Уплата штрафов в налоговые органы

Как правильно оплачивать налоговые штрафы в 2018 году

Согласно положениям ст. 114 НК РФ, контролирующие органы вправе применять к налогоплательщикам, нарушающим положения законодательства, денежные санкции – налоговые штрафы. Их сумма устанавливается отдельно для каждого проступка, совершенного компанией или ИП. Денежные средства направляются плательщиком в бюджетную систему России.

Порядок наложения штрафов

Согласно положениям НК РФ, наложение штрафных санкций предусмотрено за следующие правонарушения:

  • несоблюдение сроков представления деклараций;
  • неуплата налоговых обязательств (полностью или частично);
  • отказ от представления сведений, необходимых для надзора за деятельностью юрлица;
  • несоблюдение процедуры регистрации фирм и ИП;
  • неправомерный отказ от сообщения запрошенной сотрудниками ИФНС информации;
  • некорректный учет доходов или расходов для целей налогообложения, ошибки при исчислении налоговой базы;
  • невыполнение обязательств налогового агента;
  • несоблюдение сроков уведомления контролирующих органов об открытии и закрытии счетов.

Штрафы налоговой инспекции накладываются по результатам проведения камеральных и выездных проверок юридических лиц. Фискалы, принявшие решение наказать фирму, составляют специальный акт, который передается лично или направляется по почте уполномоченному лицу организации. В документе прописывается сумма, подлежащая уплате в бюджетную систему. Уклоняться от обязательства не стоит, в противном случае дело может закончиться судебными разбирательствами.

Согласно нормам НК РФ, срок исковой давности по штрафам налоговой состоит из двух временных промежутков:

  • периода исполнения требования – составляет 8 дней, если в документе не указано иное (ст. 69 НК РФ);
  • периода, отведенного налоговикам для обращения в суд, – 6 месяцев (ст. 115 НК РФ).

Пропущенные сроки для направления заявления в суд могут быть восстановлены, если ИФНС докажет, что имели место уважительные причины промедления.

Как уменьшить размер санкции

Практика показывает, что оплата штрафа налоговой способна стать ударом для бюджета фирмы. Чтобы минимизировать потери, налогоплательщику следует заявить о наличии смягчающих обстоятельств, которые, согласно нормам законодательства, снижают размер санкции минимум в два раза.

К категории смягчающих факторов относится:

  • привлечение к ответственности в первый раз;
  • добросовестная уплата налогов, сдача отчетности в прошлом;
  • отсутствие злого умысла;
  • принадлежность к социально значимым сферам деятельности (наука, образование, медицина и т.д.);
  • финансовые сложности фирмы;
  • кризисные явления в отрасли или в экономической системе в целом.

Согласно действующим нормам, штрафы ФНС должны определяться с учетом смягчающих обстоятельств. На практике налоговики подходят к вопросу формально. В этом случае для снижения размера санкций компании или ИП нужно написать в «свою» ИФНС заявление в произвольной форме в течение месяца со дня получения акта о проверке. Если фискалы не отреагируют на документ, можно подавать иск в суд.

Как выплатить штрафные санкции

Чтобы деньги поступили по адресу, важно правильно выбрать КБК по штрафам в налоговую. Он отличается от КБК, установленного для сумм самого налога или пеней по нему. Важный ориентир для самопроверки – седьмой цифрой с конца должна быть тройка. Правильный код указывается в требовании, выставляемом ИФНС, его также можно посмотреть на сайтах информационно-правовых систем.

Реквизиты для перечисления (наименование получателя, расчетный счет, корсчет, БИК) необходимо заполнить так, как для уплаты налога. Их можно уточнить в «своей» ИФНС.

Как заплатить штраф в налоговую корректно? Важно указать правильные значения в следующих полях платежного поручения:

  • 106 – проставляется аббревиатура «ТР»;
  • 108 – указывается № требования;
  • 109 – прописывается его дата;
  • 107 – проставляется дата оплаты штрафной санкции, указанная в требовании.

В 22-м поле прописывается УИН. Если он не указан, ставится ноль.

Оплата штрафов налоговой инспекции – прямая обязанность хозяйствующего субъекта. Ее своевременное исполнение, соблюдение актуальных правил заполнения платежного поручения помогут избежать споров с налоговой инспекцией, судебных разбирательств.

Не торопитесь платить штрафы

Рекомендации бывшего налогового инспектора

Каждый бухгалтер знаком с проверками, проводимыми налоговой инспекцией. Иногда много сил и времени приходится тратить на то, чтобы доказать налоговикам неубедительность тех или иных фактов, изложенных в акте. Еще сложнее порой обЪяснить инспекторам то, что штрафные санкции применены неправильно. Стоит ли “обивать пороги” налоговой инспекции или лучше попытаться разрешить спор в судебном порядке?

Общий порядок проведения камеральных и выездных проверок налоговыми инспекциями закреплен в Налоговом кодексе. Этим документом руководствуются специалисты МНС России при определении вида проверки, порядка и сроков ее проведения, а также при применении налоговой ответственности по ее результатам. К сожалению, довольно часто налоговики “забывают” о кодексе. Сплошь и рядом они результаты проверок оформляются неправильно, а организации привлекают к уплате штрафных санкций.

О каких же положениях НК РФ должен помнить бухгалтер, чтобы избежать произвола налоговиков и уверенно отстаивать интересы организации в случае необходимости?

Штраф по камеральной проверке?

Камеральная проверка – это проверка правильности исчисления налогов по представленным налоговым декларациям и расчетам. Она проводится в налоговой инспекции в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации или расчета.

По истечении этого срока камеральные проверки не проводятся. Другими словами, если прошло больше трех месяцев, то, несмотря на выявленную ошибку, инспекторы не могут начислить налог и привлечь организацию к налоговой ответственности. Об этом говорится в статье 88 НК РФ. Казалось бы, налоговики должны знать положения Налогового кодекса лучше всех, однако на практике они довольно часто нарушают нормы и штрафуют организации по истечении установленного срока.

Если инспектор пытается вручить бухгалтеру организации решение о привлечении к налоговой ответственности с предЪявлением требования об уплате налога, штрафных санкций и пени, лучше этот документ не получать и не подписывать. Мотивировать отказ нужно тем, что сроки проведения камеральной проверки прошли.

Инспектор вынужден будет согласиться с таким доводом, и организацию минует “налоговая кара”. Если же по-доброму договориться не получится и инспекция все же обратится в суд, иск наверняка будет отклонен. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает это. Например, решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 июня 2001 года налоговой инспекции отказано в удовлетворении иска о взыскании штрафа в размере 43 850 рублей по результатам камеральной проверки в связи с истечением срока ее проведения.

Вообще правомерность штрафных санкций по камеральной проверке вызывает сомнение даже в том случае, если проверка проведена в установленные сроки. В той же 88 статье НК РФ говорится о том, что на суммы доплат по налогам, выявленным по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция направляет требование об уплате суммы налога и пени. О том, что при этом должно выписываться решение о привлечении к налоговой ответственности, в кодексе нет ни слова.

Оформляя такое решение, инспекции руководствуются разработанным МНС России внутренним регламентом проведения камеральных проверок, которым предусмотрена форма решения о привлечении к налоговой ответственности. Кроме того, штрафуя за занижение налога по результатам камеральной проверки, налоговики ссылаются на статью122 НК РФ. При этом они утверждают, что для наложения штрафа достаточно установить факт неуплаты или неполной уплаты суммы налога, а какой проверкой он установлен, камеральной или выездной, не важно.

Однако арбитражные суды придерживаются другой позиции. В постановлениях от 23 октября 2000 г. N КА-А41/4820-00 , от 14 мая 2001 г. N КА-А41/2195-01 и от15 мая 2001 г. N КА-А41/2272-01 ФАС Московского округа признал неправомерными действия налоговых инспекций о взыскании налоговых санкций за неуплату или неполную уплату налога, выявленную камеральными проверками. Суд указал, что привлечение организаций к ответственности по камеральной проверке противоречит сути этой процедуры и не предусмотрено статьей 88 НК РФ.

љТаким образом, используя положения статьи 88 НК РФ и сложившуюся арбитражную практику, штрафы можно не платить, даже если налоговики будут на этом настаивать.

