Уровни и структура налоговой системы Российской Федерации

Структура налоговой системы РФ

Понятие и сущность налогов и сборов

Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.

1. В соответствии с 1 указанной статьиНК РФ налог –это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2.обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

3. Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура (во всем мире налог может быть установлен только актом парламента – законом), а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога;

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. “В налогах воплощено экономически выраженное существование государства”, – подчеркивал К. Маркс.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция),

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Понятие и сущность налогов и сборов 1. Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации. Наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

1. Установление и изменение системы налогообложения,

2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,

3. Предоставление налоговых льгот.

Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как “изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Структура налоговой системы РФ

Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны.

При формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов:

1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.

3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

5. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

6. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

7. Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога – его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа – фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступления косвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения.

На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС – 29,7%, НДПИ – 14,9%, налог на прибыль организации – 8,3%, акцизы – 1,8% и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Уровни и структура налоговой системы Российской Федерации

Вся совокупность налогов и сборов, принятых в Российской Федерации и местных органах управления, взимаемых на законной основе с налогоплательщиков, называют налоговой системой.

Данное определение не дает всей полноты для пояснения термина. Налоговая система представляет собой всю совокупность отношений между участниками системы, начиная с введения налога и до контроля за его исполнением. В структуру системы входит информационная поддержка ее функционирования и ответственность за несоблюдение законодательства.

Классификация

В зависимости от того, что лежит в основе деления, существует несколько классификаций обязательных платежей.

По уровню налоговой системы различают три основных вида:

  1. Федеральные налоги, обязательные для выплаты в одинаковом размере всеми гражданами России: НДС, НДФЛ, акцизы.
  2. Региональные, устанавливаемые самостоятельно административными субъектами, отличающиеся по размеру в зависимости от региона проживания налогоплательщика: транспортный налог, игорный и налог на имущество организаций.
  3. Местные, уплачиваются в обязательном порядке на основании нормативно-правовых актов муниципальных образований: налог на имущество физических лиц, земельный налог и торговый сбор.

Традиционно налоги по способу изъятия делятся на прямые и косвенные. Первые начисляются на стоимость имущества налогоплательщика либо получаемых им доходов, вторые (акцизы и НДС) включаются в стоимость товара, и фактически его уплата ложится на плечи потребителя.

Налоговый федерализм

Суть налогового федерализма заключается в распределении налоговых полномочий между бюджетными уровнями на принципе равноправия. Его цель состоит в стабильном экономическом развитии государства, которое обеспечивается за счет перераспределения части внутреннего валового продукта между звеньями бюджетной системы.

Построение доходов каждого из уровней власти позволяет бюджетам нижестоящих уровней формироваться на самостоятельной основе. Межбюджетное регулирование позволяет добиться сбалансированности бюджетов каждого уровня и равномерности поступления налоговых платежей в течение года.

Принципы налогообложения

Основные принципы налогообложения законодательно закреплены в НК РФ.

  1. Принцип соблюдения закона. Нельзя обязать уплачивать налоги, которые не предусмотрены законодательством.
  2. Принцип определенности правовой нормы. Трактование правовой нормы носит ясный и понятный характер для налогоплательщика.
  3. Принцип обязательности уплаты. Если законом предусмотрена уплата налога – это правило носит обязательный для всех субъектов характер.
  4. Принцип экономической обоснованности. Размер налога должен быть экономически обоснован и не должен оказывать депрессивного воздействия на хозяйствующие субъекты.
  5. Принцип поддержки единого экономического пространства. Налоги не могут ограничить беспрепятственное перемещение товаров из одного субъекта Федерации в другой.

Определение, классификация и уровни

В России сложилась трехуровневая налоговая система, обеспечивающая взаимодействие и единство всех ее звеньев.

1 уровень – федеральный. Функционирование обеспечивается ФНС и ее региональными подразделениями.

2 уровень – региональный. Сбор налогов обеспечивает Министерство финансов РФ, а также управление Минфина по налогам и сборам и региональные министерства республик.

3 уровень – местный. Государственные органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение

Критерии в основе налоговых полномочий между бюджетами:

  1. Мобильность налогооблагаемой базы. Чем выше степень мобильность, тем меньше возможности у региональных субъектов контролировать процесс сбора налогов. Именно поэтому традиционно труд и капитал, как базы с высокой степенью мобильности, подлежат обложению со стороны федеральных органов налоговой власти. Налогообложение недвижимости и природных ресурсов – прерогатива региональных систем.
  2. Экономическая целесообразность обложения отдельных видов объектов разными уровнями бюджетов. Если экономическое значение объекта велико, следует осуществлять налогообложение на общенациональном или региональном уровнях и наоборот.
  3. Макроэкономическое регулирование системы, требующее предоставление федеральному уровню привилегию сбора основных налогов.

Распределение налогов позволяет сформировать основную базу доходов бюджетов различных уровней и обеспечить их самостоятельность.

Несмотря на продуманность налоговой системы, существуют определенные проблемы в связи с высокой централизацией налоговых платежей в федеральный бюджет и необходимостью их обратного перераспределения.

Критерии качества

Для повышения качества деятельности налоговой системы следует уделять внимание определенным критериям. Их использование повышает эффективность деятельности налоговых органов и позволяет увеличить объем собранных налогов.

Выделяют следующие основные критерии качества:

  1. Улучшение баланса между звеньями государственного бюджета. Сбалансированность бюджета позволит сформировать доходы разных уровней в зависимости от их потребностей и обеспечит осуществление ими эффективного выполнения государственных функций.
  2. Стимулирующий характер налогов для роста производства. Налоговая политика страны должна обеспечить устойчивый рост территорий и отдельных экономических отраслей. Для этого должен быть достигнут определенный баланс налогов, чтобы их объем не вызывал негативное влияние на хозяйственные отрасли.
  3. Стабилизация цен в стране. При правильном обеспечении соотношения между прямыми и косвенными налогами должно быть достигнуто устойчивое сочетание цен и минимизирован риск инфляционных всплесков.
  4. Справедливый характер налогообложения, увеличивающий эффективность социальной политики, базирующейся на принципе всеобщности и равномерности налогообложения.
  5. Проведении политики улучшения информированности населения об уплате налогов, что позволит улучшить налоговую дисциплину налогоплательщиков.

Виды ответственности за нарушения

За нарушение налогового законодательства предусмотрена юридическая ответственность: финансовая, административная, уголовная и дисциплинарная.

Финансовая ответственность – это штрафная санкция, которая с помощью использования принудительных механизмов взыскания обеспечивает обязанность по уплате налога.

Административная ответственность накладывает на руководителей предприятий штрафы в размере минимальных оплат труда.

Уголовная ответственность применима к лицам, злостно уклоняющимся от уплаты налогов, либо вносящих в бухгалтерские документы заведомые искажения с целью сокрытия объектов налогообложения.

Дисциплинарная ответственность предполагает наказание в виде освобождения от занимаемого поста в результате нарушения трудовых обязанностей.

Основные тенденции развития и проблемы современности

В связи с функционированием налоговой системы в рыночной среде возникает необходимость ее постоянного изменения. Основная цель совершенствования – создание системы налоговых взаимоотношений, обеспечивающих реализацию приоритетов национальной экономики.

К современным проблемам национальной налоговой системы относят:

  • громоздкость налоговой системы, ее неполное соответствие условиям рыночных отношений, из-за чего расходы на содержание непомерно высоки;
  • неполное понимание системы субъектами налогового права в связи с постоянным введением инноваций, дополнений и поправок, что приводит к усложнению обработки потоков информации;
  • высокое налоговое бремя, способствующее поиску налогоплательщиками вариантов ухода от уплаты;
  • высокая концентрация поступлений сумм налогов в федеральный бюджет, что приводит к диспропорции взаимодействия между налоговыми звеньями разных уровней.

С целью решения налоговых проблем можно предложить следующие основные направления развития налоговой системы в ближайшем будущем:

  1. Внесение изменений в налогообложение по акцизам.
  2. Стимулирование инновационной деятельности.
  3. Усиление налогового администрирования.
  4. Развитие налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
  5. Ужесточение мер по противодействию применения схем уклонения от уплаты налогов.

Приведенные меры позволят улучшить эффективность работы налоговой системы России и обеспечат рост сбора платежей.

Дополнительную информацию про налоговую систему можно узнать из данного видео.

Налоговая система РФ

Налоговая система РФ — совокупность налогов и сборов, установленных государством. В Российской Федерации налоговая система устанавливается Налоговым кодексом и федеральными законами, соответствующими кодексу. В налоговую систему РФ включаются налоги (в т. ч. акцизы) и сборы (в т. ч. государственные пошлины), но отсутствуют таможенные пошлины, которые относятся к таможенному регулированию.

В Налоговом кодексе РФ устанавливается трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, НК определяет специальные налоговые режимы.

— налог на доходы физических лиц;

— налог на прибыль организаций;

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— акцизы и государственные пошлины.

— налог на игорный бизнес;

— налог на имущество организаций.

— налог на имущество физических лиц (единственный налог, не отраженный в НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ также упоминаются налог с продаж и единый социальный налог, но по состоянию на конец 2012 года они не действуют.

Под специальными налоговыми режимами понимаются:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Контролем и надзором за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах занимается Федеральная налоговая служба РФ. Также она следит за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

За нарушение налогового законодательства граждане и организации в соответствии с гл. 16 разд. 4 ч. 1 Налогового кодекса РФ несут ответственность в виде штрафов: либо на конкретные суммы (от 50 рублей до 15 тыс.), либо на часть дохода, полученного в результате нарушения или во время работы с нарушениями.

Источники:
http://znaybiz.ru/nalogi/sistemy-nalogooblozheniya/obshhie-voprosy/urovni-i-struktura-nalogovoj-sistemy-rf.html
http://www.banki.ru/wikibank/nalogovaya_sistema_rf/
http://znaybiz.ru/nalogi/sistemy-nalogooblozheniya/obshhie-voprosy/zapis-v-nalogovuyu-onlajn.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: