«Антитабачное» законодательство и ответственность за его нарушение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23.02.2013 N 15-ФЗ “ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА”
Рассматриваемый Федеральный закон (далее – Закон N 15-ФЗ) направлен на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака. Данный Закон принят в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия указанных факторов с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21.05.2003).
Закон N 15-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 июня 2013 г.
Курение табака
В Законе N 15-ФЗ определены термины “курение табака”, “окружающий табачный дым”, “последствия потребления табака”, “спонсорство табака”, “потребление табака” и т.д. Так, под курением табака в рассматриваемом Законе понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления, а потребление табака – это курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий (ч. 1 ст. 2).
Закон N 15-ФЗ вводит более строгие правила, ограничивающие курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Частью 1 ст. 12 рассматриваемого Закона дополнительно вводится запрет на курение табака на территориях (в помещениях, на объектах), в том числе:
1) с 1 июня 2013 г. –
– на воздушных судах без ограничения продолжительности полета;
– на всех видах общественного транспорта;
– в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
– в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
– на детских площадках;
– в границах территорий, занятых пляжами;
– в помещениях социальных служб;
– на автозаправочных станциях;
2) с 1 июня 2014 г. –
– в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
– на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
– в магазинах и торговых центрах, в нестационарных торговых объектах;
– в местах общественного питания (например, в барах, кафе, ресторанах).
Напоминаем, что согласно п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 “О противопожарном режиме”, курение также запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.
В ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ предусмотрено, что для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, необходимо размещать знак о запрете курения. Требования к такому знаку и к порядку его размещения будут разработаны впоследствии в подзаконных актах.
Исключения из общего правила о запрете курения на пассажирских судах, находящихся в дальнем плавании, в многоквартирных домах могут быть предусмотрены для специально отведенных для этого мест. Такие места выделяются на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного собственником имущества. Указанные места должны находиться на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции. Примечательно, что это правило также касается помещений общего пользования в многоквартирных домах. Таким образом, с 1 июня 2013 г. в многоквартирных домах курение может осуществляться только в изолированных помещениях общего пользования, которые оборудованы системами вентиляции.
Торговля табачной продукцией
В ст. 13 Закона N 15-ФЗ предусматривается, что в целях ограничения потребления табачной продукции могут применяться специальные ценовые и налоговые меры. Среди этих мер в рассматриваемом Законе предусмотрено следующие:
– повышение акцизов на табачную продукцию
– установление минимальных розничных цен на табачную продукцию
Эта норма вступит в силу с 1 января 2014 г. (ч. 2 ст. 25 Закона N 15-ФЗ).
Запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним
Закон N 15-ФЗ устанавливает более обширный перечень запретов, призванных оградить несовершеннолетних от табакокурения. Частью 1 ст. 20 рассматриваемого Закона запрещена продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также вовлечение детей в процесс потребления табака. Также не допускается покупка для них либо передача им табачных изделий или табачной продукции, предложение им табачных изделий или табачной продукции, требование употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.
Если у продавца табачной продукции возникнут сомнения относительно совершеннолетия покупателя, то продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя (ч. 2 ст. 20 Закона N 15-ФЗ). Если такой документ не будет представлен, то продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции (ч. 3 ст. 20 Закона N 15-ФЗ).
Ограничение продажи табачной продукции
Кроме запрета на продажу табачной продукции несовершеннолетним, ст. 19 Закона N 15-ФЗ установлены многочисленные ограничения на торговлю табачной продукцией и табачными изделиями. В ч. 1 данной нормы указано, что торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. Под магазином в Законе N 15-ФЗ понимается здание (его часть), специально оборудованное помещениями, предназначенными для продажи товаров и оказания услуг покупателям, а также обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Под павильоном – строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест (ч. 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).
В иных точках розничной торговли (к примеру, в ларьках, на рынке и т.п.) торговля табачной продукцией допускается только в том случае, если в соответствующем населенном пункте нет магазинов и павильонов (ч. 2 и 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).
Рассматриваемым Законом запрещена торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией товара в торговом объекте (ч. 4 и 5 ст. 19). Информация о реализуемой табачной продукции должна доводиться до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции (в алфавитном порядке), текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции.
Указанные нормы об ограничении торговли табачной продукцией вступят в силу с 1 июня 2014 г. (ч. 3 ст. 25 Закона N 15-ФЗ).
В настоящее время ограничения на торговлю табачной продукцией установлены в ст. 19 Закона N 15-ФЗ. К примеру, в п. 6 указанной статьи установлен запрет на поштучную торговлю сигаретами и папиросами.
Также ч. 7 ст. 19 Закона N 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:
– на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг, оказываемых учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
– на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
– на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитена, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
Следует обратить внимание, что за нарушение правил продажи отдельных видов товаров предусмотрена административная ответственность (ст. 14.15 КоАП РФ). В этом случае на организации может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тыс. руб.
Необходимо также отметить, что подп. “г” п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ также запрещается “использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами”.
Ограничения на оборот табачной продукции, предусмотренные рассматриваемым Законом, во многом схожи с действующими ограничениями на оборот алкогольной продукции, установленными ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”.
Запрет рекламы и стимулирования продажи табака
Многочисленные меры по дестимулированию приобретения табачной продукции предусмотрены ст. 16 Закона N 15-ФЗ. Так, ч. 1 указанной статьи полностью запрещается реклама табака, а также спонсорство табака. Согласно ч. 1 ст. 2 рассматриваемого Закона под спонсорством табака следует понимать любой вид вклада в любое событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно.
Также наложен запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, то есть для видеофильмов, телепрограмм и т.п. (ч. 2 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Исключения предусмотрены для случаев, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.
Для аудиовизуальных произведений, созданных ранее вступления в силу рассматриваемого Закона, также предусматриваются специальные меры по дестимулированию приобретения табачной продукции. В ч. 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ указано, что демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака в таких кинофильмах и телепрограммах должна сопровождаться трансляцией социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого аудиовизуального произведения. Эта норма вступит в силу с 1 июня 2014 г.
Без каких-либо дополнительных ограничений демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака может осуществляться лишь при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний (ч. 4 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).
За нарушение законодательства о рекламе для рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ) в виде штрафа, размер которого для юридических лиц может составить от 100 до 500 тыс. руб., а для предпринимателей – от 4 до 20 тыс. руб.
Отдел организации применения административного законодательства
ФЗ 15 о запрете курения в России в 2021 году
Закон, запрещающий курение, является положительным решением, принятым на уровне государства. Его выполнения сопряжено с определенными трудностями, и не всегда реализовать его нормы можно в реальной жизни.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Но в основном, его положения являются приемлемыми для большинства граждан и должны неукоснительно выполняться.
Первоначальная информация
Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…» вступил в действие с 23.02.2013 года.
Его принятие было почти единогласным. Оснований, которые послужили стимулом к разработке этого закона довольно много.
Для чего был создан законопроект
Статистика, которая собирается ежегодно, свидетельствует о том, что практически около 500 тысяч граждан страны умирают от онкозаболеваний и других болезней, вызванных пагубной привычкой – курением или дымоглотанием – вдыханием дыма сигарет.
Такая ужасающая статистика стала одной из основных причин создания законопроекта, который стал еще одним шагом, призванным улучшить статистику, снизить вредное воздействие на здоровье этого продукта и его последствия, и улучшить качество жизни граждан страны.
Фото: запрет на курение в общественных местах
Пропагандировать здоровый образ жизни и воспитывать молодое поколение, не имеющего таких вредных привычек, также помогает реализация данного закона.
Оздоровление нации путем введения данного норматива – это также и реализация требований Рамочной конвенции, которую приняла Всемирная организация здравоохранения с целью борьбы против табакокурения.
Одной из ее сторон является Россия, присоединившаяся к этой инициативе с 11 мая 2021 года. Таким образом, новый закон позволяет на международном уровне выполнять обязательства в противодействии курению, снижению количества смертей, причиной которых стал табак.
«Антитабачный» закон воспринят в стране неоднозначно, так как касается не только курильщиков, но и производителей этого товара.
В каких именно местах нельзя курить табак
С введением в действие этого норматива в 2013 запрещено табакокурение в учебных заведениях, медицинских учреждениях, заведениях санаторно-курортного типа, в зданиях, в которых располагаются органы госвласти, муниципальные учреждениях, соцслужбы.
Также запрет введен во всех видах общественного, пригородного пассажирского транспорта, в подъездах домов. Коснулся он и самолетов, вокзалов, станций метро.
Фото: антитабачный законопроект
Естественным считается запрет табакокурения в спортивных и культурно-просветительных заведениях, на предприятиях, в детских, пляжных зонах.
Вынесен запрещающий вердикт в отношении табакокурения помещениях в кафе, гостиниц, ресторанов, на территории объектов торговли, рынков, на платформах, с которых отправляются пригородные электрички.
Нормативная база
Кроме закона №51-ФЗ в России функционирует ряд нормативных актов, связанных с запретом табакокурения:
- ФЗ №274 от 21.10.13 года, которым внесены изменения в КоАП в части штрафных санкции за нарушение требований закона No15;
- Распоряжение Правительства №1563-р от 23.09.10года;
- Приказ Минздрава РФ №214-н от 12.05.14 года, которым утверждены требования к знаку, запрещающему курение и его размещению.
Функционирование з-на №15 о запрете курения в общественных местах
Запрет может работать, если есть действенные механизмы по его реализации и соблюдению. Подкрепить такую инициативу призваны соответствующие нормы, которые позволят реализовать наказание за несоблюдение законодательства в этом направлении деятельности.
Закон, который часто называют «антитабачным», предусматривает в статье 23 дисциплинарную, гражданскую и админответственность за нарушение его требований.
Во время реализации закона №15 мест, в которых привыкли курить граждане страны, практически не станет.
Употреблять табачные изделия это можно будет исключительно в домашних условиях, на улицах, которые запретом не охвачены.
Опросы, проведенные несколько лет назад в рамках GATS, показали, что в РФ практически 44 миллиона граждан, или 39% взрослых постоянно курят табак. Многие из них скептически относятся к запрету, считая, что закон работать не будет.
Какие инстанции следят за соблюдением
Курильщикам необходимо ознакомиться со списком мест, на которые распространяется закон о запрете курения и стараться его соблюдать.
Соответственно, нужно еще доказать, что имело место нарушение закона, и сторона, обвиняющая курильщика должна предоставить веские доказательства этого факта.
Неоспоримым фактом может быть только обстоятельство, при котором человека поймали за руку во время курения.
Недобросовестных граждан, которые нарушают требования закона о запрете табакокурения обязаны привлекать к административной ответственности следующие инстанции:
Чтобы доказать факт табакокурения в запрещенном законом месте, необходимо не только предоставить показания свидетелей.
Неопровержимым доказательством может считаться видео и фотофиксация, но такая техника пока еще не установлена во всех общественных местах, на лестницах, перронах железнодорожного вокзала.
Поэтому со сбором доказательств для обвинения имеются определенные трудности. Если человек, обвиняемый в курении в неположенном месте, не хочет соглашаться с составленным на него протоколом об админнарушении в соответствии с законом, его можно оспорить в суде.
Также у него есть право оспорить действия или отсутствие таковых от представителей власти, а также должностных лиц, гос- или муниципальных работников, если человек считает, что его права нарушались.
Данная норма прописана в ст.254 ч.1 ГПК РФ. К вопросу использования видео и фотофиксации нарушения также нужно подходить очень осторожно, так как это связано с возможным нарушением неприкосновенности частной жизни в соответствии с требованиями Конституции РФ (ст.23).
Если доказательная база собрана с нарушением требований законодательства, она не может иметь юридического основания. Поэтому судебный орган не примет их к рассмотрению (ст.55 ч.2 ГПК РФ).
В связи с этим многие игнорируют требования, изложенные в «антитабачном» законе и иных нормативных актах, так как нарушители уверенны в своей безнаказанности, а со стороны граждан, выявляющих такие факты можно услышать только замечания, дальше которых никто ничего не предпринимает, так как это связано с затратами времени, сил и нервов.
Но если все же нарушитель был пойман с поличным, попался на камеру супермаркета или установленную в подъезде на законных основаниях, ему грозит штраф или хождение по судам.
Соседи по лестничной площадке также могут уличить курильщика, мешающего табачным дымом и разбросанными по подъезду окурками.
Для этого достаточно вызвать участкового и зафиксировать факт курения в его присутствии. Он также должен провести опрос соседей и вынести свое решение.
Противникам табакокурения можно воздействовать на нарушителя следующим образом:
- предупредить его о запрете курения в этом месте, вручить на память выдержку из закона;
- повесить объявления с указанием пунктов норматива, которыми введен запрет;
- при отсутствии реакции на эти действия нужно вызывать участкового, полицейских, передать им письменное заявление. Если полицейские откажут в реагировании на данный случай, можно обратиться с жалобой в орган прокуратуры.
Размер штрафа
В связи с тем, что не только рядовые граждане должны следить за соблюдением норм ФЗ 15 о запрете курения, но и юридические и должностные лица, наложение штрафов закон также предусматривает и на них. Административные наказания колеблются в пределах:
Для граждан | От 1 000 до 5 000 рублей |
Для юридических лиц | От 50 000 до 160 000 рублей в зависимости от вида нарушения |
Для должностных лиц | От 5 000 до 50 000 рублей |
ИП | 30 000-50 000 рублей |
Фото: штрафы за нарушения антитабачного закона
Последние изменения редакции
В 2021 году вступили в действие новые положения ФЗ No15, Среди них стоит отметить следующие нововведения:
- обязательная постановка на учет табачных изделий, которые ввозятся из-за рубежа и производятся в России;
- контроль оборудования для табачной промышленности, которое выпускается в России;
- контроль подлинности акцизных и спецмарок для табачных изделий;
- проверки движения табачных изделий в пределах страны.
Закон No15-ФЗ является нужным нормативно-правовым актом, призванным приносить пользу курильщикам и тем, кто вынужден соседствовать с гражданами, имеющими такую вредную привычку.
Но судя по продажам продукции табачного ряда, потребление которых снизилось незначительно (в 2017 году на 6-8%), говорить о серьезных результатах его внедрения пока не приходится.
Успех этого закона зависит во многом от сознания каждого гражданина, своевременного реагирования на факты нарушений, оказания помощи правоохранительным органам, и принятия действенных мер по устранению выявленных проблем.
Положительные результаты будут, но их проявления будет постепенным, по результатам нескольких лет действия этого норматива.
Кроме того, периодически будут появляться регулирующие его функционирование подзаконные акты, которые позволят отладить все его механизмы и вывести на должный уровень.
Видео: о запрете курения на улице
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область – +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-60-09
- Регионы – 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Антитабачный закон 2014
«Закон о курении», или «антитабачный закон» 2014 – так в просторечии называют Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» с поправками, которые вступят в силу с 1 июня 2014 года. Он вводит полный запрет курения во всех закрытых общественных местах, полностью запрещает рекламу табачных изделий.
Закон о курении подписан Президентом РФ 23 февраля 2013 года, вступил в силу 1 июня.
Где курить нельзя
«Антитабачным законом» с июня 2014 года запрещается курение на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, учреждений культуры, органов по делам молодёжи, физической культуры и спорта, на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-оздоровительных услуг, в городском и пригородном транспорте, на открытых территориях на расстоянии менее 15 метров от входов в помещения ж/д и автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, станций метрополитена, в помещениях социальных служб, в помещениях, занимаемых органами гос. власти или местного самоуправления, на рабочих местах и в рабочих зонах, в помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов, на территориях детских площадок, пляжей, на автозаправочных станциях;
С 1 июня 2014 года антитабачным законом запрещается курение:
- в поездах дальнего следования, на судах находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров
- в мотелях, гостиницах, отелях,общежитиях
- в магазинах, на предприятиях, оказывающих бытовые услуги, в кафе, ресторанах, в помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах
- на пассажирских платформах поездов и электричек.
Антитабачный закон 2014: штрафы
За нарушение «Антитабачного закона» 2014, за курение в местах и на территориях, для этого не предназначенных, на граждан может быть наложен штраф до 1500 рублей, для юридических лиц – до 90 000 рублей. За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных фильмах, клипах и иных произведениях должностные лица заплатят штраф в размере от 20 000 до 40 000 рублей, юридические лица – от 100 000 до 170 000 тысяч рублей. Рекламодателям или рекламораспространителям реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей в нарушение антитабачного закона 2014 обойдется должностным лицам в 25 000 рублей, юридическим лицам – 150 000 – 600 000 рублей.
Антитабачный закон 2014: где курить можно?
По новому «Антитабачному закону» употребление табака разрешается только в специально отведенных местах на открытом воздухе. Разрешается создавать специальные площадки для курильщиков, оборудованные вытяжкой. Также курить можно в салоне своего автомобиля. Курение возможно и в запрещенных местах если помещение оборудовано специальной зоной для курильщиков.
Антитабачный закон 2014 для юридических лиц
«Антитабачный закон» 2014 распространится также на теле и радио рекламу. Так, если аудиовизуальный продукт содержит кадры или рассказ о потреблении табака, то распространитель данной информации должен предоставить социальный ролик о вреде курения. Примечательно, что данный материал должен быть показан или озвучен перед основным блоком.
Предпринимателей торгующих табачной продукцией «Антитабачный закон» 2014 также коснется напрямую. Все ограничения по торговле прописаны в статье 19 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Стоит обратить внимание, что «Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона», согласно статье 19 «Антитабачного закона».
Источники:
http://lgotywiki.ru/fz-15-o-zaprete-kurenija/
http://www.dk.ru/wiki/antitabachnyy-zakon
http://egais.center-inform.ru/egais