Напомним и еще об одном моменте. Если налоговый инспектор обнаружил ошибку по истечении трех месяцев после представления декларации, в связи с чем утратил право выписать организации требование на уплату налога и пени, то “добрать” эти суммы он может по итогам выездной налоговой проверки. Чтобы этого не случилось, до такой проверки нужно успеть составить уточненный расчет и сдать его в инспекцию вместе с уплаченной суммой налога и пени.

Выездная проверка вдобавок к камеральной

Выездные налоговые проверки проводятся после камеральной. Налоговики стараются проводить их не реже одного раза в два года, как рекомендует МНС России. Однако, если по результатам камеральной проверки выявлены серьезные нарушения, назначается внеплановая выездная проверка.

Выездная проверка проводится по первичным документам, журналам-ордерам и другим бухгалтерским регистрам непосредственно в организации. Основанием для ее проведения является решение руководителя налоговой инспекции. Только имея этот документ, инспектор вправе начать проверку. Поэтому, если в организацию пришли с проверкой, нелишне узнать, есть ли такое решение. Об этом решении должен знать руководитель организации. Более того, он должен расписаться в этом документе. С содержанием решения следует ознакомиться и бухгалтеру. Желательно сделать это до того, как решение попадет на подпись к руководителю. Ведь не секрет, что, хотя акт по результатам проверки подписывает руководитель организации, всю ответственность за нарушения, изложенные в нем, несет бухгалтер. Если по отдельным положениям акта возникнут разногласия, то отстаивать интересы организации в инспекции также придется ему.

В решении написано, за какой период и по каким налогам проводится проверка. Организация проверяется за три предшествующих календарных года (ст. 87 НК РФ). Если предприятие не проверялось более трех лет, то непроверенные периоды “выпадают” и документы за это время представлять не надо. Также из решения можно узнать, не будут ли повторно проверяться налоги, которые были проверены раньше.

Статьей 87 НК РФ налоговым инспекциям запрещено проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период.

Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев за исключением случаев, предусмотренных статьей 89 НК РФ. В ней говорится об увеличении продолжительности выездной налоговой проверки до трех месяцев по решению регионального УМНС России или при наличии у предприятия филиалов и представительств. Определить этот срок можно и по дате подписания решения. Обычно оно выносится за один день до начала проверки.

Все нарушения, выявленные выездной налоговой проверкой, описываются в акте. В заключение указываются налоговые санкции, которые инспектор предполагает применить по итогам проверки. Акт вручается руководителю организации не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке.

Получив акт, бухгалтер узнает, какие нарушения выявлены, сколько налогов начислено и какую сумму штрафа заплатит организация. Если бухгалтер не согласен с фактами, изложенными в акте, а также считает, что налоговые санкции начислены неверно, то он вправе представить письменные разногласия по отдельным положениям или по акту в целом. На это дается две недели. Если в течение этого срока разногласия не представляются, налоговая инспекция выносит решение о привлечении организации к налоговой ответственности.

Зачастую инспектор начисляет налог и штрафы из-за того, что бухгалтер не представил необходимые документы (хотя в наличии они есть). Это возможно в тех случаях, когда бухгалтер не знает о том, что тот или иной налог будет проверяться, а инспектор не напомнил ему об этом. Подобную оплошность можно исправить, представив разногласия, а вместе с ними и нужные документы. В таких случаях инспекторы идут навстречу налогоплательщикам неохотно, а порой и вообще отказываются принимать документы, ссылаясь на то, что проверка закончена. Тем самым они нарушают статью 100 НК РФ.

Пункт 5 статьи 100 НК РФ разрешает организации прилагать к письменному обЪяснению (возражению) или в согласованный срок передавать в налоговую инспекцию документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы, по которым акт проверки не подписан.

Но до суда на основании вынесенного решения инспекция начислит предприятию налоги и штрафы по акту выездной проверки. Если нет уверенности в том, что суд примет сторону организации, налоги лучше заплатить, ведь на них начисляются пени. А вот со штрафными санкциями можно подождать. Организации это ничем не грозит, поскольку пени со штрафов не берутся. А для того, чтобы взыскать штрафы (если они не уплачены добровольно), нужно определение арбитража.

Следовательно, есть смысл дождаться решения суда о взыскании штрафных санкций, если такой иск будет инспекцией подан вовремя. По пункту 1 статьи 115 НК РФ на это отводится шесть месяцев со дня составления акта проверки. Если срок пропущен, суд не удовлетворяет иск налоговиков. На этом основании постановлениями ФАС Московского округа от 19 ноября 2001 г. N КА-А41/6751-01, от 26 ноября 2001 г. N КА-А40/6824-01 и от 15 февраля 2002 г. N КА-А41/395-02 инспекциям отказано во взыскании штрафных санкций.

Кроме того, в суде есть возможность доказать, что те или иные штрафные санкции применены неправильно. Особенно это касается штрафов за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и обЪектов налогообложения. Постановлениями ФАС Московского округа от 3 декабря 2001 г. N КА-А40/7096-01 и от 14 декабря 2001 г. N КА-А41/7244-01 налоговым инспекциям отказано во взыскании штрафных санкции по пункту 1 статьи 120 НК РФ. В первом постановлении суд посчитал, что организация оштрафована за неправильное исчисление налоговой базы (отнесение расходов на себестоимость), а не за отсутствие учета этих расходов, как указано в решении ИМНС. Вторым постановлением в иске отказано по той причине, что грубое нарушение правил учета доходов и расходов не привело к занижению налогооблагаемой базы.

В постановлении ФАС Московского округа от 29 октября 2001 г. N КА-А40/6091-01 указал, что организация неправомерно привлечена к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ в размере 15000 рублей. Эта ответственность налагается, если на счетах бухгалтерского учета не отражены денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы и финансовые вложения. В данном случае организация была оштрафована за непредставление кассовых чеков, хотя расходы и были подтверждены товарными чеками на приобретенные товары.

Камеральная проверка после выездной?

Попытаемся уберечь организации и от еще одного “изобретения” налоговиков. В некоторых налоговых инспекциях сложилась такая практика. Выездная налоговая проверка организации проведена. Однако через некоторое время инспектор находит ошибку в декларациях или из налоговой полиции поступают сведения, по которым нужно провести проверку и начислить налоги. Выездную проверку проводить нельзя, так как статья 87 НК РФ запрещает проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный период.

Тогда налоговики проводят так называемые “камеральные налоговые проверки с истребованием документов”. При этом они убеждают организации в том, что Налоговый кодекс не нарушается, поскольку срок такой проверки начинается с момента представления запрашиваемых документов. Кроме того, в отдельных случаях, главным образом если проверка проводится по материалам налоговой полиции, инспектор составляет акт камеральной проверки и по окончании принимает решение о налоговой ответственности.

Все это противоречит Налоговому кодексу. Как уже говорилось выше, камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации, а не дополнительных документов. Акт по результатам такой проверки не составляется. Об этом неоднократно упоминалось в постановлениях ФАС Московского округа (от 20 июня 2001 г. N КА-А41/2935-01 и от 25 июня 2001 г. N КА-А40/3100-01). Решение о привлечении к налоговой ответственности НК РФ также не предусмотрено. Однако работники ИМНСљ игнорируют эти правила. Подписывать акт и получать решение по такой проверке не надо. Даже если налоговая инспекция обратится в суд с иском по такому акту, то во взыскании налогов и штрафов будет отказано.

В заключение хочется посоветовать бухгалтерам не идти на поводу у налоговиков, если они допускают нарушения норм и положений Налогового кодекса и не подписывать незаконные акты и решения. Поверьте, если сегодня бухгалтер докажет свою правоту и продемонстрирует знание основ НК РФ, то завтра налоговый инспектор будет очень осторожен с ним и не предЪявит необоснованных требований. Что касается арбитражных судов, то они все чаще занимают сторону организаций, и число дел, проигранных налоговыми инспекциями, с каждым годом растет.

Динамика рассмотренных арбитражных споров с участием налоговых органов (по данным “Вестника ВАС РФ”, N 4, 2002), в процентах:

Источники:
http://www.klerk.ru/buh/articles/1183/
http://oplatagosuslug.ru/read/important/nalog/naiti-nalogi-inn/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: