Акт налоговой проверки: порядок обжалования результатов и сроки

Оспариваем решение по выездной налоговой проверке в досудебном и судебном порядке: чек-лист

AndreyPopov / Depositphotos.com

Налоговые споры являются одновременно и самой сложной, и самой распространенной категорией судебных разбирательств с государственными органами. При этом залог успеха во многом зависит от правильного алгоритма работы и формирования правовой позиции. Применительно к оспариванию налоговых доначислений за последние годы возрастает роль досудебной стадии оспаривания, так как налоговые органы перестали формально относиться к позиции налогоплательщиков и отдавать разрешение спора на откуп судам. Процедура досудебного обжалования налоговых споров регулируется главой 19 Налогового кодекса. Разобраться в порядке и стратегии налогоплательщиков при взаимодействии с налоговой инспекцией, поможет чек-лист, подготовленный Романом Шишкиным, МКА “Филиппов и партнеры”, партнер ООО “Хопфен консалтинг”, к. ю. н.

Чек-лист

Проведение выездной налоговой проверки (окончание – составление справки о проведенной проверки).

Проверить соблюдение налоговым органом процессуальных сроков и порядка проведения мероприятий налогового контроля. Напомним, что выездная налоговая проверка проводится в срок, не превышающий 2 месяца, если проверка не была официально продлена решение вышестоящего налогового органа (может быть продлена до 4-х и 6-и месяцев) (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Проверить сроки приостановления проверки – он не может превышать 6 месяцев.

Не допускать на законных основаниях сотрудников налоговой инспекции на территорию организации в период выездной налоговой проверки. В случае проведения осмотра проверить полномочия проверяющих (необходимо предъявление служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверке, в рамках осмотра должны присутствовать понятые).

Проверить, были ли соблюдены права налогоплательщика при выемке документов и предметов. Так, выемка проводится на основании отдельного постановления должностного лица налогового органа в присутствии понятных. По результатам выемки составляется протокол.

Убедиться в том, что налогоплательщик ознакомлен с соответствующим постановлением в случае назначения экспертизы.

Провести обучающее мероприятие для сотрудников об их правах и обязанностях в рамках проводимых налоговым органом допросов сотрудников.

Следить за соблюдением сроков предоставления документов в налоговый орган. Напомним, что истребованные у налогоплательщика документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней с момента получения требования об их представлении.

Подготовить возражения на акт выездной налоговой проверки, который должен быть составлен налоговым органом не позднее 2-х месяцев с момента составления справки о проведенной проверке:

  • анализ и отражение в возражениях всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • представление в налоговый орган дополнительных документов и информации, которая отсутствовала при проверке, но имеет важное значение для итоговых выводов;
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;
  • личное участие в рассмотрении возражений в налоговом органе.

Подать возражения на акт проверки в течение одного месяца с момента получения акта.

По итогам рассмотрения возражений может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, не превышающий 1 месяц (фактическое возобновление проверки для проверки доводов, изложенных в возражениях). По итогам данной стадии также подаются дополнительные возражения.

По итогам рассмотрения возражений выносится решение налогового органа по налоговой проверке.

Подготовить апелляционную жалобу на решение по налоговой проверке в вышестоящий налоговый орган в течение одного месяц с момента получения решения по проверке налогоплательщиком:

  • анализ и отражение в апелляционной жалобе всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим органом будет вынесено решение о ее полном или частичном удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении.

Подготовить исковое заявление в суд в течение 3 месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа:

  • анализ и отражение всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;

Участие в судебных заседаниях.

Обжалование судебных актов, в случае полного (частичного) отказа в удовлетворении заявленных требований.

Обжалование налоговой проверки

Обжалование налоговой проверки

Похожие публикации

У каждого налогоплательщика есть законное право на обжалование налоговой проверки, вернее, ее результатов согласно ст. 137 НК РФ. При этом следует точно соблюдать все процессуальные правила, иначе обжаловать их станет затруднено, а то и невозможно.

Срок обжалования акта налоговой проверки

Все оформленные заявления в ответ на акты налоговых органов, их действия или бездействия подразделяются в зависимости от срока представления.

  1. Апелляционные жалобы, которые были составлены и официально поданы до вступления решений по камеральным или выездным проверкам в законную силу. Подавать их можно в течение 1 месяца, так как ровно месяц отводится на вступление в силу вынесенного решения по проведенной проверке.
  2. Жалобы, поданные после вступления в силу принятого налоговыми органами решения. Их можно подавать в течение 1 года после даты принятия.

Обжаловать можно полностью решение инспекции или какую-либо его отдельную часть. Обязательно оформление жалобы в письменном виде. Строгих требований к ее оформлению в налоговом законодательстве нет, допускается произвольная форма составления, главное — это правильное и законное обоснование своих требований. Необходимо указать с какими именно положениями вы не согласны, дополнив свои обоснования ссылками на соответствующие пункты статей НК РФ. Рекомендуется дополнить свое обращение документами, которые подтверждают все пункты жалобы налогоплательщика. Нужно обязательно сформулировать требования о частичной или полной отмене решения налоговой инспекции. Документ подписать, и, если есть печать, ею заверить.

Процедура подачи жалобы: куда и как обратиться

Обжаловать акт налоговой проверки нужно сначала в досудебном порядке, согласно п. 2 ст. 138 НК РФ. Подавать апелляционную жалобу нужно непосредственно в ту инспекцию, которая провела налоговую проверку. После получения документа, налоговая инспекция самостоятельно отправляет его в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней вместе со всеми материалами проведенной проверки. Организацию о принятом и утвержденном решении обязательно извещают в письменной форме. Стоит отметить, что все обжалования органы ФНС рассматривают без участия компании, то есть присутствия представителей налогоплательщика в этом случае не требуется, как при рассмотрении материалов дела налоговой проверки.

Если вышестоящий региональный налоговый орган откажет в удовлетворении требований поданного обжалования, решение считается принятым и вступает в силу после его утверждения вышестоящим органом.

После этого можно обжаловать итоговое решение в административном порядке, обратившись с жалобой в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года. И только после того, как вышестоящая налоговая инспекция откажет в удовлетворении требований налогоплательщика по обжалованию результатов налоговой проверки, можно обращаться с иском от имени компании в арбитражный районный суд по месту нахождения фирмы или регистрационному адресу ИП. Исковое заявление подается в 3-месячный срок с момента утверждения решения органом ФНС. Обратиться в суд можно в следующих случаях:

  • получен отрицательный ответ на жалобу в вышестоящий орган ФНС;
  • для оформления жалобы на принятое органом ФНС решение по итогам ранее поданной жалобы;
  • если вы подали жалобу, но ФНС не приняла ее в положенные сроки.

Способы подачи обжалования

  1. Личное посещение налоговой инспекции руководителем или представителем налогоплательщика. В случае подачи документа через представителя необходимо подтвердить его полномочия путем предоставления нотариальной доверенности.
  2. Почтой – путем отправления обжалования ценным письмом. К жалобе и документам следует составить опись вложения и дополнительно уведомление о вручении.
  3. Через сайт ФНС в электронном виде. Для этого нужно выбрать пункт «Обратиться в ФНС России».

При этом, пока ваша жалоба будет рассматриваться, исполнение принятого органом ФНС решения может быть приостановлено. Для этого нужно подать соответствующее ходатайство в вышестоящую налоговую инспекцию, которая утверждает решение по проверке. Или же обратиться с такой же просьбой о приостановлении в суд.

Как обжаловать решение налогового органа

Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Порядок обжалования акта налоговой проверки

Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант

Довольно часто по итогам налоговых проверок – как камеральных, так и выездных, – инспекторы приходят к выводу, что компания нарушила налоговое законодательство. В таком случае проверяющие должны зафиксировать результаты проверки (факт нарушений) – составить акт и передать его налогоплательщику. Однако не надо сразу опускать руки, если ИФНС доначислила огромные суммы налогов и штрафы. Их можно снизить или вообще отменить! Для этого существует процедура обжалования. Какие на это отводятся сроки и каков порядок обжалования – читайте в нашей публикации.

1C-WiseAdvice делает все для того, чтобы уберечь вашу компанию от излишнего внимания контролирующих органов. Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Такую технологию мы называем «риск-ориентированный подход». Ее выполнение мы обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок.

Сроки обжалования налоговой проверки

Окончание налоговой проверки не означает, что компания тут же должна оплатить доначисления. Отметим, что об окончании камеральной проверки компания узнает не всегда: налоговики составляют акт только при обнаружении нарушений.

«Полезная бухгалтерия» от 1С-WiseAdvice

Специалисты нашей компании знают, что и как проверяет ИФНС, осознают все риски и возможные потери для бизнеса. Поэтому в процессе ведения клиента наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений. Тем самым снижается риск возникновения претензий на камеральных проверках и риск доначислений – на выездных.

Если налоговики составили акт, неважно по завершению проверки какого вида (выездной или камеральной) – требования едины. В частности, в акте будет упомянуто право на обжалование (Приложение № 28 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@), причем сами формулировки не регламентированы. Например, в актах 2018 года инспекторы пишут так:

Кроме того, компания обязательно получит уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки ( абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ ), вне зависимости от того, подана жалоба на акт налоговой проверки или нет. Причем инспекция должна иметь подтверждение, что уведомление компанией получено ( абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ ).

Обжалование результатов проверки будет в пользу компании при отсутствии подтверждения об уведомлении. Как правило, достаточно единственного аргумента – налогоплательщик был лишен возможности присутствовать на рассмотрении материалов проверки.

Однако какой бы однозначной ситуация не была, всегда могут возникнуть различные нюансы, и для полного успеха проще поручить обжалование профессионалам.

Обжалование не зависит от вида проверки

Иногда компании полагают, что обжалование камеральной проверки можно заменить уточненной декларацией. Эти заблуждения основаны на том, что таким способом обычно прерывают камеральную проверку. Например, когда компания получила требование из налоговой инспекции о предоставлении документов (информации) или пояснений.

Поскольку камеральная проверка имеет более узкую специализацию, чем выездная, то многие компании не привлекают к процессу обжалования сторонних специалистов. Однако если речь идет о значительных суммах, то сторонний юрист может увидеть возможности их уменьшения на основании огромного опыта работы с другими компаниями.

Порядок обжалования – досудебный

Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.

Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда. Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.

Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.

Пошаговая инструкция по обжалованию акта

Шаг 1. Получение акта налоговой проверки

С этого момента начинается отсчет срока возражений. Способам вручения (отправки) акта посвящен довольно объемный раздел 7 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 .

Указанное письмо разъясняет особенности выездных проверок. При этом его положения о процедурных моментах, связанным с актированием, вполне можно применять и к камеральным проверкам. Вне зависимости от вида проверки инспектор может вручить акт лично, а также отправить его:

  • по телекоммуникационные каналы связи (далее – ТКС);
  • заказным письмом.

При личном получении акта проставляйте дату получения собственноручно. Нередки случаи, когда инспекторы проставляют более ранние числа. Например, из-за выхода за регламентированные сроки проверки. Для суда затягивание сроков большой роли не играет, а вот если вы пойдете на компромисс с инспектором, то уменьшите себе время на подготовку возражений.

При взаимодействии по ТКС у компании фактически есть не четыре, а пять недель для подготовки возражений. Такая поблажка возникает из-за отправки подтверждения о получении корреспонденции из налоговой (сделать это нужно на шестой рабочий день).

Самый неприятный вариант – когда акт отправлен обычной почтой и шел дольше, чем шесть дней с момента его отправки. Время на подготовку возражений из-за почтовой задержки не увеличивают.

Отметим, что заказные письма инспекторы обычно используют, когда представитель компании отказался получить акт и факт отказа зафиксирован. Таким образом отказ в получении акта может привести к сокращению сроков подготовки возражения из-за некорректной работы почты.

Шаг 2. Подготовка текста возражений

При формировании возражений по акту налоговой проверки имеет смысл использовать рекомендации самих налоговиков ( Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок» , опубликовано на сайте www.nalog.ru 16.04.2018). Сложность представляет основная часть возражений, где необходимо:

  • изложить свои позицию;
  • перечислить нарушенные положения налогового законодательства.

Очевидно, что для составления основной части компаниям чаще всего необходима помощь налогового юриста. Если решите формировать возражения самостоятельно соблюдайте основные правила:

  • формулируйте доводы четко и лаконично;
  • прорабатывайте только те моменты, с которыми не согласны (акт не обязательно обжаловать целиком);
  • предметом возражений делайте выводы контролеров, а не превышение сроков или нарушение процедуры истребования документов (в последнее время нарушение процедуры на отмену доначислений не влияют);
  • излагайте возражения с учетом последовательности конкретных пунктов акта и, если есть возможность – обязательно указывайте по какому пункту акта возражаете;
  • прежде всего ссылайтесь на нормы Налогового кодекса, затем – на подходящие письма Минфина или ФНС (если письмо размещено на сайте ФНС как обязательное для применения налоговыми инспекторами, обязательно укажите на это);
  • полезна ссылка на письмо ФНС от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678 – в нем как раз дана установка инспекторам руководствоваться разъяснениями с сайта их ведомства;
  • используйте письма регионального управления ФНС, не говоря уже о письменных ответах своей инспекции в ваш адрес, если таковые есть;
  • приводите судебную практику в пользу налогоплательщиков и сообщите налоговикам, что судьи скорее всего, отменят доначисления.

Судебная практика, на которую идет ссылка, должна максимально соответствовать именно вашей ситуации. При этом в первую очередь ссылайтесь на решения ВАС, затем – на постановления арбитражного суда вашего округа.

К сожалению, даже при наличии судебной практики в пользу налогоплательщиков инспекторы не всегда идут на уступки.

Шаг 3. Отправка возражений в ИФНС

Для защиты своих интересов компания должна иметь подтверждение представление в инспекцию не только самих возражений, но и всех приложений к ним. Если представляете возражения в бумажном виде (по почте или лично), то обязательно перечислите подробно все приложения с указанием количества листов.

При отправке по ТКС реестр документов, прилагаемых к возражениям, формировать не нужно. За вас это сделает сама программа, формирующая обращение налогоплательщика.

Особых требования к названиям приложений, направляемых по ТКС, налоговые органы не предъявляют. Даже если файлы будут поименованы, как «Screenshot» проблем не возникнет. И все же для удобства прилагаемые файлы целесообразно называть так, чтобы было понятно их содержание.

Единственная особенность отправки по ТКС – тема обращения налогоплательщика. Большинство инспекций просят, чтобы в, отправляемого по ТКС были указаны, в том числе ФИО налогового инспектора (например, в скобках). В данном случае это будут ФИО инспектора (инспекторов), составивших акт.

Благодаря тому, что в настоящее время прохождение почтовых отправлений можно отследить на сайте Почты России, такой вариант отправки возражений вполне допустим. Однако и в этом случае будет не лишним использовать ТКС.

Если видите, что почта работает нерасторопно – сообщите в инспекцию об отправке возражений с приложением квитанции. Необходимость в таких дополнительных действиях вызвана негативными ситуациями, возникающими в результате:

  • задержки почтовых отправлений;
  • некорректной обработки почтовой корреспонденции в самой налоговой инспекции.

Возражения можно сдать в канцелярию инспекции лично. При этом обязательно иметь при себе второй экземпляр (можно без приложений) для того, чтобы инспекция могла поставить отметку.

Шаг 4. Участие в рассмотрении возражений налоговой

Присутствие представителя компании на рассмотрении материалов проверки, в том числе возражений – не обязательно. Их могут рассмотреть и без вас. Только убедитесь, что возражения действительно получены.

Если инспекция настроена на компромисс, то найти время на посещение инспекции нужно. Не лишним будет посещение инспекции и для того, чтобы показать: компания готова идти до конца.

Зачастую налоговики проходят через все процедурные моменты обжалования, невзирая на свою явную неправоту.

Экспертная поддержка клиентов

Клиентам, которые обслуживаются в 1С-WiseAdvice, мы всегда готовы оказать всестороннюю экспертную поддержку. В частности, мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях в ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, готовим возражения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки (вплоть до суда).

Как оспаривать результаты налоговой проверки? Шесть этапов

Налоговая проверка проходит несколько стадий. В зависимости от стадии налогоплательщик имеет возможность выразить свое несогласие с действиями и выводами налогового органа в различных формах.

1. Уже в ходе проверки налогоплательщик может подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокурату, в случае, если считает действия налогового инспектора незаконными.

2. Следующая форма несогласия, это возражения на акт налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Возражения направляются непосредственно в налоговый орган, проводивший налоговую проверку. В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ у налогоплательщика есть один месяц для подачи возражений. Указанный месяц отсчитывается от момента получения акт. Моментом получения акта следует считать дату проставления налогоплательщиком или его представителем расписки, или отсчитать шестой день с даты отправки почтового отправления с актом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором. Иначе вы можете невольно сократить себе срок на подготовку возражений. Если вы получили акт по почте, сразу же посчитайте дату, в которую акт признается полученным. Учитывая, что почтовый пробег может превышать установленный законом срок, времени на подготовку и подачу возражений может остаться мало.

Возражения подаются в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих доводы возражений. Сдавая возражения и копии документов в налоговый орган позаботьтесь о получении отметки с дачей подачи возражений на вашем экземпляре возражений. Если к возражениям прилагаются документы, обязательно укажите в перечне приложений каждый документ. Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям. Возражения возможно подать и почтовым отправлением. Однако следует учитывать время на почтовый пробег, чтобы избежать казуса, когда возражения отправлены в срок, но из-за почтовой задержки поступили позднее, чем вынесено решение.

Нередко при наличии возражений в ходе рассмотрения актов налоговые органы снимают отдельные доводы. В других случаях подача возражений может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Готовя возражения на акт следует достаточно полно и всесторонне отразить как правовые основания своего несогласия с актом, так и документальные. Нет смысла «прятать козыри в рукаве», так как в случае перехода спора в более поздние стадии, эти доводы придётся раскрыть. В случае же качественной подготовки возражений есть вероятность сберечь время и силы, сняв ошибочные доводы налогового органа еще до вынесения решения.

Также это покажет суду, что налогоплательщик добросовестно и принципиально отстаивал свою позицию, используя все имеющиеся правовые механизмы.

3. Следующий этап для выражения несогласия – это рассмотрение результатов налоговой проверки. На этом этапе налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа, рассматривающего результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте. На этой стадии также возможно предоставление обосновывающих документов. Доводы налогоплательщика и представленные документы указываются в протоколе, который должен вестись при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ). Настывайте на внесении в протокол ваших устных доводов. Если представитель налогового органа отказывается это сделать, то подписывая протокол сделайте запись об этом.

4. Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, то для налогоплательщика наступает следующая стадия обжалования – досудебный обжалование ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае термин «акт» отличается от «акта» налоговой проверки. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки является ненормативным актом налогового органа.

Следует отметить, что в настоящее время досудебное обжалования в вышестоящий налоговых органа является обязательной стадией (п. 2 ст. 138 НК РФ). Без прохождения этой стадии невозможно обратится за судебной защитой. В случае подачи заявления в арбитражный суд без предыдущего досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган заявление будет возвращено без рассмотрения.

Жалоба подаваемая в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к налоговой ответственности до его вступления в силу , называет «апелляционная жалоба». Следует не путать с «апелляционной жалобой» подаваемой на решение суда в рамках процессуального законодательства. Учитывая, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу через один месяц со дня вручения налогоплательщику, то жалоба может быть подана в течение указанного месяца.

Подавать апелляционную жалобу следует в налоговый орган, вынесший решение. Это делается по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение. После получения жалобы этот налоговый орган направляет жалобу вместе с материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Как и возражения, апелляционную жалобу можно сдать непосредственно в канцелярию. Альтернативным вариантом подачи жалобы является ее направление по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае пропуска налогоплательщиком месячного срока подачи апелляционной жалобы у него остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа. На этом этапе документ, выражающий несогласие налогоплательщика, называется просто жалоба, без слова «апелляционная». Такая жалоба согласно п. 2 ст. 139 НК РФ может подаваться налогоплательщиком в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения. То есть от той даты, которая указана на самом решении.

Если срок пропущен, то налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении пропущенного срока. Конечно в ходатайстве необходимо будет указать причины пропуска срока и их уважительность. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Содержательно апелляционная жалоба и просто жалоба буду идентичными. Указанные документы должны содержать следующие элементы:

  • Наименование вышестоящего налогового органа. Обычно в тесте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.
  • Реквизиты подателя жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи: телефон, электронная почта).
  • Наименование налогового органа, принявшего обжалуемое решение.
  • Доводы налогоплательщика, по которым он считает принятое решение незаконным.
  • Нормы закона, обосновывающие доводы налогоплательщика.
  • Доказательства (документы), на которые ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов.
  • Расчеты в части сумм налогов, пеней и штрафов, которые по мнению налогоплательщика, рассчитаны налоговым органом ошибочно.
  • Требования налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
  • Жалоба должна быть подписана единоличных исполнительным органом налогоплательщика или представителем, действующим на основании доверенности. При подписании жалобы представителем не забудьте приложить к ней доверенность представителя.

Следует учитывать, что налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения. Основания для оставления жалобы без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ.

По общему правилу жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия налогоплательщика. В отдельных случаях участие возможно, но решение о необходимости этого принимает налоговый орган. Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы. Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц. Со дня принятия решения по апелляционной жалобы решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

5. Когда пройден досудебный порядок обжалования решения налогового органа, и налогоплательщик не согласен уже с решением вышестоящего налогового органа, либо вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, следующим этапом обжалования является обращение за судебной защитой в арбитражный суд. Указанное право налогоплательщика предусмотрено п. 2 ст. 138 НК РФ.

Следует отметить, что решения налоговых органов принятые в отношении физических лиц и в отношении организаций, обжалуются в разные суды и в разном процессуальной порядке. Решение в отношении физического лица обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ. Решение налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя и организации обжалуется в арбитражный суд по правилам АПК РФ. Порядок обжалования решений налоговых органов в арбитражных судах регулируется главой 24 АПК РФ, а также нормами о исковом производстве, в части не противоречащей положениям главы 24.

Налогоплательщику предоставляется три месяца, чтобы подать заявление в суд. Подготовка заявления в суд не должна вызывать затруднений, так как доводы, их основания, а также подтверждающие документы уже были подготовлены на стадии обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Хотя конечно же на стадии судебного обжалования они могут быт дополнены. Указанный срок исчисляется с того момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права. То есть с даты вручения ему решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Заявление в арбитражный суд должно содержать:

Реквизиты налогового органа и руководителя, принявшего решение. Следует учитывать, что при обжаловании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, одновременно обжалуется и решение вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе. Соответственно необходимо указывать реквизиты двух налоговых органов, вышестоящего и нижестоящего.

Реквизиты принятых решений (название, номер и дата).

Нарушенное право налогоплательщика.

Законы и другие нормативные акты, которым противоречит решение налогового органа.

Требование налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части (следует указать конкретные части решения).

Вместе с заявлением необходимо приложить:

  • Копия свидетельства о регистрации организации;
  • Обжалуемый акт;
  • Документы, на которые налогоплательщик ссылается;
  • Документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • Доверенность представителя;
  • Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • Документы об оплате государственной пошлины.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины составляет 3000 рублей.

Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

6. В случае отказа арбитражного суда в удовлетворении заявления, далее возможно обжалование решения суд в апелляционной и кассационной инстанциях. Апелляция и кассация проходят в стандартном процессуальном порядке, предусмотренном АПК РФ для искового производства.

Как видим действующее законодательство содержит возможность обжаловать действий и решения налогового органа, осуществляемые в ходе налоговой проверки, как во время ее проведения, так и после завершения. Проявляя активную позицию в ходе проверки налогоплательщик поэтапно формируют позицию для защиты своих интересов в суде. Для эффективной защиты целесообразно обращаться к помощи опытных бухгалтеров и юристов, совместная работа которых обычно более эффективна по такому виду споров.

Каков порядок обжалования акта налоговой проверки?

Обжалование акта налоговой проверки производится в строгом порядке, определенном Налоговым кодексом. О том, какие шаги надо предпринять, если не устраивает решение налоговой службы по результатам проведенной проверки, вы узнаете из статьи далее.

Какова процедура обжалования результатов проверки налоговой службы?

Установленный порядок обжалования акта налоговой проверки (далее по тексту — акт НП) может включать 4 этапа. Проходить их все или остановиться при получении приемлемого решения налоговой — это индивидуальный выбор каждого бизнесмена — плательщика налогов, сделанный с учетом имеющихся обстоятельств.

С 2013 года, после того как начали действовать поправки к НК, внесенные законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, последовательность оспаривания актов НП и решений налоговых служб претерпела существенные изменения. В частности, в суд теперь можно обратиться лишь после процедуры досудебного оспаривания результатов НП путем обращения в вышестоящие фискальные органы.

Что же включают этапы процедуры обжалования?

Этап 1: возражения на результаты проверки

В том случае если предприниматель не соглашается с результатами проведенной проверки, он может подать имеющиеся у него возражения руководителю налоговой инспекции, проведшей проверку. При этом акт НП может быть обжалован как целиком, так и в какой-то части (п. 6 ст. 100 НК России).

Возражения подаются в течение месяца, считая от даты получения акта НП (к ним обычно прикладывается также документация, подтверждающая изложенные факты). Решение по этим возражениям принимается начальником налоговой до истечения 10-дневного срока от последнего дня, отведенного для подачи письменно изложенных возражений (п. 1. ст. 101 НК), хотя в силу объективных причин этот срок может быть продлен еще на целый месяц.

По итогу изучения акта НП и рассмотрения возражений к нему, как указывается в п. 7 ст. 101 НК, начальник налоговой принимает одно из последующих решений в отношении ответственности за содеянное правонарушение в сфере налогового законодательства:

  • о привлечении;
  • об отказе в привлечении.

Упомянутые выше решения обретают силу по прошествии месяца с даты вручения соответствующего уведомления предприятию (абз. 1 п. 9 ст. 101 НК). При этом нарушители, привлекаемые к ответственности, вправе выполнить данное решение полностью или в какой-то части до того момента, как оно обретет силу (абз. 3).

Этап 2: оспаривание результатов рассмотрения возражений

Предприятие, согласно абз. 3 п. 1 ст. 138 НК, может оспорить еще не вступившее в силу налоговое решение, принятое по результатам проверки в соответствии со ст. 101 НК, о привлечении его к ответственности, своевременно подав апелляционную жалобу (далее также — апжалоба). Апжалоба адресуется вышестоящей службе, но передается той ИФНС, решение которой оспаривается (п. 1. ст. 139.1 НК), после чего в 3-дневный срок жалоба перенаправляется адресату. Рассматривается она без участия апеллянта, за исключением случаев, когда в ходе исследования материалов вышестоящим органом налоговой службы были обнаружены несоответствия данных проведенной проверки поданным при оспаривании документам (п. 2 ст. 140 НК).

Если проверяемое предприятие не успело это сделать в отведенный законом срок, тогда решение фискального органа обретает силу. На решение, вступившее в силу и не оспоренное в апелляционном порядке, может быть составлена жалоба и направлена в стоящую выше по иерархии инстанцию через тот налоговый орган, который принял оспариваемый акт (п. 1, абз. 2 п. 2. ст. 139 НК).

Решение фискального органа по апжалобе принимается в течение месяца со дня ее получения и обретает силу сразу же в момент его принятия (п. 6 ст. 140 НК). По окончании срока рассмотрения апелляции, согласно п. 3 ст. 140 НК, ИФНС может принять решение:

  • об отказе в удовлетворении апжалобы;
  • отмене акта НП;
  • отмене решения в какой-то части либо же целиком;
  • отмене решения и принятии нового.

Новое решение после рассмотрения апжалобы вступает в силу сразу же после его принятия (п. 2. ст. 101.2 НК). Если же апжалоба была оставлена без удовлетворения, первоначальное решение фискального органа вступает в силу незамедлительно после этого, но не ранее завершения отведенного для обжалования срока (п. 3).

Этап 3: жалоба в Федеральную налоговую службу

В 3-месячный срок после получения не удовлетворяющего предприятие решения от вышестоящей фискальной инстанции в ответ на поданную апжалобу может быть направлена жалоба непосредственно в ФНС (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК). Если по какой-либо уважительной причине привлеченное к ответственности предприятие пропустило срок подачи жалобы, оно может ходатайствовать в вышестоящий фискальный орган о его восстановлении (абз. 4).

Если ответ вышестоящего органа налоговой службы по поданной жалобе не удовлетворяет предприятие, оно может обратиться в суд (п. 2. ст. 138 НК). Также в суд можно обратиться и в том случае, если налоговая в строго установленный срок не приняла решения в процессе оспаривания (п. 6 ст. 140 НК). Исковое заявление можно подать в суд в течение 3 месяцев (ч. 1 ст. 219 КАС России) с момента прихода ответа налогового органа по жалобе (т. е. истечения законодательно установленного срока для представления ответа фискальным органом).

Особенности обжалования акта камеральной проверки

Камеральная проверка осуществляется налоговой по месту своего нахождения без участия налогоплательщика. В ходе ее проведения осуществляется анализ поданной налогоплательщиком декларации: отраженные в ней данные сравниваются с предыдущими показателями, а также имеющимися у ИФНС сведениями, полученными по результатам налогового контроля (ст. 88 НК).

Если ИФНС будут установлены нарушения налогового законодательства, по результатам камеральной проверки составляется акт НП. Этот документ вручается налогоплательщику в 10-дневный срок после завершения указанной проверки.

Нередко проверяемые налогоплательщики не получают акт НП в силу каких-то не зависящих от предприятия обстоятельств либо просто уклоняются от его получения. В этом случае налоговая направляет его почтой. Датой получения акта НП при этом считается 6-й день после его отправки почтой заказным письмом (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК). В итоге решение фискальной службы вступает в силу, т. е. его потребуется выполнять. Уже вступившее в силу решение можно также оспорить, обратившись по иерархии в вышестоящий фискальный орган на протяжении года с даты вынесения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК).

В том случае, если предприятие сможет доказать, что не смогло получить акт НП по уважительным причинам (например, потому что не знало о его существовании), есть возможность ходатайствовать о восстановлении срока для оспаривания (п. 2 ст. 139 НК). Уважительными также будут считаться и имеющиеся у налогоплательщика веские причины, доказывающие, что тот не смог своевременно обжаловать акт НП.

Итак, для надлежащего рассмотрения рассматриваемого вопроса налогоплательщик должен придерживаться процедуры обжалования решения ИНФС по акту НП в вышестоящих фискальных инстанциях. Лишь после прохождения всех ступеней обжалования по иерархии налоговой он может обратиться в суд.

Порядок обжалования решения налогового органа в суде

Обжалование решения налогового органа в суде возможно в том случае, если процедура досудебного урегулирования споров не принесла желаемых результатов — налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа. Рассмотрим в нашей статье, в какие сроки происходит обжалование решений налоговых органов, основные этапы данной процедуры и документальное оформление.

Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции

Чтобы признать решение налоговиков недействительным, в первую очередь нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением (п. 4 ст. 138 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 29, ст. 34, 35 АПК РФ).

Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, чч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с нормами искового производства и особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения. Данный срок может быть продлен, если дело окажется достаточно сложным или в процессе будет задействовано большое количество участников (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций.

Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя. При повторном обращении по тому же делу арбитражный суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В возобновлении того же самого дела налогоплательщику будет отказано (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).

В арбитражный суд поступило заявление налогоплательщика о признании решения по итогам налоговой проверки незаконным в связи с нарушениями налоговой инспекции, допущенными в ходе проверки. Других доводов заявлено не было. Суд не удовлетворил требование заявителя.

Позднее налогоплательщик повторно обратился в арбитраж с заявлением о признании того же решения недействительным, в котором указал, что доначисления по налогу на прибыль были произведены неправомерно. Хотя в заявлении были приведены новые доводы, суд обязан прекратить производство по данному делу.

Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде

Налогоплательщик может обратиться в суд, если его не устраивает результат рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы (апелляционной жалобы). Решение по жалобе налоговики должны принять в течение 1 мес. со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Учтите, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем налогоплательщик должен быть извещен в течение 3 дней с момента принятия решения такого решения вышестоящим налоговым органом.

В течение 3 месяцев после получения решения вышестоящего налогового органа по проведенной проверке налогоплательщик может обратиться в суд с тем, чтобы обжаловать данное решение (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Если вышестоящий налоговый орган не успеет вынести решение по жалобе налогоплательщика в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, налогоплательщику можно обратиться в суд, не дожидаясь вынесения данного решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).

3-месячный срок исчисляется в соответствии с нормами, установленными ст. 113, 114 АПК РФ или ст. 107, 108 ГПК РФ, ст. 92,93 КАС РФ. Зачастую суды восстанавливают срок подачи заявления, но только в том случае, если посчитают, что он был пропущен по уважительной причине.

Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным

В процессе оформления заявления в суд о признании решения налоговой службы недействительным:

  • Определите форму его подачи. Заявление можно подать как на бумажном носителе, так и воспользовавшись средствами электронной связи (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ, пп. 1, 8, 9 ст. 125, п. 1 ст. 220 КАС РФ).
  • Проконтролируйте исполнение формальных требований к содержанию заявления (они указаны в ч. 1 ст. 199 АПК РФ, п. 2 ст. 125 КАС РФ).
  • Уделите внимание основной части заявления. Она должна содержать аргументы налогоплательщика о том, по каким причинам он считает доводы налоговой службы не соответствующими действительности или нормам законодательства. Налогоплательщику нужно привести достаточно весомые аргументы, в том числе и ссылки на документы и конкретные обстоятельства, чтобы убедить суд в своей правоте.
  • Проанализируйте и включите в заявление все нарушения, допущенные налоговиками в процессе досудебного урегулирования спора.

Так, если налогоплательщик не участвовал в рассмотрении материалов налоговой проверки или ему не дали возможности объяснить какие-либо обстоятельства, то об этом нужно упомянуть в заявлении. Суд обязательно должен принять такие факты во внимание и не оставить их без рассмотрения.

Бывает, что у налогоплательщика есть сведения, доказывающие, что в ходе налоговой проверки, а также при составлении решения о привлечении к ответственности и акта проверки налоговиками были допущены серьезные нарушения. Тогда в заявлении необходимо привести имеющиеся сведения. Кроме того, можно указать и на нарушения сроков проверки, если таковые имелись.

Таким образом, все собранные факты, указывающие на нарушения налоговиков, помогут склонить судью на сторону налогоплательщика.

Технические тонкости оформления заявления

Заявление необходимо формулировать грамотно и четко. После каждого аргумента лучше всего приводить ссылки:

  • на действующие в спорный момент законодательные акты, нормы Налогового кодекса;
  • ссылки на судебные акты, изданные Высшим арбитражным судом РФ, Верховным судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа;
  • разъяснения Минфина и ФНС России, если они соответствуют спорному вопросу.

Обязательно следует обратить внимание на такие обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда, если налогоплательщика все же привлекут к ответственности:

  • обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
  • смягчающие обстоятельства (ст. 112, 114 НК РФ);
  • обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т. д.

Таким образом, составить заявление в суд достаточно непросто, поэтому есть смысл обратиться к грамотным юристам для выполнения этой задачи.

Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд

К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:

1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.

Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.

3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).

Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.

Итоги

Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.

К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).

О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Возражения на акт проверки — новая форма от ФНС» .

Источники:
http://spmag.ru/articles/obzhalovanie-nalogovoy-proverki
http://kontur.ru/articles/5286
http://1c-wiseadvice.ru/company/blog/poryadok-obzhalovaniya-akta-nalogovoi-proverki/
http://www.klerk.ru/buh/articles/454794/
http://nsovetnik.ru/nalogovye_proverki/kakov_poryadok_obzhalovaniya_akta_nalogovoj_proverki/
http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/rezultaty_nalogovyh_proverok/poryadok_obzhalovaniya_resheniya_nalogovogo_organa_v_sude/
http://www.audit-it.ru/terms/taxation/vyezdnaya_nalogovaya_proverka.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: