Свободные экономические зоны и их роль в мировой экономике (стр. 1 из 3)
по дисциплине: Мировая экономика
тема: Свободные экономические зоны и их роль в мировой экономике
1. Свободные экономические зоны и их виды 4
2. Роль свободных экономических зон в мировой экономике 9
3. Свободные экономические зоны в России 12
Список литературы 18
Активное включение все большего числа стран мира в международное географическое разделение труда, их врастание в мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, доминирование экспортной специализации привели к возникновению и широкому распространению такой новой формы организации производства, как свободная экономическая зона (СЭЗ). Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Главными целями создания свободных экономических зон являются: более глубокое включении национальных хозяйств в международное географическое разделение труда, насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, решение проблем региональной политики путем создания “полюсов роста”. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. Данные факты обуславливают актуальность выбранной темы работы.
Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов свободных экономических зон. Основными задачами данной работы являются: дать определение свободным экономическим зонам, рассмотреть их виды, изучить роль СЭЗ в мировой экономике, рассмотреть состояние свободных экономических зон в России. В работе использовались материалы официального сайта Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в РФ, а так же статьи периодических источников, специальной литературы, учебных изданий.
Свободные экономические зоны и их виды
Свободная экономическая зона – ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач[1] .
Большинство свободных экономических зон имеют сравнительно небольшую территорию и относятся к категории “точечных” объектов, но есть среди них и довольно обширные, и даже очень большие по площади. Одно из непременных условий возникновения СЭЗ – наличие выгодного экономико-географического положения (например, соседство с международным портом или аэропортом)[2] .
Чаще всего основой для классификации свободных экономических зон, выделении различных их типов служат четыре главных критерия:
1) характер деятельности и функциональное предназначение;
2) степень интегрированности в мировую и национальную экономику;
3) отраслевой признак;
4) характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными).
Рассмотрим виды свободных экономических зон по характеру деятельности.
Зона свободной торговли – обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля промышленными товарами. Это одна из наиболее ранних (возникших еще в ХVI—ХVII в.в.) разновидностей свободных экономических зон[3] . К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю. Одной из разновидностей зон свободной торговли считают магазины “Дьюти фри” (Duty free – беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие необходимой принадлежностью многих международных аэропортов. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом[4] .
Зона совместного предпринимательства (или промышленно-производственные свободные экономические зоны) – обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, на которой вводятся особые таможенный, арендный, налоговый, валютный, визовый, трудовой и другие режимы, создающие благоприятные условия для иностранных капиталовложений и осуществления совместного предпринимательства на льготной налоговой и таможенной основе. Относятся к зонам “второго поколения”: они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью[5] . Свободные экономические зоны этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно- ориентированные: первые из них работают на внешний рынок, а вторые на внутренний. Экспортно-производственных зон значительно больше, так что они в основном и формируют эту группу СЭЗ. В отличие от зон свободной торговли, экспортно-производственные зоны предназначены прежде всего для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. Некоторые из них возникли на базе трансформации зон свободной торговли, но большинство создавалось целенаправленно с экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий.
Технополис (научно-технологические свободные экономические зоны) – разновидность свободной экономической зоны на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования. Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай)[6] . Технополисы пользуются разнообразными льготами и обеспечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и организаций. В них концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Задача таких свободных экономических зон заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий. Они имеют характер инновационных и научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк “Силикон Валли” (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров.
Так же существуют сервисные свободные экономические зоны , предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других. Среди них различают оффшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг[7] . Например, промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в оффшорных зонах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). Льготной режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.
Особое место занимает свободная сетевая информационная зона – множество общественных компьютерных сетей, представляющих свободных доступ к информации для каждого. Выделяется глобальная зона киберпространства (Интернет) и локальная в реальном географическом пространстве (киберпорты). Глобальная свободная информационная зона состоит из множества языковых сегментов, где доминирует английский язык. Обладает мобильностью и интерактивностью, обеспечивает свободную конвертируемость (обратимость) интеллектуального продукта. Отменяет статусные коммуникации и представляет реальную опасность для всех держателей власти[8] .
Комплексная свободная экономическая зона – “открытый” город или особый район, ставящий перед собой широкие задачи использующие элементы разных видов свободных экономических зон. Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя структура наиболее сложна[9] . Комплексные свободные экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую, ступень развития. Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли экспорто-замещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма[10] . К комплексным свободным экономическим зонам можно отнести пять специальных экономических зон Китая, “открытые районы” КНР, а также бразильскую зону “Манаус”, территорию “Огненная Земля” в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России
Одним из крупных и перспективных проектов, организованных российским Правительством, является создание свободных, особых или специальных экономических зон.
Все эти понятия являются равнозначными и произошли спонтанно. «Особая» и «свободная» упоминаются в законодательных актах России для обозначения одного и тоже явления, а «специальная» явилась в результате дословного перевода оригинального английского термина special economic zone. В любом случае подразумевается обеспечение особых условий хозяйствования на определенных территориях.
Краткая история
С широкой позиции СЭЗ берут истоки еще из средних веков. Например, в XVI веке в Тоскане Италии был утвержден свободный торговый режим — без налогообложения. Позже, в XVII веке, такие же условия объявлялись в триестском порту Италии и шибеникском порту во владениях Венеции (ныне в Хорватии).
СЭЗ современного типа широко стали распространяться в 70-х годах прошлого столетия, а одной из первых зон свободной торговли был аэропорт Шэннон в Ирландии.
На сегодняшний день в мировых масштабах насчитывается до 2000 СЭЗ, в которых оборачивается как минимум десятая часть мировых денег.
Российские СЭЗ с законодательной поддержкой установились массово в 1990 году — в Ленинграде, Калининградской и Сахалинской областях, Алтайском и Приморском краях, Еврейской АО и т.д.
Современная правовая база СЭЗ — это Федеральный закон №116-ФЗ от 22 августа 2005 года.
Цели образования
Каждое государство, вводящее СЭЗ, преследует свои индивидуальные цели. Для некоторых стран важно достижение с помощью льготных территорий инвестиционного притока и катализа экономики.
Другие государства используют СЭЗ как поднятие всех преград, мешавших предпринимателям активно действовать на национальном рынке.
Какие бы причины не были у истоков решения любого государства, существуют комплексы целей и мотивов для образования СЭЗ, универсальные в любой стране.
- экономические;
- социальные;
- технологические.
Экономические
- рост валютных вкладов на внутреннем рынке;
- увеличение и привлечение внешних и внутренних инвестиционных вложений и развитие на этом фоне промышленности;
- интеграция национальной экономики в мировую и международные рыночные системы;
- развитие экспорта, производства экспортной продукции.
Социальные
- возрастание национального предложения высокотехнологичных товаров;
- подготовка, обучение и выпуск компетентных и квалифицированных специалистов, инженерных, административных, экономических экспертов;
- борьба с безработицей, повышение числа рабочих мест, занятости;
- развитие регионов.
Технологические
В наукоемкой и технической областях также заметны положительные результаты:
- открытие возможностей для реализации административного, умственного труда;
- работа с инновационными технологиями России и зарубежья;
- наращивание опыта, использование научных открытий, исследовательских достижений;
- общее повышение эффективности производства, улучшение общей системы функционирования региона.
Государственные
С позиции государства СЭЗ создаются для:
- притока капиталов и новых технологий производства услуг и товаров;
- новые способы управления и использования трудовых ресурсов;
- образование занятости и привлечение высококвалифицированных кадров;
- расширение экспорта;
- замена на рынке импортной продукции отечественной (импортозамещение).
Инвестиционные
Инвесторы также имеют свои интересы при формировании зон свободной экономики:
- смягчение контрольных требований при входе в деятельность;
- развитие территориальной зоны;
- приобщение более дешевого труда;
- подход к инфраструктуре;
- экономия за счет отсутствия ввозных и вывозных платежей;
- укрепление связи производственного процесса с покупателями.
Подготовка к образованию и виды
Для эффективности и отдачи СЭЗ требуется привести территорию в соответствие условиям:
- здоровая политическая среда;
- готовность трудовых, кадровых сил;
- присутствие необходимых элементов инфраструктуры;
- расположенность вблизи государственной границы;
- достаточный уровень социальной сферы, развитость социальных программ и объектов.
Торговые
Такие СЭЗ функционируют вне таможенных границ и юрисдикции только одного, отечественного государства. На территории происходит упорядочение и хранение продуктов, их приготовление к реализации (упаковка, фасовка, контроль качества, техники безопасности, соответствия стандартам, маркировка и пр.).
- Порты — свободные территории портов (бассейнов, причалов, окружающей территории с хранилищами, цехами и т.д.), находящееся вне таможенных границ страны, т.е. без действия таможенных и налоговых сборов. Пример — Вентспиллский свободный порт в Латвии, лидирующий порт Прибалтики по обороту груза.
- Города — территории целых городов, свободные от законодательных норм окружающих стран и функционирующие автономно. Примеры — свободный Фиуме, независимое государство-город в Европе, чья автономность была разрушена при Первой мировой войне, а в 1924 году Италия произвела аннексию территории. Другие свободные города — Монако, Сингапур, Ватикан, Гонконг.
- Зоны свободной торговли — это не то же самое, что объединения государств для льготной торговли.
- Таможенные зоны — таможенный режим, организованный по такой модели, что ввоз и вывоз товаров имеет существенные преференции, регламентация таких свободных участков приведена в Конвенции Киото 1973 года «О гармонизации и упрощении таможенных процедур». Примеры — Магаданская СТЗ, Калининградская СТЗ.
- Магазины беспошлинной торговли (duty free shop) — действительные магазины, осуществляющие реализацию товаров без включения в стоимость акцизов, таможенных пошлин и НДС, причем покупатели производят вывоз этих продуктов. Размещаются в вокзалах, аэропортах, портах и представляют в ассортименте парфюмерию, табачные и алкогольные продукты, ювелирные изделия, продукты питания. Примеры — Международная сеть Duty free shop в аэропортах, сеть магазинов Dufry, крупнейшая дубайская сеть беспошлинных магазинов и торговых центров.
Промышленные
Данная категория входит в таможенную территорию национальной страны и сводится к промышленности продукции. Мотивация инвесторов происходит за счет крупных льгот. Среди главных целей — замещение рынка ввозимых товаров и экспортный импульс.
- отраслевые зоны;
- зоны промышленных организаций;
- промышленные парки — промышленный парк Москвы;
- зоны экспортного производства.
Технические
Категория не входит в таможенную территорию государств и сводится к деятельности в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. В зоне функционируют комплексы институционных, конструкторских, проектных, наукоемких организаций.
- Технические полисы — муниципалитеты с высоким уровнем наукоемкой и технологической мощности, с наличием научной и производственной инфраструктурной системы. Примеры — технополис Обнинск — атомные разработки, калининградский полис GS – инновационное производство, подмосковный наукоград Сколково — новейшие технологии.
- Технические парки — комплексы, состоящие из научных институтов, учебных учреждений, индустриальных и деловых центров, объектов обслуживания — жилые здания, дороги, транспорт, система безопасности и охраны. Примеры — Силиконовая долина в Калифорнии.
Сервисные
Территории, на которых действуют фискальные послабления и размещены организации, занимающиеся исполнением услуг, являются сервисными зонами.
- Туристические — зоны, образуемые для повышения туристического потенциала, наращивания системы лечебно-санаториальных услуг, добычи минералов, подземных вод и других оздоровительных ресурсов. Примеры — краснодарская зона, ставропольская зона, иркутские «Ворота Байкала», бурятская «Байкальская гавань», «Алтайская долина», калининградская «Куршская коса».
- Страховые.
- Финансовые.
- Банковские.
- Офшорные зоны — налоговые «убежища» для предпринимателей, осуществляющих деятельность на территориях государств, а регистрацию и налогообложение в пределах офшора. Примеры — Монако, Андорра, Лихтенштейн, множество островов. На федеральном и международных уровнях постоянно предлагаются меры по противостоянию офшорам для пресечения уклонения от уплаты налогов и других экономических преступлений.
Российская история
Свободные экономические зоны воспринимаются мировой теорией как эффективный механизм государственного регулирования.
В России первые СЭЗ стали формироваться в 1990 году, как упоминалось выше, а в дальнейшем более 15 лет образование, наращивание потенциала, жизнеобеспечение и работа этих территориальных комплексов осуществлялись беспорядочно и без четкого планирования и прогнозов.
Такое состояние обуславливалось пробелами в правовой и законодательной основах, беспрерывными расхождениями и конфликтами в позиционировании субъектов России и федерального уровня в части предоставления преференций СЭЗ и полномочий по их администрированию.
На сегодняшний день положения особых экономических зон преобразилось. Прежние противоречия и проблемы решило принятия Федерального закона №116-ФЗ, который четко урегулировал вопросы образования целей и задач, функций и деятельности СЭЗ в Российской Федерации, материального и финансового обеспечения.
В 116-ом законе содержатся:
- регулирование правоотношений, касающихся СЭЗ;
- цели образования зон;
- типовая классификация;
- требования при формировании СЭЗ;
- режим налогообложения;
- администрирование;
- условия прекращения деятельности зон;
- и т.д.
Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:
- освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
- снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
- освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.
Появление стройной законодательной основы значительно развило сферу СЭЗ в России и решило прежние трудности функционирования этих систем. При этом №116-ФЗ принят не так давно, только в 2005 году, следовательно, в данной области еще не укрепилась емкая судебная практика и правовые основы, но такие процессы непременно произойдут в будущем и будут способствовать совершенствованию законодательной базы СЭЗ.
Мировой опыт организации
Согласно статистике последних лет, мировое число СЭЗ по оценкам различных специалистов, ориентирующихся при идентификации зон на разные характеристики, превышает 2000: от свободных портов и городов-государств до технополисов и магазинов льготной торговли.
В США насчитываются более 50 СЭЗ, которые обеспечивают не менее 3% отечественного импорта и почти такой же процент вывоза, в Южной Корее свободных зон не меньше 170.
СЭЗ активно функционируют в большинстве стран, в том числе граничащих с Россией. Например, в Белоруссии каждая административно-территориальная область обеспечена одной СЭЗ: «Брест», «Витебск», «Гродноинвест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Могилёв».
Функции
- Создание программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры.
- Разработка и промышленность аналитических приборов.
- Цифровое приборостроение, разработка новых летательных аппаратов, исследование различных источников энергии.
- Проектирование и изучение микросхем, интеллектуальных систем навигации.
- Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также создание новых материалов.
- Произведение новой бытовой техники с комплектующими к ней.
- Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники.
- Инновационная химическая и иная промышленность.
Более полная информация по свободным экономическим зонам в России представлена ниже.
Источники:
http://znaybiz.ru/lgoty/osobye-ekonomicheskie-zony/svobodnye.html
http://surzhyk.info/osobye-ekonomicheskie-zony/