Водный налог: налоговая база, объекты, сроки уплаты

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Водный налог в 2021-2021 годах – сроки и порядок уплаты, ставки

Водный налог платят организации и предприниматели, использующие водные объекты РФ. Из материалов нашей рубрики, посвященной этому налогу, вы узнаете о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок.

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2017: что нового?».

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018–2021 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Когда можно применять пониженные ставки по водному налогу, узнайте из статьи «Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?».

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте здесь.

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Отчетность по водному налогу сдается каждый квартал. Для того чтобы вы могли правильно заполнить декларацию, мы подготовили статью-подсказку. Форму декларации можно увидеть и скачать в материале «Декларация по водному налогу 2017». Для проверки правильности заполнения воспользуйтесь контрольными соотношениями. О том, где их посмотреть, читайте в публикации «Опубликованы контрольные соотношения по водному налогу».

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики «Водный налог».

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Водный налог

Является федеральным прямым налогом. Этот налог предусмотрен гл. 25.2. начало его действия – 1 января 2001 года. Ранее плата за пользование водными объектами была установлена ФЗ от 06.05.1992 года.

Налогоплательщиками являются организации и ФЛ, которые осуществляются специальное или особое водопользование в соответствие с законодательством.

Сейчас понятий специальное и особое водопользование нет, эти понятия были даны в ст. 95 Водного кодекса 1995 года, который действовал до 31.12.2006 года. Специальное водопользование осуществлялось только на основании лицензии.

Отсюда следует, что плательщиками водного налога являются лишь лица, которые приобрели права специального и особого водопользования в соответствие с Водным кодексом 1995 года. В 2006 году был принят новый водный кодекс, который вступил в действие с 01.01.2007 г. и изменил правила пользования водными объектами. Теперь такие права возникают на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Отличие в том, что пользование водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, является бесплатным, а пользование на основании договора – платное, причем плата неналогового характера. Таким образом, еще раз, налогоплательщики это те – кто получили разрешения и лицензии согласно ВК 1995 года.

Согласно ст. 9 ВК, ФЛ и ЮЛ приобретают право пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, а согласно закону о недрах, предоставление недр в пользование осуществляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Подземные воды – тоже полезные ископаемые. Поэтому те ЮЛ и ФЛ, которые пользуются подземными водами на основании лицензии, также являются плательщиками водного налога.

Объект налогообложения – 4 вида пользования водными объектами:

1) Забор воды из водных объектов;

2) Использование акваторий водных объектов за исключением лесосплавов в плотах и кошлях;

3) Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) Использование водных объектов для сплава древесины в плотах и кошлях.

Акватория – водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ. НК также устанавливается перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения. Их 15, некоторые из них: забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы; забор воды для обеспечения пожарной безопасности или ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий; забор воды для санитарных, экологических и судоходных нужд.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта, а если объекты подпадают под разные ставки, то налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. По водному налогу применяются различные единицы измерения налоговой базы. Так, при заборе воды налоговая база – объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды определяется на основании водоизмерительных приборов, а при их отсутствии, исходя из норм водопотребления. При использовании акваторий водных объектов, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства, которая определяется по данным лицензии. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, налоговая база – количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей сплава древесины, налоговая база – произведение объема сплавляемой древесины за налоговый период, выраженного в тысячах кубометров, и расстояние сплава, выраженного в километрах и деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал, отчетные периоды не предусмотрены.

Налоговые ставки установлены в твердой денежной сумме и дифференцированы по видам водопользования. Внутри видов водопользования ставки также дифференцированы в зависимости от экономического района, бассейна рек (Волга, Нева, Днепр, Урал), озер, морей и вида водного объекта (поверхностный или подземный). Экономических районов всего 12, такие как Северный, Уральский, Поволжский, Центральный и другие. Например, при заборе воды из бассейна рек и озер, налоговая ставка дифференцируется в зависимости от экономического района и вида водного объекта. При заборе воды сверх установленных лимитов налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в 5кратном размере. При заборе воды для водоснабжения населения, ставки налога устанавливаются в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога: налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведения налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения. В срок не позднее 20 числа, следующего за налоговым периодом. К этому сроку налогоплательщик также должен представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Эти сборы являются федеральными сборами. Они предусмотрены главой 25.1 НК. Эта глава дополнила НК в 2003 года, а действует с 01.01.2004 года. По применению этой главы Пленум ВАС дал разъяснение: в частности, суд указал, что от сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов следует отличать государственную пошлину за предоставление разрешения на добычу, которая взымается на основании пп. 96, 97 п. 1 ст. 333.33 НК (то есть госпошлина за разрешение).

Плательщики сборов: организации и ФЛ-ИП, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу или вылов водных биологических ресурсов. Разрешение на добычу объектов животного мира выдается в соответствие с ФЗ об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, а разрещение на добычу водных биолог ресурсов выдается в соответствие с ФЗ о рыболовстве и сохранении водных биолог ресурсов.

1) Объекты животного мира, их перечень установлен в п. 1 ст. 333.3. К ним относится, например, медведь, лось, косуля, кабан. Перечень закрытый;

2) Объекты водных биолог ресурсов. Их перечень – п. 4, 5 ст. 333.3.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов севера, Сибири и ДВ и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право предоставляется только на количество объектов животного мира и объектов водных биолог ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов.

Лимиты и квоты для удовлетворения личных нужд устанавливаются ОИВ субъектов РФ.

Ставки сборов установлены в твердой ден сумме за единицу объекта животного мира или объекта водного биолог ресурса. Например, за каждого фазана или тетеря ставка сбора – 20 рублей. Это самая минимальная ставка. Макс ставка – 15000 за каждого овцебыка. При изъятии молодняка диких копытных животных (до 1 года) ставка сбора устанавливается в размере 50% от установленной ставке за взрослую особь.Ставка сбора за каждый объект животного мира устанавливается в размере 0 рублей, если пользование такими объектами осуществляется в следующих целях:

1) Для охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранение от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирование видового состава объектов животного мира, предотвращение нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствие с разрешением;

2) В случае изучения запасов, а также в научных целях в соответствие с законодательством РФ.

Ставки сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов дифференцированы в зависимости от района добычи (вылова): дальневосточный бассейн, северный бассейн, балтийский бассейн, каспийский бассейн, азово-черноморский бассейн и внутренние водные объекты. Например, камбала, мойва, водоросли – 10 рублей за тонну (мин ставка). Сельдь – 400 рублей за тонну. Осетровые – 5500 рублей за тонну. Краб – 35000 рублей за тонну (макс). Морские млекопитающие: 30 (или 300?) рублей за тонну за касатку. Ставка сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов устанавливается в размере 0 рублей в следующих случаях:

1) Рыболовство в целях воспроизводства и акклиматизации водных биолог ресурсов;

2) Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.

Ставки сбора для градо- и поселкообразующих российских водных хозяйств = 15% от установленных ставок.

Порядок исчисления сборов – сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира и каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов на ставку ( ставку на дату начала срока действия разрешения).

Порядок и сроки уплаты сборов, порядок зачисления сборов. Сумму сборов плательщики уплачивают при получении разрешения на добычу. Сумму сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов плательщики уплачивают в виде разового платежа, единовременного взноса и регулярных взносов. Сумма разового платежа или взноса составляет 10% исчисленной суммы сбора. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу или вылов водных биолог ресурсов, а оставшаяся сумма определяется как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса. Уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу, вылов водных биолог ресурсов ежемесячно не позднее 20 числа.

Сумма сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов, изъятых из среды обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу и вылов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу или вылов водных биолог ресурсов. Прилов – то, что попалось попутно (ловили одно, попалось другое).

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу, а уплата сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов производится плательщиками-ФЛ, за исключением ИП, по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу или вылов, а плательщиками-ЮЛ и ИП по месту своего учета. Суммы сборов за пользование объектами водных биолог ресурсов зачисляются на счета ФК для их последующего распределения в соответствие с бюджетным законодательством. БК предусмотрено следующее распределение: 20% в фед бюджет, 80% в бюджет субъекта РФ. А суммы сборов за пользование объектами животного мира 100% поступают в фед бюджет.

Органы, выдающие разрешение на пользование объектами животного мира и добычу объектов водных биолог ресурсов не позднее 5 числа каждого месяца в налоговые органы по месту своего учета (размещают?) сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора. ЮЛ и ИП не позднее 10 дней с даты получения разрешения на добычу объектов животного мира представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего такое разрешение, сведения о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира, сумме сбора, подлежащей уплате и сумме фактически уплаченного сбора. По истечении срока действия разрешения организации и ИП вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего разрешение за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира. Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира осуществляется в порядке, установленном гл. 12 НК. ЮЛ и ИП не позднее 10 дней с даты получения разрешения на добычу или вылов водных биологических ресурсов представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов. Сведения о количестве изъятого разрешенного прилова ЮЛ и ИП представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее сроков уплаты единовременного взноса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Водный налог. Декларация 2021 – 2025 год

1. Кто сдает декларацию по водному налогу

Любые организации с различной правовой формой и индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности водные ресурсы, подлежащие лицензированию, обязаны сдавать декларацию по водному налогу. Данный вид налога – налог федерального значения, который регламентируется статьями 333.8-333.15 НК РФ.
ВАЖНО! Компании и ИП не признаются налогоплательщиками по данному виду налога если она заключили договора водопользования после введения Водного Кодекса Российской Федерации.

2. Объекты налогообложения по водному налогу

Согласно статье 333.9 ч.2 НК РФ объектами налогообложения считается:
– забор воды из водных объектов;
-использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
– использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
– использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

3. Сроки оплаты, сдачи и способы передачи декларации по водному налогу

Готовая декларация сдается в ИФНС, в зависимости от того к какой категории относиться налогоплательщик.

Декларацию можно сдать электронно через ТКС, используя электронно-цифровую подпись. Предусмотрена и сдача в ИФНС на бумажном носителе лично или по доверенности при условии, что за предыдущий год средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя не превышала 100 человек. Можно отправить заказным письмом с описью вложения.
Декларация по водному налогу сдается ежеквартально. Форму декларации необходимо предоставить в ИФНС и оплатить налог не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

4. Бланк декларации и инструкция к заполнению

Скачать бланк декларации по водному налогу
Инструкция к заполнению

5. Порядок исчисления налога. Ставка и база водного налога. Его особенности

Налог исчисляется согласно статье 333.12 НК РФ.
НАЛОГ = НБ * НС * k, где
НБ – налоговая база
НС – налоговая ставка
k – коэффициент

Налоговая база водного налога

Налоговая база (НБ) определяется:
– отдельно для каждого объекта водопользования;
– для каждой налоговой ставки, если для объекта водопользования их несколько.
Налоговая база равна объему воды, изъятой из водного объекта за отчетный период. Определяется по показаниям водоизмерительных приборов, документально зафиксированных.
Если по какой-либо причине нет специальных водоизмерительных приборов, то объем забранной воды рассчитывается на основании норм потребления или же по времени работы и производительности используемой техники.
Если в эксплуатации находится акватория водных объектов, то налоговая база равна площади предъявленного водного пространства (прописана в лицензии, договоре или же в технических и проектных документах). Исключением является сплав древесины в плотах и кошелях. В их случае

НБ = Vдревесины, тыс. м3 * L, км (расстояние сплава) : 100

Для гидроэнергетики НБ равна количеству электроэнергии, произведенной за отчетный период.

Налоговая ставка (НС) водного налога

А. Для бассейн рек, озер, морей и экономическим районам:

1) при заборе воды из:
поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год):

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

2) при использовании акватории:
поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

3)при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:

Налоговая ставка округляется по правилам математики до целого числа.

Б. При сверхлимитах водопотребления налоговая ставка с учетом коэффициентов увеличивается пятикратно. Это касается и водопользования подземных вод. Если у налогоплательщика установлен только годовой лимит, то квартальный рассчитывается как ¼ годового лимита.

В. Размер ставки водного налога для обеспечения населения водными ресурсами при изъятии из водных объектов:

2021 год – 141 руб. за 1 тыс. м3
2021 год – 162 руб. за 1 тыс. м3
2021 год – 186 руб. за 1 тыс. м3
2022 год – 214 руб. за 1 тыс. м3
2023 год – 246 руб. за 1 тыс. м3
2024 год – 283 руб. за 1 тыс. м3
2025 год – 326 руб. за 1 тыс. м3

При отсутствии средств измерений объемов изъятых водных ресурсов применяется дополнительный коэффициент 1,1. Для добычи подземных вод (исключение промышленные, термальные, минеральные) с коэффициентом 10.

Источники:
http://nalog-nalog.ru/vodnyj_nalog/
http://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/vodnyj-nalog/
http://studopedia.ru/1_112807_vodniy-nalog.html
http://www.rublanki.ru/otchetnost/vodnyj-nalog-deklaratsiya-2019-2025-god/
http://studopedia.ru/5_82251_nalog-na-dobichu-poleznih-iskopaemih-ndpi.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: