Кто такой агент налоговых отношений в РФ и на что имеет право

Налоговые агенты: их права и обязанности

О ком идет речь

Налоговым агентом (НА) могут быть признаны не только российские организации, но и индивидуальные предприниматели, представители частных практик (детективы, нотариусы, юристы), а также обычные граждане.

Действующий правовой статус налоговых агентов закреплен в статье 24 НК РФ . Так, НА в России можно стать только по трем видам налоговых обязательств:

  1. НДФЛ. Работодатель выступает в роли НА для своих сотрудников. То есть при начислении заработной платы и других вознаграждений за труд наниматель обязан удержать НДФЛ.
  2. НДС. Стать НА по налогу на добавленную стоимость может субъект, который не имеет никакого отношения к данному виду фискальных обязательств. Операции, при которых экономический субъект становится НА по НДС, поименованы в ст. 146 , 161 и 171 НК РФ. К примеру, компания, применяющая УСН (освобождена от уплаты НДС), арендует или приобретает государственное и(или) муниципальное имущество. В таком случае компания автоматически становится НА.
  3. Налог на прибыль. Фирма становится НА в том случае, если производит начисление и выплаты дивидендов своим учредителям — юридическим лицам. Также ими становятся компании, которые выплачивают доходы от размещения ценных государственных (муниципальных) бумаг. Либо НА становятся компании, выплачивающие доходы иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в России.

Следовательно, НА платят налоги и сборы в бюджет с чужих доходов. В то время как налогоплательщики исчисляют фискальные платежи непосредственно со своих средств или доходов.

Права и обязанности

Наряду с обычными налогоплательщиками, за налоговыми агентами закреплены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающее понятие, кто такие налоговые агенты, их права и обязанности рассмотрены в 24 статье НК РФ.

Ключевые права налоговых агентов:

  1. Бесплатно получать информацию и разъяснения от представителей ФНС в части применения режимов, видов и правил налогообложения.
  2. Запрашивать унифицированные бланки и требовать пояснений по правилам их заполнения и предоставления в ИФНС.
  3. Пользоваться установленными законом вычетами, льготами и послаблениями при наличии законных прав на их применение.
  4. Получить рассрочку, отсрочку или реструктуризацию долгов либо инвестиционный фискальный кредит, если имеются веские основания.
  5. Претендовать на своевременный возврат или зачет излишне перечисленных средств в бюджет.
  6. Инициировать сверки взаиморасчетов с государственными органами, получать соответствующие правки, выписки и пояснения.
  7. Отказаться от выполнения незаконных либо неправомерных действия инспекторов ФНС и иных должностных лиц.

Основные обязанности налоговых агентов: выполняют своевременное и достоверное исчисление, удержание и перечисление сумм фискальных обязательств в бюджеты соответствующего уровня. Помимо данного обязательства, за НА закреплены следующие:

  • в месячный срок сообщить в ИФНС о невозможности удержания фискальной задолженности с налогоплательщика;
  • вести достоверный учет по начисленным и выплаченным доходам, а также по удержанным суммам налогов и сборов, причем отдельно по каждому налогоплательщику;
  • своевременно предоставлять отчетности и документы, подтверждающие правильность и полноту произведенных расчетов;
  • обеспечить сохранность документации, подтверждающей факты совершенных операций, в течение 4 календарных лет.

данный перечень не является исчерпывающим. Так, для конкретного вида фискальных обязательств (НДФЛ, НДС и налог на прибыль) чиновники предусмотрели дополнительные обязательства.

За что могут наказать

За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.

Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:

  1. За неудержание или неполное удержание налога НА оштрафуют на 20 % от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Однако выписать штраф могут только в том случае, если у агента была возможность удержать налог, но он этого не сделал.
  2. За несвоевременное предоставление отчетности предусмотрена ответственность налоговых агентов в виде 5 % штрафа от суммы, указанной в несданной декларации. Отметим, что начисляют штраф по 5 % за каждый месяц просрочки, но не более 30 %. Также штраф не может быть меньше 1000 рублей.
  3. Несвоевременная подача отчетности по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ) тоже накажет материально. Так, за каждый месяц просрочки по 6-НДФЛ предусмотрен штраф в 1000 рублей. Причем 1000 рублей начислят как за полный месяц просрочки, так и за не полный. За срыв срока сдачи справок 2-НДФЛ накажут по 200 рублей за каждую справку.
  4. За предоставление недостоверных сведений и(или) фиктивных документов налоговики накажут по 500 рублей за каждую такую недействительную бумагу.

Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК

Кто является налоговым агентом по НДФЛ?

Налоговыми агентами по НДФЛ признаются следующие лица (п. 1 ст. 226 НК РФ):

  • российские организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой или имеющие адвокатские кабинеты;
  • обособленные подразделения иностранных компаний.

Налоговой базой по НДФЛ признаются выплаты налогоплательщикам за счет средств налогового агента (п. 9 ст. 226 НК РФ, письма ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, Минфина от 15.12.2017 № 03-04-06/84250).

Если компания нанимает персонал по договору предоставления сотрудников, то функции налогового агента по НДФЛ остаются за организацией-исполнителем, поскольку непосредственные выплаты физическим лицам по трудовым договорам производит именно она (письмо Минфина России от 06.11.2008 № 03-03-06/8/618).

Не признаются налоговыми агентами физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, совершающие выплаты в пользу физических лиц — наемных работников. В данном случае получатели денежных средств должны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ (письмо Минфина России от 13.07.2010 № 03-04-05/3-390).

Перечень доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ, представлен в ст. 208 НК РФ.

Подробнее об особенностях начисления и удержания подоходного налога читайте в статье «Расчет НДФЛ (подоходного налога): порядок и формула».

Обязанности налогового агента – 230-я статья НК РФ

Налоговое законодательство устанавливает, что должен делать налоговый агент по НДФЛ. Статья НК РФ под номером 230 содержит небольшой, но исчерпывающий список, из которого видны обязанности налогового агента по НДФЛ:

  • исчислить налог с выплат физическим лицам;
  • удержать налог;
  • перечислить суммы налога в бюджет;
  • в установленный срок отчитаться по исчисленному, удержанному и перечисленному в бюджет подоходному налогу по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

Для реализации своих обязанностей налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Уплата сумм налога должна производиться исключительно с выплат физическим лицам. Уплачивать налоги из собственных средств налоговый агент не вправе. Также запрещено включать оговорки об оплате сумм налога за счет налогового агента по НДФЛ в условия трудового или гражданско-правового договора (п. 9 ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 11.07.2017 № 03-04-06/43981, от 30.08.2012 № 03-04-06/9-263). Также нельзя переложить уплату НДФЛ с агента на самого налогоплательщика.

Однако ВС считает, что нельзя наказывать налогоплательщика за досрочную уплату подоходного налога (см. постановление от 21.12.2017 № 305-КГ17-15396).

Недавно Минфин разрешил засчитывать переплату по НДФЛ в счет будущих платежей по данному налогу, но с ограничениями. Подробнее читайте здесь.

Ответственность налогового агента – пени и штраф за неуплату

Обязанности налогового агента по НДФЛ в отношении перечисления сумм налога могут быть не выполнены или выполнены частично. Такие ситуации часто возникают, если доход выплачивается в натуральной форме или представляет собой материальную выгоду, полученную физическим лицом.

Об обязанностях налогового агента при выплате работнику дохода в натуральной форме читайте в материале «Физлицо получило натуральный доход? Исполните обязанности налогового агента».

Здесь необходимо проводить удержание с денежных выплат, причитающихся самому лицу либо третьему лицу по поручению получателя доходов. Размер удержания соответствует сумме задолженности по платежу и вновь начисленного налога, если он есть (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

Если выплаты должнику по НДФЛ не будут более производиться либо размера выплат недостаточно, чтобы покрыть задолженность, налоговому агенту по НДФЛ вменено в обязанность уведомить об этом налоговые органы и налогоплательщика. Сделать это следует в срок до 1 марта после окончания налогового периода (подп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ). Отправка сообщения снимает с агента обязанность по удержанию сумм НДФЛ с данного лица. Обязанность по уплате налога возникнет у самого налогоплательщика по получении налогового уведомления от ИФНС.

Отмечается также, что если налоговый агент не сообщил о невозможности удержать НДФЛ ни налоговой службе, ни налогоплательщику или не утратил такую возможность, то на размер недоимки налоговому агенту по НДФЛ могут быть начислены пени по результатам выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 22.11.2013 № БС-4-11/20951 и от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Сообщение о невозможности удержания налога необходимо отправить даже в случае пропуска срока его представления (письмо ФНС России от 16.07.2012 № ЕД-4-3/11637@). Для представления сообщения используется форма 2-НДФЛ с признаком 2.

Лайфхак от специалистов нашего сайта см. в материале «[ЛАЙФХАК] Проверяем, надо ли сдавать 2-НДФЛ с признаком 2».

Налоговики помимо пеней вправе назначить штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом.

Подробнее об ответственности этой категории налогоплательщиков и о том, когда назначается штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом, читайте в статье «Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ».

Но штрафа удастся избежать, если:

1. 6-НДФЛ сдан в ФНС без опозданий;

2. В формуляре верно указана сумма НДФЛ (без занижения);

3. Налог и пени уплачены до того, как налоговики узнают о неуплате.

Такие правила действуют с 28.01.2021 года и распространяются на правоотношения, возникшие до этой даты. Подробности мы рассказывали здесь.

КБК для перечисления сумм налога

В 2021 году действуют следующие КБК НДФЛ (приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н):

  1. 182 1 01 02010 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ с доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Исключением являются доходы, полученные в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ.
  2. 182 1 01 02021 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ, полученного физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, нотариусом либо адвокатом или лицом, осуществляющим иную предпринимательскую деятельность по ст. 227 НК РФ.
  3. 182 1 01 02030 01 1000 110 — перечисление налога с доходов физических лиц, полученных по ст. 228 НК РФ.
  4. 182 1 01 02040 01 1000 110 — код для перечисления налога с доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность в соответствии с патентом. Платеж НДФЛ представляет собой в данном случае фиксированный авансовый платеж и совершается на основании ст. 227.1 НК РФ.

С нюансами при уплате НДФЛ можно ознакомиться в рубрике «Сроки и порядок уплаты НДФЛ в 2018-2021 годах».

Как сделать возврат излишне уплаченного НДФЛ налоговым агентом?

Если налоговый агент переплатил НДФЛ, то он, по сути, снизил таким действием доход физического лица. Пострадавший работник вправе обратиться к работодателю с заявлением о возврате переплаченной суммы налога. Налоговое законодательство в п. 7 ст. 78 НК РФ определяет, что срок давности по таким делам – 3 года, в течение которых и можно писать заявление.

После получения письменного обращения сотрудника уже налоговый агент пишет заявление в свою ИФНС и прикладывает документы, способные подтвердить факт переплаты. Налоговики в течение 10 дней примут решение и сообщат о нем работодателю. Налоговому агенту предоставляется право выбрать один из двух путей погашения возникшей задолженности:

  • Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ.
  • Перевести выявленную сумму переплаты на счет налогоплательщика.

Если вернуть налог через работодателя не представляется возможным, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением на возврат налога напрямую в ФНС. Как составить заявление на возврат НДФЛ в таком случае, смотрите в нашей статье.

Итоги

У работодателя существуют обязанности налогового агента в отношении подоходного налога с выплат в пользу работников. Работодатель должен своевременно исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, а также отчитаться перед бюджетом по суммам подоходного налога. Невыполнение налоговым агентом своих обязанностей — повод для штрафа со стороны контролирующих органов.

Об обязанностях налоговых агентов по НДФЛ

С.В.Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3 класса

– Напомните, кто относится к налоговым агентам?

Статьей 226 НК РФ к налоговым агентам отнесены российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджетную систему сумму налога.

Особенности удержания налога предусмотрены в отдельных статьях Налогового кодекса, посвященных операциям с ценными бумагами.

– Как обеспечивается исполнение налоговыми агентами указанных обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему сумм налога?

Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

С 2011 года форма регистра такого налогового учета и порядок отражения в нем аналитических данных, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. В форме регистра в обязательном порядке должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

– Если форма такого учета у налогового агента отсутствует?

С 2014 года в силу статьи 120 НК РФ отсутствие у налогового агента указанного регистра налогового учета признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. За такое правонарушение предусмотрен штраф от 10 тысяч рублей.

Отмечу, что нарушением будет являться и систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций.

– Какую отчетность налоговые агенты представляют в налоговые органы?

Собственно форму ведения учета доходов налоговые агенты в налоговые органы не представляют, если только она не будет запрошена налоговым органом.

Пунктом 2 статьи 230 НК РФ установлено, что в налоговый орган по месту своего учета налоговый агент представляет сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему за этот налоговый период налогов. Срок представления – ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть, за 2013 год сведения должны быть представлены до 2 апреля 2014 года.

Приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ утверждены форма и формат справки 2-НДФЛ и рекомендации по ее заполнению. Следует учитывать актуальные разъяснения ФНС по ее заполнению и актуальное программное обеспечение, так как существующая на данный момент форма справки не отражает ряд изменений, внесенных в Налоговый кодекс.

По этой же форме налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога.

Обращаю внимание, что при выплате доходов индивидуальному предпринимателю в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), организация налоговым агентом не признается (подпункт 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ). И сведения о выплаченных индивидуальному предпринимателю доходах в налоговый орган не представляются.

– В каком порядке представляются справки в налоговые органы?

При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять сведения на бумажных носителях. В ином случае – в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях (на дискетах 3,5″, дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти).

Приказом ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@ утвержден Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц.

Для каждого способа представления сведений (непосредственно, почтовым отправлением, через электронные каналы связи) определяется своя дата, фиксирующая момент представления.

Если сведения представляются не лично, целесообразно отправлять их не позднее 20 марта. Дело в том, что при направлении сведений по телекоммуникационным каналам связи, представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в Реестре, сформированном налоговым органом.

В течение 10 дней с даты отправки сведений налоговый орган должен направить налоговому агенту Реестр сведений о доходах физических лиц за соответствующий год в электронном виде, протокол приема сведений о доходах физических лиц за год в электронном виде, в которых могут содержаться сведения об ошибках. Запас во времени позволит налоговому агенту при необходимости уточнить сведения.

В случае уточнения сведений в налоговый орган представляются только те сведения, которые скорректированы. Таким образом, если при представлении сведений по телекоммуникационным каналам связи в протоколе приема сведений выявлены сведения, содержащие ошибки, то повторно направляются только скорректированные (исправленные) сведения. Повторно весь файл не представляется.

– А если налоговый агент не смог полностью удержать сумму налога за налоговый период. Как отчитываться в этом случае?

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, то есть до 1 февраля, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Так установлено пунктом 5 статьи 226 НК РФ.

Обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога с доходов, полученных в прошедшем налоговом периоде, после направления указанного сообщения не исполняется, в том числе при выплате доходов в месяцах следующего налогового периода. Указанную сумму налога физическое лицо должно уплатить самостоятельно.

Установлен единый порядок представления сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц по форме 2-НДФЛ.

В письме Минфина России от 29.12.2011 № 03-04-06/6-363 сделан вывод, что исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов.

Поскольку речь идет об исполнении двух обязанностей – сообщить о невозможности удержания и сообщить о доходах физического лица, целесообразно дважды направить в налоговый орган соответствующие справки по форме 2-НДФЛ: представить в налоговый орган и справку за 2013 год с признаком «2» до 1 февраля 2014 года, и справку за 2013 года с признаком «1» до 2 апреля 2014 года.

В справке 2-НДФЛ с признаком «1» указываются суммы, включающие доходы и исчисленную сумму налога, а также суммы налога, не удержанные налоговым агентом, которые ранее были отражены в справке с признаком «2» (Письмо Минфина России от 27.10.2011 № 03-04-06/8-290).

Вместе с тем, предусмотренную статьей 126 НК РФ ответственность за непредставление справки (200 рублей за каждую непредставленную справку) можно избежать, если представленная справка по форме 2-НДФЛ с признаком «2» содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке по форме 2-НДФЛ с признаком «1».

– Установлены ли в Налоговом кодексе особенности представления налоговым агентом сведений о доходах физических лиц?

По доходам 2014 года при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов налоговыми агентами отчетность будет представляться по формам, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций. Эти же налоговые агенты сообщения о невозможности удержания суммы налога по итогам налогового периода станут направлять в налоговые органы в срок до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 226.1 НК РФ).

– В какой налоговый орган представляется справка 2-НДФЛ, если в состав организации входят обособленные подразделения?

Организации, являющиеся налоговыми агентами и имеющие обособленные подразделения, сведения о доходах физических лиц в отношении работников головной организации представляют в налоговые органы по месту своего учета (месту нахождения), а в отношении работников обособленных подразделений – по месту учета организации по соответствующему обособленному подразделению, в котором работникам этого подразделения производится начисление и выплата дохода. Эта официальная позиция отражена, в частности, в Письме ФНС России от 30.05.2012 № ЕД-4-3/8816@ «О представлении сведений о доходах физических лиц в налоговые органы». Она основана на том, что уплата налога и представление сведений должны корреспондировать друг другу.

Представление сведений в соответствующие налоговые органы может быть осуществлено как головной организацией, так и непосредственно обособленными подразделениями.

Если работник в течение налогового периода или даже в течение месяца налогового периода работал в обособленном подразделении и головной организации, то уплату налога и представление сведений следует производить с учетом дохода, начисленного пропорционально отработанному времени в обособленном и головном подразделении. Наличие или отсутствие у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также место жительства физического лица значения не имеют.

Если в течение календарного года физическое лицо, о доходах которого заполняется справка, получало доходы в нескольких обособленных подразделениях, расположенных на территории разных административно-территориальных образований, то о его доходах заполняется несколько справок 2-НДФЛ (по количеству административно-территориальных образований, на территории которых находятся обособленные подразделения, в которых физическое лицо получало доходы).

– А важно ли место заключения с физическим лицом трудового договора?

Более важно место работы, указанное в трудовом договоре. Но если работа носит разъездной характер, налог следует перечислять по месту нахождения того подразделения, в котором заключен договор.

– При заключении организацией договора аренды с физическим лицом, в какой налоговый орган следует производить перечисление удержанного налога?

Если договор был заключен головной организацией, то удержанный налог следует перечислять в налоговый орган по месту учета организации в налоговом органе. Данный порядок применяется независимо от места жительства физических лиц и места нахождения имущества, сдаваемого ими в аренду. В этот же налоговый орган следует направлять сведения о выплаченном физическому лицу доходе.

– Предусмотрена ли ответственность за представление сведений не в тот налоговый орган?

Нет. Ответственность не будет применяться, если все 100% сведений о доходах физических лиц представлены в любой налоговый орган, в котором организация состоит на учете. Ответственности за представление сведений не в тот налоговый орган, когда, предположим, все сведения представлены исключительно в налоговый орган по месту учета головной организации, не предусмотрено. Просто представление сведений в ином порядке, который рекомендован Минфином и ФНС, вызовет необходимость представления налоговым агентом пояснений в связи с неполучением налоговым органом сведений по соответствующему месту учета налогового агента.

– Если налоговый агент уплатил всю сумму удержанного налога в налоговый орган по месту учета головного подразделения, взыскивается ли штраф по статье 123 НК РФ на ту часть налога, которая подлежала перечислению по месту нахождения обособленного подразделения?

Напомню, что российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Правоприменительная практика исходит из того, что статьи 45, 75, 123 НК РФ не предусматривают взыскания не только штрафа, но и пени за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Таким образом, если налог организацией был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, то основания для уплаты пени и штрафа отсутствуют. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08 и Письме ФНС России от 02.08.2013 № БС-4-11/14009.

– А если в результате неправильного указания ОКТМО суммы НДФЛ были перечислены в бюджет административно-территориального образования, в котором не расположены ни головное, ни обособленное подразделение организации?

Неправильное указание кода ОКТМО не предусмотрено в пункте 4 статьи 45 НК РФ в качестве случая, когда обязанность по уплате налога признается неисполненной.

Если в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога, удержанная с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, находящихся на территории муниципальных образований, поступила в бюджетную систему Российской Федерации, то налог считается уплаченным.

Перечисление правильно исчисленной и удержанной в полном объеме суммы НДФЛ в бюджеты административно-территориальных образований вне зависимости от соотношения сумм налога, «приходящихся» на соответствующие подразделения организации, не является основанием для начисления пени.

Такое толкование содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 748/13 по делу № А06-9384/2011. И хотя это решение было принято в отношении кода ОКАТО, оно вполне применимо в отношении кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).

Источники:
http://nalog-nalog.ru/ndfl/uderzhanie_ndfl/nalogovyj_agent_po_ndfl_kto_yavlyaetsya_obyazannosti_i_kbk/
http://taxcom.ru/about/news/razg_ndfl/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: