Аналитик объяснил, чего ждать от повышения НДФЛ

«Реакция общества может быть отрицательной». Экономисты о возможном повышении НДФЛ до 15%

29 марта стало известно, что в экономическом блоке правительства обсуждается вариант налогового маневра по формуле «21/20» c введением торгового сбора во всех регионах и увеличением НДФЛ до 15%. Об этом рассказал RNS президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. «360» решил узнать у экспертов, насколько разумно повышение налогов и к чему оно может привести.

Аналитик ГК «Финам» Богдан Зварич считает, что повышение подоходного налога поможет улучшить ситуацию с бюджетом, но может вызвать негативную реакцию в обществе. К тому же положительное влияние новой ставки может быть не слишком существенным.

Дополнительные сборы, безусловно, улучшат ситуацию с бюджетом, позволят оказать влияние на его дефицит. Однако я не думаю, что это влияние будет существенным. Стоит напомнить, что правительство пытается различными способами увеличить наполняемость бюджета начиная от увеличения дивидендов госкомпаний заканчивая налоговыми изменениями. Речь идет не только об НДФЛ, но и о других налогах. Поэтому подобные маневры с одной стороны могут оказаться полезными для бюджета, с другой — реакция на них в обществе может быть отрицательной, особенно если речь идет о НДФЛ без прогрессивной шкалы. Вопрос в том, насколько польза перевесит вред от увеличения налогов

— аналитик ГК «Финам» Богдан Зварич.

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

О необходимости ввести прогрессивную шкалу налогообложения рассуждает и профессор Института экономики РАН Людмила Лыкова. «Тупое повышение НДФЛ с моей точки зрения нерационально. Нужно вводить прогрессивное подоходное налогообложение, повышая налоговую нагрузку на высокодоходные категории населения и снижая на низкодоходные категории населения», — заявила она.

Руководитель департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ Любовь Гончаренко убеждена, что просто повышать НДФЛ на сегодняшний день неправильно.

Когда мы переходили на пропорциональную шкалу, одной из целей было выведение заработной платы в так называемую белую зону. В этом плане увеличение ставки до 15% ставит под сомнение данный вопрос. Тем более, что до конца проблема выведения заработной платы в белую зону так и не решена

— сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Любовь Гончаренко.

Другой аргумент против повышения налога — ухудшение материального положения многих граждан. «На сегодняшний день повышение ставки НДФЛ до 15% еще более усугубит положение тех физических лиц, которые получают небольшую заработную плату. А их достаточно большое количество, чтобы ставить под удар их благополучие в сегодняшних непростых экономических условиях», — считает Гончаренко.

Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

Наконец, еще один важный момент — компенсация за повышение налога. По ее словам, если повышение будет сопровождаться увеличением абсолютной суммы налоговых вычетов, например, на образование или здравоохранение, то это будет плюсом. «В данной ситуации социально незащищенные люди не будут страдать так, как если просто повысить ставку до 15%», — заявила Гончаренко.

Аналитик объяснил, чего ждать от повышения НДФЛ

Повышение налога на доходы физических лиц с 13 процентов до 15 позволит пополнять бюджет каждый год примерно на 600 млрд рублей. Такого мнения придерживается директор института, занимающегося планированием стратегического порядка ФБК, Игорь Николаев.

На данный момент, по заявлениям вице-премьера Аркадия Дворковича, есть вероятность повышения НДФЛ с текущих 13 процентов. Если такое решение власти признают целесообразным, то полученные дополнительные бюджетные доходы должны направляться на образовательную и здравоохранительную сферу. При этом, он считает, что налоги не должны отличаться избыточностью. Нельзя создавать мотивацию для уклонения от их уплаты, от ухода в прочие юрисдикции.

«Если будет дополнительно собираться два процента, то это порядка 600 млрд рублей в год. Эти деньги серьезные. Это можно сопоставить с расходами бюджета федерального уровня на образование, на здравоохранение», — отмечается Николаевым.

Экспертом также было отмечено, что невозможно будет отслеживать как в дальнейшем по целевым направлениям используются средства. Поскольку такой принцип прописан в Бюджетном кодексе и НК.

«У нас присутствует принцип, в соответствии с которым налоги могут «окрашиваться» в какие-то целевые взносы. Это прописано законодательно», — подчеркнул Николаев.

По его мнению, повышенная ставка НДФЛ может привести к снижению зарплат.

«Платить налог на два процента больше для населения является значимой подвижкой. Не стоит думать, что работодатели платить будут, а люди ни с какими изменениями не столкнутся. Именно они в первую очередь это на себе и почувствуют. Для работодателей ситуация простая. У них присутствуют деньги, из которых формируется фонд трудовой оплаты. Им как агентам требуется заплатить 13 процентов подоходного налога, а также социальные взносы. Все вместе – это общий котел. Если НДФЛ поднимется, им просто придется снижать заработную плату», — подчеркивается Николаевым.

Возможность повышения налога на доходы «физиков» до 15 процентов с текущих 13 обсуждалась сразу после переизбрания Владимира Путина. При этом пресс-секретарем премьер-министра Дмитрия Медведева Натальей Тимаковой отмечалось, что обсуждаются разные меры, но пока конкретных решений не сформулировано.

Повышение НДФЛ и налоговый ад: россиянам грозят денежные проблемы

Сборы могут стать непосильными

04.04.2018 в 17:57, просмотров: 474485

Удивительные метаморфозы происходят в общественно-экономической жизни после каждых очередных выборов. Когда страх спугнуть голоса избирателей какой-нибудь антинародной инициативой прошел, власти принялись за старое: под соусом заботы о благополучии граждан придумывать, как сподручнее облегчить кошельки этих самых граждан. Излюбленным инструментом отъема денег в России всегда были налоги, которые теперь решено модернизировать — якобы, устарела у нас фискальная система.

Долго над реформированием решили не думать, пошли по самому маргинальному пути и предложили повысить подоходный налог с 13% до 15%.

«Ничего страшного в этих 2%», – сказал Аркадий Дворкович, комментируя такую перспективу. Мол, никто ничего не заметит, а бюджету будет приятно. Допдоходы пообещали направить на здравоохранение.

На всякий случай предложили и другой способ: с бедных брать меньше, а с богатых – больше, отменив плоскую шкалу налогообложения. Это должно увеличить сборы НДФЛ с 3 до 4,5 трлн рублей. Выручку планируют отправить все туда же — на медицину, на «социалку». Вроде как забота о народе, только за эту заботу о нас мы же и платим своим рублем. Получается как в старом детском розыгрыше-дразнилке: «Хочешь яблоко?- Хочу! – Тогда иди и купи!»

Подоходному налогу в России искусно присвоили светлый образ чуть ли не самого низкого в мире, чем умело прикрываются все разговоры чиновников на тему налогообложения. Однако любой работодатель, а именно он платит подоходный налог за сотрудника в белом секторе, рассмеется в лицо тем, кто так утверждает.

Косвенный налог с зарплат, который включает страховые, пенсионные, медицинские взносы, составляет почти 50% и тяжким бременем ложится на честные компании. Мы этих денег не видим, но они должны гарантировать нам хорошую бесплатную медицину, достойные пенсии и прочие социальные блага. Трудно поверить, что в стране, где, согласно официальным данным, насчитывается 20 млн бедняков, эти гарантии успешно выполняются.

Большинство трудящихся совершенно точно предпочло бы потратить половину зарплаты на реальное улучшение своей жизни, а не платить государству за его эфемерные обещания.

Казалось бы, введение налога на богатых и прогрессивной шкалы могло бы стать торжеством социальной справедливости. Примечательно, что идею предложила фракция КПРФ и уже подготовила соответствующий законопроект. Ну, коммунисты в своем репертуаре: раскулачивать зажиточных соотечественников — их любимое занятие. Сняв розовые очки оголтелого популизма, на предложенные налоговые новшества можно взглянуть только с ужасом.

Судите сами. Для прогрессивной шкалы авторы законопроекта предложили такую схему: НДФЛ в размере 5% взимается с дохода до 100 тыс рублей в год, до 3 млн рублей ставка составит 5 тыс рублей плюс 13% с суммы свыше 100 тысяч, с заработка в 10 млн в год придется платить 382 тыс рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн.

А с суммы свыше 10 млн рублей предложено уплачивать 1,642 млн рублей плюс 25% свыше 10 млн.

Авторы законопроекта пояснили, что ставка в сторону повышения изменится только для 0,72% трудящихся, на которых и планируется заработать лишний триллион. А ведь в это число входят не только олигархи, но и просто квалифицированные высокооплачиваемые специалисты. Для Москвы 250 тысяч — это зарплата менеджера среднего звена в крупной компании или хорошего айтишника. Таким людям вполне хватит квалификации и знаний, чтобы эмигрировать из страны туда, где их труд оценят выше.

Миллиардеры же тоже не станут отчислять четверть доходов государству, в котором отбирать бизнес, сажать за решетку по делу и без дела — нормальная практика. Они лучше выведут свои деньги в офшоры. Наконец, существует опасение, что в процессе обсуждения нового законопроекта, 13% для большинства превратятся, к примеру, в 15% — по рецепту Дворковича.

Прогрессия в налогах возможна лишь в развитых странах, с высокой собираемостью налогов и привитой культурой их платить, а не укрывать – там, где не кошмарят бизнес, где умеют зарабатывать деньги в бюджет не только с помощью волатильного нефтяного сектора, где гарантии государства исполняются на 100%, а старики на пенсии живут лучше своих работающих детей.

Плоская шкала налогообложения, действующая в России с 2001 года — наверное, не панация от всех бед. Но переход на прогрессивную шкалу чреват множеством издержек для всех — от самых бедных до самых богатых. Наша экономика сегодня — это болото с достигнутым шатким равновесием доходов и расходов в бюджете. И сегодня лучше в это болото не нырять — утонем!

«С повышением НДФЛ высоких зарплат больше не будет»

Для чего в повестку вбросили новость о 15% налоге

Россиянам придется забыть о повышении зарплат, если налог на доходы физических лиц (НДФЛ) будет увеличен с 13 до 15 процентов. Кроме того, в стране значительно вырастет безработица, а предприятия будут заинтересованы в том, чтобы нанимать исключительно дешевую рабочую силу. Как утверждают опрошенные «URA.RU» эксперты, обсуждаемое предложение изменить НДФЛ рискует обернуться массой негативных социальных последствий.

В четверг, 22 марта, газета «Ведомости» сообщила со ссылкой на источники, что правительство РФ на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева обсуждает вопрос повышения налога на доходы для физических лиц.

Ранее глава Минфина Антон Силуанов неоднократно заявлял, что его ведомство выступает против изменений НДФЛ, поскольку это стабильный налог. Бизнес-омбудсмен Борис Титов сообщал, что считает необходимым переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц с нулевой ставкой для населения с доходами ниже прожиточного минимума и ставкой 25% для тех, кто получает более 1 млн рублей.

Позднее вице-премьер России Аркадий Дворкович заявил, что рост налога на доходы для физических лиц до 15% с нынешних 13% не приведет к глобальному уходу от налогов, дополнительные 2% налогов могут пойти на здравоохранение. «Это число — 13% — тоже не фетиш, оно ничем не отличается от 14% и 15%, это просто одно из возможных чисел», — сказал он. По его словам, «если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу».

Как пояснил «URA.RU» аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин, дополнительная нагрузка по уплате более высокой ставки налога ляжет на плечи работодателей. Однако, признал эксперт, несмотря на это последствия для населения и экономики в целом не станут менее тяжелыми.

«Рост налоговой нагрузки на бизнес, с одной стороны, будет стимулировать переход к „серым“ зарплатам и способствовать росту безработицы. С другой стороны, продолжающееся уже четыре года подряд падение реальных доходов получит свое продолжение в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Повышение налоговой нагрузки вынудит работодателей замедлить или вовсе отказаться от индексации зарплат. В конечном итоге все это выльется в годы стагнации экономики», — заявил Нигматуллин.

Аналитик уточнил, что для бизнеса станет невыгодно нанимать более дорогую рабочую силу: «Например, в ретейле между кассиром человеком и автоматической кассой выбор сделают в пользу последней». Он полагает, что необходимые резервы для бюджета можно изыскать за счет сокращения неэффективных госрасходов.

По оценкам экономиста Артема Ермолаева, повышение НДФЛ даже на 2% «заметит каждый россиянин».

«Высоких зарплат больше не будет. Серой зоны станет еще больше. Все попытки государства вывести бизнес из тени, которые предпринимались на протяжении последних лет, одним росчерком пера будут сведены на нет.

Трудовые книжки и официальные договоры начнут стремительно уходить в прошлое. Каждый работодатель, к сожалению, будет занят только одним делом — ломать голову над тем, как уйти от налогов», — пояснил он «URA.RU».

Он также отметил, что количество побочных эффектов от двухпроцентного повышения налога рискует перекрыть возможную пользу от данного шага: «Экономический рост и сегодня является более чем скромным. Повышение НДФЛ автоматически остановит его. И тогда встанет вопрос — что делать дальше?».

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов полагает, что заявление вице-премьера Аркадия Дворковича о возможном повышении НДФЛ следует рассматривать как «некий вброс». «Власти хотят посмотреть, как к этой идее отнесется общество, как отреагирует бизнес, насколько негативную реакцию вызовет», — сказал он «URA.RU».

По его словам, государство ориентировано на повышение налоговой нагрузки: «Однако, если это начнет отрицательно сказываться на рейтинге главы государства, то, думаю, что в таком виде инициатива реализована не будет».

Повышение НДФЛ близко: россиянам предложат самим оплатить социальные обещания властей

После президентских выборов, в преддверии формирования нового правительства, дискуссия о повышении подоходного налога стала набирать обороты. Пока чиновники обмолвились лишь о подготовке бюджетного маневра, который может включать повышение НДФЛ с 13 до 15%. В то же время в Госдуму вносится законопроект о перестройке налоговой системы с действующей плоской шкалы НДФЛ на прогрессивную, при которой чем больше у работника доход — тем больше отчисления государству. Пока все эти предложения носят характер «прощупывания почвы», но исключать того, что государство в случае появления новых бюджетных проблем готово резко запустить руку в карманы граждан, нельзя. «МК» решил покопаться в налоговых слухах и выяснить, что угрожает нашему кошельку в обозримом будущем.

Через три дня после президентских выборов 21 марта премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание с кабмином. На нем обсуждался, в частности, налоговый вопрос. Глава правительства сказал, что сейчас, когда экономика развивается и ей предстоит решить большие задачи, налоговой системе нужна «определенная настройка». Источники тогда сообщили, что в правительстве рассматривается повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до 15% с введением необлагаемого минимума. Эта информация взбудоражила общественность, разъяснения пришлось давать вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который информацию не опроверг, а, напротив, сказал, что в этих дополнительных 2% нет ничего страшного. По его мнению, повышение НДФЛ до 15% не приведет к глобальному уходу от налогов, а дополнительные 2% налогов могли бы пойти на здравоохранение и финансирование «социалки». «Ставка НДФЛ в 13% — это не фетиш. Не думаю, что разница между 13 и 15% такова, что люди все побегут из страны», — высказался зампред правительства.

Идея повышения подоходного налога обсуждалась еще до президентских выборов, но, конечно, с большой сдержанностью и осторожностью — дабы не напугать электорат. А министр финансов Антон Силуанов и вовсе заявил, что его ведомство выступает против изменений НДФЛ, поскольку та форма подоходного налога, которая существует, — стабильна и эффективна, а лучшее — враг хорошего. «Я противник изменения ставки НДФЛ, хотя есть различные предложения, как ее поменять, например ввести прогрессию. Мне кажется, не надо трогать налог, который нормально работает и собирается. Население привыкло к нему, поэтому увеличение ставки или прогрессия приведет к стремлению обойти уплату. Плоская шкала 13% налога вполне конкурентоспособна», — считает глава Минфина.

Не доросли до прогресса

Другая идея изменения подоходного налогообложения, которая все чаще озвучивается, связана с отменой плоской школы налогов и введением прогрессивной. В Госдуму за последнее время поступало несколько законопроектов о прогрессивной шкале за авторством различных депутатов, главным образом из КПРФ и «Справедливой России». Иными словами, власти задумались над тем, как получить побольше с богатых, а россиян с маленьким доходом оставить с их копейками в покое.

Например, один законопроект подразумевал сохранение ставки в 13% для большинства россиян и введение налога в 18% для тех, кто зарабатывает более 24 млн рублей в год. Другая законодательная инициатива устанавливала нулевой налог для обладателей годового дохода до 180 тыс. рублей. Для тех, кто получает от 180 тысяч до 2,4 млн рублей, ставка была бы 13%. При доходе от 2,4 млн рублей до 100 миллионов налог должен был составить 288,6 тыс. рублей плюс 30%, а при доходе от 100 млн рублей налоговая забирала бы 29 млн 568,6 тыс. плюс 70%.

Вносился и законопроект, в котором речь шла о 13‑процентной ставке для россиян с доходом менее 400 тыс. рублей в месяц, а для людей с зарплатой от 400 тысяч до 1 млн рублей предлагалась ставка НДФЛ в 30%. Доходы более 1 миллиона предлагали обложить налогом в 50%. Таким образом, у такого «миллионера» после вычета налогов оставалось бы на руках 500 тыс. рублей — немногим больше «бедняка» из первой категории. Само собой, при такой схеме большинство укрывало бы свои доходы. Впрочем, этого абсурда не случится, по крайней мере пока: все эти законопроекты были отклонены.

Последний законопроект о налоговой прогрессии, внесенный в Госдуму и находящийся на рассмотрении, устанавливает пониженную ставку налога на доходы физлиц в размере 5% для зарплаты менее 100 тыс. рублей в год. Дальше схема прогрессии становится сложнее. При годовом доходе до 3 млн рублей ставка налога составит 5 тыс. рублей плюс 13% с суммы свыше 100 тысяч. С дохода больше 10 млн рублей придется платить 382 тыс. рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн, с дохода свыше 10 млн рублей налог составит 1,642 млн рублей плюс 25% с суммы выше 10 млн рублей. Авторы законопроекта уверяют, что действующая ставка НДФЛ в 13% сохранится в отношении большинства налогоплательщиков — 86%, а именно 58 млн человек. Между тем законодатели рассчитали, что такая схема принесет бюджету 1 трлн рублей ежегодно. Возможно, у этого законопроекта и есть будущее, во всяком случае, он был одобрен Комитетом по бюджету и налогам Госдумы.

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже сообщил, что решение об изменении подоходного налога будет принимать новое правительство, которое президент назначит после своей инаугурации 7 мая. Между тем свое мнение по поводу введения прогрессии премьер высказал, выступая перед Госдумой. По его мнению, многие аргументы в пользу прогрессивной шкалы в России не работают. Опыт западных стран показывает, что прогрессивная шкала больше бьет по среднему классу, а не по богатым, указал Медведев, а кроме того, повышается административная нагрузка в виде необходимости подавать декларации, в итоге собираемость налогов снижается. «Часть налогов уйдет в «серую зону», — признал глава кабмина. — И еще надо оценить, каким будет объем ухода». При этом премьер не исключил возможности введения элементов прогрессивной шкалы, но они должны сопровождаться мерами поддержки необеспеченных граждан и быть хорошо просчитаны. По его словам, прогрессивная шкала возможна, но как минимум при наличии таких инструментов, как налоговые вычеты или необлагаемый минимум.

Новое, как известно, это хорошо забытое старое. Плоская шкала НДФЛ в рыночной России действует лишь с 2001 года, а до нее существовала как раз прогрессивная: минимальный налог составлял 12%, а максимальный — 30%. При таком раскладе бюджет сильно недобирал налогов: более-менее состоятельные граждане укрывали свои доходы, не желая делиться с государством, которому тогда не очень верили. В лихие 90‑е даже слоган такой применительно к налогам был популярен: «Платит только трус». Не случайно Дмитрий Медведев призвал учитывать опыт прошлого и вспомнить, какое количество «серых» схем порождала существовавшая прогрессия и как активно применялись зарплаты в конвертах работодателями. Введение фиксированной ставки в 13% в корне поменяло ситуацию: это был уровень, который россияне психологически восприняли как справедливый и стали платить.

Вообще же подоходный налог в России имеет богатую историю. Впервые сбор с доходов в государственную казну был введен в Российской империи в 1812 году и представлял собой налог на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка была прогрессивной и варьировалась от 1% до 10% при наличии необлагаемого дохода до 500 рублей в год. Для понимания: на тот момент стоимость дома из двух комнат в Петербурге оценивалась для целей налогообложения в 250 рублей.

В период СССР ставка подоходного налога много раз менялась, и предпринимались даже идеологические попытки его полной отмены. В 1984 году произошло последнее налоговое изменение в советской России: тогда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 рублей ежемесячного дохода, а сумма налога стала фиксированной: с доходов свыше 71 рубля взималось 25 копеек, свыше 101 рубля — 8,2 рубля. Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда начались рыночные реформы и была введена прогрессивная шкала, система ставок в которой успела поменяться девять раз до 2000 года. Именно в тот год новый президент Владимир Путин подписал указ о введении плоской шкалы НДФЛ.

Равнение на Боливию или Канаду?

Эксперты, с которыми «МК» обсудил возможные варианты изменения подоходного налога в России, указали на то, что существующая плоская схема с 13% в настоящий момент для нашей страны оптимальна, исходя из уровня экономического развития. Плоская шкала применяется в развивающихся странах, она способствует высокой собираемости налогов, развитию деловой активности, росту предпринимательства и занятости, потому что дает прозрачность и ясность бизнесу и налогоплательщикам. Плоское налогообложение в отношении физлиц действует в Белоруссии, Казахстане, Киргизии — по 10%, Боливии — 13%, Чехии — 15%, Венгрии — 16%, Эстонии — 21%. Тут даже просматривается закономерность: чем выше в стране ВВП на душу населения, тем выше подоходный налог. В свою очередь, прогрессивная шкала применяется в самых богатых странах мира — США, Норвегии, Канаде, до уровня ВВП которых на душу населения России еще развиваться и развиваться.

Экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев считает, что сейчас российская экономика находится далеко не в том состоянии, чтобы повышать налоговую нагрузку на граждан и бизнес. Тем более что честные работодатели из «белого» сектора отчисляют за работника не только НДФЛ, но и страховые, медицинские, пенсионные взносы — в итоге уходит почти 50%. По его мнению, еще большего фискального бремени при попытке поменять плоскую шкалу в 13% россияне не выдержат.

Инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин отметил, что еще недавно на тему изменения подоходного налога было наложено табу, а теперь власти как будто «прощупывают почву» общественного мнения. «Конечно, НДФЛ — наиболее чувствительная тема еще и потому, что этот налог остается в региональных бюджетах, многие из которых испытывают проблемы с финансированием социальных расходов и развития инфраструктуры, а некоторые регионы вообще давно живут в долг». С этой точки зрения наиболее эффективным окажется повышение ставки НДФЛ до 15%, считает эксперт. По мнению аналитика, правительству следует не просто поднять НДФЛ, а провести налоговый маневр — одновременно уменьшить нагрузку на заработную плату (то есть снизить обязательства по оплате взносов во внебюджетные фонды), что будет способствовать выводу ее из тени. «В противном случае все пойдет по замкнутому кругу: налоги будут тормозить развитие экономики, а коллапсирующая экономика будет приносить все меньше доходов в бюджет», — предупреждает эксперт.

Не перегнуть палку

Так или иначе предложения о повышении налогов с населения после выборов выглядят как нарушение обещаний стабильности налоговой системы, считает Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК «ТелеТрейд». «Если власти пойдут по этому пути, то получается так, что задачи развития социальной сферы и все предвыборные обещания, по сути, будет предложено оплатить самому населению», — говорит аналитик. Он предполагает, что более вероятный вариант развития событий — это увеличение ставки НДФЛ до 15%, а не введение прогрессии. «Этот вариант более прост в администрировании и меньше бьет по квалифицированному труду», — считает эксперт. При этом он напоминает, что в экономической науке давно открыта кривая Лаффера, которая свидетельствует о том, что налоговые поступления увеличиваются при повышении ставки лишь до определенного предела. Если гнуть палку дальше, то от повышения тарифа поступления не вырастут, а снизятся, поскольку будут изобретаться новые способы уклонения, увода доходов в тень. Кроме того, повысив ставку, правительство рискует потерять доверие населения, которое ждет от государства увеличения реальных доходов населения как основного показателя уровня жизни, а не наоборот. «Но повышение налогов — прямой вычет из таких доходов, которые и без того снижались у нас четыре года подряд», — предупреждает эксперт.

На Международной конференции в ВШЭ Алексей Кудрин заявил, что, по данным опроса Центра стратегических разработок, около 50% россиян приветствуют повышение подоходного налога: они готовы отчислять со своих зарплат больше, чтобы на эти деньги государство позаботилось о бедных и улучшило социальную сферу. Вот только у респондентов не спросили, уверены ли они в том, что государство использует собранные деньги по назначению, а не потратит их на спасение бедствующих «под гнетом санкций» олигархов или вовсе потеряет в коррупционных схемах.

Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в 2009 году

За 10 месяцев 2009 года в областной и местные бюджеты Брянской области поступило 11 325,8 млн. руб. налогов и сборов, администрируемых ФНС России, что на 6 % или на 643,6 млн. рублей больше, чем в аналогичном периоде 2008 года.

Основными источниками формирования доходной части территориального бюджета являются (при темпе роста 95,8%), налог на прибыль организаций (при темпе роста 105,4%), и налог на имущество (при темпе роста 169,1%), на долю которых приходится 83,8% от общей суммы поступлений.

занимает лидирующее место в консолидированном бюджете субъекта РФ, его удельный вес составляет 45,6%, к аналогичному периоду прошлого года произошло его снижение на 4,9 процентных пункта.

Поступления по налогу на доходы физических лиц за январь-октябрь т.г. составили в сумме 5 165,9 млн. руб., в том числе в областной бюджет – 3 082,5 млн. руб., в местные бюджеты – 2 083,4 млн. рублей.

Поступления по налогу на доходы физических лиц за январь-октябрь т.г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снижены на 226 млн. руб. или на 4,1 процентный пункт.

Снижение поступлений на 01.11.2009 к аналогичному периоду прошлого года по 20 налогоплательщикам, относящихся к категории “крупнейших” регионального уровня, составило в сумме 177,0 млн. рублей.

По группе основных налогоплательщиков регионального уровня 129 налогоплательщиков снизили поступления к аналогичному периоду прошлого года на 69,0 млн. рублей.

На снижение поступлений по налогу на доходы физических лиц повлиял комплекс причин, связанных с изменением экономической ситуации на предприятиях в условиях кризиса.

Исходя из сложившейся социально-экономической ситуации, по состоянию на 01.10.2009 года к аналогичному периоду прошлого года снижен оборот организаций, занимающихся видами деятельности, имеющими основной удельный вес в общем обороте организаций: “обрабатывающие производства” – на 24,3%, “строительство” – на 13,5%, “оптовая и розничная торговля” – на 6,2%. В целом по области индекс промышленного производства составил к соответствующему периоду прошлого года 77,5%.

В режиме неполной рабочей недели по инициативе работодателя по основным видам экономической деятельности (обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность) в сентябре 2009 года работало 1,2% списочной численности обследуемых отраслей.

Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, к концу сентября 2009 года составила 18,3 тысячи человек, из них безработных 16,4 тыс. человек, или в 2,1 раза выше соответствующего периода прошлого года.

На снижение поступлений по налогу на доходы физических лиц также повлиял рост возврата налога из бюджета на 88,0 млн.руб.или в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с предоставлением физическим лицам имущественных и социальных вычетов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Во исполнение постановления Администрации Брянской области от 12.05.2008 N464 “О мерах по обеспечению роста собираемости налога на доходы физических лиц на территории Брянской области” Управлением ежеквартально проводится работа по выявлению хозяйствующих субъектов, не перечислявших налог на доходы физических лиц в течение кварталов текущего года.

В 2009 году было установлено 403 предприятия, не перечислявших налог в 1- 2 кварталах текущего года. За 3 квартал 2009 установлены 984 организации, не перечисляющих налог на доходы в бюджет.

Налоговыми органами Брянской области проведена определенная работа по выяснению причин неуплаты налога на доходы физических лиц по выявленным предприятиям. Руководителям всех предприятий направлены уведомления о наличии задолженности по уплате налога на доходы и о необходимости ее погашения.

В районные администрации направлены письма для включения 36 предприятий в план заседания комиссий при администрации по вопросам неуплаты налога на доходы физических лиц.

Управлением в Брянскую городскую администрацию направлены списки предприятий, которые состоят на налоговом учете в налоговых органах г.Брянска и не производивших уплату налога на доходы физических лиц.

В результате проведенной работы 138 (34%) предприятий погасили частично либо в полном объеме образовавшуюся текущую задолженность в 1 полугодии 2009 года в общей сумме 12,1 млн. рублей.

За 9 месяцев 2009 года в ходе выездных налоговых проверок организаций налоговых агентов установлена неуплата налога на доходы физических лиц в сумме 160,4 млн.руб., что больше, чем за аналогичный период прошлого года на 116,9 млн. руб. или в 3,7 раза.

Поступило в бюджет из дополнительно начисленных сумм в ходе выездных налоговых проверок 82,2 млн.руб. или 51,2%, что больше соответствующего периода прошлого года на 44,6 млн.руб. или в 2,2 раза.

Списки выявленных предприятий, не перечислявших налог на доходы, были направлены в УНП УВД Брянской области для установления признаков уголовного преступления, предусмотренных ст. 199.1 УК РФ и организации совместных проверок данных предприятий.

По статье 199.1 УК РФ возбуждено уголовное дело в отношении 1 руководителя в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц в сумме 2,2 млн.руб. По ст.198 УК РФ было возбуждено 2 уголовных дела на сумму неуплаченного налога 0,8 млн.руб.

С октября 2008 года в целях повышения эффективности деятельности налоговых органов и принятия оперативных решений при возникновении ситуаций, имеющих значительные последствия для исполнения доходной части бюджета и влияющих на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, в Управлении действует ситуационный центр.

В соответствии с Положением о ситуационном центре проводится ежемесячный анализ (мониторинг) поступлений по НДФЛ и устанавливаются причины в случаях снижения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Брянской области в разрезе крупных и основных налогоплательщиков по отраслевому признаку.

В результате проводимого мониторинга по состоянию на 01.11.2009 года установлены 44 организации, имеющие наибольшую задолженность на общую сумму 85,8 млн.руб. Данные организации заслушиваются на заседаниях ситуационного центра Управления или инспекциях, где устанавливаются причины образования задолженности, в рамках НК РФ принимаются все необходимые меры по обеспечению ее погашения.

С целью увеличения поступлений налога на доходы физических лиц налоговыми органами области проводится контроль за уплатой налога обособленными подразделениями организаций других регионов и налоговых органов Брянской области, расположенных на подведомственной территории. В результате проведенной работы в бюджет дополнительно поступило 6,3 млн.руб.

Управлением ежемесячно анализируется информация от Управления занятости Брянской области о предприятиях, подавших заявки о сокращении численности и сокращении рабочего времени для оценки ситуации на рынке труда, влияющей на поступление налога в бюджет.

Налоговыми органами Брянской области в 2009 году продолжается работа по легализации “теневой” заработной платы.

За 9 месяцев текущего года было проведено 326 заседаний комиссий по легализации объектов налогообложения, на которых заслушано 1056 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по аналогичным видам экономической деятельности. Результативность работы комиссий составила 70,4% (743 работодателя увеличили заработную плату до среднего уровня по виду экономической деятельности).

Инспекциями перед заслушиванием на комиссии проводится всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, анализируются данные об имуществе и доходах руководящих работников и учредителей, рассматривается заработная плата во взаимозависимых организациях, изучается схема всего бизнеса. Всесторонне анализируется информация обратившихся работников в письменном виде или по телефону “доверия” о выплате зарплаты “в конвертах”. Проводится анализ движения денежных средств по расчетному счету.

Налоговыми органами проведено 11 встреч с трудовыми коллективами, где выплачивается низкая заработная плата. В СМИ опубликовано 26 статей по легализации “теневой” заработной платы.

Повышение НДФЛ до 15% все реальнее — и об этом уже заговорил Дворкович

Лента новостей

Все новости »

СМИ пишут, что власти вернулись к обсуждению повышения подоходного налога, и почти одновременно Дворкович заявил, что разница между 13% и 15% не драматична

Аркадий Дворкович. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС –>

Обновлено в 17:46

Правительство вернулось к изучению возможности повышения налога на доходы физлиц — на одном из первых после президентских выборов совещаний, передают «Ведомости». О том, что власти все-таки повысят подоходный налог с 13% до 15% после выборов, экономисты говорили еще в прошлом году. Правда, пока, как заявила пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова, обсуждаются разные меры, но все это пока только предложения.

Как передает ТАСС, вице-премьер России Аркадий Дворкович не исключил повышения подоходного налога до уровня, превышающего отметку в 13%. Как утверждает Дворкович, разница между нынешней ставкой налога на доходы физлиц в размере 13% и обсуждаемым уровнем в 15% не драматична. В то же время он подчеркнул, что окончательное решение за президентом. «Не думаю, что разница между 13% и 15% такова, что люди все побегут из страны», — считает вице-премьер.

Комментирует вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс:

— Я думаю, что это новости реальные. Я думаю, что обсуждение или не обсуждение какого-то рода решения в этом смысле будет принято. Очень давно обсуждали — НДС или НДФЛ, потому что, безусловно, бюджет надо пополнять, он испытывает большие трудности по понятным причинам. В связи с этим поднятие на два пункта НДФЛ при том, что бедным и мало зарабатывающим людям и остальным будет определенный социальный вычет из этого, будет выглядеть как мера взвешенная и сбалансированная. Конечно, она не устроит левых, которым хотелось бы прогрессивной шкалы, к этому, наверное, еще ни налоговые службы, ни предпринимательское сообщество было бы не готово, потому что да, действительно, тогда возникнет угроза ухода в тень. Но к 2%, мне кажется, готовы. Отстроена серьезно система нашей федеральной налоговой службы. Все платежи, которые проходят, контролируются, регулятивный аппарат отлажен так, что все мы побаиваемся налоговой инспекции. Поэтому технических трудностей с поднятием НДФЛ на 2 процентных пункта и с не уходом в тень, по-моему, правительством все решено. Ждали правильного момента, потому что мера до выборов была бы крайне непопулярной. Выборы состоялись, сейчас нас будет ожидать целый ряд таких мер, которые в народе будут восприниматься критически, но мы, так сказать, проголосовали 76% за национального лидера — теперь должны этой реальности соответствовать.

— И все-таки по поводу уходящего правительства…

— Что касается правительства — уходит оно или не уходит, легитимно или не легитимно такое поведение, во-первых, мы абсолютно не уверены, что правительство все целиком и уйдет, и ответственность не ляжет на кого-то нового. Во-вторых, это линия не правительства, потому что правительство — давно, в общем-то, технический аппарат, политические решения принимаются президентом, который подождал выборов, понял, что он поддерживается большинством населения, и теперь предпринимает то, что экономически было неизбежно. Повторяю еще раз: целый ряд других непопулярных мер тоже нам катит в глаза.

Минфин отказался комментировать возможное повышение ставки подоходного налога лиц с 13% до 15%, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства. При этом впоследствии, в 13:55, агентство выпустило на ленты новое сообщение, согласно которому публикация «с заголовком «Минфин отказался комментировать вопрос возможного повышения НДФЛ до 15%», выпущенное в 11:30:19 мск, аннулируется по техническим причинам».

Позднее, на встрече с Владимиром Путиным, Силуанов заявил, что налоговое бремя в России увеличивать не планируется. Кроме того, Минфин предлагает подумать над отменой некоторых налоговых льгот и преференций:

Антон Силуанов министр финансов Российской Федерации «Мы говорим о том, что в общем, в целом налоговое бремя не будет увеличено, мы говорим о том, что мы будем работать именно с точки зрения улучшения сбора налогов. Кроме того, готовим также предложения по пересмотру и уточнению льгот, преференций на предмет того, как сработали. Когда мы их вводили, рассчитывали на определенные эффекты. И вот после того, как мы проанализируем, сейчас у нас есть уже такие наработки, мы готовы будем предложить правительству Российской Федерации еще раз взглянуть на целесообразность сохранения тех или иных преференций, льгот, источник, который тоже пойдет на те решения, которые были обозначены в вашем послании».

Ранее министр финансов говорил, что выступает против изменений НДФЛ, так как это стабильный налог. Так или иначе, повышение налогов неизбежно, уверен директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Курс на повышение налоговой нагрузки на все налогооблагаемые категории был выбран давно, его замораживали и притормаживали по естественным причинам до выборов. Вопрос сейчас заключается лишь в том, кто будет платить больше, а кто — меньше. Потому что сейчас социально-экономическая ситуация вроде бы относительно благоприятная, есть возможность для поддержания функционирования текущей модели, особенно с учетом того, что социальные расходы и вообще расходы на функционирование госаппарата, они последние несколько лет были существенно подрезаны. Но есть также понимание того, что все это происходит отчасти благодаря резервам, которые до последнего времени сокращались, а отчасти благодаря не очень высоким, но приличным ценам на нефть, которые пока колеблются в широком коридоре 60-70 долларов. Но также есть понимание, что высокие цены на нефть неустойчивые и в любое время может произойти снижение. А в долгосрочной перспективе, в перспективе пять-десять лет неизбежно такое снижение произойдет, потому что мир постепенно переходит на неуглеродные источники энергии. Поэтому от стратегического курса на фискализацию экономики, повышение налоговой нагрузки власть не откажется. Вопрос опять, повторюсь, в том, кто будет платить больше, а кто — меньше. Действительно, повышение налоговой нагрузки, и, самое главное, неналоговых платежей, каких-то сборов — это вопрос решенный. Другое дело, что есть детали относительно конкретных размеров и сроков введения. Но поддерживать текущую модель функционирования социальной системы, особенно с учетом выплат бюджетникам и другим группам населения перед выборами, власть в случае даже не очень значительного снижения цен на нефть не сможет, и она это прекрасно понимает. Поэтому повышение налоговой нагрузки в широком смысле этого слова может быть не только за счет налогов, но и каких-то сборов, косвенных платежей — это вещь неизбежная, и стратегическое решение об этом было принято еще несколько лет назад. Его полномасштабную реализацию откладывали как раз из-за фактора выборов. Теперь этот фактор исчез».

В числе всего прочего на совещании правительства рассматривались также возможности введения налога с продаж, отмены льгот по НДС для социальных товаров и повышение НДС при снижении страховых социальных взносов. Обо всех этих мерах также говорилось еще до выборов.

В феврале председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин заявлял, что ставки основных налогов нельзя повышать весь следующий президентский срок. Об этом он сказал в кулуарах Российского инвестфорума в Сочи. «ЦСР предлагает не повышать налоги в ближайшие шесть лет — ни подоходный, ни НДС, ни другие», — заявил тогда экс-министр финансов. По его мнению, повышение налогов возможно только при устойчивом росте экономики. Уже после послания президента Федеральному собранию Алексей Кудрин в интервью Business FM рассказал о том, какие варианты изменения налоговой системы обсуждают в правительстве.

Источники:
http://znaybiz.ru/news/analitik-obyasnil-chego-zhdat-ot-povysheniya-ndfl.html
http://www.mk.ru/economics/2018/04/04/povyshenie-ndfl-i-nalogovyy-ad-rossiyanam-grozyat-denezhnye-problemy.html
http://ura.news/articles/1036274336
http://newsland.com/user/4297789135/content/povyshenie-ndfl-blizko-rossiianam-predlozhat-samim-oplatit-sotsialnye-obeshchaniia-vlastei/6311103
http://taxpravo.ru/novosti/statya-31853-analiz_postupleniy_naloga_na_dohodyi_fizicheskih_lits_v_2014_godu
http://www.bfm.ru/news/380389
http://online-buhuchet.ru/arenda-imushhestva-u-nerezidenta-oformlenie-nalogooblozhenie-straxovye-vznosy/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: