вырастут их налоговые расходы, либо предприятия перенесут рост НДС на потребителей.

В машиностроении доля фонда оплаты труда в стоимости продукта велика, отмечает председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев, в инженерном центре – до 60–70%. Но чтобы увеличить возможность для долгосрочных инвестиций, ставку страховых выплат нужно понизить серьезно, считает он. А повышение НДС придется закладывать в стоимость продукта, продолжает Недорослев. Пострадают и отрасли, работающие на внутренний рынок, – ритейл, коммунальная сфера, предупреждает Данилов-Данильян.

Но даже если нагрузка по взносам сократится, предприниматели не будут увеличивать инвестиции, полагает Данилов-Данильян: бизнес устал доверять обещаниям правительства.

«Кто сказал, что государство должно одним помогать, а на других нагрузку повышать? И где гарантии, что полученные деньги направят на инвестиции, а не выведут за рубеж?» – спрашивает один из участников обсуждений. «Правила игры менялись столько раз, что никто никому не доверяет, отсюда совсем не очевидно, что теневой сектор начнет обеляться», – согласен один из чиновников.

Шансы невелики

Но провести такой «маневр» с 2017 г. вряд ли получится, рассуждает чиновник финансово-экономического блока, знакомый с идеями Минфина: надо учитывать не только бюджетную, но и социально-политическую ситуацию. Минфин торгуется за дополнительные доходы, говорит федеральный чиновник: нужна половина – попроси больше, вероятнее всего, получишь именно половину.

Представитель Минфина не ответили на запрос «Ведомостей».

Источники:
http://www.rbc.ru/economics/03/07/2018/5b3b649d9a79474da2d6322f
http://www.rbc.ru/economics/03/07/2018/5b3b649d9a79474da2d6322f
http://tsargrad.tv/articles/povyshenie-nds-argumenty-za-i-protiv_143718
http://www.nakanune.ru/articles/114081/
http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/20/657727-povisit-nds
http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/169619.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: