Профессионализм и профессиональная пригодность
Каждый юрист стремится стать профессионалом, но не каждый достигает заветной высоты. Профессионализм – систематически рационально и качественно исполнять профессиональные обязанности, вкладывать душу в свою деятельность, это владение профессионально-правовым подходом к решению проблем любой сложности. Профессионализм развивается и совершенствуется по мере профессиональной деятельности.
Профессионализм юриста охватывает комплекс способностей и методов работы, позволяющих выполнять работу в соответствии с требованиями должности и стандартами поведения. Профессионализм юриста включает способность квалифицированно применять нормативные правовые акты, квалифицированно толковать и доходчиво разъяснять их содержание специалистам других профессией. Профессионализм исключает саму возможность двойных стандартов и двойного толкования закона, но не исключает неизбежности возмездия за противоправные действия.
Профессионализм юриста опирается на его личностные морально-нравственные качества, поэтому можно утверждать, что профессионализм юриста строится на синтезе двух систем: системы личностных качеств и системы приобретенных профессиональных знаний, навыков и опыта в юридической деятельности.
Профессиональная пригодность (профпригодность) (от лат. profiteor – объявляю своим делом) – совокупность качеств индивида, необходимых в той или иной профессиональной деятельности.
Профессионально пригодные качества – нс врожденные, формируются и приобретаются в годы обучения и совершенствуются в последующей практической деятельности. Качество их освоения зависит от природных данных личности, имеющейся профессиональной подготовки и ее мотивации. Таким образом, профпригодность – это синтез личных качеств человека и требований профессии (профессиональных качеств).
Профессиональная пригодность охватывает совокупность психофизиологических (психофизических и психологических) свойств человека в сочетании с профессиональными знаниями, умениями, способностями и навыками, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности. Формирование профпригодности имеет индивидуальный характер. Нередко качества профпригодности отражаются на облике человека, его повелении, мышлении, языке, психомоторике.
Выделяют два типа профпригодности: абсолютную и относительную. Абсолютная профпригодность требует наличия у человека специальных индивидуальных качеств. Относительная профпригодность довольно мягкая и открыта практически для любого более-менее здорового человека.
По степени профпригодности можно выделить четыре категории: призвание и соответствие, пригодность и непригодность.
Призвание – высший уровень профпригодности, отражает соответствие психофизиологических свойств человека тем требованиям, которые предъявляет выбранная профессия. Это природные данные человека, благоприятно сочетающиеся с профессиональными требованиями.
Соответствие – второй уровень профпригодности, означает отсутствие противопоказаний на фоне соответствия требованиям профессии некоторых качеств человека.
Пригодность – третий уровень профпригодности, показывает отсутствие явно выраженной склонности к профессии, по и противопоказаний нет.
Непригодность – четвертый уровень профпригодности. Состояние здоровья и психофизиологические характеристики человека несовместимы с требованиями профессии.
Профессиональная пригодность напрямую связана с психофизиологическими параметрами человека, с его интересами и мотивацией.
Профпригодность не отрицает стремление человека к широте знаний, что является профессионально важным качеством и высоко ценится. Но эго должны быть настоящие знания, а не поверхностные – чтобы поразить окружающих своей мнимой эрудицией. Индивидуальные характеристики человека составляют основные структурные компоненты профпригодности.
В целом основные структурные компоненты профпригодности составляют индивидуальные характеристики человека. Факторами, определяющими уровень профпригодности, является комплекс психофизиологических свойств индивида и рассмотренных выше ПВК.
В жизни не всегда происходит взаимосоответствие человека и профессии. Нередко возникают ситуации противоположного характера: взаимного несоответствия человека объективным требованиям профессии. Это несоответствие кроется внутри человека, связано с его личностными характеристиками: отсутствие взаимодействия между личностными свойствами и профессиональными качествами. Поэтому необходимо понимать причины профессиональной непригодности при выборе профессии юриста. Рассмотрим их более подробно.
Несоответствие между профессиональной компетентностью и социальной адаптацией личности. Профессионал, блестяще знающий свое дело, креативно и эффективно решает сложнейшие запутанные дела, но не может найти общий язык с коллегами, плохо или с большим трудом налаживает в коллективе межличностные отношения, часто конфликтует, не понимает и не хочет понять социальную психологию (чтобы провести самоизучение и самокоррекцию), не стремится понять истинную причину существующих и возникающих межличностных конфликтов, винит во всех бедах окружающих и не понимает, что истинную причину надо искать внутри самого себя.
Несоответствие между личностной характеристикой и социальной адаптацией личности. Человек замкнулся на своих личных переживаниях и проблемах, ушел с головой в свое психическое состояние и переносит его на внутренний мир коллег; не способен увидеть свои внутренние проблемы со стороны, глазами другого человека. Свое мнение, собственное суждение считает единственно правильным, не подлежащим пересмотру и критике. Итог отрицательный: зарождаются долголетние, трудноразрешимые межличностные конфликты в коллективе.
Несоответствие между отдельными профессиональными качествами и общей системой профессиональной компетентности: возникновение парадокса звездной болезни. Из всей совокупности профессиональных качеств человек прекрасно освоил часть, но в силу Его величества случая именно благодаря этой освоенной части знаний, навыков и умений сумел профессионально решить ряд дел. От успехов закружилась голова, укрепилась иллюзия непогрешимости, высокого профессионализма. Но рано или поздно другая часть недостаточно освоенных знаний, умений и навыков начинает сказываться: госпожа Удача отвернулась, происходят неожиданные, непонятные и необъяснимые срывы и проколы, что травмирует психику специалиста и может вызвать регресс в развитии его профессионализма.
Несоответствие между внешней демонстрацией своего профессионализма и результатами профессиональной деятельности: человека красят дела, а не место. Специалист ориентирован на показ, демонстрацию себя окружающим, с этой целью развивает активную, кипучую деятельность, но результаты такой активности нулевые, его мало интересует результат. Истинные причины отсутствия успеха вытесняются из сознания ложными установками: завидуют, мешают, ставят палки в колеса, не дают ходу, тормозят, кладут под сукно. Результат – застой и нежелание профессионального роста, а возможна и деградация.
Несоответствие между личностными установками и профессиональными амбициями: отсутствие гармонии, сбалансированности между работой и отдыхом. Выполнить работу любой ценой, не жалея сил, что подрывает здоровье и в конечном счете снижает качество профессиональной деятельности. Как говорят, было бы здоровье – остальное будет.
Отсутствие сбалансированности между саморазвитием и самосохранением. Как говорил Козьма Прутков [1] , нельзя объять необъятное. Установка на саморазвитие связана, во-первых, с неумением отказаться от новых нагрузок; во-вторых, со страхом показать себя неспособным справиться с дополнительными обязательствами, дополнительными делами. Но дополнительные обязательства и дела заканчиваются физическим и психологическим перенапряжением, нервным истощением и невозможностью восстановить истощенный перегрузками организм урезанным отдыхом и плохим сном. Итог печален: хроническое переутомление, невротическое состояние, снижение работоспособности, неудовлетворенность собой, работой и жизнью.
Установка исключительно на самосохранение по принципу: работа не волк, в лес не убежит, – тормозит профессиональное развитие и совершенствование профессиональных знаний и навыков. Качества профессионализма и профпригодности могут развиваться и совершенствоваться только в условиях напряженной, мотивированной деятельности, в противном случае они утрачиваются.
Несоответствие между результатом деятельности и ходом, процессом достижения результата – отсутствие взвешенности, сбалансированности. С одной стороны, установка “цель оправдывает средства и результат любой ценой” ведет к недооценке содержания (процесса) выполнения поставленной задачи, снижает требования к сбору и анализу информации, приводит к поверхностному изучению материалов дела, допускает использование недозволенных (но уголовно не наказуемых) методов, приемов и средств получения нужных доказательств и признаний. Нередко такой результат из положительного превращается в отрицательный и ударяет по исполнителю.
С другой стороны, повышенная увлеченность процессуальной стороной (как основа получения качественного результата) затягивает решение дела и вызывает естественное недовольство со стороны руководства, партнеров, коллег и коллектива. Исполнителя начинают подгонять, торопить, считать его малоэффективным, подводящим коллектив. Такое незаслуженное отношение угнетает человека, вызывает негативные психические переживания, возможны даже стресс и депрессия, что может привести к халтурному исполнению обязанностей.
Отсутствие уравновешенной сбалансированности между узкой специализацией и универсальными знаниями. Ориентация на узкую специализацию делает из специалиста профессионального эксперта высшей категории, но сужает его творческий потенциал, ограничивает его возможности поиска альтернативных решений проблемы, поскольку он их просто не видит, не знает об их существовании. Спрос на таких специалистов узкой профессиональной направленности небольшой. Потеря по той или иной причине специальности заставляет вновь учиться, приобретать новые знания, набираться опыта. Это время (а оно несется только вперед) – ресурс, который не восстанавливается. Возникает и проблема статуса, материально-финансового обеспечения семьи, близких. Узкая специализация при определенных обстоятельствах может обернуться личной трагедией.
Универсальные знания, с одной стороны, позволяют думать глобально, а решать локально, т.е. решение проблемы может находиться в пограничных областях знаний. По многим профессиональным вопросам такой специалист выступает как эксперт, эрудит. Это также непотопляемость специалиста, он может легко перейти с одной специализации на другую. С другой стороны, опасность может скрываться в поверхностных знаниях, без понимания глубины профессиональных проблем.
Нередко в силу жизненных обстоятельств человек (юрист, философ, банкир, менеджер, инженер и др.) с отличными профессиональными знаниями, навыками, опытом оказывается не на своем месте, работает не по специальности, имеющиеся знания, навыки, опыт не востребованы на новом месте работы, что тормозит дальнейшее развитие его профпригодности в силу невостребованности. Итог: появляется устойчивое чувство разочарования и неудовлетворенности.
Несоответствие между личностно-профессиональными качествами и должностными обязанностями. Известная фраза “Тяжела ты, шапка Мономаха” означает, что нередко человек с недостаточно развитыми личностно-профессиональными качествами, но благодаря связям, “крыше”, нужным знакомствам, общительности, умению угодить или просто “свой человек” занимает должность, с обязанностями которой не справляется. Это оборачивается низкой результативностью и высока вероятность внутренних переживаний (хотя последнее очень сомнительно).
Обратный вариант: специалист перерос свою должность, может справиться с большим объемом и более сложной и ответственной работой. Но в силу ложной скромности и заниженной самооценки не продвигается по карьерной лестнице. Это тормозит его развитие.
Из вышеизложенного вытекает общий вывод: профессиональная пригодность – эго две стороны одной медали: профессиональные качества и психические, психологические и физические характеристики индивида.
Если профессиональные качества приобретаются и формируются в процессе обучения и последующей практической деятельности, то личностные характеристики индивида даются от рождения и совершенствуются личностью. Некоторые из них напрямую зависят от состояния здоровья, качество других передастся по наследству, состояние третьих связано с возрастом – зрение, слух, моторика, дикция. Одни свойства в процессе жизненного цикла ухудшаются, другие, напротив, можно улучшить. Именно личностные качества составляют основу будущего специалиста.
Профессионализм и профессиональная пригодность
Каждый юрист стремится стать профессионалом, но не каждый достигает заветной высоты. Профессионализм – систематически рационально и качественно исполнять профессиональные обязанности, вкладывать душу в свою деятельность, это владение профессионально-правовым подходом к решению проблем любой сложности. Профессионализм развивается и совершенствуется по мере профессиональной деятельности.
Профессионализм юриста охватывает комплекс способностей и методов работы, позволяющих выполнять работу в соответствии с требованиями должности и стандартами поведения. Профессионализм юриста включает способность квалифицированно применять нормативные правовые акты, квалифицированно толковать и доходчиво разъяснять их содержание специалистам других профессией. Профессионализм исключает саму возможность двойных стандартов и двойного толкования закона, но не исключает неизбежности возмездия за противоправные действия.
Профессионализм юриста опирается на его личностные морально-нравственные качества, поэтому можно утверждать, что профессионализм юриста строится на синтезе двух систем: системы личностных качеств и системы приобретенных профессиональных знаний, навыков и опыта в юридической деятельности.
Профессиональная пригодность (профпригодность) (от лат. profiteor – объявляю своим делом) – совокупность качеств индивида, необходимых в той или иной профессиональной деятельности.
Профессионально пригодные качества – нс врожденные, формируются и приобретаются в годы обучения и совершенствуются в последующей практической деятельности. Качество их освоения зависит от природных данных личности, имеющейся профессиональной подготовки и ее мотивации. Таким образом, профпригодность – это синтез личных качеств человека и требований профессии (профессиональных качеств).
Профессиональная пригодность охватывает совокупность психофизиологических (психофизических и психологических) свойств человека в сочетании с профессиональными знаниями, умениями, способностями и навыками, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности. Формирование профпригодности имеет индивидуальный характер. Нередко качества профпригодности отражаются на облике человека, его повелении, мышлении, языке, психомоторике.
Выделяют два типа профпригодности: абсолютную и относительную. Абсолютная профпригодность требует наличия у человека специальных индивидуальных качеств. Относительная профпригодность довольно мягкая и открыта практически для любого более-менее здорового человека.
По степени профпригодности можно выделить четыре категории: призвание и соответствие, пригодность и непригодность.
Призвание – высший уровень профпригодности, отражает соответствие психофизиологических свойств человека тем требованиям, которые предъявляет выбранная профессия. Это природные данные человека, благоприятно сочетающиеся с профессиональными требованиями.
Соответствие – второй уровень профпригодности, означает отсутствие противопоказаний на фоне соответствия требованиям профессии некоторых качеств человека.
Пригодность – третий уровень профпригодности, показывает отсутствие явно выраженной склонности к профессии, по и противопоказаний нет.
Непригодность – четвертый уровень профпригодности. Состояние здоровья и психофизиологические характеристики человека несовместимы с требованиями профессии.
Профессиональная пригодность напрямую связана с психофизиологическими параметрами человека, с его интересами и мотивацией.
Профпригодность не отрицает стремление человека к широте знаний, что является профессионально важным качеством и высоко ценится. Но эго должны быть настоящие знания, а не поверхностные – чтобы поразить окружающих своей мнимой эрудицией. Индивидуальные характеристики человека составляют основные структурные компоненты профпригодности.
В целом основные структурные компоненты профпригодности составляют индивидуальные характеристики человека. Факторами, определяющими уровень профпригодности, является комплекс психофизиологических свойств индивида и рассмотренных выше ПВК.
В жизни не всегда происходит взаимосоответствие человека и профессии. Нередко возникают ситуации противоположного характера: взаимного несоответствия человека объективным требованиям профессии. Это несоответствие кроется внутри человека, связано с его личностными характеристиками: отсутствие взаимодействия между личностными свойствами и профессиональными качествами. Поэтому необходимо понимать причины профессиональной непригодности при выборе профессии юриста. Рассмотрим их более подробно.
Несоответствие между профессиональной компетентностью и социальной адаптацией личности. Профессионал, блестяще знающий свое дело, креативно и эффективно решает сложнейшие запутанные дела, но не может найти общий язык с коллегами, плохо или с большим трудом налаживает в коллективе межличностные отношения, часто конфликтует, не понимает и не хочет понять социальную психологию (чтобы провести самоизучение и самокоррекцию), не стремится понять истинную причину существующих и возникающих межличностных конфликтов, винит во всех бедах окружающих и не понимает, что истинную причину надо искать внутри самого себя.
Несоответствие между личностной характеристикой и социальной адаптацией личности. Человек замкнулся на своих личных переживаниях и проблемах, ушел с головой в свое психическое состояние и переносит его на внутренний мир коллег; не способен увидеть свои внутренние проблемы со стороны, глазами другого человека. Свое мнение, собственное суждение считает единственно правильным, не подлежащим пересмотру и критике. Итог отрицательный: зарождаются долголетние, трудноразрешимые межличностные конфликты в коллективе.
Несоответствие между отдельными профессиональными качествами и общей системой профессиональной компетентности: возникновение парадокса звездной болезни. Из всей совокупности профессиональных качеств человек прекрасно освоил часть, но в силу Его величества случая именно благодаря этой освоенной части знаний, навыков и умений сумел профессионально решить ряд дел. От успехов закружилась голова, укрепилась иллюзия непогрешимости, высокого профессионализма. Но рано или поздно другая часть недостаточно освоенных знаний, умений и навыков начинает сказываться: госпожа Удача отвернулась, происходят неожиданные, непонятные и необъяснимые срывы и проколы, что травмирует психику специалиста и может вызвать регресс в развитии его профессионализма.
Несоответствие между внешней демонстрацией своего профессионализма и результатами профессиональной деятельности: человека красят дела, а не место. Специалист ориентирован на показ, демонстрацию себя окружающим, с этой целью развивает активную, кипучую деятельность, но результаты такой активности нулевые, его мало интересует результат. Истинные причины отсутствия успеха вытесняются из сознания ложными установками: завидуют, мешают, ставят палки в колеса, не дают ходу, тормозят, кладут под сукно. Результат – застой и нежелание профессионального роста, а возможна и деградация.
Несоответствие между личностными установками и профессиональными амбициями: отсутствие гармонии, сбалансированности между работой и отдыхом. Выполнить работу любой ценой, не жалея сил, что подрывает здоровье и в конечном счете снижает качество профессиональной деятельности. Как говорят, было бы здоровье – остальное будет.
Отсутствие сбалансированности между саморазвитием и самосохранением. Как говорил Козьма Прутков [1] , нельзя объять необъятное. Установка на саморазвитие связана, во-первых, с неумением отказаться от новых нагрузок; во-вторых, со страхом показать себя неспособным справиться с дополнительными обязательствами, дополнительными делами. Но дополнительные обязательства и дела заканчиваются физическим и психологическим перенапряжением, нервным истощением и невозможностью восстановить истощенный перегрузками организм урезанным отдыхом и плохим сном. Итог печален: хроническое переутомление, невротическое состояние, снижение работоспособности, неудовлетворенность собой, работой и жизнью.
Установка исключительно на самосохранение по принципу: работа не волк, в лес не убежит, – тормозит профессиональное развитие и совершенствование профессиональных знаний и навыков. Качества профессионализма и профпригодности могут развиваться и совершенствоваться только в условиях напряженной, мотивированной деятельности, в противном случае они утрачиваются.
Несоответствие между результатом деятельности и ходом, процессом достижения результата – отсутствие взвешенности, сбалансированности. С одной стороны, установка “цель оправдывает средства и результат любой ценой” ведет к недооценке содержания (процесса) выполнения поставленной задачи, снижает требования к сбору и анализу информации, приводит к поверхностному изучению материалов дела, допускает использование недозволенных (но уголовно не наказуемых) методов, приемов и средств получения нужных доказательств и признаний. Нередко такой результат из положительного превращается в отрицательный и ударяет по исполнителю.
С другой стороны, повышенная увлеченность процессуальной стороной (как основа получения качественного результата) затягивает решение дела и вызывает естественное недовольство со стороны руководства, партнеров, коллег и коллектива. Исполнителя начинают подгонять, торопить, считать его малоэффективным, подводящим коллектив. Такое незаслуженное отношение угнетает человека, вызывает негативные психические переживания, возможны даже стресс и депрессия, что может привести к халтурному исполнению обязанностей.
Отсутствие уравновешенной сбалансированности между узкой специализацией и универсальными знаниями. Ориентация на узкую специализацию делает из специалиста профессионального эксперта высшей категории, но сужает его творческий потенциал, ограничивает его возможности поиска альтернативных решений проблемы, поскольку он их просто не видит, не знает об их существовании. Спрос на таких специалистов узкой профессиональной направленности небольшой. Потеря по той или иной причине специальности заставляет вновь учиться, приобретать новые знания, набираться опыта. Это время (а оно несется только вперед) – ресурс, который не восстанавливается. Возникает и проблема статуса, материально-финансового обеспечения семьи, близких. Узкая специализация при определенных обстоятельствах может обернуться личной трагедией.
Универсальные знания, с одной стороны, позволяют думать глобально, а решать локально, т.е. решение проблемы может находиться в пограничных областях знаний. По многим профессиональным вопросам такой специалист выступает как эксперт, эрудит. Это также непотопляемость специалиста, он может легко перейти с одной специализации на другую. С другой стороны, опасность может скрываться в поверхностных знаниях, без понимания глубины профессиональных проблем.
Нередко в силу жизненных обстоятельств человек (юрист, философ, банкир, менеджер, инженер и др.) с отличными профессиональными знаниями, навыками, опытом оказывается не на своем месте, работает не по специальности, имеющиеся знания, навыки, опыт не востребованы на новом месте работы, что тормозит дальнейшее развитие его профпригодности в силу невостребованности. Итог: появляется устойчивое чувство разочарования и неудовлетворенности.
Несоответствие между личностно-профессиональными качествами и должностными обязанностями. Известная фраза “Тяжела ты, шапка Мономаха” означает, что нередко человек с недостаточно развитыми личностно-профессиональными качествами, но благодаря связям, “крыше”, нужным знакомствам, общительности, умению угодить или просто “свой человек” занимает должность, с обязанностями которой не справляется. Это оборачивается низкой результативностью и высока вероятность внутренних переживаний (хотя последнее очень сомнительно).
Обратный вариант: специалист перерос свою должность, может справиться с большим объемом и более сложной и ответственной работой. Но в силу ложной скромности и заниженной самооценки не продвигается по карьерной лестнице. Это тормозит его развитие.
Из вышеизложенного вытекает общий вывод: профессиональная пригодность – эго две стороны одной медали: профессиональные качества и психические, психологические и физические характеристики индивида.
Если профессиональные качества приобретаются и формируются в процессе обучения и последующей практической деятельности, то личностные характеристики индивида даются от рождения и совершенствуются личностью. Некоторые из них напрямую зависят от состояния здоровья, качество других передастся по наследству, состояние третьих связано с возрастом – зрение, слух, моторика, дикция. Одни свойства в процессе жизненного цикла ухудшаются, другие, напротив, можно улучшить. Именно личностные качества составляют основу будущего специалиста.
Профессиональная пригодность личности
Обеспечение трудовой деятельности человека определяется наличием и необходимостью учета критериев соответствия характеристик субъекта и объекта труда, их пригодности для выполнения трудовых задач.
Понятие «профессиональная пригодность» по своей сути отражает как различные индивидуальные особенности человека, необходимые для успешного выполнения трудовой (учебной) деятельности, его пригодность для конкретной деятельности, так и характеристики объекта труда с точки зрения их соответствия возможностям человека (или профессиональной совокупности лиц), то естьпригодности труда для человека.
Профессиональная пригодность является свойством метасистемы «человек–профессия» («человек–деятельность», «субъект–объект»), в которой проявляются свойства человека, приобретаемые им в связи с реализацией себя в деятельности (наряду со свойствами работоспособности, надежности, готовности к труду и др.), и свойства деятельности, которые отражают в ее содержании, средствах и условиях структурные и функциональные особенности организма и психики человека (например, эргономические свойства техники, рабочего места, системы подготовки и т. д.).
Сущность категории профессиональной пригодности человека заключается в том, что она отражает: 1) выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека; 2) удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда; 3) меру оценки способности и готовности к труду, эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда; 4) одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде; 5) развитие «Я концепции», зарождение и становление образа «Я профессионал» и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.
Профессиональная пригодность человека определяется соотношением требований профессии к индивидуальным особенностям человека; имеет конкретный объект реализации – систему «человек–профессия», то есть определенную категорию людей, вид деятельности, этап профессионализации; отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека (черт личности, способностей, мотивации, физического состояния, профессиональной подготовленности и т. д.); является динамическимсвойством системы «человек–профессия» (отражает развитие субъекта труда и изменчивость объекта труда).
Профессиональная пригодность рассматривается, во-первых, как совокупность качеств, свойств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности (видам деятельностей), и, во вторых, как совокупность наличных, сформированных профессиональных знаний, навыков, умений, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач. С этих позиций свойство профессиональной пригодности обусловливается совокупностью исходных (с точки зрения включения в деятельность) особенностей человека, а также формируется, развивается на этапах профессионального пути в процессе деятельности.
Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Она отражает реальный уровень развития профессионально значимых качеств для конкретной деятельности, которые формируются и проявляются на этапах жизненного и профессионального пути. К их числу относятся качества, характеризующие особенности трудового воспитания и обучения, профессиональной подготовленности, психологической структуры личности, состояния здоровья и физиологических функций, физического развития, которые определяются требованиями профессии.
Процесс психологической оценки и формирования профессиональной пригодности, то есть ее развитие на пути профессионализации субъекта труда, проходит ряд этапов, основными из которых являются следующие:
1) трудовое воспитание и обучение (подготовка к труду и выбору профессии) – воспитание у ребенка любви к труду, овладение простейшими орудиями и способами труда, формирование готовности к труду, потребности и понимания его необходимости, развитие общетрудовых навыков;
2) профессиональная ориентация – помощь в выборе профессии на основе профессионального просвещения, консультации, коррекции профессиональных планов;
3) профессиональный отбор – определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии (на этом этапе возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д.);
4) профессиональная подготовка – обоснование рекомендаций к программам, методикам и средствам обучения и тренировки, к объективным методам и критериям оценки уровня профессиональной подготовленности;
5) профессиональная адаптация – разработка средств, методов и критериев оценки особенностей приспособления субъекта труда к содержанию и условиям конкретной деятельности и обоснование рекомендаций по ускорению этого процесса;
6) профессиональная деятельность – обеспечение рациональной организации (регламентации), условий и процесса (содержания) трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования и здоровья, удовлетворенности трудом;
7) профессиональная аттестация – периодическая оценка профессиональной квалификации в целях определения соответствия занимаемой должности и обоснования рекомендаций по должностным назначениям, перемещениям, а также направлению на учебу, переподготовку;
психологическая экспертиза и профессиональная реабилитация – восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний, при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т. п.
Психологическая характеристика профессиональной пригодности в значительной мере предопределяет особенности ее формирования и проявления в будущем – в этом плане психический склад личности, ее способности, направленность и другие черты выступают как предпосылки достижения того или иного уровня профессиональной пригодности, который проявляется в успешности обучения и реальной трудовой деятельности, в удовлетворенности трудом и в стремлении к профессиональному самосовершенствованию.
Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Бодрова . – М.: ПЕР СЭ. 2003 – 768 с. (Современное образование)
Источники:
http://studme.org/53789/pravo/professionalizm_professionalnaya_prigodnost
http://edusteps.com.ua/blog/414-professionalnaya-prigodnost-lichnosti.html
http://www.proffobr.ru/programms/buh_professional/Glav_buh_