Порядок проведения и цель аттестации государственных гражданских служащих

Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, система, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен

Под аттестацией гос-х служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа.

Аттестация проводится в целях проверки и оценки профессиональных и деловых качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. В п.1 ст. 48 определяется, что аттестация проводится для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы.

Аттестация имеет важнейшее значение в практической деятельности служащих, поскольку является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении государственной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в государственных органах и, конечном счете, в формировании персонала управления (кадрового потенциала) в государственных органах.

Аттестация необходима для регулярного определения уровня профессиональной подготовки служащего и степени ее соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы, а также для присвоения квалификационного разряда.

Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. Таким образом, законодатель выделяет две основные задачи аттестации: 1) установление соответствия служащего занимаемой должности (определение уровня профессиональной подготовки);

2) присвоение квалификационного разряда.

Аттестация в более широком понимании решает следующие основные задачи:

соблюдение на практике принципов гос-й службы;

обеспечение законности в системе функционирования гос-й службы;

формирование профессионального кадрового персонала гос-х органов;

выявление потенциальных возможностей гос-го служащего с целью повышения его по службе;

применение к гос-му служащему мер ответственности и стимулирования;

повышение дисциплины и ответственности; обеспечение реального функционирования механизма продвижения служащих по служебной лестнице;

поддержание стабильности гос-й службы; стимулирование повышения квалификации и профессионализма служащих;

предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе гос-й службы.

Порядок проведения аттестации устанавливается ФЗ «О ГГС», ст. 48, Указом Президента, утвердившим Положение о проведении аттестации ГГС РФ №110 от 01.02.05

ГГС подлежит аттестации один раз в три года. При проведении аттестации представляются и оцениваются мотивированный отзыв об исполнении обязанностей, подготовленный руководителем служащего, сведения о выполненных им поручениях и подготовленных проектах документов, при необходимости – пояснительная записка служащего. Служащие, занимающие должности категорий помощники и руководители, не подлежат аттестации, если с ними – срочный служебный контракт.

Положение о проведении аттестации устанавливает порядок проведения. Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия, утверждается график проведения аттестации, составляются списки служащих, подлежащих аттестации.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, зампреда, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются представители кадровой службы, представитель нанимателя, юридической службы, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, представители научных и образовательных учреждений.

В результате аттестации ГГС дается одна из оценок:

– соответствует должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста

– соответствует должности при условии успешного прохождения профподготовки или переподготовки

– не соответствует должности

По результатам проведения аттестации издается акт госоргана – либо включение в резерв, либо направление на подготовку, либо понижение.

В процессе аттестации гос-х служащих выполняются следующие функции: оценки; контроля; политическая; улучшения работы с персоналом; экономическая; организационная; коммуникативная; информирования; стимулирования.

Содержание и сущность аттестации выражается в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой – внепартийность, всеобщность, гласность, периодичность, объективность и комплексность оценки, обязательность принятия по итогам аттестации мер ответственности и стимулирования, коллективность и объективность рекомендаций.

Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения классных чинов, сохранения их при переводе на иные должности госслужбы, аттестации служащих – ФЗ, иные НПА. Указ от 1.02.05 №111 – Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена ГГС РФ и оценки их знаний, навыков и умений.

Указ «О квалификационных требованиях к стажу ГГС или стажу работы по специальности для ФГГС» №1131 от 28.10.05 – требования к знаниям и навыкам.

Проведение квалификационного экзамена необходимо для решения вопроса о присвоении классного чина по замещаемой должности по мере необходимости – не чаще раза в год и не реже раза в три года. Экзамен сдают служащие, которые замещают должности категорий специалисты и обеспечивающие специалисты, в случаях, указанных Президентом. (по решению представителя нанимателя) – руководители главной и ведушей групп. ГГС вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в порядке индивидуального служебного спора (КТС или суд).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8448 – | 7340 – или читать все.

188.163.64.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Проведение аттестации государственных гражданских служащих

Для эффективной работы государственных органов необходимо, чтоб кадры имели соответствующую подготовку и квалификацию. Именно в этом залог успешного функционирования всей системы, поэтому необходимо проводить проверку и оценку кадров на регулярной основе.

Для чего нужна аттестация сотрудников?

Чтобы государственная власть была эффективной и действенной, чиновники, осуществляющие эту власть, должны быть высокопрофессиональны и компетентны. Проверить уровень знаний служащих, соответствие их профессиональной компетенции предъявляемым требованиям можно в результате проведения аттестации государственных служащих.

К тому же данная проверка позволяет выявить наиболее талантливых и перспективных из них, а в будущем учитывать их кандидатуры для замещения вакансий вышестоящих должностей.

С другой стороны, аттестация является серьезным инструментом кадровой политики. Сотрудники, оценка которых вызывает сомнения в их подготовленности, направляются затем на дополнительные учебные курсы и переподготовку. А работники, показавшие неудовлетворительный результат, освобождаются от работы.

Цель проведения аттестации сотрудников:

  • оценить соответствие уровня профессиональной подготовки государственного служащего квалификационным требованиям;
  • направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения;
  • выявить наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе;
  • избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.

Правовое регулирование

Основные понятия и принципы организации аттестации закреплены в 79-ФЗ и Указе Президента N 110.

Помимо этого в любом государственном органе разработан и принят нормативный правовой акт (положение, регламент или порядок).

Итак, перечень актов, регулирующих процесс аттестации государственных служащих:

  • Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
  • Правовой акт органа государственной власти (положение, регламент или порядок)

Кого нельзя подвергать оценке?

Не все сотрудники подлежат аттестационной проверке. Отдельные категории работники не должны включаться в список аттестуемых:

  1. Сотрудники, работающие на госслужбе 11 месяцев и меньше.
  2. Сотрудники, которым уже исполнилось 60 лет.
  3. Женщины в положении.
  4. Матери, которыенаходятся в отпуске по уходу за детьми.
  5. Женщины, после декрета вернувшиеся на работу и отработавшие 11 месяцев и менее.
  6. Руководители, заключившие срочный контракт.
  7. Помощник (или «советник»), работающие по срочному контракту.
  8. Работники, которые сдали квалификационный экзамен 11 месяцев назад и менее.
  9. Сотрудники, аттестация которых состоялась менее трех лет назад.

Этапы проведения процедуры

Аттестация предполагает четыре основных этапа:

  1. подготовительный;
  2. тестирование;
  3. собеседование;
  4. итоговое решение.

Каждый из этапов, в свою очередь, делится на подэтапы.

Подготовка аттестации – самая трудоемкая и кропотливая ее часть. Она требует от кадровых специалистов тщательной проработки вопроса. Из чего же складывается подготовительный этап?

Шаг 1. Сформировать комиссию для аттестации.

Комиссия создается и утверждается приказом или распоряжением представителя нанимателя. На федеральном уровне не указана конкретная форма правового акта для формирования комиссии, поэтому каждый госорган выносит решением о виде утверждающего акта самостоятельно. Это может быть как приказ, так и распоряжение.

Обычно предложения о персональном составе и количестве членов, о точных сроках проведения готовит кадровый отдел.

В организации при необходимости возможно создание не одной, а двух комиссий. Так создается отдельная комиссия для аттестации государственных служащих, работа которых, так или иначе, предполагает использование информации, содержащей гостайну. Ее создание может утверждаться одним общим актом или готовится дополнительный приказ.

Комиссия не будет являться правомочной, если в ее состав не будут включены:

  • руководитель учреждения, прямые начальники госслужащего, в том числе из юридического, кадрового подразделений;
  • руководитель уполномоченного органа государственной службы;
  • независимые эксперты — члены общественных организаций, преподаватели высших учебных заведений. Причем в процентном соотношении число приглашенных экспертов должно равняться 25% от всех членов комиссии;
  • член общественного совета, если при организации создан такой совет.

Формируя комиссию, необходимо исключить ситуации, влекущие за собой конфликт интересов, тем самым предупредив возможность влияния на итоговое решение.

Возглавляет комиссию Председатель. Также в составе должна быть предусмотрена должность заместителя председателя и секретаря.

Если работник является членом аттестационной комиссии, то его работа в этой комиссии временно прекращается.

Необходимо учесть, что специалисты, включенные в комиссию по проверке сотрудников, работающих с информацией ограниченного распространения, также должны иметь допуск к гостайне.

Шаг 2. Составить список работников, подлежащих аттестационной проверке.

При формировании списка нужно проверить правомерность внесения в него данных. Так, в список не могут быть включены некоторые группы лиц. Информацию об этих группах смотри выше.

Шаг 3. Разработать и утвердить график проведения аттестации.

Подготовленный список указывается в графике проведения аттестационных мероприятий.

Сведения, указываемые в графике:

  1. наименование организации
  2. перечень служащих, подлежащих аттестации
  3. календарная дата и место, где будет проводиться заседание аттестации
  4. сроки предоставления пакета необходимых документов и ответственные за это.

Рекомендуется формировать и утверждать такой график ежегодно в конце года. Это позволит учесть запланированные отпуска работников организации.

Шаг 4. Обеспечить ознакомление аттестуемых с графиком не позднее, чем за один месяц до начала аттестации, сотрудники должны ознакомиться с графиком.

Шаг 5. Скомплектовать пакет документов для работы комиссии.

На каждого госслужащего, подлежащего аттестации, нужно подготовить пакет документов:

  • отзыв об исполнении возложенных обязанностей.
  • информация о поручениях, исполненных работников, и подготовленных им проектах документов.
  • аттестационный лист, в котором зафиксированы данные предыдущей проверки.

Для более полной оценки дополнительно включаются также копия должностного регламента и справка-объективка.

Шаг 6. Издать нормативный правовой акт о заседании комиссии.

Следующий этап предполагает прохождение тестирования.

С целью выявления уровня соответствия аттестуемого должности, которую он занимает, применяются различные методы тестирования. Например, письменные тестовые испытания, но, чтобы исключить возможность фальсификации результатов, предпочтительнее проведение тестовых зачетов в автоматизированной форме.

В разработке теста участвуют сотрудники кадровых служб, юристы, психологи.

Проверочный тест должен охватывать следующие темы:

  • отраслевая специфика организации;
  • основы законодательства;
  • противодействие коррупции;
  • основы общегражданского и делового этикета;
  • информационно-компьютерные технологии.

Третий этап – собеседование.

Для проведения заседания следует обеспечить явку членов комиссии и явку аттестуемого.

Неявка последнего влечет за собой серьезные последствия — вплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности. В случае причины, которая может быть расценена как уважительная, (заболел, находился в служебной командировке), сотрудника не наказывают, аттестацию переносят на иную дату.

Комиссия рассматривает предоставленные материалы и заслушивает работника. Стиль обсуждения — благожелательный, но объективный.

Заседание комиссии оформляется протоколом, где указывается решение и итоги голосования. Подсчет голосов проводится в отсутствии испытуемого.

Итоги процедуры

Заключительный этап аттестации – решение, которое утверждается нормативным актом. Также по итогам процедуры оформляется аттестационный лист. Его нужно довести до сведения госслужащего под роспись, а затем подшить в личное дело.

По итогам процедуры могут быть принято решение о премировании, присвоении новой категории или же об увольнении. Обратите внимание, что госслужащие должны быть ознакомлены с итогами аттестации и подписать аттестационные листы.

Если не сделать этого, тогда итоги не имеют никакой юридической силы. И увольнение их основании не правомочно, может быть оспорено в суде.

Как аттестовать гражданского служащего

Необходимость прохождения аттестации государственными гражданскими служащими определена в соответствующем Положении, утвержденном Указом Президента Российской Федерации № 110 от 01.02.2005, а также Федеральным законом № 79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этих нормах также оговаривается порядок, частота и другие детали проведения аттестации.

Кто должен проходить аттестацию

Согласно закону, проходить аттестацию обязаны все государственные гражданские служащие. Исключение составляют следующие категории:

  • служащие, проработавшие на занимаемой должности менее 1 года;
  • служащие, достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • служащие, прошедшие аттестацию менее одного года назад;
  • служащие, замещающие должности руководителей, помощников и советников, с которыми заключен срочный трудовой контракт (за исключением должностей, назначение на которые производится президентом или правительством).

Цель аттестации гражданского служащего

С какой целью проводится аттестация гражданского служащего? Основная цель аттестации государственного гражданского служащего — определение соответствия работника государственной гражданской службы его должности на основании его профессиональной деятельности. Кроме этого, оценивание знаний помогает своевременно выделить перспективных специалистов, определить их потенциал или необходимость направить на дополнительное обучение с целью повышения квалификации (или переобучение). В свою очередь, государственные гражданские служащие, показавшие в ходе аттестации негативные результаты, могут быть понижены в должности или даже при определенных обстоятельствах освобождены от занимаемой должности и уволены с государственной гражданской службы.

Частота проведения аттестации гражданского служащего

Как часто проводится аттестация гражданского служащего?

Существуют два вида аттестации:

  • очередная — проводится раз в три года;
  • внеочередная — может проводиться до истечения трехлетнего срока с момента последнего оценивания.

Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться по соглашению сторон с учетом годового отчета о результатах профессиональной деятельности служащего. Также она может быть проведена по инициативе нанимателя в связи с необходимостью сокращения кадрового состава или изменения условий оплаты труда.

Порядок проведения

Детали организации и проведения аттестации в государственных структурах должны быть разработаны и закреплены в специальном нормативном акте. Он может называться по-разному: положение, порядок, регламент (в нашей статье мы будем использовать термин «Положение»). Но суть его остается одна — в нем содержится полная информация о графике аттестации, аттестационной комиссии, необходимых документах, списке государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации, и непосредственно процедуре проведения.

Аттестационная комиссия

Порядок и правила формирования аттестационной комиссии подробно описаны в ст. 48 ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Аттестационная комиссия должна быть сформирована таким образом, чтобы среди ее членов не возникали конфликты интересов, которые могут повлиять на вынесение решений. Кроме того, должна учитываться специфика должностных обязанностей служащих, поэтому при необходимости может быть создано несколько комиссий. Например, аттестация государственных гражданских служащих, использующих в своей работе информацию, содержащую государственную тайну, проводится отдельно. При этом и члены аттестационной комиссии должны иметь соответствующий допуск.

Комиссия должна состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Ее членами могут быть: представитель нанимателя, представитель федерального государственного органа по управлению госслужбой, представители образовательных организаций в качестве независимых экспертов. Численность последних должна составлять не менее ¼ от общего числа членов. Все члены аттестационной комиссии имеют равные права при принятии решений. Если член аттестационной комиссии сам является государственным гражданским служащим, которому положено пройти эту процедуру, он временно выводится из состава комиссии.

График аттестации

График аттестации государственных гражданских служащих составляется ежегодно и утверждается нанимателем. При этом каждый из аттестуемых должен быть ознакомлен с этим документом не позднее чем за месяц до ее проведения. График должен содержать следующие сведения:

  • название государственной структуры, подразделения, в которых проводится аттестация;
  • перечень государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • дата, время и место проведения аттестации;
  • дата предоставления в комиссию необходимых документов;
  • список ответственных за их предоставление руководителей.

Бланк графика проведения аттестации

Подготовка документов

Абсолютно на каждого гражданского служащего, подлежащего аттестации, готовится пакет документов, который должен содержаться в положении об аттестации. Обычно в него включают:

  • аттестационный лист с результатами предыдущей аттестации;
  • отзыв об исполнении государственным гражданским служащим своих обязанностей, подписанный руководителями и самим служащим;
  • отчеты о проделанной работе и т. п.

Отзыв об исполнении гражданским служащим своих обязанностей должен быть подготовлен и передан в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до даты проведения аттестации, что прописано в Положении о проведении аттестации государствен­ных гражданских служащих Российской Федерации.

Бланк аттестационного листа

Бланк отзыва об аттестуемом служащем

В Положении могут быть закреплены формы этих документов, а также возложена обязанность их подготовки на какого-либо сотрудника.

Процедура проведения аттестации

Не менее чем за неделю до планируемой аттестации работник кадровой службы обязан ознакомить каждого подлежащего аттестации государственного гражданского служащего с подготовленным для передачи в аттестационную комиссию отзывом об исполнении им своих обязанностей. В случае несогласия с предоставленной информацией гражданский служащий имеет право самостоятельно подготовить дополнительные документы, подтверждающие его успешную деятельность на государственной гражданской службе.

Во время проверки знаний аттестуемый приглашается в специально выделенное помещение к аттестационной комиссии, которая изучает предоставленные документы, а также может проводить тестирования, опросы, собеседования и другие процедуры, позволяющие определить квалификационный уровень гражданского служащего. Все эти детали должны быть закреплены в Положении.

Если гражданский служащий не явился, то, в зависимости от того, была ли причина отсутствия уважительной или нет, мероприятие может быть перенесено, проведено заочно либо на служащего может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Варианты принятых решений

Формулировки, порядок и сроки оглашения решений аттестационной комиссии рекомендуется закрепить в Положении. Сами решения могут иметь следующие формулировки:

  • соответствует занимаемой должности гражданской службы;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
  • не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

Все результаты вносятся в протокол заседания комиссии. При вынесении решения рекомендуется обосновать его и предложить меры по улучшению результатов аттестации.

Аттестационный лист предоставляется гражданскому служащему для ознакомления под подпись и далее хранится в его личном деле вместе с отзывом о выполнении обязанностей и отчетом о работе.

Не позднее чем через 7 дней после проведения аттестации государственных гражданских служащих ее итоги должны быть переданы представителю нанимателя, который, в свою очередь, в течение 30 дней издает правовой акт государственного органа с решениями относительно аттестованных гражданских служащих. Варианты решения могут быть следующими:

  • о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • о направлении гражданского служащего на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации;
  • о понижении гражданского служащего в должности гражданской службы.

Согласно трудовому законодательству, уволить сотрудника с гражданской службы по итогам аттестации нельзя. Но если он отказывается от понижения в должности, повышения квалификации или проходить переподготовку, тогда работодатель имеет право отстранить гражданского служащего от должности и уволить с гражданской службы. (п. 17 ст. 48 ФЗ № 79-ФЗ).

Бланк протокола заседания комиссии

Обжалование результатов

При несогласии с результатами аттестации или решением, принятым по ее итогу, сотрудник государственной гражданской службы имеет полное право на обжалование этих результатов (п. 18 ст. 48 ФЗ № 79-ФЗ). Обжалование можно проводить через трудовой спор или в судебном порядке.

Цели, задачи и функции аттестации государственных гражданских служащих

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации” в ст.24 определяет, что аттестация проводится в целях:

  • а) определения уровня профессиональной подготовки;
  • б) определения соответствия занимаемой должности;
  • в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда;
  • г) совершенствования деятельности государственного органа.

Вышеперечисленные цели можно дифференцировать и сказать о том, что одни цели являются контрольными, поскольку преследуют интерес государства и общества иметь в государственном аппарате высококвалифицированных специалистов, усовершенствовать систему управления, оптимально использовать кадровый потенциал. Другие цели относятся к мотивационным и преследуют личностный интерес государственного служащего, подвергающегося аттестационной процедуре, результатами которой могут стать: повышение или понижение по службе, награды и т.п.

Основной задачей аттестации госслужащих является определение соответствия государственных служащих занимаемым должностям. Однако, в ходе проведения аттестации решается ряд других дополнительных задач, в частности:

выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;

определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;

обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Также, по мнению А.В. Куракина и А.А. Савостина, в более широком понимании аттестация решает следующие задачи:

  • – соблюдение принципов государственной службы;
  • – обеспечение дисциплины и законности в системе государственной службы;
  • – формирование профессионального кадрового потенциала государственных органов;
  • – выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью продвижения его по службе;
  • – применение к государственному служащему мер ответственности и стимулирования;
  • – обеспечение реального функционирования механизма продвижения государственных служащих по служебной лестнице;
  • – поддержание стабильности в системе государственной службы;
  • – стимулирование повышения квалификации и профессионализма государственных служащих.

Функции аттестации государственных служащих можно подразделить на явные и скрытые.

Явной функцией аттестации государственного служащего является установление факта соответствия занимаемой государственной должности государственной службы. Явными являются и возможные компоненты, связанные с проведением аттестации. К примеру, график проведения аттестации. График проведения аттестации дает возможность аттестуемому государственному служащему подготовиться к аттестации и присутствовать при ее проведении. Аттестация государственного служащего обеспечивает объективность решения об изменении или сохранении социального положения аттестуемого государственного служащего. Характеристика фиксирует сильные и слабые стороны аттестуемого государственного служащего.

Скрытые функции аттестации государственного служащего: придание большого веса принятым ранее кадровым решениям, углубление знакомства с подчиненными, их возможностями и способностями, придание коллективу дополнительного стимула для улучшения работы, мотивация и стимулирование труда, планирование карьеры сотрудников и др.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что исходя из своих принципов, целей, задач и функций, аттестация государственных служащих призвана способствовать:

  • – совершенствованию деятельности государственных органов по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров;
  • – определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности;
  • – повышению эффективности управленческого труда и развитию творческой инициативы;
  • – обеспечению социальной защищенности гражданских служащих путем дифференциации оплаты их труда;
  • – решению вопроса о повышении гражданского служащего в должности, другого трудового стимулирования.

Аттестация государственных служащих: сущность и порядок проведения

Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 – 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике проведения аттестации указываются: а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация; б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации; в) дата, время и место проведения аттестации; г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем. Отзыв, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем: а) фамилия, имя, отчество; б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность; в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие; г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, – также организаторские способности.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы. На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

Вопросы для повторения и обсуждения

1.Почему организации оценивают своих сотрудников? Назовите преимущества, которые даёт систематическая и регулярная оценка персонала.

2. Виды и функции деловой оценки персонала .

3. Дайте сравнительную характеристику разных методов оценки персонала. Чем определяется выбор того или иного метода оценивания?

4. Какие типы аттестации персонала вам известны?

5.Перечислите функции аттестации, требования к организации аттестационного процесса.

6. Особенности организации аттестации государственных служащих.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9819 – | 7684 – или читать все.

188.163.64.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:
http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/attestaciya/gosudarstvennyx-sluzhashhix.html
http://clubtk.ru/kak-attestovat-grazhdanskogo-sluzhashchego
http://vuzlit.ru/1608066/tseli_zadachi_funktsii_attestatsii_gosudarstvennyh_grazhdanskih_sluzhaschih
http://studopedia.ru/6_36375_attestatsiya-gosudarstvennih-sluzhashchih-sushchnost-i-poryadok-provedeniya.html
http://studopedia.ru/4_53977_attestatsiya-gosudarstvennogo-sluzhashchego.html

Ссылка на основную публикацию