«Большая двадцатка» поговорила о финансовых вопросах

“Большая двадцатка” может разойтись по углам

Максим Орешкин описал вклад России в решение глобальных проблем развития на саммите в Осаке

Максим Орешкин (слева) предложил разобраться сначала с политикой, а уже потом – с экономикой. Фото с сайта www.valdaiclub.com

В японском городе Осака в пятницу и субботу соберутся самые сильные мира сего – лидеры 19 крупнейших стран плюс представитель Евросоюза. В российских медиа описание саммита «большой двадцатки» сводится к сакраментальному вопросу: встретятся или не встретятся президенты РФ и США? Но лидеры крупнейших стран едут в Японию ради совместного решения более серьезных вопросов, которые и составляют повестку саммита, – глобальная экономика, торговля и инвестиции, инновации, экология и здравоохранение.

Еще 13 января Япония как председатель саммита сообщила, что главной темой мероприятия станет ослабление трений между США и КНР. Уже в январе у японцев было понимание, что надеждам американцев заключить торговое соглашение с Китаем в марте не суждено сбыться. Готовя вопросы обычной повестки, связанной с устойчивым развитием, они понимали, что во главу угла встанут противоречия двух крупнейших экономик мира.

Во вторник пришли подтверждения, что ключевые встречи Дональда Трампа с лидером КНР Си Цзиньпином и президентом РФ Владимиром Путиным в Осаке все же могут состояться. «Исхожу из того, что такая встреча скорее всего состоится», – сказал замминистра иностранных дел России Сергей Рябков о встрече Путина и Трампа.

Американцы также сообщили, что встреча может и состояться. «Президент Трамп ожидает встречи с президентом Путиным на G20. Это не официальный саммит, но, как предполагается, это будет разговор, преимущественно посвященный вопросам региональной безопасности, включая Иран, Украину, Сирию, Ближний Восток. Они также затронут вопросы контроля над вооружениями и улучшения двусторонних отношений», – сказал представитель американской администрации.

Предстоящий саммит можно назвать саммитом двусторонних встреч, потому что именно на таких переговорах будут обсуждаться ключевые вопросы текущей глобальной повестки, считает глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Предстоящий форум он назвал саммитом двухсторонок. Министр отметил, что переговоры за круглым столом, за которым будут лидеры всех 20 стран, вряд ли принесут практические результаты. «В Цукубе, где мы встречались с министрами торговли G20, Китай критиковал Америку, Америка критиковала Китай, все вместе ни о чем не договаривались. Поэтому, я думаю, этот общий настрой к отсутствию консенсуса на уровне всех стран «двадцати» сохранится и на самом форуме на этой неделе», – рассказал Орешкин на круглом столе Валдайского клуба.

Дискуссия в клубе должна была ответить на вопрос, как Россия может минимизировать для себя вредное воздействие экономических противоречий Китая и США и какое значение нынешняя встреча «большой двадцатки» будет иметь для мировой экономики в целом и для России в частности.

По мнению Орешкина, обсуждение экономической повестки во взаимоотношениях между Россией и США можно будет начинать после того, как страны «разберутся с политикой».

Он также сообщил, что и со странами Европы обсуждение экономического сотрудничества на фоне санкций идет нелегко. «Особенность нынешнего саммита заключается в том, что все внимание обращено на встречи лидеров США–Россия, США–Китай. Прогресса по многосторонней повестке вряд ли стоит ждать», – сказал «НГ» программный директор дискуссионного клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик. Тем не менее, по словам эксперта, Россия в Осаке, возможно, предложит вывести из под ограничений товары гуманитарного характера (с этой инициативой президент Путин выступил на Петербургском форуме). Если в Японии эта инициатива получит поддержку, то может появиться импульс для несколько большей открытости мировой экономики. У России также есть свои соображения по реформированию Всемирной торговой организации – в частности, органов урегулирования споров в рамках ВТО. В контексте реформы ВТО возможно предложение об облегчении доступа в нее в качестве полноправных членов для тех стран, которые пока таковыми не являются.

«Главный вопрос с точки зрения мировой экономики, в том числе и российской, – будет ли прогресс на переговорах между США и Китаем? Если будет, это даст улучшение для внешнего фона всей мировой экономики, тогда можно ожидать позитивного воздействия и на финансовые рынки, и на экономику в целом в течение года», – говорит Лисоволик. При этом он считает, что у России есть возможность получить больше импульсов экономического роста, используя внутренние факторы, связанные с реализацией национальных проектов по развитию инфраструктуры, улучшению инвестиционной динамики. «Нам не нужно ждать более позитивного внешнего фона, а более активно использовать внутренние экономические инициативы, в том числе инструменты нацпроектов и возможностей по улучшению инвестклимата», – считает эксперт. При этом, по словам Лисоволика, благодаря достаточно жесткой кредитно-денежной политике и бюджетному правилу в настоящее время уязвимость России от возможных внешних шоков во многом снижена.

Обсуждение важнейших вопросов повестки дня «двадцатки» сдвигается из центра внимания, считает директор Центра исследований международных институтов РАНХиГС Марина Ларионова. «Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сформулировал в качестве приоритетов председательства его страны в G20 создание международного режима для свободного потока данных с высоким уровнем доверия и «Общества 5.0», построенного на комплексном внедрении цифровых технологий, которые изменят все сферы жизни общества, бизнеса и государства, включая государственное управление, структуру промышленности и занятость. Японский лидер нацелен на работу со всеми партнерами, чтобы «двадцатка» запустила процесс выработки многосторонних правил торговли для цифровой экономики, согласовала решения по реформе ВТО и укреплению многосторонней торговой системы, сформулировала конкретные обязательства, направленные на преодоление проблем растущего неравенства и изменения климата на основе внедрения инноваций и создания качественной инфраструктуры», – говорит Ларионова.

Однако, по мнению эксперта, в контексте эскалации тарифных ограничений США против некоторых партнеров по «двадцатке» и ответных мер КНР вопросы торговли становятся центральными. «По оценке МВФ, торговые ограничения США и Китая могут стоить мировой экономике 455 млрд долл. в 2021 году. Решения «двадцатки» могут снизить градус напряженности и риски потерь мировой экономики и стран – участниц торгового противостояния», – сказала «НГ» Ларионова.

Тем не менее она не исключает, что решения по ключевым вопросам будут приняты. «Синдзо Абэ – ветеран «двадцатки» и международной дипломатии высшего уровня, приверженец многосторонних подходов в глобальном управлении, свободной и открытой международной торговли, сторонник реформирования и укрепления ВТО, поборник реализации Целей устойчивого развития и Парижского соглашения по климату. Есть надежда, что решения по ключевым вопросам будут приняты», – сказала Ларионова.

«Россия также заинтересована в надежном и стабильном функционировании международной торговой системы. А сейчас в ВТО углубляется кризис Органа по разрешению споров. США блокируют запуск процесса отбора трех новых членов Апелляционного органа США», – поясняет Ларионова.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

«Большая двадцатка» поговорила о финансовых вопросах

С кем конфликт и почему

  • Турция: Вашингтон грозит последствиями из-за решения Анкары закупить российские системы ПВО С-400.
  • Россия: США ввели санкции за присоединение Крыма, вмешательство в свою президентскую кампанию 2016 года, обвиняют Россию в нарушении Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
  • Индия: США просят Индию рассмотреть альтернативы закупкам у России систем ПВО С-400.
  • Германия: США требуют увеличить расходы на оборону, которые сейчас составляют менее 2% от ВВП ФРГ. Кроме того, США грозят санкциями компаниям — подрядчикам газопровода Nord Stream 2.
  • Китай: США находятся в состоянии торговой войны с Китаем и ввели 25-процентный тариф на китайскую продукцию на сумму $200 млрд.
  • Япония: президент Дональд Трамп выразил сомнения относительно выгоды для США заключенного с Японией военного соглашения.
  • Мексика: Дональд Трамп регулярно критикует власти страны за недостаточные усилия за контролем над мигрантами из Южной Америки. Торговой войны удалось избежать.
  • ЕС: президент США недоволен решением ЕС предъявить иски американским ИТ-компаниям за несоответствие антимонопольным регламентам Союза.

С кем конфликт и почему

  • США: Россия критикует санкции США и считает их примером недобросовестной конкуренции, а также попыткой сдержать независимую внешнюю политику Москвы. Введены ответные санкции. Также Россия считает, что США вмешиваются в ее внутреннюю политику, спонсируя проекты, направленные на дестабилизацию действующей власти.
  • Германия, Франция, Великобритания: Россия считает санкции ЕС невыгодными для отношений сторон и называет их недобросовестной конкуренцией. Введены ответные санкции. Также Россия критикует европейские страны за их политику в отношении Украины.
  • Япония: в России считают, что Япония должна признать суверенитет Москвы над Курильскими островами.
  • ЕС: Россия критикует санкции ЕС за присоединение Крыма и конфликт на Украине и считает такие меры несправедливыми.

С кем конфликт и почему

  • США: Германия опасается введения США санкций в отношении европейских автомобилей, о которых ранее упоминали в американской администрации. Здесь считают проект Nord Stream 2 экономически выгодным и намерены его реализовать, несмотря на критику Вашингтона.
  • Россия: ФРГ выступает против присоединения Крыма к России и обвиняет Москву в причастности к конфликту на востоке Украины. Как участник Евросоюза ввела санкции.
  • Китай: Германия опасается, что проект Китая «Один пояс — один путь» усугубляет зависимость от Пекина тех стран, которые в нем участвуют.
  • Италия: Германия считает необходимым, чтобы Италия укладывалась в рамки бюджетных правил еврозоны, которые останавливают планку дефицита бюджета участниц валютного союза на отметке 3% (по прогнозам, дефицит Италии к 2021 году составит 3,5%).
  • Великобритания: канцлер ФРГ Ангела Меркель выступает против пересмотра подписанного в прошлом ноябре договора ЕС и Британии о Brexit, на котором настаивают кандидаты на пост премьер-министра королевства.

С кем конфликт и почему

  • США: Анкара недовольна поддержкой, оказываемой США сирийским курдам.
  • Саудовская Аравия: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган намерен продолжать развитие отношений с Катаром, несмотря на блокаду страны Саудовской Аравией и ее союзниками.
  • Германия, Франция: Эрдоган критиковал стран — лидеров Евросоюза за то, что они тормозят вступление Анкары в ЕС.

С кем конфликт и почему

  • Франция, Германия: кандидаты на пост премьер-министра Великобритании считают необходимым пересмотреть заключенный с Евросоюзом в прошлом ноябре договор о Brexit, несмотря на противодействие Германии и Франции.
  • Германия: Британия выражала скептицизм относительно проекта газопровода Nord Stream 2.
  • Россия: Великобритания выступает против присоединения Крыма к России и обвиняет Москву в причастности к конфликту на востоке Украины. Как участник Евросоюза ввела санкции. Также британские власти винят официальную Москву в причастности к отравлению в английском городе Солсбери бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и активизировали борьбу против российской разведки.

С кем конфликт и почему

  • Китай: Япония не присоединилась к проекту «Один пояс — один путь» и продвигает собственную инициативу по развитию инфраструктурных проектов в АТР.
  • США: ожидает от Вашингтона уменьшения импортных пошлин на произведенные на ее территории автомобили, как это обещала сделать администрация Барака Обамы.
  • Южная Корея: не согласна с требованиями Южной Кореи признать вину за принуждение кореянок к проституции во время Второй мировой войны.
  • Россия: в Японии считают острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и гряду Хабомаи своими территориями, которые были несправедливо отобраны СССР по итогам Второй мировой войны.

С кем конфликт и почему

  • Франция: критикует Францию за отказ принимать у себя больше мигрантов.
  • Германия: итальянские власти недовольны чересчур жесткой, по их мнению, бюджетной политикой еврозоны, тон которой задает Берлин.
  • Россия: как участник Евросоюза ввела санкции.

С кем конфликт и почему

  • Китай: президент Эмманюэль Макрон опасается, что политика Китая в Африке может привести к потере суверенитета стран, которые сотрудничают с Францией. Также Франция с опаской смотрит на инвестиции Китая в страны ЕС и поддерживает меры более тщательного контроля за китайскими вложениями в Союз.
  • Россия: Франция выступает против присоединения Крыма к России и обвиняет Москву в причастности к конфликту на востоке Украины. Как участник Евросоюза ввела санкции.
  • Италия: недовольна критикой итальянскими властями предложений о реформах ЕС, а также встречей вице-премьера Италии Луиджи Ди Майо с представителями движения «желтых жилетов».

С кем конфликт и почему

  • Китай:опасается, что проект Китая «Один пояс — один путь» направлен на установление доминирования Пекина над странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
  • США: Индия настаивает, что США должны позволить ей продолжать военное сотрудничество с Россией, так как Москва является давним партнером Дели.

С кем конфликт и почему

  • США: Пекин выступает против протекционистской политики США, направленной против импорта из Китая.
  • Канада: Китай недоволен задержанием в Канаде в декабре 2018 года финансового директора компании Huawei Мэн Ваньчжоу и требует ее отпустить (Мэн была арестована по запросу об экстрадиции в США в связи с обвинением в нарушении санкций против Ирана).

С кем конфликт и почему

  • Россия: в ЕС не признают Крым российской территорией и винят Москву в конфликте на востоке Украины.
  • США: в ЕС недовольны выходом США из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе.

С кем конфликт и почему

  • Китай: Австралия считает политику Китая экспансионистской и опасается угрозы со стороны разведслужб Пекина.

С кем конфликт и почему

  • Китай: Канада призывает Китай отпустить двух своих граждан — сотрудника НПО International Crisis Group Майкла Коврига и бизнесмена Майкла Спэйвора, которых обвинили в краже информации, представляющей важность для национальных интересов Пекина.

Саммит G20: Запад больше не может навязывать свою точку зрения миру

В пятницу 7 июля в немецком Гамбурге стартует саммит G20. На повестке саммита вопросы миграции, торговые отношения, изменения климата. О встрече «большой двадцатки» аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с директором Института ЕАЭС Владимиром ЛЕПЕХИНЫМ:

— Г-н Лепёхин, «большая двадцатка» с 2008 года стала ежегодным событием для руководителей стран c крупнейшими экономиками мира. Формат «большой семерки» отходит на второй план. С чем связан такой разворот к более масштабным клубам правительств?

— На самом деле нет разворота к более масштабным вещам, просто формируются альтернативные форматы. Мы знаем, что «большая восьмерка» превратилась в «семерку» и фактически сегодня становится формальным клубом. Параллельно сформировалась группа БРИКС, в которую входят крупнейшие страны мира.

Что касается G20, то к ней нет такого интереса. Это структура, интерес к которой просыпается в кризисных ситуациях. «Двадцатка» была создана в 1999 году и была не очень активной. Она создана Западом, прежде всего Евросоюзом при поддержке США. Ее цель заключалась в том, чтобы крупнейшим странам мира навязывать свою точку зрения. Она была неактивна до 2008 года. А с 2008 года, когда начался кризис, западные страны через «большую двадцатку» пытались решить свои экономические проблемы.

Сейчас, начиная с 2015 года, мы видим, что существует политический кризис в мире. Безусловно, этот формат востребован, но конфигурация G20 поменялась.

Раньше Запад диктовал свои условия. Сейчас можно уже говорить, что Запад не доминирует в данной структуре.

Формально европейских стран там много, но сейчас речь идет о коалициях, которые сформировались внутри «двадцатки»: Соединенные Штаты и Великобритания с одной стороны; страны Евросоюза — с другой; Россия, Китай, Индия, то есть страны БРИКС, — с третьей.

Поэтому изменилась и повестка дня. Если раньше Запад там навязывал свою точку зрения всем другим странам, то сегодня «большая двадцатка» — это если не договорная площадка, то площадка, на которой идет торг. Торг по поводу самых разных острых проблем. Сейчас идет переформатирование мира: от глобализации по-американски мы переходим к многополярному миру. Вот почему даже в «большой двадцатке» существует коалиция, но я не исключаю, что через какое-то время число стран-участников увеличится и появится, например, «большая тридцатка». Ясно, что многих крупных стран, которые должны там быть, не хватает, например Египта, Ирана, Вьетнама, Пакистана и так далее.

— В рамках одной из секций саммита будут обсуждаться вопросы международной торгово-экономической интеграции. Наверняка будет поднята тема санкций. Есть ли у лидеров «двадцатки» общее понимание, что антироссийские санкции наносят ущерб всем сторонам?

— Понимание-то есть, но просто это же орудие преследования своих интересов, прежде всего Соединенными Штатами, которые борются за европейские рынки. Что касается европейских стран, то они хоть и понимают, что санкции против России наносят им вред, но ничего не могут противопоставить Штатам: они от них зависят. И надо понимать, что такие вещи, как вопрос санкций, не решаются на «больших двадцатках» — на G20 артикулируются какие-то вещи, которые выгодны спикерам.

Если выгодно Меркель в преддверии выборов о чём-то сообщить — условно говоря, о перезагрузке отношений с Россией — или демонстрировать какую-то силу по отношению к России, то это будет иметь значение только для самой Германии, для избирательного процесса, и никоим образом не связано с решением проблемы. Не исключено, что во время встречи Трампа и Путина Трамп сделает какие-то резкие заявления по отношению к России, поскольку его заявления будут ориентированы на американскую аудиторию.

Такие вопросы, как санкции, размещение ПРО в Европе, газовые контракты, решаются кулуарным путем, путем встреч заинтересованных сторон.

Для России в данном случае важна встреча Путина с Макроном и Меркель, поскольку это публичная встреча. Мы заинтересованы в том, чтобы вся эта украинская история была абсолютно прозрачной и публичной. Вот тут возможны заявления, которые имеют отношение к реальности. Со своей стороны, мы хотели бы, чтобы прозвучала позиция Франции и Германии.

— Завтрак на троих: Меркель, Макрон, Путин — усеченный нормандский формат. Организаторы были вольны вписать Порошенко в число посетителей, но Германия на правах хозяйки не сделала этого. Ситуация на Украине теперь обсуждается без самой Украины?

— А зачем?! Россию позиция Порошенко в принципе не интересует совершенно. Нам важно, чтобы по этому поводу высказались Франция и Германия, — вот их позиция нам интересна. Почему Германия не приглашает Порошенко? Я думаю, по этой же причине, тем более что Украина всё равно не член «двадцатки». Это совершенно логично с точки зрения протокольных требований. Встреча носит неофициальный характер, характер мероприятия «на полях». Но в любом случае, хотя эта встреча и важна, не нужно преувеличивать значения G20.

Дипломаты говорят, что это «сверка часов», то есть сверка позиций стран. Но, с моей точки зрения, поскольку сейчас ситуация меняется и меняется сам формат, то сегодня «большая двадцатка» начинает играть роль коммуникационного хаба, где каждая страна преследует свои собственные интересы и использует встречу для челночных переговоров с теми странами, которые им нужны.

Общей повестки дня у участников саммита нет даже несмотря на то, что она сформулирована через экономику, например. Идет размежевание мира на цивилизационные зоны и самоопределение внутри этих зон новых геополитических интересов.

— В рамках саммита запланирована встреча Дональда Трампа и Владимира Путина. Чего стоит ждать от этой встречи?

Встреча с Трампом будет иметь чисто психологическое значение. Лидеры встретятся, посмотрят в глаза друг другу. Трамп выскажет то, что ему важно сказать, чтобы услышала американская аудитория. Путин последовательно изложит те же тезисы, о которых он говорит уже много лет: о многополярности, о необходимости конструктивного взаимодействия.

Понятно, что на этой встрече Россия должна поднять вопрос о размещении ПРО в Европе, чтобы было однозначно заявлено, против кого вообще направлены эти системы.

Проблема же взаимодействия или противоборства России и США, например в Сирии, если и будет подниматься, то исключительно формально. Это сложный вопрос, и он решается в кулуарном режиме путем долгого перманентного диалога между американскими и российскими военными, телефонных разговоров лидеров стран и так далее. На «двадцатку» не выносится.

— Безусловно, на саммите обсудят миграционный кризис. Возможно ли сотрудничество РФ и Запада в этом вопросе?

— Тут никакого диалога быть не может. Наша позиция известна: мы открыты и готовы поделиться опытом и прочее. Но нас никто не слушает. И не просто не считают возможным прислушаться к нашему мнению. Наоборот, в миграционном кризисе в политике Германии и в политике других европейских стран обвиняли — ни больше ни меньше — Россию.

Якобы беженцы с Ближнего Востока появились в этих странах, потому что российские ВКС бомбят сирийские города. В рамках этого бреда, который является мейнстримным для европейских политиков, естественно, никакого диалога по миграции нет и быть не может.

Меркель начала менять свою позицию в отношении беженцев, но исключительно в силу обстоятельств, связанных с выборами, поскольку большинство немцев выступает против миграционной политики «христианских демократов» и послаблений беженцам. Только поэтому происходит некое ослабление позиций. На самом деле с заштампованным сознанием, которое присутствует у европейских политиков, и германских в том числе, мы ничего сделать не можем. В принципе это и не наша задача, это дело самой Европы.

— В одном из интервью Вы говорили, что спасение Европы в сближении с Россией и деамериканизации. Способна ли Европа провести эту самую деамериканизацию?

— Никто так задачу не ставит. Речь идет о том, что происходит формирование новых политических субъектов цивилизационного типа. Поэтому Европа сегодня зациклена на своих собственных проблемах, ее задача состоит в том, чтобы каким-то образом повысить свой суверенитет, в том числе и во взаимоотношениях с Соединенными Штатами.

Североамериканский альянс и Британия, которая через Brexit выходит из Евросоюза и более тесно входит в альянс североамериканских стран, — для них тоже актуален поиск своего собственного цивилизационного пути, поскольку они отказываются от глобальной гегемонии через формирование Трансатлантической, Транстихоокеанской зон торговли и т. д. Соответственно, для России и Китая тоже не стоит задача деамериканизации — стоит задача цивилизационного самоопределения.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Источники:
http://www.rbc.ru/politics/28/06/2019/5d13689a9a79474ac2b0f5d4
http://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/07072017-sammit-g-20-zapad-bolshe-ne-mozhet-navyazyvat-svoyu-tochku-zreniya-miru/
http://znaybiz.ru/news/bolshinstvo-regionov-otkazalos-ot-lgot-na-dvizhimoe-imushhestvo.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: