Аренда имущества у иностранной организации приводит к НДС

Аренда имущества у нерезидента: оформление, налогообложение, страховые взносы

При заключении договора аренды с иностранной компанией либо физлицом-нерезидентом, российской организации необходимо учитывать особенности налогообложения операций в рамках договора. В статье разберем, как оформляется аренда имущества у нерезидента, каков порядок исполнения налоговых обязательств арендатором предусмотрен в данном случае, а также выясним, обязан ли арендатор уплачивать страховые взносы, если собственником имущества выступает физлицо-нерезидент.

Как определить резидентность арендодателя

Порядок установления резидентности собственника имущества, получаемого в аренду, зависит от того, кем является арендодатель – физлицом либо организацией.

Если арендодателем выступает физлицо (гражданин РФ, иностранный гражданин либо лицо без гражданства), то он признается резидентом в случае, если в течение отчетного периода (12-ть месяцев, предшествующих дате заключения договора) гражданин находился на территории РФ не менее 183-х календарных дней (непрерывно либо промежутками). В случае, если это требование не соблюдено, арендодатель признается нерезидентом, что влечет за собой особый порядок налогообложения и начисления страховых взносов.

Что касается арендодателей-юрлиц, то особый порядок налогообложения возникает в случаях, когда иностранная компания не имеет представительства в России. В подобных ситуациях на арендатора возлагаются обязательства налогового агента.

Аренда имущества у нерезидента: документальное оформление

Документальное оформление аренды имущества с нерезидентом осуществляется в общем порядке – путем заключения письменного договора.

Соглашение оформляется в строгом соответствие с ГК РФ и должно содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата, место заключения;
  • наименование сторон;
  • адреса местонахождения сторон;
  • банковские реквизиты сторон.

Если российская организация принимает имущество в аренду от физлица-арендодателя, то в договоре необходимо указать адрес постоянной регистрации нерезидента. Если договор заключен с иностранной компанией, то в тексте соглашения указывают юридический адрес головного офиса, а также адрес представительства в России (при наличии).

Важным моментом в тексте договора являются условия и порядок оплаты. В соглашении сторонам необходимо установить:

  1. Стоимость аренды – размер платежа, валюту, порядок расчета денежного эквивалента в рублях (например, по курсу ЦБ на дату оплаты).
  2. Периодичность внесения платежей – ежемесячно, ежеквартально, т.п.
  3. Наличие гарантийного платежа – обязательство арендатора уплатить последний месяц аренды.
  4. Порядок установления даты оплаты – дата отправки СВИФТ-платежа, поступление средств на счет арендатора, т.п.

Договор аренды с нерезидентом вступает в силу с момента его подписания сторонами и скрепления печатями.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

НДФЛ и страховые взносы по договору аренды с физлицом-нерезидентом

В случае если российская компания заключила договор аренды с физлицом-нерезидентом, то такая компания выступает по отношению к арендодателю налоговым агентом. Это значит, что арендатор обязан исчислять и удерживать НДФЛ из дохода, выплачиваемого нерезиденту-собственнику имущества, а также перечислять налог в бюджет.

Расчет НДФЛ по договору аренды с нерезидентом производится по формуле:

НДФЛнерезидент = АрендПл * 30%,

где НДФЛнерезидент – сумма налога, подлежащая удержанию из дохода арендатора;
АрендПл – размер арендных платежей, установленных договором.

Арендатор рассчитывает и удерживает НДФЛ до момента выплаты дохода собственнику имущества. Таким образом, арендодатель-нерезидент получает сумму арендных платежей за минусом налога.

Удержанный НДФЛ налоговый агент перечисляет в бюджет не позже дня, следующего за днем выплаты дохода нерезиденту.

Рассмотрим пример. 01.03.2021 года между российской фирмой «Магнат» и физлицом-нерезидентом Сулеймановым заключен договор аренды, согласно которому Сулейманов передает в платное пользованию «Магнату» комплекс производственных помещений.

Согласно договору, арендная плата перечисляется Сулейманову ежемесячно в размере 15.770 руб. НДФЛ составляет 30% – 4.731 руб. (15.770 руб. * 30%), таким образом, Сулейманов получает доход в сумме 11.039 руб. (15.770 руб. – 4.731 руб.).

Срок перечисления арендных платежей – до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

На основании акта оказанный услуг за март 2021 года, 03.04.2021 «Магнат» перечислил Сулейманову сумму 11.039 руб. НДФЛ в сумме 4.731 руб. перечислен в бюджет 04.04.2019.

Что касается страховых взносов, то аналогично общему порядку, выплаты физлицу-нерезиденту в рамках договора аренды объектом налогообложения страховыми взносами не являются. Данное правило утверждено п. 4 ст. 420 НК РФ. Таким образом, выплачивая нерезиденту арендную плату, арендатор страховые взносы не начисляет.

Налогообложение договора аренды с иностранной компанией

Немного иначе обстоят дела с налогообложением арендаторов из числа иностранных компаний.

Если договор аренды заключен с российским представительством иностранной компании, то обязательства по исчислению и уплате налогов от доходов от аренды возлагаются на представительство.

Согласно действующему законодательству, представительство иностранной организации в РФ устанавливается по следующим критериям:

  • иностранная компания имеет постоянно действующий офис на территории РФ, посредством которого осуществляет систематическую деятельность;
  • представительство зарегистрировано в уполномоченных органах РФ в соответствующем порядке.

В случае, если услуги аренды имущества оказывает представительство иностранной организации, действующее на территории РФ, то на основании договора представительство получает обязательства по уплате НДС и налога на прибыль.

Налогообложение доходов от аренды, полученных представительством, осуществляется в общем порядке:

НДС Налогооблагаемая база Налоговая ставка 20%
Ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом Подача налоговой декларации Ежемесячно – до 28 числа следующего отчетного месяца, годовой – до 28 марта года, следующего за отчетным

Когда арендатор выступает налоговым агентом

Если российская фирма получила имущество в аренду от иностранной компании, которая не имеет представительства на территории РФ и не состоит на учете в российских налоговых органах, то на арендатора возлагаются обязанности налогового агента, в связи с чем он исчисляет и уплачивает налоги иностранной компании.

Согласно пп.7 п. 1 ст. 309 НК РФ, доходы от аренды, полученные иностранной компанией, которая не зарегистрирована в РФ, являются объектом налогообложения налога на прибыль в общем порядке. В связи с этим налоговый агент (арендатор) исчисляет и удерживает сумму налога, рассчитанную по ставке 20%, из дохода арендодателя, после чего перечисляет налог в бюджет.

Что касается НДС, то операции по передаче иностранной компанией имущества в аренду признаются налогооблагаемой операцией. При расчете арендных платежей, арендатор удерживает из дохода арендатора-иностранной компании сумму НДС по ставке 20%.

О налогообложении иностранной компании при сдаче в аренду недвижимости на территории РФ

Иностранная компания (Мальта, Великобритания или Кипр) сдает в аренду недвижимость на территории РФ. Какие налоговые обязательства с этим связаны?

В ситуации, когда в качестве арендодателя нежилого помещения выступает иностранная организация, которой принадлежит на праве собственности объект недвижимости на территории РФ, возникают следующие налоговые обязательства:

— по налогу на прибыль

В соответствии со ст. 246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ.

Из п. 2 ст. 306 НК РФ следует, что законодательство устанавливает следующие признаки постоянного представительства:

— наличие обособленного подразделения или любого места деятельности иностранной организации на территории РФ;

— осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ;

— осуществление такой деятельности на регулярной основе.

При одновременном наличии совокупности указанных признаков деятельность иностранной компании в РФ приводит к образованию постоянного представительства.

По мнению контролирующих органов, сдача в аренду имущества иностранной организацией может привести к образованию постоянного представительства, если она осуществляется на систематической основе (Приказ МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150, Письмо УФНС России по г. Москве от 19.01.2007 № 20-12/05685).

Так, например, в п. 2.4.1 Приказа МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150 указано, что «…сам факт владения иностранной организацией имуществом на территории Российской Федерации не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации (п. 5 ст. 306 Кодекса), однако использование такого имущества в коммерческих целях может при определенных условиях создавать постоянное представительство иностранной организации. В случае если иностранная организация систематически сдает в аренду принадлежащее ей имущество, осуществляя поиск арендаторов, заключая с ними договоры аренды, а также договоры на проведение текущего ремонта и поддержание помещений в нормальном состоянии и т.п., то такая деятельность иностранной организации может привести к образованию постоянного представительства в Российской Федерации».

Таким образом, если сдача в аренду недвижимого имущества носит длящийся характер (ежемесячная арендная плата), то налоговые органы могут в данном случае определить деятельность иностранной компании как приводящую к образованию постоянного представительства. Следовательно, обязательства по исчислению и уплате налога на прибыль и НДС будут возложены на иностранную компанию.

При этом если сдача в аренду объекта недвижимого имущества иностранной компанией не носит регулярного характера, то указанная деятельность предпринимательской не признается. Следовательно, обязанности по исчислению и уплате в бюджет налога на прибыль и НДС возлагаются на российскую организацию (арендатора), признаваемую налоговым агентом.

В случае сомнений у иностранной компании относительно образования ею постоянного представительства при осуществлении сдачи имущества в аренду, следует обратиться с письменным запросом в налоговый орган для получения разъяснений. В ответ на запрос налоговый орган выдаст справку о подтверждении наличия постоянного представительства или уведомление о том, что деятельность иностранной компании не приводит к образованию такого представительства. Справку или уведомление налоговый орган должен выдать в срок не позднее 30 календарных дней от даты получения запроса.

Налог с доходов от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, исчисляется по налоговой ставке 20% на основании пп. 1 п. 2 ст. 284 и абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ.

В соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Двусторонний договор об избежании двойного налогообложения с Республикой Мальта не заключен.

Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества» от 15.02.1994 доходы, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от недвижимого имущества, находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Государстве. Положения данной статьи применяются также к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества, находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Это положение применяется к доходу, получаемому от прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме.

Учитывая вышеизложенное, сдача в аренду иностранной организацией недвижимого имущества, расположенного на территории РФ, может рассматриваться как осуществление активной предпринимательской деятельности в РФ, приводящей к образованию постоянного представительства и, соответственно, подлежащей обложению налогом на доходы в общеустановленном порядке в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщиками НДС согласно п. 1 ст. 143 НК РФ являются, в том числе, иностранные организации. Согласно п. 2 ст. 144 НК РФ иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Статьей 148 НК РФ установлено, что местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ.

Операции по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, иностранной компанией подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

Если иностранный арендодатель не состоит на учете в РФ как плательщик НДС, налог удерживается и уплачивается в бюджет российским арендатором, выступающим в качестве налогового агента (п. п. 1, 2 ст. 161, п. 4 ст. 164 НК РФ).

— по налогу на имущество организации

Иностранная компания при приобретении в собственность недвижимого имущества на территории РФ становится плательщиком налога на имущество и обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества.

Если иностранная компания имеет постоянное представительство в РФ, то она является плательщиком налога на имущество (п. 1 ст. 373 НК РФ). В этом случае налог на имущество рассчитывается так же, как и для российских предприятий.

Объектом налога на имущество является движимое и недвижимое имущество, которое относится к объектам основных средств (п. 2 ст. 374 НК РФ).

В случае, если иностранная компания не имеет постоянного представительства в РФ, то она также являться плательщиком налога на имущество, но объектом налогообложения признается только находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее ей на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

2 комментария: О налогообложении иностранной компании при сдаче в аренду недвижимости на территории РФ

Вопрос к авторам статьи.
Как будет облагаться налогом имущество, приобретенное Кипрским ЮЛ в России, если его сдача в аренду осуществляется при посредничестве риэлторской организации и приобреталось как инвестиции по договору с этим риэлтором и при его посредничестве?

Константин, здравствуйте!
Ваш вопрос направлен автору.
Он свяжется с Вами персонально.

Платится ли НДС при аренде движимого имущества у иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в РФ?

Об уплате НДС налоговым агентом – российской организацией, арендующей движимое имущество (оборудование), находящееся в иностранном государстве, у иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах.

Ответы:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по сдаче в аренду оборудования, находящегося на территории иностранного государства, оказываемых иностранной организацией российской организации, и сообщает.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса. Так, согласно пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 данной статьи Кодекса место реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

Таким образом, местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, в том числе оборудования, находящегося на территории иностранного государства, оказываемых российской организации иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. Поэтому российская организация, приобретающая у иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах, услуги по сдаче в аренду движимого имущества, в том числе оборудования, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость независимо от места фактического нахождения данного движимого имущества (оборудования).

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Аренда имущества у иностранца

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-14/82255 от 15.11.2018

Минфин России в письме от 15.11.2018 г. № 03-07-14/82255 разъяснил об уплате НДС и НДФЛ при приобретении российской организацией у иностранных лиц услуг по аренде движимого имущества в России.

По общему правилу услуги (работы), оказанные на территории России, облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если услуги оказаны не на территории России, то НДС начислять не нужно.

Поэтому, чтобы узнать, облагается ли услуга НДС, нужно правильно определить место реализации этой услуги.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Пример. Определение места реализации услуги

АО «Ренессанс» ремонтирует компьютеры и офисную оргтехнику. Ремонтная мастерская «Ренессанса» находится в Москве.

Поскольку эти работы связаны с движимым имуществом, находящимся на территории России, место реализации этих работ – Россия. Следовательно, реализация этих работ облагается НДС.

Так, услуги по сдаче в аренду движимого имущества (кроме наземных автотранспортных средств) облагают НДС, если арендатор осуществляет свою деятельность в России.

Пример. Услуги по сдаче в аренду движимого имущества

Акционерное общество «Возрождение» сдало в аренду украинской фирме «Киевстрой» башенный кран.

Если «Киевстрой» зарегистрирован в России (или осуществляет свою деятельность в России через постоянное представительство), то «Возрождение» на арендные платежи должен начислить НДС.

Если же фирма «Киевстрой» не зарегистрирована в России (и не имеет в России постоянного представительства, места управления или места нахождения исполнительного органа), то считается, что услуги оказаны за рубежом. Следовательно, «Возрождение» на арендные платежи НДС не начисляет.

Если услуги по аренде движимого имущества, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, оказываются иностранной организацией, российская организация, приобретающая такие услуги, исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента.

Пример. Услуги по аренде движимого имущества у иностранной фирмы

Акционерное общество «Возрождение» арендует у австрийской фирмы «АПТ» башенный кран. «АПТ» не зарегистрирована в России.

«Возрождение» с арендных платежей должен исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость как налоговый агент.

Ежемесячная арендная плата установлена в размере 10 000 руб. без учета НДС. Таким образом, арендная плата с учетом НДС составляет 11 800 руб. (10 000 руб. + 10 000 руб. × 18%) в месяц. Платежи производятся ежемесячно.

Бухгалтер должен делать такие проводки:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60

– 10 000 руб. – отражена стоимость аренды (без учета НДС);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 1800 руб. – учтен НДС по арендной плате;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– 1800 руб. – удержан НДС с суммы арендной платы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 10 000 руб. (11 800 – 1800) – перечислены деньги арендодателю за минусом удержанной суммы налога.

Не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, бухгалтер «Возрождения»:

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 51

– 1800 руб. – удержанный НДС перечислен в бюджет;

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 19

– 1800 руб. – фактически уплаченный налоговым агентом НДС принят к вычету.

Минфин России отметил, что при приобретении российской организацией услуг у иностранного физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем по законодательству Российской Федерации, данной российской организации уплачивать НДС в качестве налогового агента не нужно.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса доходы в виде вознаграждения, в частности, за оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Так, доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от оказания услуг в Российской Федерации подлежат налогообложению в России.

Организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, российская организация, выплачивающая иностранному физическому лицу вознаграждение за оказанные услуги, признается налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица и, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ.

Поделиться

Распечатать

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Аренда имущества у иностранной организации: порядок бухгалтерского учета

Таможенные пошлины и сборы по общему правилу включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 8 ПБУ 6/01)

Организация взяла в аренду самолет у иностранной организации, без перехода права собственности, на 36 мес. Получила ГТД, заплатила таможенный сбор, таможенные платежи, таможенный НДС.

Каков порядок бухгалтерского учета этой сделки?

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ воздушные суда относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу).

Исходя из ст. 606 ГК РФ, при передаче имущества в аренду право собственности на него не переходит к арендатору, а остается у арендодателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ) бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На основании ст. 5 Закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

4) источники финансирования его деятельности;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В силу п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997 (далее – Концепция), активом является хозяйственное средство, контроль над которым организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которое должно принести ей экономические выгоды в будущем.

В п. 7.2.1 Концепции определено, что будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды, когда он может быть:

– использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

– обменен на другой актив;

– использован для погашения обязательства;

– распределен между собственниками организации.

Статьей 606 ГК РФ определено, что плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Очевидно, что объект аренды способен приносить арендатору экономические выгоды и арендатор обладает правом на данные выгоды. Кроме того, в силу положений главы 34 ГК РФ арендатор обладает способностью ограничить доступ других лиц к названным выгодам.

Учитывая изложенное, полагаем, что объект аренды отвечает приведенным выше условиям, позволяющим рассматривать его в качестве актива. Следовательно, он должен быть принят арендатором к бухгалтерскому учету.

При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида организации следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (письмо Минфина России от 08.09.2009 N 03-05-05-01/54, Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год, утвержденные письмом Минфина России от 19.12.2006 N 07-05-06/302).

Так, порядок учета основных средств регулируется, в частности, ПБУ 6/01 “Учет основных средств” (далее – ПБУ 6/01). Актив принимается коммерческой организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п. 4 ПБУ 6/01, а именно:

– объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

– объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

– организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

– объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Если арендованное имущество (самолет) отвечает приведенным критериям, оно может быть учтено в составе основных средств организации. Причем условия о наличии у организации права собственности на актив п. 4 ПБУ 6/01 не предусмотрено.

Более того. Пунктом 32 ПБУ 6/01 установлено, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, в том числе, информация об объектах основных средств, полученных по договору аренды. При этом объект аренды в данной норме именуется именно основным средством, а не имуществом, активом, объектом и т.п. Пункт 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее – Методические указания), также прямо относит к основным средствам организации полученные в аренду объекты.

В связи с изложенным полагаем, что арендованное имущество, отвечающее условиям, поименованным в п. 4 ПБУ 6/01, должно быть принято арендатором к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее – Инструкция), для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, предназначен счет 01 “Основные средства”.

Вместе с тем в разделе “Забалансовые счета” Инструкции для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией, предназначен счет 001 “Арендованные основные средства”. Полагаем, что данная норма является специальной по отношению к обязывающей обобщать информацию о наличии и движении основных средств организации на счете 01, а потому подлежащей применению в приоритетном порядке (разъяснения КС РФ, изложенные в постановлении от 14.05.2003 N 8-П, определениях от 05.10.2000 N 199-О, от 01.12.1999 N 211-О).

Таким образом, в общем случае основные средства подлежат учету на балансовом счете 01 “Основные средства”, а основные средства, временно находящиеся в пользовании или распоряжении организации, – на забалансовом счете 001 “Арендованные основные средства”.

Данный порядок учета согласуется с принципом имущественной обособленности при ведении бухгалтерского учета, согласно которому активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п. 4.1 Концепции, п. 5 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”).

Учитывая изложенное, считаем, что арендованный самолет учитывается организацией-арендатором на забалансовом счете 001.

На основании Инструкции арендованные основные средства учитываются на счете 001 в оценке, указанной в договоре аренды. Аналитический учет по счету 001 “Арендованные основные средства” ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам арендодателя). Арендованные основные средства, находящиеся за пределами РФ, учитываются на счете 001 “Арендованные основные средства” обособленно.

На объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете в бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку. Данный объект может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем (п. 14 Методических указаний).

В результате в момент передачи арендодателем воздушного судна в учете арендатора будет сделана запись:

– в оценке, предусмотренной договором аренды, учтено поступление воздушного судна.

Таможенные пошлины и сборы по общему правилу включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 8 ПБУ 6/01).

Однако в Вашем случае первоначальная стоимость воздушного судна уже сформирована арендодателем, а Ваша организация отражает судно в оценке, предусмотренной договором аренды.

По нашему мнению, уплаченные таможенные пошлины и сборы, уплаченные при ввозе воздушного судна в РФ, не отвечают критериям расходов по обычным видам деятельности, так как не связаны с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также не связаны с выполнением работ и оказанием услуг (п.п. 4, 5 ПБУ 10/99 “Расходы организации”, далее – ПБУ 10/99). Поэтому полагаем, что данные расходы следует учитывать в составе прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99.

В таком случае уплата обязательных таможенных платежей следует отразить записями:

Дебет 76, субсчет “Расчеты с таможней” Кредит 51

– уплачены таможенный сбор и таможенная пошлина;

Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 76, субсчет “Расчеты с таможней”

– признаны расходы на уплату таможенной пошлины и таможенного сбора.

В свою очередь, уплата НДС при ввозе самолета в РФ отражается следующим образом:

Дебет 19 Кредит 68, субсчет “НДС” (76, субсчет “Расчеты с таможней”)

– начислен НДС к уплате на таможне;

Дебет 68, субсчет “НДС” (76, субсчет “Расчеты с таможней”) Кредит 51

– уплачен НДС на таможне;

Дебет 68, субсчет “НДС” Кредит 19

– принят к вычету НДС, уплаченный на таможне (в случае если организация – арендатор имеет право на него).

Расходы в виде арендных платежей учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Указанные расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 18 ПБУ 10/99).

В таком случае в учете организации-арендатора формируются следующие записи:

Дебет 20 “Основное производство” Кредит 76, субсчет “Расчеты с арендодателем”

– признана в составе расходов величина арендной платы;

Дебет 76, субсчет “Расчеты с арендодателем” Кредит 51

– перечислена арендная плата.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

НДС по операциям предоставления в аренду помещений иностранным гражданам или организациям на территории Российской Федерации

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Для целей исчисления и уплаты в бюджет НДС операции по передаче имущества в аренду признаются услугой.

Следовательно, по общему правилу если арендодатель является плательщиком НДС, то его доходы по арендной плате облагаются НДС. Исключением является ситуация, при которой арендодателем в аренду на территории Российской Федерации предоставляется помещение иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данная операция не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с положениями п. 1 ст. 149 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

Прежняя редакция п. 1 ст. 149 НК РФ для целей применения освобождения от налогообложения предусматривала ограничения по виду помещений, передаваемых в аренду, а именно освобождение от налогообложения предусматривалось только в отношении передачи в аренду служебных и (или) жилых помещений. Действующая редакция п. 1 ст. 149 НК РФ ограничений по видам помещений не содержит.

Однако в абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ установлено, что рассматриваемое освобождение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

ФНС России требования абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ определяет как принцип взаимности.

Данный принцип предусматривает предоставление иностранным гражданам и организациям, арендующим помещения в Российской Федерации, ровно такого же объема освобождений, какой установлен законодательством иностранного государства и действует в отношении российских граждан и организаций за рубежом. По мнению ФНС России, практически это означает, что если иностранное законодательство содержит ограничения по видам арендуемых помещений, по категориям арендаторов или арендодателей либо вообще не предусматривает данную льготу, то в отношении иностранных граждан и организаций, арендующих помещения в Российской Федерации, льгота будет действовать с такими же ограничениями или не будет действовать вовсе. Предоставление одним из государств освобождения в объеме, большем или меньшем того, которое применяется другим государством, недопустимо, поскольку при этом нарушается условие взаимности (Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@). Судебной практики по данному вопросу нет.

Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются положения п. 1 ст. 149 НК РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Минфином России (абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ). Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых, аккредитованных в Российской Федерации, применяется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации, утвержден совместным Приказом МИД России N 6498 и Минфина России N 40н от 08.05.2007 (ред. от 15.10.2009). Данный документ вступил в силу с 1 августа 2007 г., а для налогоплательщиков, уплачивающих НДС ежеквартально, – с 1 октября 2007 г.

Перечень включает 113 государств. При этом согласно Перечню освобождение от обложения НДС предусмотрено в отношении операций по передаче в аренду служебных (офисных) и жилых помещений без ограничения. Однако предусмотрены и некоторые особенности налогообложения рассматриваемой операции в зависимости от страны-арендатора.

Например

Исключение составляет Франция, где освобождение от обложения НДС предусмотрено только в отношении передачи в аренду немеблированных помещений, а также Чешская республика, где из числа необлагаемых операций исключена передача в аренду гостиничных номеров для проживания граждан Чехии. В отношении Испании предусмотрено освобождение от обложения операций по передаче в аренду только жилых помещений. На Острове Мэн (Великобритания) существуют ограничения по аренде для организаций, оказывающих финансовые услуги.

Таким образом, операции по предоставлению российской организацией (арендодателем) на территории Российской Федерации помещения в аренду иностранной фирме (арендатору), аккредитованной в Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС не признаются. Следовательно, при оказании услуг по аренде помещений гражданам и (или) организациям иностранных государств, включенных в Перечень, счета-фактуры выставляются без НДС.

Между тем операции по предоставлению российской организацией (арендодателем) на территории Российской Федерации помещения с мебелью для коммерческих нужд в аренду иностранной фирме (арендатору), например резиденту Франции, признаются объектом налогообложения по НДС у арендодателя в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. При этом обложению НДС по налоговой ставке 18% подлежит стоимость оказанных услуг в виде арендной платы без включения в нее сумм НДС (п. 1 ст. 154 и п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичным образом с учетом установленных ограничений подлежит обложению НДС передача в аренду помещений иностранным фирмам – резидентам Чехии, Испании, Острова Мэн (Великобритания).

Что касается документального подтверждения права налогоплательщиков на освобождение от налогообложения рассматриваемых операций, перечень документов, подтверждающих правомерность применения такого освобождения, положениями гл. 21 НК РФ не установлен.

Официальная позиция фискальных органов заключается в том, что документом, подтверждающим льготу при сдаче помещений в аренду филиалу иностранной организации, может являться выписка из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций (Письма УМНС России по г. Москве от 16.09.2004 N 24-08/60108 и от 21.06.2004 N 24-14/4/41004). В связи с этим необходимо учитывать, что сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, ведет Государственная регистрационная палата при Минюсте России (Устав федерального бюджетного учреждения “Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации”, утвержденный Приказом Минюста России от 20.07.2011 N 269).

Правомерность применения названной льготы может быть подтверждена также:

  • копией разрешения на открытие представительства иностранной организации, выданного Государственной регистрационной палатой при Минюсте России или Торгово-промышленной палатой Российской Федерации;
  • копией свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой при Минюсте России (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2006 по делу N А56-29329/04).

Кроме того, документальным подтверждением правомерности применения указанного освобождения будет являться договор аренды, заключенный с иностранной организацией (Письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-07/69).

Наличие документов, подтверждающих обоснованность применения освобождения от налогообложения рассматриваемой операции, имеет важное значение, поскольку является одним из обязательных условий применения льготы. По предоставлению в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, не имеющим аккредитацию в Российской Федерации, освобождение от налогообложения не предоставляется, и услуги по предоставлению в аренду помещений будут облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Обоснованность применения освобождения от налогообложения рассматриваемой операции может быть проверена налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки по факту представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за очередной налоговый период. Проверка обоснованности применения данной льготы будет проведена путем истребования соответствующих документов. Право налоговых органов истребовать данные документы обусловлено положениями п. 6 ст. 88 НК РФ, в соответствии с которыми при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на данные налоговые льготы.

В связи с этим во избежание неблагоприятных налоговых последствий при заключении договора аренды с иностранным гражданином или организацией арендодателю необходимо заранее запросить документы, подтверждающие факт аккредитации иностранной организации на территории Российской Федерации. У иностранного гражданина могут быть истребованы копия паспорта, вид на жительство, разрешение на работу и пр.

“Финансовая газета”, 2012, N 8. Ведущий юрист ООО “РосКо – Консалтинг и аудит” С.Гаврилова

Аренда имущества у иностранной организации приводит к НДС

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, и соответственно возникает объект налогообложения НДС, если эти работы (услуги) непосредственно связаны с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ. А пп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ установлено, что местом реализации работ (услуг), связанных непосредственно с движимым имуществом, а также воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимся за пределами территории РФ, Россия не признается.

К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание. И хотя этот перечень является открытым, объединяет перечисленные в нем работы (услуги) то, что они не связаны с перемещением объекта, то есть в период выполнения работ (оказания услуг) объект находится на определенной территории.

Это значит, что по нормам ст. 148 НК РФ место реализации работ (услуг), связанных непосредственно с движимым имуществом, зависит от места нахождения этого имущества, а не от того, кто является заказчиком и исполнителем таких работ (услуг). Например, при выполнении российской организацией работ по ремонту движимого имущества, находящегося на территории иностранного государства, по договору с другой российской организацией местом реализации указанных работ территория РФ не признается и такие работы в России НДС не облагаются (см. письма Минфина России от 10.05.2018 N 03-07-08/31102, от 16.11.2011 N 03-07-08/319, от 03.08.2007 N 03-07-08/223). Аналогичный вывод в отношении услуг по хранению движимого имущества, находящегося за пределами территории РФ, сделан в письме Минфина России от 04.02.2010 N 03-07-08/30.

Обратите внимание, что сдача в аренду движимого имущества к таким работам (услугам) не относится. Место реализации услуг по аренде движимого имущества (за некоторыми исключениями) определяется согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ по месту деятельности покупателя (см. также письмоМинфина России от 21.10.2013 N 03-07-08/43942). Так, местом реализации услуг по аренде (прокату) движимого имущества, оказываемых российской организации иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, признается территория РФ и такие услуги облагаются НДС в РФ. См. также письма Минфина России от 11.08.2015 N 03-07-13/1/46116, от 25.04.2014 N 03-07-РЗ/19611. В свою очередь, местом реализации услуг по сдаче в аренду подвижного железнодорожного состава, в том числе пассажирских вагонов, оказываемых российской организацией иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат обложению НДС в РФ (см. письмо Минфина России от 21.02.2018 N 03-07-11/10994).

При оказании услуг по хранению информации в электронном виде на серверах, находящихся за пределами России, оказываемых иностранной организацией российской организации, согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги (см. письмо Минфина России от 25.04.2014 N 03-07-РЗ/19611).

Напомним, что в соответствии со вторым абзацем пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в этом подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации – на основании:

– места, указанного в учредительных документах организации,

– места управления организации,

– места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа,

– места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство),

– места жительства физического лица, если иное не предусмотрено абзацами тринадцатым – семнадцатым пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Примечание

С 1 января 2017 года в отношении физического лица, не являющегося ИП, приобретающего электронные услуги, местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:

– местом жительства покупателя является РФ;

– место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, – на территории РФ;

– сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;

– международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

Если при оказании физическим лицам, не являющимся ИП, услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ и при этом в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором место оказания указанных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя, местом осуществления деятельности указанного покупателя признается территория такого иностранного государства, продавец вправе определить место осуществления деятельности покупателя самостоятельно.

Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ, если иное не предусмотрено п. 5 ст. 148 НК РФ, являются контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, а также документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг). Например, таким документом может являться акт выполненных работ (оказанных услуг). Во избежание налоговых рисков в нем следует указать точное содержание работ (услуг), наименование объекта движимого имущества и его местонахождение. Для подтверждения факта выполнения работ (оказания услуг) могут быть использованы иные документы, например смета, отчет исполнителя о выполненных работах (оказанных услугах).

Внимание

Порядок взимания косвенных налогов (в т.ч. российского НДС) при выполнении работ, оказании услуг между странами – участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.).

При выполнении работ, оказании услуг в государствах ЕАЭС налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IVПротокола (п. 28 Протокола).

Место реализации работ, услуг в ЕАЭС определяется в соответствии с п. 29 Протокола. Так, местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена;

Под движимым имуществом в целях применения Протокола понимаются вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам.

Источники:
http://corprf.ru/o-nalogooblozhenii-inostrannoy-kompa/
http://ppt.ru/question/?id=44227
http://www.buhgalteria.ru/nadocs/arenda-imushchestva-u-inostrantsa-
http://taxpravo.ru/analitika/statya-411029-arenda_imuschestva_u_inostrannoy_organizatsii_poryadok_buhgalterskogo_ucheta
http://rosco.su/press/nds-po-operatsiyam-predostavleniya-v-arendu-pomeshcheniy-inostrannym-g/
http://pravobez.ru/articles/mesto-realizacii-rabot-uslug-svyazannyh-s-dvizhimym-imuschestvom-dlya-celey-nds.html
http://nalog-nalog.ru/oplata_truda/kak_rasschitat_avans_po_zarplate_novye_pravila_rascheta/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: