Должностная инструкция преподавателя: обязанности в школе, колледже, ВУЗе

Должностная инструкция и обязанности преподавателя

Преподаватель – это педагог, который занимается обучением чему-либо своих учеников. Эта должность является одной из самых распространенных в обществе и часто встречается в средне-специальном или высшем учебном заведении. Такая престижная профессия призвана воспитывать и обучать следующие поколения, давать им необходимые для дальнейшей жизни знания.

Должности в ВУЗе

Преподавательские должности в ВУЗах имеют строгую иерархию и делятся на 5 категорий:

  1. Ассистент. Младшая преподавательская должность, часто совмещается им с учебой в аспирантуре. Ассистент обязательно должен иметь высшее образование. Он проводит семинары и лабораторные занятия, часто присутствует на зачетах и экзаменах для помощи лектору при сдаче их студентами.
  2. Преподаватель. Это промежуточная должность, к тому же достаточно редкая. Занять ее могут педагог только с опытом работы, который к тому же не имеет никакой ученой степени.
  3. Старший преподаватель. Имеет право сам читать курс лекций и принимать у студентов зачеты и экзамены. Для получения этой должности должно пройти как минимум 3 года преподавательского стажа. Часто старшим преподавателем также работает лицо с большим опытом работы, но не имеющее никакой ученой степени.
  4. Доцент. Работник ВУЗа, часто кандидат наук, с большим опытом преподавательской работы.
  5. Профессор. Имеет степень доктора наук, работник со значительным опытом преподавательской работы.

Общие положения

В этом пункте инструкции оговариваются общие правила и требования, предъявляемые к будущему работнику. Определяются основные задачи преподавателя, требования к его квалификации, подчиненность. Здесь также перечисляются нормативные правовые акты, которыми преподаватель должен руководствоваться во время своей деятельности.

Круг обязанностей

Это один из самых подробных пунктов договора. Здесь должны быть подробно прописаны виды работ ВУЗовского работника и обязанности его деятельности в структуре преподавательского состава. За основу наниматель обязательно берет соответствующий пункт квалификационных преподавательских характеристик, находящихся в ЕКСД.

Могут также быть прописаны обязанности квалификационных характеристик и других должностей, но содержание преподавательской работы и их должны быть близким по смыслу и содержанию. Объём их должен зависеть от квалификации работника ВУЗа и определяться на основе его квалификационной характеристики.

Опрятный внешний вид – это отдельная обязанность. В учреждениях образования может существовать дресс-код, который должен соблюдаться преподавательским составом. Всё оговаривается в этом пункте инструкции и неукоснительно соблюдается в дальнейшем.

Невыполнение обязанностей влечет за собой последствия, итог которых прописывается здесь же и может начинаться штрафом или выговором и заканчиваться увольнением с занесением в личную карточку преподавателя.

Функции и требования

Для преподавателя ВУЗа характерны три типа деятельности, выполнение которых должно быть прописано в инструкции: педагогическая, научная и общественная (социальная активность). В зависимости от степени преподавательской деятельности, профессионализма и опыта прописывается круг задач, который будет стоять перед ним во время его работы.

Современные условия все больше и больше требуют от научно-преподавательских кадров образования. Теперь практически в каждой инструкции преподавателя обязательно будет оговорена базовая вузовская, поздняя послевузовская подготовка, а также количество посещений курсов повышения квалификации.

Права и ответственность

Преподаватель в этом пункте инструкции знакомится со своими правами, которые предоставляются ему для исполнения им обязанностей в ВУЗе.

Пункт правил сообщает, за что несет ответственность работник при невыполнении им оговоренных предписаний в процессе преподавания или иной его необходимой деятельности.

По истечении времени договора здесь часто определяются результаты работы по должности, и дается оценка надлежащего или ненадлежащего исполнения его обязанностей.

Права и ответственность преподавателей не варьируются от их ученой степени. Они у всех одинаковы и наказание за их несоблюдение не должно отличаться ни у кого.

Часто в инструкции указываются права и ответственность непосредственных начальников преподавателя, границы их ответственности перед отдельным работником.

Взаимоотношения по должности

Указываются связи преподавателя внутри коллектива, необходимость взаимодействия с другими структурными подразделениями и сторонними организациями в процессе выполнения его рабочей деятельности. Прописываются иерархия от младшего преподавательского состава к старшему, уровни «начальник/подчиненный». Старший преподавательский состав всегда будет главенствовать над младшим.

Прописываются вид поручений, которые должен выполнять работник, их форма (устная или письменная), от кого он их обязан получать и кому вправе отдавать свои. Оговариваются к исполнению/неисполнению поручения, которые не касаются его прямых преподавательских и иных обязанностей, наличие необходимых для этого документов, резолюции или устного/письменного распоряжения непосредственного начальника.

Условия работы и оплаты

Здесь оговаривается трудовой распорядок, количество рабочих часов за указанный в договоре промежуток времени. Может быть подробно прописан внутренний трудовой распорядок в ВУЗе, который должен будет соблюдаться преподавателем.

Прописывается оплата, чаще всего за один преподавательский час. Размер ее зависит напрямую от квалификации преподавателя, присутствия ученой степени, наличия того или иного звания и существующего стажа работы. В ВУЗах существует штатно-окладная система оплаты. Оклады по должности – это фиксированная величина. Заработная плата выплачивается работнику в сроки, определяемые коллективным договором.

В инструкции должны быть рассмотрены методы работы в индивидуальных условиях образовательной среды, наличие необходимых ресурсов для преподавательской деятельности, пособий, конспектов лекций, практических и теоретических занятий, программ, указана компьютеризация и возможность выхода в Internet.

Документы, регулирующие деятельность

Пункт основан на нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций:

  • Конституция страны;
  • федеральные законы о преподавании;
  • Постановления Правительства о преподавании;
  • Приказы Министерства образования и науки страны;
  • законы города, где находится ВУЗ;
  • распоряжения актов комитета по образованию.

Все необходимые выписки из этих документов и ссылки на них должны быть освещены здесь. Работа в ВУЗе должна быть построена так, чтобы она не нарушала закона страны.

Один образец должностной инструкции преподавателя выдаётся только одному работнику и составляется отдельно на каждую преподавательскую квалификацию. Документ должен быть закреплен необходимыми подписями и печатями.

В самой инструкции должны быть внесены паспортные данные преподавателя. Документ существует в двух экземплярах, один из которых хранится в отделе кадров ВУЗа, а другой – непосредственно у работника.

Ниже представлен вебинар по трудовым функциям и должностным обязанностям педагогических работников.

Томский коммунально-строительный техникум

. отличный старт в профессию

Должностная инструкция преподавателя

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Томский коммунально-строительный техникум»

на заседании педагогического совета И.О. директора ОГБОУ СПО «ТК-СТ»

Протокол №________________ ______________________Л.И. Ющубе

«__» __________________2012г. «__» __________________2012г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

1. Общие положения

1.1. Преподаватель относится к категории специалистов.

1.2. На должность преподавателя принимается лицо:

– имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда ( часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности ( часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления ( часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке ( часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения ( часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ).

1.3. Преподаватель должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

– Конвенцию о правах ребенка;

– содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;

– основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум», а также основы экономики, организации производства и управления;

– педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;

– современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– основы экологии, экономики, социологии;

– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

– основы трудового законодательства;

– Правила внутреннего трудового распорядка областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум»;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.4. Преподаватель в своей деятельности руководствуется:

– Уставом областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум»;

– настоящей должностной инструкцией;

– иными актами и документами, непосредственно связанными с трудовой функцией преподавателя.

1.5. Преподаватель подчиняется непосредственно директору областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум».

1.6. В период отсутствия преподавателя (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Преподаватель относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н).

2.1. Обеспечение обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

2.2. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

3. Должностные обязанности

Преподаватель исполняет следующие обязанности:

3.1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

3.2. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные.

3.3. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

3.4. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

3.5. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

3.6. Соблюдает права и свободы обучающихся.

3.7. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

3.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации).

3.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

3.10. Участвует в работе предметно-цикловых) комиссий, конференций, семинаров.

3.11. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

3.12. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими.

3.13. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

3.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

3.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Преподаватель имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства образовательного учреждения.

4.2. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.

4.3. Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.5. Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.

5.1. Преподаватель привлекается к ответственности:

– за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

– за нарушение Устава бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум»;

– за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;

– за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

– за причинение ущерба образовательному учреждению – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Условия работы

6.1. Режим работы преподавателя на этом участке определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

6.2. В соответствии с Приложением № 5 «Положения об оплате труда ГОУ Томский коммунально-строительный техникум» работодатель проводит оценку эффективности деятельности преподавателя. Комплекс мероприятий по оценке эффективности утвержден «Положением об оплате труда ГОУ Томский коммунально-строительный техникум», утвержденным 30.09.2010 г. и включает в себя:

– применение современных информационно-коммуникационных технологий

– работа на имидж техникума

– добросовестное выполнение должностных обязанностей

– посещаемость занятий студентами

– комплексное методическое обеспечение

7. Заключительные положения

7.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности «Мастера производственного обучения» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26августа 2010 г. N 761н), Федеральных государственных образовательных стандартов СПО, Устава областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский коммунально-строительный техникум».

7.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается росписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя.

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция преподавателя

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция преподавателя [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Преподаватель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность преподавателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность преподавателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Преподаватель должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

– Конвенцию о правах ребенка;

– содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;

– основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательной организации, а также основы экономики, организации производства и управления;

– педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;

– современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

– основы трудового законодательства;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– основы экологии, экономики, социологии;

– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

– правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.5. Преподавателю запрещается:

– оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов преподавателя;

– использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Преподаватель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

2.1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

2.2. Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные.

2.3. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

2.4. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

2.5. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.6. Соблюдает права и свободы обучающихся.

2.7. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т. ч. ведение электронных форм документации).

2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.10. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.

2.11. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.12. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими.

2.13. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

2.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.25. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.26. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Преподаватель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Преподаватель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Оренбургский государственный университет

Должностная инструкция преподавателя кафедры

Скачать

1 Общие положения

1.1 Преподаватель кафедры относится к категории специалистов.

1.2 На должность преподавателя кафедры назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (высшее) образование и стаж работы в образовательной организации высшего образования не менее 1 года, при наличии высшего образования по программам подготовки кадров высшей квалификации или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.

1.3 Назначение на должность преподавателя кафедры и освобождение от нее производится приказом ректора университета в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

1.4 Преподаватель кафедры должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего образования;
  • локальные нормативные акты университета;
  • федеральные государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • порядок составления учебных планов;
  • правила ведения документации по учебной работе;
  • основы педагогики, физиологии, психологии;
  • методику профессионального обучения;
  • современные формы и методы обучения и воспитания;
  • культуру общения и служебной этики;
  • методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;
  • основы экологии, права, социологии;
  • правила и нормы охраны труда, правила противопожарного режима в Российской Федерации, санитарно-гигиенические нормативы и правила.

1.5 В своей деятельности преподаватель кафедры руководствуется:

  • действующим законодательством Российской Федерации;
  • приказами Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • уставом университета;
  • решениями ученого совета университета и факультета (института);
  • приказами и распоряжениями руководства университета;
  • распоряжениями декана факультета (директора института), заведующего кафедрой;
  • решениями заседания кафедры;
  • положением о факультете (институте) университета;
  • положением о кафедре;
  • кодексом этики и служебного поведения работников ОГУ;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • санитарно-гигиеническими нормативами и правилами;
  • программами, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности;
  • положением об обеспечении безопасных условий и охраны труда;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6 Преподаватель кафедры подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.

1.7 На время отсутствия преподавателя кафедры (болезнь, отпуск, командировка) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом ректора, которое приобретает права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2 Должностные обязанности

2.1 Преподаватель кафедры обязан:

2.1.1 Организовывать и проводить учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций.

2.1.2 Участвовать в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения университета.

2.1.3 Обеспечивать выполнение учебных планов и программ.

2.1.4 Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывать или принимать участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы.

2.1.5 Организовывать и планировать методическое и техническое обеспечение учебных занятий.

2.1.6 Создавать условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.

2.1.7 Принимать участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием.

2.1.8 Контролировать и проверять выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий.

2.1.9 Контролировать соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий.

2.1.10 Участвовать в организуемых в рамках тематики направлений исследовательской работы кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях университета.

2.1.11 Соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего распорядка, правила и нормы охраны труда, правила противопожарного режима, санитарно-гигиенические нормативы и правила.

2.1.12 Осуществлять сбор, хранение, использование и распространение персональных данных работника, обучающегося и иного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.1.13 Предоставлять персональные данные работника и обучающегося только лицам, уполномоченным на получение, обработку, хранение, передачу и другое использование персональных данных, и только в части, которая необходима им для выполнения их должностных обязанностей.

2.1.14 Обеспечивать защиту персональных данных работника, обучающегося и иного лица от неправомерного их использования или утраты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.1.15 Обеспечивать работнику, обучающемуся и иному лицу свободный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей его персональные данные.

2.1.16 Воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений.

2.1.17 Воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения.

2.1.18 Незамедлительно информировать непосредственного руководителя или руководство ОГУ о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений.

2.1.19 Незамедлительно информировать непосредственного руководителя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками.

2.1.20 Сообщать непосредственному руководителю о возможности возникновения либо о возникшем конфликте интересов.

  • обучение и проверку знаний по охране труда не позднее одного месяца со дня вступления в должность, один раз в три года — периодическое обучение и проверку знаний требований охраны труда;
  • при поступлении на работу: вводный инструктаж по охране труда и вводный инструктаж по пожарной безопасности, а на работах с вредными и (или) опасными условиями труда обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте под наблюдением опытного работника (руководителя стажировки), и проверку знаний, с записью результатов в журнале первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • инструктажи по охране труда и пожарной безопасности: первичный на рабочем месте, повторный не реже одного раза в полугодие;
  • предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и (или) иными федеральными законами;
  • обучение по программе пожарно-технического минимума не реже одного раза в год.

2.1.22 Контролировать выполнение обучающимися (студентами, слушателями) правил и норм охраны труда, санитарно-гигиенических нормативов и правил, правильность применения средств индивидуальной и коллективной защиты.

2.1.23 Выполнять работу в соответствии с требованиями безопасности и не покидать лабораторию, учебную мастерскую, аудиторию до окончания проведения лабораторного или практического занятия, следить за правильным применением обучающимися оборудования, приспособлений, материалов и т. д., обеспечивать беспрепятственный доступ представителей административно-общественного контроля университета в целях проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах и учебного процесса.

2.1.24 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в том числе работников и обучающихся университета, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья.

2.2 Преподаватель кафедры имеет и иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, законодательством об образовании, уставом университета, коллективным договором, трудовым договором, правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами университета.

3.1 Преподаватель кафедры имеет право:

3.1.1 Требовать соблюдения данных университетом обязательств и социальных гарантий по трудовому договору и защищать свои права в порядке, установленном законом и коллективным договором.

3.1.2 Повышать свою квалификацию в соответствии с производственной необходимостью, требовать повышения оплаты труда в связи с изменением квалификационного уровня.

3.1.3 Вносить заведующему кафедрой предложения по корректировке плана работы кафедры, рабочих программ и другой учебной документации кафедры с последующим их утверждением в установленном порядке.

3.1.4 Избирать и быть избранным в ученые советы университета, факультета (института).

3.1.5 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической, научно-исследовательской работы кафедры.

3.1.6 Излагать учебный материал по своим методикам, выбирать методы и средства обучения, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.

3.1.7 Пользоваться бесплатными услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений.

3.1.8 Получать и обрабатывать персональные данные работников, обучающихся и иных лиц в рамках трудовых, гражданско-правовых и иных правоотношений с целью использования в учебно-научной, управленческой, административной и иной не запрещенной законом деятельности университета, обеспечения соблюдения требований законов и иных нормативных правовых актов, а также предоставления сторонним лицам в рамках требований законодательства Российской Федерации.

3.1.9 Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.1.10 В установленном порядке обжаловать распоряжения заведующего кафедрой, декана факультета (директора института) и другие организационно-распорядительные акты руководства университета.

3.2 Преподаватель кафедры имеет и иные права, предусмотренные трудовым законодательством, законодательством об образовании, уставом университета, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами университета.

Преподаватель кафедры несет ответственность:

4.1 За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2 За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3 За причинение материального ущерба — в соответствии с действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4 За несоблюдение установленного противопожарного режима в университете, а также несоблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиенических нормативов и правил — в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4.5 За нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных, — в соответствии с действующим уголовным, административным, гражданским и трудовым законодательством Российской Федерации.

4.6 За несвоевременное доведение до руководства информации о каждом несчастном случае, о ситуации, создающей угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, — в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5 Взаимоотношения по должности

В процессе своей работы преподаватель кафедры:

5.1 Взаимодействует со структурными подразделениями университета в пределах своей компетенции.

Источники:
http://tomkst.tomsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=305:instrukzijaprepodavatelja&catid=53:fgos&Itemid=189
http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-prepodavatelya
http://www.osu.ru/doc/170
http://znaybiz.ru/kadry/trudoustrojstvo/dolzhnostnye-instrukcii/prikaz-ob-izmenenii-dolzhnostnoj-instrukcii.html

Ссылка на основную публикацию
×
×