Экологические платежи: размеры и нормативная база
Взаимосвязь человека и природы существовала всегда, однако на разных этапах цивилизации она претерпевала множественные видоизменения. К сожалению, чем дальше двигалось человечество по пути научно-технического прогресса, тем беспощадней эксплуатировались природные ресурсы. Вырубались леса, осушались и загрязнялись водоёмы, вредные выбросы в атмосферу достигли катастрофических размеров. В результате исчезли или находятся на грани выживания отдельные виды растений, животных, рыб и насекомых.
Дошло до того, что международное сообщество всерьёз озаботилось проблемой изменения климата на планете, а индустриально развитые страны стали предпринимать попытки договориться об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов. То есть люди начали принимать срочные меры по спасению Земли от экологической катастрофы. Одной из таких мер стало взимание экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Смысл НВОС
Суть любых экологических платежей, в том числе за НВОС, заключается в том, что государство обязывает природопользователей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) отчислять денежные средства на предотвращение или компенсацию ущерба, причиняемого ими окружающей среде в процессе производственной или хозяйственной деятельности.
Полученные средства направляются на строительство очистных сооружений, рекультивацию земель, создание рекреационных зон и иные мероприятия экологической направленности.
Обязанность и порядок уплаты экологических платежей прописаны в законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02). Согласно положениям данного закона пользователи природных ресурсов, эксплуатирующие объекты, производящие вредные выбросы, сбросы или отходы производства, должны производить следующие платежи за:
- выброс в атмосферу вредных субстанций стационарными или передвижными источниками загрязнения ;
- сброс вредных субстанций и микроорганизмов в наземные и подземные водоёмы (реки, озёра, водоносные горизонты);
- размещение (захоронение) отходов на специально отведённых площадях (в основном на полигонах ТБО).
Здесь нельзя не упомянуть о правовой коллизии. По мнению Минприроды РФ, основанном на поправках к закону «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.04.1999), платить за выброс «грязи» в атмосферу передвижными источниками (в т. ч. автомобилями) не нужно.
Внесение экологического платежа не освобождает плательщика от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения причинённого ущерба окружающей среде или гражданам (например, в случае аварии), поэтому с правовой точки зрения этот платёж по сути ближе к фискальному сбору, чем к налогу.
Порядок исчисления и взимания платы
В Постановлении Правительства РФ №344 от 12.06.2003 присутствуют два норматива, на базе которых начисляется размер экологического платежа. Один норматив касается допустимых пределов, другой – временно согласованных лимитов вредных выбросов/сбросов.
Нормативы устанавливаются по каждому компоненту загрязняющего вещества (ЗВ) с учётом его опасности для окружающей среды и человека.
На 2018 год данный документ утратил силу.
Если природопользователь уложился в предельно допустимый норматив (ПДН), размер платежа определяется путём умножения дифференцированных ставок на объём загрязнений (по каждому компоненту выброса или сброса) и последующего суммирования результатов по всем видам загрязнений.
Если природопользователь превысил ПДН, но уложился в согласованный лимит, к результату предыдущего расчёта добавляется разница между этим лимитом и ПДН, умноженная на соответствующую ставку.
Если природопользователь превысил и ПДН, и отведённый лимит, к результату предыдущих двух расчётов добавляется разница между фактическим объёмом выбросов (сбросов или отходов) и отведённым лимитом, умноженная на соответствующую ставку и повышающий пятикратный коэффициент. То есть, здесь заложена скрытая штрафная санкция, призванная стимулировать строгое соблюдение природоохранного законодательства.
В случае, если по вине природопользователя произошла авария с нанесением вреда окружающей среде, сумма платёжа определяется так же как для сверхлимитного загрязнения.
При отсутствии у природопользователя требуемых разрешений на выброс/сброс ЗВ либо на размещение отходов на полигонах ТБО, платёж за НВОС возрастает в 5 раз. Налицо рычаг воздействия на нарушителей закона: пренебрегаешь своими обязанностями – плати.
Для расчета экологического платёжа потребуется следующая информация:
- нормативы ПДВ и ВСВ;
- лимиты размещения отходов;
- объём израсходованного топлива (для мобильных источников загрязнения);
- размер платы за НВОС;
- фактический объём (масса) выбросов/сбросов ЗВ и размещаемых (либо утилизируемых) отходов с разбивкой по компонентам;
- соответствующие коэффициенты.
Размер платежа за НВОС рассчитывается плательщиком самостоятельно на базе сведений производственного экологического контроля и уплачивается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Экологические платежи зачисляются в федеральный бюджет.
Кроме того, до 10 марта (т.е. в течение не менее 10 дней после оплаты) плательщик обязан представить в орган местной исполнительной власти декларацию о внесении платежа за НВОС по форме, устанавливаемой этим органом власти.
Нетрудно догадаться, что расчёт экологических платежей – дело кропотливое и трудоёмкое. Поэтому существует немало фирм, оказывающих консалтинговые услуги в данной области. В то же время для грамотного специалиста не составит большого труда овладеть специализированной программой (в частности, разработанной компанией КомЭко), позволяющей автоматизировать расчёт платежей за НВОС и подготовку отчётной документации.
Форма расчёта
Стандартная форма расчёта платежей за НВОС и процедура её заполнения, а также порядок сдачи отчётности определены в Приказе Ростехнадзора РФ №204 от 05.04.2007. Данное ведомство фигурирует здесь не случайно: раньше именно оно занималось сбором экологических платежей.
Недоразумение было исправлено в августе 2010 года путём передачи полномочий по администрированию платы за НВОЗ Росприроднадзору. Однако последний так и не успел создать собственную нормативно-правовую базу в полном объёме, поэтому нередко приходится пользоваться документами технического надзорного ведомства.
В частности, форма для расчёта платежа по выбросам в атмосферу представляется в формате таблицы и имеет следующий вид:
Именно сбор нормативных показателей является главной проблемой, поскольку нормативная база разбросана по различным инстанциям и систематически корректируется, что требует от исполнителя внимательности, аккуратности и терпения.
Исследование конкретных ситуаций и примеры
Пример 1: предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области. Для завода установлены следующие лимиты:
В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты. В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.
- фактический выброс – 2,5 т;
- норматив по ПДВ – 5 руб./т;
- норматив по ВСВ – 25 руб./т;
- коэффициент экологической значимости – 1,9;
- дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
- индексация на инфляцию – 2,56.
Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа. Платёж в пределах ПДВ составит:
2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб.
Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной. Но превышение было допущено и составило 0,5 т. (3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила:
0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб.
В итоге получим:
58,37 + 72,96 = 131,33 руб.
То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества. А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно.
Пример 2: это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться. Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.
- Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
- Класс опасности – 4.
- Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
- Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.
- Коэффициент экологической значимости – 1,9.
- Дополнительный коэффициент – 1,0.
- Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
- Поправка на инфляцию – 2,56.
Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим:
2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.
Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды
При расчёте платы за НВОЗ применяются ставки и дополнительные коэффициенты, утверждённые Правительством РФ.
Для стимулирования природопользователей к реализации мероприятий по снижению НВОС и внедрению передовых технологий по охране окружающей среды разработаны коэффициенты, применяемые к соответствующим ставкам. Эти коэффициенты приведены в нижеследующей таблице.
Условие | Коэффициент |
---|---|
Захоронение собственных отходов в рамках установленных лимитов на полигонах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на правах собственности и оборудованных соответствующим образом | 0,3 |
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса | 0,33 |
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов III класса | 0,49 |
Захоронение отходов IV и V-го классов, сформировавшихся вследствие утилизации отходов промышленных предприятий | 0,5 |
Захоронение отходов III класса опасности, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса | 0,67 |
Ответственность за нарушение
За нарушение экологического законодательства полагается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Санкции за наиболее существенные нарушения изложены в статьях 8.5, 8.21 и 8.41.
К таким существенным нарушениям относятся:
- Умышленное сокрытие, искажение или несвоевременное представление достоверных данных об окружающей среде и источниках загрязнения;
- Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения;
- Невнесение (или несвоевременное внесение) платы за НВОС.
Все эти нарушения влекут за собой штрафные санкции, которые налагаются как на отдельных граждан, так и должностных и юридических лиц. Размер штрафов зависит от того, насколько серьёзным считается то или иное нарушение.
Самому большому штрафу – 250 000 рублей – может быть подвергнуто юридическое лицо за несанкционированный выброс ЗВ в атмосферу. Для должностного лица это же нарушение составит максимум 50 000 рублей.
Самым «невинным» нарушением считается сокрытие или искажение данных о состоянии окружающей среды и источниках загрязнения. Юридическому лицу это может обойтись до 80 000 рублей, должностному лицу – до 6 000 рублей. Пострадать может и простой гражданин: предел его ответственности установлен до 1 000 рублей.
Установление факта неуплаты (либо несвоевременной или неполной уплаты) экологического налога возложено на территориальный орган Росприроднадзора. Помимо штрафа возможно взимание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Источники:
http://tvrain.ru/news/kak_rabotaet_platon-398249/