Акцизы прямогонного бензина могут быть перераспределены

Акцизы прямогонного бензина могут быть перераспределены

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 февраля 2021 г. N 03-13-12/12589 Об исчислении акцизов на прямогонный бензин и применения налоговых вычетов в период 2014 – 2016 гг. и 2018 г.

Рассмотрев письмо по вопросам исчисления акцизов на прямогонный бензин и применения налоговых вычетов в период 2014 – 2016 гг. и 2018 году Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

По вопросу правомерности применения вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства бензола, с повышающим коэффициентом в 2015 – 2016 гг.

В соответствии с пунктом 15 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции 2015 – 2016 гг. (далее – Кодекс) суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина (далее – свидетельство), при совершении операции по его получению (приобретению в собственность), указанной в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 Кодекса, подлежат вычетам с применением коэффициента, установленного данным пунктом Кодекса.

Так, сумма акциза, начисленная налогоплательщиком, имеющим свидетельство, при совершении указанных операций, признаваемых объектом обложения акцизами, подлежит вычету с применением повышающего коэффициента в случае использования полученного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, если такая продукция произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), или в результате дегидрирования бензиновых фракций.

В случае использования полученного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, не отвечающей вышеуказанным требованиям, и (или) для производства бензола сумма акциза, начисленная налогоплательщиком, имеющим свидетельство, при совершении операции, указанной в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 Кодекса, подлежит вычету с применением коэффициента в размере 1 (то есть в сумме, равной начисленной).

В соответствии с пунктом 1 статьи 179.3 Кодекса продукцией нефтехимии признается продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 181 Кодекса), получаемая в результате переработки (химических превращений), в частности, фракций нефти, в том числе прямогонного бензина, в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке указанных видов сырья.

При этом в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 181 Кодекса бензол признается подакцизным товаром и определяется как жидкость с содержанием (по массе) соответствующего простейшего ароматического углеводорода 99 процентов.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что бензол является самостоятельным подакцизным товаром, в целях исчисления акцизов понятие продукции нефтехимии, установленное Кодексом, не включает в себя бензол.

Таким образом, величина коэффициента, применяемого при вычете исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина сумм акциза, определяется в зависимости от вида вышеуказанных произведенных продуктов.

В связи с этим в 2015 – 2016 гг. при определении размера вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства бензола, применяется установленный абзацем шестым пункта 15 статьи 200 Кодекса коэффициент в размере 1.

Кроме того отмечаем, что в целях налоговой поддержки нефтехимических производств в отношении бензола, используемого в качестве сырья для производства продукции нефтехимии налогоплательщиками, имеющими свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, пунктом 20 статьи 200 Кодекса в 2015 – 2016 гг. также предусмотрено право на применение вычетов с повышающим коэффициентом при представлении подтверждающих документов, установленных пунктом 20 статьи 201 Кодекса.

По вопросу правомерности применения вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства продукции нефтехимии в 2014 – 2016 гг.

В соответствии с пунктом 15 статьи 200 Кодекса в редакции 2014 года при использовании полученного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии суммы акциза, начисленные при его получении налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, подлежат вычетам. Указанным пунктом Кодекса в редакции 2015 – 2016 гг. установлено, что при соответствии произведенной из полученного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина продукции нефтехимии требованиям, установленным абзацем вторым пункта 15 статьи 200 Кодекса, налоговые вычеты применяются с повышающим коэффициентом.

Согласно пункту 1 статьи 179.3 Кодекса в редакции 2014 года в целях исчисления акцизов под продукцией нефтехимии понимается продукция, получаемая в результате переработки (химических превращений) компонентов нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества и фракции, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции. Указанным пунктом в редакции Кодекса 2015 – 2016 гг. под продукцией нефтехимии понимается продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 181 Кодекса), получаемая в результате переработки (химических превращений), в частности, фракций нефти, в том числе прямогонного бензина, в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке указанных видов сырья.

При этом вышеуказанными положениями Кодекса в редакциях 2014 года и 2015 – 2016 гг. не предусмотрено применение Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности или иных нормативно- правовых актов для определения принадлежности произведенной из прямогонного бензина продукции к продукции нефтехимии в целях исчисления акцизов.

Таким образом, для признания продукции, произведенной из прямогонного бензина, продукцией нефтехимии такая продукция должна соответствовать условиям и определению, установленным пунктом 1 статьи 179.3 Кодекса, в частности являться органическим веществом, соответствующим с точки зрения указанного производства конечному продукту и (или) используемым в дальнейшем для выпуска на его основе других продуктов, а также отходом, получаемым при переработке прямогонного бензина в процессе производства, а именно переработки прямогонного бензина.

При этом под конечным продуктом следует понимать продукт, который произведен организацией, в дальнейшем реализуется налогоплательщиком или потребляется им для собственных нужд внутри организации.

Поскольку полученные организацией в результате переработки (химических превращений) прямогонного бензина органические вещества (бутилен-бутадиеновая фракция, смолы нефтяные тяжелые и др.) и газ, используемый налогоплательщиком в качестве топлива, реализуются налогоплательщиком или потребляются им для собственных нужд внутри организации, они могут рассматриваться в качестве конечного продукта для организации и признаваться продукцией нефтехимии и, соответственно, у организации возникает право на вычет сумм акциза, начисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, независимо от классификации такой продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.

По вопросу применения вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства продукции нефтехимии, включая технологические потери

Согласно пункту 15 статьи 200 Кодекса в редакции 2018 года суммы акциза, начисленные при совершении операции по получению (приобретению в собственность) прямогонного бензина, при его использовании для производства прямогонного бензина, бензола, параксилола, ортоксилола (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства) или для производства продукции нефтехимии (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства), подлежат вычету с применением коэффициента.

Что касается учета технологических потерь, возникающих в процессе производства вышеуказанной продукции, при применении вычета сумм акциза, исчисленных при получении прямогонного бензина, в налоговых периодах 2014 – 2016 гг., то согласно пункту 7 статьи 254 Кодекса технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

На основании пункта 5.1 Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, утвержденной приказом Минэнерго России от 17 ноября 1998 г. N 371, планирование себестоимости продукции осуществляется непосредственно предприятием. Планирование затрат на производство и расчет плановой себестоимости должны осуществляться с использованием оптимальных технико-экономических показателей: по среднесуточной производительности установок, отбору основных нефтепродуктов от сырья, технологическим потерям и другим показателям, характеризующим эффективность производства.

В соответствии со СП 157.1328500.2014. Свод правил. Правила технологического проектирования нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, утвержденный приказом Минэнерго России от 23 июня 2014 г. N 360, технологические потери – это безвозвратные потери (уменьшение массы) нефти или нефтепродуктов, обусловленные особенностями технологических процессов переработки нефти, а также их физико-химическими свойствами. Товарный материальный баланс технологической установки или нефтеперерабатывающего (нефтехимического) комплекса составляется на их балансовую производительность с учетом технологических потерь.

Технологические потери, рассчитанные при составлении товарных материальных балансов технологической установки, используемой для получения из прямогонного бензина продукции нефтехимии, являются неотъемлемой частью производства и фактически входят в соответствующие балансы выхода продукции (являются частью продукции).

Указанные нормируемые объемы потерь могут быть приняты к вычету на основании пункта 15 статьи 200 Кодекса в соответствующих пропорциях, в налоговых периодах 2014 – 2016 гг. с коэффициентами, предусмотренными пунктом 15 статьи 200 Кодекса. При этом потери, превышающие нормативы, не являются неотъемлемой частью производства, и, соответственно, не входят в расчетный товарный материальный баланс технологической установки.

Таким образом, в части сверхнормативных потерь вычет в соответствии с пунктом 15 статьи 200 Кодекса не применяется.

По вопросу правомерности применения вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства продукции нефтехимии в качестве топлива

В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 200 Кодекса операцией, подлежащей обложению акцизом, является получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство.

Согласно пункту 1 статьи 179.3 Кодекса свидетельство выдается организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство продукции нефтехимии, при котором прямогонный бензин используется в качестве сырья.

На основании пункта 15 статьи 200 Кодекса суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство, предусмотренное статьей 179.3 Кодекса, при совершении им операции по получению (приобретению в собственность) прямогонного бензина, установленной подпунктом 21 пункта 1 статьи 182 Кодекса, при его использовании для производства перечисленной в данном пункте продукции (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства), подлежат вычету с применением коэффициента.

Таким образом, указанные положения норм Кодекса в совокупности определяют, что одним из условий получения вычета, установленного пунктом 15 статьи 200 Кодекса, является необходимость использования полученного прямогонного бензина для производства соответствующей продукции в качестве сырья. В иных случаях, в том числе при использовании прямогонного бензина в качестве топлива для печей пиролиза, положения пункта 15 статьи 200 Кодекса не применяются.

Директор Департамента А.В. Сазанов

Обзор документа

Минфин указал, что в 2015-2016 гг. при определении вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства бензола, применяется коэффициент 1.

В отношении бензола, используемого для производства продукции нефтехимии, плательщики, которые имеют свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, в 2015-2016 гг. могут применять вычеты с повышающим коэффициентом при предоставлении подтверждающих документов. Разъяснено, каким требованиям должна отвечать продукция нефтехимии и как учитывать технологические потери при производстве.

Рассмотрены особенности применения вычета сумм акциза, исчисленных при получении прямогонного бензина, использованного для производства продукции нефтехимии в 2014-2016 гг. Отдельно рассмотрен случай, когда производится топливо.

Особенности исчисления акцизов по прямогонному бензину

По прямогонному бензину в случае отсутствия свидетельства на операции с прямогонным бензином установлен общий порядок начисления акцизов: при продаже в этом случае прямогонного бензина у продавца по установленным ставкам для прямогонного бензина начисляется акциз (Д сч. 90-4, К сч. 68 А); у покупателя прямогонного бензина сумма предъявленного продавцом акциза включается в его стоимость (Д сч. 10,41, К сч. 60).

Организациям и индивидуальным предпринимателям, совершающим операции с прямогонным бензином, могут быть выданы свидетельства на следующие виды деятельности:

– на производство прямогонного бензина;

– на переработку прямогонного бензина (использование прямогонного бензина на производство продукции нефтехимии).

Организация — производитель прямогонного бензина, имеющая свидетельство на его производство, при его продаже организациям, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, сумму начисленного акциза в расчетных документах и счетах-фактурах не выделяет (делается надпись «Без акциза») и отражает в учете (Д сч. 19А, К сч. 68).

Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина, подлежат налоговому вычету (Д сч. 68, К сч.19А) при представлении в налоговые органы следующих документов:

– копии договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина;

– реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) прямогонного бензина. Форма и порядок представления в налоговые органы реестров определяются Минфином России. Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней со дня представления налоговой декларации в порядке, определяемом Минфином России.

При наличии свидетельства на производство прямогонного бензина и при продаже его организациям, не имеющим свидетельства на переработку прямогонного бензина, акциз начисляется в общем порядке: у продавца по установленным ставкам для прямогонного бензина начисляется акциз (Д сч. 90-4, К сч. 68 А); у покупателя прямогонного бензина сумма предъявленного продавцом акциза включается в его стоимость (Д сч. 10,41, К сч. 60).

У покупателя прямогонного бензина, имеющего свидетельство на его переработку, при оприходовании приобретенного прямогонного бензина начисляется акциз (Д сч. 19А, К сч. 68). При использовании прямогонного бензина самим налогоплательщиком для производства продукции нефтехимии и (или) при передаче прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии на давальческой основе (на основе договора об оказании услуг по переработке принадлежащего данному налогоплательщику прямогонного бензина) суммы начисленного акциза могут включаться в состав налоговых вычетов при представлении в налоговые органы следующих документов, подтверждающих факт производства из прямогонного бензина продукции нефтехимии (Д сч. 68, К сч. 19А):

— накладной на внутреннее перемещение;

— накладной на отпуск материалов на сторону;

— акта приема-передачи сырья на переработку;

— акта приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика;

— акта списания в производство.

Сроки уплаты акцизов по прямогонному бензину и представления деклараций по ним представлены в табл. 6.

Таблица 6. Сроки уплаты акцизов в бюджет и представления деклараций

Вид подакцизного товара, подакцизного минерального сырья

Сроки представления деклараций

По отгрузке за текущий месяц

До 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

До 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого обособленного подразделения

Прямогонный бензин (приобретение организацией, имеющей свидетельство на производство продукции нефтехимии)

По переданному прямогонному бензину в производство за текущий месяц

До 25 числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

До 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого обособленного подразделения

Акциз на прямогонный бензин: когда начисляется, как рассчитать

3 сентября 2021 году Президент России Владимир Путин подписан закон, в соответствие с которым изменен порядок расчета акциза на нефтепродукты, в том числе на прямогонный бензин. В статье разберем, когда начисляется и как рассчитать акциз на прямогонный бензин в 2021 году, а также выясним, что измениться в порядке начисления и уплаты акциза на прямогонный бензин в 2021 году.

Акциз на прямогонный бензин в 2021 году

Акциз на прямогонный бензин

Прямогонный бензин – лёгкие бензиновые фракции, которые были получены в результате переработки сырой нефти, газового конденсата, природного газа, попутного нефтегаза, горючих сланцев, угля и другого сырья. Прямогонный бензин является сырьем для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена, аммония, реактивного топлива и осветительных керосинов.

На основании ст. 181 НК РФ прямогонный бензин признается подакцизным товаром. Перечень операций, в рамках которых прямогонный бензин облагается акцизом, а также порядок расчета и уплаты акцизного сбора на прямогонный бензин утверждены в главе 22 НК РФ.

Когда начисляется акциз на прямогонный бензин

В соответствие со ст. 182 НК РФ, подакцизными операциями с прямогонным бензином являются:

  1. Приобретение прямогонного бензина. Организация, приобретающая прямогонный бензин и имеющая свидетельство на его переработку, начисляет акциз при получении бензина на основании договора поставки. Согласно п. 21 ст. 182 НК РФ, подакцизной операцией признается приобретение нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) прямогонного бензина у российской организации.
  2. Оприходование произведенного прямогонного бензина. Начислить акциз также обязан производитель прямогонного бензина. Подакцизная операция в данном случае определяется по дате оприходования готовой продукции (прямогонного бензина) в структурном подразделении производителя.
  3. Передача прямогонного бензина. НПЗ, получивший прямогонный бензин для последующего производства неподакцизного товара, начисляет акциз на основании акта приема-передачи нефтепродуктов для переработки.

Как рассчитать акциз на прямогонный бензин в 2021 году

Сумма акциза, подлежащая уплате при совершении подакцизных операций с прямогонным бензином, определяется как произведение количества прямогонного бензина (в тоннах), в отношении которого совершены подакцизные операции, и ставки акциза на прямогонный бензин, размер которой установлен ст. 193 НК РФ.

Налогоплательщик вправе уменьшить начисленный акциз на сумму вычетов в порядке, предусмотренном ст. 200 НК РФ.

В соответствие со ст. 192 НК РФ, отчетным периодом для расчета акциза на прямогонный бензин признается календарный месяц.

Расчет суммы акциза, начисляемой по операциям с прямогонным бензином, осуществляется по формуле:

Акцизнефтепродукты = ПодакцизТов * Ставка – Вычеты,

где Акциз – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при совершении подакцизных операций с прямогонным бензином;
ПодакцизТов – количество подакцизного товара, в течение отчетного периода оприходованного/полученного/приобретенного организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина (в тоннах);
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставка – ставка акциза, действующая в отношении прямогонного бензина (ст. 193 НК РФ).

В 2021 году акциз на прямогонный бензин рассчитывается по ставке 13.100 руб. за 1 тонну.

Рассмотрим пример. 03.09.2021 года НПЗ «Север» заключил договор поставки нефтепродуктов с АО «Нефть Пром». Согласно договора, «Нефть Пром» реализует НПЗ «Север» прямогонный бензин в общем количестве 1.300 тонн. «Нефть Пром» обязуется осуществить поставку в 3 этапа:

  • 1 этап – 400 тонн в срок до 30.09.2019;
  • 2 этап – 400 тонн в срок до 31.10.2019;
  • 3 этап – 500 тонн в срок до 30.11.2019.

Фактическая поставка прямогонного бензина произведена в следующем порядке:

  • 400 тонн – 23.09.2019;
  • 400 тонн – 15.10.2019;
  • 500 тонн – 19.11.2019.

На каждом этапе поставка сопровождалась оформлением товарно-транспортной накладной и акта приема-передачи.

В соответствие с условиями договора, 20.11.2021 НПЗ «Север» перечислил «Нефть Пром» оплату за поставленный прямогонный бензин на основании счета-фактуры.

НПЗ «Север» начислен акциз на полученный прямогонный бензин в следующем порядке:

Отчетный период

Ставка акциза Сентябрь 2021 13.100 руб./1 т Октябрь 2021 13.100 руб./1 т Ноябрь 2021 13.100 руб./1 т ИТОГО

17.030.000 руб.

Порядок уплаты акциза на прямогонный бензин

В соответствие со ст. 204 НК РФ, организации, совершающие подакцизные операции с прямогонным бензином, оплачивают акциз в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Кроме того, плательщики акциза на прямогонный бензин обязаны ежемесячно подавать налоговую декларацию в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Бланк налоговой декларации по акцизам на бензин и нефтепродукты (форма КНД 1151039) можно скачать здесь ⇒ Декларация по акцизу на нефтепродукты КНД 1151039.

При нарушении сроков уплаты акциза и при непредоставлении налоговой декларации с налогоплательщика взымается штраф:

  • в размере 20% от суммы недоимки при просрочке платежа, недоплате;
  • в размере 5% от суммы начисленного акциза при непредоставлении налоговой декларации либо при нарушении сроков подачи отчетности.

Вышеуказанные меры взыскания предусмотрены ст. 122 НК РФ.

Повышение акциза на прямогонный бензин в 2021 году

01.01.2021 года в силу вступает ФЗ-301, в соответствие с которым вносятся изменения в некоторые положения НК РФ, в том числе в те статьи НК, которые регламентируют порядок расчета акциза на прямогонный бензин.

В частности, с 1 января 2021 года ст. 193 НК РФ дополняется пунктами 6 – 9, согласно которым расчет акциза на прямогонный бензин в 2021 году будет рассчитываться по формуле:

Акцизпрямогонный бензин = ПодакцизТов * Ставкапрямогонный бензин – Вычеты,

где Акцизпрямогонный бензин – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при совершение подакцизных операций с прямогонным бензином;
ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах;
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставкапрямогонный бензин – ставка акциза, действующая в отношении прямогонного бензина и нефтепродуктов.

Если до конца 2021 года налогоплательщики рассчитывают акцизный сбор на прямогонный бензин по твердой ставке (13.100 руб./1 т), то с 1 января 2021 года законодателями утверждена комбинированная ставка акциза, размер которой определяется по формуле:

Ставкапрямогонный бензин = 13.100 руб. + 4.865 руб. * Коэфф,

где Коэфф – корректирующий коэффициент, применяющийся в следующем порядке:

Рассмотрим пример. В марте 2021 года АО «Нефть Пром» произвело прямогонный бензин и оприходовало готовую продукцию в количестве 17,5 тонн на складе.

Расчет суммы акциза, подлежащей уплате «Нефть Промом» по итогам отчетного перида, производится в следующем порядке:

(13.100 руб. + 4.865 руб. * 0,167) * 17,5 = 243.467,96 руб.

Срок подачи налоговой декларации и уплаты акциза на прямогонный бензин в бюджет – до 25.04.2021 года.

Акцизы на бензин и нефтепродукты с 2021 года

Повышение акцизов на топливо происходит практически каждый год. Это естественный процесс, который позволяет увеличить поступления в бюджет, за счет спроса на эту продукцию. Рост акцизов на бензин происходит за счет принятия закона и подписания его Президентом. Принятые акцизы на бензин с 1 января 2021 года влияют на общую стоимость топлива. Повышение акцизов на бензин в 2021 году пока не планируется, но это временное «затишье». Увеличение акцизов в 2021 году запланировано в несколько этапов, примерно 5-10% до 2021 года. Зная, какой акциз на бензин с 1 января 2021 года предусмотрен, можно понимать изменение цен на рынке, предугадывать его повышение.

Кто повышает акцизы на бензин в России

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.

Акцизы на бензин с 1 января 2021 года

Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взымается с предпринимателей и организаций. Он взымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:

  1. Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
  2. Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
  3. В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
  4. Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
  5. Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.

Акциз на топливо в 2021 году остался без изменений, согласно принятой редакции Федерального закона № 301. Увеличение его размера предусмотрено только в начале 2021 года. Сегодняшние показатели предусмотрены с прошлого года. К примеру, на бензин для автомобиля 13100 руб. за тонну, за дизельное топливо 5665 руб.

Акцизы на нефтепродукты с 1 января 2021 года

Продукты, произведенные из нефти, причисляются к подакцизной категории товара. Поэтому их выпуск облагается налогом. Отличительной их особенностью является сложный химический путь получения. Косвенным налогом облагается любая продукция, произведенная из нефти. Это автомобильное масло, керосин, дистилляторы и другое. В 2021 году на нефтепродукты сохраняется уровень акциза, предусмотренный для предыдущего года. Начисляется он при транспортировке готовой продукции своему филиалу для продажи, дальнейшей обработки или использования в собственных целях. Формула, по которой вычисляется коэффициент:

А = НБ х НС – НВ, где:

  • А – акциз;
  • НБ – налоговая база;
  • НС – налоговая ставка;
  • НВ – налоговый вычет.

Рассчитывать акциз на нефть должно само предприятие, которое занимается производством. Фискальные послабления со стороны правительства направляются на сдерживание рыночных цен на бензин и другую продукцию, предусмотренные для покупателя.

Расчет акциза на прямогонный бензин

Поднятие ставки на бензин, дизельное топливо и другие производные нефти, не единственный пункт, предусмотренный принятым Федеральным законом №301. Также правительство утвердило изменения механизмы вычисления ставки на прямогонный бензин. В новой редакции размер определяется по следующей формуле:

Апб= ПТ х Спб – В, где:

  • Апб – Акциз прямогонного бензина;
  • ПТ – подакциз товара (количество измеряется в тоннах);
  • С пб – ставка прямогонного бензина;
  • В – вычеты (предусмотренные статье 200 НК РФ).

Рост планируется поэтапным, примерно на 5-10% каждый последующий период. Такая динамика направлена на стабилизацию рынка. Отчетным периодом, в который производитель рассчитывает акциз составляет 1 календарный месяц. Как и в другие периоды, плательщики имеют право получить налоговый вычет. С его помощью снижается размер налогового обязательства. Срок оплаты сохранился без изменений, и внести нужную сумму плательщик должен до 25 числа.

Акциз на топливо в 2021 году практически остается без изменений, так как правительство планирует его повышение в несколько этапов. Это позволит избежать резких скачков цен. Применяются поправки каждый год, и предусмотрены акцизы в твердом виде или процентном соотношении. Ставки регулируются относительно класса бензина и дизельного топлива. Индексация проводится с учетом прогнозируемых потребительских цен.

Приобретение в собственность прямогонного бензина является объектом налогообложения акцизом

Налоговая база при приобретении прямогонного бензина определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении

Автор: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Вахромова Наталья. Контроль качества ответа: рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Королева Елена.

Согласно ст. 179.3 НК РФ предприятие имеет свидетельства на производство и переработку прямогонного бензина.

Предприятие планирует приобретать в собственность прямогонный бензин (подп. 21 п. 1 ст. 182 НК РФ) для его дальнейшей переработки. При приобретении прямогонного бензина будет начислен акциз.

Полученный (приобретенный в собственность) прямогонный бензин будет направлен в дальнейшем на переработку для получения следующей продукции:

– продукция нефтехимии и отходы при ее производстве (соответствует условиям абзаца 2 п. 15 ст. 200 НК РФ);

– бензиновые фракции, которые для целей НК РФ являются прямогонным бензином (пп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Получение и оприходование указанной продукции предприятие подтвердит первичными документами.

Предприятие планирует применять налоговые вычеты по акцизам, начисленным при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, в следующем порядке:

– при производстве продукции нефтехимии с применением коэффициента 1,7 (абзац 2 п. 15 ст. 200 НК РФ);

– при производстве бензола и бензиновых фракций с применением коэффициента 1 (абзац 3 п. 15 ст. 200 НК РФ).

В дальнейшем полученные бензиновые фракции совместно с отдельно приобретенными присадками будут использоваться предприятием для производства автомобильных бензинов. Переработка приобретенного прямогонного бензина будет осуществлена в цехе предприятия.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ при дальнейшей реализации произведенных автомобильных бензинов предприятие начислит акцизы.

Правомерно ли применение налогового вычета согласно абзацу 3 п. 15 ст. 200 НК РФ при использовании полученного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина для производства бензиновых фракций, которые для целей НК РФ являются прямогонным бензином?

Возникает ли объект налогообложения в соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 182 НК РФ при оприходовании предприятием указанных бензиновых фракций, произведенных из полученного прямогонного бензина?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если полученные организацией бензиновые фракции представляют собой смесь углеводородов, отвечающих приведенным в подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ физико-химическим характеристикам, то организация имеет право принять к вычету акциз, исчисленный при покупке прямогонного бензина, в порядке, установленном абзацем 6 п. 15 ст. 200 НК РФ, при предъявлении в налоговый орган документов, перечисленных в п. 15 ст. 201 НК РФ.

При оприходовании указанных бензиновых фракций необходимо также исчислить акциз.

Организации признаются плательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ (подп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 179 НК РФ).

Объектом налогообложения акцизом является, в частности, операция по получению прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Причем для целей главы 22 НК РФ получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность (подп. 21 п. 1 ст. 182 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации организация имеет свидетельство на переработку прямогонного бензина, выданное в соответствии со ст. 179.3 НК РФ.

Следовательно, приобретение в собственность прямогонного бензина, как справедливо отмечено в вопросе, является объектом налогообложения акцизом (смотрите также письмо Минфина России от 08.06.2015 г. № 03-07-06/33059).

Налоговая база при приобретении прямогонного бензина определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении (п. 8 ст. 187 НК РФ).

В данном случае на день получения прямогонного бензина у организации возникает обязанность начислить акциз по полученным объемам прямогонного бензина (п. 2 ст. 195 НК РФ, письмо Минфина России от 03.08.2010 г. № 03-07-06/153).

На основании подп. 2 п. 4 ст. 199 НК РФ сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком при получении прямогонного бензина, при дальнейшем использовании (в том числе при передаче на переработку на давальческой основе) полученного прямогонного бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, прямогонного бензина, бензола, параксилола или ортоксилола в стоимость передаваемого прямогонного бензина не включается.

Если полученный прямогонный бензин не используется налогоплательщиком в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, прямогонного бензина, бензола, параксилола или ортоксилола, то сумма акциза, исчисленная при получении прямогонного бензина, включается в стоимость передаваемого прямогонного бензина.

В рассматриваемой ситуации приобретенный прямогонный бензин будет передаваться в цех Вашей организации для переработки и получения:

– продукции нефтехимии и отходов при ее производстве;

Понятие продукции нефтехимии дано в п. 1 ст. 179.3 НК РФ. Так, в частности, продукцией нефтехимии признается продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в п. 1 ст. 181 НК РФ), получаемая в результате переработки (химических превращений) фракций нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции.

Тут сразу же обратим внимание, что из прямого прочтения приведенного определения можно сделать вывод, что для целей налогообложения акцизами прямогонный бензин является фракцией нефти.

Полагаем, что получаемая организацией из прямогонного бензина продукция нефтехимии отвечает вышеприведенному понятию.

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ к прямогонному бензину относятся бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные, в частности, в результате переработки (химических превращений) фракций нефти.

При этом в целях главы 22 НК РФ бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:

– плотность не менее 650 кг/м3 и не более 749 кг/м3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;

– значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.

Таким образом, если получаемые организацией из приобретенного прямогонного бензина (фракции нефти) бензиновые фракции является смесью углеводородов, отвечающей приведенным в подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ физико-химическим характеристикам, то такие бензиновые фракции признаются прямогонным бензином вне зависимости от технологии их производства (дополнительно смотрите письма Минфина России от 27.03.2015 г. № 03-07-15/16981, от 07.10.2015 г. № 03-07-06/57312, ФНС России от 04.06.2015 г. № ГД-4-3/9625@).

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации из прямогонного бензина получаются бензиновые фракции, которые можно отнести к прямогонному бензину по физико-химическим характеристикам.

Следовательно, на основании подп. 2 п. 4 ст. 199 НК РФ сумма акциза, исчисленная организацией при получении прямогонного бензина, в стоимость передаваемого прямогонного бензина не включается.

В этом случае сумма акциза, исчисленного при получении прямогонного бензина, подлежит вычету на основании п. 15 ст. 200 НК РФ.

Так, в частности, согласно указанной норме вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при совершении операций по получению в собственность прямогонного бензина, при использовании полученного прямогонного бензина для производства прямогонного бензина, продукции нефтехимии или для производства бензола, параксилола или ортоксилола и представлении документов в соответствии с п. 15 ст. 201 НК РФ.

Абзацами 2 – 5 п. 15 ст. 200 НК РФ установлено, что в случае использования в 2017 году полученного прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, если такая продукция нефтехимии произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), или в результате дегидрирования бензиновых фракций, то вычет акциза применяется с повышенным коэффициентом 1,7.

Как следует из вопроса, полученная из приобретенного прямогонного бензина продукция нефтехимии соответствует критериям, установленным абзацем 2 п. 15 ст. 200 НК РФ. Следовательно, организация при применении вычета акциза может использовать коэффициент 1,7.

Доход в виде разницы между суммой исчисленного акциза и суммой повышенного налогового вычета признается внереализационным доходом организации, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли (п. 24 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 28.10.2016 г. № 03-03-06/1/62994).

Согласно абзацу 6 п. 15 ст. 200 НК РФ суммы акциза, начисленные при получении в собственность прямогонного бензина, при использовании полученного прямогонного бензина для производства прямогонного бензина, бензола, параксилола, ортоксилола или для производства продукции нефтехимии, за исключением случаев такого производства, указанных в абзаце 2 п. 15 ст. 200 НК РФ, подлежат вычету с применением коэффициента 1.

Из прямого прочтения данной нормы следует, что приобретенный прямогонный бензин может быть использован для производства прямогонного бензина в виде бензиновых фракций, отвечающих критериям, установленным подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ.

При этом налогоплательщик, исчисливший акциз при приобретении прямогонного бензина у поставщика, при использовании этого прямогонного бензина для производства прямогонного бензина (бензиновых фракций) и бензола (как в рассматриваемой ситуации) принимает к вычету ранее исчисленную сумму акциза (применяется коэффициент 1) (дополнительно смотрите также письма ФНС России от 04.06.2015 г. № ГД-4-3/9625@, от 27.02.2015 г. № ГД-4-3/3118@).

Для принятия к вычету суммы акциза, исчисленного при приобретении прямогонного бензина, организации необходимо представить в налоговый орган документы, перечисленные в п. 15 ст. 201 НК РФ.

Пунктом 15 ст. 201 НК РФ также установлено, что в случае использования налогоплательщиком в налоговом периоде прямогонного бензина для производства одновременно различных продуктов нефтехимии и (или) подакцизной продукции порядок определения суммы акцизов, относящихся к прямогонному бензину, использованному для производства этих продуктов нефтехимии и (или) подакцизной продукции, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Указанный порядок может быть изменен в случае изменения применяемой технологии производства либо с начала нового налогового периода, но не ранее чем по истечении 24 следующих подряд налоговых периодов.

В силу подп. 24 п. 1 ст. 182 НК РФ совершаемое лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, оприходование в структуре указанного лица прямогонного бензина, произведенного в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности, признается объектом налогообложения акцизом.

В целях главы 22 НК РФ оприходованием подакцизного товара признается принятие этого товара на бухгалтерский учет (п. 5 ст. 182 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации организация имеет свидетельство на переработку прямогонного бензина. Прямогонный бензин в виде бензиновых фракций (соответствующих критериям, установленным подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ), полученный в цехе организации в результате переработки купленного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина, будет поставлен на бухгалтерский учет в соответствующем количестве на основании первичных учетных документов, то есть будет оприходован.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации при оприходовании полученных бензиновых фракций у организации возникает объект налогообложения акцизом (смотрите также письмо Минфина России от 13.05.2015 г. № 03-07-06/27455).

Подтверждают данный вывод также письма Минфина России от 27.03.2015 г. № 03-07-15/16981, ФНС России от 04.06.2015 г. № ГД-4-3/9625@.

В них при разъяснении порядка применения вычетов, установленных п. 15 ст. 200 НК РФ, в частности, сказано, что в целях применения указанных налоговых вычетов налогоплательщик должен документально подтвердить возникновение у него объекта налогообложения, по которому начислена сумма акциза, предъявляемая к вычету, представив в соответствии с подп. 1 и 4 п. 15 ст. 201 НК РФ копию свидетельства на переработку прямогонного бензина и документы, подтверждающие факт оприходования (постановку на бухгалтерский учет) прямогонного бензина, произведенного как самим налогоплательщиком, так и в результате оказания налогоплательщику услуг по переработке принадлежащего ему сырья. При этом не имеет значения, на какой стадии переработки (промежуточной или конечной) переработчиком был произведен оприходованный налогоплательщиком прямогонный бензин.

Таким образом, на дату оприходования произведенных организацией бензиновых фракций (признаваемых прямогонным бензином) организация должна будет исчислить акциз исходя из объема оприходованного прямогонного бензина (п. 2 ст. 195, п. 8 ст. 187 НК РФ).

Исчисленная на основании подп. 24 п. 1 ст. 182 НК РФ сумма акциза подлежит вычету в порядке, установленном п. 15 ст. 200 НК РФ, при предъявлении в налоговый орган документов, установленных подп. 1 и 4 п. 15 ст. 201 НК РФ.

Проблемы разграничения прямогонного бензина и продукции нефтехимии для целей взимания акцизов

А.Д. Шелкунов, юрист

До недавнего времени прямогонный бензин определялся законодателем в подпункте 10 пункта 1 статьи 181 НК РФ как бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки (за исключением автомобильного бензина и продукции нефтехимии).

Для целей этого определения бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба.

А.О. Подвинцев, налоговый специалист ОАО «Газпром нефть»

Таким образом, из дефиниции прямогонного бензина напрямую исключались продукты, которые могут быть отнесены к продукции нефтехимии.

В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 179.3 НК РФ продукция нефтехимии – это продукция, получаемая в результате переработки (химических превращений) компонентов нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества и фракции, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые в результате переработки прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции.

При толковании этих терминов прослеживалась логика, по которой прямогонным бензином считается результат первичной (прямой) перегонки нефти (иных углеводородов), предполагающей выделение фракций (компонентов) путем физических процессов – нагрева, испарения и конденсации. Соответственно, к продукции нефтехимии должна относиться продукция вторичной переработки выделенных фракций, получаемая посредством химических превращений.

Такой подход поддерживался судебной практикой 1 . Исходя из заключений экспертных учреждений, специализирующихся на нефтепереработке, был сделан вывод о четком разграничении понятий «прямогонный бензин» и «продукция нефтехимии» на основании глубины процессов, в результате которых получен продукт: прямой перегонки нефти (прямогонный бензин) и ее вторичной переработки (продукция нефтехимии).

С 1 января 2015 г. прямогонный бензин стал определяться как бензиновые фракции (см. текст во врезке), за исключением бензина автомобильного, авиационного керосина, бензола, параксилола, ортоксилола и продукции нефтехимии.

Под продукцией нефтехимии теперь следует понимать:

  • продукцию (за исключением подакцизных товаров), получаемую в результате переработки (химических превращений) фракций нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции;
  • продукцию (за исключением подакцизных товаров), получаемую в результате переработки (химических превращений) бензола, параксилола или ортоксилола в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке бензола, параксилола или ортоксилола в процессе производства указанной продукции.

Из толкования обеих дефиниций видно, что в нормах налогового законодательства даются взаимоисключающие ссылки. Иными словами, прямогонный бензин может быть определен как объект, исключающий продукцию нефтехимии, а продукция нефтехимии – как объект, исключающий прямогонный бензин (в числе подакцизных товаров).

Это подводит к мысли, что точное определение указанных понятий невозможно: если говорить, что А есть нечто, кроме Б, а Б – нечто, кроме А, то границу между А и Б не провести.

Но, даже не принимая во внимание наличие взаимоисключающих ссылок, можно заметить, что если смесь углеводородов, отвечающая требованиям бензиновой фракции, является результатом химических превращений, то она равным образом может быть отнесена как к продукции нефтехимии, так и к прямогонному бензину.

Кроме того, предлагаемые новые определения этих двух понятий не согласуются с прежней логикой их разграничения в зависимости от способа получения и правоприменительной практики.

К примеру, теперь законодательно закреплена возможность для целей взимания акцизов отнести к прямогонному бензину продукцию, получаемую в результате химических превращений, в частности уже выделенных фракций нефти.

Такой подход с большой долей вероятности может противоречить техническому описанию процесса получения прямогонного бензина и продукции нефтехимии. Технически любой продукт, полученный в результате химических превращений выделенных фракций, представляет собой продукцию нефтехимии. Но, если исходить из новой дефиниция прямогонного бензина, такую продукцию можно отнести к подакцизным товарам.

Стоит учитывать, что ответственность за неправильную квалификацию того или иного продукта в качестве прямогонного бензина или продукции нефтехимии, скорее всего, будет нести налогоплательщик. Если вследствие указанной неопределенности он сделает вывод, что произведенный продукт относится к продукции нефтехимии, возникнут потенциальные риски доначисления ему сумм акцизов (а также пеней и штрафа) в случае, если налоговый орган решит иначе.

Бензиновые фракции

Такие фракции могут быть получены в результате:

перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;

переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

В связи с этим необходимо обратиться к позиции финансового ведомства.

Согласно разъяснениям Минфина России 3 , прямогонным бензином признается любая смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба, вне зависимости от технологии производства. Следовательно, независимо от того, получена смесь углеводородов в результате прямой перегонки или же химических превращений, есть все основания полагать, что она должна в любом случае признаваться прямогонным бензином, если отвечает требованию к интервалу температур кипения.

Таким образом, прежняя логика разграничения прямогонного бензина и продукции нефтехимии, опирающаяся на технические представления о процессах их получения, в настоящее время с большой долей вероятности не будет применима, поскольку разъяснения Минфина России отсылают лишь к критериям легального определения бензиновой фракции (подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Вместе с тем привязка в определении бензиновой фракции к интервалу кипения также может вызвать разночтения.

Фраза «смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия» на практике получила несколько вариантов толкования:

  • смесь углеводородов, начальная температура кипения которых составляет только 30 градусов Цельсия, а конечная – только 215 градусов Цельсия;
  • смесь углеводородов, начальная и конечная температуры кипения которых укладываются в интервал от 30 до 215 градусов Цельсия;
  • любые смеси углеводородов, начальная и (или) конечная температуры кипения которых находятся в интервале от 30 до 215 градусов Цельсия.

Налоговый кодекс РФ не содержит ответа на вопрос, каким из представленных вариантов толкования должен руководствоваться налогоплательщик.

Заметим, что проблема толкования интервала температур характерна и для определения печного бытового топлива: закрепленный законодателем подобный интервал составляет от 280 до 360 градусов Цельсия.

В одном из своих разъяснений Минфин России 4 отмечает, что требование к интервалу температур для бензолсодержащей фракции (начальная температура кипения составляла 50 градусов Цельсия, а конечная – 105 градусов Цельсия) следует толковать узко, то есть так, как в приведенном первом варианте толкования.

Пример из судебной практики

В судебном процессе рассматривался вопрос отнесения топлива для реактивных двигателей к прямогонному бензину для целей налогообложения на основании формального соответствия параметров кипения, указанных в паспортах качества на конкретную партию. Суды приняли сторону налогоплательщика и отметили, что налоговый орган ошибочно устанавливает принадлежность к прямогонному бензину любых видов топлива, максимальная (конечная) температура кипения которых составляет до 215 градусов Цельсия, вне зависимости от их технических характеристик, предусмотренных ГОСТами или техническими регламентами (см.: Постановление ФАС МО от 18.09.2013 по делу № А40-43040/12; Определение ВАС РФ от 14.03.2014 № ВАС-19561/13).

Однако ФНС России 5 , анализируя понятие бензиновой фракции применительно к топливу для реактивных двигателей, исходила из логики второго, более широкого варианта толкования. Как отметила налоговая служба, топливо для реактивных двигателей (начальная температура кипения – 165 градусов Цельсия, конечная – 300 градусов Цельсия) не соответствует определению бензиновой фракции по причине того, что его конечная температура кипения превышает 215 градусов Цельсия. Такая позиция была согласована Минфином России 6 .

Помимо этих вариантов трактовки в разъяснениях Минфина России в отношении топлива печного бытового, определение которого содержит положения о кипении фракций в интервале, аналогичные положениям, установленным в отношении прямогонного бензина, дается третье, еще более широкое толкование.

Так, финансовое ведомство 7 выводит тезис о том, что в положениях Налогового кодекса РФ не даются указания на количество и (или) объем фракций, кипящих в установленном интервале температур. В связи с этим, по мнению Минфина России, к подакцизным товарам может быть отнесена продукция, в которой содержится любое количество фракций, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба.

С нашей точки зрения, позиция ФНС России содержит неопределенность и в отношении источника, из которого следует брать информацию об интервале температур кипения, характерном для того или иного рассматриваемого продукта.

Этот интервал может закрепляться как в документах технического регулирования (технических регламентах), государственных стандартах, технических условиях предприятия-производителя, так и в паспортах качества, оформляемых на конкретные партии продукта на основании результатов лабораторных исследований.

В нормах Налогового кодекса РФ не указано на источник информации об интервале температур кипения, который следует сопоставлять с легальным интервалом, установленным для бензиновой фракции.

В действительности интервалы температур кипения, закрепленные в технических регламентах и в паспортах качества, могут различаться, поэтому неясно, каким из них нужно руководствоваться (см. текст во врезке).

Интересно, что одним из аргументов, приведенных судом в обоснование своей позиции, было отсутствие в паспортах качества показателя температуры полного (100%) выкипания вещества. Между тем в отношении большинства нефтепродуктов на практике оно в принципе недостижимо, поскольку при проведении лабораторных исследований после выкипания нефтепродуктов в колбе образуется сухой остаток.

Уместно вспомнить о правовых позициях Конституционного Суда РФ 8 , касающихся определения понятия «законно установленный налог» в статье 57 Конституции РФ.

С точки зрения КС РФ, на налогоплательщика может быть возложена обязанность платить только такой налог, в отношении которого ясно установлены все его существенные элементы, в том числе его объект.

В противном случае налогоплательщик не будет знать, сумму какого налога, когда и в каком порядке он обязан перечислить в бюджет.

Неоднозначное толкование понятий подакцизных нефтепродуктов вызывает неопределенность и не позволяет с полной уверенностью ответить на вопрос о налогообложении операций с такими товарами с соблюдением конституционных требований.

Проблему разграничения прямогонного бензина и продукции нефтехимии следует рассматривать сквозь призму законодательного изменения их легальных определений.

Представляется, что при использовании этих дефиниций для целей обложения акцизом необходимо устранить любую возможность применения логики взаимоисключающих понятий.

При описании интервалов температур кипения для подакцизных товаров должны быть поименованы источники информации о таких температурах, которыми следует руководствоваться налогоплательщику.

Кроме того, должно быть понятно, узко или широко толковать предлагаемый интервал для подакцизных товаров.

налоги

Государственная дума в пятницу сразу во втором и третьем чтениях одобрила законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс, затрагивающих доходную базу региональных бюджетов. Вместо отменяемого налога на наследование субъектам РФ достанется большая часть вводимого акциза на прямогонный бензин. Кроме того, из-за предстоящей с 1 января 2006 года ликвидации акцизных складов в Бюджетный кодекс вводится новый механизм распределения акциза на алкогольную продукцию. В правительстве уверяют, что новации не сократят доходные полномочия территорий.

Необходимость принятия законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс вызвана правкой налогового законодательства, которую депутаты провели в этом году. Речь идет об отмене налога на наследование и дарение, о введении акциза на прямогонный бензин и о ликвидации акцизных складов алкогольной продукции. Поскольку все эти изменения должны вступить в силу с 1 января 2006 года, депутатам потребовалось отразить все эти изменения и в Бюджетном кодексе.

Напомним, что налог на наследование был отменен после того, как в апреле этого года эту задачу в своем послании Федеральному собранию поставил президент. Он заявил тогда, что поскольку богатые от фискалов все равно уходят, а с бедных взять нечего, то налог на наследство должен быть ликвидирован. Ситуация получилась комичной — ведь до этого в течение полутора лет Минфин и Госдума пытались реформировать этот налог, в частности ожесточенно спорили о том, следует ли взимать его с близких родственников. По данным Минфина, отменяемый с 1 января налог приносил региональным бюджетам (в которые полностью поступал) около 1 млрд руб. Теперь внесенной в Бюджетный кодекс поправкой этот налог вычеркнут из перечня доходных источников регионов.

Эта потеря будет компенсирована другим одобренным изменением Бюджетного кодекса, вводящим в качестве налогового источника субъектов РФ прямогонный бензин. Напомним, что летом этого года депутаты решили обложить этот вид сырья для нефтехимии акцизом. Цель — сделать экономически невыгодным так называемое “бодяжничество”, когда освобожденный от налога прямогонный бензин после добавления в него присадок продается как автомобильный. Новый вид акциза даст государству 2,7 млрд руб.: 40% сборов, или 1,1 млрд руб. достанутся федеральному бюджету, 60%, или 1,7 млрд,— региональным.

Наконец, еще одно внесенное депутатами изменение в Бюджетный кодекс связано с изменением системы уплаты акциза на алкогольную продукцию. Напомним, что с подачи правительства депутаты этим летом приняли решение ликвидировать систему акцизных складов с 1 января 2006 года. Пока эти склады (оптовые торговцы) платят в региональные бюджеты 80% ставки акциза, а остальные 20% вносят ликероводочные заводы. С 1 января производители будут платить все 100% налога. Однако возникла проблема: ликвидация складов, равномерно распределенных по территории страны, могла привести к тому, что сборы акциза сконцентрировались бы в нескольких регионах, в которых расположены крупные производители водки.

Чтобы этого не произошло и остальные регионы не потеряли доходы, принятый в пятницу законопроект вводит в Бюджетный кодекс новый механизм распределения алкогольного акциза. По-прежнему он будет в полном объеме доставаться регионам. Однако 80% сборов федеральный центр будет самостоятельно распределять между бюджетами субъектов РФ по нормативам, утверждаемым законом о бюджете на очередной год. Как уверяют в правительстве, нормативы на 2006 год отражают распределение водочных денег, которое “по факту” сложилось до ликвидации акцизных складов, и поэтому потерь у регионов не будет. Оставшиеся 20% собираемых с заводов акцизов, будут сразу доставаться регионам, в которых они расположены. Это сделано для того, чтобы сохранить заинтересованность губернаторов в развитии водочного производства на своей территории.

Источники:
http://studbooks.net/1575384/finansy/osobennosti_ischisleniya_aktsizov_pryamogonnomu_benzinu
http://online-buhuchet.ru/akciz-na-pryamogonnyj-benzin-kogda-nachislyaetsya-kak-rasschitat/
http://vseproip.com/nalogi-i-platezhi/akcizy-na-benzin-i-nefteprodukty-s-2019-goda.html
http://taxpravo.ru/analitika/statya-393917-priobretenie_v_sobstvennost_pryamogonnogo_benzina_yavlyaetsya_obyektom_nalogooblojeniya_aktsizom
http://e.nalogoved.ru/403608
http://www.kommersant.ru/doc/630266
http://ru.crypto-news.io/news/aksakov-za-maining-bitkoina-i-efira-budut-shtrafovat.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: